СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Циклограмма директора школы

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективность циклограммы во многом зависит от способности администратора вдохновенно относиться к своим обязанностям, осуществлять планирование этого знакового документа не «для галочки», а с учетом реально стоящих целей и задач, достижений и трудностей, которые были зафиксированы в прошлом отчетном периоде, с оглядкой на содержание перспективного плана развития, пожелания педагогического состава и других сотрудников ОУ, учеников, родительской общественности.​

Просмотр содержимого документа
«Циклограмма директора школы»

Циклограмма директора школы

Успешное управление современной образовательной организацией строится на выполнении многочисленных повторяющихся действий, обуславливающих необходимость рационализации трудовых функций администратора посредством составления единого плана. Циклограмма директора школы — базовый документ планирования, в котором отражены различные функции руководителя:

  • систематическая реализация внутришкольного контроля;

  • проверка условий ведения учебно-воспитательной работы и качества образовательных результатов ученического коллектива;

  • проведение административных совещаний;

  • взаимодействие с родителями учащихся;

  • проверка локальной документации, сведение отчетных сводок.

Годовая циклограмма деятельности директора школы

Функционирование большинства российских школ ввиду отличий в численности ученического состава, кадровой укомплектованности, предметной направленности, уровне материально-технической обеспеченности имеет характерные особенности, что обуславливает необходимость реализации авторского подхода при составлении годовой циклограммы деятельности директора школы. Помимо этого, выделяют различные принципы проектирования управленческого документа:

1. На основе учета рабочего времени с последующим распределением должностных обязанностей по месяцам, неделям, дням. Этот подход часто использовался в педагогической практике ранее, но ввиду необходимости перехода на принципы гибкости управления такое организационное решение нельзя считать наиболее удачным выбором для проектирования порядка выполнения управленческих функций.

2. Формирование перечня видов контроля с последующим выделением на каждый из них фиксированного промежутка рабочего времени. Низкая эффективность метода заключается в проблеме нехватки времени, с которой сталкиваются многие директора и заместители директоров ОУ. Если же перенос отдельных административных дел станет системным, то это грозит возникновением серьезных нарушений и утратой контроля над ситуацией в целом.

3. Ориентирование на приоритетные управленческие задания, перечень которых на заданный промежуток времени может меняться, дополняться или сокращаться. При реализации данного решения циклограмма деятельности директора по сути становится модульным, ориентировочным документом, позволяющим руководителю в режиме настоящего времени менять виды активности в соответствии с актуальными задачами, не только гарантировать своевременное реагирование на любые острые вопросы, но и систематически способствовать усовершенствованию желаемой образовательной модели.





Примерная годовая циклограмма директора школы

Направления деятельности / Месяцы

Организация и управление

Работа с кадрами

Работа с  документами

Отчетность и контроль

Август

Участие в установочном мероприятии для руководителей ОУ.


Планирование деятельности директора школы на год.


Утверждение режима работы учреждения, расписания уроков, графика дежурств педагогического состава, технического персонала, учащихся по школе.


Комплектование 10-х классов.


Прием родителей, школьников по личным вопросам.

Осуществление кадровых изменений.


Проведение педсовета.


Утверждение основных и факультативных учебных планов.

Комплектование первых, пятых, десятых классов.


Сведения об организации обучения на дому.


Тарификация.


Приказы, регламентирующие готовность к новому учебному году.


Отчет по трудоустройству выпускников.

Обеспечение учебниками.


Оснащенность и состояние кабинетов.


Оформление личных дел первоклассников.


Подготовка публичного отчета за минувший учебный год.

Сентябрь

Уточнение расписания уроков.


Инициация месячника, направленного на профилактику травматизма на дорогах среди школьников.


Формирование органов школьного самоуправления.


Проведение и посещение родительских собраний в разных классах.


Входной контроль по русскому языку, математике.


Формирование списков детей «группы риска», разработка профилактических мероприятий с учетом возрастного фактора.

Согласование особенностей организации образовательного и воспитательного комплекса с заместителями.


Знакомство с новыми учителями, посещение занятий.


Подбор педагогов на участие в конкурсной программе «Учитель года».

Формирование профильных комиссий, написание приказов.


Оформление личных дел работников.


Внесение дополнений в трудовые договора.

Сведение объемных показателей, сбор показателей статистической отчетности.


Контроль организации и качества горячего питания.


Методическая работа (контроль деятельности методобъединений, планы предметных недель, проверка календарно-тематических планов).

Октябрь

Проведение административных совещаний.


Сбор общешкольного родительского комитета для решения текущих вопросов.


Подготовка учреждения к зиме, инициирование месячника по уборке пришкольного участка.


Инвентаризация.


Мониторинговые мероприятия в 9,11 классах по вопросам профильного обучения.

Уточнение сроков аттестационного оценивания, содержания аттестационных разработок педагогов.


Посещение уроков.

Работа с нормативными документами, написание текущих приказов.


Изучение инструктивно-методических писем.

Подготовка и подача отчета РИК.


Контроль соблюдения принципов преемственности в школьном образовании.


Мониторинг результатов предметных недель, олимпиад.


Оценка удовлетворенности учащихся, родителей качеством организации учебно-воспитательного процесса.

Ноябрь

Утверждение плана работы ОУ во время каникул.


Проведение педсовета.


Смотр классов.

Составление промежуточного рейтинга профдеятельности педагогов.

Написание приказов, регламентирующих проведение выездных мероприятий в каникулярное время.       

Проверка классных журналов.


Мониторинг работы психологической службы ОУ.


Мониторинг успешности освоения образовательных программ.


Контроль адаптации первоклассников.  

Декабрь

Проведение всеобуча для родителей (при содействии родительского комитета).


Содействие в организации новогодних мероприятий.


Сбор педсовета.

Собеседования с педагогами, имеющие низкие рейтинговые показатели по школе.

Составление приказа об окончании первого полугодия.


Формирование графика отпусков сотрудников на 2018 год.

Мониторинг УВР за первое полугодие.


Контроль сохранности учебников.


Результаты олимпиадной активности учащихся.


Проверка состояния школьного пищеблока.

Январь

Утверждение расписания на второе полугодие.


Организация административных совещаний.


Мониторинг профильного обучения в 9, 11 классах.


Участие в заседании МО.

Посещение уроков.

Проверка и дозаполнение трудовых книжек.


Формирование документов по итоговой аттестации.

Анализ реализации содержания учебных программ.


Сбор предварительных данных по выпускным мероприятиям.


Контроль календарно-тематического планирования на второе полугодие.


Проверка классных журналов.    

Февраль

Подготовка к ГИА (прием заявлений).


Консультирование родителей девятиклассников по перспективам дальнейшего школьного обучения.


Проведение административных совещаний.

Анкетирование учащихся с целью выявления удовлетворенности качеством преподавания.


Посещение уроков.

Предоставления данных для награждения лучших педагогов.


Планирование кружковой деятельности на будущий учебный год.    

Мониторинг эффективности воспитательной работы.


Подведение итогов предметных недель.


Контроль деятельности МО.


Анализ участия представителей школы в муниципальных конкурсах и фестивалях.

Март

Организация набора первоклассников.


Посещение классных часов.


Инициация школьных советов.


Проведение дня ученического самоуправления.

Планирование учебной нагрузки педагогов на 2018-2019 год.


Уточнение графика отпусков педработников.

Составление приказа по окончанию третьей четверти.


Формирование аналитических сводок по итогам ВШК.        

Мониторинг эффективности деятельности психологической службы, проверка досуговой занятости детей из «группы риска» в каникулярное время.


Составление предварительных списков первоклассников на будущий учебный год.


Проверка протоколов МО.


Обзор результатов контрольных срезов.

Апрель

Планирование ремонта — капитального или косметического.


Посещение родительских собраний.


Инициация месячника по благоустройству пришкольной территории. 

Подведение итогов мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогов.


Проведение собеседований по перспективам профессиональной деятельности.

Проверка и корректировка книги приказов.

Мониторинг успешности освоения учащимися программного минимума, результатов промежуточных итоговых аттестаций в 9,11 классах.


Подведение итогов деятельности предметных кружков.


Педагогическое обследование опекаемых школьников. 

Май

Организация медосмотра для сотрудников ОУ.


Участие в праздничных мероприятиях (День Победы, Последний звонок).


Проведение ГИА.


Выступеление на административных совещаниях.

Оценка эффективности повышения квалификации педагогов в 2017-2018 учебном году.

Составление приказов о допуске к ГИА, переводе учащихся в следующий класс.


Заполнение паспорта готовности ОУ к новому учебному году. 

Мониторинг результатов кружковой деятельности.


Контроль эффективности работы МО.


Оценка реализации комплекса УВР, подготовка рекомендаций.


Итоговая проверка журналов, выставление итоговых оценок.     

Июнь

Подготовка школы к новому учебному году (технический осмотр, мониторинг материально-технической базы, прочее).


Организация  ЕГЭ


Вручение аттестатов выпускникам.

Проведение собеседований с соискателями.

Заполнение книги движения.


Написание приказов о проведении выпускных вечеров,  зачислении первоклассников.

Составление годовых отчетов.


Оформление личных дел учащихся.


Контроль состояния школьного пищеблока.


Проектирование плана ФХД.



Циклограмма директора школы на год может быть составлена в альтернативной форме, с указанием сроков выполнения поставленных задач и анализом результатов. Данную отчетную форму удобно расширить перечнем полномочий директора по контролю финансово-хозяйственной деятельности (пролонгация и проверка выполнения договоров с подрядчиками, контроль расходования бюджетных средств, пролонгация договоров), методической работе (проведение методических советов, директорских диктантов, самообразование), обеспечения правил охраны труда (инструктирование, осуществление аттестации рабочих мест, профилактика безопасности при реализации учебно-воспитательного комплекса). Примеры вариантов циклограмм представлены во вложении.

Циклограмма работы директора школы на год: работа над ошибками

Документация по планированию, к числу которой относится и циклограмма работы директора школы на год, по факту определяют особенности реализации контролирующей функции в образовательном учреждении. В условиях активного внедрения в учебно-воспитательный процесс образовательных стандартов второго поколения административный контроль должен видоизменяться, совершенствоваться, в идеале — не только обеспечивать соблюдение установленного порядка в вопросах организации процесса обучения, но и обуславливать поиск новых векторов для развития ОУ.

На практике в большинстве образовательных организациях реализация административной функции ограничена сугубо выполнением проверочных задач, а не работой «на опережение» трудностей. «Слабыми» местами контроля, не предусмотренными в циклограммах деятельности главного администратора, остаются такие вопросы:

1. Изучение затруднений учителей и поиск возможностей по их преодолению.

2. Организация дифференцированной работы с педагогическим составом в соответствии с уровнем профессионального мастерства.

3. Инициация достаточной обеспеченности учителей методическими материалами.

4. Создание условий для формирования у школьников надпредметных знаний, навыков самообразования.

Во главу контролирующей функции в современной школе должны быть поставлены качественные показатели — организации и условий обучения, а самое главное — образовательных результатов учащихся. Поэтому при составлении циклограммы на учебный год с целью повышения эффективности работы директора следует опираться на гуманистический подход, выраженный в следующих решениях:

  • проявление доверия и взаимоуважения;

  • учет личностного фактора;

  • поиск условий для самореализации каждого участника образовательного процесса;

  • демократизация управления школой — передача ряда функций заместителям и педагогам, коллективное принятие важных решений, предложение альтернативных вариантах при решении различных проблем.

Циклограмма деятельности директора школы на неделю

Специфика профессиональной деятельности директора школы обусловлена обязанностью соблюдения графика контроля различных аспектов организации и обеспечения учебно-воспитательного процесса, а также необходимостью вести работу «на опережение» с целью предупреждения негативных моментов и обеспечения целенаправленного развития образовательной организации. Реализовать полный комплекс административной деятельности возможно только при сведении циклограммы деятельности директора школы на неделю, отдельные содержательные блоки которой редактировать гораздо проще, чем действовать без плана.

Преимущества составления недельных циклограмм очевидны, это:

1. Возможность последовательного, систематического решения ежедневных административных задач с фиксацией важных моментов и возникших проблем.

2. Строгое соблюдение еженедельного плана проверки отчетных документов, графиков персонального контроля.

3. Раздробление на несколько этапов длительных организационных и административных процессов с сопоставлением в ходе планирования необходимых временных рамок, что способствует грамотному распределению рабочей нагрузки.

4. Выбор оптимального сочетания циклов деятельности в соответствии с личными показателями эффективности. Традиционно сложная аналитическая работа выполняется в первой половине дня, а встречи переносятся на вечерние часы.

Ежедневный цикл деятельности руководителя ОУ при отсутствии особо важных задач логично выстраивать в соответствии с единой структурой, включающей:

1. Обзор целей на день, выделение перечня приоритетных задач.

2. Мониторинг отдельных аспектов учебно-воспитательного процесса, контроль поручений и выдача новых.

3. Решение текущих вопросов.

4. Работа с документацией.

5. Встреча с дежурным администратором. Подведение итогов дня.

6. Рефлексия, фиксация достигнутого. Внесение корректировку в недельную циклограмму.



Примерная циклограмма директора школы на неделю



Анализ эффективности циклограммы директора, заместителя директора школы

С целью повышения эффективности профессиональной деятельности представителей административного состава школы важно систематически проводить оценку эффективности циклограммы директора или заместителя директора школы и анализировать возможности улучшения этого стратегического документа планирования. Показателями продуктивной работы директора согласно циклограмме являются следующие факторы:

1. Повышение качества образования, подтвержденное результатами комплексных мониторинговых исследований.

2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогического состава.

3. Реализация на базе школы инновационной или экспериментальной учебной деятельности.

4. Систематическое совершенствование административной структуры ОУ.

5. Рост показателей удовлетворенности учащихся и родителей качеством оказания образовательных услуг.

6. Разработка эффективной системы педагогического контроля.

7. Достижение высокого уровня материально-технической обеспеченности учреждения.

В завершение хочется сказать, что эффективность циклограммы во многом зависит от способности администратора вдохновенно относиться к своим обязанностям, осуществлять планирование этого знакового документа не «для галочки», а с учетом реально стоящих целей и задач, достижений и трудностей, которые были зафиксированы в прошлом отчетном периоде, с оглядкой на содержание перспективного плана развития, пожелания педагогического состава и других сотрудников ОУ, учеников, родительской общественности. Вместе с тем руководителю образовательной организации следует учитывать возможность частичного редактирования закольцованного плана для пошагового усовершенствования контроля — такая гибкость системы планирования позволит снизить общий уровень нагрузки и гарантировать достижение высокого уровня управления образовательным процессом.

Источник: https://www.menobr.ru/article/65399-tsiklogramma-direktora-shkoly?utm_source=letternews&utm_medium=letter&utm_campaign=letternews_menobr.ru_newsdaily_26042018&ustp=F






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!