СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цветоведение как основа восприятия младшими школьниками окружающего мира.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цветоведение как основа образного мышления и эмоционального восприятия младшими школьниками окружающего мира.

Просмотр содержимого документа
«Цветоведение как основа восприятия младшими школьниками окружающего мира.»

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ КАК ОСНОВА ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА



Гаврилова Елена Анатольевна,

учитель изобразительного искусства

МКОУ « Ванаварская средняя общеобразовательная школа»



Тема опыта.

Искусство в школе.… По-разному воспринимается данный предмет и учениками, и учителями-предметниками, и администрацией образовательных учреждений. Много мнений разных и спорных. Но очевидно следующее: полноценное эстетическое развитие человека - это не роскошь, а абсолютно необходимый компонент гармоничного развития личности, усвоения нравственных принципов отношения к людям, к природе, к миру. Искусство сохраняет и передает наш опыт человечества, опыт рациональный и эмоциональный. Именно эта тенденция дает основание утверждать, что «изобразительное искусство является мощной школой эмоциональной культуры и ее летописью» [4, с.107]. Художественное, образное мышление дает возможность изобразительному искусству решать самые тонкие и самые сложные духовные проблемы человека и общества.


Условия возникновения, становления опыта.

Поиск новых путей, способов, методов в преподавании искусства в школе продиктован жизненной необходимостью [1, с.52]. Новые современные отрасли науки и техники, новые технологии требуют развитого пространственного, образного мышления. Человек способен что-то создать, произвести лишь после того, как в его воображении будет создан прообраз будущего творения. Интуитивный путь к гармоничному решению поставленных задач является результатом образного мышления.

Неспособность, недисциплинированность, неразвитость пространствен-ного воображения является одним из слабых звеньев в цепи функционирования и развития многих отраслей производства. Основа многих профессий - свободное владение пространственной формой, тоном, фактурой поверхности, цветом. Сегодня практический невозможно преодолеть барьер качества в полиграфии, производстве полимеров, красителей текстильной промышлен-ности и многого другого из-за колористической безграмотности инженера, техника, рабочего. Непреодолимым препятствием здесь является невосприим-чивость к цвету, его оттенкам, насыщенности, к его тональности. Ведь сами по себе оборудование, материал без зрения, видения человека не могут качественно изменить ситуацию. «Культура зрения, культура мышления образами является существенным моментом в квалификационном облике огромного числа профессий, рождаемых научно-технической революцией, и способности к этим профессиям должны закладываться в возможно более раннем школьном возрасте» [4, с.26].


1.3 Актуальность опыта.

Цвет. Он играет огромную роль в нашей жизни. Эмоциональное восприятие окружающего мира включает цвет как необходимый компонент. Цвет оказывает огромное физиологическое, психологическое, эстетическое влияние на человека. Воспитание культуры цвета не игра и не забава.

Традиционные методы преподавания учебного предмета «изобразительное искусство» имеют огромный практический опыт. Трудно недооценить классические традиционные нормы изображения и правила построения геометрических тел, перспективных сокращений, композиционных размещений. Творчество не отрицает знание норм. Зная правила, основы, мы можем увидеть индивидуальность исполнения, своеобразие и непохожесть работы. У детей очень богатая фантазия, воображение. Но фантазия и творчество - это не одно и то же. «И если фантазию ребенка не связывать с грамотным выполнением работы, это значит в конце концов загнать ученика в тупик» [2, с.109-111].

Уделяя должное внимание традиционным методикам преподавания просто необходимо искать инновационные подходы для открытия учениками их собственного пути к прекрасному в окружающем и внутреннем мире каждого человека.

Работа по изучению основ цветоведения должна быть систематической. Только при этом условии у обучающихся будут закрепляться полученные знания и умения.

Окружающий мир мы все воспринимаем через различные органы чувств, но зрительное восприятие - одно из самых мощных и результативных, так как несет важнейшую информацию о нем.

В жизни ребенка цвет играет основополагающую роль. Человек приобретает цветовое зрение не сразу. Разноцветный мир открывается ребенку в определенной последовательности. Сначала он воспринимает красный, оранжевый, желтый и зеленый цвета, и только потом - фиолетовый, синий, голубой.

Каково будет влияние цвета, как можно его изменить, улучшить, зависит в большей мере от знаний, умений и навыков, полученных человеком в данной области. Чтобы разбираться в сложном мире цвета, нужно развивать природные способности и приобретать практические навыки. Знание законов цвета избавляет и ребенка, и взрослого от лишних заблуждений, облегчает ему путь в познании цветовой гармонии в природе, быту и искусстве. Научить ребенка ориентироваться в этом многообразии и есть одна из задач уроков искусства. Необходимо, чтобы каждый ученик мог понять и принять все, что изучается на уроках, приобрести умения и навыки, которые отрабатываются на занятиях. Главное, чтобы каждый ребенок был активным участником учебного процесса, эмоционально воспринимал и переживал опыт полученных знаний, применял его в своей практической деятельности.


1.4 . Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании методов инновационных технологий обучения,  способствующих формирова-нию у обучающихся практических компетентностей, тем самым,  создавая условия развития творческой активности на уроках изобразительного искусства.

Одной из неотложных задач является переход от «знаниевого подхода» к «компетентностному». Эта проблема решается «сама собой» в художественном образовании, ведь искусство - это не отвлеченные знания, а практическое творчество. В области искусства нельзя «знать, не умея». Каждый ребенок «умея», решает свою творческую задачу. Занятия искусством, различными его видами, развивают воображение, без которого бессмысленны надежды на творческий подход в любой области человеческой деятельности. Общеизвестно, что знания бывают «холодными» и «горячими»: «холодные» - это чужие, от учителя, из книг; а «горячие» - это результат собственного мышления, личного опыта [6, с.109].


1.5. Длительность работы над опытом.

Работа над данной темой ведется на протяжении 15 лет. Результаты работы по теме были представлены при участии в приоритетном национальном проекте «Образование», лучшие учителя Тамбовщины, публикация сборника «Опыт применения инновационных методик преподавания изобразительного искусства», ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010г.


1.6. Диапазон опыта.

Представленный опыт работы  является единой органичной системой: урок изобразительного искусства  -  внеурочная работа  - индивидуальная работа с учащимися.


1.7. Теоретическая база опыта.

В своей работе я опираюсь на идею активизации познавательной деятельности учащихся, которую изучали многие ведущие ученые - психологи и педагоги: Д.Б.Эльконин, Ф.Е. Василюк, О.А.Казанский.

Методологическую основу исследования составили современные концептуальные труды по проблеме творчества и психологии личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, A.M.Матюшкин, С.Л.Рубинштейн, и др.), по теории  художественного образования и воспитания (B.C.Кузин, Б.М. Неменский, Н.Н.Ростовцев).




2. Технология опыта.


2.1. Постановка целей и задач.

Целью своей педагогической деятельности считаю обеспечение положительной динамики творческой активности учащихся в результате изучения основ изобразительной грамоты и цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;

- развитие мотивации учащихся и как следствие повышение качества знаний;

- расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся;

- формирование навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;

- развитие творческих способностей учащихся.


 2.2. Система методов, приемов обучения.

Основа знаний по цветоведению закладывается в начальной школе на уроках изобразительного искусства. И задача проведения данной работы заключается в выборе системы методов, приемов обучения, учитывающих возрастные особенности детей и уровень подготовки в изобразительной деятельности.

Работа начинается с 1-го класса, когда из урока в урок происходит знакомство с новыми знаниями, приемами работы, новыми материалами и при обязательном использовании и закреплении полученных знаний в практической деятельности.

Все цвета создаются из 3-х основных цветов спектра: красного, желтого и синего. Знакомство с основными и дополнительными цветами учащимися 1-го класса предлагается в игровой форме (например, в форме «Сказки о потерянных красках»). Дети хотят помочь художнику и ищут способы получения других цветов. Самостоятельно, путем смешения различных цветов на палитре, на основе личного опыта, происходит знакомство с дополнительными, составными цветами (оранжевым, фиолетовым, зеленым).

Ряд следующих уроков продолжает закреплять материал об основных и составных цветах. Темы уроков: «Главные цвета. Радуга», «Смешение красок», «Осенний ковер» и т.д. На занятиях дети закрепляют материал предыдущего урока и приобретают навыки в смешении основных цветов. Логическое продолжение предлагаемого материала - изучение теплохолодности цвета. Прежде чем перейти к этим понятиям объясняется деление всех цветов на ахроматические (бесцветные), к которым относятся белый, черный и все оттенки серого; и хроматические (спектральные) - все цвета спектра. Данные понятия предлагаются в доступной игровой форме. Дети уже чувствуют, что цвет - это сложное явление. Например, теплые и холодные цвета на уроке «Отлет птиц».

Теплый и холодный цвет неба начинается с анализа различных явлений окружающей среды. Дети самостоятельно, на примерах различных природных явлений, приходят к выводу, что цвет огня, солнца – теплый. Это желтый, оранжевый, красный, коричневый. К холодным относятся цвет воды, льда - синий, голубой, фиолетовый, зеленый. С помощью таблицы «Теплые и холодные цвета» учитель предлагает сделать вывод, какие цвета теплые и какие холодные. Для самостоятельной работы предлагается на выбор изображение теплого или холодного неба.

Закрепление полученных знаний о делении цвета по теплохолодности продолжается на уроках: «Иней. Зимний пейзаж» и «Первый снег». Для полноты восприятия, в целях заинтересованности и закрепления материала используются различные дополнительные изобразительные техники и средства (акварель по сырой бумаге, акварель с воском). Практически на всех уроках в 1 -ом классе самостоятельная работа учителем предлагается после просмотра таблиц, репродукций.

Во 2 классе идет продолжение знакомства с правилами цветоведения. Вводится понятие цветовой тон, оттенок. Оттенки - это различные варианты основного цвета. Человеческий глаз различает до 400 оттенков. Задачей урока «Овощи и фрукты» ставится знакомство детей с понятием оттенков цветов на основе применения их жизненного опыта и наблюдений. На примере различных овощей и фруктов учащиеся выясняют, что желтый перец, лимон, яблоко не совсем одинаковы. Цвет один - желтый, но он разный. Такое же сравнение предлагается сделать на примерах зеленого цвета: огурец, перец, яблоко, груша. Дети приходят к выводу, что цвет имеет не только характеристику теплохолодности, но и различное «звучание» - оттенок.

На примере работы учителя дети наблюдают за процессами получения оттенков одного цвета. А затем самостоятельно получают 3-4 оттенка выбранного цвета путем добавления теплого и холодного цвета к основному.

На последующих уроках учащиеся знакомятся со звонкими и глухими цветами. На уроке по теме «Осенний пейзаж», анализируя репродукцию картины И.И.Левитана «Золотая осень» при помощи таблицы «Звонкие и глухие цвета», учащиеся самостоятельно дают описание осеннего пейзажа солнечной погоды, ярких насыщенных цветов. Самостоятельная практическая работа детей заключается в выполнении эскиза пейзажа с использованием звонких цветов. Следующий урок является логическим продолжением предыдущего. Тема урока: «Осенний пейзаж. Дождь». Учащиеся знакомятся с понятием глухого цвета, изменением цвета при добавлении черной краски. Показ и анализ таблицы «Звонкие и глухие цвета», репродукции картины А.И.Куинджи «После грозы» предполагает самостоятельный вывод о влиянии звонких и глухих цветов на настроение в пейзаже.

При выполнении других заданий, будь то рисование с натуры, декоративное рисование, иллюстрирование, тематическое рисование, учащиеся свободно ориентируются в цветовом многообразии. На занятиях по теме «Пейзаж. Цвет и настроение» дети выясняют, как изменяется цветовая гамма в зависимости от времени суток. В практическое задание данного урока входит выполнение 2-х пейзажей: 1) изображение светлого, солнечного дня; 2) изображение глухого, теплого или холодного вечера.

На следующих занятиях происходит закрепление полученных знаний и более глубокое их усвоение. На уроках знакомства с различными жанрами изобразительного искусства (натюрморт, портрет, анималистический жанр) постоянно возвращаемся к элементам цветоведения. Теплые и звонкие цвета привлекают больше внимания и создают впечатление близости предмета. Холодные цвета и ненасыщенные (разбеленные) создают впечатление отдаленности. Поэтому художники называют их отступающими.

Следующий блок уроков знакомит учащихся со сложностью белого цвета. (Темы: «Зимний пейзаж. Метель», «Зимний пейзаж. Солнечный день»). Анализируя репродукции картин И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» и «Иней», ученики при помощи учителя делают вывод о неоднозначности, сложности изображения белого цвета, зависимости его от освещения, погоды. Практическая самостоятельная работа предполагает использование дополнительных изобразительных материалов: мел и воск.

Во 2-ом классе учащимся предлагаются задания, направленные на закрепление знаний по цветоведению в практической деятельности. Например, на уроке по теме «Молодая листва» показываются особенности колорита молодой зелени, учащиеся получают различные оттенки зеленого цвета. Помогает создавать сложные и своеобразные цветовые соотношения в работах применение различных изобразительных техник: «Мы придумываем сказочный город» - коллаж. «Путешествие на другую планету» - смешанная техника. «Портрет Снежной королевы» - акварель, воск.

В 3 классе учащиеся повторяют и закрепляют знание по цветоведению. Вводятся новые понятия и термины изобразительной грамоты. На уроке по теме «Дары осени. Овощи и фрукты» учащиеся знакомятся с понятием светотени. Цвет и свет - понятия, неотделимые друг от друга. Благодаря свету, человек видит предметы, их форму и цвет. Но в зависимости от источника освещения цвета имеют свойства изменяться. При дневном свете все цвета выглядят прозрачнее. При искусственном освещении цвет меняется. Знания теплохолодности цвета различны по отношению к свету и тени. Разобраться с новыми явлениями помогает таблица «Свет и тень», репродукции натюрмортов Сарьяна, Машкова. Если предмет освещен теплым светом, то светлые места имеют теплую окраску, а теневые - холодную. При холодном освещении наблюдается обратное.

В дальнейшем на уроках происходит знакомство с символикой цвета, своеобразием работы с цветом художников-дизайнеров, мастеров прикладных видов искусства. Роспись платков, тканей, посуды - все эти виды работ знакомят учащихся не только с ритмом, правилами создания узоров, но и особенностями применения цвета. В декоративном искусстве цвет имеет другое, отличное звучание, нежели в живописных работах. У учащихся есть возможность самостоятельного сравнения применения цветового многообразия в живописных работах и в прикладных видах искусства.

Знакомясь с различными способами работы с красками, учащиеся открывают для себя иные возможности изображения цветовой гаммы. Знакомясь с различными техниками работы художников над пейзажами (П.Сезанн «Сосна», К.Моне «Берег моря»), учащиеся пробуют самостоятельно разложить колорит своей работы на составляющие.

В 4 классе учащиеся знакомятся с контрастными и сближенными цветами. На уроках по темам: «Солнечный день», «Туманное утро» - учащимся предлагается самостоятельно проанализировать репродукции работ художни-ков А.И.Куинджи «Березовая роща», «Лунная ночь на Днепре», И.И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу». С помощью таблицы «Контрастные и сближенные цвета» сделать вывод о различных вариантах сочетания цвета и эффектов цветовой гаммы. Выполняется практическое задание - изображение пейзажа солнечного осеннего дня, с ярким освещением и контрастной, по отношению к свету, тенью. Логическим продолжением выполняемого задания на контрастность является тема о цветах сближенных. Учащимся предлагается не только изображать, но и «рассказывать» цвет. Практическое задание на уроке меняется: необходимо изобразить пейзажный мотив предыдущего урока в другой, сближенной цветовой гамме.

На последующих уроках независимо от выполняемого задания цветовому решению рисунка уделяется особое внимание. Натюрморты, пейзажи, портреты приобретают новое цветовое звучание.

Постепенно вводится материал о рефлексах и бликах. Эти понятия сами по себе достаточно сложны для учащихся начальной школы, но опираясь на уже имеющийся опыт, дети достаточно легко находят место новым явлениям в изображаемом пространстве.

Рефлекс - это цветовое отражение. Рефлекс лучше заметен в тенях. Практически все дети успешно справляются с заданием урока по теме «Рефлекс». Помогает в этом и анализ репродукций В.К.Хеда «Натюрморт с лимоном», «Натюрморт с фруктами» и другие. Дети изображают группу из 2-3 предметов различной окраски уделяя внимание рефлексам.

Тема урока «Блик. Морской пейзаж» знакомит учащихся еще с одним новым понятием. Блик - особо высветленная часть предмета. Блик зависит от поверхности предмета. Матовая и шероховатая поверхность не имеют блика, а гладкая ровная поверхность, отражая свет, дает светлый блик.

Закрепление материала о бликах происходит на следующем уроке «Блик. Натюрморт». На примере композиций предметов различной фактуры: стекло, металл, глазурованная керамика - дети переносят понятие блика из жанра пейзажа на жанр натюрморта. Учащиеся изображают группу из 2-3 предметов с ярко выраженной бликующей поверхностью (бутылки, банки, чайники и т.д.).

3. Результаты.

Смысл, предназначение уроков искусства - в формировании навыков построения бесчисленного множества реальностей, что является основой творчества и мышления. Человек, который способен мыслить многовариантно, уже творец. Он не зациклен на каком-то варианте решения вопроса, проблемы, ситуации. Он допускает в своем сознании различные пути и способы поведения, деятельности. Именно в творческой деятельности удается соединить интеллектуальную, эмоциональную и духовные сферы.

За время обучения в начальной школе ученики получают основную базу знаний по цветоведению. Без данных знаний, умений и навыков довольно сложно говорить об осознанном, осмысленном подходе к изучению изобразительного искусства в дальнейшем. Переходя в 5 класс учащиеся успешно осваивают программный материал школы второй ступени по изобразительному искусству, занимаются в предметном кружке, участвуют в подготовке работ для конкурсов и выставок, становятся победителями творческих конкурсов различного уровня. Многие учащиеся получив подготовку в начальной школе продолжают дополнительное образование по предмету в художественных школах и школах искусств.



Список литературы.

  1. Андреев, В.И. Учебный курс для творческого развития / В.И.Андреев.- Казань: КГУ, 2000.

  2. Василюк, Ф.Е. Психология переживаний / Ф.Е.Василюк.- М.: Просвеще-ние, 1984.

  3. Волков, И.П. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. - М.: Педаго-гика, 1987.

  4. Казанский, О.А. Педагогика как любовь / О.А.Казанский.- М., 1996.

  5. Неменский, Б.М. Мудрость красоты / Б.М.Неменский. - М., 1987.

  6. Новиков А.М. «Педагогика и школа» / А.М.Новиков. - М., 2005г.



«____»______________ 2015г. ___________________ Е.А.Гаврилова


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!