У каждого из нас Родина начинается с малого: родной дом, родная улица, родное село. Моя Родина начинается с Верхних Тальцов, небольшого, но самого красивого для меня села в Хоринском районе. Именно здесь проходило моё беззаботное и радостное детство. Впервые здесь я увидела солнце, услышала шум дождя, обрела друзей. Здесь родной дом, где мама ждала из школы… Где бы ни был человек, в какой уголок земли он бы не забрел, он всегда будет вспоминать свой родной край, такой красивый и любимый. …Своей малой родиной я считаю и село Мухоршибирь, потому что большую часть своей жизни я провела здесь. В это село я приехала тридцать лет назад молоденькой выпускницей педагогического училища. Приехала и осталась здесь навсегда. Я рада тому, что судьба привела меня в такие живописные места.
В этих местах осели ,по преданиям, блуждающие племена, преследуемые войсками монгольского хана.Это были тугнуйские бурятские кочевники.А в далеком марте 1767 года из пределов Заднепровья в Забайкалье прибыла партия старообрядцев – 453 человека- и поселились в селах Шаралдай, Новый Заган, Мухоршибирь, Хонхолой, Никольск и Харауз.
.
Мухоршибирский район является малой родиной для многих этносов и культур, живущих в дружбе и согласии, со своими общими традициями, которые берут своё
начало в далёком прошлом. В Мухоршибири живут русские и буряты, православные и буддисты, атеисты и верующие. Едва ли найдётся в моём районе деревня, где жили бы представители одной национальности. Это край выдающихся писателей: Исая Калашникова, Елизара Мальцева, Гунги Чимитова , край знаменитых спортсменов, край ученых и агрономов, учителей и политиков.
Сегодня жители Мухоршибири стараются сохранить и приумножить народные традиции. В2006 году в районе был создан Центр развития национальных культур. Нас радуют зажигательные танцы татарского центра «Алмагач Чачакларэ»?, задушевные песни бурятского ансамбля «Найрамдал», протяжные напевы и озорные частушки казаков и семейских из ансамбля «Русские самоцветы». Представители этих центров несут в народ культуру, объединяют в своих рядах представителей разных национальностей.
Различными народами в процессе своего исторического развития накоплен положительный воспитательный опыт, создана высокая педагогическая культура. «Народ – живой, вечный источник педагогической мудрости, - писал Каюм Насыйри, - народная педагогика – это сосредоточение духовной жизни народа. В ней раскрываются особенности национального характера, «лицо народа». Основу народной педагогики составляют духовная культура, народные традиции, обычаи, социально-этнические нормы». И я считаю, что мудрость народа нельзя забывать. Пусть его язык, история, культура живут во все времена и передаются по наследству. А наследие нужно передавать из поколения в поколение с самого раннего возраста.
Я стараюсь воспитывать в своих учениках любовь и уважение к культуре разных народов. Общаясь с людьми старшего поколения, дети быстрее узнают о праздниках, традициях, обрядах и играх своего народа. На внеклассные занятия мы приглашаем ветеранов педагогического труда, тружеников тыла, поэтов, писателей, спортсменов, которых взрастила плодородная мухоршибирская земля..
«Словом своим деды и прадеды наши передавали нам свои заповеди, свою любовь к родному краю и прежде всего – любовь к родному языку», - внушал учителям и родителям В. А Сухомлинский. «Язык – духовное богатство народа», - считал он. Вот почему я думаю, что важно изучать родной язык. Сейчас идёт много дискуссий об изучении бурятского языка. По моему глубокому убеждению, жить в республике Бурятия и не знать бурятского языка – недопустимо.
Лучше понять свой язык и язык народов, живущих в нашей республике, помогают разучивание песен и игр, рассказывание стихотворений. Любовь к своему народу можно передать и через танец. На уроках хореографии в танцевальном кружке дети разучивают народные танцы. Как в любом танце, в бурятских , татарских , русских танцах нет ни одного бессмысленного движения. Через них передаются явления природы, изображаются движения птиц, показываются традиции и обряды, история, взаимоотношения, радость и печаль, труд и отдых.
А какой же танец без красочного костюма, правда? Очень важно научить украшать национальные костюмы. На уроках рисования и технологии мы учимся вышивать платочки, делать куклы и обереги, расписывать кокошники. Одним словом, я стараюсь учить детей премудростям своего народа, тем самым воспитываю культуру, любовь к Родине, дружбу, взаимопонимание и доброту.
…Закончен мой очередной трудовой день. Усталая, иду домой и уже планирую завтрашнюю встречу с моими питомцами, продумываю, что интересного я завтра расскажу и покажу своим детям, чтобы они ещё раз соприкоснулись с культурой нашего народа, чтобы ещё раз почувствовали свою причастность к истории своей Малой Родины.
.МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа №2»
Творческая работа- эссэ на тему:
«История культуры моего района»