СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цикл уроков по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Цикл уроков по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"»

Цикл уроков: «Чудо в рассказе «Чудесный доктор» А.И.Куприна»

Личностные:

1). Воспитание чувства любви, уважения к человеку;

Метапредметные:

1). Формирование умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические суждения и делать выводы;

2). Формирование умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей;

3). Формирование умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Предметные:

1). Формирование понимания литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа понимания жизни;

2). Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно, создавать развернутые высказывания аналитического характера, участвовать в обсуждении прочитанного;

3). Формирование умений учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

4). Формирование умения выявлять в художественных текстах личностно-значимые образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним;

5). Формирование навыков анализа художественных произведений с учетом и жанрово-родовой специфики.



Ход урока

1. Огр.момент.

2. Введение в тему. Беседа о празднике Рождества Христова.

Чтение стихотворения Иосифа Бродского учителем.

Волхвы пришли. Младенец крепко спал. 
Звезда светила ярко с небосвода. 
Холодный ветер снег в сугроб сгребал. 
Шуршал песок. Костер трещал у входа.

Дым шел свечой. Огонь вился крючком. 
И тени становились то короче, 
то вдруг длинней. Никто не знал кругом, 
что жизни счет начнется с этой ночи.

Волхвы пришли. Младенец крепко спал. 
Крутые своды ясли окружали. 
Кружился снег. Клубился белый пар. 
Лежал младенец, и дары лежали. [3].

О каком событии говорится в стихотворении?

Недавно, в конце декабря – начале января весь мир отмечал удивительный праздник – Рождество.

Как вы думаете, почему это праздник для всего мира?

(Рождествопраздник в честь рождения Иисуса Христа. Православные христиане празднуют его 7 января. Ночь накануне Рождества считается волшебной. Если загадать желание и попросить Бога, оно осуществится. Только желание должно быть обязательно добрым и мудрым. Доброте и мудрости учил людей Иисус Христос. Знаете, как он родился? Эта история очень интересная...

Чудо Рождествав том, что первый и единый раз навеки-вечные непорочная Дева родила Ребёнка. О рождении Иисуса Сына Божьего весть принёс Ангел. Мария и её суженый Иосиф с нетерпением ждали Божье дитя. В тот год римский император Август захотел узнать, сколько людей живёт в его стране.

Он приказал всем жителям пойти на перепись. Мария с Иосифом отправились в город Вифлеем. Шли они долго, уже приближалась ночь. Пришлось искать ночлег. Рядом нашли только пещерувертеп, куда в плохую погоду пастухи загоняли свои отары. Там и заночевали. Именно в ту ночь у Марии родился Сын. Она завернула Мессию (Спасителя) в подол и положила в ясли (кормушка для скота) с сеном.

Неподалёку стерегли свою отару пастухи. Вдруг они увидели яркий свет. К ним с небес спустился Ангел:

Не бойтесь! Я принёс вам добрую весть. По всему миру разнеслась новость! Бог послал Своего Сына на землю, чтобы спасти людей от грехов. Пойдите в Вифлеем. Там вы увидите Его, спелёнанного в яслях!

В небесах в этот момент появилось множество ангелов. Они славили Бога пением: «Слава Богу на небесах, и на земле мир, а людям добрая воля». Всё вокруг светилось. Когда же ангелы вернулись на небеса, землю снова окутала тьма.

Второй вестью о рождении Сына Божьего была звезда. Она появилась в небе и была самой яркой. Её увидели восточные мудрецыволхвы. Они догадались, что звездапредвестница истинного чуда. И тогда решили пойти за ней. Удивительная звезда привела их к Иисусу. Они увидели Марию с Ребёнком на руках и подарили Младенцу подарки: золото, ладан и смирну. (Золото ему принесли как царю (в виде дани), ладанкак Богу (потому что ладан употребляется при богослужениях), а смирну как человеку, которому предстоит умереть (потому что умерших помазывали и натирали благовонными маслами).А потом назвали Его Царём Неба и Земли. Так родился Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель мира) [9].

Каждый человек любит праздники. Особенно любим мы Рождество. Это заложено в нашем подсознании. Ведь рождествоэто рождение человека – Бога, который был послан Человечеству, чтобы помочь ему избавиться от грехов, чтобы помочь сделать жизнь Человека лучше, чище, нравственнее.

Какие чувства вы испытываете в преддверии Рождества?

В рождественские праздники каждый ждет чуда. Взрослый ли это, ребенок ли... Мы загадываем желания, готовим рождественский ужин, украшаем свои жилища, а главноемы наряжаем ёлку.

Рождество – самый светлый, самый счастливый, самый таинственный праздник христианской культуры. И поэтому он нашел отражение в живописи, поэзии, прозе.

Иконописцы

Икона. Конец XI – нач.XII в. Константинополь. Монастырь св.Екатерины, Синай

Рождество Христово, Андрей Рублев

Художники

Сандро Ботичелли. Поклонение волхвов. Ок.1475 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Василий Шебуев. Рождество Христово.

Композиторы «Рождественская оратория» Иоганна Себастьяна Баха, цикл Оливье Мессиана «Рождество Господне»

И в литературе появились произведения особого жанра – Рождественские, или, как их еще называют, святочные рассказы.

Сегодня мы познакомимся с жанром рождественского рассказа.

3. Сообщение об авторе

А.И. Куприн прожил очень непростую жизнь. Мальчику шёл всего второй год, когда умер его отец. Мать воспитывала сына одна. На его судьбу выпали испытания, когда очень хотелось, чтобы произошло чудо. Немало страданий перенёс Куприн и уже будучи взрослым. Кем он только не работал, чтобы заработать себе на жизнь: и актёром бродячей труппы, и военным, и управляющим имением, поднимался в небо на воздушном шаре и самолёте, и опускался на дно морское, был репортёром, получал за строчку полторы-две копейки. И уже тогда определил для себя, как для журналиста и для писателя, всегда писать только правду, какой бы горькой она ни была.

А.И.Куприн, ребята, жил в иное, чем мы, время, знал совсем другой мир, многое из которого безвозвратно ушло. Но чувства, какие волновали его героев – молодых офицеров, цирковых артистов, неунывающих бродяг – волнуют в той же степени сегодня и нас. И не беда, что нет сегодня ни юнкеров, ни бродячих артистов, ни городовых, ни писцов в казенной палате . Ведь честность и ложь, отвага и трусость, благородство и низость, добро и зло по-прежнему ведут между собой непримиримую борьбу [2].

4. Работа с названием

Обратимся к названию «Чудесный доктор», как вы думаете, о чем пойдет речь? (о докторе, который лечит любую болезнь, не делает больно и т.д)

Рассказ называется «Чудесный доктор». Чтобы понять произведение, необходимо разобраться и с его названием. Давайте попробуем понять, почему Куприн называет доктора «чудесным». Какой смысл он вкладывает в это определение.

Для начала посмотрим, что обозначает слово «чудесный». Какие синонимы вы могли бы подобрать к этому прилагательному?

(сверхъестественный, прекрасный, чудный, превосходный, отличный, волшебный, сказочный, фантастический, феерический).

Словари дают нам несколько лексических значений данного прилагательного. Итак, чудесный

1). Являющийся чудом, совершенно небывалый, необычный.

2). Чудный, очень хороший.

В первом случае чудесный – являющийся чудом. А как вы понимаете слово «чудо»? (сверхъестественное, необычное, небывалое)

Слово «чудо» так же имеет несколько значений. Чудо:

1). сверхъестественное явление, вызванное вмешательством божественной, потусторонней силы;

2). нечто небывалое, необычное, то, что вызывает удивление;

3). о том, кто (или что) вызывает общее удивление, восхищение своими качествами;

4). сказочное необыкновенное существо.

Какое из этих определений прилагательного «чудесный», по вашему мнению, использовано в данном случае? Почему?

(Доктор чудесный, потому что он является чудом, совершил чудо или потому что он очень хороший?)

Перечитаем рассказ, постараемся понять, что такое чудо в понимании автора рассказа.

5. Введение темы:

Итак, тема нашего урока

Чудо в рассказе Куприна «Чудесный доктор»

6. Аналитическая беседа

Для начала, вспомните, в какое время происходит действие рассказа?

Зимой. Перед праздником

Верно. В канун Рождества. Это первый признак Рождественского рассказа.

Какие приметы указывают на это?

Во-первых, это зима. Под ногами скрипит снег. Во-вторых, Гриша с Володей рассматривают в окнах домов наряженные елки. Это говорит о том, что Новый год еще не наступил. В-третьих, когда Мерцалов встречает чудесного доктора, профессор Пирогов говорит, что он купил несколько подарков знакомым ребятишкам…

Как вы относитесь к праздникам и к Рождеству? Какие чувства испытываете при его приближении?

Радостные. Могут сказать, что любят праздники и т.п.

Ждете ли вы подарки на Рождество, готовите ли их сами?

Да

Могла ли семья Мерцаловых надеяться на подарки, сюрпризы в праздничные дни?

Нет, потому что последнее время им не везет, у них не осталось друзей, и нет денег

Ребята, вы, читая текс рассказа, задавали вопрсы, Ваня А. спросил, почему в рассказе сделан акцент на то, что действия происходят в канун Рождества. Очень хороший вопрос, Ваня. Давайте все вместе подумаем, почему.

Действие рассказа не случайно происходит в Рождество. Время, когда происходят чудеса, ведь сам праздник – это праздник чуда рождения Христа. В случае данного рассказа, мы тоже можем говорить о чуде, пусть в данном случае даже не сверхъестественного происхождения, ведь перемены, случившиеся в семье Мерцаловых очень похожи на чудо.

Существует жанр, для которого характерно описание чуда, спасающего человека в трагической ситуации, а ведь ситуацию, сложившуюся в семье Мерцаловых можно назвать трагической.

Действие в рождественском рассказе обязательно должно происходить в канун светлого праздника и отражать особое рождественское мировосприятие.

7. Комментированное чтение

Теперь давайте перейдем к чтению самого рассказа. Как вы помните в произведении два рассказчика. Такая форма произведения называется рассказ в рассказе. Автор в самом первом абзаце утверждает, что «следующий рассказ не плод досужего вымысла. Акцент на достоверность повествованияодна из примет рождественского рассказа Все описанное им действительно произошло». От кого автор услышал эту историю?

От Григория Мерцалова

Верно, от участника всех этих событий, от Григория Мерцалова.

Где происходит наша первая встреча с героями рассказа?

У витрины магазина.

А кто эти герои?

Мальчики из бедной семьи

Давайте прочитаем описание витрины гастрономической лавки и ответим на вопрос «Чем привлекла внимание мальчиков витрина гастрономического магазина?»

«И двое мaльчугaнов, стоящих перед огромным, из цельного стеклa, окном гaстрономического мaгaзинa, принялись неудержимо хохотaть, толкaя друг другa в бок локтями, но невольно приплясывaя от жестокой стужи. Они уже более пяти минут торчaли перед этой великолепной выстaвкой, возбуждaвшей в одинaковой степени их умы и желудки. Здесь, освещенные ярким светом висящих лaмп, возвышaлись целые горы крaсных крепких яблоков и aпельсинов; стояли прaвильные пирaмиды мaндaринов, нежно золотившихся сквозь окутывaющую их пaпиросную бумaгу; протянулись нa блюдaх, уродливо рaзинув рты и выпучив глaзa, огромные копченые и мaриновaнные рыбы; ниже, окруженные гирляндaми колбaс, крaсовaлись сочные рaзрезaнные окорокa с толстым слоем розовaтого сaлa… Бесчисленное множество бaночек и коробочек с солеными, вaреными и копчеными зaкускaми довершaло эту эффектную кaртину, глядя нa которую обa мaльчикa нa минуту зaбыли о двенaдцaтигрaдусном морозе и о вaжном поручении, возложенном нa них мaтерью, – поручении, окончившемся тaк неожидaнно и тaк плaчевно» [26].

Плачевно значит безрезультатно. Чем привлекла внимание мальчиков витрина гастрономического магазина?

Там много всего вкусного, а они хотят есть.

С помощью каких красочных определений автор описывает все, что находится на витрине гастрономического магазина?

Великолепная выставка, горы крaсных крепких яблоков и aпельсинов; прaвильные пирaмиды мaндaринов, огромные, гирлянды колбас, бесчисленное множество, эффектная картина.

Автор использует различные эпитеты, сравнения, ряды однородных членов, чтобы передать привлекательность содержимого витрины для мальчиков, причем делает это с максимальной точностью.

Почему это «очаровательное зрелище» кроме восхищения вызвало у мальчиков еще и тяжелый вздох?

Они хотят есть. У них такого нет.

Как вы думаете, почему автор начинает свой рассказ именно с эпизода около витрины, почему он так важен в рассказе?

Показать положение этой семьи.

Потому что для мальчиков вся эта «великолепная выставка» представляет собой нечто сказочное, недоступное, другая реальность, в которую они никогда не попадут. Мы уже сказали, что их мучает чувство голода. Далее в тексте, если вы помните, будет говориться, что «оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей». Пустые щи – щи, сваренные на воде, а не на мясном бульоне. Таким образом, автор с самого начала показывает нам две противоположные стороны жизни. Изобилие витрины с одной стороны и голодные мальчики и пустые щи с другой.

Куда поспешили мальчики после того как оторвались от созерцания витрины?

Домой.

Снова обращаемся к тексту. Прочитайте про себе со слов « по мере того как шли мальчики…» и до конца второго абзаца. Подумайте над тем, какую картину наблюдали мальчики по дороге домой? Отличается ли она от их жизни?

«По мере того кaк шли мaльчики, все мaлолюднее и темнее стaновились улицы. Прекрaсные мaгaзины, сияющие елки, рысaки, мчaвшиеся под своими синими и крaсными сеткaми, визг полозьев, прaздничное оживление толпы, веселый гул окриков и рaзговоров, рaзрумяненные морозом смеющиеся лицa нaрядных дaм - все остaлось позaди. Потянулись пустыри, кривые, узкие переулки, мрaчные, неосвещенные косогоры… Нaконец они достигли покосившегося ветхого домa, стоявшего особняком; низ его - собственно подвaл - был кaменный, a верх – деревянный. Обойдя тесным, обледенелым и грязным двором, служившим для всех жильцов естественной помойной ямой, они спустились вниз, в подвaл, прошли в темноте общим коридором, отыскaли ощупью свою дверь и отворили ее.

Уже более годa жили Мерцaловы в этом подземелье. Обa мaльчугaнa дaвно успели привыкнуть и к этим зaкоптелым, плaчущим от сырости стенaм, и к мокрым отрепкaм, сушившимся нa протянутой через комнaту веревке, и к этому ужaсному зaпaху керосинового чaдa, детского грязного белья и крыс – нaстоящему зaпaху нищеты. Но сегодня, после всего, что они видели нa улице, после этого прaздничного ликовaния, которое они чувствовали повсюду, их мaленькие детские сердцa сжaлись от острого, недетского стрaдaния» [26].

Итак, какую картину наблюдают мальчики по дороге домой, до того момента, как они добрались до места, где находится их дом? Отличается ли картина улицы от их жизни?

Прекрaсные мaгaзины, сияющие елки, рысaки, мчaвшиеся под своими синими и крaсными сеткaми, визг полозьев, прaздничное оживление толпы, веселый гул окриков и рaзговоров, рaзрумяненные морозом смеющиеся лицa нaрядных дaм. Да, они живут в нищете, в подвале.

Какие слова в описании жилища Мерцаловых помогают нам представить ужасающее положение семьи? Найдите их в тексте.

Подземелье, закоптелые, плачущие от сырости стены, керосиновый запах, запах крыс и др.

Зачем автор помещает рядом описание праздничных витрин и бедного подвала?

Чтобы показать, как живут одни и какдругие.

Действительно, автор для того, чтобы читатель мог сильнее ощутить нищету и трагедию этих людей противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных людей. Опять появляется резкий контраст, так же как и с витриной гастрономического магазина, автор вновь показывает нам противопоставление меты и реальности. На фоне благополучия одних виднее бедность других.

Далее по тексту, как вы помните, разговор матери и мальчиков по поводу поручения. Какое поручение мать дала мальчикам?

Отнести письмо

Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему начальнику главы семейства Мерцаловых?

Просьба о деньгах или о работе.

Удалось мальчикам выполнить поручение матери? Почему?

Нет, швейцар не передал письмо.

Верно. Швейцар – сторож при подъездах в жилых домах, гостиницах учреждениях.

Почему швейцар не захотел передать письмо?

Он злой и жестокий. Но, возможно, это потому, что он обязан таким быть, он выполняет приказ начальника.

После разговора матери с мальчиками в тексте, наконец-то появляется сам Мерцалов. Давайте прочитаем, как он выглядит, то есть разберемся с его портретом.

«Вошел Мерцалов. Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг десен, точно у мертвеца. Он не сказал жене ни одного слова,

она ему не задала ни одного вопроса. Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочли друг у друга в глазах» [26].

Как характеризует Мерцалова его внешний вид? (Почему он в летнем пальто, летней шляпе и без калош?)

Он очень беден, у него нет денег даже на одежду.

Какие отношения царят в семье Мерцаловых?

Понимание.

А почему семья Мерцаловых оказалась в таком положении?

Мерцалов заболел брюшным тифом, его выгнали с работы. У них закончились деньги. Дети стали болеть, одна девочка даже умерла, а вторая теперь находится при смерти.

Как вы думаете, какие чувства испытает после всего того, что свалилось на него, Мерцалов?

Отчаяние и т.п

В рождественских рассказах, как правило, герои оказываются в бедственных жизненных обстоятельствах. Часто это дети.

8. Рефлексия

Случалось ли вам помогать людям, попавшим в беду?

9. Д.З. 1. Подумайте, как бы вы могли помочь семье Мерцаловых.





Урок 2

1. Орг.момент

На прошлом уроке мы уже начали работу над темой «Чудо в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор». Давайте вспомним, что мы знаем о семье Мерцаловых.

Работа с иллюстрациями

Перед вами иллюстрации к рассказу художника Натальи Салиенко. Кого вы здесь узнаете?

Мальчиков, маму, девочку, доктора, Мерцалова

Какие краски использовал художник? Почему?

В серых тонах, потому что их жизнь мрачная, в ней нет места радости и яркости.

Совпадают ли иллюстрации с вашими собственными представлениями?

Да, совпадают.

2. Проверка домашнего задания

Как помочь семье Мерцаловых?

Варианты решений:

1. Пожалеть, посочувствовать.

2. Предложить денег.

3. Дать мальчикам одежду.

4. Предложить переехать в другую квартиру.

5. Дать работу отцу.

6. Купить Машутке лекарства.

Все ваши предложения очень хороши

3. Комментированное чтение

Как вы думаете, какие чувства испытает после всего того, что свалилось на него, Мерцалов? Что он собирается делать?

Мерцалов идет в сад и собирается покончить с собой.

Герой думает, что уже все потеряно, что единственным выходом из сложившейся ситуации является самоубийство. Герой обращает внимание на спокойную, величественную природу вокруг себя и желает обрести подобное спокойствие. Важно, что он даже не ужаснулся мысли о самоубийстве, он доведен до крайней точки отчаяния

Что помешало герою осуществить задуманное?

Появился доктор

Давайте прочитаем как он выглядел, посмотрим на его портрет.

«Он уже хотел встать, чтобы исполнить свое страшное намерение, но в это время в конце аллеи послышался скрип шагов, отчетливо рaздaвшийся в морозном воздухе. Мерцaлов с озлоблением обернулся в эту сторону. Кто-то шел по аллее. Снaчaлa был виден огонек то вспыхивaющей, то потухающей сигары. Потом Мерцaлов мaло-помaлу мог разглядеть стaрикa небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких кaлошaх» [26].

С помощью какой детали в образе незнакомца автор намекает нам то, что старик появился в жизни Мерцалова неслучайно?

Огонек то вспыхивающей, то потухающей сигареты

Огонек этой сигареты, появившийся вдали слово огонек надежды для Мерцалова, хотя он пока еще это не осознает. Принципиально, что доктор появляется в момент, когда Мерцалову кажется, что ему невозможно помочь. Доктор как неожиданная помощь, как чудо, на которое уже никто не надеется.

Давайте прочитаем разговор Мерцалова и доктора в саду.

- Вы позволите здесь присесть?

«Мерцалов умышленно резко отвернулся от незнaкомцa и подвинулся к крaю скaмейки. Минут пять прошло в обоюдном молчaнии, в продолжение которого незнaкомец курил сигaру и (Мерцaлов это чувствовaл) искосa нaблюдaл зa своим соседом.

- Ночкa-то кaкaя слaвнaя, – зaговорил вдруг незнaкомец. – Морозно… тихо. Что зa прелесть – русскaя зимa!

Голос у него был мягкий, лaсковый, стaрческий. Мерцaлов молчaл, не оборaчивaясь.

- А я вот ребятишкaм знaкомым подaрочки купил, – продолжaл незнaкомец (в рукaх у него было несколько свертков). - Дa вот по дороге не утерпел, сделaл круг, чтобы сaдом пройти: очень уж здесь хорошо.

Мерцaлов вообще был кротким и зaстенчивым человеком, но при последних словaх незнaкомцa его охвaтил вдруг прилив отчaянной злобы. Он резким движением повернулся в сторону стaрикa и зaкричaл, нелепо рaзмaхивaя рукaми и зaдыхaясь:

- Подарочки!.. Подарочки!.. Знакомым ребятишкам подарочки!.. А я... а у меня, милостивый государь, в настоящую минуту мои ребятишки с голоду дома подыхают... Подарочки!.. А у жены молоко пропало, и грудной ребенок целый день не ел... Подарочки!..

Мерцалов ожидал, что после этих беспорядочных, озлобленных криков старик поднимется и уйдет, но он ошибся. Старик приблизил к нему свое умное, серьезное лицо с седыми баками и сказал дружелюбно, но серьезным тоном:

- Подождите... не волнуйтесь! Расскажите мне все по порядку и как можно

короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас» [26].

Почему Мерцалов думал, что после его озлобленных криков незнакомец уйдет?

Все так поступали. Он привык к равнодушию.

Каким был голос незнакомца?

Мягкий, ласковый, старческий, дружелюбный, но серьезный тон.

Как голос характеризует человека?

Он добрый, дружелюбный и т.д.

Как вы думаете, почему незнакомец не ушел после озлобленных криков Мерцалова?

Потому что он хороший, понимающий человек.

Как вы помните, незнакомец не просто не ушел после криков Мерцалова, но и помог ему. Чем он помог семье Мерцаловых?

Спас Мерцалова от самоубийства,

Спас Машутку,

Перепоручил семью другому доктору,

Помог деньгами,

Вселил надежду в сердца героев.

Давайте прочитаем отрывок, когда доктор уже уходил из дома Мерцаловых.

«Пожав руки Мерцалову и Елизавете Ивановне, все еще не оправившимся от изумления, и потрепав мимоходом по щеке разинувшего рот Володю, доктор быстро всунул свои ноги в глубокие калоши и надел пальто. Мерцалов опомнился только тогда, когда доктор уже был в коридоре, и кинулся вслед за ним.

Так как в темноте нельзя было ничего разобрать, то Мерцалов закричал наугад:

- Доктор! Доктор, постойте!.. Скажите мне ваше имя, доктор! Пусть хоть мои дети будут за вас молиться!

И он водил в воздухе руками, чтобы поймать невидимого доктора. Но в это время в другом конце коридора спокойный старческий голос произнес:

- Э! Вот еще пустяки выдумали!.. Возвращайтесь-ка домой скорей!

Когда он возвратился, его ожидал сюрприз: под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов...

В тот же вечер Мерцалов узнал и фамилию своего неожиданного благодетеля. На аптечном ярлыке, прикрепленном к пузырьку с лекарством, четкою рукою аптекаря было написано: "По рецепту профессора Пирогова"» [26].

Как характеризует доктора то, что он оставил деньги под блюдцем? Как думаете, почему доктор не назвал свое имя?

Он делает добро не ради громкого имени, не ради личной выгоды.

Прочитаем конец истории. И ответим на вопрос, почему Куприн заканчивает историю рассказом о дальнейшей судьбе членов семьи Мерцаловых?

«Я слышал этот рассказ, и неоднократно, из уст самого Григория Емельяновича Мерцалова - того самого Гришки, который в описанный мною сочельник проливал слезы в закоптелый чугунок с пустым борщом. Теперь он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости на нужды бедности. И каждый раз, заканчивая свое повествование о чудесном докторе, он прибавляет голосом, дрожащим от скрываемых слез:

- С этих пор точно благодетельный ангел снизошел в нашу семью. Все переменилось. В начале января отец отыскал место, Машутка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казенный счет. Просто чудо совершил этот святой человек. А мы нашего чудесного доктора только раз видели с тех пор - это когда его перевозили мертвого в его собственное имение Вишню. Да и то не его видели, потому что-то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо» [26].

Чтобы показать, как доктор изменил жизнь этой семьи.

Совершенно верно, добро, которое сделал для Мерцалловых доктор, живет в поступках и делах детей Мерцаловых.

В тексте указано, что «заканчивает свое повествование о чудесном докторе Григорий Мерцалов голосом, дрожащим от скрываемых слез». Как вы думаете, почему?

Это оказала на него очень сильное впечатление.

Верно, чудо, которое совершил доктор, оставило след, который невозможно стереть течением времени. Григорий Мерцалов считает доктора великим и святым, ведь он спас его семью не только от голода, но и личным примером доказал, что в мире еще есть место чуду, чуду человеческой доброты, заставил проверить, что кроме равнодушных и жестоких швейцаров существуют люди, которые готовы бескорыстно помочь нуждающимся.

Как вы думаете, только ли медицинский рецепт оставил доктор Пирогов членам семьи Мерцаловых?

Нет

Действительно, он оставил еще и рецепт жизни, выписал «лекарства», которые помогают стать настоящим человеком.

Знаете ли вы что-нибудь о Николае Ивановиче Пирогове?

4. Сообщение ученика о Н.И.Пирогове

Читая рассказ, Дима М. поинтересовался, кто такой доктор Пирогов, и сейчас он нам о нем расскажет.

Николай Иванович Пирогов, профессор медицины родился 13 ноября 1810 года в Москве. Примечателен тот факт, как Пирогов стал доктором. Пирогова-ребенка поразил профессор Мухин – светило медицины, которого пригласили к больному брату Николаю. Он приезжал каждый вечер, торжественно вступал в дом, скидывал на руки няньке тяжелую шубу, важно шествовал к больному. Николай запомнил массивный, сильно выступавший подбородок. И голос. Убедительный. Не поверить такому нельзя.

Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Словно чародей посетил. И Николай Пирогов стал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, он стал студентом Московского университета. Нелегким был его путь в медицине. Он многое сделал и хотел сделать для русской науки, но не всегда его понимали и принимали. А он был гордым и честным человеком, который создал для будущего новую науку.

«Люблю Россию, люблю честь Родины, а не чины», – писал он. Он лечил всех: и императора Александра, когда во время прогулки по летнему саду в него выстрелил террорист. Но более всего в его приемной ждали бесчисленные пациенты, в основном, бедные люди. Они шли к нему толпами. Он помогал им как мог. Выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на рецепт было нелепо. И он попросту раздавал деньги беднякам. За годы своей жизни Пирогов сделал сотни прекрасных операций, съездил на две войны, где оказывал помощь раненым, изложил на полутора тысячах печатных страниц теорию военной хирургии.

Екатерина Дмитриевна (его жена) умерла на четвертом году супружества, оставив Пирогову двух сыновей: второй стоил ей жизни.

Умер Н.И. Пирогов 23 ноября 1881 в своей усадьбе в селе Вишня.

Благотворительная деятельность Пирогова – врача оставила след в художественной литературе. Куприн в рассказе «Чудесный доктор» поведал, как Пирогов спас семью бедного чиновника от болезней и голода, помог ей «выбиться». Мы как-то не очень доверяем концам, где как в сказке появляется великий человек, который все устраивает, потому что все может. Но рассказ достоверен - это дань гуманности, доброте и благородству Пирогова.

5. Аналитическая беседа

Какими качествами обладал сам Пирогов в этой истории и, какими качествами стал обладать Григорий Мерцалов?

Какова, по вашему мнению, основная мысль рассказа? К чему призывает нас автор?

Быть добрыми, милосердными, помогать окруающим.

Важно, что автор обращает внимание читателей не только на социальные проблемы, связанные с бедственным положением семьи Мерцаловых, но и на черствость, бездуховность, безразличие окружающих (пример, швейцар и остальные), которым он противопоставляет милосердие и сострадание доктора Пирогова. Автор призывает людей быть внимательнее к несчастьям других людей, быть милосердными и отзывчивыми.

Важно ли чтобы современные читатели прочитали этот рассказ? Почему?

Актуален, так как и сейчас в мире множество людей, которым необходима помощь. И т.п.

6. Слово учителя о Лизе Глинке

В настоящее время тоже существуют люди, помогающие другим, например Лиза Глинка. Известный благотворитель и правозащитница, для которой не было чужих детей и чужих бед, Елизавета Глинка, которую все знали как Доктора Лизу, была, по данным Минобороны, на борту потерпевшего крушение Ту-154, летевшего в сирийскую Латакию.

Она помогала тем, у кого уже почти не оставалось надежды на помощь — бездомным, тяжело больным, одиноким; она вывозила детей из Донбасса на лечение в Россию. Она была человеком не слов, а действия. С виду хрупкая, проявляла самоотверженность и сострадание, не боялась, боролась и всегда призывала сказать «нет» войне.

Фонд «Справедливая помощь» был основан врачом-реаниматологом и специалистом паллиативной медицины Елизаветой Глинкой для оказания помощи бездомным, безнадежным больным, одиноким пенсионерам и инвалидам, которые лишились жилья и средств к существованию. С момента начала конфликта на Украине Доктор Лиза регулярно посещала Донбасс с гуманитарными миссиями – для передачи медикаментов и продуктов питания в больницы, эвакуации больных и раненых детей. Многих детей с родителями она сопровождала на лечение в российские медучреждения.

Доктор Лиза стала лауреатом государственной премии за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности [29].

7. Рефлексия

Давайте подумаем, что может делать человек, руководствуясь рецептами доктора Пирогова?

Благотворительность и т.п.

Верно, кроме того, важно, что каждый человек должен решить для себя, что необходимо помогать ближним. В жизни встречается множество примеров, того что люди еще способны совершать добрые поступки и тем самым совершать чудеса ля тех, кто в них нуждается.

Истории рождественских рассказов обязательно вмещают в себя мечты о доброй и радостной жизни, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом, что безусловно имеет место и в «Чудесном докторе».

Один известный писатель сказал, что мир спасет красота. После нашего сегодняшнего урока мы можем с вами добавить, что мир спасёт доброта. Добро, которое сделал для Мерцаловых доктор, живет в поступках, делах детей Мерцаловых.

Этот светлый рассказ о чуде милосердия посвящен великому учёному, хирургу, естествоиспытателю и педагогу Николаю Ивановичу Пирогову. Случайная встреча переменила судьбу целой семьи. Незнакомый прохожий протянул руку помощи героям в самый страшный момент, когда несчастья снежным комом придавили Мерцаловых в их грязном сыром подвале. Странное волнение охватывает после прочтения рассказа. Вместе с чувством глубокой веры в чудо рождается главный вопрос – кому ты можешь помочь. Не зависит ли от тебя чья-то жизнь, пущенная под откос нелепой случайностью или чьей-то злой волей.

Итак, почему этот рассказ рождественский?

1. Действие происходит в канун Рождества

2. Акцент на достоверность

3. Герои оказываются в бедственных жизненных обстоятельствах. Часто это дети

4. Мечты о доброй и радостной жизни, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом

5. Счастливый финал

8. Домашнее задание:

Сочинение «Почему рассказ А.И. Куприна называется «Чудесный доктор»?

Или

«Чудесный поступок» . Написать о каком-либо поступке человека, о котором вы слышали или читали, или, быть может, были свидетелями, который можно назвать чудесным.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!