8.09.
Классная работа
Цифры. Десятичная запись
натуральных чисел
Племена Австралии и Полинезии ( XIX век )
Было только два обозначения — для числа «один» и для числа «два». Эти обозначения они комбинировали.
«один»
«два»
Племена Австралии и Полинезии ( XIX век )
«два и один»
«два и два»
«два, два и один»
«два, два и два»
Племена Австралии и Полинезии ( XIX век )
Числа, больше шести, они не различали и называли словом «много».
«много»
«много»
Египтяни (за 3000 лет до н. э.)
Применяли десятичную систему счисления. Они обозначали: единицу ,
десяток — ,
сотню — .
Египтяни (за 3000 лет до н. э.)
Обозначение числа
345
Россия (до XVII века)
Числа записывали буквами славянского алфавита. Числа от 1 до 9 записывали так:
Россия (до XVII века)
Над одной или несколькими буквами ставили особый знак ( титло ), чтобы подчеркнуть, что полученная запись-число.
В настоящее время принята десятичная система записи чисел ( десятичная система счисления ), в которой числа записывают при помощи десяти знаков (цифр):
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Десятичную систему счисления называют позиционной.
Россия (в XVII века)
В 1703 году был издан первый печатный учебник математики — «Арифметика» Леонтия Филипповича Магницкого, в котором все вычисления велись в десятичной системе записи чисел.
Римская система счисления
I = 1, V = 5, X = 10,
L = 50, C = 100, D = 500,
M = 1000.
Древняя вавилонская (шестидесятеричная система счисления)
Следы этой системы сохранились сейчас в единицах измерения времени:
1 ч = 60 мин,
1 мин = 60 с.
Важную роль в десятичной системе счисления играет число 10. Десять единиц называют десятком, десять десятков — сотней, десять сотен — тысячей и т. д.
Чтобы прочитать многозначное число, цифры в его записи разбивают справа налево на группы по три цифры в каждой. Эти группы называют классами. В каждом классе цифры справа налево обозначают единицы, десятки и сотни этого класса.
Ответьте на вопросы:
Пример 1. Прочитать число 148951784296.
Выделим в нём классы. Прочитаем число единиц каждого класса слева направо.
Пример 2. Запишите число в виде суммы разрядных слагаемых.
1) 3 278 =
2) 5 031 =
3) 3 700 =
Работа с учебником
упражнения
С.10-11, №17,№18,№24, №26,
С. 13, №41
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
С. 13-16 «Как считали в старину» устно прочитать,
С. 11-13, №27, № 37, №39 (письменно).