Цифровые лаборатории
Лаборатория — это комплект, в состав которого входят датчики и регистратор. Цифровые лаборатории — это новое поколение школьных естественнонаучных лабораторий.
Возможности цифровых лабораторий
- сокращение времени, которое затрачивается на подготовку и проведение эксперимента;
- повышение наглядности эксперимента и визуализация его результатов, расширение списка экспериментов;
- проведение измерений в полевых условиях;
- модернизация уже привычных экспериментов.
Цифровые лаборатории
SPARK;
АРХИМЕД («Архимед» производства Fourier Systems , Inc (Израиль, www.fourier-sys.com ), распространитель – Институт новых технологий (Москва, www.int-edu.ru );
RELAB
Датчики
- определения РН (концентрацию катионов H + );
- концентрации кислорода;
- температуры , влажности;
- объемной скорости потока воздуха при вдохе и выдохе (пневмотахометр);
- частоты сердечных сокращений;
- освещенности
Датчик влажности
Датчик электропроводности
Основные достоинства
• отображение данных в виде графиков, таблиц, диаграмм или показаний шкалы прибора;
• получение данных в режиме реального времени (on-line);
• интуитивно понятное и простое управление регистрацией данных;
• возможность хранения и компьютерной обработки результатов эксперимента, измерений;
• возможность сопоставления данных, полученных в ходе различных экспериментов;
• сокращение времени эксперимента;
• возможности для индивидуализации обучения, учета психолого-педагогических особенностей каждого школьника при организации проектной деятельности.
Проблемы использования или ограничения использования ЦЛ
• жесткие временные рамки урока;
• практически полное отсутствие количественного химического эксперимента в базовых учебных программах;
• превалирование иллюстрирующего химического эксперимента;
• использование понятий, содержание которых существенно выходит за рамки Государственного образовательного стандарта (базовый уровень).
• появляется опасность переключения внимания школьников с изучаемого явления на взаимодействие с измерительными приборами;
• происходит подмена учебных целей: вместо изучения явления – регистрация данных;
• возможно снижение эффективности самостоятельной работы школьника, поскольку все «рутинные» вычисления и построения, во время которых проходит очень важное осмысление и переосмысление полученной информации, проводит компьютер;
• возникает «эффект черного ящика»: ученику не известен принцип работы датчиков, и, соответственно, ему сложно установить причинно-следственные связи между наблюдаемым явлением и графиками на экране;
• систематическое применение ЦЛ на уроках может привести к угасанию «эффекта новизны», т.е. к постепенному снижению изначально высокого познавательного интереса к работе с ЦЛ.
Использование Цифровых лабораторий на уроках естественнонаучного цикла способствует:
• повышению эффективности учебного процесса, степени наглядности эксперимента и визуализации его результатов;
• расширению списка учебных экспериментов; получению данных, недоступных в традиционных опытах;
• уменьшению времени, затрачиваемого учителем и учащимися на организацию и проведение фронтального и демонстрационного эксперимента;
• успешному проведению измерений в природных, полевых условиях;
• внедрению цифровых технологий в область традиционных экспериментов и исследовательской работы.