СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цветы любимому поэту

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого С. Есенину

Просмотр содержимого документа
«Цветы любимому поэту»

Цветы любимому поэту

«Мои стихи, спокойно расскажите

про жизнь мою…»

С. Есенин

Цель: вызвать интерес к личности поэта, сформировать представление о поэтической индивидуальности, формирование нравственно-эстетических ценностей, развитие творческих способностей учащихся

Задачи:

1. Прививать учащимся интерес к русской литературе.

2. Побуждать учащихся к чтению поэтических произведений.

3. Учить учащихся чувствовать и слышать красоту родного слова.

ОБОРУДОВАНИЕ: столики, на них свечи, мультимедийная презентация, сборники стихов С Есенина.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: литературно-музыкальный вечер.

Ход мероприятия

Тоскуют, тоскуют березы,
Осенним исходят дождем
И желтые листья, как слезы,
Роняют и ночью и днем.

Дрожат от мороза под утро,
И вдруг замирают в забвенье,
И шепчут тоскливо кому-то:
“Есенин, Есенин, Есенин…”


- Добрый день, ребята, уважаемые гости. Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы поговорить о творчестве известного русского поэта С.А.Есенина.

- У каждого из нас в душе свой образ великого поэта и человека С.Есенина, у каждого в сердце свои любимые есенинские стихи. Всем нам дорога поэзия Есенина, у всех нас свое восприятие его творчества

Вот он великий поэт Серебряного века


Презентация «Есенин в Америке» Это он – Сергей Есенин.


-Был вчера в салоне графини Клейменхель, слушал Есенина

-Ну и как, что вы думаете о его стихах?

-Так себе, деревенский мужичок воспевает свои поля. Вот частушки распевает здорово!


Сергей Есенин напечатал своё стихотворение в 1914 году. А 1925г. оборвалась его жизнь. За 10 с небольшим лет поэзия Е.приобрела широкую популярность. Читателей пленяли его удивительно искренние, нежные, волнующие стихи. Трудно назвать другого поэта, который умел бы так тонко передавать сложнейшие интимные чувства и переживания.


Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 г. в селе Константиново Кузьминской волости Рязанской губернии. Его отец, Александр Никитич Есенин, работал в мясной лавке купца Крылова в Москве. В родную деревню приезжал изредка. Матери будущего поэта, Тятьяне Фёдоровне, тяжело было жить одной с родными мужа. Вскоре она ушла из семьи ЕС., отдала двухлетнего Сергея на воспитание своим родителям, а сама отправилась в город на заработки.

Надолго запомнились мальчику «уроки», полученные им от взрослых неженатых сыновей деда.


Голос из темноты

Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трёх с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша)брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня бельё и, как щенка, бросал в воду…После лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озёрам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном, и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня его не трожь, он так будет крепче» .


В 1904 г. Сергей поступил в начальное земское училище в своём селе Константинове. Прилежный и способный ученик по окончании школы он был награждён похвальным листом. С 1909-1912г. Е. учился во второклассной церковно- учительской школе в селе Спас-Клепиках, где готовили будущих учителей церковно-приходских школ.


В июле 1912 г. Е. переехал в Москву. Здесь он поменял несколько профессий. Пытался печатать свои стихи в журналах.Ему не раз приходила мысль переехать в столицу, познакомиться с известными поэтами, войти в « большую литературу» 9 марта 1915 г. Е переехал в Петроград, где сразу разыскал Блока, который позаботился о судьбе молодого крестьянского поэта. Блок написал письмо Мурашову, который работал в редакциях нескольких

Журналов, познакомил с С.М. Городецким.


Именно Городецкий привлёк его к участию в группе «Краса», куда входили крестьянские поэты. Вместе с другими

Поэтами из группы он выступал на эстраде, наряженным «под мужика». По опереточному одетый , он читал стихи и распевал частушки под гармошку в различных дворянских салонах. Там его «подавали» гостям как очередную новинку, как неожиданный сюрприз.


В начале 1616 г. Е. призвали на военную службу. Он был назначен санитаром в военно- санитарный поезд.


Голос «Революция застала меня на фронте в одном из дисциплинарных батальонов, куда угодил за то, что отказался писать стихи в честь царя»

После Февр.революции самовольно оставил армию, уже служившую правительству Керенского.


Первый сборник стихов, вышедший в начале 1916 г. озаглавил «Радуница»

Весенним, но грустным лиризмом веет от «радуницы».Славословие природы, поэзия быта, искорки молодой любви молитвы богу- вот спектр этой едва распускающейся поэзии. Нежно любит Е. свою родную сторону и находит для неё хорошие, ласковые слова…Он превращает в золото поэзии всё – и сажу под заслонками, и кота, который крадётся к парному молоку, и кур, беспокойно квохчущих над оглоблями сохи, и петухов, которые на дворе запевают «обедню стройную», и кудлатых щенков. А сколько поэзии в крестьянском труде.


Стихи «Черёмуха», «Край ты мой заброшенный», «Не бродить, не мять в кустах багряных», «Сыплет черёмуха снегом», «Зелёная причёска», «Колокол дремавший».


Нежные волнующие стихи писал Е о животных, которые у него часто бывают по человечески мыслящими и страдающими.

«Корова», «Песнь о собаке».


Голос из темноты: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал всё по-своему с крестьянским уклоном»


Не всё было ясно поэту в революции, однако он всё время старался разобраться в происходящем, никогда не переставал думать о судьбе русской деревни и всего родного края. Он пытался(хотя и не всегда успешно) найти своё место среди тех, «кто жизнь провёл в бою, кто защищал великую идею»


Стих «Кантата»


Надежда на немедленное, сказочное появление земного рая оказались несбыточными. Может поэтому Е . с горечью признавался: «Ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал» У поэта появляется» грусть за уходящее милое родное, «боязнь того, что старую русскую деревню раздавит незыблемая сила мёртвого механического» города.


Не понимая смысла происходящих перемен, Е. сбивался на путь, который вёл его к «Москве кабацкой».Кабацкие настроения Е. поддерживали и поощряли его новые друзья имажинисты.


Имажинисты отрицали всякое содержание в искусстве и противопоставляли ему самоценный образ «Нам смешно, когда говорят о содержании искусства. Тема, содержание-это слепая кишка искусства -не должны выпирать , как грыжа из произведений» . Имажинизм борется за отмену крепостного права сознания и чувств»

И если поэтика имажинистов вызывает у Е. сомнение с самого начала , и он начиная с 1921 года резко выступает против неё, то разгульный и нечистоплотный быт имажинистов затягивает поэта надолго


Имажинистская среда не только пыталась изуродовать поэтическое дарование Е., но и калечила его личную жизнь

04 августа 1917 г. Е. зарегистрировал брак с Зинаидой Николаевной Рейх. В 1918 у них родилась дочь Татьяна, а в 1920-сын Константин. Е. радовался семейной жизни, а потом мучился, потеряв свой домашний очаг, став бездомным и бесприютным.


Голос из темноты: «Анатолий всё сделал, чтобы поссорить меня с Райх. Уводил из дому, постоянно твердя, что поэт не должен быть женат. Развёл меня с Райх, а сам женился и оставил меня одного.»


Презентация Е. «Я покинул родимый дом»


Бездомность и бесприютность были одной из причин, которые выбивали Е. из колеи и толкали в богемный быт.

Богемный быт имажинистов, атрибуты кабацкой обстановки в их стихах были также одним из источников есенинского цикла «Москва кабацкая».


Презентация Е. . «Исповедь хулигана»


«М.к.» не является каким-то определённым циклом с постоянным подбором стихотворений. Под этим заголовком Е. опубликовал четыре цикла, в которых стихотворения почти не повторялись.


Презентация «Я усталым таким ещё не был»


Стихи «Я обманывать себя не стану», «Да! Теперь решено. Без возврата», «Грубым даётся радость», »Мне осталась одна забава».


Город с его притонами и кабаками (а другого мы и не узнаём о городе из «М.к.) означает не замену старой жизни новой, лучшей, он знаменует для поэта начало неизбежной гибели. Можно назвать несколько причин, которые влияли на создание стихотворений этого цикла. Мечты Есенина о появлении на земле «мужицкого рая» оказались несбыточными. Поэту казалось тогда, что революция несёт гибель милой его сердцу деревне. И ему не остаётся ничего другого, как только «склонится над стаканом». Е. в «М.к.» по-своему передал чувства растерянности перед лицом новых, далеко не понятных для него событий.


Стих «Не жалею, не зову, не плачу».


В 1924г.Е. написал ст. «Письмо матери», в которой поэт глубоко раскрыл те чувства, которые испытывает человек, оказавшийся вдали от родных мест, в разлуке со своими близкими.


«Письмо матери»


И Е. действительно вернулся через долгих 8 лет в родной край. Он посетил своё родное село Константиново. Милые сердцу, знакомые с детства места, широкое русское раздолье, тяжёлый крестьянскиё труд вызывали у поэта душевное равновесие. Но в то же время у Е. появляется мысль о том , что его поэзия здесь больше не нужна.


Стихи «Возвращение на родину», «Этой грусти теперь не рассыпать», «Отговорила роща золотая».


К лучшим достижениям лирики Е. относится небольшой стихотворный цикл «Персидские мотивы». Читая эти стихи складывается впечатление, что Е. писал их ,находясь в Персии.


Но Е. никогда не был в Персии, хотя собирался попасть в эту страну. Иллюзию Персии создали для Е. в Баку, поселив его на одной из лучших бывших ханских дач с огромным садом, фонтанами и всяческими восточными затейливостями. Уезжая из Москвы, вырываясь из нездорового кабацкого окружения, поэт значительно лучше себя чувствовал, более плодотворно работал. Е. питал надежду на то, что на Востоке ему удастся забыть тяжёлое прошлое и начать новую жизнь. Пребывание на Востоке должно было стать началом жизненного перелома, врачеванием старых душевных ран.


Ст. «Улеглась моя былая рана»

В первом ст.было лишь упоминание о манящем взгляде из-под чадры и мечты о возможном свидании. Во втор. Ст. идёт речь о настоящей любви, о зарождающихся нежных чувствах к какой-то прекрасной Лале. Возможно , это и есть та большая любовь, которая могла бы явится «как спасение беспокойного повесы»


Ст. «Я спросил сегодня у менялы»


Стихотворение «Шагане ты моя, Шагане!» возникло в под влиянием чувств к конкретной женщине -Шагане Нерсесовне Тальян. Поэт хотел бы иметь близкого друга, с которым мог бы поделится самыми сокровенными мыслями и чувствами. Перед нами разговор с близким человеком о самом дорогом и важном для поэта.


Ст. «Шагане ты моя, Шагане!»


Поэт надеялся обрести на Востоке настоящее большое счастье, которого ему не пришлось узнать в своём родном краю.


Ст. «Никогда я не был на Босфоре…», «Ты сказала, что Саади…»


Можно с полным правом говорить о том,что1924-1925 гг были годами . очень расцвета поэтического таланта Е. Нельзя, однако, представлять путь поэта как постоянное движение вперед, а его трагическую гибель считать каким-то случайным, неожиданным срывом. Сам Е. очень метко определил характер своего движения:


Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную Русь,

Скольжу и падаю другою.


Какие обстоятельства жизни талантливого поэта своего времени оказались для него роковыми, а какие можно было бы изменить, преодолеть? В судьбе Е. решающую роль сыграло стечение целого ряда обстоятельств, причин, вызывавших трагические переживание и как следствие трагическую гибель поэта.


Е. сожалел о том, что слишком поздно понял, по какому пути ему нужно было идти. С чувством горечи и боли он говорил о неверно прожитой жизни. «Я, сгубивший молодость свою, воспоминаний даже не имею. Песней хриплой и недужной мешал я спать родной стране.»

Поэт пребывал, по его выражению в узком промежутке между старым и новым. С одной стороны он понимал необходимость превращения России в «каменную и стильную». С другой стороны, ему жаль было «золотой бревенчатой избы» и всего того «родного и близкого», что должно уйти в прошлое.


Противоречивые чувства и настроения Е. коснулись и его отношения к своей поэзии. В автобиографии,

написанной в июне 1924 года, Е. писал: «Здесь не всё сказано. Но я думаю, мне пока ещё рано подводить какие-

Либо итоги себе. Жизнь моя и моё творчество ещё впереди».


И в то же время у Е.появлялись мысли об угасании своего таланта. Это казалось ему неизбежным с наступлением «возраста осени» ( о нём Е. начал говорить, ещё не достигнув 30 лет). В стихотворениях Е. наряду с высокой самооценкой своих произведений встречаются горькие признания: «Ведь я мог дать не то, что дал», «моя поэзия здесь больше не нужна». Потеряла тальянка голос, разучившись вести разговор». Для поэта потеря своей «лиры милой « была равносильной гибели.


Мнение о неполноценности, ущербности своего творчества усилилось у Е. под влиянием многочисленных нападок со стороны ряда поэтов и критиков, которые чаще всего руководствовались групповыми интересами пристрастиями.


Пролеткультовские , затем рапповские критики считали Е. кулацким поэтом, не понимавшим и не принимавшим революцию, далёким от задач современности. Он «совершенно не нужен пролетариату» «по всему чуждый" пролетариату.»


На общем настроении поэта сказывалась бытовая неустроенность и неудачно складывавшаяся личная жизнь.

Е. разошёлся с Зинаидой Райх и не раз сожалел, что остался без семьи, без детей. Очень трудная была совместная

Жизнь с Айседорой Дункан. Не так удачно складывалась жизнь Е. с Софьей Андреевной Толстой. Софья Андреевна любила Е., помогала в его работе. Однако вскоре после женитьбы Е. стал тяготиться обстановкой в доме Толстых.


Голос из темноты: С новой семьёй вряд ли что получится, слишком везде заполнено «великим старцем» , его так много везде: и на столах и в столах, и на стенах, кажется , даже на потолках, что для живых людей места не остаётся. И это душит меня.


Тягостные раздумья о судьбе русской деревни, о неверно прожитой жизни, об увядании своего таланта, об отсутствии счастья в личной жизни- всё это действовало на психику Е.

О противоречивых настроениях и чувствах Е. наиболее убедительно говорят его произведения .


Ст. «Кто я? Что? Только лишь мечтатель», « Сыпь, тальянка, звонко, сыпь тальянка смело.», «Сочинитель бедный, это ты ли».


У Е. в последние месяцы и дни его жизни были явно выраженная душевная неуравновешенность, резкая смена настроений, неуверенность в своих действиях, состояние, при котором человек не отдаёт отчёта в совершаемых им поступках. Не отбыв срока лечения в московской психиатрической лечебнице, он уехал в Ленинград и там, в состоянии депрессии 28 декабря 1925 года покончил с собой.


Голос из темноты «До свиданья, друг мой, до свидания!


Восхищаюсь тобой, Есенин.

Ты действительно был последний.

Рубцевал ты себя по коже.

Скандалист. Хулиган и... Гений.


Уважаемые гости, Наш вечер называется «Цветы любимому поэту». Мы предлагаем вам прочесть стихотворение Есенина и положить цветок к его портрету, в знак восхищения его талантом.


Презентация «До свиданья, друг, мой, до свиданья!»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!