Просмотр содержимого документа
«Цифровой сторителлинг в образовании как медиатехнология»
Цифровой сторителлинг в образовании как медиатехнология
В одной истории больше мудрости, чем во всей философии.
Филипп Пуллман
Одна из основных задач педагога – выбрать оптимальные методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые направлены на развитие личности учащегося.
Сторителлинг позволяет:
качественно влиять на подсознание обучаемого;
быстро и легко доносить необходимую информацию;
обучать нормам и требованиям, которые приняты в обществе;
дать понять, что каждый человек в общей системе ценен и важен;
мотивировать добиваться поставленных целей;
демонстрировать наглядно, что вы даете важные, добрые советы.
Технология «Цифровое повествование» в последние годы занимает заметное место среди образовательных инновациий, широко используемых в современном обучении. В наиболее широком смысле «Цифровое повествование» рассматривается в работах разных авторов как любое повествование, созданное с использованием цифровых технологий: веб-рассказ, интерактивный рассказ, гипертекст, нарративная компьютерная игра, блог, видеорассказ, аудио- и видеоподкасты и т.п. Иногда к «Цифровому повествованию» причисляют также снятые цифровой видеокамерой рекламные ролики, а также художественные и документальные фильмы. Основным продуктом применения данной технологии является цифровой рассказ – мультимедийное произведение, которое может содержать фотографии и другие графические изображения, видео- и аудиозаписи, музыку, текст, голосовое сопровождение.
Создание цифрового рассказа можно условно разделить на три этапа: 1) этап планирования и подготовки текста, 2) этап сборки и 3) этап обратной связи и рефлексии.
Таблица. 1. Алгоритм работы над цифровым рассказом
Шаги | Основная деятельность на данном этапе | Вопросы для обдумывания |
| Этап планирования и подготовки текста |
1 | Определение темы и цели цифрового рассказа | О чём и зачем я хочу рассказать? (Кому?) |
2 | Сбор информации по теме и продумывание сюжета | Что я знаю про это? Что еще надо узнать? О чём я расскажу в первую очередь? Какой ключевой вопрос поставлю? Что будет в моём рассказе дальше? Чем будет закачиваться рассказ? |
3 | Написание сценария | Что именно будет происходить в моём рассказе? |
4 | Подбор необходимых материалов (фотографии, изображения, карты, видеозаписи, звуковое и музыкальное сопровождение) | Какие изображения, фотографии, видеоматериалы, анимацию будет включать мои̮ рассказ? |
| Этап сборки |
5 | Подготовка раскадровки на бумаге | Из каких эпизодов будет состоять мои̮ рассказ? В каком порядке будут следовать эпизоды? Какие изображения, видео или анимацию содержит каждый эпизод? Как они будут сменять друг друга? Какой закадровый текст будет звучать в эпизодах? |
6 | Монтаж эпизодов в соответствии с раскадровкой и запись голосового комментария | Какие программы или онлайн-сервисы мне нужны для монтажа? Кто будет озвучивать мои̮ рассказ: я сам или кто-то другой? |
7 | Сохранение цифрового рассказа в соответствующем формате для публикации в интернете или другим способом | Где я хочу и могу опубликовать мой цифровой рассказ? Готов ли я разместить его в открытом доступе? Какой формат лучше всего подходит для публикации? |
| Этап обратной связи и рефлексии |
8 | Изучение отзывов и критических замечании̮ по поводу опубликованного рассказа; доработка рассказа (при необходимости) | Что понравилось тем, кто познакомился с моим рассказом? Что оказалось непонятным? Какие решения были неудачными? Справедлива ли высказанная критика? Можно ли доработать и улучшить мои̮ рассказ? Что надо учесть на будущее? |
Эффективность использования технологии цифрового повествовании в обучении во многом зависит от выбора темы и цели создания цифрового рассказа. Тема может быть непосредственно связана с материалом, который обучающиеся изучают в данный момент, или же цифровой рассказ может выступать в качестве итогового проекта по предмету.
Литература
Маняйкина Н. В., Надточева Е.С. Цифровое повествование: от теории к практике // Педагогическое образование в России. — 2015. – № 10. – С. 60-64.
Вульфович Е. В. Цифровой рассказ как инструмент формирования коммуникативной компетенции на занятиях по иностранному языку // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. – №49. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoy-rasskaz-kak-instrument-formirovaniya-kommunikativnoy-kompetentsii-nazanyatiyah-po-inostrannomu-yazyku