Основное содержание В условиях современной цифровой трансформации образования, определяемой Федеральным проектом «Цифровая образовательная среда», использование дистанционных технологий в образовательной и воспитательной деятельности сделало процессы обучения более доступными и гибкими. С помощью цифровых инструментов педагогов могут легко доставлять образовательный и воспитательный контент учащимся независимо от их местонахождения. Учащиеся, которые, возможно, не могли физически посещать занятия из-за расстояния или других факторов, теперь могут участвовать в образовательных мероприятиях удаленно. Педагоги также могут использовать удаленные технологии для предоставления образовательного и воспитательного контента таким образом, который соответствует стилю обучения и темпу обучения отдельных учащихся. Эта гибкость в методах обучения может помочь учащимся лучше понимать и запоминать информацию, повысить качество обучения. Значительные коррективы в цифровизацию образования внесла пандемия COVID-19 (2020-2023 гг.), которая привела к массовому применению дистанционных технологий, в том числе в проведении воспитательных мероприятий в средней школе. С ограничением посещения учащимися школ педагогам пришлось полагаться на дистанционные технологии для предоставления образовательного и воспитательного контента своим обучающимся через платформы проведения виртуальных занятий (Zoom, Skype, Сферум, мессенджеры WhatsApp, Telegram, Viber. Использование дистанционных технологий поставило перед учителями психолого-педагогическую проблему – как адаптировать свои методы обучения и воспитания к новым условиям удаленного взаимодействия с обучающимися и их родителями. Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности имеет потенциал для повышения качества результатов образовательной деятельности. Цифровые инструменты, такие как онлайн-симуляции, виртуальные экскурсии и интерактивные учебные мероприятия, могут предоставить учащимся более захватывающий и увлекательный процесс обучения и воспитания. Удаленные технологии также могут предоставить педагогам доступ к широкому спектру образовательных ресурсов и материалов. Это может помочь обогатить образовательный контент, который они предоставляют своим ученикам, и сделать обучение и воспитание более увлекательным и актуальным. Анализ научно-педагогической литературы по проблеме статьи позволяет сделать вывод об определенной изученности различных аспектов проблемы организации образовательно-воспитательной деятельности педагога с использованием дистанционных технологий, что нашло отражение в трудах отечественных ученых. Сущность цифровой модернизации современного образования, выявление перспективных тенденций осуществляемых преобразований в системе среднего и дополнительного образования раскрыты в работах: Роберт И.В. [7]; Лапшина Н.А. [4]; Семенова Н.Г. [8]; Назарова В.Л. [5] Проблемам внедрения дистанционных технологий в воспитательном и образовательном процессах посвящены работы ученых: использование информационных и коммуникационных технологий в учебном и воспитательном процессе – В.А. Красильникова [3]; модели внедрения дистанционного обучения – Р.В. Каменев [1]; дидактики в системе дистанционного обучения – Ю.В. Косякин [2]. Проблеме изучения инновационных способов организации воспитательной деятельности педагога с применением дистанционных технологий по повышению мотивационного потенциала образовательной среды посвящены следующие работы: в аспекте организация образовательного процесса в условиях сочетания форм обучения и цифровых образовательных технологий – А.И. Трифонов; как инструмента современного педагога в эпоху цифрового образования – Е.М. Зорина и Н.В. Сушенцова; как актуального вопроса цифровой трансформации образования – М.А. Бабурина, Н.А.Балабанова; в аспекте информационных технологий в системе образования в условиях цифровой трансформации – О.Е. Чернова; в аспекте цифрового педагогического портфеля «Успех каждого ребенка» - А.Н. Голюшева [5]. Положительными сторонами дистанционной формы обучения и воспитания обучаемых являются: доступность, мобильность, индивидуализация, включение родителей, обеспечение непрерывности процесса воспитания, интертерриториальность, вневременность. Отрицательными сторонами являются: отсутствие полного контакта педагога и воспитанника, низкая мотивация к участию в воспитательных мероприятиях у воспитанников, зависимость от технической инфраструктуры обеспечения дистанционными технологиями воспитательного процесса, ограниченность форм и методов воспитательной работы при дистанционном воспитании, недостаток качественного интерактивного контента, низкая культура самодисциплины при удаленном восприятии информации, невозможность смоделировать поведенческое воспитание дистанционно. Для преодоления психолого-педагогических проблем в рамках использования дистанционных технологий в образовательно-воспитательной деятельности педагоги могут принять следующие решения. 1. Устанавливать регулярную связь с учащимися посредством средств мобильной коммуникации. Это можно сделать с помощью видеоконференций, электронной почты или мессенджеров. 2. Сотрудничать с коллегами, чтобы делиться передовым опытом и стратегией использования дистанционных технологий при воспитании учеников. 3. Использовать интерактивные методы воспитания, такие как онлайн-дискуссии и виртуальные групповые проекты, чтобы поддерживать дистанционно вовлеченность и мотивацию учащихся. 4. Обеспечивать регулярную обратную связь с учащимися, чтобы помочь им улучшить свои воспитательные результаты. 5. Разрабатывать новые методы оценки воспитательных результатов с помощью дистанционных технологий. Можно выделить следующие модели технических средств для дистанционной коммуникации с учащимися: аудиомодели (радиовещание, аудиоконференции, телефон, компакт-диски); телевизионные модели (вещательное учебное ТВ, видео-конференция, телеканалы в Интернет); компьютерные мультимедийные модели (интерактивное видео (диск и кассета), цифровые видеодиски (DVD/VCD), интерактивное мультимедиа); веб-модели (компьютерное общение, интернет-доступ к ресурсам World Wide Web, учебные и воспитательные онлайн-курсы, виртуальные классы/школы); мобильные модели (портативные устройства, портативные медиаплееры (подкастинг, мобильные телефоны и смартфоны). Мультимедиа могут помочь как ученикам, так и педагогам эффективно и осмысленно взаимодействовать благодаря «двойному кодированию» информации, при котором учащийся одновременно обрабатывает текст и изображения. Было исследовано, что это двойное кодирование помогает рабочей памяти учащихся. Изучая использование мультимедиа в качестве инструмента преподавания и обучения, можно определить семь принципов, характеризующих его потенциал для улучшения воспитания учащихся, которые представлены в таблице 1. Таблица 1 - Когнитивные принципы мультимедиавоспитания Когнитивный принцип | Учащиеся учатся лучше, когда … | Мультимедийный принцип | есть слова и изображения, а не только слова | Принцип пространственной смежности | соответствующие слова и изображения представлены рядом, а не далеко на странице или экране. | Принцип временной смежности | соответствующие слова и изображения представлены одновременно, а не последовательно. | Принцип согласованности | посторонние слова, картинки и звуки исключаются, а не включены. | Принцип модальности | есть анимация и повествование, а не анимация и на экране текст | Принцип резервирования | существует анимация и повествование, а не экранный текст. | Принципы индивидуальных различий | эффекты дизайна сильнее для учащихся с низким уровнем знаний, чем для учащихся с высокими знаниями, и для учащихся с высокими пространственными знаниями, а не для учащихся с низкими пространственными знаниями | Коммуникация с помощью компьютера включает форумы, дискуссионные группы, электронные списки, электронную почту, доски объявлений и средства групповой работы (например, Сферум), которые упрощают интерактивное асинхронное текстовое общение. Новой формой дистанционной технологии воспитания являются иммерсивные среды, которые позволяют людям полностью погрузиться в автономную искусственную или смоделированную среду, ощущая ее как реальную. Иммерсивные среды могут предложить учащимся насыщенное и сложное обучение на основе контента, а также помочь им отточить свои технические, творческие навыки и навыки решения проблем. Поскольку иммерсивные среды настолько богаты и наглядны, пользователи, как правило, очень вовлечены. Иммерсивные среды включают в себя виртуальные миры, программы виртуальной реальности, веб-игры, многопользовательские виртуальные среды и массовые многопользовательские онлайн-игры. Техническими средствами цифровых технологий в инновационной образовательной среде выступают: социальные сети, виртуальные учебные среды (VLE), ноутбуки, нетбуки, планшеты, интерактивные доски, веб-приложения, цифровые камеры, сканеры, проекторы, электронное обучение, цифровые портфели, дополненная реальность (AR), симуляции и цифровые игры, консольные игры, системы дистанционного реагирования, мобильные/карманные компьютеры, приложения для программирования, пикопроекторы, электронные книги. Примерами успешного использования цифровых технологий являются: образовательная платформа «Сферум» создана в рамках проекта «Цифровая образовательная среда», сервис «Библиотека цифрового образовательного контента», сервис «Цифровое портфолио ученика», в процессе разработки Министерства цифрового развития РФ сервис «Цифровой помощник родителей» и сервис «Цифровой помощник учителя». На образовательной платформе «Яндекс.Учебники» в течение 2020 г. отучились 1,9 млн школьников. Платформой «Учи.ру» пользуются в настоящее время более 8 млн школьников и более 350 000 педагогов. Аудитория «Фоксфорда» составила более 6 млн пользователей. Важным является формирование цифровой функциональной грамотности учащихся, готовых взаимодействовать с педагогами в цифровой среде. Можно выделить три группы цифровых навыков: умение пользоваться цифровыми технологиями; личные качества (автономия, ответственность, любознательность, самоэффективность, опыт компьютерного обучения, саморегуляция, тайм-менеджмент и управление информацией); переменные среды, такие как учебная среда, доступ к технологиям, доступ к поддержке и материалам, идентификация роли учащегося и чувство связи или изоляции. Цифровая компетентность - уникальная компетенция по владению информационно-коммуникационными технологиями в сфере сетевых профессиональных коммуникаций как базовой компоненты электронной образовательной среды учреждения образования. Структуру понятия «цифровая компетентность» образует совокупность взаимосвязанных элементов: - аналитическое мышление, дивергентное и конвергентное мышление инновативного комбинированного типа; - информационно-коммуникационные технологии построения образовательного процесса; - постановка и решение SMART-задач в сетевом пространстве образовательной деятельности с учетом закономерностей педагогической триады обучения, воспитания и развития; - сетевая визуализация данных о прогнозируемом результате; - экспертная оценка эргономичности электронных ресурсов положениям дидактики образовательной деятельности; - инициация профессиональных сетевых коммуникаций всех субъектов кластерной методической сети; - мониторинг динамики научно-методической разработки и практического использования электронных инновационных продуктов пользователями сети, категориями педагогических работников. Важными факторами развития воспитательных практик по повышению мотивационного потенциала образовательной среды являются: актуализация мотивационного потенциала воспитательно-образовательной среды; обогащение содержания образовательной деятельности воспитательной компонентой; включение учащихся в сетевую проектную деятельность. Реализация данных условий способствует формированию устойчивого интереса учащихся к внеучебной воспитательной деятельности, к участию в мероприятиях творческой, духовно-нравственной, гражданско-патриотической и иной направленности; созданию предпосылок для личной самореализации. Дистанционные технологии воспитания позволяют сформировать у учащихся навыки XXI века: цифровые информационные и коммуникативные навыки; критического мышления и решения проблем; целеполагания и стратегического планирования; самостоятельного обучения и самообразования, способность использовать технологии для доступа, управления, интеграции и оценки информации; создавать новые знания; и эффективно общаться с другими; способность изучать учебный контент на реальных мировых примерах. Программы дистанционного воспитания должны быть сосредоточены как на людях, так и на технологиях, помогать как учащимся, так и их педагогам развивать знания, навыки, готовность и склонность к тому, чтобы быть активными и успешными членами онлайн-сообществ учащихся и воспитательных практик. Таким образом, использование дистанционных технологий в воспитательной деятельности поставило педагогов перед новыми психолого-педагогическими задачами. Отсутствие личного общения с учащимися и необходимость адаптировать методы воспитания к новой образовательной среде стали проблемой для учителей. Однако, установив регулярную связь посредством мобильных средств коммуникации; сотрудничая с коллегами, используя цифровые интерактивные методы обучения; предоставляя регулярную обратную связь и разрабатывая новые методы оценки, педагоги могут преодолеть эти проблемы и эффективно донести воспитательный контент до своих учеников |