СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цветовая лексика в рассказе "Бежин луг"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль цветовой лексики в произведении И, С. Тургенева

Просмотр содержимого документа
«Цветовая лексика в рассказе "Бежин луг"»

       «НАБЛЮДЕНИЕ НАД «ЦВЕТОВОЙ» ЛЕКСИКОЙ В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ»

    «НАБЛЮДЕНИЕ НАД «ЦВЕТОВОЙ» ЛЕКСИКОЙ В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ»

И. С. Тургенев - замечательный русский писатель, автор многих рассказов и повестей, мастер пейзажа.  В своих произведениях работает как самый настоящий художник, целенаправленно и совершенно точно сверяя каждую крупицу палитры красок с представленными настроениями героев. Писатель дает нам понять, что цвет может являться не только душой художественного мира живописи, но и весомой частью повести, её полноправным фундаментом.
  • И. С. Тургенев - замечательный русский писатель, автор многих рассказов и повестей, мастер пейзажа.

В своих произведениях работает как самый настоящий художник, целенаправленно и совершенно точно сверяя каждую крупицу палитры красок с представленными настроениями героев. Писатель дает нам понять, что цвет может являться не только душой художественного мира живописи, но и весомой частью повести, её полноправным фундаментом.

Объектом нашего исследования послужил рассказ И. С. Тургенева « Бежин луг».  Это произведение входит в сборник «Записки охотника». Рассказ «Бежин луг» уникален во многих отношениях. Его прочтение оставляет ощущение поэтического произведения.
  • Объектом нашего исследования послужил рассказ И. С. Тургенева « Бежин луг». Это произведение входит в сборник «Записки охотника». Рассказ «Бежин луг» уникален во многих отношениях. Его прочтение оставляет ощущение поэтического произведения.
Цель исследования: выявить особенности цветовой лексики, рассмотреть на конкретных примерах из текста, для чего используются писателем в произведении слова, связанные с передачей цвета, и какое воздействие оказывают на читателя.
  • Цель исследования: выявить особенности цветовой лексики, рассмотреть на конкретных примерах из текста, для чего используются писателем в произведении слова, связанные с передачей цвета, и какое воздействие оказывают на читателя.
Гипотеза , которую мы выдвинули, предполагает, что «цветовая» лексика способствует созданию фона, на котором разворачиваются события произведения и раскрываются характеры героев.
  • Гипотеза , которую мы выдвинули, предполагает, что «цветовая» лексика способствует созданию фона, на котором разворачиваются события произведения и раскрываются характеры героев.
Задачи: - подробно рассмотреть все описания природы в рассказе «Бежин луг»; - обратить внимание на количественное преобладание слов определённой лексики («цветовой»); - выявить, какие части речи используются для передачи цвета и в создании каких изобразительно-выразительных средств они участвуют; - показать, как описание природы, насыщенное «цветовыми словами», согласуется с идейным содержанием рассказа; - составить словарь слов со значением цвета в рассказе.

Задачи:

  • - подробно рассмотреть все описания природы в рассказе «Бежин луг»;
  • - обратить внимание на количественное преобладание слов определённой лексики («цветовой»);
  • - выявить, какие части речи используются для передачи цвета и в создании каких изобразительно-выразительных средств они участвуют;
  • - показать, как описание природы, насыщенное «цветовыми словами», согласуется с идейным содержанием рассказа;
  • - составить словарь слов со значением цвета в рассказе.
Под пение бесчисленных птиц поднимается над землею солнце. Множеством блесков сверкает растянутая в лесу паутина.

Под пение бесчисленных птиц поднимается над землею солнце. Множеством блесков сверкает растянутая в лесу паутина.

Этапы исследования:   - Чтение и анализ рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг». - Поиск в тексте слов, относящихся к «цветовой» лексике. - Систематизация и обобщение информации в дополнительной литературе.

Этапы исследования:

  • - Чтение и анализ рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг».
  • - Поиск в тексте слов, относящихся к «цветовой» лексике.
  • - Систематизация и обобщение информации в дополнительной литературе.
Новизна работы заключается, во-первых, в том, что при изучении данного рассказа в 6 классе, не уделяется достаточное внимание проблеме использования «цветовой» лексики и её роли в тексте. «Цветовая» лексика помогает видеть и чувствовать красоту, развивает культуру нашего языка. Это одна из главных проблем нашего языка .
  • Новизна работы заключается, во-первых, в том, что при изучении данного рассказа в 6 классе, не уделяется достаточное внимание проблеме использования «цветовой» лексики и её роли в тексте. «Цветовая» лексика помогает видеть и чувствовать красоту, развивает культуру нашего языка. Это одна из главных проблем нашего языка .
Среди слов со значением цвета встречаются такие, которые характеризуют людей в реальном плане.   Например: Это был стройный мальчик… с кудрявыми, белокурыми волосами, светлыми глазами. Его желтые , почти белые волосы трогали… Он… выставлял из-под нее (рогожи) свою русую кудрявую голову. У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные , глаза серые … Но странное впечатление производили его большие, черные , жидким блеском блестевшие глаза.

Среди слов со значением цвета встречаются такие, которые характеризуют людей в реальном плане.

  • Например:
  • Это был стройный мальчик… с кудрявыми, белокурыми волосами, светлыми глазами.
  • Его желтые , почти белые волосы трогали…
  • Он… выставлял из-под нее (рогожи) свою русую кудрявую голову.
  • У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные , глаза серые
  • Но странное впечатление производили его большие, черные , жидким блеском блестевшие глаза.

   «Бежин луг» – один из самых поэтичных рассказов И.С.Тургенева. Он пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, красоту русской природы с помощью слов, имеющих значение цвета.

«Бежин луг» – один из самых поэтичных рассказов И.С.Тургенева. Он пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, красоту русской природы с помощью слов, имеющих значение цвета.

«Бледно-серое небо светлело,холодело,синело…»

«Бледно-серое небо светлело,холодело,синело…»

«Я пошел восвояси вдоль серой задымившейся реки»

«Я пошел восвояси вдоль серой задымившейся реки»

«…полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света…»

«…полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света…»

«Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные серебряные капли росы…»

«Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные серебряные капли росы…»

И вот за стволами старых лип огромный пылающий яркий шар поднимается над землею. Он увеличивается, сияет радостным золотым светом, играет, улыбается. Начинается новый день .

И вот за стволами старых лип огромный пылающий яркий шар поднимается над землею. Он увеличивается, сияет радостным золотым светом, играет, улыбается. Начинается новый день .

С ПОМОЩЬЮ «цветовой лексики» МОЖНО ПЕРЕДАТЬ САМЫЕ ПРЕКРАСНЫЕ МГНОВЕНЬЯ ЖИЗНИ…

С ПОМОЩЬЮ «цветовой лексики» МОЖНО ПЕРЕДАТЬ САМЫЕ ПРЕКРАСНЫЕ МГНОВЕНЬЯ ЖИЗНИ…

 Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Утро зачиналось…

Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Утро зачиналось…

Слова со значением цвета являются разными частями речи, но в тексте больше всего прилагательных и глаголов, меньше причастий и существительных. Ясно становится, что прилагательные характеризуют предмет в произведении, служат для создания описаний. Используются чаще всего в переносном значении.   Часть речи Частотность употребления Имя прилагательное  133 Имя существительное Причастие  11  16 Глагол  22 Наречие  1

Слова со значением цвета являются разными частями речи,

но в тексте больше всего прилагательных и глаголов,

меньше причастий и существительных. Ясно становится,

что прилагательные характеризуют предмет в произведении,

служат для создания описаний. Используются чаще всего в переносном значении.

Часть речи

Частотность употребления

Имя прилагательное

133

Имя существительное

Причастие

11

16

Глагол

22

Наречие

1

Тонкой передаче различных оттенков, цветов, цветовых нюансов   способствует использование разнообразных средств выразительности   Использование средств выразительности в рассказе со значением цвета Метафоры «утренняя заря не пылает пожаром, а разливается кротким румянцем», «солнце не огнистое, приветно лучезарное» Олицетворения «солнце огненное всплывает»; «вихри-круговороты белыми столбами гуляют» Сравнение «блеск подобен блеску кованого серебра»; «облака, как дым, ложатся клубами»; «сами они…  лазурны, как небо» Антитеза свет противопоставляется тьме, изображение дневного мира противостоит изображению ночного мира как счастье и горе, жизнь и смерть.

Тонкой передаче различных оттенков, цветов, цветовых нюансов способствует использование разнообразных средств выразительности

  • Использование средств выразительности в рассказе со значением цвета
  • Метафоры
  • «утренняя заря не пылает пожаром, а разливается кротким румянцем», «солнце не огнистое, приветно лучезарное»
  • Олицетворения
  • «солнце огненное всплывает»; «вихри-круговороты белыми столбами гуляют»
  • Сравнение
  • «блеск подобен блеску кованого серебра»; «облака, как дым, ложатся клубами»; «сами они…  лазурны, как небо»
  • Антитеза
  • свет противопоставляется тьме, изображение дневного мира противостоит изображению ночного мира как счастье и горе, жизнь и смерть.

         Роль слов со значением цвета Определения в прямом значении - 24% Определения в переносном значении - 76%

  Роль слов со значением цвета

  • Определения в прямом значении - 24%
  • Определения в переносном значении - 76%
Спектр основных цветов   ЧАСТОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ТЕКСТЕ Синий – 21 раз Белый - 24 раза Красный - 18 раз Чёрный - 32 раза Зелёный - 15 раз   Жёлтый - 13 раз  

Спектр основных цветов

ЧАСТОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ТЕКСТЕ

  • Синий – 21 раз
  • Белый - 24 раза
  • Красный - 18 раз
  • Чёрный - 32 раза
  • Зелёный - 15 раз
  •   Жёлтый - 13 раз

 

Заключение. Таким образом, наблюдая над «цветовой»» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг», мы пришли к выводу, что гипотеза, выдвинутая нами в начале работы, верна. Произведение богато описаниями природы, где преобладают «цветовые» слова разных частей речи: имена существительные, имена прилагательные, причастия, глаголы, которые используются больше в переносном, чем в прямом значении. Это позволило нам составить своеобразный словарь рассказа «Бежин луг», куда вошли слова и выражения со значением цвета.

Заключение.

  • Таким образом, наблюдая над «цветовой»» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг», мы пришли к выводу, что гипотеза, выдвинутая нами в начале работы, верна. Произведение богато описаниями природы, где преобладают «цветовые» слова разных частей речи: имена существительные, имена прилагательные, причастия, глаголы, которые используются больше в переносном, чем в прямом значении. Это позволило нам составить своеобразный словарь рассказа «Бежин луг», куда вошли слова и выражения со значением цвета.
Я считаю, что данное произведение имеет большое воспитательное значение для читателя. «Цветовая» лексика учит видеть и чувствовать красоту.  Наблюдение над словами, связанными с передачей цвета, помогает собрать богатый языковой материал для русского языка и литературы и определить особенности писательской манеры И. С. Тургенева и заставляет работать над выразительностью собственной речи.
  • Я считаю, что данное произведение имеет большое воспитательное значение для читателя. «Цветовая» лексика учит видеть и чувствовать красоту.

Наблюдение над словами, связанными с передачей цвета, помогает собрать богатый языковой материал для русского языка и литературы и определить особенности писательской манеры И. С. Тургенева и заставляет работать над выразительностью собственной речи.

С помощью «цветовой лексики» природу можно увидеть...

С помощью «цветовой лексики» природу можно увидеть...

Природу можно услышать….

Природу можно услышать….

Ощутить запах природы…

Ощутить запах природы…

Можно ощутить себя рядом с природой и её вечными тайнами.

Можно ощутить себя рядом с природой и её вечными тайнами.

Список использованной литературы 1. Р.И. Альбеткова «Русская словесность. От слова к словесности» - М: Дрофа,2004.  2. Виноградов В. В. Русский язык. М., 1972.  3. Ефимов И. С. Филологический анализ слова художественного текста. - Журнал «Русский язык в школе», 1982 г., №2, с. 56-59.  4. П. Г. Пустовойт

Список использованной литературы

  • 1. Р.И. Альбеткова «Русская словесность. От слова к словесности» - М: Дрофа,2004.

  • 2. Виноградов В. В. Русский язык. М., 1972.

  • 3. Ефимов И. С. Филологический анализ слова художественного текста. - Журнал «Русский язык в школе», 1982 г., №2, с. 56-59.

  • 4. П. Г. Пустовойт "И. С. Тургенев – художник слова". Изд-во Московского университета, 1980.

  • 5. Д.Э. Розенталь, И.Б.Голуб Секреты стилистики - М: Айрис пресс, 1998.

  • 6. Учебник - хрестоматия В. Я. Коровиной «Литература 6 класс», ч. 1.

  • 7. Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка. М., 1972.

  • 8. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – РЯШ, 1971, №3, с. 99
  •  

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!