СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цикл занятий «Музыка Севера»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальные занятия для детей старшего дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Цикл занятий «Музыка Севера»»

Цикл занятий «Музыка Севера»


Занятие 1.


Программное содержание:

- Формировать представления детей о музыкальной культуре народов Севера.

- Продолжать учить детей исполнять песни, точно интонируя, выражая свое эмоциональное отношение к их содержанию.

- Развивать у детей представления об изобразительных возможностях музыки, ее способности отображать явления окружающей действительности, учить выделять средства музыкальной выразительности. В игре развивать физические способности: ловкость, быстроту, выносливость.

- Воспитывать уважение к культуре народов Севера.

Предварительная работа: экскурсия в городской краеведческий музей, беседа о жизни коренных народов Севера, рассматривание иллюстраций.

Материал и оборудование: музыкальный центр, аудиозаписи музыки Г. Лагей.

Словарная работа: сенга-коца, ягушка, малица, нарты.

Ход занятия:

Дети заходят в зал и останавливаются.

Музыкальный руководитель: Родной Ямал – заветный край России

Земля легенд и сказок старины.

В твои просторы, зори молодые

Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

Как добрый друг, хозяйка той земли,

Я вам в пути поддержку обещаю.

- Предлагаю отправиться в путешествие по нашему Северному краю, познакомиться с песнями, играми, музыкой народов Севера. На чем же мы отправимся? На чем по тундре ездят ханты и ненцы? (ответы детей).

- Правильно невозможно представить северный край без гордых, свободолюбивых оленей.

Музыкальное упражнение “Быстрые олени” муз.С. Няруй.

- Поставим руки - это рожки, скачем по залу, высоко поднимая ноги (объезжаем по кругу).

Дети садятся на стулья.


Музыкальный руководитель: Предлагаю послушать песню “Олененок”


Слушание песни “Олененок” муз. Р. Гуцалюк, Сл. Н.Соловьева


Музыкальный руководитель: О чем поется в песне?

- Какая песня по характеру?

- Как несет олень мальчика?

- Как одет мальчик?

- Ребята, у народов Севера есть такой обычай, когда рождается ребенок, ему сразу дарят олениху (важенку). Он взрослеет, и растет олениха, и приплод от оленихи в будущем составит его стадо. А пока дети запрягают оленей в маленькие нарты и ездят вокруг стойбища. Послушайте песню еще раз и представьте, как быстро несет олень мальчика по тундре.

Переход к распевке

Распевка: “Хей-хей-хей, хей о хей” (“соль, соль, соль, соль, до, соль”)


Музыкальный руководитель: Вы слышали как в песне “Олененок” мальчик погонял своих оленей, мы с вами тоже попробуем управлять оленей упряжкой( показ музыкального руководителя, начиная от ноты “соль” поступенно поднимаясь вверх до ноты “До”2октавы и обратно.


Музыкальный руководитель: Я вас хочу познакомить с ненецкой песней “Колокольчики”, а по-ненецки – “Сенга-коця”.


Музыкальный руководитель исполняет песню “Сенга-коця” муз.Ю. Юнкеров, слова А. Тарасова.


Музыкальный руководитель: Какая песня по характеру?

- Для чего нужен колокольчик (сенга-коця) ненецким детям? (повторяет 3 куплет).

- Правильно, сенга-коця помогает следить за бегающими в просторной тундре малышами. А еще для чего? (повторяет 4 куплет).

- Да, его ребята привязывают к оленьей упряжке, колокольчик звенит и развлекает своей песенкой оленевода в дальней дороге. А для чего же самый маленький колокольчик? (повторяет 6 куплет).

- Это, ребята, детский амулет, он сохраняется на много лет, даже когда ребенок становится взрослым, он приносит в душу человека радость, напоминая о милом беззаботном детстве. Вот видите, какая большая польза от этой мелодичной игрушки – сенга-коця. Он стал непременной принадлежностью тундрового быта. Послушайте песню еще раз (исполняет песню).


Музыкальный руководитель: Богата и щедра здесь земля. Сотни тысяч оленей скачут по ее просторам, косяки рыб поднимаются по рекам, белыми облаками проносятся стаи куропаток, пушистыми шарами с места на место перекатываются песцы, скачут белки в ветвях. А уж про грибы и ягоды и говорить не приходится, их здесь не руками собирают, а специальными бралками (показ бралки) берут. Послушайте стихотворение “Осень” А. Марласова.


Рассыпав беззаботную морошку

И прочие съестные чудеса,

Она от нас стекает понемножку,

Как времени печальная слеза.

Глаза ее подернуты туманом,

Подкрашены ресницы желтизной,

Стекает осень по щеке Ямала,

Сливаясь с Ледовитою волной.


- О какой ягоде говорится в стихотворении? (ответ детей)


Исполнение песни “ Ягода-морошка” муз.А.Бердышева, слова М. Пляцковский.


Игра “ Важенка и оленята” (игра народов Коми).


Музыкальный руководитель: А сколько интересных игр есть у детей Севера. Хочу познакомить с игрой “Важенка и оленята”. Важенка - это мама-олениха, ею будет воспитатель. Нужно выбрать волка (ребенок), он сидит в своем доме (стульчик). Здесь сделаем домик важенки и оленят (черта из веревки). Будем говорить слова:


Бродит в тундре важенка, с нею оленята,

Объясняет каждому, все что непонятно.

Топают по лужам оленята малые,

Терпеливо слушают наставленья мамины.


Под музыку оленята бегают, резвятся, на слова: “Волк идет” - быстро убегают за черту (домой).


Музыкальный руководитель: Вот и закончилось наше первое путешествие по нашему Северному краю, что вам запомнилось и особенно понравилось? ( ответы детей) Путешествие мы продолжим на следующем занятии.


Занятие 2.


Программное содержание:

- Продолжать учить выразительно передавать езду в упряжке, следить за четкостью, ритмичностью и выразительностью исполнения движений.

- Формировать эмоциональную отзывчивость на песню веселого, задорного характера, развивать способность чувствовать характер песни.

- Учить детей передавать настроение песни, интонируя легким звуком, петь естественным звуком, четко пропевать ритмический рисунок песни, точно интонировать скачки мелодии.

- В игре самостоятельно выполнять движение в соответствии с характером музыки.

- Стимулировать к образному выполнению движений, характерных для персонажей игры.


Предварительная работа: повторение слов песни “Ягода морошка” муз. А. Бердышева, сл. М. Пляцковский. Рассматривание иллюстраций с изображением северных пейзажей.

Словарная работа: вуся улаты, нарты, упряжка.


Ход занятия.


Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята. Я вас научу здороваться по ненецки- Вуся улаты (пропеваем поступенно-“до,ре,ми, фа,соль-ву-ся-у-ла-ты-поет музыкальный руководитель, “соль,фа,ми,ре,до-ву-ся-у-ла-ты- отвечают дети”.


Музыкальный руководитель: Ветерок летит в лицо,


Мчатся нарты с кручи,

Самолетом хорошо,

А олени - лучше.


Упражнение “Гонки на оленьих упряжках” муз. С. Няруй).


- Сейчас мы с вами покатаемся на оленьих упряжках. Давайте встанем парами, первый будет оленем, а второй сидеть в нартах и управлять упряжкой (выполнение упражнения).


Слушание песни “Олененок” муз. Гуцалюк, сл. С. Соловьева.


Музыкальный руководитель: Отгадайте мою загадку и узнаете, какую песню мы будем слушать.

В ночь беззвездную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье? (олень)

- Правильно, давайте послушаем песню “Олененок”.

- Какая песня по характеру?

- Как несет олень мальчика по тундре?

- Боится ли мальчик ехать ночью?

- Как можно назвать такого мальчика?

- Послушайте песню еще раз и представьте как олень быстро мчит смелого мальчика по тундре.


Распевка “хей-хей-хей, хей о хей” (“до2октава, до,до,до,соль,до”,поступенно спускаемся вниз до ноты “соль”.


Музыкальный руководитель: Предлагаю приготовить наши голоса к пению и спеть распевку, у всех у вас своя оленья упряжка и мы весело ее погоняем( показ педагога и затем выполнение детьми


Песня “ Колокольчики” музыка Ю.Юнкеров, слова А. Тарасова..


Музыкальный руководитель: Продолжим разучивание песни “Колокольчики”. (Разучивание слов первого и второго куплета, пропевание мелодии со словами, пение с музыкальным сопровождением).


Песня “Ягода морошка” музыка А. Бердышев, слова М. Пляцковский).


Музыкальный руководитель: Отгадайте загадку и узнаете, какую песню будем петь.


Лежат на кочках

Кусочки янтаря,

В рот положишь -

Растают (морошка).


- Правильно, сейчас мы ее и исполним: 1-ый куплет поют девочки, 2-ой куплет поют мальчики, 3-ий куплет поем все вместе.


Игра “Медведь” (ненецкая народная игра).


Музыкальный руководитель: Сегодня мы познакомимся с ненецкой народной игрой “Медведь”. Выбираем медведя, он сидит на стульчике, накрытый платком, спит. Дети собирают ягоды и говорят слова:


Медведюшка - батюшка,

Твою чернику собираем,

Твою бруснику выбираем,

Хорошую ягоду себе берем,

Плохую выбрасываем.

Медведь снимает платок и догоняет ребят.


Музыкальный руководитель: Наше занятие подошло к концу, давайте мы вспомним, чем мы занимались на занятии и что вам больше всего запомнилось и понравилось (ответы детей) Но путешествие по нашей северной земле продолжим на следующем занятии.


Занятие 3.


Программное содержание.

- Учить самостоятельно создавать музыкально двигательный образ на заданную музыку, передавать в движении различные образы.

- Привлекать детей к слушанию новой песни, предлагать высказаться о характере песни, образе, переданном в песне.

- Совершенствовать умения детей чисто интонировать песни, пропевать на одном дыхании музыкальные фразы, точно передавать ритмический рисунок.

- Познакомить детей с элементами танцев народов севера, продолжать учить четко и ритмично выполнять движения под музыку.


Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, беседа, заучивание стихотворения.

Словарная работа: тынзян, малица, хорей.,па яма улаты


Ход занятия


Музыкальный руководитель здоровается по ненецки, пропевая “Вуся улаты”. (пропеваем поступенно-“до, ре, ми, фа, соль – ву-ся-у-ла-ты – поет музыкальный руководитель, “соль, фа, ми, ре, до – ву-ся-у-ла-ты – отвечают дети”.


Музыкально-ритмические движения “бег оленей, езда на нартах”. (Приложение5)


Музыкальный руководитель: Я предлагаю послушать стихотворение и сказать про кого говорится в нем.


Ребенок читает стихотворение: Не будь на севере оленя,

Что б стало с тундрою моей.

Гордится им, как украшеньем она

И смотрит веселей.

У ханта нет надежней друга,

Чем северный олень,

Хозяина в любую вьюгу

Домчит домой быстрей.


Музыкальный руководитель: Правильно про оленя. Вот видите, как важен олень для народов Севера. Под веселую музыку я вам предлагаю передать образ гордого и сильного оленя, отважного оленевода, который ездит в нартах ( дети свободно располагаясь по залу выполняют движения под музыку)


Слушание “Песня оленевода”. Музыка С. Няруй, слова Ю. Леонтьев.


Музыкальный руководитель:

Ребята, отгадайте загадку:

В тундре голой и холодной

Он стадо оленей пасет.

Зря тут бродит волк голодный,

Потому что это стадо

Стережет? ... (оленевод)


- Послушайте песню (исполнение песни).

- Какая песня по характеру?

- Правильно, быстрая, скорая, подвижная, веселая. Быстро несет упряжка оленей оленевода по тундре. В песне встречается слово “тынзян” - это веревка, которой ловят за рога оленей.

- А как называется шуба ханта мужчины?

- Правильно, малица. А чем погоняет оленевод свое стадо?

- Палка у народов севера называется “хорей”. Профессия - оленевод очень почетна для народов Севера, ведь олень - это и средство передвижения, и еда, и одежда. Круглый год оленеводы пасут огромные стада оленей. Пищей оленям служит ягель, который олени выкапывают из-под снега. Летом и осенью они питаются травой, листьями, кустарниками, грибами. Шкуры взрослых оленей служат постелью в чуме, также из них шьют обувь, рукавицы. Мясо оленей употребляют в пищу, главным образом зимой - мороженое, а также вареное и жареное. В наше время у хантов и ненцев есть свой праздник - День оленевода. На нем проводятся различные соревнования, где выбирают самого лучшего оленевода. Послушайте песню еще раз.


Распевка “Шум ветра” - звук У.


Музыкальный руководитель: Покажите, как шумит ветер (звук у).

- Покажите, как шумит сильный ветер.

- Теперь спокойный ветерок. (С усилением и ослаблением голоса).


Повторение песни “Колокольчики” музыка Ю. Юнкеров слова А. Тарасова.


Музыкальный руководитель: Продолжаем разучивание песни, повторим слова 3 и 4 куплетов. Пение их вместе с мелодией, затем пение 1-2 куплетов песни, исполнение песни целиком с музыкальным сопровождением.


Танцевальное творчество мелодия“Тэтэль-Вэтэль” музыка С. Няруй.


Музыкальный руководитель: Я хочу познакомить вас с танцевальными движениями народов Севера. Сколько в них выдумки, загадки, красоты и таланта. Танцы народов Севера как и их легенды, сказки, песни отражают особенности быта, занятий и образа жизни. В танцах можно встретить быстрого оленя, легкокрылую чайку, утку, ленивого медведя. В танцах оживает северная природа.


Упражнение “Летят чайки”

- плавное покачивание рук в стороны, вперед-назад, ходьба по кругу, кружение вокруг себя (выполнение детьми).


Упражнение “Поклонение солнцу”

- наклониться, корпус и руки согнуты, выпрямиться - руки в разные стороны, голова смотрит вверх. (выполнение детьми).


Упражнение “Шаман играет на бубне”

- прыжки на полусогнутых ногах, руки в стороны (выполнение детьми)


Музыкальный руководитель: Хорошо вы справились с выполнением танцевальных движений, наша встреча подходит к концу ,скажите, что вам понравилось на занятии? ( ответы детей) . Здороваться мы с вами научились, а теперь я вас научу прощаться по- хантыйски - па яма улаты. (педагог поет “до, ре, ми, фа, соль, соль -па-я-ма-у-ла-ты”-дети отвечают “ соль, фа, ми, ре, до, до - па-я-ма-у-ла-ты”)


Занятие 4.


Программное содержание.

- Развивать творческое воображение, наблюдательность, продолжать учить изменять движения в соответствии с характером музыки. Самостоятельно передавать в движении музыкально-двигательный образ.

- Продолжать учить детей высказываться о характере и выразительных средствах песни, слышать и замечать темповые изменения в песне.

- Закреплять умения детей петь легко, соблюдая ритм, отчетливо произносить слова, правильно интонируя мелодию.

- В игре учить двигаться в соответствии с характером музыки, развивать быстроту, ловкость, смекалку.


Предварительная работа: беседа, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: сенга-коця, па яма улаты, вуся улаты, пуночки.


Ход занятия


Музыкальный руководитель: Вуся улаты (ответ детей)


Танцевальное творчество: “ Тэттэль Выттэль”, музыка С. Няруй.


Музыкальный руководитель: Сегодня мы продолжим знакомство с музыкой народов Севера. На прошлом занятии мы познакомились с некоторыми движениями танцев народов Севера: “Летят чайки”, “Приветствие солнца”, “Игра шамана на бубне”, “Бег оленей”. Сейчас я вам предлагаю выполнить те движения, которые вам понравились и которые вы хотите исполнить. (Выполнение упражнения детьми под музыку).


Слушание “Песня Оленевода” музыка С. Няруй, слова Ю.Леонтьев.


Музыкальный руководитель:

- Какая песня по характеру?

- Как мчатся олени по тундре?

- Чем погоняет оленевод оленей?

- Что такое тынзян?

- Почетен ли труд оленевода и почему? (небольшая беседа).


Повторное слушание песни.


Распевка “Шумит ветер” - звук “у”.


Музыкальный руководитель: Покажите, как шумит ветер?

- Покажите, как шумит сильный ветер. Слабый. Постепенно усиливаясь и стихая (выполнение детьми).


Песня “Колокольчики” музыка Ю.Юнкеров, слова А. Тарасова.


Музыкальный руководитель: Предлагаю отгадать вам музыкальную загадку: отгадайте песню по мелодии (исполнение без пения слов).

- Правильно, это песня “ Колокольчики”. А как называется колокольчик у народов Севера? Сейчас мы продолжим разучивание песни. (разучивание слов 5,6 куплетов, пропевание с мелодией, исполнение всей песни целиком с музыкальным сопровождением)


Игра “Пуночки и ястреб” (игра народов Коми).


Музыкальный руководитель: Сейчас мы поиграем в игру народов Коми. Один ребенок у нас будет ястребом, он сидит вот здесь. Остальные дети будут маленькими птичками пуночками (Ребята пуночки- это маленькие птички., которые живут в нашем северном краю) Пуночки летают по большой полянке, клюют ягодки, перелетают с ветки на ветку. А вот здесь ваш дом (2 обруча). Как услышите слова: “Ястреб летит”, вы быстро должны улететь в свои домики. Повтор игры 2 раза.


Музыкальный руководитель: Наше занятие закончено и это наше последнее путешествие по нашему северному краю. Мы познакомились с песнями, играми, танцевальными движениями народов Севера-ханты, ненцы, коми. Я уверена, что вы будете играть в игры, петь песни в самостоятельной деятельности и познакомите с ними своих друзей, мам и пап.




Литература:


1. И. Погорелов. “Слово о тундре”. Журнал “Северяне”, №4 2005 г.

2. О. Лобызова “Сезоны Ямала” Журнал “Северяне”, №2 2001 г.

3. Н. Талипина “Образы земли Ямальской” Журнал “Северяне”, №1 2001г.

4. Ю.Мятин “Путешествие в сказку”. Журнал “Сибирские истоки” № 1 2000 г.

5. Е.Охотэтто Сборник “Ненецкие подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста”, Тюмень, 1994

6. В. Быковский “Есть город на Ямале – Муравленко”, Екатеринбург, 1999 г.

7. А. Шевченко “Путешествие в Югру”. Тюмень, 1994 г.

8. С.Нарышкина “Песни народов Севера”. Журнал “Культура Ямала”, № 3-4 2001 г.

9. Н.Новикова “Вороний день”. Журнал “Северные просторы”, № 3 1995 г.

10. Р.Конюхова “Игры нашего детства”. Журнал “Северные просторы”, № 1 1995 г.

11. С. Няруй “Праздник тундры”. Салехард, 1997 г.

12. И.Сотруева, Н. Худи “Аргиш”. Салехард, 2000 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!