СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЦОР на уроках математики

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ЦОР на уроках математики»

Создание и использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании математики в школе I вида.

М.Н. Паничева

МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида» г.Череповец


В условиях нового информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

Анализ наблюдений и исследований позволяет сделать вывод, что на качество обученности по математике школьников, имеющих нарушения слуха, отрицательное влияние оказывают следующие моменты:

  • у обучающихся недостаточно развиты навыки работы с информацией: поиск, систематизация, сравнение, анализ и синтез;

  • ведущий тип учебной деятельности учеников - репродуктивный;

  • знания части школьников зачастую оторваны от жизни;

  • у большинства учащихся отсутствуют интерес, мотив к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний.

Информационно - коммуникационные технологии при правильном подходе содействуют решению данных проблем. Но на огромном рынке отечественной программной продукции, создаваемой для общеобразовательных учреждений, крайне недостаточно компьютерных программ для специального (коррекционного) образования.

В настоящее время техническое оснащение школы — интерната и квалификация педагогов позволяют с помощью компьютерных приложений создавать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - отдельные «цифровые содержательные модули», поддерживающие изучение какого-либо конкретного фрагмента соответствующей учебной темы. ЦОРы в виде презентаций могут применяться для организации фронтальной и индивидуальной работы на уроках математики. Использование данных ресурсов дает возможность сделать процесс обучения более ярким и увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей современных компьютеров и новизны такой формы работы для учащихся; эффективно решает проблему наглядно­сти обучения, делая учебный материал более по­нятным и доступным для учащихся; содействует концентрации визуального внимания учащихся на особо значимых моментах учебного материала; обеспечивают индивидуальный подход в обучении; помогает сэкономить время на уроке при введении и закреплении новых понятий, осуществлять контроль; способствует совершенствованию навыков самоконтроля благодаря на­личию обратной связи; позволяет организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся (моделирование, проектирование, разработка презентаций и т. д.), развивая тем самым у школьников твор­ческую активность. Кроме этого, ЦОР исполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок .

ЦОРы используются на всех этапах обучения. При объяснении нового материала ресурсы помогают организовать знакомство с новой информацией через систему заданий, в процессе выполнения которых ученики получают возможность самостоятельно или с минимальной помощью учителя познакомиться с новым свойством, сформулировать правило; подать новый материал в яркой образной форме, способствующей повышению эффективности восприятия материала; эффективно использовать время урока, демонстрируя образцы записи решений, таблицы, рисунки и т. п. Тексты слайдов представляются короткими простыми предложениями, содержащими небольшое количество незнакомых учащимся слов. Цветовое решение слайдов предусматривает (помимо внешней привлекательности) смысловое выделение наиболее значимых частей текста (в данном случае – новых терминов). Новые слова сразу же закрепляются с помощью специальных вопросов. Образцы ответов на вопросы появляются на экране после ответов учащихся. Таким образом, во-первых, обеспечивается оперативная обратная связь, важность которой для эффективного обучения известна и неоспорима, а, во-вторых, учащиеся получают возможность проверить себя и закрепить новый материал.

Например, чтобы вывести правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями, предлагаю учащимся решить размещённые на слайдах задания.







В первом из них нужно найти наибольшую дробь из двух данных, во втором - наименьшую из трёх данных дробей, а в третьем здании нужно сначала записать дроби, а затем их сравнить. Далее учащимся предлагается самостоятельно сформулировать правило сравнения дробей. После чего на экране появляется готовое правило, которое ученики записывают в тетрадь- помощницу.









Формирование прочных навыков возможно при многократном выполнении однотипных упражнений, что влечёт за собой быстрое утомление и потерю интереса. Возможности мультимедийных презентаций: яркие иллюстрации, сказочные персонажи, анимация, визуальное поощрение и т. п. позволяют преодолеть эти негативные явления. Для организации контроля знаний, умений и навыков обучающихся разрабатываются компьютерные тесты. Тест по принципу "выбери ответ из предлагаемых" обеспечивает быстроту его выполнения, так как не требует от обучающихся особых навыков работы на компьютере. Организация теста по принципу "напиши правильный ответ" предполагает начальную подготовку учащихся как пользователей персонального компьютера, так как ответ набирается на клавиатуре. Использование тестов позволяет экономить время, даёт возможность обучающимся самим проверить и оценить свои знания, а также вносит элемент занимательности.

Наиболее сложными элементами курса математики для неслышащих детей являются обучение решению текстовых задач и формирование абстрактных понятий. Обучающиеся испытывают ощутимые трудности при анализе текстов задач. Ученикам сложно понять сюжет задачи и соотнести его с алгоритмом решения. Использование ЦОР позволяет школьникам при разборе условия видеть на экране не только статическую картинку, соответствующую сюжету задачи, но и поэтапное иллюстрирование всей задачи.

Пример решения задачи на движение с использованием поэтапного иллюстрирования условия задачи.








1 шаг 2 шаг 3 шаг







4 шаг 5 шаг 6 шаг

Разбирая условие задачи, дети видят на экране иллюстрацию к каждой фразе, осознанно подходят к выбору алгоритма решения и не испытывают чувства страха перед ней.

Кроме этого, с помощью управляющих кнопок всегда можно вернуться на необходимый слайд и ещё раз посмотреть алгоритм решения данного типа задачи. ЦОРы представляют собой последовательность слайдов, или “электронных страниц” (по аналогии с книгой). При этом алгоритмы (или схемы) построения ЦОР, их структура, могут задаваться произвольно, так, как этого требует план конкретного урока. Структура ЦОР может быть линейной (рис.1.), разветвленной(рис.2), циклической (рис.3.) и смешанной.

     

рис.1 рис 2. рис.3.

Таким образом, изложение учебного материала выстраивается в соответствии с особенностями познавательной деятельности той или иной категории детей, учитываются необходимость многократного повторения, возврата к предыдущему материалу, соблюдая принципы преемственности, последовательности и повторяемости.

У глухих школьников сложно формировать такие понятия, как «обыкновенная дробь», «процент», «числитель», «знаменатель» и т. п. Анимационные эффекты, возможность многократного представления одного и того же действия на разных объектах помогают неслышащим ученикам осознать сущность данных понятий.

Анализ результатов обученности учащихся свидетельствует о значительных преимуществах цифровых образовательных ресурсов перед традиционными технологиями обучения.



Список литературы:

    1. Брыскина О.Ф., Овчинникива О.А. Среда Microsoft PowerPoint как инструментальное средство педагога. – Самара: СИПКРО, 2004.

    2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа – Пресс,1994.

    3. Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования (математика и информатика). - М.: Университетская книга, 2008.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!