СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цифровая разработка по теме "Фонетика" для 7-9 классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по фонетике. Подходит для повторения в 7-9 классах. 

Просмотр содержимого документа
«Цифровая разработка по теме "Фонетика" для 7-9 классов»

Фонетика

Фонетика

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка: звуки речи, их чередования, свойства звуков, ударение, интонацию, членение речи на фразы, слова, слоги.

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка: звуки речи, их чередования, свойства звуков, ударение, интонацию, членение речи на фразы, слова, слоги.

Звуки речи Гласные Состоят из голоса При образовании воздух проходит через рот свободно Образуют слог Согласные Состоят из голоса и шума или только из шума При образовании воздушная струя встречает преграды Не образуют слог

Звуки речи

Гласные

  • Состоят из голоса
  • При образовании воздух проходит через рот свободно
  • Образуют слог

Согласные

  • Состоят из голоса и шума или только из шума
  • При образовании воздушная струя встречает преграды
  • Не образуют слог
Гласных звуков в русском языке – 6. Они разделяются на ударные и безударные . Согласных звуков в русском языке – 36. В зависимости от участия голоса и шума все согласные делятся на две группы: сонорные и шумные.

Гласных звуков в русском языке – 6. Они разделяются на ударные и безударные .

Согласных звуков в русском языке – 36.

В зависимости от участия голоса и шума все согласные делятся на две группы: сонорные и шумные.

У сонорных согласных [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’], голос значительно преобладает над шумом.

У сонорных согласных [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’], голос значительно преобладает над шумом.

Шумные согласные делятся также на две группы: Звонкие согласные – шум преобладает над голосом: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з’], [з];  Глухие согласные – участвует только шум: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

Шумные согласные делятся также на две группы:

  • Звонкие согласные – шум преобладает над голосом: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з’], [з];
  • Глухие согласные – участвует только шум: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].
Большинство звонких и глухих шумных согласных в русском языке составляют пары, совпадающие по всем остальным признакам. Таких пар в русском языке 11: [б] - [п] [б’] - [п’] [в] - [ф] [в’] - [ф’] [г] - [к] [г’] - [к’] [д] - [т] [д’] - [т’] [ж] - [ш] [з] - [с] [з’] - [с’]

Большинство звонких и глухих шумных согласных в русском языке составляют пары, совпадающие по всем остальным признакам. Таких пар в русском языке 11:

[б] - [п]

[б’] - [п’]

[в] - [ф]

[в’] - [ф’]

[г] - [к]

[г’] - [к’]

[д] - [т]

[д’] - [т’]

[ж] - [ш]

[з] - [с]

[з’] - [с’]

Лишь несколько шумных глухих согласных не имеют парных звонких: [х], [х‘], [ц], [ч‘], [щ‘].

Лишь несколько шумных глухих согласных не имеют парных звонких: [х], [х‘], [ц], [ч‘], [щ‘].

Согласные делятся на твёрдые и мягкие. В русском языке большинство твёрдых и мягких согласных образуют пары, например мягкий согласный [т’] и твёрдый [т]. Таких пар в современном русском языке 15. Непарными твёрдыми согласными являются звуки [ж], [ш], [ц], а непарными мягкими – [ч’], [щ’], [й’].

Согласные делятся на твёрдые и мягкие.

В русском языке большинство твёрдых и мягких согласных образуют пары, например мягкий согласный [т’] и твёрдый [т]. Таких пар в современном русском языке 15.

Непарными твёрдыми согласными являются звуки [ж], [ш], [ц], а непарными мягкими – [ч’], [щ’], [й’].

На письме мягкость согласных звуков обозначается одним из способов: С помощью последующего мягкого согласного (ко ст и, зо нт ик); С помощью Ь (пи сь мо, ко нь ки); С помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И ( мё д, ля мка).

На письме мягкость согласных звуков обозначается одним из способов:

  • С помощью последующего мягкого согласного (ко ст и, зо нт ик);
  • С помощью Ь (пи сь мо, ко нь ки);
  • С помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И ( мё д, ля мка).
Чередования звуков Чередование – замена звуков в пределах одной морфемы. В формах слова коза, козе, коз один и тот же корень, но произносится то звук [з] (коза), то звук [з’] (козе), то звук [с] (коз). В этом корне наблюдается ряд чередующихся звуков: [з] // [з’] // [с].

Чередования звуков

Чередование – замена звуков в пределах одной морфемы.

В формах слова коза, козе, коз один и тот же корень, но произносится то звук [з] (коза), то звук [з’] (козе), то звук [с] (коз).

В этом корне наблюдается ряд чередующихся звуков: [з] // [з’] // [с].

Йотированные гласные Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают: Два звука: В начале слова: ясень – [й’ас’эн’]; После разделительных Ъ и Ь: вьёт – [в’й’от], съем – [сй’эм]; После гласных букв: поёт – [пай’от]; 2) После согласного они обозначают один звук и указывают на мягкость предшествующего согласного – [м’ач’].

Йотированные гласные

Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают:

  • Два звука:
  • В начале слова: ясень – [й’ас’эн’];
  • После разделительных Ъ и Ь: вьёт – [в’й’от], съем – [сй’эм];
  • После гласных букв: поёт – [пай’от];

2) После согласного они обозначают один звук и указывают на мягкость предшествующего согласного – [м’ач’].

Ударение Ударение – выделение в устной речи какой-либо фонетической единицы с помощью тех или иных фонетических средств. В русском языке ударение по месту расположения является разноместным (или свободным), то есть не закрепляется за определённым слогом в слове.

Ударение

Ударение – выделение в устной речи какой-либо фонетической единицы с помощью тех или иных фонетических средств.

В русском языке ударение по месту расположения является разноместным (или свободным), то есть не закрепляется за определённым слогом в слове.

Русское ударение может быть неподвижным , если при образовании грамматических форм слова остаётся на одном слоге, например: То́рты, то́ртов, то́ртам, то́рты, то́ртами, о то́ртах. Подвижное ударение переносится при образовании грамматических форм с одного слова на другой и с одной морфы на другую, например: мяч, мяча́, мячу́, мячо́м.

Русское ударение может быть неподвижным , если при образовании грамматических форм слова остаётся на одном слоге, например:

То́рты, то́ртов, то́ртам, то́рты, то́ртами, о то́ртах.

Подвижное ударение переносится при образовании грамматических форм с одного слова на другой и с одной морфы на другую, например: мяч, мяча́, мячу́, мячо́м.

Упражнение 1 Сделайте полный фонетический разбор слов. По улице столицы мчится вприпрыжку молодой ещё человек. Он весь – довольство и радость (Тургенев).

Упражнение 1

Сделайте полный фонетический разбор слов.

По улице столицы мчится вприпрыжку молодой ещё человек. Он весь – довольство и радость (Тургенев).

Упражнение 2 Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Выберите один из двух вариантов букв. Подберите, где возможно, проверочные слова, объясните правописание. Дайте полный фонетический разбор слов, над которыми стоит цифра фонетического разбора(1). 1. В тот час, когда уж, кажет..ся1, и сил не было дышать, когда со..нце, раскалив Москву, в сухом тумане в..лилось куда-то за Садовое кол..цо, – никто не приш..л под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея (Булгаков). 2. Ц..ган снял варе..ку, разв..ротил усы, бороду, скрывая лука..ство (А.Н. Толстой). 3. Пряни..ный петуш..к был для него лакомством сказочным (Баруздин). 4. Урал! Опорный край д..ржавы, его добы..чик1 и кузнец, ровес..ник древней нашей славы, и славы ныне..ней боец! (Твардовский)

Упражнение 2

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Выберите один из двух вариантов букв. Подберите, где возможно, проверочные слова, объясните правописание. Дайте полный фонетический разбор слов, над которыми стоит цифра фонетического разбора(1).

1. В тот час, когда уж, кажет..ся1, и сил не было дышать, когда со..нце, раскалив Москву, в сухом тумане в..лилось куда-то за Садовое кол..цо, – никто не приш..л под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея (Булгаков). 2. Ц..ган снял варе..ку, разв..ротил усы, бороду, скрывая лука..ство (А.Н. Толстой). 3. Пряни..ный петуш..к был для него лакомством сказочным (Баруздин). 4. Урал! Опорный край д..ржавы, его добы..чик1 и кузнец, ровес..ник древней нашей славы, и славы ныне..ней боец! (Твардовский)

5. В волосах рыж..х, ч..рных1, каштановых, светлых, как лён, – в ливне света играли и пл..сали, рассыпались искры драгоценных камней (Булгаков). 6. Назойливые, мрач..ные1 глаза ок..зались перед ней (Булгаков). 7. Ромаш..в также нере..ко бывал у него, но пока без корыс..ных целей (Куприн). 8. Воскр..си хотя б за то, что я поэтом ждал тебя, откинув буднич..ную чуш..1 (Маяковский). 9. Чудес..ный воскрес..ный день померк (Катаев). 10. Извес..но, что заяц лихо бежит в гору, а в случае опас..ности, скатывает..ся кубарем (Мамин-Сибиряк). 11. Он двинулся дал..ше, бул..кан..е1 стало я..ственней (А.Н. Толстой). 12. Кн..гиня Ласова какая-то (з/с)десь есть, наез..ница1, вдова (Грибоедов). 13. Малино..ка свис..нула и вспорхнула выше (Л. Толстой).

5. В волосах рыж..х, ч..рных1, каштановых, светлых, как лён, – в ливне света играли и пл..сали, рассыпались искры драгоценных камней (Булгаков). 6. Назойливые, мрач..ные1 глаза ок..зались перед ней (Булгаков). 7. Ромаш..в также нере..ко бывал у него, но пока без корыс..ных целей (Куприн). 8. Воскр..си хотя б за то, что я поэтом ждал тебя, откинув буднич..ную чуш..1 (Маяковский). 9. Чудес..ный воскрес..ный день померк (Катаев). 10. Извес..но, что заяц лихо бежит в гору, а в случае опас..ности, скатывает..ся кубарем (Мамин-Сибиряк). 11. Он двинулся дал..ше, бул..кан..е1 стало я..ственней (А.Н. Толстой). 12. Кн..гиня Ласова какая-то (з/с)десь есть, наез..ница1, вдова (Грибоедов). 13. Малино..ка свис..нула и вспорхнула выше (Л. Толстой).

14. До..дь утратил постоянство и ш..л порывами, переходя то в ливень, то в изморо..ь1 (Арсеньев). 15. Печ..ной1 дым с..лало к земле, горячим хлебом запахло в кривых переулках (А.Н. Толстой). 16. Утра луч.. из-за усталых, бледных туч.. блес..нул над тихою столиц..й (Пушкин). 17. Видны серые треугол..ники крыш.., высоко к небу поднялись скворе..ники (М. Горький). 18. У нас, бабушка, впереме..ку: день блины, да день олад..и1 – оно и не так чу..ствительно (Горбатов). 19. Я верю ещ.. и в правду, в добро, я дурак идеалист, а разве в наше время это не сума..ше..ствие? (Чехов) 20. И..ти на ш..стёрке1 без руля под двумя вёслами – дело не очень простое. Гре..цы1 должны работать слаженно, хорошо чу..ствуя друг друга (Соболев).

14. До..дь утратил постоянство и ш..л порывами, переходя то в ливень, то в изморо..ь1 (Арсеньев). 15. Печ..ной1 дым с..лало к земле, горячим хлебом запахло в кривых переулках (А.Н. Толстой). 16. Утра луч.. из-за усталых, бледных туч.. блес..нул над тихою столиц..й (Пушкин). 17. Видны серые треугол..ники крыш.., высоко к небу поднялись скворе..ники (М. Горький). 18. У нас, бабушка, впереме..ку: день блины, да день олад..и1 – оно и не так чу..ствительно (Горбатов). 19. Я верю ещ.. и в правду, в добро, я дурак идеалист, а разве в наше время это не сума..ше..ствие? (Чехов) 20. И..ти на ш..стёрке1 без руля под двумя вёслами – дело не очень простое. Гре..цы1 должны работать слаженно, хорошо чу..ствуя друг друга (Соболев).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!