Просмотр содержимого документа
«Цифровые ресурсы для формирования и оценки функциональной грамотности младших школьников»
1
Учитель начальных классов
Е.В.Енарьева
Цифровые ресурсы для
формирования и оценки функциональной грамотности
младших школьников
Функциональная грамотность – это умение применять знания и навыки в практических жизненных ситуациях. В это понятие включают читательскую,
математическую, естественно-научную, финансовую грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление.
Содержание понятия читательская грамотность включает понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания) и использование информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной).
Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности: групповая и игровая формы работы, творческие и тестовые задания, практическая работа, ролевые и деловые игры, исследовательская деятельность.
Мы работаем с детьми 21 века, рожденными с гаджетами в руках, поэтому их необходимо обучать цифровой этике. Интернет должен быть безопасным и давать ребёнку максимальные возможности самореализации и формирования функциональной грамотности.
С этой целью в своей работе я использую онлайн конструктор цифровых книг «WriteReader». Привлекательность данного конструктора в сотрудничестве между учениками и преподавателями. Ученик создаёт мультимедийную книгу по заданному направления, в которую учитель при необходимости вносят исправления, сопровождая ученический проект. Работа по изучению пословиц в данном сервисе позволяет ребёнку в сотрудничестве с учителем и одноклассниками в процессе создания мультимедийных книг развивать креативность мышления и читательскую грамотность.
Работу с данным ресурсом можно использовать в рамках любых школьных предметов. В представленной подборке использованы такие приёмы работы как подбор пословиц на заданную тему; объяснение значения пословиц; подбор синонимичных пословиц; изучение пословиц народов мира и т.д.
Зайдя на страничку класса, ученики и их родители могут ознакомиться с проектами своих товарищей.
Учитель, создав свой аккаунт в WriteReader, создаёт онлайн-классы. После внесения учетных записей ребят, мы получаем код класса. Автоматически генерируются пароли для входа в ресурс ученика.
На каждой странице книги есть окошко для ученика-писателя, и окошко для учителя, чтобы писать комментарии и проводить оценивание работ.
Страница может быть проиллюстрирована изображениями из базы данных. Если трудно подобрать соответствующее теме изображение, его можно сгенерировать в редакторе «Canva» или загрузить из интернета. Вместе с этим тексты можно озвучивать.
Завершенные книги «WriteReader» могут быть как доступны по ссылке, так и быть загруженными в формате PDF для дальнейшей печати. Ребята могут пролистывать книги товарищей.
Таким образом, конструктор «WriteReader» является хорошим инструментом для обогащения словарного запаса, развития речи и формирования функциональной грамотности. Изучение пословиц помогает сделать ребёнку сознательный выбор в контексте общечеловеческих ценностей с учетом традиций своего народа.