Турнир знатоков русского языка и литературы
в 7-9 классах
«Путешествие в страну Филологию».
Цели:
- привить любовь к чтению русской литературы, а через нее любовь к русской культуре;
- формировать эстетический вкус на примере литературных произведений;
- развивать словарный запас учащихся, их творческие способности, мышление.
Задачи:
- проверить знание текста учащимися при помощи викторины;
- развивать их актерские способности, воображение;
- заинтересовать чтением художественной литературы, для этого использовать форму урока «Литературная игра».
План мероприятия.
1 Организационная часть.
- Сообщение темы и цели мероприятия.
- Представление команд.
- Представление жюри, жеребьевка.
- Правила игры.
2 Основная часть.
1 Конкурс – разминка «Знаешь ли ты?»
2 Конкурс «Решите ребус».
3 Конкурс «Литературное лото»
4 Конкурс «Фейс – контроль»
5 Конкурс «В редакции».
6 Конкурс капитанов.
- Финал:
7 Конкурс «Блиц – турнир».
3 Подведение итогов.
1Организационный момент.
1 Сообщение темы и цели мероприятия.
2 Объявление правил игры.
3 Деление на 3 команды/смешанные/, жеребьевка.
2 Ход игры.
1 Конкурс – разминка «Знаешь ли ты?»/Угадывают по очереди. Оценивается по количеству верных ответов./
Угадайте слово по шутливой характеристике:
-Не цветы, а вянут; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. Это…/ УШИ
- Ее толкут, носят решетом, в нее прячут концы нечестные люди. Что это?/ ВОДА
- Он в голове у несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто – нибудь бесследно исчезает; на него бросают деньги и слова./ ВЕТЕР
- Его вешают. Приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в свое дело, его задирают/ НОС
- Его проглатывают, за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказываться./ ЯЗЫК
-Его иногда приходится держать, за ним можно лезть в карман./ СЛОВО.
2 Решите ребус/ Раздаются карточки/ Оценивается по кол-ву угаданных ответов -6 б./
- 40а, е2, с3ж / сорока, едва, стриж
Прежде чем 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку./ Прежде чем семья сядет за стол, предварительно вытри клеенку.
3 Конкурс «Литературное лото»
/ Раздаются карточки/ Оценивается по количеству угаданных ответов – 9 б./
Соотнесите автора и произведение.
1 М.Лермонтов «Песнь о купце Калашникове».
2 А.Пушкин «Дубровский»
3 И.Тургенев «Записки охотника»
4 Л.Толстой «Детство»
5 Д.Дефо «Робинзон Крузо».
6 Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера»
7 И. Бунин «Антоновские яблоки»
8 И.Куприн «Поединок»
9 Н.Гоголь «Нос»
10 Ф.Достоевский «Преступление и наказание».
4 Конкурс «Фейс -контроль». / Раздаются карточки/
Узнай героя по описанию:
1 «…. Сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза…»/ Пугачев «Капитанская дочка».
2 « Это были два дюжих молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва.»/ Остап и Андрий «Тарас Бульба»
3 Ходит плавно – будто лебедушка;
Смотрит сладко – будто голубушка;
Молвит слово – соловей поет…/ Алена Дмитриевна Калашникова
4 «Это был человек лет тридцати двух – трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно – серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица… на нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу». /Обломов
5» … вошел массивный, толстый молодой человек с стриженной головой, в очках, в светлых панталонах по тогдашней моде. С высоким жабо и в коричневом фраке»./ Пьер Безухов
6 «Он был до того худо одет, что иной, даже привычный человек, посовестился бы выходить в таких лохмотьях на улицу….Шляпа была вся уже изношенная, вся в дырах и пятнах…» /Раскольников
5 Конкурс «В редакции».»/ Раздаётся по 2 карточки/:
Выполните корректуру предложений,
-правильно перестроив их в 1 части,
1 а)Дедушка присел на пенек, собиравший грибы.
-Подгоняемая лодка волнами неслась по реке.
2 а)Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах.
- Подъезжая к дому, залаяла собака.
3 а) - Вернувшись домой, пошел дождь.
- Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
- верно сформулировав фразеологизмы во 2 части.
Пример: Вообще – то он без пяти минут повар, осталось только сдать экзамены.
1 Б) После приезда Ольги жизнь у нас стала бить другим ключом. Павел Константинович знал всю его подноготную жизнь. Отец не захотел слушать объяснения и послал Валика туда, куда и Макар не гонял.
2б)Шефы с честь оправдали свой долг./выполнили./ Как говорится, чем дальше в лес, тем больше щепки летят./ чем дальше в лес, тем больше дров/ Писатель идет в одну ногу со своим временем.
3 б) На следующий день команды не стало: она рассыпалась, как мыльный пузырь./лопнула./ Не нужно замыкаться в себе, давайте делиться больными местами./ говорить о наболевшем./ Мы обязаны объявить самую решительную борьбу с хулиганами./ борьбу хулиганам.
6 Конкурс капитанов.»/ Раздаются карточки/:
Передайте значение фразеологического оборота с помощью жестов и мимики.
/ Оценивается по количеству угаданных фразеологизмов./
1 – водить за нос
- льет как из ведра
-засучить рукава
2 дело в шляпе
- намылить шею
-пальчики оближешь
3- сидеть сложа руки
-лезть на стенку
- ловить ворон
Финал.
7 Конкурс «Блиц – турнир» для каждой команды.
1 команда.
1 Самое лучшее привидение в мире?/Карлсон
2 Как звали внука Абрама Петровича Ганнибала?/А.Пушкин
3 Синоним преувеличения/ гипербола.
4 Автор стихотворения «Русский язык»?/Тургенев
5 Кто, также как и Пушкин, погиб на дуэли?/Лермонтов
6 Как греки называли свои сказки?/мифы
7 Назовите прозаические жанры./ рассказ, повесть, роман.
2 команда.
1 Кто ходит в гости по утрам?/Винни – Пух.
2 Образное определение?/эпитет
3 Автор стихотворения «Тучи»?/Лермонтов
4 С кем дрался купец Калашников?/ С Кирибеевичем
5 Кто воспитывал в детские годы Лермонтова?/ Бабушка Елизавета Арсеньевна
6 С кем сразился Илья Муромец в начале своего пути?/С Соловьем Разбойником.
7 Назовите жанры устного народного творчества.
3 Подведение итогов игры.