СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Турнир знатоков естественных наук

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это мероприятие провожу для учащихся 8-11 классов района уже второй год, ребятам нравится.  

Просмотр содержимого документа
«Турнир знатоков естественных наук»

Почему торжественность вокруг?

Слышите, как быстро смолкла речь?

Потому что естественным и точным наукам

Посвящаем мы сегодня нашу встречу.



Дорогие друзья! Так приятно встретиться с людьми, уважающими естественные и точные науки.



Есть ли среди вас любители биологии? Я попрошу вас встать и помахать всем правой рукой.



Если вы любите географию, то встаньте и помашите нам левой рукой.



Любители химии встаньте и помашите всем нам обеими руками.



Математики потопайте ногами.



А те, кто особенно уважает физику, похлопайте в ладоши.



Сегодня вы поработаете в смешанных по возрасту, по принадлежности к школе и по пристрастиям группам.



За короткий срок вы должны сработаться, объединиться, обострить свою мыслительную деятельность и постараться победить.



Кто победит, кто проиграет,

Нас эта тайна донимает.

Мы желаем всем успеха,

Счастья, радости и смеха.



Вам будет предоставлено 24 вопроса из области естественных и точных наук. Каждый вопрос вы обсуждаете ровно 1 минуту и пишите ответ на листочках, наш хранитель времени говорит о том, что минута истекла, я поднимаю руку, вы все перестаёте обсуждать и тоже поднимаете руку, отвечая мне в ответ: «Вай, фай». Мои помощницы собирают листочки и относят их членам нашего уважаемого жюри. Я оглашаю правильный ответ, жюри записывают баллы для каждой команды.

Для начала я предлагаю вам немного познакомиться друг с другом и записать на листочке вашу фамилию и имя. Помощницы передают листочки с фамилиями и именами членам жюри.







1 тур:

1.На воде лежали огромные округлые листья, диаметром до 2 м, нижняя часть листа покрыта мелкими колючками. Клубни этого растения местные жители употребляют в пищу и считают их деликатесом. Цветёт оно в январе. Его белые крупные цветки, напоминают цветки белой кувшинки, цветут около полутора суток. О каком растении идёт речь? Где оно растёт?

2 балла.

(Ответ: Виктория – регия, р. Амазонка). Посмотреть презентацию. Слайд 1



2. Внимание, чёрный ящик!  Предмет из женской косметички. Что готовили в Древнем Египте из этих компонентов: парфюмерное масло, воск, парафин, красители, слюда.

1 балл. (Ответ: Губная помада)



3.А. С. Пушкин был мало знаком с географией, но в своих произведениях описывал географические явления. Послушайте отрывки стихотворений Пушкина и назовите географические явления, о которых он писал:

«Мороз и солнце!

День чудесный……»

«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась

На мутном небе мгла носилась…»

Что описывал А. С. Пушкин

2 балла. (Ответ: Антициклон и циклон)



4. Андре-Мари-Ампер, Исаак Ньютон, Блез Паскаль, Джеймс Джоуль, Джеймс Ватт, Шарль Кулон, Георг Ом, Алессандро Вольта, Майкл Фарадей-

все они были замечательными физиками.

А что, кроме этого, их объединяет?

1 балл. (Ответ: В честь их названы единицы физических величин).



5. Пищевая промышленность не может без него выпустить ни мармелада, ни желе, ни многие сорта конфет. Это вещество предохраняет джемы и варенья от засыхания, увеличивает сроки хранения хлеба, не даёт крошиться мороженому. Оно идёт на изготовление косметических кремов и зубных паст. Совершенно безвредно для человека, т.к. человеческий организм его не усваивает из-за отсутствия соответствующих ферментов. Что это за вещество? Что служит источником его получения?

2 балла. (Ответ: Агар-агар; красные водоросли).

6. Менять местожительство эти морские жители не любят и обычно на всю жизнь остаются там, где породил их отец. Именно отец, а не мать. Что это за морские жители?

1 балл. (Ответ:Посмотрите фрагмент видео).



7.Ассирийский царь в начале VII в. до н.э. осадил иудейский город Иерусалим. Победа, казалось, была уже предопределена. Союзником иудеев был фараон Египта. Он вышел ночью с группой воинов – египтян навстречу ассирийцам и выпустил большое количество мышей. Ассирийское войско в панике отступило. Какая сила заставила их это сделать?

1 балл. (Ответ:Чума. Мыши – переносчики чумы).

8. (Прослушаем фрагмент «Лунной сонаты»).Презентация.История создания «Лунной сонаты» Бетховена так же драматична, как и судьба ее автора. Он испытывал серьезные проблемы в связи с воспалением слухового нерва, что привело к полной потери слуха. Несмотря на проблемы со здоровьем он написал это великолепное произведение искусства. Как он смог это сделать?

2 балла. (Ответ:Бетховен слушал музыку через трость - он прислонял ее к деке фортепиано, а другой конец зажимал во рту. Звуки от корпуса фортепиано через палочку или трость передавались зубам композитора, через них челюстям, затем костям черепа. Далее от костей черепа звуковые вибрации передавались во внутреннее ухо). 


9. Внимание, чёрный ящик! Назовите предмет, который находится в чёрном ящике:

  • Сначала он плавал, потом стал и летать.

  • Он многим будучи их проводником, спас жизнь.

  • Он не любит большую жару и сильную тряску.

  • Он всегда целенаправлен.

  • Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом.

1 балл. (Ответ: компас). Показать компас.


10. (Презентация). Посмотрите на паспорт японца, на броненосец «Микас», на почтовую марку. Всех их объединяет стилизованное изображение цветка растения, которое стало эмблемой Японии. Его можно видеть на гербе, орденах и монетах этой страны. Что это за цветковое растение?

1 балл. (Ответ:Хризантема).

11. Когда был маленький, он спрашивал о дивном небесном явлении взрослых, но ему или вовсе не давали ответа, или, говорили:

- Да кто ж его знает. То Бог сотворил.

И страсть как ему хотелось самому додуматься – допытаться, почему появляется во мраке поднебесья такая красота.

Он не только объяснил природу северного сияния, но и стал великим русским ученым. Ему были подвластны все науки: математика, физика, химия, география, история, металлургия, астрономия, геология и др. Он открыл первый в России университет. О каком великом русском ученом идет речь?

1 балл. (Ответ:М.В. Ломоносов) Презентация.


12. «Около ста лет тому назад при помощи этого насекомого у шведов в Гранденбурге проходили выборы губернатора (бургомистра), - пишет П. И. Мариковский. – Претенденты на эту должность садились вокруг стола и клали на него бороды. На середину стола помещали насекомое. Бургомистром избирался тот, на чью бороду оно заползало ». О каком насекомом идёт речь?

1 балл. (Ответ:Вша).

Пока жюри подводит промежуточные итоги. Я предлагаю вам поиграть в игру «Устами младенца»:

  • для его измерения используется повторяющийся физический процесс

  • основная единица измерения — секунда;

  • делу это — потехе час.

(время)

  • действует на дно и стенки сосуда

  • увеличивается с глубиной:

  • нужно,  чтоб прикрепить что-нибудь кнопкой (давление)


  • Происходит при определенной температуре

  • и в кастрюле, и в чайнике, и в самоваре;

  • интенсивное парообразование с поверхности жидкости.

(испарение)

  • Может притягивать и отталкивать

  • бывает и красного, и синего цвета;

  • у него два полюса

(магнит)

  • Обладают хорошей теплопроводностью

  • хорошо проводят ток;

  • железо, никель, алюминий

(металлы)

  • Мера инертности тела

  • основная единица измерения — килограмм;

  • у бегемота больше, чем у осла

(масса)

  • Скорость выполнения работы

  • важнейшая характеристика всех двигателей;

  • у КамАЗа больше, чем у ВАЗа

(мощность)

  • Их основная часть — стержень — коромысло

  • бывают лабораторные, технические, медицинские;

  • помощник продавца

(весы)

  • Ее у нас нет, когда мы спим.

  • Но она есть на перемене и на уроках физкультуры.

  • У птиц она больше, чем у человека, еще больше у ракеты.

(скорость)


  • Она имеется у всех здоровых людей. У мужчин ее больше, у женщин и детей меньше. Ее совсем мало у больных.

  • Она не вещь и не сохраняется.

  •  «Давай поборемся», — говорят те, у кого ее много.

(сила)

  • Оно изменяется с изменением погоды.

  • Если оно мало, то большинство больных пожилых людей чувствует себя плохо; если же оно очень-очень мало, то из носа может пойти кровь.

  • Прибор для его измерения используют на уроках географии и физики.

(давление)

  • Она большая у полных и высоких людей, малая — у худых и маленьких.

  • Но у всех она направлена в одну точку.

  • Эта величина — векторная. А точка находится в центре Земли

(сила тяжести)

  • Она имеется у всех. Уменьшается при работе. Если вы съедите сникерс, она у вас прибавится. Весами и линейкой ее не измерить.

  • От одинаковых сникерсов она прибавится у всех одинаково: и высоких людей, и у маленьких, и у девочек, и у мальчиков.

  • А если вместо сникерса съесть картошку, то прибавка будет меньше.

(энергия)

  • Эта величина скалярная, а не векторная.

  • Она имеется у всех. Если человека долго не кормить, то она уменьшается.

  •  Ее весь день определяют продавцы.

(масса)


2 тур

1.  Внимание, чёрный ящик! Эпоху Средневековья этот «эликсир» продавали в аптеках, он восстанавливал силы, снимал боль… Его называли «индийской солью» или «мед, приготовленный без участия пчел»

1 балл.  (Ответ: Сахар)



2. « Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется…… в самом деле, чудно! Движется и становится всё больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звёздочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя. “ Теперь пора!” – подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади него что-то перебегает с места на место ». Что за цветок искал Петро в ночь на Ивана Купалу?1 балл. (Ответ: Цветок папоротника).

3. Согласно поэтическому сказанию в этот цветок превратился прекрасный юноша, которому при рождении было предсказано жить до тех пор, пока он не увидит самого себя. Юноша вырос нелюдимым и застенчивым, любил охоту и много времени проводил в лесу. Однажды он увидел своё отражение в лесном озере и влюбился в него. Тщетно юноша молил отражение выйти из воды, не дождавшись, от отчаяния умер. На этом месте, на берегу озера вырос прекрасный белый цветок. 1 балл. (Прослушайте аудиофрагмент…)

4. Этот вопрос – об уникальном путешественнике. Кто он?

  • Претендентов на это путешествие было около 3 тысяч, однако выбор пал на него.

  • Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.

  • Сын крестьянина, ученик ремесленного училища, рабочий, студент, курсант аэроклуба.

  • Совершенное им прославило человеческий разум, его и его Родину.

  • Ему принадлежит историческая фраза, сказанная перед началом дороги: “Поехали!”

1 балл. Ответ: Ю.А. Гагарин.Презентация.


5. Науку об измерении расстояний, площадей, объемов, свойств различных геометрических фигур греки назвали геометрией. Что означает в переводе с греческого слово “геометрия”?

  1. балл. Ответ: землемерие.


6. Разделите данную фигуру на четыре равные фигуры.

1 балл.Ответ:

7. Это физическое тело, с которым вы знакомы все с детства, что это за тело?

  • С помощью этого тела можно продемонстрировать закон паскаля и упругость газов.

  • Его можно использовать в науке для исследования некоторых физических явлений.

  • С ним дружат некоторые спортсмены.

  • Оно имеет наименьшую площадь поверхности из всех геометрических фигур того же объема.

  • По нему плакала Таня.

1 балл. Ответ: мяч.


8. Шотландский ученый Александр Флеминг в 1928 заметил, как сине-зеленая плесень, размножавшаяся в одной из чашек Петри, убила всех находящихся там стафилококков. Какое лекарство было открыто?

1 балл. (В 1928 г Александр Флеминг обнаружил, что плесень вырабатывает вещество, убивающее бактерии.В последствии он выделил молекулу, ныне известную как «пенициллин». Это и был первый современный антибиотик)



9. Этот металл - один из семи металлов древности, которые сопоставляли с семью планетами. Этот металл сопоставляется с Марсом. С древнейших времен его получали из руд. Наиболее распространенные руды - гематит, магнетит и другие. Древние народы впервые познакомились с ним, как с металлом, упавшим с неба, т. е. как с метеоритным. Что это за металл?

1 балл. (Это железо. По распространенности в природе этот металл занимает второе место, проигрывая лишь алюминию. Железо сопоставляют с Марсом за внешнее сходство красноватой окраски Марса с красными железными рудами. В составе метеоритов найдены соединения железа, поэтому его часто называют пришельцем из космоса)



10. Шарада:

Слева направо прочитаешь – 
Зимой на печке он сидит.
Читай обратно и узнаешь –
Без ног по проводу бежит.

Ответ: кот – ток.


11. В планету поместите слог – 
И ветер воздух всколыхнет.
Его сильнее не найти,
Он все сметает на пути.

Ответ: уран – ураган.



12. Внимание! Черный ящик! То, что лежит в черном ящике, изобрел очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью-признаком высокого положения в обществе и большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться любой старшеклассник. Уважаемые команды, кто ответит, что же лежит в черном ящике? 1 балл. (Циркуль.)





Знаем мы, что встреча наша - лишь игра,

И расстаться нам пришла пора.

Будем мы с улыбкой вспоминать,

Как вы пытались баллы добывать,

Но не важен в баллах результат,

Дружба побеждает – это факт.

А находчивость по жизни нас ведет,

Знатокам всегда, везде везет!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!