СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Твоя Вселенная"

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Астрономия

Просмотр содержимого документа
«"Твоя Вселенная"»

Тамбовское областное государственное автономное общеобразовательное учреждение

«Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Утверждаю

Директор ТОГАОУ

«Котовская школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья »

/Г.В. Алпатова/

Приказ № 190-ОД

от «29» августа 2019 г.

Согласовано на МС

Протокол № 5

от «28» августа 2019 г.

Руководитель МС



/Г.А. Малахова/



Рассмотрено на МО учителей естественно математического цикла

Протокол № 5

от «27» августа 2019 г.

Руководитель МО

/Н.В. Батурова/













РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


кружка «Твоя Вселенная»

для обучающихся 2 класса «А» с ЗПР


на 2019 – 2020 учебный год


Программу составила: учитель географии Митянина Л.В.






г.Котовск

2019г.


Пояснительная записка


Программа кружка «Твоя Вселенная» относится к естественно-научной направленности,предназначена для обучающихся 2 класса.Рабочая программа факультатива «Твоя Вселенная» для 2 класса составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений в соответствии с ФГОС и на основе факультативного курса «Твоя Вселенная», Е.П. Левитан, допущенной министерством образования РФ, 2000 г.

Актуальность данной программы:

Концепция школьного астрономического образования предусматривает непрерывное формирование астрономических понятий, начиная с самых младших классов. В 1-2 классах элементы астрономии включены в такие предметы естественнонаучного цикла, как «Окружающий мир». Актуальность введения этого курса обусловлена необходимостью развития у школьников мотивации к учебе. Астрономия привлекает детей решаемыми мировоззренческими вопросами, касающимися природы Солнца, Луны, планет, звезд и Вселенной. Детей интересует не только то, что представляют собой различные небесные светила, но также масштабы Вселенной и место, занимаемое в ней Землей. Курс вводит обучающихся в мир астрономии и космонавтики. Ориентирован на развитие мышления, воображения, творческой активности, наблюдательности, любознательности. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников, имеет личностную направленность.

Программа рассчитана на 34 часа во 2 классе, 1 час в неделю,

срок реализации - 1 года.

Новизна данной программы состоит в том, что она использует в обучении новейшие мультимедийные компьютерные технологии, с целью создания максимально возможной наглядности, что дает возможность детям изучить космическое пространство.

В результате реализации программы реализуются следующие цели:

  • развитие пространственного мышления обучающихся;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира;

  • расширение знания обучающихся по астрономическим вопросам естествознания;

  • получение целостное представление о современной естественнонаучной картине мира.


Основные задачи:

  • познакомить с природой планет и звёзд, строением Солнечной системы и звёздных систем;

  • учить правильно объяснять многие наблюдаемые астрономические явления;

  • помочь понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений и процессов;

  • познакомить с некоторыми предположениями и гипотезами, которые связаны с увлекательными, но пока ещё не решенными научными проблемами;

  • развивать и активизировать творческие способности обучающихся, вовлекая в исследовательскую деятельность.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


На уроках курса «Твоя Вселенная» формируются умения воспринимать окружающий мир небесных тел, в процессе изучения которого будет создаваться фундамент космического мышления.Программа предусматривает занятия занимательного,игрового характера. Это способствует более лёгкому и доступному усвоению основных понятий курса и поддерживает познавательный интерес. Используются различные формы проведения занятий и методы объяснения рассматриваемых на занятиях тем(комментированное чтение книги, дискуссия, обсуждение небольших рефератов, подготавливаемых детьми и т.д.), наибольший эффект будет достигнут, когда под руководством учителя или самостоятельно дети смогут проводить простейшие астрономические наблюдения.Программа предусматривает занятие как теоретического, так и практического характера. В процессе теоретического обучения обучающиеся получают знания о небесных телах,а практические занятия - исследования на практических работах – дают обучающимся богатейший материал для использования в теоретической работе. Обучение умению слушать и наблюдать, применять свои знания и делиться ими с товарищем, проводятся на практических занятиях, в ходе самостоятельной деятельности ребёнка.

У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат). По возможности для облегчения усвоения знаний, для профилактики переутомлений в программе используются игровые физкультминутки.

Хорошие результаты приносят приёмы, направленные на активизацию мышления и действия каждого ребёнка в отдельности.




Планируемые результаты освоения программы «Твоя Вселенная»

Личностные:

  • формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области астрономии;

  • воспитание убеждённости в возможности познания природы;

  • развитие самостоятельности в поиске решения различных астрономических задач;

  • формирование осознанного отношения к окружающему миру небесных тел;

  • овладение приёмами, направленными на активизацию мышления и действия каждого ребёнка в отдельности;

  • отработка навыков самостоятельной и групповой работы.


Предметные

  • сформированность первоначальных представлений о роли астрономии в жизни и развитии человека;

  • ознакомление учащихся с природой планет и звёзд, строением Солнечной системы и звёздных систем;

  • умения правильно объяснять многие наблюдаемые астрономические явления;

  • умение отличать планеты от звёзд.


Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с окружающим миром, литературой, с математикой, технологией, естествознанием, географией, физикой и химией.

Метапредметными результатами изучения курса «Твоя Вселенная» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.


Познавательные УУД

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.


Коммуникативные УУД

  • Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках курса и следовать им.

  • Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Эффективность программы:

- формировать устойчивый интерес к астрологии, пространственному мышлению и эмоционально-образному восприятию мира и явлениям действительности;

- соблюдаются основные дидактические принципы обучения: сознательность, доступность, наглядность, занимательность изучаемого материала;

- познавательная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения, что благоприятно влияет на развитие пространственного мышления.


Решению задач служат:

-многообразие видов и форм выполняемых работ;

-работа в группах, создание коллективных произведений;

-самоанализ работ, оценка произведений других обучающихся.


Методы оценки результативности программы:

  • Количественный анализ;

  • Посещаемость;

  • Статистические данные;


  • Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);

  • Практические материалы.



Формы проведения итогов реализации

  • Изготовление модели карты звёздного неба.

  • Диагностические тесты для выявления уровня астрономических знаний детей.

  • Сообщения, доклады.


Содержаниепрограммы


ТВОЕ СОЛНЫШКО (8ч)

КАКИМ ТЫ ВИДИШЬ СОЛНЫШКО (2 ч)

Солнце - один из источников радости ребенка. Что означает слово «Солнце». Астрономический знак Солнца. Предосторожности, необходимые при наблюдении Солнца (применение темных светофильтров, наблюдения сквозь легкую облачность или на небольшой высоте над горизонтом). Вид Солнца (форма, цвет, размеры). Элементарное представление о горизонте. Положение Солнца относительно выбранных предметов и горизонта. Движение Солнца по небу осенью, зимой, весной и летом. Что можно узнать о Солнце из отрывного (перекидного) календаря. Как древние объясняли видимое движение Солнца по небу. Действительно ли Солнце движется так, как это нам кажется. Первоначальное представление о Земле как небесном теле. Глобус - крошечная модель Земли. Народные приметы, связанные с видом Солнца.

КАКОЕ ОНО, ТВОЕ СОЛНЫШКО (2 ч)

Что думали древние о природе Солнца. Солнце очень далеко от нас (продолжительность воображаемого путешествия на реактивном самолете и космической ракете; время, которое требуется лучикам света, чтобы домчаться к нам от Солнца). Солнце - очень большой и тяжелый шар (даже по сравнению с нашим земным шаром с находящимися на нем городами и странами, морями и океанами, лесами, горами, пустынями). Солнце очень горячее, и оно давно светит и греет. Солнце еще долго будет таким, каким ребенок его видит сегодня.

КАК СОЛНЫШКО УЖЕ СЕЙЧАС ПОМОГАЕТ ЛЮДЯМ И ЧЕМУ ЕГО БУДЕШЬ УЧИТЬ ТЫ (2 ч)

Солнце поможет ребенку не заблудиться на прогулке. По расположению Солнца младший школьник сумеет определить время. Люди уже научили Солнце помогать им в сельском хозяйстве (парники, теплицы, оранжереи, сушилки), в быту (душевые), технике (плавка металлов), в космических полетах (солнечные батареи). Солнце способно принести еще много пользы лю­дям, не загрязняя при этом земную природу.

СОЛНЦЕ НЕОБХОДИМО ВСЕМУ ЖИВОМУ НА ЗЕМЛЕ (2 ч)

Поклонение Солнцу в древности: Солнце - необходимый людям, животным и растениям источник тепла и света. Полезный и вредный для ребенка загар. Что было бы, если бы Солнце вдруг исчезло. Миф об Икаре. Можно ли на самом деле долететь до Солнца и нужно ли лететь на Солнце. Солнце - небесное тело. Понятие об астрономии как науке, изучающей небесные тела. Как же астрономы исследуют Солнце. Только ли астрономы интересуются Солнцем. Могут ли астрономы предсказывать погоду. Зачем специально для наблюдений Солнца"запускают косми­ческие аппараты.


ТВОЯ ЛУНА (6 ч)

КАКОЙ ТЫ ВИДИШЬ ЛУНУ (2 ч)

Луна - твое любимое вечернее светило. Что означает слово «Луна». Астрономический знак Луны. Мифы о Солнце и Луне. Вид Луны (форма-, цвет, размеры). Изменение вида Луны (от уз­кого серпика до диска). Луна и месяц. Что можно узнать о Луне из отрывного (перекидного) календаря. Наблюдаемые особенно­сти видимого движения Луны. Что видно на Луне невооружен­ным глазом. Что видно на Луне в бинокль. Можно ли ориентиро­ваться по Луне. Как отличить «молодую» Луну от «старой». На­родные приметы, связанные с видом Луны.

КАКАЯ ОНА, ТВОЯ ЛУНА (2 ч)

Мифы о природе Луны. Что дальше от нас: Луна или Солнце. Длительность космического полета к Луне. Что больше: Луна или Солнце. Сравнение видимых и действительных размеров Солнца и Луны. Непривычный для нас мир Луны (отсутствие во­ды, воздуха, необычные лунные пейзажи). Холодно или жарко на Луне. Своим ли светом светит Луна. Можно ли жить на Луне. Что было бы, если бы Луны не было. Земля на небе Луны. Зем­ля - спутник Солнца. Луна - спутник Земли. Сравнительные размеры Земли и Луны. Всю ли Луну можно увидеть с Земли. Почему с Земли видна лишь одна сторона Луны. Луна, как и Солнце, и Земля,- небесное тело. Почему бывают затмения Солнца и Луны.

КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ К ЛУНЕ (2 ч)

Полеты к Луне - давняя мечта людей. Первые полеты в кос­мос и первые полеты к Луне. Какими людьми были К. Э. Циолковский, С. П. Королев, Ю. А. Гагарин. Как удалось увидеть обратную сторону Луны. Первые мягкие посадки на Луну. Полеты на Луну американских астронавтов. Зачем нужны полеты на Лу­ну. Не мог ли кто-нибудь до землян побывать на Луне. Будут ли еще люди летать на Луну. Что предстоит делать на Луне буду­щим космонавтам и астронавтам.


ЗВЕЗДНОЕ НЕБО НАД ТОБОЙ (19ч)

ЗВЕЗДЫ, КОТОРЫЕ ВСЕГДА НАД ТОБОЙ (3 ч)

Миф о Ночи, Луне, Заре и Солнце. Красота и величие звезд­ного неба. Звездное небо в произведениях поэтов и писателей, ученых и философов. При каких условиях можно увидеть самое красивое звездное небо. Много ли на нашем небе ярких звезд, можно ли их увидеть сразу, все вместе. Понятие о созвездиях. Наскальные изображения созвездий. Большая Медведица - одно из древнейших созвездий. Ковш Большой Медведицы. Геометрическое и возможные смысловые изображения созвездия Боль­шой Медведицы (фигуры Рея и др.). Мицар и Алькор. Как найти Полярную звезду - самую яркую звезду Малой Медведицы. Миф о Каллисто. Ориентировка по Полярной звезде. Вращение ковша Большой Медведицы вокруг Полярной звезды. Приближенное определение времени по положению ковша Большой Медведицы относительно горизонта. Большая Медведица и Малая Медведица - незаходящие созвездия (они видны в любое время года на нашем небе). Кассиопея и Цефей - примеры еще двух незаходящих у нас созвездий. Как найти на небе эти созвездия. Что означают названия этих созвездий. Геометрические и возможные смысловые изображения Кассиопеи и Цефея. Большая Медведица, Малая Медведица, Кассиопея и Цефей в «Звездном атласе» Яна Гевелия. Пословицы и поговорки о звездах. Народные приметы, связанные со звездами.


СОЗВЕЗДИЯ НАШЕГО ОСЕННЕГО НЕБА ( 3 ч)

«Летне-осенний треугольник», образованный звездами Вега, Денеб и Альтаир. Созвездия, которым принадлежат эти звезды,- Лира, Лебедь, Орел. Что означают имена звезд «летне-осеннего треугольника». Мифы, связанные с названиями Лиры, Лебедя и Орла. Геометрические и возможные смысловые изображения созвездий Лиры, Лебедя и Орла. Созвездия Пегаса и Андромеды. Как отыскать на небе эти созвездия. Что означают названия этих созвездий. Геометрические и смысловые изображения созвездий Пегаса и Андромеды. Созвездие Персея. Мифы о подвигах Персея. Миф, связывающий Кассиопею, Цефея, Андромеду и Персея. Геометрические и смысловые изображения созвездия Персея. Созвездия Лиры, Лебедя, Орла, Андромеды, Пегаса и Персея в «Звездном атласе» Яна Гевелия.




СОЗВЕЗДИЯ НАШЕГО ЗИМНЕГО НЕБА (3 ч)

Созвездие Ориона - главное украшение нашего зимнего неба. Бетельгейзе и Ригель - самые яркие звезды Ориона. Пояс Ориона - отличительная особенность этого созвездия. Происхождение названия созвездия (мифы об Орионе). Геометрическое и возможные смысловые изображения созвездия Ориона. Созвездия, окружающие Орион,- Телец, Большой Пес, Малый Пес, Возничий и Близнецы. Как найти самые яркие звезды этих созвездий (Альдебаран, Сириус, Процион, Капеллу, Кастор и Поллукс). Мифы, связанные, названиями созвездий, окружающих Орион. Плеяды - звездные скопления в Тельце. Что означают имена ярких звезд нашего зимнего неба. «Зимний треуголь­ник», образованный звездами Сириус, Бетельгейзе и Процион. Геометрические и возможные смысловые изображения созвездий Тельца, Большого Пса, Малого Пса, Возничего и Близнецов. Изображения наших зимних созвездий в «Звездном атласе» Яна Гевелия. Понятие о зодиакальных созвездиях. Телец и Близнецы - примеры зодиакальных созвездий.


СОЗВЕЗДИЯ НАШЕГО ВЕСЕННЕГО НЕБА (3 ч)

Зодиакальное созвездие Льва с яркой звездой Регул. Как найти на небе это созвездие. Мифы, связанные с названием со­звездия Льва. Что означает имя главной звезды. Геометрическое и возможные смысловые изображения созвездия Льва. Созвез­дие Волопаса с яркой звездой Арктур. Как найти на небе это со­звездие. Мифы, связанные с названием созвездия и его яркой звезды. Геометрическое и возможные^ смысловые изображения созвездия Волопаса. Зодиакальное созвездие Девы с яркой звез­дой Спикой. Как найти Спику на небе. Происхождение названия созвездия и его главной звезды. «Весенний треугольник», образованный звездами Арктур, Регул и Спика. Изображения созвездий Волопаса, Льва и Девы в «Звездном атласе» Яна Гевелия.


ЗВЕЗДЫ - ДАЛЕКИЕ СОЛНЦА (3ч)

Можно ли долететь до какого-нибудь созвездия. Можно ли долететь до какой-нибудь звезды. Сириус, Процион, Альтаир - примеры близких звезд. Сколько лет мчатся к нам лучи света от этих звезд. Понятие о световом годе. Можно ли долететь до самых близких звезд на современных космических ракетах. Существует ли «небо неподвижных звезд». Размеры звезд по сравнению с нашим Солнцем. Самые большие и самые маленькие звезды. Звезды, как и Солнце, самосветящиеся небесные тела. Самые горячие и самые холодные звезды из тех, с которыми уже знакомы дети. Можно ли жить на звездах. Что было бы, если бы звезд не было. Все ли звезды мы видим. Что такое Млечный Путь. Могут ли звезды влиять на людей или, например, на погоду. Что, кроме звезд, можно увидеть на звездном небе.


ПОДВИЖНАЯ КАРТА ЗВЕЗДНОГО НЕБА (4 ч)

Ознакомление с созвездиями, изображенными на карте. Выделение на карте знакомых детям звездных треугольников. Рассмотрение фигур новых для детей созвездий. Устройство и спо­соб монтировки ПКЗН.. Определение по подвижной карте звезд­ного неба, какие созвездия и в какой части неба видны в данное время в данном месте наблюдения. Вид осеннего, зимнего, весеннего и летнего неба на звездной карте. Зодиакальные созвездия на звездной карте. Определение положения Солнца в зодиакаль­ных созвездиях в данный день. Созвездия, через которые проходит Млечный Путь.



















Календарно-тематическое планирование по учебному предмету



Дата проведения



Тема урока



Тип

урока





Планируемые результаты

план

факт




Предметные

Метапредметные


Личностные результаты

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.



Твоё солнышко (8ч.)

1.

05.09.


Каким ты видишь солнышко

УИПЗЗ

Научиться составлять характеристику небесных тел по плану

П. Поиск и выделение необходимой информации;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

- доказательство

Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

К. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

2

12.09.


Представление о горизонте. Практическое

занятие «Положение Солнца относительно выбранных предметов и горизонта.»


КУ

Давать определение понятиям: стороны горизонта, компас

П. Поиск и выделение необходимой информации;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

- доказательство

Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

К. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Беседа.

Наблюдение.

Практическая работа.

Индивидуальная оценка уровня полученных навыков путём наблюдения

Формирование навыков работы по образцу при консультатив-ной помощи учителя.

3.

19.09.


Какое оно, твоё солнышко


УИПЗЗ

Научиться извлекать информацию из электронного приложения

П. - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Р. Адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий.

К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Информационный киоск.

Формирование коммуникатив-ной компетентности в общении и сотрудничестве

со сверстниками

4.

26.09.


Практическое занятие

«Глобус - крошечная модель Земли.»


УИПЗЗ

Научиться определять стороны горизонта, называть и показывать полюса и экватор на глобусе

П. - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Р. Адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий.

К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Информационный киоск.

Беседа.

Практическая работа.

Индивидуальная оценка уровня полученных навыков путём наблюдения.

Формирование познавательного интереса к пред­мету и устойчи­вой мотивации к обучению на основе алго­ритма выполне­ния задачи

5.

03.10.


Как солнышко помогает людям.

УИПЗЗ

Научиться высказывать мнение о воздействии Солнца на человека

П. Умение анализировать объект исследования с выделением его существенных признаков.

Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Наблюдение.Беседа.

Формирование коммуникативной

компетентности в сотрудничестве

со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

6.

10.10.


Практическое занятие «Определение времени по расположению Солнца».

УИПЗЗ

Научиться ориентироваться в пространстве по местным признакам

П. Умение анализировать объект исследования с выделением его существенных признаков.

Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Наблюдение.

Беседа.

Развитие ком­муникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе об­разовательной, учебно-иссле­довательской деятельности

7.

17.10.


Солнце необходимо всему живому на Земле.


УИПЗЗ

Научиться высказывать мнение о воздействии Солнца на биосферу

П. Умение анализировать объект исследования с выделением его существенных признаков.

Р. Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

К. Участвовать в процессе говорения и слушания.

Формирование познавательного интереса к пред­мету и устойчи­вой мотивации к обучению на основе алго­ритма выполне­ния задачи

8.

24.10.


Исследования солнца.

Практическое

занятие

«Зарисовка космических аппаратов»

КУ

Научиться извлекать информацию из электронного приложения, иллюстраций

П. Умение анализировать объект исследования с выделением его существенных признаков.

Р. Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

К. Участвовать в процессе говорения и слушания.

Беседа.Прак.работа

Формирование познавательного интереса к пред­мету и устойчи­вой мотивации к обучению на основе алго­ритма выполне­ния задачи

Твоя Луна (6 ч)

9.

07.11.


Какой ты видишь Луну.


УИПЗЗ

Научиться извлекать информацию из электронного приложения

П. Под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Р. Проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Беседа.

Формирова­ние навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности; развитие ком­муникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе об­разовательной деятельности

10.

14.11.


Что видно на Луне

Практическое занятие

«Зарисовка фаз Луны»

УПОКЗ

Научиться систематизи­ровать и обобщать знания

П. Под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Р. Проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Беседа.

Практическая работа.

Формирование навыков само­анализа и само-коррекции учебной дея­тельности приконсультатив-ной помощи учителя

11.

21.11.


Какая она, Твоя Луна


УИПЗЗ

Научиться составлять характеристику небесных тел по плану

П. Анализировать поставленную учебную задачу, устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий.

Р. Оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

К. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Беседа.

Информационный киоск.

Формирование познавательного интереса к пред­мету и устойчи­вой мотивации к обучению; постепенное выстраивание собственной целостной кар­тины мира

12.

28.11.


Зем­ля - спутник Солнца. Луна - спутник Земли.

УИПЗЗ

Описывать уникальные особенности Земли как планеты

П. Анализировать поставленную учебную задачу, устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий.

Р. Оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

К. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Беседа.

Информационный киоск.

Формирование познавател ь н о-го интереса к пред­мету и устойчи­вой мотивации к исследователь-ской деятельно­сти; постепенное выстраивание собственной целостной кар­тины мира.

13.

05.12.


Космические полёты к Луне


УИПЗЗ

Научиться извлекать информацию из электронного приложения, иллюстраций

П. Выделять существенную информацию из познавательных текстов.

Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

К. Распределять роли и очерёдность действий при работе в парах.

Формирование познавательного интереса к пред­мету и устойчи­вой мотивации к обучению

14.

12.12.


Зачем нужны полеты на Лу­ну.

КУ

Научиться высказывать мнение о изучении и значимости небесных тел

П. Выделять существенную информацию из познавательных текстов.

Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

К. Распределять роли и очерёдность действий при работе в парах.

Формирование познавательного интереса к пред­мету и устойчи­вой мотивации к исследователь­ской деятельно­сти

Звёздное небо над тобой (19 ч)


15.

19.12.


Звёзды, которые всегда над тобой.


Практическое занятие

«Самое красивое звездное небо.


УКИЗ

Научиться находить особенности небесных тел на интерактивном глобусе

П. Под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять класс объектов, как по заданному признаку, так и самостоятельно.

Р. Адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.

К. Задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Конкурс загадок.

Практическая работа.

Формирование познавательного интереса к пред­мету и устойчи­вой мотивации к обучению

16.

26.12.


Созвездия

УИПЗЗ

Научиться находить на звездном небе созвездия

П. Под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять класс объектов, как по заданному признаку, так и самостоятельно.

Р. Адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.

К. Задавать вопросы с целью получения нужной информаци.

Формирование познавательного интереса к пред­мету и устойчи­вой мотивации к обучению; постепенное выстраивание собственной целостной кар­тины мира

17.

16.01.


Незаходящие созвездия.

УКИЗ

Научиться находить на звездном небе созвездия

П. Структурирование знаний.

Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

К. Задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Беседа.

Формирование познавательного интереса к пред­мету и устойчи­вой мотивации к обучению; постепенное выстраивание собственной целостной кар­тины мира

18.

23.01.


Созвездия нашего осеннего неба.


УИПЗЗ

Научиться находить на звездном небе созвездия

П. - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Р. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

К. Контролировать свои действия при выполнении самостоятельной работы.

Формирование познавательного интереса к пред­мету и устойчи­вой мотивации к обучению; постепенное выстраивание собственной целостной кар­тины мира

19.

30.01.


Что означают названия этих созвездий

УКИЗ

Научиться находить на звездном небе созвездия

П. - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Р. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

К. Контролировать свои действия при выполнении самостоятельной работы

Формирование познавательного интереса к пред­мету и устойчи­вой мотивации к обучению и исследователь-скойдеятельнос-ти; постепенное выстраивание собственной целостной кар­тины мира

20.

06.02.


Практическое занятие

«Изображения созвездий»

КУ

Научиться находить на звездном небе созвездия

П. - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Р. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

К. Контролировать свои действия при выполнении самостоятельной работы.

Практическая работа.

Формирование познавательного интереса к пред­мету и устойчи­вой мотивации к исследователь­ской деятельно­сти; постепенное выстраивание

21.

13.02.


Созвездия нашего зимнего неба.


УКИЗ

Научиться находить на звездном небе созвездия

П. - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Р. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

К. Контролировать свои действия при выполнении самостоятельной работы

Формирование навыков само­анализа и са-мокоррекции учебной дея­тельности при консул ьтативной помощи учителя

22.

20.02.


Что означают названия этих созвездий.

КУ

Научиться находить на звездном небе созвездия

П. Под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Р. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи.

К. Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Коллективная дискуссия.

Работа в паре.

Формирование познавательного интереса к пред­мету и устойчи­вой мотивации к исследователь­ской деятельно­сти

23.

27.02.


Практическое занятие

«Изображения созвездий»

КУ

Научиться находить на звездном небе созвездия

П. Под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Р. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи.

К. Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Коллективная дискуссия.

Работа в паре.

Практическая работа.


Формирование познавательного интереса к пред­мету и устойчи­вой мотивации к исследователь­ской деятельно­сти

24.

06.03.


Созвездия нашего весеннего неба.


КУ

Научиться находить на звездном небе созвездия

П - установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений

Р. Оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

К. Понимать важность коллективной работы.

Беседе.

Наблюдение.


Формирование познавательного интереса к пред­мету и устойчи­вой мотивации к обучению

25.

13.03.


Что означают названия этих созвездий.

УКИЗ

Научиться находить на звездном небе созвездия

П - установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений

Р. Оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

К. Понимать важность коллективной работы.

Беседе.

Наблюдение.

Работа в группе.

Формирование познавательного интереса к пред­мету и устойчи­вой мотивации к обучению

26.

20.03.


Практическое занятие

«Изображения созвездий»

УКИЗ

Научиться находить на звездном небе созвездия

П - установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений

Р. Оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

К. Понимать важность коллективной работы.

Беседе.

Наблюдение.

Работа в группе.

Практическая работа.

Формирование познавательного интереса к пред­мету и устойчи­вой мотивации к обучению

27.

03.04.


Звёзды - далёкие солнца.


КУ

Научиться находить на звездном небе созвездия

П - установление причинно-следственных связей .

Р. Адекватно оценивать правильность и выполнения своих учебных действий.

К. Договариваться и приходить к общему решению, работая в группах.

Наблюдение.

Беседа.

Работа в группе.

Формирование познавательного интереса к пред­мету и устойчи­вой мотивации к обучению

28.

10.04.


«Небо неподвижных звезд».


УПОКЗ

Научиться находить на звездном небе созвездия

П - установление причинно-следственных связей .

Р. Адекватно оценивать правильность и выполнения своих учебных действий.

К. Договариваться и приходить к общему решению, работая в группах.

Наблюдение.

Беседа.

Работа в группе.

Формирование навыков само­анализа и са-мокоррекции учебной дея­тельности при консультативной помощи учителя

29.

17.04.


Самые большие и самые маленькие звёзды.

Практическое занятие

«Изготовление больших и малых звёзд»


КУ

Научиться находить особенности небесных тел на интерактивном глобусе,.планетарии

П - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; выдвижение гипотез и их обоснование.

Р. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

К. Контролировать свои действия при выполнении самостоятельной работы.

Наблюдение.

Беседа.

Работа в группе.

Практическая работа

Формирование познавательного интереса к пред­мету и устойчи­вой мотивации к исследователь­ской деятельно­сти

30.

24.04.


Самые горячие и самые холодные звёзды.


УИПЗЗ

Научиться находить особенности небесных тел на иллюстрациях, электронном приложении

П -установление причинно-следственных связей

Р. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

К. Контролировать свои действия при выполнении самостоятельной работы.

Наблюдение.

Беседа.

Работа в группе.


Формирование познаватель­ного интереса к предмету и устойчивой мотивации к ис­следовательской деятельности; развитие ком­муникативной компетентности в сотрудничестве со сверстника­ми; понимание основ экологи­ческой культуры

31.

08.05.


Подвижная карта звёздного неба.


УПОКЗ

Научиться находить особенности небесных тел на интерактивном планетарии

П. На основе полученной информации принимать практические решения.

Р. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

К. Контролировать свои действия при выполнении самостоятельной работы.

Наблюдение.

Беседа.

Работа в группе.

Формирование навыков само­анализа и са-мокоррекции учебной дея­тельности при консультативной помощи учителя

32.

15.05.


Зодиакальные созвездия на звездной карте.

УИПЗЗ

Научиться находить особенности небесных тел на интерактивном глобусе

П. На основе полученной информации принимать практические решения.

Р. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

К. Контролировать свои действия при выполнении самостоятельной работы.

Наблюдение.

Беседа.

Формирование познавательного интереса к пред­мету и устойчи­вой мотивации к исследователь­ской деятельно­сти; постепенное выстраивание собственной целостной кар­тины мира

33.

22.05.


Созвездия, через которые проходит Млечный Путь.

Практическое занятие

«Изготовление звёздного неба»

УЗЗВУ

Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям, электронному приложения

П. На основе полученной информации принимать практические решения.

Р. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

К. Контролировать свои действия при выполнении самостоятельной работы.

Наблюдение.

Беседа.

Формирование познавательного интереса к пред­мету и устойчи­вой мотивации к исследователь­ской деятельно­сти; постепенное выстраивание собственной целостной кар­тины мира






Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Список литературы


1.Андрианов Н.К., Марленский А.Д "Школьная астрономическая обсерватория"


2.  Горьков В. Л. Космическая азбука – Минск: Юнацтва, 1998г.

3.  Левитан Е. П. Твоя Вселенная – М.: Просвещение 2004г.

4.  Гурштейн А. Л. Человек и вселенная – М.: Комитет по геодезии и картографии РФ 1998г.

5.  Клушанцев П. В. " Одиноки ли мы во вселенной? " :Дет. лит.,1981г.

6.  сайтыAstronet, ASF-portal.

7. М.Я. Маров. "Планеты Солнечной системы", издательство "Наука", Москва, 339стр, 1986г., 

8. Б.И. Силкин. "В мире множества лун. Спутники планет", издательство "Наука", 208 стр, илл., 1982г.

9. Н.Н. Степанян. "Наблюдаем Солнце", год издания 1992,

10. Дубкова С. И., Засов А. В. Атлас звездного неба.- М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2003.


Список литературы для детей

1.Энциклопедия «Открой мир вокруг себя» «Путешествие в космос» - М, 2010.
2. Серия «Я познаю мир». Дубкова С. И. «Сказки звёздного неба», изд. Белый город, 2004.
3. Большая энциклопедия эрудита, изд. «Махаон», 2004.
4. Энциклопедия тайн и загадок. В. Калашников «Звёзды и планеты», занимательная астрономия, изд. Белый город, Москва, 2002.
5. Е. П. Левитан «Длинноволосые звёзды», изд. «Белый город»,2007.
6. Е. П. Левитан «Камни, которые упали с неба», изд. «Белый город», 2007.
7. Е. П. Левитан «Маленькие планетки», изд. «Белый город», 2007.
8. Карта звёздного неба (северное и южное полушария)
9. Иллюстрированная карта звёздного неба.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Таблицы

Ориентирование на местности

Календарь наблюдений за погодой

План и карта

Портреты

Набор «Путешественники»

Набор «Ученые-космонавты»

Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности)

Теллурий

Компас ученический

Магнитная доска для статичных пособий

Модели

Модель Солнечной системы

Глобус Земли физический (масштаб 1:30 000 000

Глобус Земли политический (масштаб 1:30 000 000)

Глобус Земли физический лабораторный (масштаб 1:50 000 000) (для раздачи учащимся)

Технические средства обучения:

Интерактивный глобус «Созвездия»; планетарий,ноутбук,проектор.



















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!