СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая исследовательская работа по психологии по теме: «История «Белой вороны», рассказанная взрослым»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы исследования о «белых воронах» состоит в том, что в наше время человеку особенно важно индивидуально «раскрыться», проявить себя как можно ярче в нашем огромном и многогранном мире.

Цель творческого исследования:

Исследование диагноза «Белая ворона», его влияние на человека и общество.

 

Просмотр содержимого документа
«Творческая исследовательская работа по психологии по теме: «История «Белой вороны», рассказанная взрослым»»

Творческая исследовательская

работа по психологии



Тема: «История «Белой вороны», рассказанная взрослым»

Выполнила:

Ученица 10В класса

Чернышева Ирина Витальевна


Педагог-психолог:

Чернышева Ольга Владимировна


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

МОАУ «СОШ№6 им. А.С.Пушкина»



Бузулук 2019






Содержание



  1. Общая характеристика работы

  2. Введение

  3. Типология. Какие они, «Белые вороны»?

  4. Лидер – наблюдатель – изгой

  5. Статистика «Белые Вороны» в коллективе

  6. «Остаться в живых» или «Инструкция по выживанию»

  7. Заключение

  8. Приложение 1

  9. Приложение 2

  10. Литература

  11. Информационная карта




1.Общая характеристика работы


Актуальность темы исследования о «белых воронах» состоит в том, что в наше время человеку особенно важно индивидуально «раскрыться», проявить себя как можно ярче в нашем огромном и многогранном мире.


Цель творческого исследования:

Исследование диагноза «Белая ворона», его влияние на человека и общество.


Для реализации поставленной цели определены задачи исследования:


  1. Сформировать понятие «Белая ворона»

  2. Выявить причины негативных моментов одиночества «белых ворон»

  3. Определить условия, способствующие адаптации в новом коллективе, развитию коммуникабельности


Гипотеза, рассматриваемая в данной работе:

Микросоциум: семья, взрослые, участвующие в воспитании, группы сверстников – основной фактор в формировании личности или формирования «Белой вороны».


Материалом исследования послужили тексты, статьи, тестирование.


Новизна творческого исследования: переработка «живого материала», использование интервью.


Теоретическая и практическая значимость:

Данная работа будет интересна в первую очередь подросткам; может быть использована как методическая рекомендация для родителей и взрослых.


Структура и объем исследования указан в содержании.



2.Введение


«Бывает, человек глубоко одинок даже в гуще толпы»

Веселин Иванов Георгиев


Если в поисковой системе Интернета ввести словосочетание «белая ворона», то она выдаст сотни форумов, где подростки, считающие себя таковыми, делятся переживаниями и дают друг другу советы. Можно найти как агрессивные монологи, так и наполненные слезами, болью и разочарованием. «Вы слышите нас? – прочитала я настоящий крик души на одном из форумов. – Мы - ваше спасение. Мы - та ваша часть, которая рвется на волю вопреки общественным догмам! Мы – ваши тайные желания, воплощенные в полной мере во всех проявлениях. Не будьте жадными, дайте нам место для действий. И мы вытянем вас в яркий, незабываемый мир, в котором все вороны будут разноцветными. Мы никогда не полезем в грязь, чтобы стать черными!»

Что же ждет в нашем мире редких птичек, которых много, но они одиноки? Кем станут они? Врачами? Политиками? Учителями? Юристами? Психологами?

Интересный факт, что по народным приметам черный ворон – символ смерти, а серые вороны серые вороны, наоборот, – символ чего-то необычного и значимого.

Каждый человек – индивидуальность, и непохожесть белой вороны на других вполне естественна и даже украшает ее. А подчас, в плохом отношении к ней, виновата не только она сама, но и коллектив, в котором живет такой ценный и редкий вид. Никто никогда не поймет белых ворон, пока мы, Белые Вороны, сами не расскажем о себе. Может быть, от этого Ваша жизнь станет менее скучной, обыденной, менее черной?

Кстати, многие иногда боятся признаться в истинном цвете своих перьев и стараются «прогнуться под изменчивый мир». А ведь это не нужно, потому что скучен и однообразен станет мир, если все белые вороны почернеют и станут такими, как все. Мне почему-то надоело бояться…



Р азрешите представиться? Я – Белая Ворона! Такая белая, что более не бывает. И, если быть до конца честной, всегда была такой. В данный период, будучи ученицей 10 класса, я должна переживать все прелести юношеского возраста. Но вместо этого, я, довольно взрослая «птичка», испытываю постоянный страх, волнение, тревогу. Будущее меня пугает и манит. Пугает, так как я не знаю, что там, за пределами родного гнезда. А манит, так как есть надежда на то, что в моей жизни произойдет чудо, и все изменится.




3.Типология. Какие они, «Белые вороны»?


Занимаясь самоанализом, я пыталась определить: «Какая я белая ворона?». Проштудировав литературу, я поняла, что подростки, прежде чем прийти к индивидуальности, проживают период «стадного чувства», когда очень важно быть как все. Хотя не так, как все – это не значит неправильно. Важно суметь быть самим собой, а это не всем нравится. Посредственности всегда ближе стадность, толпа, так называемый коллектив. Вполне возможно, что «не так» как раз делают все остальные.

Проявляться белые вороны начинают уже в 7-8 лет, наибольшее их число приходится на подростковый возраст, некоторые встречаются и после 20 лет. К тому же, не все белые вороны одинаковы. Среди них ярко выделяется несколько типов.

«Борцы за справедливость»–люди, у которых обостренное чувство справедливости. Их касается все: незаслуженно поставленная двойка другу, несправедливо распределенные обязанности и т.д. Одного из факторов достаточно, чтобы они начали бунтовать. Этот тип белых ворон не идет на компромиссы, им важно восстановить справедливость, из-за чего часто возникают конфликты в общении с людьми.

«Свободно мыслящие или незаурядные». Именно из таких людей в будущем вырастают гении – они постоянно находятся в своем мире: много читают, сравнивают, изучают, экспериментируют, делают выводы и заключения относительно всего.

Эйнштейн, например, в детстве зачитывался книжками и к последнему году обучения в гимназии знал о физике больше, чем его преподаватели. Он перечитал труды естествоиспытателей и самостоятельно дошел до выводов, которые позже привели его к гениальным открытиям. Знания, преподававшиеся в гимназии, его не устраивали, и он бросил учебу за год до окончания гимназии. Нетрудно догадаться, что такие радикальные решения мало кого приводят в восторг. Ни обстоятельные разговоры с отцом, ни слезы матери не смогли остановить юношу. Он начал работать и занялся самообразованием.

«Правильные»– самый распространенный тип. Чаще всего это обычные дети, но со сформировавшимися критериями. Выделяются из общей массы они только тогда, когда попадают в неподходящие для них условия. Случается, что ребенка переводят в другой класс или в школу. Оказывается, что в новом коллективе в порядке вещей курить, пить, браниться, а новенький не может, не привык, не хочет. Он другой. «Самый правильный, что ли?» – начинают смеяться над ним одноклассники. Если ты вместо попсы слушаешь Бетховена или Моцарта, только за это тебя могут окрестить белой вороной.

Как вы думаете, к какому типу отношусь я?

Ни к первому, ни ко второму, и даже не к третьему. Я деформированный тип. В основе, конечно «правильность», воспитанная семьей. Но эта правильность, какая-то убогая, тихая, или, как называют меня сверстники «зашуганная». В чем это проявляется? Во всем. Я – гармоничное сочетание формы и содержания. Меня можно узнать сразу. Вот я выхожу за пределы родного дома. Глаза вниз – вдруг встречу кого-то из знакомых, и я не знаю как себя вести. Здороваться или нет. Вдруг обо мне подумают плохо! Руки вцепились в сумку на плече –она для меня опора и поддержка, она – родная. Спина согнута. Я как будто постоянно жду толчка в спину (не столько физического, сколько морального) и она, моя спина, всегда готова принять его. Ноги вяло загребают воздух. Особенно правая, она, почему то, лучше левой косолапит. И вообще, я порой не ощущаю земли под ногами, как в безвоздушном пространстве.

Моя цель – пройти опасный путь, и оказаться в безопасном месте. Это место может быть безопасным относительно и абсолютно.

Абсолютно – это мой дом. А относительно – это мое место в классе, за первой партой, в уголочке и в одиночку. Почему относительно? Потому что я могу сидеть, не видя никого и отражать спиной насмешки и издёвки. Или попросту травлю.










3.Лидер – наблюдатель – изгой


Стать объектом насмешек одноклассников может практически каждый. Часто жертва выбирается совершенно случайно. Задира (а такой есть почти в каждом классе) «зондирует» коллектив, отпуская шутки в адрес то одного, то другого ученика. Тот, чья реакция будет самой заметной и болезненной (обида, плачь, крик) и займет место белой вороны. Зачинщиками травли чаше всего часто выступают дети, которые сами страдают от насилия в семье (и компенсируют полученные травмы за счет более слабых), ребята, стремящиеся выйти в лидеры (и таким образом повышающие свой рейтинг среди одноклассников), а также дети, чьи родители отличаются расовой или религиозной нетерпимостью, шовинизмом. В изгои часто попадают детки необщительные, с низкой самооценкой, ранимые, чувствительные, те, которые не умеют постоять за себя. Это может быть ребенок из неполной или неблагополучной семьи, в которой между родителями отсутствует эмоциональный контакт. У таких деток часто развивается «комплекс жертвы», - проявление сниженного психологического иммунитета. У обидчиков же — "чутье" на потенциальных жертв. Высокая самооценка также может сослужить плохую службу в адаптации к коллективу. Кроме того, сталкиваясь с неприятием класса, детки, нацеленные родителями на успех, часто не могут пожаловаться на проблемы маме и папе, потому что боятся их разочаровать. Нередко белыми воронами становятся часто болеющие дети (проводя большую часть времени на больничном, они просто не успевают влиться в коллектив). А также малыши, чрезмерно опекаемые родителями. Ребенок отличается внешне (очень высокий или, наоборот, низкий), или состоянием здоровья (допустим, страдает энурезом, заикается), вероятней всего, ему придется пройти «проверку на прочность» в новом коллективе.

А теперь разберемся в вопросе «Лидер– изгой – наблюдатель».

Давно и не без оснований психологами подмечено, что любой коллектив недалек по своей сущности от звериной стаи. Только формирование ее идет у животных на инстинктивном уровне, а человек создает коллектив вполне осознанно, но законы дикого мира здесь те же. Так в стае-коллективе должен быть лидер –человек, который цементирует коллектив, ведет за собой, ставит цели, вырабатывает «генеральную линию». Исполняют его волю, подчиняются наблюдатели, или исполнители, те, кого принято называть «массой». Но не менее важен в коллективе еще один персонаж. Это изгой. Даже больше, чем авторитет лидера, коллектив сплачивает ненависть к нему.


Лишние дети


Лидера в школьном коллективе, как и в звериной стае, распознать легко. Это самый сильный, самый беспощадный, самый грубый, самый нахальный, самый бойкий ребенок. Тот, кого все боятся. А вот роль изгоя не так однозначна. «Белой вороной» в классе становится тот, кто не соответствует заданным лидером стандартам. По логике взрослых лишним должен стать тот, кто обладает какими-то отрицательными качествами – трусостью, подлостью. Однако вспомните замечательный фильм Ролана Быкова «Чучело». Там изгоем стала добрая, милая, ранимая Лена Бессольцева. Просто потому, что была другой, не такой, как все.

Против кого дружим?

Не таким, как все, можно стать по разным причинам. Психологи выделяют несколько групп детей, против которых, как правило, настроено большинство в классе.

Дети с необычной внешностью. Хромота, заметные шрамы, косоглазие, лишний вес. Если у вашего ребенка есть заметный физический недостаток, то нужно быть готовым к тому, что он станет изгоем.

Тихие и слабые. Они не могут дать отпор, не умеют или стесняются ругаться, обзываться, поэтому становятся легкой мишенью лидера, а вслед за ним всего класса. За счет слабого происходит самоутверждение других детей.

Неопрятные. «Сопля зеленая», «Чушка», «Нечисть»–стандартные прозвища неопрятных детей. Почему-то считается, что нечистота –признак заразного заболевания. Неопрятный ребенок –та самая «паршивая овца» детского коллектива.

«Непопулярные». Это дети, которые плохо осведомлены о жизни коллектива, не участвуют в его делах, которые часто пропускают занятия по болезни, неуспешны в учебе, спорте, неловкие, «тюфяки» и «рохли». К сожалению, часто к непопулярным детям относятся ребята из малообеспеченных семей.

Зубрилы и подлизы. Это не просто те, кто хорошо учится и искренне любит учителя. Это те, кто ради оценки в дневнике дни и ночи напролет просиживают над ненавистным учебником, первые тянут руку, готовы ответить на любой вопрос. Это те, кто донесет учителю сумку до подъезда, сунет шоколадку, заглянет в глаза. Их не просто не любят. Их ненавидят.

Маменькины сынки. Если ребенка каждый день приходит встречать мама, бабуля караулит на перемене, чтобы вручить горячий пирожок, мобильник разрывается от звонков типа «не простудись», «надень шапку», «не промочи ноги», «ты где, я беспокоюсь», можно гарантировать, что он будет изгоем. Маменькины сынки всегда не в почете у «уже взрослых» одноклассников.

«Психованные». Это дети, которые неадекватно реагируют на шутки и обзывательства– начинают кидаться на одноклассников, швыряются учебниками. Конфликтовать с ними – одно удовольствие.

Шуты и кривляки. Это детишки, которые хотят заслужить любовь коллектива, но не знают, как это сделать. Они сделали вывод, что смех – и есть признание, и теперь от них ждут глупых шуток, дурацких действий, а при случае припишут и то, что они не совершали. Тогда учитель уж точно накажет шута, а он и рад этому, ведь на него обратили внимание.

Какое разнообразие видов и подвидов «беленьких птичек»! Я испытываю гордость от того, что во мне сконцентрировано все «лучшее» из выше перечисленного. Я тихая и слабая, и не могу дать отпор. Большее, на что я способна –смеяться, уткнувшись себе в грудь. Причем смеяться шепотом, чтобы никто не видел и не слышал.

Непопулярность –тоже мое определение. Я неловкая, «рохля», «очкарик», все валится из моих рук. Они у меня действительно растут не из того места. И, конечно, язубрила. А что остается делать? Учиться, учиться и учиться. И не потому что мне это доставляет удовольствие. Люди все разные, и каждый чем-то отличается от других, кто-то проявляет себя по-особенному в математике и добивается в жизни особенных успехов. Кого-то увлекает конструирование, и он с легкостью изобретает немыслимо сложную технику. А кто-то выделяется из общей массы современников невероятными способностями к музыке.

Существует такая шутка, что если у человека нет никаких способностей, то тогда он просто придумывает себе хобби. Но, наверное, на то это и шутка, потому что не бывает людей без задатков способностей. Есть люди, которые просто не развили эти спящие таланты. Вот и каждый человек выражает свою индивидуальность, исходя из своих развитых способностей.

Вот и я сделала учебу своим хобби. Не обладая никакими особенными задатками, надеюсь угадать их в себе.

А уж в чем я держу пальму первенства, так это в номинации «маменькина дочка». Вернее бабушкина. Моя бабушка – святой человек. С момента появления меня на свет она буквально несла меня на руках, даже когда вела за руку. Я и бабушка – единое целое. Ее глазами я глядела на мир. Она определяла что хорошо, и что плохо.

Бабушкин контроль был всегда. Она успешно привила мне мысль о враждебности мира. И я это твердо усвоила. Прогулка по улице без бабушки? Никогда. Она, моя заботливая бабуля, сама приглашала к нам домой подруг для меня, и мы, под ее присмотром, играли, во что хотели и сколько хотели. Она готова была кормить, поить моих подруг, терпеть неудобства от присутствия оных, но только чтобы дома, рядом, под присмотром.

Мой самостоятельный выход во двор потерпел фиаско. Во-первых, я, как оказалось, совсем не умею играть в мяч, прыгать через скакалку и резиночки.

Мне это не понравилось. И уже совсем поставил точку в выборе улица – дом «страшный» случай на детской площадке.

Посмотрев, как все ловко карабкаются по лестнице, я попыталась повторить. Мое восхождение закончилось позором: повиснув на одной ноге и одной руке, я орала так, что испугались курящие рядом мужчины. И один из них, пожалев меня, сделал то, что не должен был делать: он подошел и снял меня с лестницы.

Такого страха я не испытывала никогда. Вместо благодарности я кричала: «Уйди! Я тебя не знаю!»–топала ногами, мотала головой. Со мной случилась истерика. Не знаю, что было бы дальше, если бы не родная бабушка.

С площадки мы шли друг за другом: я – бабушка – отец.

«Все! Дома я поставлю тебя в угол! Будешь там стоять, раз играть не умеешь!» – пугал отец. «Еще посмотрим, кто и где будет стоять!» – успокаивала бабушка.

После этого случая попыток общаться с внешнем миром я не предпринимала. Дверь закрылась.

Пока я училась в начальной школе, бабушка страховала меня от неудач и обид.

С переходом в 5 класс все изменилось. Одноклассники выросли, классный руководитель был в состоянии контролировать отношения в классе. Тут в ход пошла тяжелая артиллерия – отец. Он приходил на разборки: угрожал, ставил всех на места. Последний визит – просьба не трогать его дочь.

Стало ли от этого легче? Нет! Что только не делали одноклассники. Переворачивали мусорку мне в сумку, засовывали огрызки за шиворот, подмачивали стул, крали тетради, играли сумкой и так далее. И, как апофеоз человеческого разума, попытались натянуть презерватив мне на голову. Круто?

Все, чего я часто хочу – это закрыться ото всех в своей комнате и тупо смотреть в окно.

И, все же, я попыталась изучить вопрос об отношении ко мне одноклассников. Не может же такого быть, чтобы все относились ко мне одинаково плохо?





















5.Статистика. «Белые Вороны в коллективе»


Анкета, проведенная среди ровесников (приложение 2), показала, что отношение к таким, как я, в коллективе разное.

У 52% опрошенных "белая ворона" не вызывает ни отрицательных, ни положительных эмоций, поэтому условно назовем этих ребят "терпимыми". 38% относятся к ней негативно: они, условно говоря, "гонители".

10% - опрошенных сами себя считают "белой вороной".


Опрошенные

1 00%





Гонители

38%

Терпимое большинство

52%

Белые Вороны

10%



"Терпимое большинство"


"Белая ворона" – явление редкое, но даже среди нейтрально относящихся к ней людей, а таких 52%, никто не считает ее гордостью коллектива. Большинство опрошенных признают, что в классе к ней относятся отстраненно (20%) и даже с пренебрежением (21%).

В вопросе о происхождении "белой вороны" мнения "терпимых" разошлись. Равное количество голосов получили гипотезы о каких-то проблемах (в семье, материальных, травмах) - 30% и о врожденной "белизне" птички – 32%. Но наряду с ними присутствовали и другие мнения: это продукт воспитания (24%), такие люди просто зазнаются (2%) и вообще что "белая ворона" пока новенькая и к ней просто привыкают.

Но, несмотря ни на что, в отличие от ярых противников "альбиноса", среди "нейтральных" нашлось всего 9 человек, которые никогда не стали бы дружить с "редкой птичкой" (42% опрошенных).

Разумеется, на месте "белой вороны" никто не хотел бы оказаться: невзирая на всю свою "терпимость", 82% опрошенных даже не хотят и думать о том, чтобы хоть на минуточку ею стать.

Самого же "альбиноса" большая часть "терпимых" считают человеком своеобразным (62%), меньшая - забитым (34%), ну и лишь один индивид думает, что наша "птичка" сильная. Видимо, из-за своего своеобразия "белая ворона" часто становится объектом агрессии - так считает половина опрошенных. А вот вмешиваться в эти отношения взрослым, например учителям, не стоит, так как будет только хуже – мнение подавляющего большинства (85%). Но защищать "белых ворон" все-таки надо (52%)…

Кого же винить в изоляции "белых ворон"? Опрошенные меньше всего склонны думать, что виноват переходный возраст. Скептики (18%) выносят приговор: "горбатого могила исправит". А большинство думает иначе: 48% полагают, что "белая ворона" –состояние вовсе не постоянное и жизнь внесет свои коррективы, 24% - что в другом коллективе этот человек может быть принят как свой.

Короче, "нейтральные" считают, что "белая ворона" все-таки имеет шансы войти в "стаю".

А вот насчет дальнейшей судьбы редкой птички многие "терпимые" затрудняются ответить (50%). 35% опрошенных считают, что она сможет занять достойное место в жизни только в том случае, если изменится. 11% пророчат ей большие проблемы. Но все же надеяться, что "мир прогнется под "белую ворону", не следует: это бессмысленно – таково мнение большинства (68%).

Но не все так страшно. Каждый человек – индивидуальность и личность. И непохожесть "белой вороны" на других вполне естественна и даже украшает ее. А подчас в плохом отношении к ней виновата не только она сама, но и коллектив, в котором "живет" такой "ценный и редкий вид". Так что если ТЕБЕ плохо в твоей "среде обитания", советует наше "терпимое" большинство, –просто смени ее. И главное: "Будь собой – не дай СЕБЕ засохнуть!!!"


"Гонители"


Около 38% всех опрошенных молодых людей выразили негативное отношение к "белым воронам". Таких радикально настроенных подростков, безусловно, можно встретить в любом коллективе. По мнению 55% "гонителей", в классе к "белой вороне" относятся с явным пренебрежением.

Негативно настроенная группа, в отличие от остальных, считает главной особенностью "белой вороны" ее поведение и привычки. Это "человек в футляре", забитый и неразговорчивый. Среди современной энергичной и продвинутой молодежи он выделяется своей блеклостью. Его внешний вид (и даже движения!) вызывают агрессию со стороны окружающих. Так считает почти половина данной группы (66%). Причиной того, что человек стал "белой вороной", "нетерпимые" считают воспитание. Их диагноз радикален и бесповоротен: "горбатого могила исправит" (так же думают и скептики).

А вот в своем прогнозе на будущее они солидарны с остальными тинэйджерами: бессмысленно полагать, что "мир прогнется" под "белую ворону" – ей самой придется "прогибаться" под этот сложный и подчас несправедливый мир. Ее ждут большие проблемы. Всего один "гонитель" не согласился с этим утверждением.


На вопрос о возможности дружбы с "белой вороной" "нет" ответили большей частью именно "нетерпимые", хотя некоторые из них проявили-таки признаки жалости! Большинство из них ни под каким предлогом не хотели бы оказаться на месте "белой вороны", потому что не видят в ее положении никаких плюсов. А главным минусом считают отсутствие общения, одиночество и закомплексованность: "У нее нет друзей, нет любви и дружбы. Она отделена от мира – это ненормально. Нельзя же жить замкнуто!"

Чтобы "белой вороне" вернуться в "стаю", по мнению "нетерпимых", ей срочно надо овладеть чувством "стадности". Многие из них расценивают его как положительную черту, и в жизни стараются быть похожими на других, дабы не выделяться, не привлекать к себе внимание. "Белой вороне" необходимо больше уверенности в себе, открытости и доброжелательности. И тогда она будет ощущать себя частью единого коллектива, что непременно скажется на отношении к ней окружающих.

Некоторые старшеклассники, несмотря на неприятие "белых ворон", дали несколько советов людям, попавшим в подобную ситуацию: больше общаться, прислушиваться к мнению одноклассников, не выделяться среди остальных, "любить себя таким, какой ты есть... в общем: не грусти, похрусти, и все будет «о'кей».


«Белые Вороны»


– Стань главным, и люди к тебе потянутся!

– Слава Богу, у меня есть семья!

– Не стоит прогибаться под изменчивый мир!

– Нужно измениться, нельзя так больше!

– Я вам потом так покажу!

– Бывает и хуже!


Многие из опрошенных ребят просто побоялись признаться в истинном цвете своих перьев, несмотря на то, что они и есть те самые "белые вороны". Те, кто все же решился, я горжусь вами! К удивлению, нас оказалось совсем немало. 10% опрошенных сами относят себя к белокрылым. Конечно, именно эта группа ребят представляет интерес. Она же и оказалась самой сложной. Каждый давал свое определение "белой вороне". "Птицы" попадались разные, порой они не поддавались никакой классификации. Но все же можно выделить три группы.


"Стань главным, и люди за тобой потянутся!"


Первая группа "белых ворон" больше похожа на "белых коршунов". Они все время стремятся отойти от общественных норм и порой идут на сознательный эпатаж. Всегда первые, всегда на виду, в центре внимания и иногда непонимания. Своими поступками они ставят общество в тупик и тем самым, как им кажется, превосходят его: "Все люди удивляются моим прогрессивным взглядам и хотят подражать мне".

Заметьте, быть такими "белыми воронами" довольно выгодно и интересно. С твоим мнением считаются, спрашивают совета, говорят комплименты, зовут на все вечеринки. Такие подростки чувствуют себя сильными из-за своей непохожести: "Люди гораздо больше забиты, беспомощны и неинтересны, чем я". В классе они нередко лидеры, гордость коллектива, но чаще их считают просто зазнайками, хотя относятся с уважением и даже иногда побаиваются. Но способны ли они стать кому-то близкими друзьями – вот вопрос.

"Таким-то людям будет легко пробиться в жизни, – думают одноклассники. –Не они зависят от других, а другие от них". Однако роль эта совсем не так легка, как кажется. Нередко они оказываются заложниками своего избранного положения: никогда нельзя терять авторитет в глазах других, приходится умалчивать о личных проблемах и всегда сохранять оптимизм. Ни за что и ни с кем нельзя делиться своими неудачами: имидж требует жертв. Как говорится, за что боролись, на то и напоролись. И это еще цветочки.

В школе учителя придираются: не любят всезнаек, на улице у молодых людей серьги из ушей вырывают и т.д. Надо быть всегда начеку, чтобы отстоять свою индивидуальность. Но ведь этим "коршунам" только дай повод за свои права побороться, и они сделают это агрессивно, но с блеском. Отчаиваться они пока не собираются, так же как и что-либо менять в своем положении (они за него столько боролись!). С удовольствием философствуют на тему своей избранности: "Как только стая поглотит последнюю "белую ворону", общество станет похожим на колонию".


"Не слишком ли сильно мы все хотим слиться со стаей? Я думаю, что достаточно лететь с ней в одном направлении"


Как видите, направление со стаей все-таки выбрано одно. Следующая группа "белых ворон" пока не спешит затесаться в ряды абсолютных лидеров. Но такие подростки всегда и на все имеют свое мнение и не боятся высказать его кому угодно. Они просто не хотят принимать "чужие правила игры" и никого силой около себя не удерживают. В классе к таким чаще относятся с интересом (24%), а если негативно, то отнюдь не все: "У меня много друзей, а враги у человека есть всегда, просто "белым воронам" эти враги высказывают в лицо то, что думают".

Самостоятельны, не терпят командования над собой или просто не нуждаются в общении с теми, кто им неинтересен. Причина обособленности таких "белых ворон" внутри них: собственная независимость, честность, порядочность, нежелание сливаться со "стаей". Так ответило 50%. Это яркие личности! Даже судя по анкетам, умные и интересные. Среди них самое популярное определение в самохарактеристике – своеобразные (44%). "Стадное" чувство их раздражает.

Почему они стали такими? В большинстве случаев "белые вороны" говорили, что просто отличаются от других характером, без указания на какие-либо причины. Но, конечно, повлияло и воспитание, образ жизни семьи, например: "Частая смена школ, случайные командировки отца в другие города, страны, возможность общения с интересными людьми ".

Их девиз: "Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас". 72% ответили, что оставят все как есть и просто будут жить дальше. У них уже есть все: они сами, их индивидуальность, неповторимый внутренний мир, неординарное мышление и, как следствие, интересная жизнь. Безусловно, пройдет время и они найдут свое место в жизни.


"Надо менять себя полностью..."


18% "белых ворон" считают себя забитыми. Вроде стараются "усредняться", но пока не получается. Застенчивые, стеснительные, не уверенные в себе и беззащитные "белые птенчики". Винят в таком положении они себя и только себя. Тут вполне могут развиться самые настоящие комплексы. Да и в жизни таким людям, ох, как тяжело.

Окружающие часто игнорируют их и относятся к ним с пренебрежением.


10% всех "белых ворон" не видят абсолютно никаких плюсов в своем положении. Правда, можно сосредоточиться на изучении чего-либо, например музыки или языка, и не тратить на "глупых людей" время и эмоции. "Держи свое мнение при себе", "надо менять себя полностью" - советы братьям по несчастью.

Порой "белых ворон" охватывает отчаяние: "Вообще перестану с ними (классом) общаться". Им (таких 20%) категорически не нравится их положение в классе. Они призывают окружающих к терпению: "Белые вороны" тоже птицы, не судите и не судимы будете, ибо каждый по-своему "белая ворона".

Наверное, "белым птенчикам" надо что-то для начала поменять в себе: может быть, сходить к психологу, а потом даже поменять школу, чтобы легче было создать новый имидж. Нам очень понравился совет "белым воронам" в одной из "нормальных" анкет: "Полюби для начала самого себя!" И тогда, возможно, из "белого птенчика" вырастет настоящая сильная "белая птица".


"Слава Богу, я не сирота..."


Внимание, тревожные цифры! 73% наших "белых ворон" были объектом агрессии или являются им и сейчас. Наши "белые вороны", как правило, привыкают не обращать внимания "на наезды" и продолжают бороться за свою индивидуальность.

В большинстве своем (83%) они гордые, и потому, несмотря ни на что, не считают свое положение нетерпимым. Но, все же 63% были бы совсем не против, если бы в трудный момент хоть кто-то защитил их от несносных обидчиков. Вот только помощь учителей большая часть принимать отказывается. Кроме тех, чье положение уже становится невыносимым.

Когда постоянно бьют и травят, приходится прибегать к помощи завучей и директора без шуток!

Продолжительные разборки и простые выяснения отношений перерастают в настоящие драки: "Слава богу, у меня есть семья". Есть только одна мечта: побыстрее закончить школу. 23% винят окружение в своем сегодняшнем положении: "В классе есть лидеры, которым не нравится моя индивидуальность" или "Есть один человек, который меня, в некотором роде, забивает".
















5.«Остаться в живых» или «Инструкция по выживанию»


Как видно из данных, приведенных выше, не всё так плохо. Легким оптимизмом повеяло от мысли о возможном перерождении «Белой птахи» в «Сильную Белую Птицу». При всем своем желании одной птахе с этим не справиться, кто же может быть союзником или соавтором создания нового представителя фауны?! Конечно те, без кого немыслима жизнь вообще – родители!

Итак, милые родители, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, вы обязаны помочь ему стать своим среди чужих. Почему некоторых детей не принимает коллектив? Казалось бы, такой общительный дома и, вдруг, такой одинокий в школе. Но тот ребенок, которого вы каждое утро кормите завтраком, а вечером целуете перед сном, может восприниматься одноклассниками совсем не так, как вы себе это представляете...

От травли в школе не застрахован практически никто. Но если ваш ребенок чем-либо отличается от остальных (неважно, в положительную или отрицательную сторону), шансы стать белой вороной увеличиваются во много раз. Сын или дочь могут не посвящать родителей в школьные конфликты. Нередко случается так, что о детских переживаниях родители узнают поздно, когда жизнь ребенка в коллективе стала совершенно невыносимой и вылилась в депрессию. Первое, что должны сделать родители, отправляя малыша в новый коллектив, — установить с ребенком такие отношения, которые позволят знать обо всем, что происходит с ним в стенах школы. Но не для того, чтобы в случае жалоб любимого чада тут же бежать наказывать «виновного» (кстати, ябеда в классе – один из главных претендентов на роль белой вороны), а помочь ребенку преодолеть это препятствие, научить общаться с коллективом, не теряя при этом индивидуальности. Не забывайте: белая ворона, которая умеет общаться и адекватно оценивает себя, становится хорошим лидером.


Что должны и не должны делать родители?


1) Если у малыша есть та или иная особенность, например проблемы с дикцией, обязательно предупредите об этом педагога.

2) Следите за тем, чтобы ребенок не выделялся внешним видом (скажем, его спортивная форма должна соответствовать общим требованиям).

3) Если дело в некоммуникабельности, нужно научить малыша общаться. Вполне возможно, что вы сами не слишком общительны, и желание отгородиться от коллектива ребенок вынес от вас. Тогда придется поработать над собой. Участвуйте в классных мероприятиях, приглашайте одноклассников ребенка в гости, на прогулки. И воздержитесь от негативных оценок классного окружения. Не подливайте масла в огнь, критикуя одноклассников или учителей ребенка. Акцентируйте внимание на позитиве.

4) Поднимайте самооценку ребенка. Детям недостаточно, чтобы их только любили. Им нужно слышать признания в любви, чувствовать прикосновения, испытывать радость общения с родителями. Ругая малыша, оценивайте не его, а только его поступок. Настройте ребенка на то, что отличия — это хорошо. Именно они делают человека индивидуальностью. Поиграйте с ним в вопросы-игры «Чем мы отличается друг от друга?», «Что ты ценишь в себе больше всего?», «Чему ты можешь научить других?» Не вешайте ярлыков! «Он у меня лентяй», «Она обязательно будет медалисткой», «Мой сын такой талантливый»: все эти «бирочки» мешают ребенку в полной мере проявить свои способности и, главное, быть самим собой.

5) Не спешите решать конфликт за ребенка. Дайте возможность справиться самостоятельно: репутация «маменькиного сынка» только, усугубит ситуацию. Внимательно выслушайте, поддержите ребенка. А потом (!после поддержки!) посоветуйте сменить тактику поведения. Например, так:

1. Пока не назовут по имени, выпады обидчика можно игнорировать;

2. Можно отреагировать на «дразнилки» нестандартно: «Да, у нас такая фамилия, дедушку тоже так дразнили»;

3. Попытаться спокойно объясниться с задирой: «Мне неприятно это слышать, почему ты хочешь меня обидеть?»;

4. Не поддаваться на провокации, но и не терпеть молча. Спокойно сказать, глядя в глаза обидчику, «Стоп. С меня хватит!»; 5. Отговориться. Вариаций на тему «кто обзывается, тот сам так называется», ваш ребенок, наверняка, знает предостаточно. Если нет — научите!


Если вы выяснили, что ваш ребенок «непопулярен», что его не принял коллектив, обижают и обзывают одноклассники, нужно принять меры.


1) Поговорите с учителем, выясните причину нелюбви к вашему чаду, но не кидайтесь наказывать обидчиков – будет только хуже – от бойкотов и обзывательств класс может перейти к побоям.

2) Отдайте ребенка в какой-нибудь кружок или спортивную секцию – это поможет ему завоевать уважение в коллективе, придаст уверенности в себе.

3) Желание детей одеваться не хуже одноклассников – не блажь. Если вы не можете покупать своему ребенку модную одежду, возьмитесь за швейную машинку. Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям.

4) Если у ребенка есть физический недостаток, нужно рассказать, какие известные люди тоже им страдали.

5) Если ребенок эмоционально неустойчив: обижается или по любому поводу лезет в драку, способен на неадекватные поступки, – нужно обязательно отвести его к психологу.

6) Не удерживайте ребенка рядом с собой, отпускайте погулять с друзьями, не приходите встречать к школе, не твердите поминутно – взял ли он носовой платок, надел ли шапку, не ушибся ли. Постарайтесь обеспечить ему общение с одноклассниками вне школы, поощряйте общение ребенка с ними, не ругайте, если он дает списывать. Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Не стоит сразу после уроков забирать ребенка из школы даже ради занятий английским или музыкой.

7) Не заставляйте жаловаться на одноклассников, а если он захотел поделиться, не кричите: «Вот я сейчас им всем задам!», а спокойно обсудите ситуацию и подскажите, как должен действовать ребенок в следующий раз. Если все не очень страшно, настраивайте ребенка на самостоятельное решение проблемы без вмешательства учителя.

8) Если же все зашло слишком далеко (ребенка постоянно унижают или избивают), немедленно реагируйте. В первую очередь оградите ребенка от общения с обидчиками – не отправляйте его в этот коллектив.Важно помочь ребенку пережить полученную психическую травму, поэтому его придется перевести в другой класс или даже в другую школу.


По мнению психологов, синдром белой вороны - состояние вовсе не постоянное, и жизнь может вносить свои коррективы. Огромную рольиграют воспитание и отношение родителей к своему белому птенчику, ведькогда тебя не понимают остальные, не так больно. Страшно, когда самыеблизкие люди твердят: «Ты какой-то странный, не такой, как все». Вместотого, чтобы разобраться, против чего бунтует их ребенок, родители пытаются его изменить.

«Детей нужно любить такими, какие они есть, безусловнаялюбовь является атрибутом счастья каждого человека. Многие родителивообще не в курсе проблем своего чада, кроме двоек в четверти. И если этипроблемы не приобретают глобального масштаба, родители могут и неузнать, что их ребенок страдает».




















7.Заключение

«Мы в ответе за того, кого приручили»


Вот и все! Дорогие взрослые умные люди, любящие родители, дедушки и бабушки! Пусть вас не умиляет «воспитанность» ваших детей и внуков, которые не замутят воды. И если вы чувствуете в своей ладони влажную от пота, стискивающую вашу руку, ручонку вашего ребенка во время праздника в группе детского сада, в школе, пусть поселится тревога за судьбу вашего любимого чада. Пересмотрите свое отношение к нему. Возможно, вы что-то делаете не так, если в ответ на уговоры принять участие в празднике ребенок бурчит, не поднимая глаз: «Пойдем, меня всё равно никто не возьмет с собой играть».


Ваша «Белая ворона», не потерявшая надежды стать «Большой Сильной Белой Птицей».
























8.Приложение 1


Гимн своему «Я».

Начинайте и заканчивайте день с гимна себе любимому. И у Вас все получится.


«Я – это Я.


Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.


Есть люди, чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.


Поэтому все, что исходит от меня – это подлинно мое, потому что именно Я выбрала это.


Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня, и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня и узнавать все больше и больше разных вещей о себе самой.


Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видела и ощущала, что Я говорила и что Я делала, как Я думала и как Я чувствовала, Я вижу, что это не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе в самой.


Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близкой с другими людьми, чтобы быть деятельной, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.


Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.


Я – это Я, и Я – это замечательно».



9.Приложение 2


Анкета для старшеклассников.


1. Какой оттенок имеет для вас понятие «белая ворона»?

2. Есть ли в вашем классе, в вашем окружении «белая ворона»?

3. Как относятся к белой вороне в классе?

4. Как вы думаете, быть «белой вороной» – это временное состояние или постоянное?

5. Стали бы вы дружить с «белой вороной»?

6. Хотели бы вы оказаться на ее месте?

7. Видите ли вы плюсы в положении «белой вороны»?

8. А минусы?

9. Продолжите характеристику: «белая ворона» – это человек...

10.Стоит ли взрослым, например, учителям, вмешиваться в отношения «белой вороны» с другими детьми?

11.Сможет ли «белая ворона» занять достойнее место во взрослой жизни?

12.Считаете ли вы, что эту проблему нужно обсуждать в прессе?



10.Литература


  1. Гозман Л. Я. «Психология эмоциональных отношений». Москва, 1987г.

  2. Коломинский Я. Л. «Психология личных взаимоотношений в детском коллективе». Минск, 1996г.

  3. Коломинский Я. Л. «Коллектив, личность ребенка, внутриколлективные отношения». Москва, 1970г.

  4. Леви В. Л. «Искусство быть другим». Москва, 1980г.

  5. Мудрик А. В. «Общение как фактор воспитания школьников». Москва, 1984г.

  6. «Новый Акрополь». Журнал. 2002г, №2.

11.Информационная карта


  1. Автор работы: Чернышева Ирина Витальевна

  2. Дата рождения: 21.09.2002

  3. Дом.адрес: г. Бузулук, ул. М. Горького, дом 74.

  4. Учебное заведение: МОАУ «СОШ №6имени А.С. Пушкина»

  5. Увлечения: рисование, музыка, биология, химия, психология, математика и многое другое

  6. Педагог-психолог: Чернышёва Ольга Владимировна






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!