СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цикл уроков по русской словесности "Библия как произведение словесности" (по Р.И. Альбетковой)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспекты уроков разработаны к теме "Библия как произведение словесности". На уроках рассматриваются текстовые жанры Библии (притча, псалмы, евангелие и пр.), акцентируется внимание на связи литературного  творчества и библейских сюжетов. 

Просмотр содержимого документа
«Цикл уроков по русской словесности "Библия как произведение словесности" (по Р.И. Альбетковой)»

Библия как произведение словесности.

Урок №1.

Тема: Содержание и стиль Библии. Жанры Библии.

Цель:

1. Знакомство с Библией, ее содержанием.

2. Развитие интереса к Библии.

Задачи:

  1. Формирование нравственных качеств. Расширение кругозора

  2. Знакомство с содержанием и стилем Библии.

  3. Формирование умений и навыков чтения библейских текстов.

Тип урока – вводный.

Вид урока - беседа.

Методы: словесный, наглядный.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, раздаточный материал, иллюстрации икон, Библия; толковые словари русского языка (Даля, Ожегова, литературоведческий, лингвистический).


Ход урока.

  1. Организационный момент.


  1. Повторение изученного на уроках литературы.

Для того чтобы приступить к изучению новой темы, нам нужно вспомнить понятия стиля и жанра произведения.

Учащиеся работают со словарями и приходят к выводу, что стиль – это:

в языкознании – 1) исторически сложившаяся разновидность употребления языка; 2) разновидность литературного языка (функциональные стили); 3) качество текста.

В литературе стильэто единство всех элементов художественной формы произведения, выраженной средствами языка. Можно говорить о стиле произведения, индивидуальном стиле писателя, стиле литературного направления, стиле народной поэзии, стиле эпохи

Жанрэто разновидность вида произведений, в которых есть общие свойства: тема, особенности идейно-эмоциональной оценки, художественной формы.


  1. Новый материал.

  • Значение Библии для русской литературы.

На уроках литературы вы читали некоторые фрагменты из Библии. Сейчас мы постараемся взглянуть на этот памятник словесности в целом и выяснить, чем это произведение отличается от всех других.

(Слайд №1) Почему из переводной словесности мы выделили именно Библию? Потому что Библия занимает в культуре совершенно особое место. Вся система наших взглядов, оценок, житейских понятий складывалась под воздействием Библии. Без Библии мы не поймем по-настоящему ни А.С. Пушкина, ни Л.Н. Толстого, ни истории, ни искусства. Мы не воспримем самых великих произведений живописи, таких, как «Троица» Андрея Рублева или «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, не поймем музыки И.С. Баха и П.И. Чайковского, произведений архитектуры. Этот памятник словесности лежит в основе нашей культуры.

(Слайд №2) Сам русский язык свидетельствует об этом. Даже неверующий человек воскликнет: «Господи!», когда столкнется с чем-то неожиданным. Мы говорим: спасибо, а ведь это пожелание человеку, сделавшему нам добро – Спаси Бог! Мы говорим божественно, когда хотим выразить высшую степень восхищения. Корень бог присутствует в словах: богатство, богатый, обожать, убогий. А слово настроение? «Нас трое» - святая Троица; расстроиться – разъединиться, оказаться одному (М. Задорнов).

А сколько крылатых выражений, пришедших из Библии, живет в нашей речи: камень преткновения, запретный плод, козел отпущения, блудный сын, тридцать сребреников, не мечите бисер перед свиньями, соль земли, строить дом на песке – всех их не перечесть.

(Слайд №3) Библия органически вошла в русскую культуру, так же, как в немецкую, английскую, французскую и другие культуры мира. Первоначально она была создана на древнееврейском и греческом языках, на славянский впервые переведена в девятом веке святыми Кириллом и Мефодием. Библия стала первой книгой, которую напечатал Иван Федоров, а до того ее любовно переписывали на лучшем пергаменте от руки, украшали переплет серебряной чеканкой, драгоценными камнями, сине-золотой финифтью. Так наши предки выражали преклонение перед Святым Писанием.


  • Содержание и стиль Библии.

Посмотрим же, о чем рассказывает Библия и что такое стиль Библии.

Открыв Библию, мы прежде всего встретимся с рассказом о Сотворении мира:

В начале сотворил Бог небо и земле.

Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою.

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы;

И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт., 1:1-5).

Вы заметили, что текст разделен на отрезки, стихи. Речь ритмична, упорядочена, ритм подчеркивается повторами, неторопливой певучей интонацией. И еще заметьте: в цитатах из Библии указывается сокращенно название книги (здесь Быт., то есть Книга Бытия) и цифры, означающие главу (1) и стих (1-5).

«Ну, что же, - скажут некоторые, - обыкновенный миф! Наука доказала, что жизнь на земле прошла долгий путь от простейших до человека, а вовсе не возникла за шесть дней».

Но это возражение основано на том, что мы не умеем читать Библию. А давайте рассмотрим библейский текст в соответствии с его природой, а именно как художественное, образное повествование, слова которого надо понимать не буквально.

День один – это вовсе не наши сутки, а этап Творения, который мог длиться миллионы лет.

Такое небуквальное значение слов – характернейшее свойство библейского стиля. Говорится о сеятеле, о господине, об отце – а следует понимать – о Боге. Говорится о воде живой – а следует понимать – о вере. Это язык иносказаний. За тем, о чем рассказывается, встает другой смысл. Человек, природа, история изображаются здесь с точки зрения Вечности, и это делает Библию не просто литературным памятником, а чем-то гораздо большим.

Вы говорите: обыкновенный миф. Но вспомните, как объясняли происхождение мира известные вам мифы. Ведь этот вопрос волновал все народы, и они создавали космогонические мифы (т.е. о происхождении мира). Древние индийцы рассказывали, что мир появился из яйца, которое зародилось в океане. Греки говорили о рождении мира из вечного Хаоса. Скандинавы – что мир родился из тела великана. Везде: родился, возник. И только Библия открывает, что мир не родился, не возник сам собой, а был сотворен Богом. Такое понимание коренным образом отличается от древних мифов, это Откровение.

Библия не сообщает о том, как конкретно появилась жизнь, как одни виды существ сменяли другие – об этом говорит наука. Библия же открывает смысл того, что происходило. Прочитав о всех шести днях Творения, мы поймем, что стоит за словами. А смысл этого повествования таков.

Мир создан Творцом «из ничего», создан силою Слова: «И сказал Бог…» Творение совершалось постепенно, по этапам, от низшего к высшему, в нем участвовали силы природы, вода и земля, которые произвели пресмыкающихся, рыб, птиц, зверей. А человек был сотворен особенным образом: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всякими животными, пресмыкающимися по земле (Быт., 1: 26-28).

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт., 2: 7).

Человек, созданный из того же «материала», что и земля, получил не только плоть от земли и душу, как все живое, но и дыхание жизни от самого Бога, и это сделало его подобным Богу. Человек обрел мышление и речь, дал имена всем животным. А по древним понятиям, дать имя – значит владычествовать. Подобие Богу и в том, что человек получил в дар способность творить, продолжить начатое Богом Творение. И еще он получил свободу выбирать свой путь и понимать последствия своего выбора, то есть ответственность. Все эти качества присущи только человеку.

Такое понимание человека отличает Библию от древних мифов. Мифы обожествляли стихии и животных, человек должен был им поклоняться. Библия же утверждает, что человек – любимое создание Бога, наделенное даром мысли, речи, творчества, свободы, особыми правами, властью над всем живым и обязанностью возделывать и хранить землю. И об этом говорилось в то время, когда реальный человек был беспомощен перед природой. До той же поры, когда он и в самом деле заставит силы природы служить себе, лежали еще века и века. Неведомые писатели совершили прорыв от того, что они видели, к высшей Истине, им открылся смысл взаимоотношений человека и природы. И здесь мы убеждаемся, что Библия – это Откровение.

Раскрывается в Библии и смысл истории. При чем это не научный труд историка, а повествование о жизни многих поколений с точки зрения Вечности. И это также отличает Библию от мифов. Греки представляли движение человеческой истории как отражение той борьбы, которую ведут между собой боги. Как ни могуч Геракл, не в его власти преодолеть ненависть ревнивой Геры. Как ни прекрасен Ахилл, но и он гибнет, когда ему предопределили боги. Да и сами боги бессильны перед Роком.

В Библии же открывается, что история – не отражение прихотей богов и не цепь повторяющихся заблуждений, а процесс духовного восхождения человека к Богу. Создав человека, Бог хотел обрести в нем друга. Но Адам вознамерился утвердить свою волю. Из-за его предательства люди утратили близость к Богу и глубоко страдали от этого, потому что без Бога жизнь не полна. История человечества – это стремление людей восстановить утраченную гармонию. То есть история – это движение к цели.

Человек не смог стать другом. Тогда Бог стал учить человека добру. Он заключил с ним союз – завет, дал ему 10 заповедей, в которых объяснил, как надо и как нельзя поступать. Бог, конечно, мог просто заставить человека подчиниться Своей воле, но Он хотел, чтобы человек свободно выбрал путь добра. Человек же много раз предавал Бога, потом снова шел к Нему. В этом трудном пути человек учился быть человеком. И когда он достаточно созрел, Бог заключил с ним Новый Завет, о котором сказал Иисус Христос в последний вечер своей земной жизни:

Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.

Нет больше той любви, как если кто положит жизнь свою за друзей своих (Ин., 15 : 12-13).

  • Заключение. Давайте обобщим услышанное и еще раз подумаем, в чем же своеобразие Библии?

(Слайд №4) Своеобразие Библии в том, что она не просто произведение словесности, но и Откровение, которое Бог дал людям. В ней открывается Истина о Сотворении мира и человека, о назначении человека и его месте в мире, о смысле истории. Откровение дается человеку по мере того, как он становится способным постичь эти Истины. Поэтому Библия – это еще и история духовного восхождения человечества. Стиль Библии – стиль образного высказывания.

Выделим черты библейского стиля:

- ритмичность, деление на отрезки – стихи;

- специфическая лексика, связанная с тематикой и проблематикой изображаемого;

- крылатые слова;

- иносказание, слова-символы, в которых за конкретным явлением встает иной, богословский смысл;

- применение синтаксических поэтических фигур: антитезы, инверсии, анафоры, параллелизмы.

Домашнее задание: 1. Прочитать Ветхий Завет, Бытие, главы 1,2. Приготовить пересказ, близкий к тексту.

2. Найти информацию о поэтических фигурах.

(Раздаточный материал)

Ветхий Завет

Бытие

Глава 1

1 В начале сотворил Бог небо и землю.

2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так.

7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

8 И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй.

9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.

10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо.

13 И был вечер, и было утро: день третий.

14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;

15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;

17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,

18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

19 И был вечер, и было утро: день четвёртый.

20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И стало так.

21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и

размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

23 И был вечер, и было утро: день пятый.

24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод

древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу;

30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

Глава 2

1 Так совершены небо и земля и все воинство их.

2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,

5 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,

6 но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.

7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.

11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю

Хавила, ту, где золото;

12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.

13 Имя второй реки Гихон Геон: она обтекает всю землю Куш.

14 Имя третьей реки Хиддекель Тигр: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.

15 И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,

17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего.

24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть.

25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.





















Урок №2.

Тема: Состав и жанры Библии.

Цель:

1. Знакомство с жанрами библии.

2. Развитие интереса к Библии.

Задачи:

  1. Формирование нравственных качеств. Расширение кругозора

  2. Знакомство с жанрами Библии.

  3. Формирование умений и навыков понимания библейских текстов в соответствии с их жанровой спецификой.

Тип урока – изучение материалов темы.

Вид урока - беседа.

Методы: словесный, наглядный.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, раздаточный материал, иллюстрации икон, Библия; толковые словари русского языка (Даля, Ожегова, литературоведческий, лингвистический).


Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания:

    • два-три учащихся готовят пересказ эпизодов из глав Бытия;

    • опрос по теме предыдущего урока: на примерах из текста докажите, что язык Библии иносказательный, символичный; расскажите о содержании Библии; что вы узнали о стиле Библии? В чем своеобразие Библии? Какие поэтические фигуры можно встретить в текстах Библии? Кратко дайте хараткеристику этих фигур.


3. Состав и жанры Библии.

(Слайд №5) Чтобы правильно понять произведение, надо рассматривать его в соответствии с его жанровой природой. В Библии много жанров, но это одно произведение. Единым делает его подход к жизни с точки зрения Вечности.

Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. В первой рассказывается об истории человечества от Сотворения мира до времени ожидания Спасителя. Во второй – о жизни Иисуса Христа, деятельности апостолов и о конце света.

Главная часть Нового завета – Евангелие. Слово евангелие – греческое, означает «радостная весть». Четыре евангелиста – Матфей, Марк, Лука и Иоанн, - каждый по-своему, рассказали о жизни и о смерти Христа, передали Его слова. Из их рассказов вырисовывается удивительная личность, образ Сына Человеческого.

Жанры библии: повесть (Слайд №6)

В Евангелии мы встретим повесть о Рождестве Иисуса. Евангелист Лука рассказывает, что Иисус родился в Вифлееме, куда отправились Мария с Иосифом, чтобы записаться в переписи населения.

6 Когда же они были там, наступило время родить Ей;

7 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.

9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:

11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;

12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:

14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк., 2: 6-14)


Каждое слово этого повествования говорит о многом. У людей не нашлось места для Бога, они заняты своими делами. Поэтому Иисус родился не в доме, а в пещере, где держат скот. После распятия Он будет положен также в пещеру. Маленький и беспомощный Младенец, лежащий в яслях (кормушке) – это и есть Спаситель мира. Поклониться ему приходят простые пастухи и мудрые цари-волхвы. Перед тем, что Он принес в мир, склоняются труженики и мыслители, люди разных народов и разного социального положения. Вся земля и небо славят Его. Вот так незаметно для большинства людей произошло событие, повернувшее всю мировую историю. Так, казалось бы непритязательное повествование открывает великую тайну взаимоотношений Бога и человека.

В Евангелие вы найдете много эпизодов, которые являются повестями. И в каждой повести за конкретным эпизодом встает другой смысл, открываются вечные истины. Прочитайте, например, о том, как Иисус накормил тысячи людей двумя хлебами – это ведь рассказ о том, что Он дал людям духовную пищу. Или рассказ об исцелении слепого – это о том, что Он открывает людям глаза на Истину.

Жанры библии: притча (Слайд №7)

Иисус проповедовал радостную весть о возможности для каждого войти в Царство Божие. Он открывал это, рассказывая житейские истории – притчи. В них действуют обычные люди, они сеют и убирают урожай, пасут овец, продают и покупают товары, строят дома – словом, живут так же, как и те, кто слушал Иисуса. Но за житейской историей встает другой смысл, речь идет о духовных проблемах. Герой притчи – это человек вообще: некий, один человек. И сюжет притчи – поучительная история, говорящая о вечных законах жизни. Иногда притча – развернутый рассказ, кА в притче о блудном сыне, иногда - короткое сравнение: Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое нашед человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то (Мф., 13: 44).

И евангелист объясняет, что такое притча: Да сбудется реченное через пророка, который говорит: «отверзну в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира» (Мф., 13: 35).

В притче открывается нечто сокровенное. Иисус, рассказывая притчи, нередко говорит: имеющий уши да слышит, потому что люди часто слушают, но не слышат. Уши у них есть, слова понятны, а смысл не доходит. И приходится разъяснять смысл притчи, ведь в ней все – иносказание. Давайте подумаем над притчей о блудном сыне: в ней речь идет о взаимоотношениях не только отца и сына, но и человека и Бога, о попытке человека жить без Бога и о возвращении к Нему. И о том, что Бог принимает вернувшегося сына.

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;

12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им

имение.

13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

14 Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;

16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою

19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

30 а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое,

32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Жанры библии: проповедь (Слайд №8)

Христос учил не только притчами. Нередко он прямо поучал, как должен вести себя человек. Он объяснял, что такое счастье, любовь, доброта. И тогда Он произносил проповедь, поучение. Яркий пример - Нагорная проповедь. В ней Иисус открывает людям новую мораль, основанную на любви к ближнему. Он учит видеть в другом человеке не врага, не соперника, а достойную уважения и любви личность. Он учит открытости и служению людям.

Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф., 7:12).

Иисус учит людей жить по закону любви:

3 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

45 да будете сынами Отца вашего

Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?

47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный(Мф., 5:43-48).


Недаром слушающие говорили, что Иисус учил как власть имущий. Он не только открывал людям совершенно новую этику. Он строил свою проповедь так, что она доходила до сердца слушателей. Здесь мы видим черты публицистического стиля: антитезы и повторы слов и выражений, риторические восклицание и риторические вопросы – все это содействует убедительности речи. Одни, услышав этот призыв, бросали все и шли за Иисусом, другие возмущались и хотели расправиться с Проповедником.

Жанры библии: молитва (Слайд №9)

Есть в Библии еще один жанр – молитва, которую дал людям Иисус:

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое!

Да придет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

Хлеб наш насущный дай нам на сей день;

И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь. (Мф., 6:9-13)

Это не единственная молитва в Библии. Иисус молится за учеников во время тайно вечери (Ин.,17; Лк., 22:42).

Всеми своими действиями Иисус показывает, что молитва – это связь человека с Богом, которая дает возможность творить добро и приносит человеку ощущение подлинного счастья.

Молитва Иисуса отличается от молитв язычников, которые заключали с богами сделку по принципу: я тебе принесу дары, а ты мне за это дай то - то. Христианская молитва – это полное доверие Богу, радость от общения с Ним, готовность исполнить Его волю, потому что Бог – это любовь, добро, истина. Вот и в молитве Иисуса речь идет не о конкретных просьбах, а о готовности любить Бога и исполнять Его волю.

Жанровое и стилистическое своеобразие Евангелия (Слайд №10).

Евангелие – книга сложная по своему жанровому составу. Кроме тех жанров, о которых мы уже говорили, есть и другие: жизнеописание, родословие, пророчество, афоризм, плач, обличение, гимн. И при этом Евангелие отличается единством не только идеи, но и стиля. Образы, созданные евангелистами, - многозначные символы, в которых за изображением скрывается глубинный смысл.

Вот что сказал об этой книге А.С. Пушкин: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, -и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие».

И еще Пушкин говорит, что проповедь Небесного Учителя отличается «кротостью Духа, сладостью красноречия и младенческою простотою сердца». Вдумайтесь в эти слова поэта.

О бесконечной глубине евангельского слова говорит А.С. Хомяков в стихотворении «Звезды» (Слайд №11).

В час полночного молчанья,

Отогнав обманы снов,

Ты вглядись душой в писанья

Галилейских рыбаков,-

И в объеме книги тесной

Развернется пред тобой

Бесконечный свод небесный

С лучезарною красой.

Узришь – звезды мысли водят

Тайный хор свой вкруг земли.

Вновь вглядись – другие всходят;

Вновь вглядись – и там вдали

Звезды мысли, тьмы за тьмами,

Всходят, всходят без числа,-

И зажжется их огнями

Сердца дремлющая мгла.

Поэт нашел великолепный образ: звезды мысли, которые зажигают мглу сердца. Ведь смысл Слова Божьего так же бесконечен, как небесный свод с его бесчисленными звездами.

Жанры библии: послание (Слайд №12)

Не менее глубоки и другие «писанья галилейских рыбаков», то есть учеников Христа, апостолов. Много лет спустя после воскресения Иисуса старый уже апостол Иоанн обращается к христианам с посланием. Вот отрывок из его соборного послания: Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1 Ин., 4:7-8).

Послание похоже на проповедь, только проповедь произносится устно, а послание пишется. А средства выразительности здесь те же: риторические восклицания и вопросы, антитезы и повторы – черты публицистического стиля, которые делают речь убедительной.

Жанры библии: псалмы (Слайд №13)

Говоря о жанрах Библии, нельзя не сказать о псалмах. Слово это значит хвалебную песнь, поющуюся под звуки арфы. Темы псалмов: восхваление Бога, благодарение Бога, мольбы, жалобы на козни врагов, размышление о жизни, о человеке. Это произведения лирические. Создателем большинства псалмов считают царя Давида. Художники изображали его играющим на арфе и окруженным животными, которые умиротворены его пением.

Вот восьмой псалом.

Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!

Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.

Когда взираю я на небеса Твои, - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил,

То что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?

Не много Ты умалил его перед ангелами; славою и честию увенчал его;

Поставил его владыкою над делами рук Твоих, все положил под ноги его:

Овец и волов всех, и также полевых зверей,

Птиц небесных и рыб морских, все преходящее морскими стезями.

Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!


Ветхозаветные псалмы Церковь включила в свои богослужения, и они наполнились новым смыслом. Так и этот псалом говорит не только о Боге-Творце, но и о Христе. Читая, христиане помнят, что Сыном Человеческим называл Себя Христос, и именно Ему Бог все положил под ноги. Все это возможно потому, что в библейском стиле слово многозначно, за прямым смыслом открывается другой.

Обратите внимание на средства художественной изобразительности. Здесь есть повторы, и антитезы, и риторические вопросы – все это усиливает эмоциональное воздействие произведения. Есть здесь и такое средство, как стилистическая симметрия: о предмете говорится сначала одними словами, а потом о нем же – другими словами: То что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Это художественное средство, характерное для библейского стиля, мы увидим и в древнерусской литературе. Читая псалмы, мы чувствуем, что это речь ритмическая, ее упорядоченность чувствуется даже в переводе.

Книга псалмов – Псалтырь – была любимой книгой в Древней Руси, по ней учились читать дети, псалмы ежедневно читали (и читают) в храме, их знали наизусть.


4. Закрепление (Слайд №14). Подумайте и ответьте!

1. В чем отличие Библии от всех других произведений словесности? Почему это вечно живая книга?

2. Какие эпические и лирические жанры есть в Библии?

3. Притча и повесть: в чем их сходство и в чем их различие?

4. В чем сходство и различие между проповедью и посланием?

5. Что такое псалом?

6. В чем своеобразие библейского стиля?


5.Домашнее задание: 1. Повторить понятия стиля и жанра; 2. Прочитать притчу о блудном сыне

























Урок № 3.

Тема: Использование библейских тем в русской словесности

Цель:

1.Знакомство с произведениями русских поэтов, использовавших стиль и жанры Библии.

2. Развитие интереса к Библии.

Задачи:

  1. Формирование нравственных качеств. Расширение кругозора

  2. Знакомство с произведениями русской словесности на библейские темы.

  3. Формирование умений замечать использование жанров и стиля Библии в различных произведениях словесности.

Тип урока – обобщающий.

Вид урока - беседа.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, раздаточный материал, иллюстрации икон, Библия; толковые словари русского языка (Даля, Ожегова, литературоведческий, лингвистический).

Ход урока.

1. Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания: повторяем понятия стиля и жанра, вспоминаем жанры Библии, их своеобразие.

3. Темы и жанры Библии в произведениях русских поэтов (Слайд №15).

Многих поэтов вдохновили библейские псалмы. Их перелагали М.В. Ломоносов и Г.Р. Державин. У А.С. Хомякова есть стихотворение «По прочтении псалма». Оно написано под впечатлением церемонии освещения Исаакиевского собора в Петербурге – роскошного и величественного храма. Хомяков вспоминает 49 псалом, где говорится о том, что роскошь и богатые дары не нужны богу, если у людей нет любви к Нему. Вот несколько стихов из этого псалма (Слайд №16).

«Слушай, народ Мой, Я буду говорить, Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя; Я Бог, твой Бог.

Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда передо Мною.

Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих;

Ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор.

Знаю всех птиц на горах, и животных на полях передо Мною.

Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе; ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее.

Ем ли Я мясо волов, и пью ли кровь козлов?

Принеси в жертву Богу хвалу, и воздай Всевышнему обеты твои;

И призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня…»

А.С. Хомяков так передает смысл псалма (Слайд №17).
По прочтении псалма.

Земля трепещет: по эфиру

Катится гром из края в край.

То Божий глас; Он судит миру:

«Израиль, Мой народ, внимай!

Израиль, ты Мне строишь храмы,

И храмы золотом блестят,

И в них курятся фимиамы,

И день и ночь огни горят.

К чему Мне ваших храмов своды,

Бездушный камень, прах земной?

Я создал землю, создал воды,

Я небо очертил рукой;

Хочу, и Словом расширяю

Предел известных вам чудес;

И бесконечность созидаю

За бесконечностью небес.


К чему Мне злато? В глубь земную,

В утробу вековечных скал,

Я влил, как воду дождевую

Огнем расплавленный металл…

К чему огни? Не Я ль светила

Зажег над вашей головой?

Не Я ль, как искры из горнила,

Бросаю звезды в мрак ночной?

Твой скуден дар. – Есть дар бесценный,

Дар, нужный Богу твоему:

Ты с ним явись, и, примиренный,

Я все дары твои приму.

Мне нужно сердце чище злата

И воля крепкая в труде,

Мне нужен брат, любящий брата,

Нужна Мне правда на суде».


А вот отрывок из поэмы тонкого лирика 19 века А.К. Толстого «Иоанн Дамаскин» о византийском ученом и поэте конца 7 века – начала 8 в. Иоанн отказался от блестящей карьеры и роскоши и ушел в монастырь, чтобы служить Богу. А.К. Толстой передает чувства своего героя. Постарайтесь заметить в этих стихах воздействие библейского стиля (Слайд №18).

Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды!

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

И посох мой благословляю,

И эту бедную сумму,

И степь от края и до краю,

И солнца свет, и ночи тьму,

И одинокую тропинку,

По коей, нищий, я иду,

И в поле каждую былинку,

И в небе каждую звезду!

Каждый поэт находил в Библии своё, особенное (Слайд №19).

В 20 веке Анна Ахматова обратилась к рассказу о том, как Бог покарал город Содом, погрязший в грехе, и как единственный праведник Лот спасся с семьей своей.

Но А.А. Ахматову привлекла не судьба Содома и не праведность Лота, а судьба жены Лота, которая нарушила запрет: посланник Бога не велел оглядываться, а она оглянулась и превратилась в соляной столб (Слайд №20).

Лотова жена
Жена же Лотова оглянулась позади
его и стала соляным столпом.
Книга Бытия

И праведник шел за посланником Бога,

Огромный и светлый, по черной горе.

Но громко жене говорила тревога:

Не поздно, ты можешь еще посмотреть

На красные башни родного Содома,

На площадь, где пела, на двор, где пряла,

На окна пустые высокого дома,

Где милому мужу детей родила.

Взглянула – и, скованы смертною болью,

Глаза ее больше смотреть не могли;

И сделалось тело прозрачною солью,

И быстрые ноги к земле приросли.


Кто женщину эту оплакивать будет?

Не меньшей ли мнится она из утрат?

Лишь сердце мое никогда не забудет

Отдавшую жизнь за единственный взгляд.


(Слайд №21) В Библии о жене Лота сказана всего одна фраза: она приведена в эпиграфе. Но такова емкость библейского слова, что за одной фразой можно увидеть целую судьбу. В стихах же речь идет не только о библейском образе. Ахматова выразила чувства человека переломной эпохи, когда рушился привычный мир. Можно ли идти вперед, не оглядываясь на прошлое? Так из одной библейской фразы рождается новая мысль о судьбе человека иной эпохи.

(Слайд №22) Другое стихотворение Анны Ахматовой – часть поэмы «Реквием». Здесь библейская тема послужила раскрытию скорби матери. Ахматова пережила гибель мужа, арест сына. Долгие дни томилась она в очереди у тюрьмы, чтобы узнать о судьбе близких людей. И не одна она, многие в те страшные годы испытывали те же страдания. Об этих муках и говорит поэт, о трагедии матери, переживших казнь сына. А библейские образы помогают передать трагедию.

(Слайд №23)

Распятие.

Не рыдай Мене, Мати,

Во гробе зрящи.


Хор ангелов великий час восславил,

И небеса расплавились в огне.

Отцу сказал: «Почто Мене оставил!»

А матери: «О, не рыдай Мене…»


Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел


4. Закрепление. Подумайте и ответьте! (Слайд №24)

Какие произведения писателей и поэтов прошлого и нашего времени содержат образы, сюжеты, идеи, навеянные чтением Библии?

Зачем писатели используют библейские мотивы?


5. Творческие задания (Слайд №25).

  1. Прочитайте Восьмой псалом.

Подумайте, какова его композиция, что можно сказать о его стиле, ритме? Какое чувство воплощено в нем?


Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!

Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.

Когда взираю я на небеса Твои, - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил,

То что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?

Не много Ты умалил его перед ангелами; славою и честию увенчал его;

Поставил его владыкою над делами рук Твоих, все положил под ноги его:

Овец и волов всех, и также полевых зверей,

Птиц небесных и рыб морских, все преходящее морскими стезями.

Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!

2. Перечитайте стихотворение А.С. Хомякова «По прочтении псалма». Как вы думаете, хомяков передал только смысл псалма или в его стихотворении заметно и влияние библейского стиля?

Почему поэт обратился к псалму, а не просто выразил свое отношение к современному событию? (Слайд №26).


3. Перед вами два стихотворения М.Ю. Лермонтова с одинаковым заглавием «Молитва». В каком из них заглавие называет тему произведения, а в каком – жанр? (Слайд №27)


Молитва

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

1839


Молитва. (Слайд №28)

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою

Пред Твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в мире безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную,

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

1837


4. Прочитайте отрывки из Евангелия, в которых рассказывается о казни Иисуса. Какие детали повествования легли в основу стихотворения А.А. Ахматовой «Распятие»? (Слайд №29)

От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого.

А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! Лама савахвани? То есть: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?

Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.

И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить.

А другие говорили: постой; посмотрим, не придет ли Илия спасти Его.

Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.

И вот завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись…(Мф.,27:45-51).

При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын Твой!

Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин.,19:25-27). (Слайд №30)

Уточним!

Стоявшие около креста не поняли слов Иисуса, потому что Он произнес их на арамейском языке, на котором говорили простые люди. Евангелист так и приводит их по-арамейски. Слово «Или» - Боже Мой – толпа приняла за имя знаменитого ветхозаветного пророка Илии, о котором рассказывается в 3-й Книге Царств.

Уксускислый напиток, который носили с собой римские солдаты для питья. (Слайд №31)


5. Составьте рассказ по картине Рембрандта «Возвращение блудного сына».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!