Познакомить учащихся с научными достижениями в годы Великой Отечественной войны и показать роль науки физики в достижении Великой Победы, познакомить с земляками, для которых та война стала частью жизни, долгом, исполненным честно и достойно.
1.Формирование представлений о взаимодействии физики и техники и их значительной роли в победе над фашизмом.
2.Формирование информационной компетентности учащихся.
3.Формирование у учащихся представлений о связи физики с историей, литературой, информатикой.
1.Формирование гражданской ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа, гордости за отечественную науку на материалах об ученых-физиках, исторических фактах, документах.
2.Формирование навыков доброжелательного общения, взаимопомощи при работе в группе.
1.Развитие творческих способностей учащихся при создании мультимедийных презентаций.
2.Формирование элементов творческого поиска, познавательного интереса при подготовке страниц журнала.
3.Развитие эмоционально-ценностного мышления учащихся на примере взаимодействия физики, литературы, истории
Этапы урока | Деятельность учителя | Прогнозируемая деятельность учащихся |
I. Орг. момент. | Приветствие. Вступительное слово учителя Учитель: Вся наша страна в преддверии Великого праздника - Дня Победы. И сегодня у нас с вами необычный урок. Наш урок мы посвящаем годовщине Великой Победы над фашизмом. В достижение Великой Победы велик вклад ученых-физиков, которые в годы войны принимали участие в наращивании мощности массового серийного производства оружия, в разработке контрмер против немецкой боевой техники. Многие физики с оружием в руках отстаивали независимость нашей страны. Эпиграфом нашей совместной работы послужат слова президента Академии наук СССР в годы войны В. А. Комарова: "Участие в разгроме фашизма - самая благородная и великая задача, которая когда-либо стояла перед наукой". Урок мы проведем в форме устного журнала, страницы которого расскажут вам о вкладе советских ученых-физиков, конструкторов, изобретателей, техников, научных сотрудников в победу над фашизмом, с земляками, для которых та война стала частью жизни, долгом, исполненным честно и достойно. | |
Страницы журнала II. Страница первая: "Грозное лето 41-го" | Учитель: Итак, давайте перевернем первую страницу истории огненных военных лет. Страница первая: "Грозное лето 41-го" Учитель: Июнь 1941 года начался как обычно. Работали в привычном трудовом ритме заводы и фабрики, дети разъехались в пионерские лагеря, выпускники готовились к выпускному балу, ученые трудились в лабораториях , библиотеках: На рассвете 22 июня на нашу страну вероломно напал враг. Началась Великая Отечественная война, которая продолжалась 1418 дней и ночей и была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины. В первые дни войны прозвучала по радио песня на стихи Василия Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова "Священная война", в которой прозвучал призыв ко всем гражданам нашей великой страны: Звучат слова из песни «Священная война» Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашисткой силой темною, С проклятою ордой. | Выступление учащихся с демонстрацией своих презентаций "Грозное лето 41-го". |
III. Страница вторая: "На голубых морских дорогах". IV.Страница третья: "Броня крепка и танки наши быстры". V.Страница четвертая: "За рекою грянула "Катюша". | Учитель: И все ученые сделали решительный поворот: от сосредоточенной тишины библиотек, от налаженных лабораторных исследований они смело, с сознанием собственного долга шагнули в жестокие военные будни. Многие из них, повинуясь своему патриотическому порыву, ушли на фронт, вступили в отряды народного ополчения, ушли в партизанские отряды, чтобы с оружием в руках защищать свою Родину. И свято хранит народ в своей благодарной памяти дела и имена героев. И не забудутся все те, кто на огромном фронте, располосовавшем страну, отступая и не сходя с огненного рубежа, готовил далекую победу. Те, чья смертная дата лето 41 будет высечена на мраморных стелах и выведена от руки на фанерных обелисках, Те, в чьи наградные листы и в безвестные солдатские книжки война вписала первой строкой - грозное лето 41-го. Учитель: Рассказать обо всех героических делах, совершенных нашими учеными в годы великой битвы с фашизмом почти невозможно - так их много! Остановимся лишь на нескольких эпизодах. | Страница вторая: "На голубых морских дорогах". Выступления учащихся с демонстрацией презентации. Звучат слова из песни «Плещут холодные волны». Страница третья: "Броня крепка и танки наши быстры". Выступление учащихся с демонстрацией презентации. Звучат слова из песни « Песня о танкистах», Страница четвертая: "За рекою грянула "Катюша". Выступление учащихся с демонстрацией презентации. |
VI. Страница пятая: «Страницы истории «оленьих войск» | Учитель: В годы Великой Отечественной на Карельский фронт были мобилизованы тысячи пастухов с оленями. Помощь жителей тундры была неоценима там, где не могла пройти боевая техника. Захватить Мурманск – стратегически важный северный порт, который никогда не замерзал, — эту задачу немцы так и не смогли осуществить. Никто так хорошо не знал эти места, как коренные жители – кольские саамы. Каменистые сопки, тундровые долины, бурные ручьи, которые зимой сковывал лед, – пройти здесь можно было только на оленьем транспорте. Местных оленеводов в Красную армию призвали в ноябре 41-го, а в декабре они со своими оленями уже участвовали в боях. Оленеводов с их упряжками использовали не только для транспортировки снарядов, оружия и раненых. Они и в тыл врага ходили, и стреляли не хуже немецких снайперов. По неполным данным, к началу 1944 года орденами и медалями награждены 29 хантов, 89 нанайцев, 248 якутов. Всего за годы войны орденами и медалями награждено более 3 тысяч посланцев северных регионов, в том числе свыше 2000 представителей малочисленных народов. Алексей Яковлевич Ледков ушел на фронт в декабре 41-го. Послушаем рассказ о героическом соотечественнике. | Страница пятая: « Страницы истории «оленьих войск» Выступление учащихся с демонстрацией презентации. |
VII. Страница шестая: "В тылу, за линией фронта". | Учитель: Победа ковалась не только на полях сражений, но и глубоко в тылу | Страница шестая: "В тылу, за линией фронта". Выступление учащихся с демонстрацией презентации. Выступление учащихся с демонстрацией своих презентаций "А. Ф. Иоффе", "П. Л. Капица". |
VIII. Страница седьмая: "Ученые-физики". | Учитель: Советская наука боролась за победу в тылу. Читаем строки из доклада "Физика и война" сделанного академиком А. Ф. Иоффе в 1942 году на общем собрании АН СССР: "Я не могу подробно рассказать о той поистине героической работе, которую ведут многие из научных работников в условиях войны, но я лично был свидетелем того, как целая группа сотрудников в течение трех недель не выходила из лаборатории, работая там день и ночь. Иногда, свалившись, люди спали тут же на столах, но за три недели закончили громадную работу так, что она могла быть направлена на испытания. Я видел, как работали у нас в Казани при 40-45°С мороза на открытом воздухе с приборами, к которым прилипали руки, сдиралась кожа, но, тем не менее, ни один из сотрудников не отставал " | Страница седьмая: "Ученые-физики". Выступления учащихся с демонстрацией своих презентаций: "Анатолий Петрович Александров", "Игорь Васильевич Курчатов", "Сергей Иванович Вавилов". |
IX. Страница восьмая: «Наши земляки, для которых та война стала частью жизни, долгом, исполненным честно и достойно» | Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока не зря так называются, их, действительно, не много и власти всегда предоставляли аборигенам всевозможные льготы, в том числе и в воинской службе. Но еще в конце 1930-х годов появились первые северяне, добровольно служившие в рядах Красной Армии. Задолго до войны, несмотря на освобождение от воинской обязанности, ненец В. Корелин окончил авиашколу и приказом наркома обороны СССР получил звание командира-лётчика. В 1940 году в Петропавловске-Камчатском проводился первый призыв в ряды Красной Армии молодёжи Крайнего Северо-Востока СССР. Из дальних стойбищ прибыли молодые чукчи, коряки, эскимосы, эвены. Большинство из них имело оборонные значки «Готов к труду и обороне», «Ворошиловский стрелок» и начальное образование. В том же году в ряды Красной Армии призван нанаец С.Н. Оненко. Вскоре его избрали секретарем комсомольской организации полка, он отлично овладел специальностью артиллериста. К началу войны С.Н. Оненко был уже заместителем командира батареи. Молодой нанаец отважно сражался на Украине и Северном Кавказе, прошел с боями Польшу, Чехословакию, штурмовал Берлин и освобождал Прагу. Ратные подвиги С.Н. Оненко отмечены орденом Боевого Красного Знамени и несколькими боевыми медалями.
| Страница восьмая: « Наши земляки» Выступления учащихся с демонстрацией своих презентаций: |
XI. Страница девятая: «Победная весна» | Учитель: Сейчас мы перевернем последнюю страницу нашего журнала. Война, бушевавшая на планете 6 лет, а на нашей земле 4 года - 1418 дней, унесшая жизни миллионов людей, закончилась 9 мая 1945 года победой Советского Союза над фашистской Германией. Неимоверным напряжением душевных и физических сил война была выиграна в основном Советским Союзом. Оставшиеся в живых должны помнить, а их внуки и потомки знать, какой ценой была завоевана Победа. В памяти нашей сегодня и вечно будет жить великий подвиг нашего народа, подвиг всех тех, чьей жизнью и самоотверженным трудом завоевана Победа, Мир на Земле! Учитель: Вам, ребята, необходимо стремится к знаниям, овладевать ими, так как вы - будущее нашей страны, вы та сила, которая будет развивать отечественную науку и технику, потому что, как доказала история, "знания - это сила"! | Страница девятая: "Победная весна" Выступление учащихся с демонстрацией презентации. «Наш общий долг – защитить правду о минувшей войне, твёрдо противостоять попыткам переписать историю» В.Путин |
X. Заключение | Мы не забудем всех тех, кто с оружием в руках на полях сражений в смертельной схватке с фашизмом отстоял свободу и независимость нашей Родины, кто варил сталь, изготовлял снаряды, строил танки, самолеты, корабли. Мы не забудем всех тех, кто создавал вооружение, делал открытия, выполнял важные теоретические исследования - это ученые-физики, конструкторы, исследователи, инженеры, изобретатели, техники. Это благодаря их неимоверному труду, знаниям, практическому опыту и полету творческой мысли в короткие сроки совершенствовалась уже имеющаяся техника и рождались проекты новой боевой техники, разрабатывались материалы для создания надежного боевого оружия, не прекращались научные исследования, которые в значительной степени приблизили великую Победу и создали основу для достижения нашими учеными и нашей отечественной наукой авангардного положения в мировой науке и технике. Звучит песня "День Победы" | |