СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тверь на рубеже эпох

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

На основе работы с источниковедческим материалом ребята узнают о жизни Тверской губернии в к. 19 - н.20 века.

Просмотр содержимого документа
«Тверь на рубеже эпох»

НА РУБЕЖЕ ЭПОХ.

(ТВЕРЬ В КОНЦЕ ХIХ - НАЧАЛЕ XX ВЕКА.)

Цели урока

1.Освоение учащимися материала о жизни тверитян в начале XX века

2. Развитие интеллектуальных способностей и исследовательских навыков учащихся при работе с краеведческим материалом

3. Формирование и развитие навыков публичного выступления и ораторского искусства

4. Воспитание чувства толерантности к чужому мнению

Задачи урока

1.Изучение документов, относящихся к заданной теме

2. Составление сообщения по материалам документов

3. Презентация итогов работы с материалами

4. Проведение классной конференции по теме: «Тверь в начале XX века.»

Технология: развивающего обучения (технология исследования)

Метод (подход): поисково–исследовательский

Форма: индивидуальная

Данная тема изучается в рамках курса «Краеведения» в 7 или 8 классе. Он может быть проведен в рамках изучения означенного хронологического периода при изучении истории России в 9 классе, как урок иллюстрирующий материал на примере Тверской губернии

Для решения поставленных задач необходима работа в течение 2 уроков.

На первом уроке ребята выполняют задания по индивидуальной карточке.

Им необходимо не только прочитать материал, указанный в карточке, но и обработать его

Результаты этого этапа оформляются в виде схемы, таблицы или устного сообщения, как того требует их задание. В некоторых материалах имеется значительная по объему информация. Это не означает, что вся она должна быть представлена. Задания, обозначенные в карточках, нацеливают ученика на анализ этого материала, либо на сравнение его с другим материалом, либо на обработку его, с целью выявления главного для раскрытия темы. В ходе работы ученик выявляет круг иллюстраций или предметов, которые помогут ему в представлении итогов его исследования

Задача учителя на этом этапе работы заключается в активной поддержке и помощи ученикам в их поиске, так как изучаемый материал новый для ребят, потому что материал по истории России XX века они будут изучать только в 9 классе

Именно это обстоятельство обусловило наше обращение к подобной форме работы. Она позволяет обратиться и освятить в необычной для ребят форме разнообразный материал по заданной теме

Четко определенная в карточке область исследования позволяет не «утонуть» в обилии представленного материала, решать задачи и достигать поставленных целей

Второй урок представляет собой классную «научно – практическую конференцию», где ребята презентуют результаты собственных исследований. Важность этой работы заключается в том, что в ней формируется умение публичного выступления. Каждый ученик начинает свое выступление словами: «Вашему вниманию представляется сообщение, составленное на основе материалов ….(обозначается источниковедческая основа.)». Так в рамках уроков рождаются маленькие - большие ученые, потому что работы ребят - это маленького формата большая исследовательская работа

Конференция является отчетностью по заданной теме. Возможно использование тестовой формы для итогового контроля по отдельным темам или тесту, содержащем материалы по разным аспектам данной темы. Эти тесты представлены в работе

Для работы и составления индивидуальных заданий использовались сборники «Архив – школе», выпущенные Тверским Государственным архивом Тверской области в 1995 году и которые во многом количестве имеются в школах. Это несколько облегчит подготовку учителя к уроку,

так как освободит его от необходимости множить материал. В случае отсутствия необходимого количества сборников – проблема тоже решаема.

Принятые сокращения

Абз. - абзац

Вып. – выпуск

Док. – документ

Стр. – страница

На рубеже эпох. (Тверь в конце Х1Х - начале ХХ века )

Город и его власти

1. Охарактеризуйте Тверь в нач. ХХ века

Исп. Вып.1, Док. № 1 стр. 13, №9 стр. 19,21. Используя материалы документа составьте рассказ о городе.)

2. Становление органов исполнительной власти Тверской губернии

(Исп. сб. «Тверские губернаторы» стр. 4-7, Вып. 3 стр. 7 2 абз., Вып. 1 стр.6 5 абз., стр. 7 1абз.)

3 .Органы власти Тверской губернии

( Исп. Вып.1 Док.№17 стр.33-36, стр.7 2 абз.)

4. Тверские губернаторы

(Исп. Вып.1, Док.№19-22 стр. 37-41, сб. «Тверские губернаторы»)

5. Тверской губернатор П.А.Слепцов

(Исп. Вып 1 Док.№70 стр.107-108, Док. №71 стр.108, сб. «Тверские губернаторы» стр.50-55.)

6. Тверской голова А.Ф.Карпов

( Исп. Вып.4 стр.198 , сноска, «Культура памяти.» - «Вестник», февраль 2008, стр.4,6)

7. Голове – здание-памятник

(«Культура памяти» - «Вестник», февраль 2008, стр.4,6, сб. «Тверь. Памятники истории, культуры и архитектуры» стр.54 )

8. По улицам города

(Благоустройство города. Исп. Вып. 4, стр.198-200, Док. №78 стр. 210-213, стр. 217, Док. №80 стр. 216-219)

9. На страже санитарной чистоты города

Исп. Док. №84 стр.227-235)

10. На страже спокойствия горожан

(Пожарное дело в Твери.) (Исп. Вып.4 стр.200-202)

11.Первый постоянный

(Постоянный мост через Волгу. Исп. Док. №79 стр. 213-314)

Подготовьте иллюстративный ряд для презентации итогов работы Духовная жизнь

1. Тверская епархия в нач. ХХ века

(Исп. Вып.1, Док. №14 стр.29.) Проанализируйте материалы документов. Ответьте на вопросы

1. Сколько вероисповеданий было в губернии в начале ХХ века

2. На сколько увеличилось число верующих? (Для этого можно использовать Док. №9 стр. 19) Полученные данные можно оформить графически: в виде схемы или таблицы

3. Дайте определение словам: епархия, архиепископия, притч

2.Охарактеризуйте вероисповедания жителей Тверского края

(Исп. Вып.1, Док.№13 стр.28)

3. Вероисповедание и храмовое строительство

(Исп. Вып.1, Док.16 стр. 32-33, Док. №15 стр.31-32, Док. 17 стр.33)

4. Подготовьте сообщение о строительстве татарской мечети в Твери

(Исп. Справочник «Тверская область» стр. 132 , «Записки краеведов» № 3 , 200 стр.)

5. Неправославные храмы, общины в Твери нач. ХХ века

(Исп. Вып. 4, стр.152, Док. 152, №72 стр. 172, Док. №74 стр.179, Док. №75 стр. 180-181)

6. Сообщение о восстановлении церковного почитании Анны Кашинской

(Исп. Вып. 4, стр. 150, Док.73 стр. 174-179)

Приготовьте зрительный ряд для презентации итогов работ Транспорт

1. Охарактеризуйте городской транспорт в к. Х1Х века

(Исп. Вып. 4 стр.194-195)

2. Охарактеризуйте деятельность тверских властей по организации трамвайного движения в Твери

(Исп. Вып. 4, Док №87 стр.242, стр.197 2 абз., сноска)

3.Подготовьте информацию о развитии городского транспорта (трамвай)

( Исп. Вып. №4, Док. №81 стр.219-222, Док. №87 стр.242)

Нанесите на карту города маршруты первых линий тверского трамвая

4. Мероприятия городских властей по организации движения по улицам Твери

(Исп. Вып. 4 стр.195-197, Док. №113 стр. 295-296)

Подготовьте иллюстративный ряд для презентации результатов работы Город Тверь и его обитатели

1. Охарактеризуйте развитие тверских предприятий в нач. ХХ века

(Исп. Вып. 2, Док. №29 стр.25, Док. №39 стр.66, Док. №40 стр.40)

2. Как жили тверские рабочие в нач. ХХ века

(Исп. Вып. 2, стр.47 5 абз., стр.48 1 абз, стр. 48-49, Док. №33 стр.56-57, Док.№35 стр.61, Док. №40 стр.66)

3. Охарактеризуйте деятельность Тверской городской думы по улучшению быта рабочих

(Исп. Вып. 4, Док. №77, стр. 208-210)

4. Охарактеризуйте деятельность Тверской городской думы по вопросам экологии

( Исп. Вып. 2 Док. №31 стр.53, Док. №32 стр.54-55, Вып. 4 Док.82 стр.205)

Подготовьте иллюстративный ряд для презентации результатов работы Культурная жизнь Тверского края

1. Состояние культуры в начале ХХ века

(Исп. Вып. 4 Док. 117 стр.301-302)

2. История тверского кинематографа

(Исп. Вып.4 стр. 291, Док. №113 стр. 295, Док. №129 стр. 314-315, Док. №130 стр.315-316, Док. 131 стр.316-317, Док. №134 стр.320-321)

3. Тверские юбилейные праздники

(Исп. Вып.4 стр.293, Док. №124 стр.309 -310, Док. №125 стр.310-311)

4. Тверские гражданские праздники

( Исп. Вып.4, стр.293, Док. №116 стр.299-300, Док. №118 стр.303-304, Док. №128 стр. 312-129, Док. №133 стр.319-320, стр. 295)

5. Весенние праздники

( Исп. Вып. 4 стр.294 - 295)

6. Тверской городской сад и тверитяне

(Исп. Вып.4 Док.№115 стр.298-299, Проблема» - «Вестник», февраль 2008,стр.4)

Подготовьте иллюстративный ряд для презентации результатов работ Спортивная жизнь

1. Тверитяне и спорт

(Исп. Вып.4 стр.291, Док. №127 стр.312)

2. Все - на велосипеды

(Исп. Вып. 4 Док.114 стр.297, Док стр.126 стр.311)

3. Быстрее, выше – впервые по Твери

(Автопробеги и авиаперелеты по территории Твери и губернии.)

(Исп. Вып. 4 стр.291-292, Док.114 стр.297-298, Док. №120 стр.305-306, Док. № 122 стр.308, Док. №123 стр.308-309)

Подготовьте иллюстративный ряд для презентации результатов работы.

Литературно – художественная и музыкальная жизнь

1. Концертная жизнь губернского города

( Исп. Вып. 4 Док. 53 стр.135, Док. №57 стр.139, Док. 59 стр. 140-142, Док. №60 стр. 143, сноска)

2. Шуманы в Твери

(Исп. Вып. 4 стр. 132-133) Возможно прослушивание фрагмента сочинений Шумана, прозвучавших в Твери

Подготовить иллюстративный ряд для презентации результатов работ

Тест №1 к теме «На рубеже эпох. Тверь в конце XIX-начале XX века.»

1. О каком учебном заведении Твери эти строки из доклада В.Д. Кузьмина-Караваева Тверскому земскому собранию. «Действующая школа – типа профессионального …. Здесь преподавание ведется практически….. …Педагогический персонал изучает индивидуальные свойства и качества каждого воспитанника. Школа дает не диплом, а действительно хорошо подготовленных и воспитанных учительниц»

а) Мариинская женская гимназия

б) частная гимназия Иллюминарской

в) учительская школа П.П. Максимовича

2. В каком звании первоначально располагалась мужская классическая гимназия

а) в здании Дома учителя

б) в помещении гимназии № 6

в) в здании Медицинской Академии

3. Для каждого учебного заведения было построено помещение современной гимназии №6

а) женского коммерческого училища

б) женской Мариинской гимназии

в) гимназии Иллюминарской

4. «Разборка местной истории и археологии находится в очень неудовлетворительном состоянии: многие вопросы совершенно не затронуты, о других сказано мало, а многое из того, что было напечатано раньше, стало библиографической редкостью, при научных изысканиях почти недосягаемо для исследователей». (Из объявления о продолжении подписки). Какое издание для преодоления этого недостатка в 1911 г. было создано

а) «Тверская газета»

б) «Тверская старина» (ж.)

в) «Тверское жало» (ж.)

5. «Тверской музей – один из лучших музеев и Тверь справедливо может им гордиться». (Тверской голова М.И. Арефьев). Когда был открыт музей?

а) 22 июня 1884 г

б) 9 мая 1860 г

в) 16 августа 1866 г

6. В числе первых губернских архивных комиссий была создана и Тверская. Кода это произошло

а) июнь 1884 г

б) май 1860 г

в) август 1866 г

7. ТУАК была рекордсменом среди губернских архивных комиссий по числу историко-краеведческих работ. Ближайшая к ней по издательской деятельности Рязанская (РУАК) выпустила 88 работ. Сколько работ (без учета журнала заседаний и отчетов) было выпущеноТУАК

а) 108

б) 152

в) 149

8. Какое учреждение занималось «розыском, сбором и отбором, а также описанием и хранением имеющих научное и историческое значение архивных документов и других памятников старины, принадлежащих различным ведомствам, частным лицам

а) Тверской музей

б) Тверская ученая архивная комиссия (ТУАК)

в) Тверская публичная библиотека

9. Находился ли музей в ведении ТУАК

а) да

б) нет

10. Здание ТУАК располагалось

а) на Мытной площади (ныне часть Тверской пл.)

б) на Сенной площади (ныне пл. Славы)

в) на Почтовой площади (ныне пл. Советская)

11. Государственный архив Тверской области расположен

а) в Заволжском районе (ул. Горького)

б) в Центральном районе (пл. Советская)

в) в Московском районе ( пл. Гагарина)

12. До открытия в Твери публичной библиотеки существовала

только одна публичная библиотека в уездном городе. В каком городе была открыта первая в губернии библиотека

а) Торопец

б) Осташков

в) Бежецк

13. По соглашению с Е.О. Дюпоном «С 20 января производится освещение электричеством части Миллионной улицы, близ земской больницы (ныне городская больница № 2). Лампочки помещаются на столбах, поддерживающих кронштейны для трамвая, и прекрасно освещают улицу

Когда в Твери появилось электрическое освещение

а) 1901

б) 1902

в) 1903

14. Тверской музей первоначально располагался

а) в западном крыле Путевого дворца

б) в помещении реального училища

в) в зале Тверской мужской классической гимназии

15. Кто он? Князь, генерал-лейтенант, племянник героя Отечественной войны 1812 г., инженер, ученый в области цветной металлургии. Тверской губернатор 1862-1868 г.г.. Много сделал для Твери: проведена ж/д ветка от станции Тверь у Волге, установлены телеграфные линии от станции Тверь к городу, и к Старице и к Ржеву, улучшил публичную библиотеку, участвовал в создании музея, проводил геологическое исследование края

а) П.Р.Багратион

б) Н.Г. фон Бюнтинг

в) Измайлов

16. На художественной выставке в Твери в 1909-1913 г.г. было выставлено 56 картин известного живописца. Кто он

а) Куинджи

б) Суриков

в) Поленов

17. Первые театральные представления в Твери относятся к 40 г. XVIII в.. Городской театр существует с 80 г. XVIII в.. В 1840 г. Построено купцом Сутугиным здание театра и сформирована труппа из выпускников Московской театральной школы. Когда же был создан постоянный театр в Здании Общественного Собрания

а) 1870

б) 1879

в) 1876

18. В каком тверском городе возник первый театр

а) Твери

б) Вышний Волочек

в) Осташков

19. Кто проводил работы по благоустройству города Твери

(мощение улиц, вывоз нечистот, рытье колодцев). (несколько вариантов)

а) жители, которые брали эту обязанность по торгам, проводимым Городской думой

б) частные лица

в) городские и губернские власти

г) исправительно-арестанский отдел

20. В результате заключения «городским общественным управлением контракта с предпринимателем Е.О. Дюпоном в городе «открылось» движение трамвая на электрической тяге». Когда это произошло

а) 26 октября 1901 г

б) 26 сентября 1907 г

в) 26 ноября 1904 г

21. Билеты на трамвай были разного цвета, исходя из цены 5, 7, 10 коп., в зависимости от проезда по нескольким участкам (из обязательного постановления Тверской городской думы о содержании транспорта). Билеты за 5 копеек были белого цвета. Какого цвета были билеты за 10 копеек

а) зеленого цвета

б) красного цвета

в) синего

22. 14 ноября 1884 г. была открыта первая в России колония для душевнобольных. Где она располагалась

а) в Заволжье

б) в Бурашево

в) в Затьмачье

23. Для оповещения о случившемся пожаре часть применяли различные способы. Какой способ использовался в Твери

а) вывешивание шаров 1, 2, 3, 4

б) удар в кусок рельса

в) подача пожарной сирены

24. Сегодня зимой, при t˚C ниже 25˚ учащиеся школ оповещаются по радио о разрешении не ходить в школу. А как дореволюционные ребята узнавали о таком разрешении

а) особый звук от удара о пожарный колокол

б) особый звук пожарной сирены

в) на каланчу вывешивался прямоугольник

25.. Первая добровольная пожарная дружина в России возникла в 1843 г. в одной из городов Тверской губернии. В каком городе это произошло

а) Твери

б) Весьегонске

в) Осташкове

Тест «Спортивная жизнь»

1. Назовите первое учебное заведение, где в 1871 г. был оборудован гимнастический зал и введены уроки физического воспитания

а) мужская гимназия

б) женская учительская школа им. П.П. Максимовича

в) женская Мариинская гимназия

2. Как назывались места проведения оздоровительной работы до революции

а) детские спортивные клубы (зоны)

б) детские спортивные площадки

в) детские спортивные кружки

3. В 1909 г. по инициативе совета Тверского общественно-педагогического кружка была открыта первая спортивная площадка. Где она была открыта

а) при Морозовском мануфактуре

б) на месте детских садиков

в) в губернском саду

4. Одной из любимых спортивных игр подростков и молодежи была игра в лаун-теннис. Как называется эта игра сегодня

а) настольный теннис

б) большой теннис

в) итальянская лапта

5. Кого в 90 г. XIX в. называли «самокатчиками»

а) любителей велосипеда

б) любителей кататься на коньках

в) любителей езды на самокате

6. Первые велосипедные соревнования в Твери состоялись

а) 1897

б) 1896

в) 1898

7. Какой спортивный вид являлся родоначальником спорта в Твери

а) теннис

б) гимнастика

в) футбол

8. Тверской ипподром, один из старинных в стране. Когда он был открыт

а) 1886

б) 1896

в) 1876

9. Как называлась первая футбольная команда

а) «Устье»

б) «Заволжская»

в) «Затьмацкая»

10. Стадион «Локомотив» вырос из оборудованной около вокзала площадки для игры в футбол. Так появился первый стадион в городе Твери. Когда это произошло

а) 1910

б) 1911

в) 1912

11. Когда в Твери стал культивироваться хоккей с мячом

а) 1910

б) 1911

в) 1912

12. Сколько катков было в Твери к началу первой мировой войны

а) 2

б) 3

в) 4

13.Жители этого города издавна славились силой, ловкостью, выносливостью. Больше всего любили кулачные бои и поднятие тяжестей. В 1909 г. город посетил знаменитый русский богатырь, многократный абсолютный чемпион мира по классической (французской, как тогда называлась) борьбе. (Он гнул на шее железные банты, ломал конские подковы, вязал узлы из круглого железа). Назовите имя этого богатыря

а) И.М. Поддубный

б) А. Медведь

в) И. Ярыгин

14. В каком уездном городе началась губернская тяжелая атлетика и классическая борьба

а) Вышний Волочек

б) Ржев

в) Калязин

15. К лету 1921 г. была образована сеть военно-спортивных центров. Сколько центров она включала

а) 12

б) 9

в) 10

16. Зимой 1920 г. в Твери был изобретен велосипед на лыжах. Кто из граждан Твери выполнил это изобретение

а) Комиссаров

б) Аровин

в) Рудвин

Тест «На рубеже эпох. Тверь в конце XIX-начале XX века.» (ответы)


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

в

а

б

б

в

а

в

б

а

а

а

б

б

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25


в

а

в

б

б

а

а

б

б

а

в

в



Тест «Спортивная жизнь» (ответы)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

а

б

в

в

а

б

в

а

а

б

а

б

а

б

а

б


Домашнее задание

А. (по окончании первого урока) завершить работу по представлению темы.

Б. (по окончании второго урока) (по выбору)

а) Сравните степень благоустройства, а также другие параметры состояния Твери в начале XX века с современным состоянием

б) Предложите свой перечень мероприятий, необходимый для всестороннего развития города.

в) Впишите свои страницы в поэтическое воспевание родного города


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!