СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Цветы в легендах, поэзии, музыке»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вы любите цветы? Кто же их не любит! Ведь каждый цветок -это упавшая с неба звезда.Нет ничего на Земле прекраснее и нежнее цветов...Может только лишь музыка и поэзия?

Просмотр содержимого документа
««Цветы в легендах, поэзии, музыке»»

«Цветы в легендах, поэзии, музыке»

(внеклассное мероприятие) (слайд1)

Подготовка: дети ищут легенды, песни, стихи, игры, загадки о цветах. Для украшения класса используются живые цветы, панно и украшения из лепестков и листьев, рисунки и картины, открытки и календарики.

Ход праздника:

Звучит «Вальс цветов» из балета П.Чайковского «Щелкунчик» (Слайд 2)

Ведущий: Вы любите цветы? Кто же их не любит. Ведь каждый цветок – это упавшая с неба звезда. Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Посмотрите на них. (Ведущий бережно берёт в руки цветы) О чём вы думаете, глядя на эти цветы? Что они значат для вас? О чём они говорят? (ответы детей)

1-й ученик: Давайте пройдёмся медленно по лугу (Слайд 3)

И здравствуй скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

(Самед Виргун)

Ведущий: Цветы всегда были любимы людьми. Даря друг другу цветы, они выражали свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение. Всегда вдохновляли художников, поэтов, музыкантов.


2-й ученик: Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца обогревая,

Как маленькие тёплые костры. (К. Жанэ)

Посмотрите на картины художников. (Выставка картин) Вот натюрморты

( Слайд 4)художника И.Хруцкого, изображающие цветы и фрукты. Они наполнены жизненной силой самой земли.

На картине (Слайд 5) А.Пластова «Сенокос» - жаркий летний день и море луговых цветов: жёлтых, синих, розовых, голубых, лиловых. Весь пейзаж дышит радостью и теплотой.

А.Герасимов (Слайд 6) очень любил писать сирень. Посмотрите, как прекрасен этот букет белой и лиловой сирени в простой вазе на открытом окне (картина «Полдень. Тёплый дождь»). Эти свежие ветки сирени по цвету составляют одно целое с пейзажем за окном. Картина пронизана свежестью и спокойствием.

Проникновенно писали о цветах и поэты. Послушайте стихотворение Р.Гамзатова (Слайд 7)

3-й ученик: С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди, плачут

И росу роняют на песок.

Кто не верит, всех зову я в сад-

Видите, моргая еле-еле,

На людей доверчиво глядят

Все цветы, как дети в колыбели.

Ведущий: Давайте и мы поближе познакомимся с цветами и вместе с поэтами, художниками и композиторами посмотрим в их добрые прекрасные глаза, полюбуемся ими и, может быть, сами станем чуточку добрее, мудрее, красивее. Начинаем бал цветов! (Под звуки вальса выходят дети, одетые в костюмы цветов, и танцуют вальс) (Слайд 8)

Ведущий: (Слайд 9) О цветах у разных народов сложено много красивых легенд. Послушайте некоторые из них.


4-й ученик: Выглянул подснежник в полутьме лесной-

Маленький разведчик, посланный весной.

Пусть ещё над лесом властвуют снега,

Пусть лежат под снегом сонные луга,

Пусть на спящей речке неподвижен лёд-

Раз пришёл разведчик, и весна придёт. (Е.Серова)


5-й ученик: Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл снег, и Ева замёрзла. Тогда несколько снежинок, желая утешить её, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда на лучшие времена. Отсюда и символ подснежника – надежда.

А русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на Землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

(Дети разыгрывают сценку)

«ПОДСНЕЖНИК» (Слайд 10)

Надоела Волку зима, холодная, лютая. Топнул он лапой, ударил хвостом, заскрипел зубами:

-Поди, зима, прочь!

Проснулся Медведь. Вылез из берлоги, протёр глаза, лапой зиме пригрозил:

-Уходи подобру-поздорову, зима, покуда я не разгневался!

А зима знай себе снегом сыплет, ветрами свищет.

Выкатилось вдруг из-за тучи солнце. Смотрит – на полянке в лесу появился из-под снега нежный белый цветок. Маленький такой и еле слышным тоненьким голоском поёт:

-Солнышко ясное, грей, грей! А ты, зима, уходи поскорей!

Ни Волка, ни Медведя зима не испугалась. А услышала – поёт Подснежник, увидела его белые лепестки – побросала наспех в мешок ветры да снегопады, метели да бураны и кинулась наутёк. Чего испугалась зима? Да ведь Подснежник – первый вестник весны.

Звучит пьеса П.Чайковского «Подснежник» (гиперссылка на видео «Подснежник)





6-й ученик: У леса и реки на перепутье, (Слайд 11)

Где выстлана берёзовая гать,

Такие загорелись незабудки,

Окинешь взором – глаз не оторвать.

7-й ученик: Пожалуй, это самый маленький цветок, но сколько стихов сложили о нём поэты, сколько легенд и народных сказаний сложено о нём.

8-й ученик: Латинское название незабудки переводится как мышиное ушко – на него похожи ворсистые листочки. Незабудку с давних пор считают символом постоянства и верности в любви. Это самый маленький цветок, но сколько легенд и сказаний о нём существует.

9-й ученик: Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Одарила всех и хотела удалиться, но услышала слабый голосок: «Ты забыла меня, Флора, дай мне, пожалуйста, имя». Флора еле разглядела в разнотравье маленький голубой цветочек. «Хорошо,- сказала она, - будешь называться «незабудкой». А ещё я наделю тебя чудесной силой: ты будешь возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою Родину».

10-й ученик: Их видимо-невидимо,

Не сосчитаешь их!

И кто их только выдумал-

Весёлых, голубых?

Должно быть, оторвали

От неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали

И сделали цветок.

Послушайте, какая красивая легенда сложена об этом цветке. Путешественник остался в чужой стране и стал сказочно богатым и знатным. А мать долго ждала его и, отчаявшись, попросила гусляра отнести сыну букетик незабудок. Пришёл гусляр в чужую страну, увидел сына, утопающего в роскоши, и попросил разрешения спеть ему. И спел он сыну колыбельную, которую пела ему мать, и передал букетик незабудок. И сын всё вспомнил, он пришёл к умирающей матери, потому что незабудка – цветок постоянства и верности.

Ведущий: А теперь подумайте, какие цветы вы любите. А я расскажу, какими чертами вы обладаете, выбрав тот или иной цветок.

Розы и пионы. Эти цветы любят жизнерадостные люди. И наоборот, их не любят те, кто в жизни видит только серые будни.

Гвоздика. Их предпочитают люди свободолюбивые, решительные, преданные долгу, те, кто стараются идти в ногу со временем.

Тюльпаны и гиацинты. Это любимые цветы тех, кто страдает от неразделённого чувства, от разочарования в людях.

Гладиолусы, георгины, ирисы. Эти цветы нравятся людям деловым и практичным, лишённых излишних сантиментов.

Сирень. Обычно ей отдают предпочтение люди, которые не задумываются о смысле жизни.

Фиалка. Эти цветы предпочитают те, кто хочет продлить и сохранить лиричность души, кто способен на сильные чувства в любом возрасте.

11-й ученик: (Слайд 12) Очарование этого цветка таково, что никого он не может оставить равнодушным. Поэты посвящают ему восторженные строки:

Ландыш – ароматный майский цветок.

О, первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей.

12-й ученик: О появлении ландыша рассказывают так: горючие слёзы Богородицы по распятому Сыну падали на землю, и на их месте вырастали белые ландыши, на которых потом появлялись красные, как капли Христовой крови, плоды.

Предания утверждают, что ландыш- это счастливый смех русалки Мавки, рассыпавшийся по весеннему лесу, когда она впервые узнала радость любви.

Ландыш – один из самых красивых и любимых народом цветов. Ему посвящали стихи, легенды, сказания, в его честь устраивались праздники, народные гуляния. Французы с 17 века накануне первого майского воскресенья отмечают праздник ландышей.

Если девушка приколет цветок, подаренный юношей, к причёске или платью, это означало, что она согласна выйти за него замуж, если бросит на землю – значит, его предложение не принято. В обрядовых праздниках ландыш являлся одним из действующий лиц.

Ландыш издавна почитался целебным растением. Капли ландыша помогают при заболевании сердца.

(Слайд 13)

13-й ученик: Светлеет грусть, когда цветут цветы,

Когда брожу я многоцветным лугом,

Один или с хорошим давним другом,

Который сам не терпит суеты.

За нами шум и пыльные хвосты –

Всё улеглось! Одно осталось ясно-

Что мир устроен грозно и прекрасно,-

Что легче там, где поле и цветы!

(Исполняется песня «Букет» А.Барыкина) (на слайде 13 по щелчку)

Ведущий: (Слайд 14) Цветы сопутствуют человеку во всех значительных событиях его жизни. Когда мы обращаемся к цветам?

Цветами встречают новорожденных, с цветами дети впервые идут в школу. Цветы радуют людей на свадьбе, в праздники. Цветы утешают больных и провожают людей в последний путь. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы человеку: без их красоты беднее становится наша жизнь. Вероятно, поэтому человек стремится сохранить названия цветов в именах. Вспомните и назовите как можно больше женских и мужских «цветочных» имён.

(Роза, Лилия, Василёк, Ромашка (Роман), Вероника, Глория, Иван-да-Марья, Лиана, Мальвина, Маргарита, Нарцисс, Анюта)

14-й ученик: Отгадайте, о каком растении идёт речь.

Сколько белых и тёмно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь – дождём лепестковым

Осыпается мокрая дрожь. (Слайд 15)

О сирени сложено много преданий и легенд. В одной из них рассказывается, что сирень появилась весной, когда богиня цветов Флора отправилась будить Солнце, чтобы скорее услышать пение птиц, полюбоваться яркой зеленью трав, деревьев и разукрасить землю цветами. Солнце вместе с богиней радуги Иридой спустилось на землю, и Флора принялась за работу. Она стала смешивать золотые лучи Солнца с разноцветными красками радуги и щедро разбрасывать их по земле. Земля покрылась яркими цветами – синими, красными, жёлтыми, голубыми. Вдруг заметила Флора, что остались у неё только две краски: лиловая и белая, и этими остатками она окрасила кусты. Получилось удивительно красиво!

На элегантно склонившихся ветках сирени будто подвешены маленькие розовые сердечки. Поэтому, наверное, об этом цветке сложено много легенд, но чаще всего это легенды о несчастной любви.

15-й ученик: (Слайд 16) Роза – царица цветов, она символизирует любовь, милосердие, терпение.

О ней поют поэты всех веков,

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот свиток алых лепестков,

Раскрывшихся благоуханной чашей.

Индийские мифы гласят, что из бутонов розы родилась Лакшми – богиня красоты и плодородия, и её колыбель у всех восточных народов почитается как символ божественной тайны.

Древнегреческий поэт Анакреонт писал, что роза явилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, богини любви и красоты, когда она с первыми лучами утренней зари выходила из моря. Очарованные цветком богини обрызгали его нектаром, давшим розе дивный аромат. Роза оставалась белой до тех пор, пока возлюбленного Афродиты Адониса не ранил на охоте дикий вепрь. Афродита устремилась в роковую рощу, не обращая внимания на то, что шипы ранят её ноги. Несколько капель крови упали на цветы.

16-й ученик: Древние греки и римляне создали множество легенд и сказаний об этом прекрасном цветке. Рассказывают, что египетская царица Клеопатра, когда принимала Марка Антония, приказала усыпать пол в зале пиршеств лепестками роз. По христианской мифологии роза – символ милосердия, душевной чистоты, любви к Богу.

С розой связано множество христианских легенд. Одна из них – как архангел Гавриил сплёл для Пресвятой Богородицы три венка: из белых роз – радость Богородицы, из красных – её страдания, из жёлтых – её славу.

По июньским покосам рассыпаны спелые росы,

Соловьи в ожиданье июньских рассветов поют,

Розы светят, как зори, а зори, как свежие розы,

В белогривых туманах стыдливо и жарко цветут.

(Звучит песня «Белые розы» (Слайд 17)

(Слайд 18)

17-й ученик: Всё васильки, васильки,

Много мелькает их в поле,

Помнишь, у самой реки

Их собирали для Оли.

Василёк – верный спутник хлебного поля. Он был завезён в Европу вместе с рожью ещё в начале нашей эры. В Европе цветок издавна считался одним из лучших для плетения венков. Из-за этой особенности он вошёл, словно вплёлся, в историю Германии и России.

18-й ученик: В тяжёлые для Германии времена королева Луиза со своими детьми бежала из Берлина в Кенигсберг. Гуляя однажды с детьми, она купила у крестьянской девушки букетик васильков. Слабенькая, болезненная принцесса Шарлотта надела на голову венок из васильков, и щёки её вспыхнули румянцем. Для королевы василёк стал предвестником счастья.

Предчувствия королевы оправдались. Монархия была восстановлена. Принцесса Шарлотта вышла замуж за русского императора Николая I и превратилась в могущественную русскую императрицу Александру Фёдоровну.

19-й ученик: В одной из легенд рассказывается о том, как красивый стройный юноша Василёк и русалка полюбили друг друга. Но не сложилось у них счастье: Василёк не мог жить без земли, а русалка – без воды. Превратила русалка своего любимого в цветок, надеясь, что когда-нибудь дождевой поток принесёт его в реку, но он крепко держится корнями за родную землю.

Ведущий: Мы услышали только некоторые легенды о цветах, а они сложены и о гордом пионе, и скромной маргаритке, и о божественной лилии, и изящном нарциссе. Вот сколько книг написано о цветах. (Выставка книг)

Ведущий : (Слайд 19) А сейчас мы поиграем. Вы видите на доске ромашку? На обратной стороне лепестков написаны задания, которые можно выполнять одному или группой. Представители групп, подойдите и оторвите по одному-два лепестка. Через 5 минут мы посмотрим, как вы справитесь со своим заданием.

Задания на лепестках могут быть такие:

1.Придумать загадку о каком-нибудь цветке.

2.Назвать летние цветы.

3.Назвать осенние цветы.

4.Назвать весенние цветы.

5.Прочитать стихи о цветах.

6.Спеть песню о цветах.

7.Назвать полевые цветы.

8.Назвать садовые цветы.

20-й ученик: Знакомые с детства родные ромашки

Мы рвём на лужайке у тихой реки,

Как белые звёзды, средь розовой кашки

Они развернули свои лепестки.

Ромашка – милый, обаятельный цветок. Он смотрит на нас, будто доверчивые детские глаза. По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадёт с неба звезда. Её обычно сопровождают эпитеты «скромная, полевая», но трудно обойтись без неё, сплетая венок, собирая букет полевых цветов.

Конкурс «Нарисуй платьице» (платье надо разрисовать полевыми цветами) (Слайд 20)

21-й ученик: (Слайд 21) У колокольчика есть много имён – балаболки, звонцы, бубны, неботочки, но во всех этих названиях звучит любовь к нему.

В самом облике этого цветка и в названии слышится нежная музыка.

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики-цветы

Очень вежливы. А ты?

(Слайд 22)

22-й ученик: Звать его нам нечего,

Он и так придёт,

Расцветёт доверчиво

Прямо у ворот-

Солнцем налитой

Лютик золотой.

(Слайд 23)

23-й ученик: Носит одуванчик

Жёлтый сарафанчик.

Подрастёт – нарядится

В беленькое платьице:

Лёгкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Конкурс «Нарисуй ромашку, василёк…, с закрытыми глазами»

Ведущий: (Слайд 24)И счастлив тот человек, который умеет видеть красоту цветка, умеет радоваться этой красоте, стремится создать её своими руками. до свидания, наши милые, нежные, добрые друзья – цветы! До встречи ранней весной!

(Звучит музыка П.Чайковского и дети вручают гостям открытки с цветами)

(гиперссылка на клип «Вальс цветов»)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!