СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Туристические походы. Виды походов

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

«Туристский поход,  как вид активной, познавательной деятельности»

 

Просмотр содержимого документа
«Туристические походы. Виды походов»




Образовательный продукт 

«Лучшие практики реализации

программ туристско-краеведческой направленности»





«Туристский поход,

как вид активной, познавательной деятельности»













2023г.


У похода есть начало,
А конца походу нет.
Мы прошли дорог немало,
Но огромен белый свет.

Ты никогда, пожалуйста,
На белый свет не жалуйся,
Он переполнен тайнами
Необычайными...
М. Львовский

Туристические походы! Сколько романтики, счастливых мгновений, смешных историй связано с ними! Кто хотя бы раз побывал на маршруте, будет долго вспоминать незабываемое путешествие. Школьникам любого возраста свойственно стремление к новому, к приключениям и романтике. Туризм - помогает ребятам почувствовать себя самостоятельными, «взрослыми». В походе они раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе или дома. Поход полезен для педагога, так как позволяет глубже понять характер каждого из ребят и найти индивидуальный подход к ним. Это способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в дальнейшую жизнь. Важно помнить, что туризм позволяет не только позитивно влиять на формирование жизненно важных для ребенка умений и навыков, но и активизировать воспитание личности.

В зависимости от типа могут быть следующие

Задачи похода:

-обучение на местности картографированию (изготовление топографического плана местности);

-закрепление навыка ориентирования на местности;

-применение на практике туристских знаний, умений  и навыков;

-отработка теоретических знаний по оказанию первой медицинской помощи;

-воспитание патриотизма, бережного отношения к окружающему миру;

-выработка навыков поисково-исследовательской работы;

-пропаганда здорового образа жизни;

-привитие навыков экологической культуры.



Ожидаемый результат

Учащиеся, члены туристического похода

-ознакомлены с правилами соблюдения безопасности в туристическом походе;

-у них сформированы такие качества, как самостоятельность, дисциплина, взаимовыручка, доброжелательность, выносливость и ловкость;

-знают разные виды туризма;

-знают ядовитые растения, умеют их определить;

-знают лекарственные растения, которые могут помочь туристам в пути, если случится травма;

-знают представителей животного мира родного края и правила безопасного поведения при встрече;

У учащихся сформированы умения необходимые в туристическом походе.

-умение распределять туристические обязанности.

-умение собирать рюкзак, брать с собой только то, что понадобится в походе.

-умение правильно подбирать лекарственные препараты для аптечки.

-умение подбирать правильно обувь, одеваться в соответствии с погодными условиями.

-умение организовывать привал и соблюдать чистоту на привале.

-умение читать карту местности.

-умение ориентироваться по плану местности.

-умение пользоваться компасом, с его помощью определять географические направления.

-умение правильно себя вести в природе и во время отдыха.

-умение называть зоны отдыха и туризма своей территории.

Увеличение доли родителей участвующих в организации и проведении туристических походов и экскурсиях.


Туризм и краеведение во многом взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга

Туризм позволяет познавать и изучать свою малую Родину, страну в целом или другие страны.


Основные виды туризма:


1.Познавательный туризм. Обогащение имеющихся знаний, получение новой информации.

2.Спортивный туризм. Активное занятие спортом или же пассивное наблюдение (выезд на спортивные соревнования болельщиков).

3.Приключенческий туризм, выделяют приключенческий спорт и приключенческие путешествия.

4.Культурно-познавательный туризм. То есть организация экскурсионного сопровождения с целью расширения кругозора, ознакомления с историей и культурой мест посещения.

5.Сельский туризм. Ознакомление с жизнью небольших поселений, с сельскохозяйственным трудом, изучение флоры и фауны, рек и озёр.

6.Экологический туризм. Изучение экологического состояния местности или объекта. Участие в экологических десантах (уборка территорий).

И другие виды…


Спортивный туризм, чаще всего организуется в школе.


Туристские походы и экспедиции связаны с передвижениями по территории. Они бывают одно-, двух- и многодневными и наряду с поисковой и общественно полезной направленностью преследуют оздоровительные и физкультурно-спортивные цели.

Перед походом или экспедицией определяются их тема, цель, задачи, готовится снаряжение, оборудование, учебные принадлежности, подбирается учебная и справочная литература, проводится теоретическая и физическая готовность учащихся, рассматриваются вопросы питания и охраны здоровья учащихся.

Маршрут похода или экспедиции предусматривает разработку порядка передвижения, определение места отдыха, ночлега и объектов поисковой работы и т. п.

В туристском походе любой категории сложности проводится краеведческая и общественно-полезная работа. Объём и содержание этой работы определяются районом путешествия, основными задачами группы и её составом.

Объектами изучения являются полезные ископаемые, растительный и животный мир, гидроэнергоресурсы, различные отрасли хозяйственной и культурной жизни района путешествия. Кроме того, во время похода регулярно ведутся метеорологические наблюдения.

Под краеведением обычно понимается изучение своего родного края. Для туристов задачи краеведения зачастую выходят далеко за границы родного края, области или района. Краеведческие задачи могут решаться как в местных, так и в дальних туристских походах. Краеведческая работа туристов может иметь очень большое значение. Особенно ценны комплексные описания района путешествия.

В период подготовки похода следует уточнить наиболее интересные объекты, имеющиеся в данном районе, и учесть это при определении маршрута. Знакомство с литературой даёт первое представление о том, какие вопросы краеведческого характера могут представлять интерес.


Туристские походы и экспедиции связаны с передвижением по территории.


Виды походов:


Все спортивные походы классифицируют по виду туризма и сложности. Их делят на 5 категорий, в зависимости от продолжительности и других критериев. К пятой категории относятся самые технически сложные и длинные походы.


Со школьниками в основном возможны следующие походы:

-пешие;

-лыжные;

-водные;

-велосипедные.


По продолжительности походы бывают одно-, двух-, и многодневными, предусматривают поисковую и общественно полезную направленность, направлены на оздоровительные и физкультурно - спортивные цели.

Перед походом или экспедицией определяются их тема, цель, задачи, готовятся снаряжение, оборудование, учебные принадлежности, подбирается учебная и справочная литература, проводится теоретическая и физическая готовность учащихся, рассматриваются вопросы питания и охраны здоровья учащихся. Маршрут похода или экспедиции предусматривает разработку порядка передвижения, определение места отдыха, ночлега и объектов поисковой работы и т. п.

Перед походом или экспедицией определяются их тема, цель, задачи, готовятся снаряжение, оборудование, учебные принадлежности, подбирается учебная и справочная литература, проводится теоретическая и физическая готовность учащихся, рассматриваются вопросы питания и охраны здоровья учащихся. Маршрут похода или экспедиции предусматривает разработку порядка передвижения, определение места отдыха, ночлега и объектов поисковой работы и т. п.

Прежде чем отправиться в поход или экспедицию необходимо определить их тему, цели, задачи, подготовить снаряжение, оборудование, провести теоретическую подготовку, определить физическую готовность учащихся, рассмотреть организацию питания и охраны здоровья учащихся.

Остановимся на пешеходном туристском походе, на том, как правильно подготовиться и провести это мероприятие.

Разработка маршрута путешествия.

Перед тем как отправиться в поход необходимо обсудить с участниками цель похода, определить район предполагаемого путешествия, цели и обязанности каждого участника.

Определяется количество участников группы, оптимальным считается 10-12 человек (но это не всегда возможно, так как в классе может быть большее количество человек).

Туристские маршруты классифицируются по различным признакам:

-тематические - с преобладаем экскурсионного обслуживания и познавательной направленности;

-походные - маршруты с активными способами передвижения;

-физкультурно-оздоровительные - с преобладанием в программе спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий;

-комбинированные - маршруты, сочетающие элементы всех перечисленных маршрутов.


По сезонности действия маршруты подразделяются на:


-круглогодичные (внесезонные);

-сезонные - функционирующие в определенный сезон (лыжные, водные, велосипедные и т.д.).


Снаряжение для пешего похода делится на личное и групповое:

Личное снаряжение для похода.

1.Рюкзак (желательно спортивный, а не школьный).

2.Легкий спортивный костюм. Лучше всего простой, удобный, чтобы в нем было свободно.

3.Нижнее хлопчатобумажное бельё. Как минимум, одна смена, чтобы была возможность переодеться.

4.Лёгкий свитер. При движении его можно подложить на плечи под лямки рюкзака, ночью одеть.

5.Носки (2 пары тонких и 2 пары шерстяных). Шерстяные носки, одетые поверх простых носков, предохраняют ноги от потертостей, собирают пот, и ноги остаются сухими.

6.Накидка от дождя. Ее можно сделать из куска полиэтилена в виде мешка, прорезав отверстие для лица. Величина такого мешка должна позволять надеть его на себя, не снимая рюкзака.

7.Головной убор. Лучше всего панаму или легкую светлую шапку с козырьком.

8. Ботинки разношенные.

9. Лёгкие тапочки для привала.

10.Миска, ложка, кружка. Миска и кружка из небьющегося материала.

11.Спальный мешок или одеяло.

12.Складной нож. Полотенце и туалетные принадлежности (зубная щетка, паста, мыло).

13.Компас для проведения игр на привалах.

14.Кусок пленки 1 х 1 м. При сырой погоде на привале на него можно сесть или поставить рюкзак.


Групповое снаряжение используется всеми членами группы.


Примерный перечень основного группового снаряжения:


1. Палатки со стойками;

2. Полиэтиленовые тенты на и под палатки;

3. Медицинская аптечка;

4. Ремонтный набор;

5. Часы;

6. Костровое оборудование;

7. Хозяйственное оборудование;

8. Фонарь электрический;

9. Фото- и видеоаппаратура;

10. Фляги (или заменяющие их емкости);

11. Спички в непромокаемой упаковке;

12. Маршрутные документы и картографический материал.


При подготовке похода в обязательном порядке оформляются следующие документы:


Документы необходимые для организации туристских походов с обучающимися


Для оформления выхода в поход руководитель группы представляет руководителю образовательной организации следующие документы:


1.Маршрутный лист туристской группы.

2.Письменное разрешение родителей (законных представителей), с указанием особенностей детей, которые необходимо учесть в походе.

3.Медицинский допуск на участие в походе продолжительностью свыше трех дней.

4.Заявка на поход.


Руководитель образовательной организации на основании этих документов издает приказ о проведении мероприятия с указанием планируемого маршрута, сроков проведения, состава туристской группы, назначает ответственного.

Руководитель группы проводит инструктаж с обучающимися о мерах для обеспечения безопасности при использовании транспорта и в походе, о чем производится запись в «Журнале регистрации инструктажа по технике безопасности в туристских походах».


Правила при движении:


-Избегать отступления от намеченного маршрута и тактики передвижения

-При движении по камням, крутым склонам внимательно ставить ноги, а при необходимости страховаться и страховать друг друга.

-При малейшем сомнении в безопасности прибегать к страховке.

-При ухудшении состояния группы и ее экипировки своевременно сойти к ближайшему лагерю, населенному пункту, по наиболее легкому пути.

-При невозможности создать надежный бивак, необходимо или двигаться по безопасной дороге до ближайшего населенного пункта, или возвратиться по знакомому пути назад. Главное в походе сохранить жизнь и здоровье участников.

-При движении в сильный мороз необходимо делать короткие остановки для отдыха, непрерывно двигать пальцами, лицевыми мышцами, слегка растирать открытые части тела.

-При сильном дожде или граде остановиться в укрытом месте и переждать непогоду.

-При движении в тумане во избежание потери ориентировки усилить внимание. При сильном тумане движение прекратить.


Организация бивака

Стоянки для ночлегов и дневок



Стоянка должна отвечать следующим характеристикам:

1.Место должно быть удобным, поверхность ровная.

2. На стоянке должно быть достаточно дров;

3. Близко должен быть лес.

4. Палатку установить таким образом, чтобы днем она была в тени, а утром её освещало солнце;

5. Рядом должен быть источник пресной воды;

6. Радом не должны располагаться ЛЭП, котлованы, стройплощадки и т.д.


Бивак должен быть рассчитан на внезапное ухудшение погоды. В случае грозы все металлические предметы нужно перенести на расстояние 25-30 м от стоянки.

Необходимо внимательно осмотреть деревья у места предполагаемого бивака, избегать сухих и неустойчивых стволов деревьев, сухих нависших веток. Сильные порывы ветра могут обломать сучья, ветки, деревья.


Инструкция по разведению костра


-Костер необходимо разводить на очищенном участке: нужно удалить с места будущего кострища весь мусор, камни, ветки, снять дерн на площади примерно в 1 квадратный метр.

-Костер разводят на некотором расстоянии от деревьев, кустарников, высокой травы. Над костром не должны склоняться ветви деревьев, в мокрую или снежную погоду с них в костер может попасть дождевая вода или снег.

-Костер должен располагаться на расстоянии около 5 метров от палаток, в предупреждении пожара.

-Ни в коем случае нельзя разводить костер рядом с сухой травой, зарослями рогоза или камыша, в хвойном мелколесье, огонь в таких местах распространяется с очень высокой скоростью.

-Для того чтобы костер было легко разводить и поддерживать, он должен быть защищен от ветра. Если костер разводится на открытой продуваемой местности, лучше всего выкопать под него специальную яму.

-Если есть старое кострище, костер разводят в нём.


Продукты питания в походе


В походе лучше иметь продукты, которые можно быстро и несложно приготовить.

Продукты должны иметь длительный срок хранения. Поэтому в походной практике используются консервированные продукты, продукты в герметической упаковке и полностью исключаются скоропортящиеся продукты.

Продукты в походе переносятся в рюкзаках, поэтому должны быть хорошо упакованы.

Необходимо после себя место бивака оставить в чистоте и порядке Мусор сжечь, обожженные консервные банки закопать, оставшиеся дрова сложить вблизи кострища. После уборки бивака костер обязательно заливают водой или засыпают землей, даже если костер разведен вдали от деревьев и леса.

Непогашенный костер в лесу - преступление!

Перед уходом, дежурные осматривают бивак - не забыты ли вещи, потух ли костёр.


Итоги похода


Поход - это не только вид спорта. Это путешествие, в котором мы получаем новые знания, впечатления, навыки. Укрепляем дружбу, находим новых друзей. Возможно, определяем свою будущую профессию.


-Скажи, зачем спешишь турист,
Лесною раннею тропинкой?
-Послушать соловьиный свист,
Взглянуть на бриллиант-росинку.
-Скажи, зачем идёшь, турист,
Из дома ты в края иные?
-Весны увидеть первый лист,
Вдохнуть все запахи лесные
И продолжал поэт-турист
Своё возвышенное слово!
-Как мир хорош! Как воздух чист!
Как не влюбиться в жизнь тут снова!
Ю. Карташов


Удачи на маршруте!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!