СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая гостиная для родителей «Телевизор в жизни семьи и первоклассника».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: помочь родителям оптимально использовать ресурсы телевидения на пользу ребёнку и минимизировать его вред. 

Задачи:

  1. создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей;
  2. проинформировать родителей о воздействии телевиденья на психику и поведение ребёнка, на его развитие;
  3. создать условия для самостоятельного анализа ситуации родителями;
  4. способствовать поиску способов извлечения пользы из просмотра телепередач.

Просмотр содержимого документа
«Творческая гостиная для родителей «Телевизор в жизни семьи и первоклассника».»

Творческая гостиная для родителей

«Телевизор в жизни семьи и первоклассника».

(для родителей учащихся первых классов)


Цели: помочь родителям оптимально использовать ресурсы телевидения на пользу ребёнку и минимизировать его вред.

Задачи:

  1. создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей;

  2. проинформировать родителей о воздействии телевиденья на психику и поведение ребёнка, на его развитие;

  3. создать условия для самостоятельного анализа ситуации родителями;

  4. способствовать поиску способов извлечения пользы из просмотра телепередач.

Категория участников: педагог, родители.

Этапы

  1. Организационный. Содержание деятельности: педагог организует среду, соответствующую целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы (т.е. оформляет комнату, готовит необходимые материалы и оборудование, произносит вступительное слово, проводит игры на приветствие и раскрепощение участников).

  2. Основной. Содержание деятельности: педагог проводит основную работу по теме в виде мини лекции, игр, беседы.

  3. Заключительный. Содержание деятельности: подводятся итоги проделанной работы, оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на будущее.

Предварительная работа:

  1. Размещение стендовой информации «Как преодолеть зависимость от телевидения» (Приложение 2).

  2. Интервью с детьми «Телевизор в твоей жизни». Педагог делит класс на несколько подгрупп и задаёт каждой подгруппе по отдельности вопросы, касающиеся роли телевизора в жизни детей (Приложение 1). Интервью нужно записать на видеокамеру.

Материалы и оборудование:

  1. столы и стулья (расставленные по кругу)

  2. памятки для родителей (Приложение 3)

Ход собрания

  1. Игра-приветствие «Интервью» (раскрепощение участников, повышение настроения, создание доброжелательной атмосферы).

Ведущий предлагает участникам почувствовать себя знаменитостями, у которых журналист берёт интервью. Он подходит к участникам в произвольном порядке с микрофоном, здоровается и задаёт разные вопросы, например, как ваше настроение сегодня? Что интересного с вами произошло сегодня? Что вы хотели бы сказать нашим «телезрителям» (остальным участникам)?

  1. Беседа «Роль телевизора в нашей жизни» (обмен мнениями, активизация мыслительной деятельности участников).

«Уважаемые родители, тема нашего сегодняшнего собрания «Телевизор в жизни семьи и первоклассника» и мы постараемся подойти к обсуждению этой темы творчески. Скажите, пожалуйста, вы смотрите телевизор? Какие программы Вы знаете, какие смотрите обычно? (Ответы родителей.) Иногда мы смотрим познавательные передачи, иногда развлекательные, чтобы отвлечься от забот, немного отдохнуть. А как ещё вы отдыхаете? (Ответы родителей.)»

  1. Просмотр видеозаписи интервью с детьми (анализ проблемы с учётом мнения детей).

«Ваши дети побывали в роли знаменитостей, у которых берут интервью. Внимание на экран».

Обсуждение (участники высказываются, передавая друг другу микрофон, как символ права голоса)

- Какие эмоции вызвали у вас ответы детей?

- Натолкнуло ли это интервью вас на какие-то новые мысли? Если да, то на какие?

  1. Упражнение «за» или «против» (выявление положительного и отрицательного воздействия телевидения на ребёнка).

Участникам предлагается разделиться на две команды. Первая команда будет перечислять те возможности, и ту пользу, которые предоставляет нам телевидение. Вторая команда перечисляет вредные факторы, влияющие на детей. Команды высказываются по очереди, называя по одному фактору (положительному или негативному). Побеждает команда, которая смогла назвать больше факторов.

  1. Минилекция «Влияние телевидения на психику ребёнка» (психолого-педагогическое просвещение родителей).

По мнению учёных, злоупотребление просмотром телевизора таит в себе серьезные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития. Телевизор все больше заменяет семейное общение, чтение книг, домашнее музицирование, мамины колыбельные песенки, бабушкины сказки, беседы и разговоры с отцом. Перед вторжением телевизора в нашу жизнь наиболее беззащитной и зависимой категорией оказываются дети. Телевизионные передачи, которые смотрят наши дети, - это не только способ времяпрепровождения, но и средство воспитания.[1]

Учёными проведено множество исследований, в результате которых выявлены более значительные опасности, подстерегающие заядлых телезрителей. Райнер Пацлаф в своей книге «Застывший взгляд. Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей» подробно описывает эти опасности.

Телевидение  это «окно в мир», которое связывает зрителя со всем происходящим в большом мире, да так красочно и реалистично, как никакое другое СМИ. Этот носитель информации, в отличие от газеты или телефона, используется главным образом не для передачи объективной информации, а для развлечения, сулящего оттеснить чувства скуки, внутренней пустоты и одиночества и потому отвоевывающего себе все больше места в повседневной жизни. Телевидение с его ток-шоу, новостями и спортивными репортажами, мыльными операми и боевиками превратилось для современного человека в рассказчика-балагура и клоуна.

Неумеренное потребление детьми масс-медиа — очень важный фактор отклонений их развития от нормы.

Почему так происходит, давайте разбираться.

Телеизображения — не обычные изображения. Телеобраз прямо-таки в огромной степени принудителен, причем зритель никоим образом не может уклониться от такого принуждения, даже если толком не вглядывается в экран. Взгляд цепенеет, превращаясь во всем знакомый «телевзгляд». Учёными проводилось исследование влияния телевидения на мозг: человеку делали электроэнцефалограмму при гипнозе и при телепросмотре, ЭЭГ обнаруживает совершенно одинаковые симптомы. Активность глаз сводится на нет, их оцепенение передается и всему телу, и даже самые непоседливые детишки часами сидят перед телевизором неподвижно. Врачи называют такое двигательным застоем. Проблема заключается не только в пассивности мускулов, но и в пассивности воли, управляющей мускулами. То, что при этом происходит, — не более и не менее, как атака на волевую способность человека, обусловливающую его самостоятельность, собственную активность. Тут имеет место снижение, деградация активности, застои воли, а тем самым и деградация личности. Поскольку от зрителя не требуется собственной активности взгляда, он очень скоро привыкает к своему парадоксальному состоянию, когда, ровно ничего не делая, получает в подарок уйму самых ярких картин, а внимание его тем быстрее парализуется.

Специальные телевизионные способы подачи материала (монтаж кадров, панорамирование и масштабирование, смена плана, смена звука, развороты и наплывы камерой, переход от образа к слову и от слова к образу) очень часто ведут к смене места, ситуации и сцены. В повседневных ситуациях у воспринимающего человека почти всегда есть в запасе известное, хотя и очень малое, время между ожиданием события и его наступлением. Даже в рискованных автомобильных ситуациях у водителя чаще всего остается полсекунды, чтобы распознать опасность и подготовиться к соответствующей реакции. Восприятие телевидения противоположно этому: тут для подключения своего опыта и ожиданий зритель совсем редко располагает такими полусекундами. Как правило, он не может предвидеть, каким будет следующий кадр, к которому надо подойти с соответствующей настройкой восприятия. Свойственные только телевидению быстрота и внезапность означают серьезный отказ от личной зрительной активности, а также это является источником стресса. Неожиданные изменения моментально возбуждают полное внимание, потому что сигнализируют о возможной опасности. Поэтому тело мобилизует все свои силы, чтобы при необходимости убежать или отпрянуть: оно сразу выбрасывает в кровь кортизол, гормон, вырабатываемый надпочечниками, как и адреналин. Так вот, этот припасенный природой на крайние случаи выброс «допинга» происходит и у телезрителя, едва на экране совершается внезапная смена плана. Но зритель-то не пускается в бегство, как бывает в естественных ситуациях, а, напротив, сидит, удобно откинувшись на спинку кресла. Это ведёт к постепенному перенасыщению организма кортизолом — и тогда этот предназначенный только для исключительных случаев гормон производит токсическое действие, вводя тело в перманентное стрессовое состояние.

Какой телезритель не пришел уже на своем опыте к выводу, что мнимое наслаждение в конце концов оборачивается непреднамеренным способом убить, растратить время? Взаимодействие с мультимедиа расхищает временные ресурсы их потребителя. Последствия этого — стресс и хронический цейтнот (острая нехватка времени). Немаловажный мотив такого поведения — страх упустить что-нибудь важное.

Люди думают, что телевидение показывает им реальный мир. Мол, телевизионные изображения, в конце концов, не могут обманывать. Вот им и верят, верят безусловно. Но авторы передач нацеливают камеры не на обычную жизнь, а на все необычное, сенсационное, на войны, катастрофы, насилие — словом, на все то, что годится для показа по телевидению больше, чем будни. Благодаря такому упорному выпячиванию всего проблематичного и негативного, преподносимого через множество ужасных картин, задевающих за живое, у заядлого телезрителя неизбежно усиливается впечатление, что он живет в мире, полном зла и опасности, и соответственно растет ощущение угрозы, а в его душе воцаряются страх и недоверие. Постоянно видя сцены насилия, телезритель мало-помалу примиряется с ним как явлением повседневным. Вследствие этого у детей повышается уровень агрессивности, а способность сопереживать другим, наоборот утрачивается.

Потребитель масс-медиа оказывается под угрозой остановиться в своем развитии, ибо потребляет только то, что легко усваивается и ни к чему не обязывает, что интересно и развлекательно. От него больше ничего не требуется. Его творческие потенции, способность отбирать и критиковать отмирают. Дети, чаще смотрящие телевизор, отстают в речевых навыках от сверстников, смотрящих телевизор реже, также есть существенные различия в уровне развития воображения, памяти, интуиции, фантазии.

Стремиться к упразднению телевидения, компьютерных игр и Интернета — абсурд: ведь технические достижения предоставляют и возможности полезные, (достойные развития). Вопрос надо ставить иначе: что можно дать детям, чтобы они сумели как-то противостоять негативным воздействиям телевидения? Как воспитать в них правильное отношение к развлекательным техническим средствам, сделать так, чтобы дети на деле правильно относились к масс-медиа? [2]

  1. Упражнение «Вместо телевизора» (поиск способов замены телевидения более полезными делами).

«Как же не допустить отрицательного влияния телевидения на ребёнка?

Чем можно заменить просмотр телевизора?»

Родители предлагают свои варианты.

Затем участники делятся на 4 подгруппы. Каждой подгруппе даётся карточка, на которой описано какое-либо занятие, способное заменить просмотр телевизора.

- игры (родители вспоминают, в какие игры они сами играли в детстве, о каких играх слышали, в какие играют со своими детьми, делятся опытом)

- чтение книг (родители делятся информацией, какие книги можно почитать ребёнку)

- развлечения (родители делятся информацией, куда можно сходить с ребёнком в городе, как организовать его досуг)

- домашние дела (какие домашние дела могут быть ребёнку интересны, как сделать их интересными)

Участникам предлагается в подгруппах обсудить, какими именно занятиями можно заменить просмотр телевизора (в зависимости от той категории, которая выпала подгруппе). Затем каждая подгруппа делится с остальными своими идеями.

Продолжение минилекции.

Поначалу ребенок, как и всякий, кто учится, нуждается в ориентации на взрослых, и чем больше образцов объективной осведомленности, широты взглядов и множественности точек зрения родители могут предложить ему, тем лучше для ребенка.

Взрослым необходимо быть рядом с ребёнком во время просмотра, даже если речь идет об исключительно «детских» передачах, казалось бы, полностью доступных детям. Ребенку почти постоянно хочется задавать вопросы или делать замечания, которыми ему надо поделиться со взрослым, а для этого нужно сделать так, чтобы образы не подавляли его, а, наоборот, чтобы он мог овладеть ими и осмысленно переработать все увиденное. Кроме того, действуя таким образом, взрослый может поощрять в детях осознанность просмотра (и процесса зрительного восприятия вообще) — а это-то и есть главное условие, чтобы из ребенка не вырос тупоумный «глотатель» всего, что покажут.

С другой стороны, присутствие взрослого не должно означать для детей разрешения сидеть у телевизора сколько угодно. Авторитет взрослого проявляется и в том, что, основываясь на понимании закономерностей детского развития, он ограничивает просмотр четкими пределами и не уступает никаким протестам.

Не меньшую важность, чем выбор программ, имеет для взрослого сознательное ограничение времени просмотра, соотнесенное с конкретной стадией развития ребенка. В остальном воспитатель должен стараться предоставлять ребенку как можно больше места и времени для творческих игр, для получения живого чувственного опыта и энергичной активности. И раз при нынешних условиях сами дети часто не знают, как проявить себя на этом поприще, взрослым надо поднапрячься и тут, чтобы дать им подходящие импульсы. Окупится любое, даже самое малое усилие в этой области — можно даже сказать, не будет большего вложения в последующую жизнь ребенка, чем ежедневное чтение ему вслух или собственные рассказы, заменяющие информацию масс-медиа; хорошо попеть вместе с ним, вовлечь его в ежедневную домашнюю работу, поиграть с ним в подвижные игры или приохотить к различным поделкам, чтобы спустя какое-то время он мог продолжать самостоятельно.

Главное — разбудить в нем естественную тягу к деятельности и направить ее в разумное русло. Это требует от взрослого не столько большого расхода времени, сколько воображения и способности сопереживать. И если ребенок пойдет таким путем, он и сам отлично сумеет себя занять.

Важно понимать, что, читая детям вслух или рассказывая, взрослые опять-таки постоянно побуждают ребенка самостоятельно творить образы, не имеющие себе равных по глубине и силе чувства. Здесь закладываются основы не только для умения читать, но и для всех форм мышления и представления, которые должны быть усвоены ребенком в школе. А, как нам уже известно, заядлые телезрители среди детей успевают в школе гораздо хуже, чем неактивные.

Родителям необходимо обеспечить ребёнку возможность накапливать богатый, многосторонний чувственный опыт, двигаться всеми доступными способами, поощрять его музыкально-художественные занятия и творческие игры, развивать его речь, знакомить с природой и т.д. Только это снабдит маленького человека необходимыми внутренними противовесами, о которых сказано выше, и вооружит его запасом собственной активности, дающей силу перед лицом жизни.

Ребенок, отказавшийся от телевизора, не потеряет вообще ничего существенного, кроме впустую растраченного времени, которое куда полезнее проводить в активных занятиях. Ни одна телепередача не предлагает элементов образования и знаний, которые нельзя приобрести (и часто в много более удачном виде) через печатные издания или другим путем.

Чувства ребенка сильно подвержены всем воздействиям извне, хорошим и плохим. Дети еще не умеют критически перепроверять идущую к ним информацию, не умеют и не хотят дистанцироваться от того, что предлагает им мир, — напротив, им важна живая связь с ним. [2]

  1. Подведение итогов. Участники передают друг другу микрофон и делятся своими эмоциями, мыслями, выводами по теме собрания

Педагог раздаёт родителям памятки (Приложение 3).


Источники:

  1. URL: http://afmedia.ru/obshchestvo-i-politika/kak-televidenie-vliyaet-na-nashih-na-detey

  2. Пацлаф Р. Застывший взгляд. Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей. - М.: evidentis, 2003.

  3. URL:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2012/07/24/roditelskoe-sobranie-v-pervom-klasse-televizor




Приложение 1

Вопросы интервью

«Телевизор в твоей жизни»

- Смотрите ли вы телевизор?

- Как долго вы можете просидеть у телевизора?

- Какие передачи вы любите смотреть?

- Как ваши родители относятся к этому занятию?

- Как вы сами считаете, можно ли подолгу смотреть телевизор? Почему?

- Что для вас интереснее телепередач?


Приложение 2

Как преодолеть зависимость от телевидения

1. Возвращение утраченного контроля над своим временем. Сначала надо ставить перед собой совсем маленькие, скромные, но вполне достижимые цели. Если, скажем, с секундомером в руках будешь время от времени ровно на пять минут выключать телевизор независимо от того, что показывают, ты сможешь убедиться, что у тебя есть сила воли и, значит, ты в состоянии предпринять кое-что потруднее.

2. Прежде чем включить телевизор, надо совершенно спокойно изучить программу передач и сознательно выбрать одну-единственную, очень важную или особенно интересную. Важно не какая это будет передача, а то, что ты заставил себя включить телевизор только перед ее началом и сразу выключить, едва она закончится.

Если позволишь себе «ну еще немножко» — считай, битва уже проиграна.

Если долго держаться этого правила, выбор станет более осознанным, и ты начнешь лучше отличать важное от неважного. Дальше, в решающий момент выключения телевизора, постепенно становишься себе хозяином, и только это дает тебе силу устоять перед притяжением экрана. А если, скажем, не хочется смотреть что-то конкретное, а хочется просто немного отдохнуть, то нужно заранее завести будильник и по его звонку немедленно выключить телевизор.

3. Что противопоставить затягивающему потоку образов прямо во время просмотра? Повышенное внимание, достигаемое волевым усилием. Например, можно задаться целью по окончании передачи мысленно составить список всего, что запомнилось. Детальности тут не требуется — важна попытка дать себе отчет в содержании передачи. Тогда очень скоро начнешь понимать, как это трудно именно при телепросмотре. Но потому-то и стоит продолжать упражнение — ведь при этом все больше осознаешь, сколь сильно телеэкран гасит ясное сознание и собственную активность. Такое осознание и есть важнейший элемент избавления от его принуждающих чар.

4. Если с максимальным вниманием проследить телевизионные сообщения об определенном событии, можно сравнить их потом с сообщениями на ту же тему в какой-нибудь из крупных газет, известных высоким качеством своих репортажей. Тогда зритель, вероятно, с удивлением обнаружит, насколько газетная информация насыщеннее телевизионной. И если прежде он, возможно, думал, будто телевизор дает превосходную информацию, то теперь выяснится, что, почитав полчаса газету, можно получить несравненно больше информации и понимания, чем посмотрев полчаса новости по телевизору.

5. Не менее важной, а по большому счету даже более полезной будет попытка возместить негативное воздействие телевидения, создавая мощные противовесы ему в то время, когда телевизор выключен. Тут имеются в виду долгосрочные меры, способствующие росту собственной активности. В принципе это может быть любая деятельность, которой человек предается, руководствуясь только своим чистым интересом, будь то какое-нибудь хобби, требующее воображения и ловкости, чтение книг, посещение театров и музеев, научная работа или путешествия в экстремальных условиях, работа в экологической организации или укрепление контактов с людьми на досуге. Главное — чтобы побуждение к такой деятельности шло от нас самих и чтобы она требовала от нас и личного участия, и времени, и сил, благодаря чему у нас может сложиться устойчивый интерес к явлениям природы или культуры, техники или социальной жизни.

6. Очень полезно создать противовес убивающей активность машине — телевизору, занимаясь художественной деятельностью любого вида. Ведь благодаря ей, кроме активного интереса, развиваются два других, в высшей степени важных качества: усиление способности воспринимать мир и укрепление собственных творческих потенций. Тот, кто пишет картину или лепит, играет на театре или музицирует (примеры можно множить), работает не просто над объектом, а главным образом над самим собой. Ведь художник становится продуктивным, лишь когда он углубил и расширил возможности своего восприятия сверх обычной меры, когда призвал в себе к жизни способности, которые еще только надо развивать. Благодаря этому личность, выявляясь в человеке, обретает все большую чистоту, но эта личность не что-то готовое, статичное, а нечто постоянно развивающееся, преображающееся, всегда новое. Человек становится самим собой, лишь если он растет. [2]



Приложение 3

Памятки для родителей

Как снизить отрицательное влияние телевидения на ребёнка

Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на психику детей резко отличается от подобного влияния на взрослых. К примеру, первоклассники, по результатам исследований, не могут четко определить, где правда, а где ложь. Они слепо доверяют всему тому, что происходит на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают осознанно воспринимать то, что предлагает телевидение.

Рекомендации родителям

1) Вместе с детьми определяйте телепередачи для просмотра взрослыми и детьми на последующую неделю.

2) Обсуждайте любимые телепередачи взрослых и детей после просмотра.

3) Выслушивайте мнения детей по поводу взрослых передач и высказывать свои мнения по поводу детских.

4) Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для ребенка.

5) Необходимо понять, что ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, привыкает к ним и даже может испытывать от таких эпизодов удовольствие. Необходимо исключить их из просмотра малышами. [3]




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!