СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Турнир знатоков, посвященный Дню независимости РК 7-9 кл.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уж который год наша Республика отмечает день Независимости. Этот день считается самым главным праздником в нашей стране. Сегодня мы собрались в этом уютном зале, чтобы провести турнир знатоков «Прославляя край родной».  Вы должны показать, насколько хорошо вы знаете историю родного края, уважаете его традиции и обычаи.

Просмотр содержимого документа
«Турнир знатоков, посвященный Дню независимости РК 7-9 кл.»


ГУ «Централизованная библиотечная система»

Детская библиотека












Прославляя край родной.

Турнир знатоков,

посвященный Дню независимости РК

7-9 кл.





Составитель: Лесневская Н.Ф.





Лисаковск, 2003 г.


Прославляя край родной.

турнир знатоков.


Всегда тепла родная сторона

Всем до могилы дорога она.

И мне земля, богатая насметно,

Судьбою благодатною дана.

«Моя Республика» С. Муканов.

Звучит казахская мелодия.


1 ведущий: Уж который год наша Республика отмечает день Независимости. Этот день считается самым главным праздником в нашей стране. Сегодня мы собрались в этом уютном зале, чтобы провести турнир знатоков «Прославляя край родной». Вы должны показать, насколько хорошо вы знаете историю родного края, уважаете его традиции и обычаи.

2 ведущий: Играть будем командами, поэтому делимся на две команда и начнем наш турнир. Жюри будет оценивать ваши ответы и в конце игры, подведя итоги, определит победителя. В нашем первом конкурсе вы должны показать свои знания в области казахской литературы, а именно: назвать большее количество казахских писателей. /А.Кунанбаев, И. Байсаков, С. Сейфулин, И. Алтынсарин, М. Ауэзов/

1 ведущий: Теперь, когда вы вспомнили имена и фамилии казахских писателей и поэтов, я даю вам следующее задание. От каждой команды приглашается по одному участнику, они получают карточки, на которых написаны фамилии казахских писателей и названия их произведения, но они перепутаны. Задания участникам: правильно расставить фамилии авторов и названия их произведений.

Задание: Ответы:

Бек А. Крове и пот Бек А. Волоколамское шоссе

Бегалин С. За нами Москва Бегалин С. Соколиная охота

Ауэзов М. Мечта поэта Ауэзов М. Путь Абая

Абилев Д. Путь Абая Абилев Д. Мечта поэта

Момыш-Улы Б. Соколиная охота Момыш-Улы Б. За нами Москва

Нурпеисов К. Волоколамское шоссе Нурпеисов К. Кровь и пот.

2 ведущий: Пока наши участники работают с заданием, я предлагаю вам игру «Черный ящик». Внесите Черный ящик! В нем лежит карточка в названием предмета, о котором я буду говорить. Послушайте легенду и скажите, что в ящике.

В глубокой древности в одном ауле жил старик, у которого было 7 сыновей. В холодную зиму погиб весь скот, люди остались без еды. В доме старика поселилось горе. Смерть одного за другим унесла 7 сыновей. Выдолбив кусочек сухого дерева, убитый горем отец, после смерти каждого сына, натягивал одну струну и слагал погребальный плач – жектау. Что находится в Черном ящике? /народный инструмент – жатыган/. За это время участники предыдущего конкурса возвращаются со своими ответами и жюри их оценивает.

1 ведущий: Многие предметы казахской национальной одежды украшались орнаментом. Это объясняется тем, что до революции у казахов не были развиты такие виды изобразительного искусства, как живопись, графика и скульптура. Мусульманское духовенство считало все, кроме орнаментального узоротверчества запретным и греховным делом. Ислам запрещал изображать людей и животных, поэтому свои эстетические представления народ мог выразить лишь в орнаменте. Характер орнамента всегда гармонировал переработанными формами флоры и фауны. Более распространенными из них были узоры в виде головы рогов, копыт животных, лапок и клювов птиц. Всякий цвет имел символику. Голубой – небо, белый – радость, желтый – знание, красный – огонь и солнце, зеленый – юность, весну, черный – землю. Например: у казахского народа долго сохранялся обычай, согласно которому девушка, вышедшая замуж и переехавшая в другой аул, должна была прислать родителям подарок, сделанный своими руками. И часто в нем, с помощью орнамента она описывала свою жизнь. Если в орнаментном ковре она изображала символически худого человека рядом с полным – родители плакали, получив такой подарок – дочери жилось плохо. А если клюв птицы – это означало, что девушка живет как вольная птица.

2 ведущий: Орнаментальное узорничество по праву считается национальным богатством, и летописью жизни казахов. Наш следующий конкурс – «Язык ковров» покажет ваши знания казахского орнамента, который широко использовался у казахов в прикладном ремесле и ковроткачестве. Участникам каждой команды я буду показывать карточки, на которых изображен какой-либо орнамент и вы внимательно просмотрев, должны сказать, что он означает. /карточки с орнаментом прилагаются/

1 ведущий: Ребята, «кусочек подлинной истории это такая редкая вещь, что им надо очень дорожить» - сказал американский сенатор Том Джефферсон. А вы хотите познакомиться с подлинной историей своих предков, живших на казахской земле, совершить путешествие по следам исторических событий, начиная с древнейших времен да наших дней? Вам в этом поможет первая книга 15-томной детской энциклопедии Казахстана «Древний Казахстан», охватывающий историю Казахстана на протяжении многих лет.

2 ведущий: Мы живем в Республике Казахстан, где казахский язык является государственным языком. Глава нашего государства Н.Назарбаев постоянно говорит: «Казахи с казахами должны разговаривать на казахском языке, в нем будущее Казахстана». Вы изучаете, казахский язык в школе и поэтому следующий конкурс для вас будет очень простым. Это конкурс на знания казахского языка.

От каждой команды выходит по одному участнику и я даю задание, которое заключается в следующем: на карточке написаны слова на русском языке, надо в течении пяти минут перевести их на казахский язык. Задание получено, и наши участники пошли работать. /Задание на карточках прилагается/

1 ведущий: Пока участники работают с заданием, я предлагаю вам рекламну паузу.

Степь ты, полустепь, полупустыня,

Все в тебе смешались времена.

Слава нам твоя явлена ныне

А вдали Великая стена.

Поднимает ветер тучи пыли,

Огибает солнца медный круг.

Где же вы, кто жили, что тут были?

Где же вы, куда исчезли вдруг?

А. Хвостенко

Если вы интересуетесь исследованием андроновских давностей, поселений, эта книга для вас: Эмма Усманова. Ветер вечности.

2 ведущий: Ребята, изменения в нашей жизни заставляют каждого из нас не только осмыслить настоящее, но и заглянуть в будущее. Но чтобы знать, куда ты идешь, оглянись назад, вдумайся, от какой точки отсчета начинается твоя биография, какова судьба твоих предков. Куда уходят корни, питающие наше становление, нашу общую судьбу. «Познав себя, познаешь истину», - писал наш великий предок Ходжа Ахмет Яссови.

1 ведущий: Сейчас мы попробуем заглянуть в прошлое нашей Родины. Следующий так и называется «Истории из истории». ОН заключается в том, что я буду зачитывать отрывок из легенды, а вы, посоветовавшись должны назвать эту легенду или назвать главного героя, о котором идет речь.

2 ведущий: Молодая девушка, красавица, жила приблизительно в XI-XII веках. Она случайно встретила юношу по имени Карахан, который прибыл в ее родной край, и они понравились друг другу. По срочным делам Карахан вынужден был срочно вернуться домой. Не получив известия в назначенный срок, девушка обратилась к отцу с просьбой разрешить ей поехать на родину юноши. Но отец не дал своего согласия. Тогда девушка в сопровождении 40 подруг все- таки отправилась к Карахану. В пути девушки остановились у воды отдохнуть и искупаться…

Назовите, имя героини и чем заканчивается эта легенда? /Это легенда об Айша Биби, ее укусила змея, спрятавшаяся в головном уборе – саукеле. Она скончалась на руках любимого. Он в память о ней посторил над ее могилой мавзолей. Народ причисляет Айшу Биби к числу святых/

1 ведущий: Царица массагетов жила приблизительно в 570-520 гг. до н.э. Массагеты известны в истории под именем «великие саки». Жестокий царь Кир, предложил царице выйти за него замуж. Таким образом, он хотел подчинить себе ее народ. Царь Кир, стоя на берегу реки Аму-Дарьи, получил ответ: «Возвращайся назад, я не могу принять твое предложение. Не могу позорить свой народ». Царь Кир решил построить мост через реку и перейти по нему. Царица предложила, не строя мост, перейти на другой берег: «Я со своим войском буду ожидать, отступив на расстояние трехдневного пути». В этой битве в Таласской долине царь Кир был убит. После этой победы царица многие годы возглавляла великую сакскую страну. Кто эта царица, ее имя.

2 ведущий: А теперь пока наше жюри подводит итоги, я вновь прошу внести Черный ящик.

В ящике находится карточка с изображением изделия. Оно гордость казахов. Его обычно заказывают самым лучшим мастерам. Делали его из дерева, украшали кожей, серебром, драгоценными камнями, металлическими пластинками, дорогой тканью. Предназначались они для охоты, бывают подарочные, женские, мужские и детские. /ер седло/


Объявляются итоги и называется команда-победительница.


Используемая литература:

Древний Казахстан.-Алматы, Аруна, 2002

Усманова Э. Ветер вечности.-Лисаковск, 2001

Жанайдаров О. Моя страна-Казахстан.-Алматы, Балауса, 2002

Мамекбаева С. Республика Казахстан.-Алматы, Билим, 1994

Тематическая папка сценариев по краеведению.






Составитель: Лесневская Н.Ф.


5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!