СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цвет. Основы цветоведения

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта разработка поможет научиться определять цель, проблему в учебной деятельности (знать свойства цвета, планировать деятельность в учебной ситуации), излагать свое мнение в диалоге, обмениваться мнениями, принимать самостоятельные решения.

Просмотр содержимого документа
«Цвет. Основы цветоведения»

План-конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе

Тема урока: «Цвет. Основы цветоведения»


Цель: понять значение цвета и влияние его на наше настроение.

Задачи:

  1. Создать условия для знакомства учащихся с основами цветоведения.

  2. Научить получать новые цвета через смешивание красок.

  3. Способствовать воспитанию художественный вкус.

  4. Развивать творческую фантазию.



Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся классифицировать по заданным основаниям (спектр, цветовой круг), изучать свойства цвета; создавать рисунок в одном цвете разными оттенками.

Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности (знать свойства цвета, планировать деятельность в учебной ситуации), излагать свое мнение в диалоге, обмениваться мнениями, принимать самостоятельные решения.

Личностные: осознают свои интересы (изучение свойств цвета)


Оборудование: интерактивное оборудование (проектор, интерактивная доска), презентация, альбомные листы, краски, карандаш, ластик.

Словарь: основные цвета, составные цвета, дополнитель­ный цвет, холодный и теплые цвета, цветовой контраст, светло­та, насыщенность цвета.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку (художественные принадлежности)


  1. Введение в тему.

Прослушайте стихотворение Владимира Абрамова известного художника и подумайте, что будет являться предметом нашего разговора на уроке?

Скажи, скажи, художник,

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Скажи, какого цвета вечер?

Скажи, какого цвета

Зима, весна и лето?

Ромашку сделай белой,

Гвоздику сделай красной,

Лилию- оранжевой,

Желтым одуванчик.

И мы увидим тоже:

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Какого цвета вечер,

Поймем какого цвета

Огромная планета!

Ответы учащихся (Предполагаемый ответ - о цвете).

- Действительно, сегодня на уроке мы поговорим о цвета. Тема урока будет называться "Цвет. Основы цветоведения"


  1. Актуализация знаний

- Мы живем в мире, где царит цвет: цветные люди, цветные пейзажи, цветные животные, цветные дома, цветные машины. Представьте … что, однажды, вы просыпаетесь… и всё вокруг… черно-белое… Или все зеленое, или все голубое, или все красное?! Согласитесь, мир перестанет быть таким интересным… Как изменится наше настроение..? Какие чувства мы будем испытывать..? Целью нашего урока мы поставим "Познакомиться с классификацией цвета и определить влияние его на настроение человека"


  1. Введение в новую тему

Что такое цвет, какова его природа? Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые? Почему в темноте мы не видим никаких цветов. Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, лучи солнечного или электрического света, которые озаряют все на своем пути. Когда они попадают в глаз - у нас возникает ощущение цвета.  Известный физик 17 века Ньютон впервые сформулировал мысль о сложном составе белого солнечного света. Если на пути солнечного луча поставить стеклянную трехгранную призму, то вместо белого светового луча появится цветная полоса из различных цветов, называемая спектром. Цвета в спектре располагаются в определенном порядке. Каждый цвет постепенно, без резких границ переходит в другой цвет. Те же цвета можно увидеть в радуге.

- Скажите, сколько цветов вы знаете? У вас может получиться очень много. Чтобы проще было ориентироваться в них, люди придумали классификацию цвета, а науку изучающую цвет называется - "Цветоведением".

- Давайте разберемся в основных понятиях цвета:

"Хрома, хромас" - в переводе с греческого означает "цвет". Первая группа Ахроматические цвета, к ним относятся все цвета от белого до черного. Хроматические цвета - это все остальные цвета.

Своеобразными прародителями всех цветов являются 3 цвета: красный, желтый и синий. Они не могут быть составлены из других цветов их назвали - основными цветами. А вот остальные цвета можно получить смешиванием этих цветов, поэтому их назвали - составными. Попарно смешивая двух основных цветов дает нам составной цвет.


  1. Практическая работа

Давайте проведем эксперимент по колонкам путем смешивания пар:

1 колонка: красный + желтый = оранжевый

2 колонка: красный + синий = фиолетовый

3 колонка: желтый + синий = зеленый


  1. Открытие новых знаний

- Скажите, а вам ни чего не напоминает эта группа получившихся цветов? Это цвета радуги. Знаете ли вы поговорку, с помощью которой запоминают состав и порядок цветов? "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". Однако, голубой цвет, который присутствует в радуге не является ни основным, ни составным, так как получается при смешивании не основных цветов, а основного "синего" и ахроматического "белого".

- Если эту полосу замкнуть в виде кольца, получится цветовой круг. Видите ли вы закономерность цветов в цветовом круге. (В круге цветов «составные» чередуются с основными)


- Продолжим анализ таблицы. Вспомните краски вечернего неба в холодный зимний день и пламя горячего костра. Найдите их в цветовом круге. Такие цвета условно делят на теплые и холодные. К теплым цветам относится желто-красная часть спектра, а к холодным - си­не-голубая. А вот зеленый цвет особый, если в нем больше желтого его относят к теплым цветам, если синего – к холодным.

  • Контрастные цвета – противоположные, они взаимно подчеркивают и усиливают друг друга. Назовите пример контрастных цветов.

  • Сближенные цвета – те цвета, которые в спектре находятся рядом, а также их смеси и оттенки. Назовите примеры сближенных цветов.

  • Цвета делятся по признаку насыщенности и светлоте. Если в оттенки цвета прибавлять разное количество белого или черного цвета, будут получаться новые и новые оттенки. Давайте практически попробуем с помощью выбеливания получить разные оттенки одного цвета. Используйте палитру.

- Скажите пожалуйста, оказывает ли цвет влияние на наше самочувствие? В течение всей истории в сознании людей закреплялись определенные представления о связи различных цветов с жизненными явлениями. Например, во времена древнего человека, красный цвет был символом Солнца, огня, крови, жизни. Белый цвет - символизировал свежесть, чистоту, покой, молодость. В разные эпохи и в разных культурах смысловое значение цвета менялось. Так в культуре Византии императорскую власть олицетворял – красный цвет, а в Китае – желтый, который был символом мудрости и просвещенности.

- Ученые, психологи, врачи доказали, что цвет может изменить настроение человека. Синий, голубой, зеленый цвета успокаивают, потому что напоминают о цвете неба, моря, растений. Оранжевый, красный, - пробуждают энергию, желание действовать. Существует метод лечения депрессии цветом, называется "Цветотерапия"

- Посмотрите на предложенные рисунки детей, какое настроение они несут, давайте придумаем название им: "радость", "возбуждение", "злость", "страх"


  1. Физ. Минутка


  1. Текущий инструктаж

До начала выполнения практической работы давайте вспомним правила работы на уроке:

  • Аккуратно смачивать кисть в воде, не стучать ею по банке

  • Каждый раз промывать кисть после краски

  • Использовать палитру, не пачкать краски

  • Лишнюю краску убрать кистью, слегка отжав её о край банки

  • Работа считается законченной, если выполнена в цвете

Можно говорить шёпотом (по теме урока), обратиться к учителю с вопросом, подняв руку, нельзя нарушать рабочую обстановку на уроке.


Ну а теперь, вы - выразите чувства, которые когда-либо испытывали, используя только цветовые пятна и линии.


  1. Практическая работа.

Задание: Сегодня мы тоже постараемся выразить наши эмоции с помощью цвета (пятен, линий, точек и др.) При этом отвлечемся от конкретных образов. Нужно создать картину своего настроения. Рисовать будем абстрактно (беспредметно). Каждый по - своему представляет, ощущает свои чувства. Цветовые ассоциации чувств и ощущений будут у каждого свои – индивидуальные…

Посмотрите, как выражают чувства через цветовые пятна другие ребята… Подумайте, во время просмотра, как бы вы назвали эти работы…



  1. Выставка работ учащихся. Показать наиболее удачные работы и обобщить полученные знания.


  1. Домашнее задание: создать картину своего настроения в любой из периодов времени года: зима, весна, лето, осень.


  1. Подведение итогов:


- Сегодня на уроке мы выяснили, что такое цвет, что для того, чтобы проще было ориентироваться в цветах ученые искусствоведы цвет классифицировали, убедились, что цвет влияет на наше настроение и с помощью цвета можно улучшить наше настроение, что и выполнили в практической части.

Повторим:

  • В чем разница между хроматическими и ахроматическими цветами?

  • Какие цвета относятся к основным и составным?

  • Какие цвета относятся к теплым и холодным?

  • Что такое абсолютные и относительные цвета?

  • Какие цвета называют сближенными и контрастными?

  • К какому цвету относится голубой цвет?


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!