СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цифровизация российской школы. Плюсы и минусы, чего больше?

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная публикация предназначена для учителей. она позволяет лучше скоординировать свою работу для перехода в цифровую школу

Просмотр содержимого документа
«Цифровизация российской школы. Плюсы и минусы, чего больше?»












Цифровизация российской школы. Плюсы и минусы, чего больше?

Подготовила

учитель математики МБОУ»СОШ№7» ИГОСК

Федорова О.Ю.



















Российские чиновники, специалисты и представители бизнеса продолжают обсуждать «цифровую» модернизацию российских школ. Вот лишь несколько примеров. Издательство «Просвещение» на XIX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ анонсировало проект «Школы цифрового формата».

На VIII Петербургском международном образовательном форуме обсуждали разработку электронных учебников и переход от индустриального к информационному обществу.
На XXII Петербургском международном экономическом форуме министр просвещения Ольга Васильева рассказала о проекте «Цифровой школы» и создании образовательной платформы для дистанционного обучения.
Судя по заявлениям чиновников, цифровая трансформация школ — вопрос решенный. Вот что заявила министр просвещения Ольга Васильева в интервью корреспонденту «Вести.ру»: «Один из наших последних проектов, по-моему, мы даже с вами говорили, — это цифровая школа. Потому, что «цифра» все равно в школу войдет. Она уже вошла. Поэтому сейчас, чтобы делать качественный скачок именно в работе с детьми, у нас есть еще важная задача, и она также стоит в нацпроекте, — это переподготовка наших педагогов, чтобы они были готовы к этому новому. И тут я могу сказать, может быть, в первый раз, что, наверное, мы придем к смешанному типу уроков: «цифра» и учитель».
По словам Васильевой, проект «Цифровая школа» будет реализован в России к 2025 году.
Давайте разбираться, что же представляет из себя цифровая школа? Чем цифровая школа отличается от традиционной? И как изменится учебный процесс для учеников и учителей? Эти вопросы волнуют родителей, которые не доверяют реформам школы и вполне оправданно считают, что они приводят не к улучшению качества образования, а лишь усугубляют сложившуюся ситуацию.
По словам чиновников, реализация проекта «цифровая школа» включает в себя:
1. Перевод содержания школьной программы — учебников, материалов для школьных занятий — в электронную форму и создание онлайн-курсов, которые позволят ученикам получать знания самостоятельно.
2. Создание платформы и информационного ресурса «Цифровая школа», через которые ученик будет получать свободный доступ к электронному образовательному контенту.
3. Оснащение школ инфраструктурой (компьютерами, доступом в интернет, интерактивными панелями и пр.), которая позволит учителям и ученикам использовать электронный образовательный контент.
4. Переподготовка учителей для эффективного применения электронного образовательного контента в учебном процессе.
Отметим, что, по словам министра просвещения, реализация проекта «Цифровая школа» приведет к изменению традиционной роли учителя, «который станет куратором, ориентирующим ребенка в соответствии с его запросами и приоритетами, максимально индивидуализирует траектории обучения школьников».
Приведенная цитата достаточно четко отражает направленность реформ на дальнейшую вариативность и личностно-ориентированный тип образовательного процесса. Эти тенденции неоднократно рассматривались и критиковались в нашей газете. Неудивительно, что подобные заявления вызывают беспокойство родителей. Чтобы понять, что это означает на практике, обратимся к опыту реализации подобных инициатив в московских школах.
Проект «Московская электронная школа» реализуется с 2016 года. В рамках проекта Московский городской методический центр привлекает учителей к подготовке электронных материалов по разным учебным дисциплинам. Эти материалы доступны учителям в оснащенных интерактивными панелями школах. Вместо того, чтобы самому объяснять материал, учитель может запустить в классе электронную запись занятия. Педагоги сами решают, пользоваться ли электронными материалами, предоставленными городским методическим центром, однако для учителей, которые пользуются на своих занятиях электронными технологиями, предусмотрена надбавка к зарплате. Просмотреть записи уроков через интернет могут и ученики — предполагается, что благодаря электронным урокам школьники смогут самостоятельно осваивать содержание разных учебных дисциплин.
На базе «Московской электронной школы» планируется развитие проекта «Российская электронная школа». Идея заключается в том, чтобы лучшие учителя страны создали электронные учебные материалы, которыми будут пользоваться педагоги и школьники. Благодаря доступным онлайн-курсам роль учителя снижается, а ученик становится более независимым.
Еще более радикальный вариант «цифрового обучения» предложен издательством «Просвещение». Директор онлайн-школы «Фоксфорд» Алексей Половинкин рассказал о проекте «Школы цифрового формата»: «Вместо одного учителя, который сейчас работает одновременно с целым классом и ориентируется на средний уровень знаний, будет 30 персональных обучающих систем и учитель-тьютор. Каждый ребенок сможет осваивать школьную программу в своем темпе, работать с образовательной платформой индивидуально независимо от других».
Эффективность школы, в которой ученики на уроках «утыкаются в компьютер» и работают сами по себе, а «тьютор» за детьми «присматривает», вызывает серьезные сомнения. Однако издательство «Просвещение» планирует запустить проект уже в сентябре 2018 года.
Министр просвещения утверждает, что «цифровая школа» позволит снизить административную нагрузку на учителя. Безусловно, снижение ненужной, не связанной напрямую с процессом обучения и воспитания детей административной нагрузки можно только приветствовать. Однако, действительно ли вся «нагрузка», от которой избавляет учителя «цифровая школа» — ненужная? И какой окажется цена цифрового избавления учителя от «нагрузки»?
Очевидно, что когда учитель берет готовую разработку электронного урока — нагрузка снижается. Педагогу не нужно составлять учебный план, все материалы уже готовы и так далее.
Но с другой стороны, планирование обучения с учетом особенностей конкретного класса и детей, взаимодействие с детьми в ходе урока — это живое педагогическое творчество, от которого «цифровое обучение» избавляет «тьютора» и уткнувшихся в мониторы «пьюпилов» (от английского pupil — ученик).
Зачем понадобилось реформировать российскую школу подобным образом? Ольга Васильева пояснила, что «Цифровая школа» — это важный этап на пути реализации программы «Цифровая экономика».
Напомним, в июне 2017 года Президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что развитие цифровой экономики в России жизненно необходимо для перехода к новому технологическому укладу. Идея, которую озвучивают чиновники, заключается в том, что для создания в России высокотехнологичного производства необходимо подготовить рабочие кадры. Поскольку знания, получаемые в школе или вузе, быстро устаревают — предлагается создать электронные курсы, благодаря которым работники смогут постоянно повышать квалификацию. То есть российское образование переформатируют под задачи «цифровой экономики».
Было бы странно отрицать, что мир стал гораздо более «цифровым» и быстрым. «Цифровая школа» напрашивается само собой — раз технологии и знания меняются быстрее, чем молодые люди успевают пройти через традиционную систему образования, то общедоступная онлайн-библиотека актуальных образовательных курсов, к которой человек сможет подключаться и осваивать новые знания, получать новые специальности — это и есть ответ на вызов «быстрого» мира. Но так ли это на самом деле?
Не нужно забывать, что в процессе обучения кроме получения знаний идет и формирование личности ученика.
XXI век — век цифровых технологий. Быстрый и перенасыщенный информацией мир меняет человека. Одним из ученых, который занимается обитателями «цифрового мира», является известный психолог Р. М. Грановская. В своем докладе, посвященном клиповому мышлению, она рассказала о таких особенностях адаптирующихся к быстрому «цифровому миру» людей, как это самое клиповое мышление: такие люди хорошо следуют инструкциям, но теряют возможность освоения большого объема связного сложного материала. И это прямо относится к содержанию «цифрового образования» — что толку от сложных знаний в «цифровой библиотеке», если человек с клиповым мышлением не может сложное знание освоить? Очевидно, что «цифровое образование» будет подстраиваться под «клиповость», а не преодолевать его.
Следует отметить, что обучение школьников через «цифру» имеет серьезные ограничения и недостатки, которые видны, в том числе, по результатам внедрения электронного обучения в других странах.
Например, аналитики TheWallStreetJournal после изучения итогов работы 400 виртуальных «цифровых» школ в США в 2017 году сообщили, что 80 % обучающихся в «цифровых школах» имеют низкие показатели успеваемости.
Европейские исследования в области образования выявили, что материал, прочитанный с бумажной книги, усваивается и запоминается лучше, чем с книги электронной.
Врачи предупреждают о вредном влиянии продолжительной работы за компьютером или планшетом на здоровье детей, особенно на детей младшего школьного возраста.
Так на чем же основана уверенность в превосходстве обучения через «цифру» над «живым» обучением в классе традиционной школы? И что уготовано детям, которые в «цифровую школу» не впишутся?
Подчеркнем, что с нашей точки зрения, ключевым является вопрос о субъекте — человеке, который будет пользоваться «цифровыми технологиями».
Неоднократно указывалось, что ученик является формирующейся личностью, а не уже сформировавшейся. Поэтому опираться на его желания, его интересы, считать, что он как личность уже готов сам выбирать участки знаний, которые необходимо осваивать — некорректно и просто пагубно.
Поэтому «цифровая школа» хороша либо как некое дополнение к традиционной школе, либо как средство получения новой специальности или профессии для уже сформированной личности. Грубо говоря, как курсы переподготовки кадров.
Профессор РГПУ Инна Романенко, выступившая на Петербургском международном образовательном форуме в 2018 году с докладом «Современное образовательное пространство и постматериальные ценности», рассказала о тех чертах, которые формируются у молодежи в современном информационном обществе: слабая привязанность к окружению, коллективу и ценностям, отсутствие долгосрочных планов, поздняя социализация и т. д. Характерной чертой обитателей «цифрового мира» стало чувство ложной компетентности — когда для молодых людей доступ к информации приравнивается к овладению компетенцией. К чему приведет преобладание «мнимо-компетентных» специалистов на ответственной работе рассказывать не нужно. С последствиями «цифровизации» человека мы сталкиваемся все чаще, и уклоняться от этих вопросов становится все сложнее.
Технократический подход к образованию совершенно исключает из рассмотрения задач образования формирование личности, построение полноценного человека. Под разговоры о личностно-ориентированном образовании происходит технологизация процесса образования, в задачи которого в «цифровом» варианте входит лишь необходимость передать знания (то, в чем обвиняют советскую школу, которая была знаниево-ориентированной). Задача формирования личности и полноценного человека даже не рассматривается.
Наша вера в чудо беспредельна. Теперь мы верим в «цифру». Вот все оцифруем – и будет нам счастье. Экономика расцветет, дети будут прекрасно учиться и качество образования вырастет до невиданных высот.


При этом, несомненно, дальнейшая цифровизация должна обеспечить повышение качества образования, поскольку появляется возможность существенно увеличить объем ресурсов, доступных для использования в образовательном процессе.

Будущее уже наступило

Сегодня образовательное пространство интенсивно растет и расширяется за счет развития цифровой среды: создаются электронные учебники, появляются и развиваются образовательные платформы, количество массовых открытых онлайн-курсов измеряется тысячами, а численность их потребителей – миллионами. Дистанционное образование уже прочно вошло в нашу жизнь.

Вопрос в другом: есть ли у нас достаточно качественный контент, чтобы заполнить те «цифровые мощности», которые возникают. Безусловно, в использовании цифровых технологий видятся большие возможности для школьного и дополнительного образования детей. Однако далеко не все электронные ресурсы производят впечатление серьезных и качественных.

Они, наверное, могут помочь в освоении школьной программы, но, честно говоря, хотелось бы видеть для современных школьников более продвинутые и учитывающие детскую психологию продукты. Тем более что наши дети, можно сказать, с пеленок живут в цифровой среде, и к 10-12 годам очень хорошо в ней ориентируются. По мнению школьников, учителя не имеют тех навыков поиска информации и общения в цифровом мире, которые сами учащиеся хорошо и быстро осваивают. Особенно это заметно в крупных городах, но очень скоро эти навыки (или скажем красиво – компетенции) в полном объеме распространятся на средние и малые города, а также на села.

Между тем технический прогресс – это всегда улица с двусторонним движением. Он порождает не только огромные возможности, но и риски.

Электронные учебники – боты-помощники

Существует мнение, что через 5-7 лет исчезнут бумажные учебники. Хочется поспорить, что в продвинутых школах они останутся. Как именно будет реализовываться программа? Бумажный учебник будет оцифрован и размещен в ридерах и планшетах? Или будут созданы принципиально другие учебники, такие учебники-роботы, которые сами будут следить за прохождением ребенком учебного материала, выбирать темп его освоения, оценивать, насколько хорошо пройденный материал усвоен, искать формы взаимодействия с учеником, чтобы его заинтересовать в качественном выполнении всех заданий, создавать психологически комфортные условия обучения.

Понятно, что при таком учебнике-боте учитель практически исключается из образовательного процесса. Возможно, он будет проверять, все ли в порядке у того или иного ученика, и если что – менять учебник. Хотя и с этим может справиться учебник-бот, если запрограммировать в него отслеживание эффективности обучения.

Школьный исход

Словом, лет через 10 после внедрения таких технологий роль учителя подвергнется глобальному переосмыслению. Но, что еще более серьезно, учащийся в случае появления таких учебников перестанет нуждаться в школьном классе, следовательно, и в самой школе. Он будет сидеть дома и учиться, а учитель-контролер будет удаленно проверять, прошел ли учащийся материал, сколько времени на это затратил, какие трудности у него возникли в процессе изучения разных тем.

Но тогда ведь не возникнет то, что мы называем навыками XXI века: умение коммуницировать с другими людьми, работать в команде и тому подобное. Если мы захотим получить именно эти навыки, нам придется создавать среду, в которой указанные компетенции будут вырабатываться, помимо собственно процесса обучения.

Например, школа – это будет спортивная площадка или театральная студия, или хор, или что-то еще. Нам придется отрывать детей от цифровой среды и помещать их в среду человеческого общения. Таким образом, задачи школы могут измениться крайне существенно. Цифровая среда действительно обеспечит нам индивидуальное обучение, а школе придется заняться выстраиванием практик коллективного (нецифрового) действия. И это только один из рисков в области трансформации образования и школы. А их, конечно же, значительно больше, но о других в следующий раз.


P.S. Процесс познания весьма сложный и у каждого человека он индивидуален, но это вовсе не значит, что есть общие закономерности.  Что лучше, традиционный способ обучения или видео-уроки, вопрос, который должна решить ПРАКТИКА –как критерий истины. С одной стороны, когда урок преподаёт учитель помимо звуковых сигналов идут ещё сигналы телепатические, т.е. учитель сначала думает, что сказать, а потом это озвучивает,  соответственно ученики бессознательно ловят мысли учителя, а потом они дублируются звуковой речью. Этот эффект можно объяснить простым примером, прослушать лекцию и её прочитать это разные вещи, это всё равно, как  сходить в театр или этот же спектакль посмотреть по телевизору. С другой стороны талантливый педагог может по видео лучше донести знания, чем посредственный учитель, к тому же ученик может остановить видео и на непонятном месте сделать повтор. 
Я бы остереглась давать здесь категоричные оценки. Единственное, что является решающим фактором, это высокая требовательность к контрольной сдаче материала. И начиная со старших классов, ученики должны уже сами определить, какой режим обучения для них оптимален. От педагога же требуется помочь в этом деле ученику и привить к нему навыки работоспособности и мотивации. При высокой мотивации и самообразование не последний фактор в получении образования. Любое снижение требовательности однозначно снижает уровень знаний. 
В заключении хотелось бы подчеркнуть, можно предложить множество методик, но цель не в процессе обучения, а в конечном приобретении знаний – это главное, а как этого достигнут педагоги  это вопрос риторический и без воспитания он не решается.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!