«Средняя общеобразовательная школа № 2 города Ершова Саратовской области им. Героя Советского Союза М.А. Зуева»
1. Создать условия для развития интереса учащихся к физике.
2. Способствовать приобретению учащимися навыков исследовательской деятельности.
3. Воспитывать аккуратность, чёткость и организованность, ответственность за порученное дело.
4. Развивать аналитическое мышление и творческую самостоятельность учащихся, умение проводить исследования и анализировать полученные результаты.
- умение самостоятельно ставить цели, использовать ранее изученный материал по другим учебным предметам для решения учебных физических проблем.
Этап | Содержание этапа | Развитие УУД |
Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
Постановка проблемной ситуации | Здравствуйте ребята. Сегодня наше занятие мы начнём с игрушки, которую все знают - это неваляшка или её ещё называют «Ванька-встанька». (Игрушка на столе) Предлагаю проблемную ситуацию: Почему игрушку «Ванька-встанька» нельзя повалить? Выслушиваю все гипотезы учащихся – организую беседу, предлагая любому желающему выйти к столу и толкнуть или наклонить игрушку, чтобы она потеряла равновесие (сама демонстрирую любые действия с игрушкой, если никто не желает выходить - провожу эксперимент, который наглядно показывает проблемную ситуацию) | Самостоятельно решают проблему. Высказывают предположения, демонстрируют способы решения проблемы. ( внутри игрушки есть предмет, который заставляет её удерживать равновесие) | Умение высказывать свои предположения, пытаться предлагать способ её проверки |
Молодцы! Правильно! У любого тела есть точка, которую называют центром тяжести и если её правильно располагать, то тело никогда не потеряет равновесие и не упадёт | Слушают, возможно, задают вопросы |
Введение в тему или актуализация | Задаю вопрос: Ребята скажите, а где же применяется это правило? Слайды 2-6 Применение центра тяжести. Посмотрите на слайд и ответьте на вопрос Выслушиваю ответы учащихся с мест Молодцы! Правильно! | Перечисляют примеры применения данного правила: 1. Цирковые артисты при хождении по канату держат в руках тяжелые шесты; 2. Строительство зданий (пизанская башня); 3. Езда на двухколёсном велосипеде и т.д. и т. п. | Умение выражать свои мысли |
В строительстве применяются два вида приспособлений, которые помогают рабочим определить горизонтальный и вертикальный уровни, чтобы ровно вывести при кладке кирпича угол здания, или правильно, без перекоса вставить дверь, а так же ровно настелить полы. (Показываю приспособления) | Слушают учителя. Рассматривают приспособления. Задают вопросы. Приводят примеры. |
Задаю вопрос: Ребята, а как узнать в каком конкретном месте находится центр тяжести тела? Мы не будем рассматривать сложные объёмные тела, а начнём с известных вам геометрических фигур. (Показываю ребятам большие цветные картонные фигуры – они их называют, я приклеиваю их магнитами на доску и подразделяю их на две группы: правильные (квадрат, ромб, прямоугольник, круг, кольцо) и неправильные (овал, прямоугольный треугольник, равнобедренный треугольник, тупоугольный треугольник, трапеция, параллелограмм) Молодцы! Правильно! | Слушают учителя. Отвечают на вопрос. Называют геометрические фигуры, которые я показываю. |
Ребята, да доске мы видим две группы геометрических фигур, как можно определить их центр тяжести. Слушаю ответы учеников, помогаю сформулировать ответ. | Слушают учителя. Отвечают на вопрос - у фигур правильной формы центр тяжести находится в центре фигуры, а с фигурами неправильной формы возникают затруднения с ответом… |
Предлагаю проверить выдвинутую ребятами гипотезу с помощью линейки, карандаша и картонной фигурки, которые можно выбрать на столах. | Выбирают понравившуюся фигурку из картона, с помощью линейки и простого карандаша, соединяют противоположные углы, и точка пересечения и будет являться центром тяжести тела. У круга нет углов, но центр тяжести есть – это центр окружности, а у кольца – центр тяжести находится вне фигуры… | Умение использовать представленное оборудование. Умение работать по предложенному плану |
Время вышло. Отложили оборудование. Кто готов показать на демонстрационном оборудование свою фигуру? Все желающие могут показать свою работу. Очень аккуратно, не торопясь, располагаем фигурку на заострённую вершину Молодцы! Правильно! У всех фигурки прошли испытания, и не одна не упала, удерживаясь на экспериментальной установке параллельно крышке стола. | Выходят учащиеся по желанию и самостоятельно устанавливают свои фигурки на демонстрационное оборудование (подставка с заострённой вершиной, на которую и необходимо попасть центром пересечения всех получившихся линий – это и будет – центр тяжести или центр равновесия плоской фигуры) |
Постановка целей урока | Задаю вопрос: Ребята, а вы хотели бы узнать о центре тяжести любого плоского тела неправильной формы? Слушаю ответы учеников и помогаю определить цели | Перечисляют всё, что хотели бы узнать о центре тяжести | Умение грамотно формулировать вопросы |
Исследование | Чтобы ответить на поставленные вопросы, проведём небольшое исследование с простейшим оборудованием, которое находится на ваших столах: линейка, иголка с ниткой, карандаш и различные плоские фигуры (звёздочки, треугольники), из плотного картона. Работать будем в группах. Чтобы правильно определить центр тяжести своей фигуру посмотрим последовательность выполнения опыта. Слайды 12-16 Способ нахождения центра тяжести плоской фигуры неправильной формы Данное задание выполняем 3 минуты. Прошла между рядами, но детям помогаю, только в том случае, когда они попросят об этом. | Выполняют работу по алгоритму С помощью представленного оборудования, методом построения, определяют центр тяжести свое фигуры | Умение использовать представленное оборудование. Умение работать по предложенному плану |
Время вышло. Отложили оборудование. Кто готов показать на демонстрационном оборудование свою фигуру? Все желающие могут показать свою работу. Очень аккуратно, не торопясь, располагаем фигурку на заострённую вершину Молодцы! Правильно! У всех фигурки прошли испытания, и не одна не упала, удерживаясь на экспериментальной установке параллельно крышке стола. | Выходят учащиеся по желанию и самостоятельно устанавливают свои фигурки на демонстрационное оборудование (подставка с заострённой вершиной, на которую и необходимо попасть центром пересечения всех получившихся линий – это и будет – центр тяжести или центр равновесия плоской фигуры) |
Актуализация и уточнение представлений учащихся о центре тяжести | Просмотрим видео https://youtu.be/m34sv6EJUSg это не фокус, это реально сделать самому | Смотрят видео, присутствует эффект удивления Внимательно слушают выступление одноклассников, и сами высказывают свои выводы | Умение высказывать свои предположения, умение слушать и слышать, делать выводы из полученной информации, уметь выделять главное |
Просмотрим видео (возможен просмотр частично, из-за экономии времени) https://youtu.be/Wb885N4Ah7I?t=596 Слушаю ответы, при необходимости вношу поправки. Молодцы! Правильно! |
Итог | Задаю вопрос: Ребята, мы доказали существование центра тяжести любого плоского тела? Что сегодня на уроке вам показалось: самым трудным; самым важным; самым интересным? | Отвечают на вопросы Точность и аккуратность выполнения алгоритма нахождения центра тяжести плоской фигуры. Узнали, почему цирковые акробаты не падают при построении пирамид. Важность расчёта центра тяжести в строительстве высотных зданий. | |
Ребята, на ваших столах находятся цветные стикеры, а на доске при смайлика: весёлый, безразличный и грустный. Покидая своё рабочее место, приклейте свой стикер к тому смайлику, который выражает ваше настроение после занятия… | Выбирают смайлика, который отвечает их настроению (у всех «весёлый») | |