Просмотр содержимого документа
«Цветовая лексика в рассказе "Бежин луг"»
«НАБЛЮДЕНИЕ НАД «ЦВЕТОВОЙ» ЛЕКСИКОЙ В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ»
- И. С. Тургенев - замечательный русский писатель, автор многих рассказов и повестей, мастер пейзажа.
В своих произведениях работает как самый настоящий художник, целенаправленно и совершенно точно сверяя каждую крупицу палитры красок с представленными настроениями героев. Писатель дает нам понять, что цвет может являться не только душой художественного мира живописи, но и весомой частью повести, её полноправным фундаментом.
- Объектом нашего исследования послужил рассказ И. С. Тургенева « Бежин луг». Это произведение входит в сборник «Записки охотника». Рассказ «Бежин луг» уникален во многих отношениях. Его прочтение оставляет ощущение поэтического произведения.
- Цель исследования: выявить особенности цветовой лексики, рассмотреть на конкретных примерах из текста, для чего используются писателем в произведении слова, связанные с передачей цвета, и какое воздействие оказывают на читателя.
- Гипотеза , которую мы выдвинули, предполагает, что «цветовая» лексика способствует созданию фона, на котором разворачиваются события произведения и раскрываются характеры героев.
Задачи:
- - подробно рассмотреть все описания природы в рассказе «Бежин луг»;
- - обратить внимание на количественное преобладание слов определённой лексики («цветовой»);
- - выявить, какие части речи используются для передачи цвета и в создании каких изобразительно-выразительных средств они участвуют;
- - показать, как описание природы, насыщенное «цветовыми словами», согласуется с идейным содержанием рассказа;
- - составить словарь слов со значением цвета в рассказе.
Под пение бесчисленных птиц поднимается над землею солнце. Множеством блесков сверкает растянутая в лесу паутина.
Этапы исследования:
- - Чтение и анализ рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг».
- - Поиск в тексте слов, относящихся к «цветовой» лексике.
- - Систематизация и обобщение информации в дополнительной литературе.
- Новизна работы заключается, во-первых, в том, что при изучении данного рассказа в 6 классе, не уделяется достаточное внимание проблеме использования «цветовой» лексики и её роли в тексте. «Цветовая» лексика помогает видеть и чувствовать красоту, развивает культуру нашего языка. Это одна из главных проблем нашего языка .
Среди слов со значением цвета встречаются такие, которые характеризуют людей в реальном плане.
- Например:
- Это был стройный мальчик… с кудрявыми, белокурыми волосами, светлыми глазами.
- Его желтые , почти белые волосы трогали…
- Он… выставлял из-под нее (рогожи) свою русую кудрявую голову.
- У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные , глаза серые …
- Но странное впечатление производили его большие, черные , жидким блеском блестевшие глаза.
«Бежин луг» – один из самых поэтичных рассказов И.С.Тургенева. Он пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, красоту русской природы с помощью слов, имеющих значение цвета.
«Бледно-серое небо светлело,холодело,синело…»
«Я пошел восвояси вдоль серой задымившейся реки»
«…полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света…»
«Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные серебряные капли росы…»
И вот за стволами старых лип огромный пылающий яркий шар поднимается над землею. Он увеличивается, сияет радостным золотым светом, играет, улыбается. Начинается новый день .
С ПОМОЩЬЮ «цветовой лексики» МОЖНО ПЕРЕДАТЬ САМЫЕ ПРЕКРАСНЫЕ МГНОВЕНЬЯ ЖИЗНИ…
Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Утро зачиналось…
Слова со значением цвета являются разными частями речи,
но в тексте больше всего прилагательных и глаголов,
меньше причастий и существительных. Ясно становится,
что прилагательные характеризуют предмет в произведении,
служат для создания описаний. Используются чаще всего в переносном значении.
Часть речи
Частотность употребления
Имя прилагательное
133
Имя существительное
Причастие
11
16
Глагол
22
Наречие
1
Тонкой передаче различных оттенков, цветов, цветовых нюансов способствует использование разнообразных средств выразительности
- Использование средств выразительности в рассказе со значением цвета
- Метафоры
- «утренняя заря не пылает пожаром, а разливается кротким румянцем», «солнце не огнистое, приветно лучезарное»
- Олицетворения
- «солнце огненное всплывает»; «вихри-круговороты белыми столбами гуляют»
- Сравнение
- «блеск подобен блеску кованого серебра»; «облака, как дым, ложатся клубами»; «сами они… лазурны, как небо»
- Антитеза
- свет противопоставляется тьме, изображение дневного мира противостоит изображению ночного мира как счастье и горе, жизнь и смерть.
Роль слов со значением цвета
- Определения в прямом значении - 24%
- Определения в переносном значении - 76%
Спектр основных цветов
ЧАСТОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ТЕКСТЕ
- Синий – 21 раз
- Белый - 24 раза
- Красный - 18 раз
- Чёрный - 32 раза
- Зелёный - 15 раз
- Жёлтый - 13 раз
Заключение.
- Таким образом, наблюдая над «цветовой»» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг», мы пришли к выводу, что гипотеза, выдвинутая нами в начале работы, верна. Произведение богато описаниями природы, где преобладают «цветовые» слова разных частей речи: имена существительные, имена прилагательные, причастия, глаголы, которые используются больше в переносном, чем в прямом значении. Это позволило нам составить своеобразный словарь рассказа «Бежин луг», куда вошли слова и выражения со значением цвета.
- Я считаю, что данное произведение имеет большое воспитательное значение для читателя. «Цветовая» лексика учит видеть и чувствовать красоту.
Наблюдение над словами, связанными с передачей цвета, помогает собрать богатый языковой материал для русского языка и литературы и определить особенности писательской манеры И. С. Тургенева и заставляет работать над выразительностью собственной речи.
С помощью «цветовой лексики» природу можно увидеть...
Природу можно услышать….
Ощутить запах природы…
Можно ощутить себя рядом с природой и её вечными тайнами.
Список использованной литературы
- 1. Р.И. Альбеткова «Русская словесность. От слова к словесности» - М: Дрофа,2004.
- 2. Виноградов В. В. Русский язык. М., 1972.
- 3. Ефимов И. С. Филологический анализ слова художественного текста. - Журнал «Русский язык в школе», 1982 г., №2, с. 56-59.
- 4. П. Г. Пустовойт "И. С. Тургенев – художник слова". Изд-во Московского университета, 1980.
- 5. Д.Э. Розенталь, И.Б.Голуб Секреты стилистики - М: Айрис пресс, 1998.
- 6. Учебник - хрестоматия В. Я. Коровиной «Литература 6 класс», ч. 1.
- 7. Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка. М., 1972.
- 8. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – РЯШ, 1971, №3, с. 99
-
Спасибо за внимание!