СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 10. "Цыганы" как лиро-эпическая поэма. История создания. Истоки трагедии Алеко

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы "Цыганы" как лиро-эпическая поэма. История создания. Истоки трагедии Алеко"

Просмотр содержимого документа
«Урок 10. "Цыганы" как лиро-эпическая поэма. История создания. Истоки трагедии Алеко»

Урок 10

Тема. «Цыганы» как лиро-эпическая поэма. История создания. Истоки трагедии Алеко

Цели:

  1. Рассмотреть картины цыганского быта и нравов в противопостав­лении городской культуре. Про­анализировать образы Алеко, Земфиры, старого цыгана. По­мочь учащимся понять причины поступков героев.

  2. Развивать умение учащихся давать сопоставительную характеристику героя на основе текста произведения, умение определять авторскую позицию, находить изобразительно-выразительные средства, умение логически строить устный ответ. Продолжать развивать навыки учащихся слушать, воспринимать и интерпретировать поэтическое произведение.

  3. Способствовать формированию правильного понимания личной свободы. Приобщить учащихся к ве­ликим творениям поэта, вызвать искреннее желание читать произведе­ния А. С. Пушкина.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина; иллюстрации к поэме «Цыганы».

Словарная работа: эгоист, индивидуа­лист, романтический герой.


Этапы урока

I. Организационный момент.


II. Проверка домашнего задания.

Цитатный план поэмы «Цыганы».


III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Вступительное слово учителя.

После пу­тешествия с семьёй Раевских по Кавказу и Крыму Пушкин прибыл в Кишинёв.

Работа над романтической поэмой «Цыганы» была начата в Одессе, завершена в Михайловском (1825). «Цыганы» – лиро-эпическая поэма. В ней Пушкин раскрывал тему свободы, воли.

Для Пушкина главным было создание об­раза современного героя, который жил интересами и волнениями своего века.


IV. Усвоение новых знаний. Анализ поэмы.

История создания поэмы «Цыганы» (сообщение учащегося).

У Пушкина были особенные отношения с цыганами. Дело в том, что, находясь в юж­ной ссылке среди незнакомого ему народа почти три года (с сентября 1820 г. по август 1823 г.), Пушкин изучил его историю, фоль­клор, литературу, а язык постиг настолько, что понимал разговорную речь.

Он знал мно­го цыганских песен и очень любил их. Со­держание одной из песен молдавских цыган он изложил так: «Мы люди смирные, девы наши любят волю — что тебе делать у нас». Эти слова он хотел предпослать поэме в ка­честве эпиграфа.

Поэма Пушкина достаточ­на автобиографична. Действительно, летом 1821 года Пушкин странствовал с цыганским табором в Молдавии, о чём он и написал в эпилоге поэмы. Пушкин был влюблён в цы­ганку, которая была брошена своей матерью на попечение отца. Она убежала из табора, а позднее была зарезана ревнивым цыганом. Поэт говорил, что жизнь цыган описана им «довольно верно».


Учитель. Сегодня на уроке мы с вами окунёмся в мир этого вольнолюбивого наро­да. Вместе с цыганами пройдёмся по степям Бессарабии, посидим у ночного костра и, конечно же, постараемся выяснить, так ли уж свободен и счастлив этот дикий народ, как думал Алеко, стремясь в цыганский табор, или и у этого вольно­го народа свобода — это только видимость. Давайте попробуем разо­браться в этом.

(с. 29-30) — Прочитайте начало поэмы. Какую картину вы представляете, читая этот отрывок?

(Цыганы кочуют по степям Бессара­бии, они ночуют в изодранных шатрах под звёздами, несмотря на это их сон мирный, жизнь в таборе идёт своим чередом. Они привыкли к воле, их не смущают бескрайние степи, вечное движение, непогода, они про­сто живут.)

В чём привлекательность такой жиз­ни?

(Они свободны, вольны. Их ничто не тя­готит, не держит на одном месте. Они в постоянном движении. Их жизнь полна ро­мантики.)

  • Кто из героев поэмы олицетворяет эту вольную жизнь, является символом вольно­сти? (Земфира.)

  • Расскажите о ней подробнее (рассказы­вает заранее подготовленный ученик).

(Земфира — молодая придунайская цы­ганка, полюбившая русского полудоброволь­ного изгнанника Алеко и приведшая его в табор. В результате встречи с чу­жим культурно-историческим опытом она не меняется сама — и не меняет своего из­бранника, «русского европейца». Какой чита­тель встречает Земфиру в начале поэмы — вольной, страстной, беспечной, — такой про­вожает в могилу (когда ей наскучила двух­летняя связь с Алеко, она открыто предпо­читает ему цыгана — и гибнет от кинжала русского ревнивца). Земфира призвана олице­творять неизменное беззаконие, изменчивую беспечность «дикой» свободы — и только. Её сюжетное предназначение состоит в том, чтобы спровоцировать Алеко, преследуемого законом, на вынесение «приговора» и ценой своей гибели обнаружить невозможность последовательного отказа от «циви­лизации», немыслимость для европейца обрести счастье в естественном мире.)

Что мы можем сказать об Алеко? Рас­скажите кратко его историю.

(Алеко — это типичный русский чело­век, в котором бурлят роковые страсти, мешающие ему быть свободным и толкаю­щие на преступление. Героя «преследует за­кон», и поэтому он вынужден удалиться от общества, уйти из «неволи душных городов». В таборе Алеко живёт по законам «бедной вольности», свободно распоряжаясь собой. Оказавшись среди цыган, в незнакомом и чуж­дом ему мире, Алеко встречает человека, ко­торый сразу же становится ему дорогим, — девушку Земфиру. Представители разных миров, они тянутся друг к другу.)

Скажите, как Алеко попал в цыган­ский табор.

(Земфира приводит его в табор, объясняя отцу, что Алеко тоже хочет быть цыганом. И тут же называет себя его по­другой.)

(с. 31) вверху — А как отец реагирует на это? Зачитайте.

(Цыган рад гостю. Он приглашает Алеко остаться под «сенью шалаша», пробыть в нём столько, сколько он сам захочет. Старик не проти­вится мгновенному увлечению дочери, он пре­доставляет ей полную свободу, как и Алеко.)


(с. 32) Какое настроение у Алеко в цыганском таборе?

(Чтение отрывка от Уныло юноша глядел… до

Что ж сердце юноши трепещет? Какой заботой он томим?)


(с. 33) — Какие страсти кипели в душе молодого человека?

(Чтение отрывка «Подобно птичке без­заботной».)

Комментарий учителя. В это время в Рос­сии кипели политические страсти. Декабри­сты призывали молодое поколение к борьбе за свободу человека. Алеко нет дела до судь­бы отчизны. Он занят собой, хлопочет о лич­ной свободе. Эгоистические побуждения — вот источник его страстей. Пушкин тревожно нас предупреждает: «Погоди!» Его сердцем играет роковая страсть, и эта страсть — эгоизм. Такие натуры в центр всего ставят своё «я».

Словарная работа:

  • Эгоист — себялюбивый человек, кото­рый предпочитает свои личные интересы интересам общественным и интересам других людей.

  • Индивидуалист — человек, противопо­ставляющий свои интересы интересам обще­ства, предпочитающий личные интересы ин­тересам общественным.


(с. 34) —Что можно сказать об Алеко исходя из отрывка?

(Чтение по ролям отрывка «О чём жа­леть?»)

(Алеко — главный герой поэмы. Он все законы цивилизованного мира вос­принимает как насилие над человеком. Але­ко бросает город, надоевший шум весёлой столицы. Он гневно рассказывает о жизни города. Он удалился в «дикую» свободу. Пре­выше всего герой ценит свободу и надеет­ся обрести её в естественной вольной жиз­ни цыганского табора. Алеко изучает быт и нравы чужих племён. Но не мог он долго здесь жить.)

Давайте вспомним, что значит «роман­тический герой».

(Это необычный человек в необычных обстоятельствах. Человек, не похожий на других, с особенно сильными чувствами, отвергающий законы, которым подчиняются другие. Если любит, то любит до беспамят­ства. Если ненавидит, то ненависть не име­ет границ.)

Алеко похож на такого героя?

(Да, он жаждет свободы, он сменил жизнь среди богатого народа «на бродящую бедность и волю», как говорит Старый цыган. Он с пре­зрением отвергает общество, где люди «сты­дятся любви», «мысли гонят», «просят денег и цепей». Он стремится к свободной жизни «естественного» народа, далёкого от цивили­зации, так как считает, что цыгане свободны от страстей и пороков просвещённого обще­ства, от корыстолюбия и тщеславия.)


(с. 36) Цыганы сделали свой выбор, Алеко остался в таборе, он живёт жизнью цыган, он волен. И так пролетели 2 года.


(с. 37 внизу; с. 39 внизу, с. 41 вверху)

Как складываются отношения Алеко и Земфиры, ведь у них появился ребёнок?

Счастлив ли Алеко, доволен жизнью? Почему?


((с. 43) Чтение по ролям отрывка «Однажды близ кагульских вод...».)

Почему старик рассказывает Алеко о своей жизни?

(Мудрый старик, узнав, что Земфира разлюбила Алеко, и увидев, что в душе Але­ко смятение, рассказывает ему историю о самом себе, преподаёт урок доброты. Он хо­тел, чтобы Алеко понял, что жизнь дикого человека не так уж безоблачна. «Страсти роковые» приносят беды и страдания и ему. Он объясняет, что нет на земле силы, кото­рая могла бы удержать любовь. Цыган мило­серден, он прощает Мариулу, желая только счастья любимой.)

Комментарий учителя. Старый цыган проясняет в повести жизненное кредо Але­ко. Если Алеко защищает права отдельного лица, то старик-цыган, покорно принимаю­щий естественный порядок бытия, выступает от имени рода. Он понял закон жизни как закон свободы. В непредсказуемом поведении женщины-цыганки, в стихийности её любви он видит только выплеск природных сил, не подлежащих человеческому суду. Старик, когда-то в молодости тоже испытавший муки любви, теперь хочет предостеречь Алеко, передать ему свой опыт. Рассказ о бегстве Мариулы с возлюбленным — это внушение старого цыгана Алеко: «Хочешь быть свободным и счастливым, подавляй в себе эгоизм, уважай и цени свободу других».


(с. 43) — Внимательно прочитайте отклик Алеко на рассказ старика об измене Мариулы.

(Когда старик рассказал Алеко историю своей любви к Мариуле, Алеко был потрясён бездействием цыгана («Да как же ты не поспешил / Тотчас вослед неблагодарной / И хищником и ей, коварной, / Кинжала в сердце не вонзил?). В его словах столько недоумения, что он пропустил мимо ушей смысл главного изречения цыгана: «вольнее птицы младость».)


(с. 43) — Что говорит Алеко, выслушав рассказ старика? Зачитайте.

(Образованный Алеко понял смысл прит­чи цыгана и тут же отверг его гуманистическую проповедь:

Я не таков. Нет, я не споря

От прав моих не откажусь!

Зависть, злоба, ревность — вот те стра­сти, которые дремали в «измученной груди» Алеко. Они проснулись, когда Земфира полю­била цыгана. Поборник свободы Алеко ста­новится убийцей. Он не подкрепляет делом свои слова, его поступки противоречат тем принципам, которые он сам провозглашает. Ничто его не остановит. Он не простит измены. Он готов даже спящему, т. е. без­защитному, человеку отомстить. Алеко не умеет и не хочет ценить свободу других лю­дей. Он, не задумываясь, посягает на неё.)

  • Да, вы правы. Алеко утверждает, что он не таков. При этом его монолог эмоционален и по смыслу очень жесток. Видно, что внутри Алеко всё кипит, бунтует, он не может сми­риться с предательством в любви, не понимая того, что в нём живёт эгоист, собственник. Он не подумал о молодости, о том, что жизнь дана для чего-то более важного. Он удовлетво­рил свой гнев и ненависть, но приобрёл одино­чество и вечную внутреннюю неволю.

  • Какую жестокость совершает Алеко, когда видит Земфиру с её новым возлюбленным? (Он убивает.)

Итак, мы видим, что герои попадают в схожие ситуации. Но как по-разному реша­ются схожие конфликты! Сопоставляя героев, автор показывает два разных понимания сво­боды — эгоиста Алеко и Старика.

Так как же понимает свободу главный герой?

Алеко свобода сочетается с эгоизмом. Это жизнь на воле и в то же время полное подчинение ему. Он может быть свободным, а Земфира — нет. Она должна подчиняться ему. Для Земфиры свобода — весёлая безза­ботная жизнь, которая ни к чему не обя­зывает. Она ничего не требует и хочет, чтобы и от неё ничего не требовали. Для Старика свобода — это покой, это жизнь в согласии с собой и с другими. Он понимает свободу как умение прощать и понимать других.)


V. Обобщение. Рефлексия.

  • Итак, какова жизнь цыган? В чём её привлекательность?

  • Что заставляет Алеко присоединиться к цыганскому табору? Что он находит в табо­ре, от чего бежит из города?

  • Совпадает ли позиция автора и Алеко в осуждении «неволи душных городов»?

  • Свободен ли Алеко, счастлив ли он, до­волен ли жизнью?

Учитель. Алеко страдает, хотя он сам выбрал жизнь, полную свободы, где каждый волен поступать так, как ему вздумается. У Алеко свобода сочетается с эгоизмом. Алеко не умеет и не хочет ценить свободу других лю­дей. Он, не задумываясь, посягает на неё.


VI. Запись в тетради.

Истоки трагедии Алеко


Алеко – образованный человек, выходец из дворянского класса («Ты любишь нас, хоть и рождён среди богатого народа»). Автор сравнивает молодого человека с беззаботной птичкой («Гнезда надёжного не знал и ни к чему не привыкал»). Герой в начале поэмы равнодушен к жизни («И жизни не могла тревога смутить его сердечну лень»), честолюбив («Его порой волшебной славы манила дельная звезда»), беспечен.

Он все законы цивилизованного мира вос­принимает как насилие над человеком. Героя «преследует за­кон», и поэтому он вынужден уйти из «неволи душных городов». Алеко нет дела до судь­бы отчизны и общества. Эгоистические побуждения — вот источник его страстей. Такие натуры в центр всего ставят своё «я».

  • Эгоист — себялюбивый человек, кото­рый предпочитает свои личные интересы интересам общественным и интересам других людей.

  • Индивидуалист — человек, противопо­ставляющий свои интересы интересам обще­ства, предпочитающий личные интересы ин­тересам общественным.

Алеко стремится к свободной жизни цыган. Старый цыган преподал герою уроки мудрости, доброты и милосердия:

1) жизнь каждого человека не так уж и безоблачна;

2) «страсти роковые» (зависть, ревность, корыстолюбие, эгоизм) приносят только беды и страдания;

3) нет на земле силы, способной удержать любовь;

4) свободным и счастливым можно быть, подавляя в себе эгоизм, уважая свободу и выбор других.

Образованный Алеко, поняв смысл прит­чи цыгана, отверг его гуманистическую проповедь:

Я не таков. Нет, я не споря

От прав моих не откажусь!

Зависть, злоба, ревность — стра­сти, которые дремали в «измученной груди» Алеко. Его поступки противоречат тем принципам, которые он сам провозглашает. Ревнивец не прощает измены, готов мстить даже спящему (= без­защитному) человеку.

Алеко не может сми­риться с предательством в любви, не понимая того, что в нём живёт эгоист, собственник. Он не подумал о молодости, о том, что жизнь дана для чего-то более важного. Герой удовлетво­рил свой гнев и ненависть, но приобрёл одино­чество и вечную внутреннюю неволю.

Алеко ошибочно полагает, что он может быть свободным, а Земфира — нет, что она должна подчиняться мужу. Вольнолюбец становится рабовладельцем в душе, сохранившим взгляд на женщину как на свою собственность, вещь.

Вывод: У Алеко свобода сочетается с эгоизмом. Для Земфиры свобода — весёлая безза­ботная жизнь, которая ни к чему не обя­зывает. Она ничего не требует и хочет, чтобы и от неё ничего не требовали. Для Старика свобода — это покой, это жизнь в согласии с собой и с другими. Он понимает свободу как умение прощать и понимать других.

Пушкин осудил эгоизм, себялюбие Алеко, разрыв между словом и делом романтического героя, критически разоблачил романтический идеал свободы.


VII. Домашнее задание.

  1. Перечитать поэму; ответить на вопросы на с. 50 учебного пособия.

  2. Выучить наизусть отрывок из поэмы (с. 48 – 19 строк).




Истоки трагедии Алеко в поэме А.С.Пушкина «Цыганы»


Алеко – образованный человек, выходец из дворянского класса («Ты любишь нас, хоть и рождён среди богатого народа»). Автор сравнивает молодого человека с беззаботной птичкой («Гнезда надёжного не знал и ни к чему не привыкал»). Герой в начале поэмы равнодушен к жизни («И жизни не могла тревога смутить его сердечну лень»), честолюбив («Его порой волшебной славы манила дельная звезда»), беспечен.

Он все законы цивилизованного мира вос­принимает как насилие над человеком. Героя «преследует за­кон», и поэтому он вынужден уйти из «неволи душных городов». Алеко нет дела до судь­бы отчизны и общества. Эгоистические побуждения — вот источник его страстей. Такие натуры в центр всего ставят своё «я».

  • Эгоист — себялюбивый человек, кото­рый предпочитает свои личные интересы интересам общественным и интересам других людей.

  • Индивидуалист — человек, противопо­ставляющий свои интересы интересам обще­ства, предпочитающий личные интересы ин­тересам общественным.

Алеко стремится к свободной жизни цыган. Старый цыган преподал герою уроки мудрости, доброты и милосердия:

1) жизнь каждого человека не так уж и безоблачна;

2) «страсти роковые» (зависть, ревность, корыстолюбие, эгоизм) приносят только беды и страдания;

3) нет на земле силы, способной удержать любовь;

4) свободным и счастливым можно быть, подавляя в себе эгоизм, уважая свободу и выбор других.


Истоки трагедии Алеко в поэме А.С.Пушкина «Цыганы»


Алеко – образованный человек, выходец из дворянского класса («Ты любишь нас, хоть и рождён среди богатого народа»). Автор сравнивает молодого человека с беззаботной птичкой («Гнезда надёжного не знал и ни к чему не привыкал»). Герой в начале поэмы равнодушен к жизни («И жизни не могла тревога смутить его сердечну лень»), честолюбив («Его порой волшебной славы манила дельная звезда»), беспечен.

Он все законы цивилизованного мира вос­принимает как насилие над человеком. Героя «преследует за­кон», и поэтому он вынужден уйти из «неволи душных городов». Алеко нет дела до судь­бы отчизны и общества. Эгоистические побуждения — вот источник его страстей. Такие натуры в центр всего ставят своё «я».

  • Эгоист — себялюбивый человек, кото­рый предпочитает свои личные интересы интересам общественным и интересам других людей.

  • Индивидуалист — человек, противопо­ставляющий свои интересы интересам обще­ства, предпочитающий личные интересы ин­тересам общественным.

Алеко стремится к свободной жизни цыган. Старый цыган преподал герою уроки мудрости, доброты и милосердия:

1) жизнь каждого человека не так уж и безоблачна;

2) «страсти роковые» (зависть, ревность, корыстолюбие, эгоизм) приносят только беды и страдания;

3) нет на земле силы, способной удержать любовь;

4) свободным и счастливым можно быть, подавляя в себе эгоизм, уважая свободу и выбор других.

Образованный Алеко, поняв смысл прит­чи цыгана, отверг его гуманистическую проповедь:

Я не таков. Нет, я не споря

От прав моих не откажусь!

Зависть, злоба, ревность — стра­сти, которые дремали в «измученной груди» Алеко. Его поступки противоречат тем принципам, которые он сам провозглашает. Ревнивец не прощает измены, готов мстить даже спящему (= без­защитному) человеку.

Алеко не может сми­риться с предательством в любви, не понимая того, что в нём живёт эгоист, собственник. Он не подумал о молодости, о том, что жизнь дана для чего-то более важного. Герой удовлетво­рил свой гнев и ненависть, но приобрёл одино­чество и вечную внутреннюю неволю.

Алеко ошибочно полагает, что он может быть свободным, а Земфира — нет, что она должна подчиняться мужу. Вольнолюбец становится рабовладельцем в душе, сохранившим взгляд на женщину как на свою собственность, вещь.

Вывод: У Алеко свобода сочетается с эгоизмом. Для Земфиры свобода — весёлая безза­ботная жизнь, которая ни к чему не обя­зывает. Она ничего не требует и хочет, чтобы и от неё ничего не требовали. Для Старика свобода — это покой, это жизнь в согласии с собой и с другими. Он понимает свободу как умение прощать и понимать других.

Пушкин осудил эгоизм, себялюбие Алеко, разрыв между словом и делом романтического героя, критически разоблачил романтический идеал свободы.




Образованный Алеко, поняв смысл прит­чи цыгана, отверг его гуманистическую проповедь:

Я не таков. Нет, я не споря

От прав моих не откажусь!

Зависть, злоба, ревность — стра­сти, которые дремали в «измученной груди» Алеко. Его поступки противоречат тем принципам, которые он сам провозглашает. Ревнивец не прощает измены, готов мстить даже спящему (= без­защитному) человеку.

Алеко не может сми­риться с предательством в любви, не понимая того, что в нём живёт эгоист, собственник. Он не подумал о молодости, о том, что жизнь дана для чего-то более важного. Герой удовлетво­рил свой гнев и ненависть, но приобрёл одино­чество и вечную внутреннюю неволю.

Алеко ошибочно полагает, что он может быть свободным, а Земфира — нет, что она должна подчиняться мужу. Вольнолюбец становится рабовладельцем в душе, сохранившим взгляд на женщину как на свою собственность, вещь.

Вывод: У Алеко свобода сочетается с эгоизмом. Для Земфиры свобода — весёлая безза­ботная жизнь, которая ни к чему не обя­зывает. Она ничего не требует и хочет, чтобы и от неё ничего не требовали. Для Старика свобода — это покой, это жизнь в согласии с собой и с другими. Он понимает свободу как умение прощать и понимать других.

Пушкин осудил эгоизм, себялюбие Алеко, разрыв между словом и делом романтического героя, критически разоблачил романтический идеал свободы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя