ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Волшебный мир книг» для 2 класса четырёхлетней начальной школы общеобразовательных учреждений разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учебного плана МБОУ СОШ № 2 города Пушкино на 2020-2021 учебный год.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для полноценного интеллектуального развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде.
Цели программы состоят в том, чтобы дать возможность детям приобщиться к чтению, проявить и развить свои способности в области различных видов искусства (литература, изо, музыка, театр, технология); формировать читательскую компетентность младших школьников и функциональную грамотность; способствовать общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребёнка.
Программа курса помогает решать образовательные, воспитательные и творческие задачи, которые тесно связаны с учебными предметами и воспитательной работой.
Учебные задачи:
освоение общекультурных навыков чтения и духовного понимания произведения;
формирование литературоведческих понятий и представлений;
формирование умений определять художественную ценность произведения, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса детей;
освоение основных изобразительных операций;
овладение различными материалами и инструментами изобразительной и трудовой деятельности.
2. Творческие задачи:
умение осознанно использовать образно-выразительные средства;
развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности;
освоение простейших технологий дизайна и оформления.
3. Воспитательные задачи:
воспитание интереса к чтению и книге;
воспитание эстетического отношения к действительности, к красоте окружающего мира;
развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
воспитание зрительской культуры.
Общая характеристика программы
В программу включены русские народные сказки, т. к. дети любят читать сказки, они легче для понимания сюжета, представления героев, изображения на бумаге, инсценирования. Читая русские народные сказки, а в дальнейшем и сказки народов России и мира, авторские сказки, дети как бы входят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен, и в то же время един. Когда бы и где бы не жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо прослеживается, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло и т.д.
Результаты изучения курса
Предметные умения:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
находить книгу в открытом библиотечном фонде;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
книге и героях;
характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
заданную тему;
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
пользоваться аппаратом книги;
овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов |
1 | Здравствуй книга | 8 часов |
2 | Книги о Родине и родной природе | 8 часов |
3 | Писатели детям | 8 часов |
4 | Народная мудрость. Книги-сборники | 8 часов |
5 | По страницам книг | 8 часов |
6 | Сказки народов мира | 8 часов |
7 | Книги русских писателей-сказочников | 4 часа |
8 | Детские писатели | 4 часа |
9 | Книги-сборники стихотворений для детей | 4 часа |
10 | Дети — герои книг | 4 часа |
11 | Книги о животных | 4 часа |
| Итого | 68 часов |
Календарно - тематическое планирование по курсу
«Волшебный мир книг»
№ | Тема занятия | Дата план | Дата факт |
1,2 | Самые интересные книги, прочитанные летом. | 01.09-06.09 | |
3-4 | Занятие в ЛОДБ по теме: «Ох, лето красное» | 07.09-11.09 | |
5-6 | Русские народные сказки | 14.09-18.09 | |
7-8 | Работа на сайте «Литературная тетрадь» | 21.09-25.09 | |
9-10 | Занятие в ЛОДБ по теме: «Уж небо осенью дышало…» | 28.09-02.10 | |
11-12 | Сказки и стихи К.Чуковского. | 05.10-09.10 | |
13-14 | Посещение библиотеки. « День новой книги». | 12.10-16.10 | |
15-16 | Занятие в ЛОДБ по теме: «Большое книжное приключение. Игра-викторина» | 19.10-23.10 | |
17-18 | Работа на сайте «Литературная тетрадь» | 26.10-30.10 | |
19-20 | Занятие в ЛОДБ по теме: «Детки в клетке» | 09.11-13.11 | |
21-22 | Сказки А. С. Пушкина | 16.11-20.11 | |
23-24 | Работа на сайте «Литературная тетрадь» | 23.11-27.11 | |
25-26 | Занятие в ЛОДБ по теме: «Зимнее утро» | 30.11-04.12 | |
27-28 | Сказки русских писателей | 07.12-11.12 | |
29-30 | Рассказы, сказки, басни Л. Н. Толстого, Д. К. Ушинского | 14.12-18.12 | |
31-32 | Работа на сайте «Литературная тетрадь» | 21.12-25.12 | |
33-34 | Занятие в ЛОДБ по теме: «Если с другом вышел в путь» | 11.01-15.01 | |
35-36 | Рассказы о животных В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина | 18.01-22.01 | |
37-38 | Работа на сайте «Литературная тетрадь» | 25.01-29.01 | |
39-40 | Занятие в ЛОДБ по теме: «Любимые детские пистели» | 01.02-05.02 | |
41-42 | Конкурс «Я читаю!» | 08.02-12.02 | |
43-44 | В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» | 15.02-19.02 | |
45-46 | Работа на сайте «Литературная тетрадь» | 22.02-26.02 | |
47-48 | Занятие в ЛОДБ по теме: «Весна – красна» | 01.03-05.03 | |
49-50 | «Моя любимая книга». | 09.03-12.03 | |
51-52 | Стихи о детях и для детей С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова | 15.03-18.03 | |
53-54 | Работа на сайте «Литературная тетрадь» | 29.03-02.04 | |
55-56 | Занятие в ЛОДБ по теме: «Этот день Победы…» | 05.04-09.04 | |
57-58 | Конкурс чтецов, посвященный празднику Победы. | 12.04-16.04 | |
59-60 | Современные детские журналы | 19.04-23.04 | |
61-62 | Работа на сайте «Литературная тетрадь» | 26.04-30.04 | |
63-64 | Занятие в ЛОДБ по теме: «Этот день Победы…» | 03.05-07.05 | |
65-66 | Работа на сайте «Литературная тетрадь» | 10.05-14.05 | |
67-68 | Творческая работа: очерк о своей о любимой книге. | 17.05-21.05 | |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
12