Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ногинская специальная (коррекционная) школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
ТУРНИР ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ
«Я - ребёнок!
Я - человек!»
для учащихся 5-6классов.
ХУДОЛЕЕВА В. А., соцпедагог, без категории
РЕЗЯПОВА Г.Н., соцпедагог,
высшая квалификационная категория.
Февраль 2016г.
Турнир правовых знаний «Я - ребёнок! Я - человек!».
Цель: формирование у детей знаний о правах человека.
Задачи:
- закрепить и углубить знания о правах и обязанностях ребенка;
- развивать положительное отношение к законам и стремление действовать в соответствии с законами жизни;
- способствовать формированию правовой культуры;
-формировать критерии нравственно-патриотического воспитания;
-способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности;
Оборудование: презентация, жетоны.
Форма проведения: конкурсная программа.
Ход мероприятия:
Вступительное слово.(слайды1-3 открываются сразу)
1. 1слайд Давным - давно тысячи лет назад на Земле появились люди. Вместе с их появлением, сразу же возникли первые главные вопросы: что люди могут сделать и что не могут, на что имеют право и на что не имеют? Сегодня мы постараемся ответить на данные вопросы.
2 слайд Права ребенку нужно знать,
Не только знать, но соблюдать!
Тогда легко нам будет жить, играть, дружить и не тужить!
2. 3 слайд Если бы каждый делал только то, что ему хочется, жизнь бы превратилась в полную неразбериху. И люди договорились жить по правилам. Самые главные правила, которые установили для себя граждане нашей с вами страны, записаны в Конституции Российской Федерации. Конституция – это основной закон нашего государства.
Кто законы соблюдает,
Тот, конечно, уважает
Конституцию, страну,
Родину свою одну!
II.Конкурсная программа. (слайды открываются после ответа детей для проверки знаний)
Как называется наша Родина? (Россия)
Символика государства?
Как называют людей, живущих в России? (россиянами)
Почему к Москве у нас особое отношение? (Москва – это столица нашей Родины, главный город)
5 слайд
Какой основной закон государства? (конституция)
6 слайд
В конституции прописаны права гражданина в соответствии с документом - Всеобщей Декларацией прав человека, Декларацией прав ребёнка. Существует основной закон, который защищает права ребенка во всём мире. Этот закон, документ называется как? (Конвенция о правах ребенка)
7 слайд Отправляемся на сказочную поляну, где очень часто нарушаются права сказочных героев. Название сказки? Какое право нарушено?
8 слайд
Ведьма схватила Алёнушку, привязала ей на шею камень и бросила в воду. Сама, обернулась Алёнушкой, одела её одежду и вернулась в дом. (Право на жизнь и собственность). Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.
9 слайд Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию».) Гуси-лебеди
10 слайд
Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у лисы избушка и растаяла. Вот она меня из избушки и выгнала. (Право на неприкосновенность жилища). Отрывок из русской народной сказки «Заячья избушка».
11 слайд
В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
12 слайд
В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? («Гадкий утёнок»)
13 слайд
В какой сказке нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? («Три поросёнка»)
14 слайд
В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. ( «Золушка»)
15 слайд
Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино) «Приключения Буратино».
Какое право нарушил Буратино, схватив Шушару за хвост? (право на личную неприкосновенность)
Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? (правом на образование)
16 слайд
В какой сказке главная героиня совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? («Лягушка-путешественница», воспользовалась правом на свободу передвижения)
17 слайд
Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? (право на жизнь)
18 слайд
В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь и жизнь бабушки было совершенно покушение. ( бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища, «Красная шапочка»)
19 слайд
Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)
Ребенок — КОРЁНБЕ
Семья – МЯСЬЕ
Страна – АРАНСТ
Закон – КОНЗА
Жизнь – ЗИНЬЖИ
Родители – ДИЛИЕТОР
Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н
Право – В О Р А П
Школа – Л О К А Ш
Отдых – Д Ы Х О Т
Человек – Л О В Ч Е К Е
Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж
Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я
Сценка 3
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только помыли!
Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!
Ведущий: чьё право нарушено?
Ученики отвечают (Пример: другие ученики имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников).
Сценка 4
Учитель. Петров, ты почему на перемене бегал по классу?
Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Ведущий: - какое право других ребят нарушено?
Ученики. Его одноклассники имеют право на отдых. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.
III. Заключительная часть. (24 слайд)
Подведение итогов.