СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Твердыня у волжской воды.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виртуальное путешествие на Мамаев курган. Мероприятие было подготовлено и проведено в средней возрастной группе учащихся (5-9 классы).

Просмотр содержимого документа
«Твердыня у волжской воды.»

Твердыня у Волжской воды (Виртуальное путешествие на Мамаев курган)


Оглавление.

Легендарная высота. 1

Вводная композиция. 2

Аллея пирамидальных тополей. 2

«Стоять насмерть». 2

Стена - руины. 3

Площадь Героев. 4

Монументальный рельеф. 4

Зал воинской славы. 4

Площадь Скорби. 4

Монумент «Родина – мать». 5

Заключение. 5

Легендарная высота.

Благодарное человечество навсегда сохранит в своей памяти подвиг защитников Сталинграда. Здесь советские воины и трудящиеся города-героя остановили бешеный натиск отборных дивизий Гитлера. Последовавшие затем окружение и ликвидация огромной армии захватчиков означали коренной перелом в ходе всей второй мировой войны.

К середине сентября 1942 года на улицах Сталинграда сложилась очень тяжелая для советских войск обстановка. 12 сентября противник, вклинившись в нашу оборону на стыке 62-й и 64-й армий, овладел несколькими высотами, господствующими над городом, занял ключевые позиции на подступах к Сталинградскому тракторному заводу, сосредоточил мощную группу танков и пехоты для удара по авиагородку и Мамаеву кургану. По балке Купоросной и Дар-горе противник вел сильный пулеметный и минометный огонь. До центра Сталинграда немецким захватчикам оставалось пройти всего 3-4

Захватив выгодные позиции для наступления на город, немецко-фашистские войска 13 сентября начали штурм Сталинграда. Наступление 6-й немецкой армии развернулось из района авиагородка и поселка Гумрак в сторону Мамаева кургана и вокзала. Основной удар пришелся по войскам 62-й армии.

14 сентября немцы возобновили штурм Сталинграда. Этот день был одним из наиболее тяжелых в обороне города. Противник ввел в бой на узком участке фронта шесть дивизий, поддержанных с воздуха сотнями самолетов, и прорвал оборону 62-й армии.

Во второй половине дня 14 сентября немецкие войска, наступавшие через Мамаев курган к центру города, захватили вокзал Сталинград-1.

Теперь 62-я армия оказалась не только отрезанной с севера от войск Сталинградского фронта, но и с юга, от основных сил Юго-Восточного фронта. Переправа войск и боеприпасов для 62-й армии с восточного берега усложнялась до предела, причалы и все пространство реки противник держал под огнем артиллерии, минометов и крупнокалиберных пулеметов. На центральную пристань с рассвета до наступления темноты пикировали десятки фашистских бомбардировщиков. Враг стремился заблокировать 62-ю армию, воспрепятствовать подвозу с левого берега боеприпасов и продовольствия, не допустить переброски на правый берег Волги свежих резервов.

Но эти попытки были сорваны активными действиями наших войск, отбросивших назад прорвавшихся было к центральной пристани немецких автоматчиков. К причалу с противоположного берега начали прибывать речные трамваи и суда Волжской флотилии с подразделениями 13-й гвардейской дивизии, которой командовал генерал – майор А. М. Радищев.

За ночь в Сталинград переправились два полка дивизии. Они с ходу атаковали врага и выбили его из центра города. 15 сентября все полки 13-й гвардейской дивизии уже вели бои в Сталинграде. 16 сентября гвардейцы штурмом взяли Мамаев курган.

Чтобы получить некоторые представления о характере боев в эти дни, достаточно сказать, что 14 и 15 сентября в боях за центральную часть города противник только убитыми потерял свыше 2 тысяч человек. Наши войска подбили и уничтожили более 50 танков.

Несмотря на крупные потери, противник ежедневно с утра до вечера штурмовал город. Враг овладел половиной Мамаева кургана, занял большую часть Царицына. Защитники Сталинграда были прижаты к самому берегу реки.

Ключевую порцию обороны города – Мамаев курган – с 28 сентября 1942 года по 26 января 1943 занимала 284-я стрелковая дивизия полковника Н. Ф. Батюка.

Большую помощь частям в боях за город оказывали рабочие Сталинградского тракторного завода.

Атаки следовали одна за другой. Противник стремился захватить тракторный завод, расчленить 63-ю армию и уничтожить ее. Однако врагу не удалось выполнить свой замысел. Атаки гитлеровцев встретили организованное сопротивление частей 37-й гвардейской дивизии генерал-майора В. Г. Желудева, 95-й дивизии полковника В. А. Горишного, 308-й дивизии полковника Л. Н. Гурьева, 112-й стрелковой дивизии полковника И. Е. Ермолкина и 84-й танковой бригады полковника Д. Н. Белого.

Гитлеровские войска мечтали захватить заводы «Баррикады», «Красный Октябрь» и разгромить главные силы 62-й армии. Отдельным группам врага удалось прорваться на территорию заводов, но полностью овладеть ими они не могли.

Важную роль в сражении за Сталинград сыграла советская артиллерия.

В дни оборонительных боев в заводском районе и за Мамаев курган широкое распространение получило снайперское движение, инициатором которого был старшина В. Г. Зайцев. Меткие стрелки выходили на позиции по одному и парами, тщательно изучали противника и точными выстрелами поражали наиболее важные цели. Все сроки падения Сталинграда, намеченные гитлеровцами, уже давно прошли, лучшие немецкие дивизии были брошены на захват города, а Сталинград с беспримерным мужеством и упорством продолжали сражаться.

Бок о бок с бойцами 62-й армии сражались рабочие тракторного «Красного Октября», «Баррикад».

Сталинградцы с честью сдержали клятву, которую они дали Родине,- отразили бешеный натиск фашистских полчищ, рвавшихся к Волге, истребили лучшие немецкие дивизии, отстояли Сталинград.

Это был великий подвиг советских людей, эпопея мужества и беззаветной стойкости сотен тысяч воинов – бойцов, командиров, политработников.

В ознаменование победы советского народа и его армии в Сталинградской битве, окончившейся 2 февраля 1943 года полным разгромом врага, по решению Советского правительства сооружен мемориальный памятник.

Ансамбль скульптурных композиций и архитектурных сооружений памятника расположен на месте самого высокого напряжения сил противоборствующих сторон – на Мамаевом кургане. На этом участке фронта с 13 сентября 1942 по 26 января 1943 года – 135 суток шли ожесточенные бои.

Мамаев курган – господствующая над городом высота – назван так, вероятно потому, что в период татарского нашествия на нем размещались сторожевые дозоры хана Мамая.

Сегодня мы с вами совершим заочное путешествие на Мамаев курган.


Вводная композиция.

Вход в храм Вечной славы героев битвы обозначен вводной композицией (горельефом). Она расположена на проспекте им. В. И. Ленина у подножья Мамаева кургана. Тема композиции – память поколений.

В каменной стене высечено торжественное шествие людей разных возрастов и разных национальностей Советского Союза. С венками и знаменами они идут, чтобы отдать долг светлой памяти павших героев-воинов.

Люди движутся неторопливым шагом. Их лица сосредоточены, головы опущены. Они зовут посетителей памятника к широкой лестнице.


Аллея пирамидальных тополей.

Подъем по ступеням лестницы выводит посетителей в аллею пирамидальных тополей – в мир глубоких и благородных раздумий. Перед взором открывается скульптурное убранство памятника – ансамбля. По мере приближения к вершине кургана все явственнее выступает композиция «Стоять насмерть», затем, как бы над ней, поднимается скульптура Матери – Родины.

Уже отсюда, с насыпи гребня, на котором в два ряда выстроились пирамидальные тополя, видны кварталы города, заводские корпуса и заволжские дубравы. Все эти компоненты как увертюра эпической симфонии, подготовляют чувства и настрой души посетителя к осмыслению главной темы памятника. Здесь защитники города – героя не знали страха в бою и не отступали ни на шаг. И только там, где в живых не оставалось ни одного советского солдата, противник мог продвинуться на несколько метров. Приказ Родины – «Стоять насмерть!» - жил в сознании советских патриотов до последнего вздоха.

По мере подъема по спиральному пандусу перед взором открывается величественное изображение главного монумента.

Выход расположен на уровне следующей террасы – площади Скорби. Скульптурная композиция на эту тему открывается сразу при выдохе из Зала воинской славы.

«Стоять насмерть».

Композиция «Стоять насмерть» отражает трудный период Сталинградской битвы. Как бы из самой великой русской реки поднимается советский воин-богатырь и, презирая смерть, становится на защиту родного города. Его фигура высечена из огромной монолитной глыбы. Мужественное, волевое лицо. Губы тронула презрительная усмешка. В глазах непреклонная решимость. Мускулы напряжены. Это советский человек, человек труда. Война ворвалась в его дом. В грохоте взрывов, в лязге гусениц увидел он смерть. Но не ужас вызвала она в нем. Неукротимая ненависть к врагу, жажда победы стали сильнее смерти. Будто сама земля поднялась вместе со своим сыном навстречу супостату. Она питает его своею силою, дает ему опору.

Воин-богатырь – это глубоко эмоциональный обобщенный образ нашего народа.


Стена - руины.

За композицией «Стоять насмерть» расположена стена – руины. Сделана она так, что, если смотреть внимательно, из этих развалин выступают изображения человеческих лиц в определенном смысловом порядке.

Левая сторона посвящена клятве сталинградцев, правая – самой Сталинградской битве.

Стена – руины – каменная книга, героическая летопись. «Каждый дом – крепость…» Эта и множество других надписей – волнующая история борьбы за жизнь. Осколком снаряда, штыком, куском металла в перерывах между боями оставляли солдаты свои автографы. Отступать было некуда, ведь за Волгой для них земли не было… Бой шел за каждый дом, за каждую комнату в доме, за каждый метр Сталинградской земли.

Где-то внутри самих стен тихо звучит музыка… Она перекрывается мужественным голосом. Звучит строгий приказ. Голос умолкает и звучит задушевная солдатская песня.

Так, пластическими образами, текстами, музыкой современный человек как бы переносится в атмосферу той поры…

И вдруг – тишина. По улицам разрушенного города идут его защитники. А вокруг – руины, руины без конца и края. Глядя на них, воины вспоминают бои, своих друзей, с которыми стояли здесь насмерть. И беспорядочные воспоминания, смешиваясь и наслаиваясь одно на другое, становятся зримыми. Перед глазами – лица однополчан, картины боев…

На торце левой стены изображен момент переправы. Высадившись на огненный берег, солдаты вступили в бой. Немного выше - слова: «За волгой для нас земли нет!». Их произнес легендарный снайпер Василий Зайцев.

Левая сторона раскрывает тему солдатской клятвы и верности ей. В суровом строю застыли воины. Над ними развернуто знамя. Уходя в бой они клялись: «Перед лицом наших отцов, поседевших героев Царицина, перед полками товарищей других фронтов, перед нашими боевыми знаменами, перед всей Советской страной мы клянемся, что не посрамим славы русского оружия».

Скульптура воспевает жизнеутверждающую красоту подвига.

В конце левой стены - символический образ: из камня, как из глубины времени, выступают шеренги бойцов. На их лицах застыла суровая сосредоточенность. Это те, кто погиб здесь, кого мы называем героями, о ком слагаются песни. Они живут в сердцах своих соотечественников. Здесь звучит орган. Музыка Баха утверждает глубину авторского замысла, навеянного осмыслением событий сурового времени.

Правая стена – вторая страница каменной книги – раскрывает героизм борьбы на улицах города. Она начинается с изображения солдата, грозного и решительного, устремляющегося в бой.

На стенах домов, в которых сражались защитники Сталинграда, оставлено много надписей. Автор как бы перенес их сюда, на памятник, сохранив не только содержание, но даже и почерки.

А вот цитата из инструкции для штурмовых групп: «Автомат на шее, 10 гранат под рукой, отвага в сердце – действуй!» - писал в ней генерал Чуйков.

Выписка из протокола комсомольского собрания: «Существует ли уважительная причина ухода с огневых позиций? Из всех оправдательных причин только одна будет принята во внимание – смерть!». Суровая правда суровой поры. Такая требовательность обязывала и молодого бойца, и бывалого командарма до конца отстаивать свои боевые позиции, разить врага и тем самым утверждать свое право на жизнь.

Рядом, на изрешеченной пулями и осколками снарядов стене, чьей-то рукой написано: «Если я погибну, прошу считать меня коммунистом». Так писали сотни и тысячи воинов, уходя в бой. В сентябре – октябре 1942 года на Сталинградском фронте было принято в ряды коммунистической партии 14 400 человек.

Вот солдат в каске. Он пристально смотрит в сторону врага. «Огонька бы им, ребята, побольше, чтобы не забывали, чья это улица, чей это дом!.. Сержант Павлов». Автор как бы выхватил из жизни героического гарнизона Дома Якова Павлова всего лишь один момент, но воскресил в памяти все 58 огненных дней и ночей, всю ярость упорных боев за один дом.

Фрагменты, размещенные в верхней части стены, рассказывают о том, как работали в тылу женщины, старики, подростки. И тут нельзя не сказать: подвиг ратный – родной брат трудовому героизму:

Из одного металла льют

Медаль за бой,

Медаль за труд.


Площадь Героев.

Мы входим на следующую террасу. Перед нами открывается панорама Площади Героев. В центре – огромный водяной партер. Спокойная гладь воды располагает к раздумью. В воде отражаются голубизна неба, зелень деревьев, скульптурные композиции, в которых отражены совершенно конкретные подвиги защитников города. Таких композиций шесть:

  1. «Выстояв, мы победили смерть!». Два солдата защищают позицию. Один из них тяжело ранен. Он не может стоять, силы покидают его. Но в руке еще осталась граната. Он не выпускает ее. Рядом товарищ, у которого в автомате не осталось патронов, но еще есть силы. Вдвоем они готовы вступить в последнюю схватку с врагом.

  2. Следующая композиция рассказывает о подвиге женщин в Великой Отечественной войне. Только в 62-й армии свыше тысячи женщин награждены орденами и медалями. Фигурка девушки-санитарки согнулась под тяжестью раненного солдата. Быть может, в этом образе запечатлен подвиг девятнадцатилетней Анны Бесчастновой. Она вынесла с поля боя сорок раненых, а когда был убит пулеметчик, сама легла за пулемет и уничтожила более тридцати фашистов. Может быть, в этой скульптуре нашел отражение образ Евдокии Дмитриевой, или Надежды Жарких, или Тамары Шмаковой. Каждая из них вынесла с полей сражений сотни раненых, спасая тем самым их жизни.

  3. Прижав к себе связки гранат, бесстрашный моряк устремляется вперед, на врага. Он готов отомстить за погибшего товарища.

  4. Раненый командир не покидает передний край, продолжает руководить действиями своих бойцов.

  5. Погиб знаменосец, но знамя не должно упасть. Его подхватил другой воин и устремился вперед.

  6. Два советских бойца уничтожают фашистскую гадину, разламывают свастику.

В этих композициях скульптор Е. В. Вучетич передал напряжение духовных и физических сил наших воинов, философски осмыслив величие подвига. Это памятник всем – живым и мертвым, рядовым и полководцам.

На другой стороне водяного партера, слева, располагается более чем стометровая стена в виде развернутого знамени. На ней слова: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они!?!».


Монументальный рельеф.

На подгорной стене – взволнованный рассказ художника о наступлении советских войск под Сталинградом, о радости победы, о пленении гитлеровцев, о митинге победителей.

Автор раскрывает эти темы лаконичным языком точного и выразительного штриха. Вот эпизод встречи воинов двух армий, соединившихся на Мамаевом кургане в дни ликвидации окруженной группировки Паулюса. Группа солдат с распростертыми объятиями встречает боевых друзей. Рядом – другая сцена: воины, орудия, танки, самолеты – все это устремилось теперь к заветной цели – к Победе.

Все изображения разворачиваются перед нашим взором эпической картиной и создают впечатление объемности. На самом деле они размещены на совершенно гладкой стене. Ее площадь более тысячи квадратных метров.

Зал воинской славы.

Сурово и строго оформлен вход в Зал воинской славы. Нависшие потолки, серые бетонные плиты напоминают блиндаж или дот. Но вот крутой поворот – и перед взором открывается великолепный сверкающий золотом зал. Он имеет форму цилиндра. Его внутренние размеры: высота – тринадцать с половиной метров, диаметр – сорок один метр. На фоне золотой смальты свисают 34 символических знамени. Они тоже выполнены из смальты. На этих мозаичных знаменах начертаны имена воинов, павших в Сталинградской битве. Список погибших заполняет зал снизу доверху. Над знаменами – широкая лента и на ней надпись: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью – Родиной!».

Потолок зала украшен изображениями орденов. В центре потолка сделан проем диаметром 11 метров. В проеме располагается золотой венок, перевитый лентой от медали «За оборону Сталинграда».

В центре зала тянется к небу мраморная рука, держащая факел Вечного огня.


Площадь Скорби.

На площади – склонившаяся фигура женщины – матери. Перед тем, как похоронить своего погибшего сына, она обняла его и погрузилась в безграничную скорбь. Лицо воина покрыто знаменем. Композиция выполнена в бетоне, но скульптор словно превратил его в пластичный, почти прозрачный материал, который наброшен на тело погибшего солдата.

Война принесла горе в каждую советскую семью. Спят в братских могилах от Волги до Буга солдаты. И пусть в этом обелиске каждая мать увидит памятник своему сыну, не вернувшемуся домой.

В этой композиции выражена не только скорбь, но и протест женщин против войн, уносящих жизни близких. Дорого обошлась человечеству Вторая мировая. Только наша страна потеряла в ней около тридцати миллионов человек.


Монумент «Родина – мать».

Над площадью Скорби поднимается насыпной курган – святая святых мемориала – братские могилы. Здесь похоронены защитники города. От площади Скорби к главному монументу ведет серпантинная дорога, вдоль которой надгробные плиты – знаки братских могил.

Венчает весь ансамбль скульптура Матери – Родины. Высоко подняв меч, она призывает к борьбе: победа на Волге – это еще не окончательная победа над фашизмом, впереди были годы войны. Родина звала воинов изгнать фашистских захватчиков с советской земли, освободить народы Европы от гитлеровского ига.

Величественная фигура Матери – Родины поднялась над курганом на 52 метра и видна со всех концов города.

Весь памятник – ансамбль выполнен в бетоне. Сам материал подчеркивает суровый характер борьбы, героизма и стойкости нашего народа.


Ну, вот и всё…

Где бой гудел великий,

Где отвели от Родины беду

Босая Женщина в беззвучном крике

Стоит у всего мира на виду.

У этой женщины одна забота –

Родную землю от врагов сберечь.

На высоту орлиного полёта

Она стремительно взметнула меч.

Знамёнами восходы и закаты

Склоняться будут вечно над мечом,

Под ним лежат Отечества солдаты

И память, опалённая огнём.



Заключение.

Роберт Рождественский

МАМАЕВ КУРГАН


Сотни лет

расходиться широким кругам

по огромной воде

молчаливой реки...

Выше всех Эверестов —

Мамаев курган!

Зря об этом

в учебниках нет

ни строки.

Зря не сказано в них,

что теплеет Земля

и светлеет Земля

оттого, что на ней,

о курганах Мамаевых помнить веля,

загораются

тысячи Вечных огней...

Мне сюда возвращаться.

К добру и к беде.

Мне сюда приходить,

приползать,

прилетать.

И, схватившись за сердце на той высоте,

задыхаясь,

разреженный воздух глотать.

Мне сюда возвращаться.

Из мелких потерь.

Из ухоженных стран.

Из горячечных снов.

Натыкаться на долгие стоны людей

и кольчуги

позванивающих орденов...

Зря не сказано в книгах,

Мамаев курган,

что металла

в твоем оглушенном нутре

больше, чем в знаменитой Магнитной горе!

Что хватило его

и друзьям,

и врагам.

Вместо капель росы,

как слепое жнивье,

проступает железо,

кроваво сочась...

И поэтому

самая главная часть

в притяженье земли —

притяженье твое!.

Ты

цветами порос.

Ты

слезами пророс.

Ты стоишь,

поминальные муки терпя.

Синеватые молнии

медленных гроз,

будто в колокол памяти,

бьются в тебя!

И тогда поднимаются птицы с земли,

И колышется нервно

степная трава.

Оживают

затертые напрочь

слова.

И по плитам

Устало

стучат

костыли


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!