СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цветные революции. Мир на острие ножа

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Только-только с экранов, с уст начала сходить тема «Революции достоинства» в Украине. Практически каждый из нас знает основные события этой революции, её лозунги, её героев. Каждый из нас относится к ней по-разному: кто-то считает, что результатом ее «пользуются проходимцы», а для кого-то это действительно реальный путь улучшения политической жизни в стране.

Поэтому, мне кажется, что проблема «цветных революций» в мире актуальна как никогда, ведь только за последние 16 лет произошло около 19 таких событий. Только разобравшись в этом понятии, рассмотрев его со всех сторон, узнав построения технологии «цветных революций», мы сможем понять, что позитивного и негативного приносят они – это и есть цель моей работы.

В ходе выполнения проекта, я вывела следующую гипотезу: большинство известных «цветных революций» было построено на основе книги Джина Шарпа ««Политика ненасильственных действий». Также: у «цветных революций» нет положительных последствий.

Чтобы достичь своей цели и подтвердить собственную гипотезу, поставлю перед собой следующие задачи:

  • Определить понятие «цветной революции»
  • Узнать причины возникновения «цветных революций»
  • Выявить примерный алгоритм создания «цветных революций».
  • Рассмотреть книгу Джина Шарпа» «Политика ненасильственных действий» - как методическое пособие по созданию революций.
  • Сравнить проведение рассматриваемых событий с положениями книги «Политика ненасильственных действий»
  • Узнать мнение молодых людей о цветных революциях
  • Сравнить их с мнениями известных экспертов.

Просмотр содержимого документа
«Цветные революции. Мир на острие ножа»

22


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Ртищево Саратовской области»




Исследовательская работа



Цветные революции. Мир на острие ножа




Выполнила:

Давыдова Валентина Нифантиевна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории









Ртищево, 2016


Оглавление

I. Аннотация 3-4

II. Цветные революции. Мир на острие ножа 4-5

1.Цветные революции

1.1 Понятие цветной революции

1.2.Причины цветных революций

1.3. Правовая основа для революции

2. Методика создания революций и государственных переворотов от Джина Шарпа ("Политика ненасильственных действий" 1973) 5-7

2.1 Алгоритм проведения цветных революций по Джину Шарпу.

3. «Политика ненасильственных действий» и следующие цветные революции: 8-14

3.1. «Бархатной революции»

3.2. «Революции роз»

3.3. «Пурпурная революция»

3.4.«Революция лотоса»

3.5.«Революции достоинства»

4. Цветные революции: добро или зло? 15-17

4.1. Опрос: «Цветные революции: добро или зло?»

4.2. Последствия цветных революций. Факты и мнения

5. Заключение 17

6. Литература 18

7.Приложения 19







Аннотация

«Революцию подготавливают гении,

осуществляют фанатики, а плодами

ее пользуются проходимцы.»

Отто фон Бисмарк

Только-только с экранов, с уст начала сходить тема «Революции достоинства» в Украине. Практически каждый из нас знает основные события этой революции, её лозунги, её героев. Каждый из нас относится к ней по-разному: кто-то считает, что результатом ее «пользуются проходимцы», а для кого-то это действительно реальный путь улучшения политической жизни в стране.

Поэтому, мне кажется, что проблема «цветных революций» актуальна в мире как никогда, ведь только за последние 16 лет произошло около 19 таких событий. Только разобравшись в этом понятии, рассмотрев его со всех сторон, узнав технологии построения «цветных революций», мы сможем понять, что позитивного и негативного приносят они – это и есть цель моей работы.

В ходе выполнения проекта, я вывела следующую гипотезу: большинство известных «цветных революций» было построено на основе книги Джина Шарпа ««Политика ненасильственных действий». Также: у «цветных революций» нет положительных последствий.

Чтобы достичь своей цели и подтвердить собственную гипотезу, поставлю перед собой следующие задачи:

  • Определить понятие «цветной революции»

  • Узнать причины возникновения «цветных революций»

  • Выявить примерный алгоритм создания «цветных революций».

  • Рассмотреть книгу Джина Шарпа» «Политика ненасильственных действий» - как методическое пособие по созданию революций.

  • Сравнить проведение рассматриваемых событий с положениями книги «Политика ненасильственных действий»

  • Узнать мнение молодых людей о цветных революциях

  • Сравнить их с мнениями известных экспертов.



Цветные революции. Мир на острие ножа.



Понятие «цветной революции». Её причины. Правовая основа.

В первую очередь хотелось бы разобраться с понятием цветной революции. Что же это такое? «Цветная революция» — подготовленные массовые народные выступления оппозиции и акции протеста, которые приводят в конечном итоге к смене власти в той или иной стране.

Но что, же порождает «цветные революции»? На мой взгляд, основные причины таковы:

  • Социально-экономические причины (Низкий уровень жизни, молодёжная безработица, рост бедности, демографический фактор, нехватка жилья, рост цен, социальная несправедливость.)



  • Политические причины (Неодобрение народом существующего режима в таких факторах как: отсутствие свободы слова, несменяемость политических лидеров и политических элит, подавление оппозиции, существование чрезвычайного положения («Революция лотоса » в Египте), фальсификация политических выборов).

Необходимо также добавить, что Согласно Всеобщей декларации прав человека, право на восстание является естественным правом граждан на сопротивление против узурпации власти: «необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения»



Методика создания революций и государственных переворотов от Джина Шарпа.

В 1973 году известный американский политический деятель, философ и мыслитель Джин Шарп выпустил книгу под названием «Политика ненасильственных действий». Кажется, его книгу читали многие и не раз, ведь количество цветных революций, произошедших в мире, насчитывается около 28. Стоит заметить, что первая цветная революция произошла через год после того, как Джином Шарпом была выпущена данная книга.

Она включает в себя воздействие на разных сферах жизни общества:

  • в политической и духовной сферах (в газетах, по телевидению, по радио в головы вкладывается необходимая информация, в которую большинство верит.).



  • в социальной и экономической сферах (люди отказываются от выполнения своих прямых должностных, общественных обязательств в знак протеста, получается, что в результате данных событий страдает государственная экономика и государственный престиж.).







Алгоритм проведения цветных революций по книги Джина Шарпа.

Анализируя проведение «цветных революций» на территории постсоветского пространства и на территории Африки и Ближнего Востока, можно выявить общие черты так называемых «цветных революций», но надо учитывать и то, что их алгоритм давно прописан Джином Шарпом в его книге. Объединим факты, известные сегодня, и то, что было написано величайшим «идеологом цветных революций»

Итак, первый тип , назовем его «подготовка умов». Он включает в себя ненасильственный протест и убеждение, то есть проводятся мероприятия идеологической направленности: лоббирование каких-либо политических взглядов с использованием СМИ, широко используется фактор личности, то есть информационная политика поддерживается публичными заявлениями, подписанными известными людьми. Происходит общение с широкой аудиторией во время маршей, акций протестов.

Второй тип воздействия, включает в себя сопротивление существующей власти, отказ от сотрудничества (социального, экономического, политического). Методы данного типа реализуются в следующих действиях: метод отказа от социального сотрудничества (выборочный социальный бойкот, прекращение религиозной службы, отказ от участия в общественных событиях, обычаях и работе, прекращение социальной и спортивной деятельности, бойкот общественных событий, студенческие забастовки, общественное неповиновение).

Часто используются методы отказа от экономического сотрудничества (отказ сдавать в аренду или продавать собственность, локаут (остановка производства владельцем), отказ в промышленной помощи, отказ платить гонорары, выплаты, суммы обложения, ужесточение фондов и кредитов),

Популярны методы отказа от политического сотрудничества (отказ от лояльности властям, отказ в общественной поддержке, литература и речи, призывающие к сопротивлению, отказ граждан от сотрудничества с правительством, бойкот законодательных органов, бойкот выборов, бойкот работы в государственных учреждениях и занимания государственных должностей).

Третий вид воздействия, в ходе которого реализуются методы ненасильственного вмешательства: психологического, включающего в себя голодовку, в трёх её ипостасях: голодовка морального давления, голодная забастовка, голодовка в духе сатьяграха.

Конечно, существует метод физического ненасильственного вмешательства: невыход из общественного транспорта, сидение, стояние, блокировка дорог, то есть люди пытаются каким-либо образом привлечь к себе внимание власти.

Есть метод экономического вмешательства, во время которого забастовщики, оппозиция устанавливает параллельную существующей экономической власти, а точнее: выпускает свои собственные деньги, создает альтернативные рынки, транспортные системы, экономические институты.

Хочу заметить, что все источники, исследованные мной, повторяют положения Джина Шарпа, в той или иной мере.

Невольно напрашивается вывод: у любого человека, кто обладает денежными ресурсами в нужном количестве, психологическими, умственными задатками, может получиться совершить революцию. Тем более с помощью такой замечательной пошаговой методической рекомендации.

Анализ «Бархатной революции» в сравнении с положениями книги «Политика ненасильственных действий».
Событие. Принадлежность к этапу по книге Джина Шарпа
1.В 1988 году –первые оппозиционные акции в память о знаменательных датах. 2.Первое выступление – демонстрация со свечами в Братиславе 25 марта 1988 года, организованная католическими активистами. 3. В январе 1989 года, с 15 по 24 января было проведено ряд манифестов, формально посвященных 20-летнему юбилею самосожжения студента Яна Палаха. 4.16 ноября – в Братиславе протестное шествие студентов, в ходе которого молодые люди протестовали против нового закона о высшем образовании. 5. 21 ноября оппозицию поддержал примас Чехии, архиепископ Пражский кардинал Франтишек Томашек. 6.Детонатор революции - студенческая демонстрация 17 ноября, сначала проходившая под студенческими лозунгами, переросшими в лозунги политические. (1 тип) Наглядно видим, какие пункты книги использовались в качестве первого типа методов «Бархатной революции»,точнее: 1.Протестные движения, демонстрации.(п.48)[5] 2. Религиозные процессии (п.40)[5] 3. Публичные заявления знаменитых людей (п.4)[5]
1. 20 ноября студенческую забастовку поддержали все учебные заведения страны. 2. 23 ноября к студентам присоединились рабочие, явившиеся многотысячной демонстрацией на Вацлавскую площадь.(2 тип) С 20 по 23 ноября использовались методы преимущественно второго типа, такие как: 1.Забастовки,устроенные студентами.(п.62) [5] 2.Общественное неповиновение(п.63)[5] 3.Бойкот учебных заведений.(п.64) [5] 4.Бойкот рабочих(п.78)[5]
Последствия: В результате «Бархатной революции» такая страна как Чехословакия перестала существовать, теперь есть два независимых государства Чехия и Словакия.(1993год). Причем, если Чехословакия была страной развивающейся, с невысоким уровнем безработицы, то сейчас и Чехия, и Словакия, вступившие в Евросоюз, ужасаются размерами существующей безработицы. Также Словакия и Чехия не являются конкурентоспособными в тяжелой промышленности. Отдельные части стран живут в полнейшей бедноте.

Вывод: Моя гипотеза полностью подтвердилась, все действия, произошедшие во время «Бархатной революции» были полностью описаны в книге Джина Шарпа, именно этими методами и пользовались оппозиционеры, стараясь устранить власть коммунистической партии. В результате «Бархатной революции » два братских народа были полностью разделены, а сегодняшние экономики этих двух стран не являются передовыми.

Анализ «Революции роз» в сравнении с положениями книги «Политика ненасильственных действий».
Событие. Принадлежность к этапу по книге Джина Шарпа
1.Результаты политических выборов в парламент Грузии, в ходе которых выиграли блок Шеварнадзе «За новую Грузию» и блок Абашидзе « Союз за демократические выборы в Грузии», были непризнанны мировым сообществом.( после выборов 2 ноября 2003 года) 2.Начались протестные движения, которые ставили под сомнение легитимность существующего, выбранного правительства. (Пик протестных движений пришёлся на 22 ноября.) 3. «Революция роз» -такое название ей было дано из-за того, что на митингах у будущего выборного президента Грузии Михаила Саакашвили была роза.(1 тип) Действия проходят во время «революции роз» по уже «обкатанной схеме», применяются те же методы, что и во время Бархатной революции: 1.Протестные движения, демонстрации.(п.48)[5] 3. Публичные заявления людей, организаций, пользующихся международным авторитетом. (п.4)[5] 4. Создание символа революции, ношение символа (п.19 ) 5. Активная работа СМИ, говорящая о нелегитимных выборах в парламент. (п.10)
1.Движущей силой оппозиции были студенты и группировка «Кмара»(2 тип) Заметим, что студенты являются локомотивом революции во все времена, что вовсе не противоречит одному из положений книги Шарпа.(Студенческий пункт-пункт №62.)
1.Речь Шеварнадзе, выступавшего в здании парламента, была прервана, а самого лидера вынудили покинуть парламент. 2. Элитные подразделения отказались поддержать Шеварнадзе на посту(22 ноября)(3 тип) К третьему типу относится метод, получивший достаточно серьёзное распространение в Грузии - "Преследование по пятам" официальных лиц(п.31).
Последствия: Последствия прихода к власти Михаила Саакашвили были трагичными для грузинского народа. Достаточно вспомнить, что в результате его действий, Грузия утратила полный контроль над территориями Абхазии и Южной Осетии по итогам вооружённого конфликта в Южной Осетии.

Вывод: моя гипотеза также оказалась подтверждена существующими фактами истории Грузии, точнее, истории «Революции роз»

Анализ «Революции Кедров» в сравнении с положениями книги «Политика ненасильственных действий».
Событие. Принадлежность к этапу по книге Джина Шарпа
1.В Азии все эти методы работают в полностью противоположном порядке, потому что все активные действия начинаются с преследования отдельных политических лидеров: (3 тип)
  • 14 февраля 2005 года бывший премьер-министр Ливана Рафик Харири был взорван в своей машине;
  • Через четыре месяца было совершено покушение на бывшего министра Марвана Хамадеха, но он выжил.
Зная историю «революции кедров», мы можем сказать, что в Ливане самый широкий метод борьбы с режимом «"Преследование по пятам" официальных лиц(п.31).» относится к 3 типу, на мой взгляд, самому опасному. [12]
1.Подогревали настроение жителей Ливана местные СМИ, которые возбуждали антисирийские настроения по всей стране. 2.Конечно, не используя первый тип, нельзя сотворить «цветную революцию»,вот почему 21 февраля 2005 года начались массовые антисирийские демонстрации, объединившие представителей всех общин страны. 3. Лозунги, выкрикиваемые демонстрантами, тоже необходимая часть революции. Например в Ливане он был таким:«Мы не Грузия! Мы не Украина! Мы Ливан!»,то есть ливанцы были формально против иностранного вмешательства в дела государства. 4.Антисирийская оппозиция набирала обороты, а помогали набирать ей популярность такие известные и авторитетные политики, как президент США Джордж Буш, президент Франции Жак Ширак, государственный секретарь США Кандолиза Райс.(1 тип) 1.Как всегда в революциях задействованы СМИ, говорящие о террористических угрозах со стороны Сирии (п.10) 2.Протестные движения, демонстрации (п.48) 3.Существование лозунгов, которые быстро и легко запоминаются. (п.7) 4. Публичные заявления знаменитых людей (п.4) [12]
Последствия: В результате Кедровой революции в частности и Арабской весны в целом, произошло создание группировки ДАИШ и как следствие, произошёл захват части территорий в Ливане.

Вывод: Моя гипотеза полностью подтвердилась известными фактами сегодняшней мировой политики.



Анализ «Революции лотоса» в сравнении с положениями книги «Политика ненасильственных действий».
Событие. Принадлежность к этапу по книге Джина Шарпа
1. Огромное количество широко известных демонстраций, которые продолжались с 25 января по 11 февраля. 2.Широко использовались карикатуры на Мумбарака, самая известная из которых, создана рукой Карлоса Латуффа. 3. Все мировые и местные каналы освещали эти события, включая BBC,CNN, Russia Today и Россия 1,24. 4. Нобелевский лауреат, руководитель МАГАТЭ Мохамед эль-Барадей вылетел из Вены в Каир, чтобы присоединиться к демонстрантам, требующим отставки президента. 5. Использование лозунга: «Не понимаешь по-арабски — скажем по-китайски: Мубарак, уйди!».(1тип) Это, наверное, одна из самых долгих, крупных революций 21 века. Здесь были применены практически все «советы» Джина Шарпа: 1. Протестные движения, демонстрации (п.48) 2.Использование карикатур как действенного способа подавления уважения, авторитета к правительству. (п.7) 3. Активная работа мировых СМИ, говорящая о беспорядках на улицах. (п.10) 4. Публичные заявления знаменитых людей (п.4) 5. Существование лозунгов, которые быстро и легко запоминаются. (п.7)[12]
1.Египет живет по законам революции: на улицах Каира находятся танки, закрыты банки и школы, по всей стране проходят забастовки. 2.Движущей силой революции является молодёжь, вот почему были перекрыты каналы связи между ними - официальные власти отключили Интернет.(2 тип) 1. Существование забастовок, останавливающих производящую жизнь страны. (п.62) 2. Движущая сила революции – молодежь.(п.62)[12]
1.Египетская революция имела в своём начале случаи начале публичных самосожжений. Так 17 января студент сжёг себя перед зданием парламента в Каире. 2.Хождение «по пятам» за Мумбараком также имело место быть на протяжении всего времени революции.(3 тип) 1.К третьему типу можем отнести, наверное, самый редкий способ психологического вмешательства: Самоотдача во власть стихии (п.158) 2. И совсем нередкий, звучащий как «Преследование по пятам официальных лиц (п.31).»[12]
Последствия: наверное, самое страшное последствие этой революции, это смерть около 365 гражданских лиц. Ещё хуже то, что к власти пришел лидер «Братьев мусульман». (В России это запрещённая террористическая организация.)

Вывод: выведенная мною гипотеза полностью подтверждена примерами из истории «Революции лотоса»



Анализ «Революции достоинства» в сравнении с положениями книги «Политика ненасильственных действий».
Событие. Принадлежность к этапу по книге Джина Шарпа
  1. Первыми по призыву общественных организаций на площадь Независимости в Киеве вышли по преимуществу молодые люди, к которым затем присоединились несколько десятков тысяч сторонников евроинтеграции.
  2. Широкое освещение событий СМИ, где в нужном ключе подавалась информация.
  3. Виктория Нуланд была ярким лицом запада, говорящим о светлом будущем революции.
  4. Существовало огромное количество анекдотов, карикатур, которые распространялись с помощью Интернет.
  5. Огромное количество лозунгов, ярких, запоминающихся. (1 тип)
1.Создается протестное движение, организовываются демонстрации (п.48) 2. Активная работа мировых и местных СМИ, говорящая о беспорядках на улицах. (п.10) 3. Публичные заявления знаменитых людей (п.4) 4. Использование карикатур как действенного способа подавления уважения, авторитета к правительству.(п.7) 5. Существование лозунгов, которые быстро и легко запоминаются. (п.7)[12]
  1. В начале революции движущей силой были студенты.
  2. Студенческая забастовка должна была охватить «большинство полумиллионного киевского студенчества и других вузов страны».(2 тип)
1. Существование забастовок, останавливающих производящую жизнь страны. (п.62) 2. Движущая сила революции – молодежь.(п.62)[12]
1.Хождение «по пятам» за Януковичем также имело место быть на протяжении всего времени революции. 2. Создание «Народного вече» - альтернативного парламента.(3 тип) 1. И совсем нередкий метод: «Преследование по пятам официальных лиц(п.31).» 2.Создание альтернативных социальных институтов. (п. 179)[12]
Последствия: К последствиям революции можно отнести разгул коррупции ещё в больших размерах, чем при Януковиче, снижение уровня жизни. Следствие Евромайдана -присоединение Крыма к России, смерти сотен людей.
Вывод: моя гипотеза полностью подтверждена.



Цветные революции: добро или зло?

Опрос: «Цветные революции: добро или зло?»

Работая над данным проектом, я заинтересовалась: знают ли люди моего возраста о цветных революциях, если да, то каково их мнение, поэтому я провела опрос, в котором мною задавались следующие вопросы: (Приложение 1)

1.Знаете ли вы что такое «Цветная революция»?

2.Если да, то примеры, цветных революций в каких стран вы можете привести?

3.Цветные революции несут добро или зло?

(Приложения 2,3,4)В ходе моего опроса выяснилось:

  • 70% обучающихся знают, что такое цветная революция.

  • Зачастую ребятами приводились примеры революций в таких странах: Украина(50%), Киргизия(10%) и Грузия(30%), всего 10 процентов учащихся не написали ни одного примера.

  • 20 процентов посчитали, что революция несёт в себе множество плюсов, и подавляющее большинство(80%) ответило, что революции и их итоги для них неприемлемы.

У кого- то был более развёрнутый ответ, хочу вам его представить: «Цветные революции», как и все революции, не приносят блага людям. После смены правительства зачастую режим устанавливается ещё жёстче. Вспомним историю Октябрьской революции, Великой французской революции. Наконец, пример революции в Украине.» (Приложение№5)

Последствия цветных революций. Факты и мнения.

По мнению Президента России В. В. Путина, цветные революции являются формой экстремизма и приводят к трагическим последствиям. 20 ноября 2014 на заседании Совета безопасности РФ Президент высказал намерение предотвратить подобные события в России: «Мы видим, к каким трагическим последствиям привела волна так называемых цветных революций, и мы сделаем все для того, чтобы это никогда не случилось в России». Сергей Шойгу и Сергей Лавров считают цветные революции «новой формой войны». Этого же мнения придерживается большинство людей, живущих в России.

Но есть и другое мнение, правда, менее популярное в нашей стране, а высказал его известный американский журнал «Financial Times»: «Президент России В.В. Путин неверно оценивает причины цветных революций». В связи с кризисом евроинтеграции Украины, газета пишет: «Вероятно, Владимир Путин просчитался потому, что поверил своей собственной пропаганде в том, что касается «Оранжевой революции». С его точки зрения, это не было народным восстанием, а событием, организованным западными разведслужбами. […] Путину, очевидно, сложно понять, что народное восстание может быть действительно народным.» Такого же мнения придерживались многие жители ЕС.

Но с выходом фильма Поля Морйра «Маски революции», ситуация начала меняться. Вся общественность не только Франции начала недоумевать от понимания того, что такое революция в Украине. Каковы её последствия. Насколько они страшны для страны и мира!



Заключение.

Революция не приводит ни к чему хорошему, по крайней мере в первые годы нового правительства, ведь чтобы утвердить свою власть на территории всей страны, бывшими революционерами применяются отнюдь не либеральные меры. Вспомним красный террор, люстрацию в Украине, репрессии, которые происходят после каждой революции. Всегда сокращаются экономические показатели роста после революции, увеличивается рост бедности, появляется в огромных размерах ужасающая безработица.

В заключение хотелось бы сказать, что моя гипотеза подтвердилась полностью на основе существующих фактов из истории различного рода революций, мнением моих одноклассников, а также мнением известных и авторитетных политиков не только нашей страны, но и мира.













Литература

  1. Аксенова М.Д. История России. XX век / Аксенова М.Д. М.: Аванта+, 2002, 702 с.

  2. Валецкий О.В. Югославская война 1991-1995 гг.. / Валецкий О.В. – М.: Крафт+, 2008. – 528 с.

  3. Кара-Мурза С.Г. Анти-советский проект / Кара-Мурза С.Г. – М.: Алгоритм, 2009. – 352 с.

  4. Нарочницкая Н.А. Оранжевые сети: от Белграда до Бишкека / Нарочницкая Н.А. – СПб.: Алетейя, 2008. – 82 с.

  5. Шарп Д. От диктатуры к демократии / Шарп Д. – М.: Новое издательство, 2005. – 82 с.

  6. Энглунд, П. Полтава. Рассказ о гибели одной армии / Энглунд П. – М.: НЛО, 2009. – 352 с.

  7. Затулин Константин: Цветные революции вызваны глубоким кризисом новых независимых государств // Кремль.org: ежедн. интернет-изд. 2005, 5 июля. URLhttp://www.kreml.org/other/91068294 (дата обращения: 17.05.2010).

  8. Киргизия окончательно закрыла «Манас» // Дни.Ру: ежедн. интернет-изд. 2009. 2 апреля. URLhttp://www.dni.ru/polit/2009/4/2/163073.html (дата обращения 17.05.2010)

  9. http://archive.kremlin.ru/appears/2005/04/25/1223_type63372type63374type82634_87049.shtml (дата обращения 17.05.2010)

  10. http://rutube.ru/tracks/513585.html.

  11. http://lenta.ru/news/2010/04/07/bakiev/

  12. http://www.aeinstein.org/wp-content/uploads/2013/10/FDTD_Russian.pdf







Приложения.

(Приложение№1)

(Приложение№2)



(Приложение№3)

(Приложение№4)

(Приложение №5)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!