СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Системно-деятельностный подход на уроке математике «Умножение многозначных чисел на однозначное»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок относится к теме: «Умножение многозначных чисел на однозначное». Это урок изучения нового материала. Он связан с предыдущими уроками, на которых дети учились умножать двухзначные и трехзначные числа на однозначное.

Просмотр содержимого документа
«ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Системно-деятельностный подход на уроке математике «Умножение многозначных чисел на однозначное»»


Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

(МАОУ ДПО ИПК)







ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


«Системно-деятельностный подход на уроке математике

«Умножение многозначных чисел на однозначное»

(УМК «Школа России», 3 класс)







Выполнил: Падилова Ольга Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ «ООШ №16»



















Новокузнецк, 2018 г.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

Урок математики в системно-деятельностном подходе………………………4

Заключение ………………………………………………………………………8

Список литература………………………………………………………..………9

Приложение 1….…………………………………………………………………10

Приложение 2….…………………………………………………………………11



































ВВЕДЕНИЕ


Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Одним из важных этапов на уроке считаю этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Может быть, это самый главный этап урока. Дети должны удивиться, пойти вперёд, а, столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть в начале урока и на любом этапе урока. Системно-деятельностный подход  предполагает:

- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

- выявление и освоение учащимися  способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

- формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу.

В данной итоговой работе мной разработан проект урока математики в системно-деятельностном подходе по программе «Школа России», автор М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова.

Тема урока: «Умножение многозначных чисел на однозначное», 3 класс.

Тип урока: открытие нового знания.

Методы обучения: наглядный, словесный, исследовательский, проблемно-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Средства обучения: школьная доска, опорные листы, индивидуальные карточки по теме урока, учебник.








Цели:

  1. Формирования представления о способе умножения многозначного числа на однозначное.

  2. Развивать мышление, познавательную активность. умение сравнивать, обобщать, классифицировать. делать выводы;

  3. Воспитание интереса к предмету, показать значимость изучаемой темы


Ход урока


I.Организационный момент.

У.: Прозвенел урок, мы начинаем наш урок! Сегодня на уроке вам предстоит сделать ещё одно математическое открытие. Это удастся тому, кто будет очень внимательным и старательным.

Д.: Самостоятельно организовывают своё рабочее место

II. Актуализация опорных знаний.

1. Фронтальная работа

У.: Прочитайте числа, записанные на доске:

85, 6, 4, 215, 5075, 3, 20769, 5, 381263, 2

Назовите их в порядке возрастания, в какие группы можно распределить данные числа?

Д.: 2, 3 , 4, 5, 6, 85, 215, 5075, 20769

Чётные- нечётные; однозначные–многозначные

У.: В группе многозначных

чисел какие подгруппы можно выделить?

Д.: С нулём в одном из разрядов

У.: Что обозначают нули в записи этих чисел? 5075, 20769

Д.: сотни, единицы тысяч

У.: Составьте и запишите выражения на нахождение произведения, используя однозначное число и многозначное

Д.: Дети предлагают различные выражения. Например:

85х4 20769х6

215х5 381203х2

5075х3

У.: Назовите компоненты при умножении

Д.: первый множитель, второй множитель, произведение

У.: - Какие из этих выражений вы можете быстро вычислить?

Д.: 85х4 215х5

85х4=(80+5)х4=80х4+5х4=340 (Решают в тетради)

215х6=(200+10+5)х6=200х6+10х6+5х6=1290

85 215

Х 4 Х 6

_______ ____

340 1290


2. Индивидуальная работа

Д.: Самостоятельно решают в тетрадях, два ученика у доски.

3. Фронтальная проверка

У.: У всех ли получилось такая же запись, как на доске?

Д.: Ответы детей, обсуждение

У.: Молодцы! Какие знания вам помогли?

Д.: разрядный состав числа, правило умножения суммы на число, таблица умножения. Умножение двухзначного и трехзначного числа на однозначное.

III. Обозначение разрыва в знаниях учащихся. Формулирование учебной задачи

1. Фронтальная работа

У.: Попробуем вместе решить остальные выражения 5075х3. Как можно его вычислить?

Д.: Используя правило умножения суммы на число

5075 х 3=(5000+70+5) х3=5000 х 3+70 х3+5х3

У.: Как можно и короче написать и решить данный пример?

Д.: Ответы детей. Возникает проблема.

У.: Кто может сформулировать название темы урока?

Д.: Умножение многозначного числа на однозначное

Учитель записывает тему урока на доске

У.: Еще раз прочитайте тему и подумайте какие задачи перед нами стоят?


Учебная задача

Д.: Найти новый способ умножения многозначного числа на однозначное.


IV Физминутка

V Открытие нового знания

Вы знаете этот способ?

Нет

Давайте обратимся к учебнику. Открываем учебники на с.77, читаем самостоятельно правило.

1. Работа в парах

У.: Составьте общий алгоритм умножения на однозначное число в столбик, обсудите с учеником, сидящим рядом.

Готовый алгоритм, учитель вывешивает на доску

- Записать первый множитель

- записать второй множитель под разрядом единиц первого множителя

- умножить второй множитель на

каждую цифру в записи первого множителя

- прочитать полученное произведение

2.Фронтальная проверка

У.: Подымите руку у кого нет ошибок, молодцы!

Подымите руку у кого есть ошибки, объясните в чем ваша ошибка и исправьте.

3.Фронтальная работа

5075 х 3=(5000+70+5) х3=5000 х 3+70 х3+5х3

записать в столбик (один из учеников комментирует, записывая на доске, остальные в тетрадях)

5075

Х 3

_______

15225

У.: Сравните свои записи с записью на доске. Как быстрее было считать? Для чего нужна такая запись?

Д.: В столбик. Для быстроты счёта

У.: Можно ли использовать этот алгоритм при умножении пятизначного, шестизначного числа и т. д. на однозначное?

Д.: Да

У.: - Запишите оставшиеся примеры и вычислите.

4.Индивидуальная работа

Самостоятельно решают в тетрадях, один учащийся на доске.

5.Фронтальная проверка

Учащийся комментирует полученные записи, дети сверяют, высказываются если не согласны.

6.Самооценка.

У.: Подымите руку у кого нет ошибок, молодцы! Поставьте на полях «+»

Подымите руку у кого есть ошибки, объясните в чем ваша ошибка и исправьте. Поставьте «-»

VI Закрепление изученного.


У.: .Учебник стр.77 №333- выполнить умножение

Д.: Записывают примеры в столбик в тетрадь

5124 х 2

381263 х 2

1. Взаимопроверка

У.: Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. Если все правильно ставим «+», если есть ошибки, за каждую ошибку «-». Обсудите между собой, если не согласны с оценкой.

Все ли согласны со своими оценками если нет, давайте обсудим.

У.: стр.78 №341 – выполнить умножение

Д.: Дети работают самостоятельно, один ученик работает у доски.

2. Самопроверка с доски

Если все правильно ставим «+», если есть ошибки, за каждую ошибку «-», обратите внимание на то, в чем вы ошиблись.

3.Контроль и оценка знаний.


Учитель выдает карточки с заданием каждому ученику (3 варианта)

Д.: Решают примеры на карточках (Дети работают самостоятельно)

Самопроверка с доски, сдают карточки учителю.

У.: У кого задание вызвало затруднение и в чем?

Д.: Ответы детей

У.: Кто все решил правильно? Молодцы!

4. Групповая работа

Ловушка. Игра «Найди ошибку».

( у каждой группы набор примеров)


2076 2076 2076

Х 4 Х 4 Х 4

_______ ____ ______

8286 8704 8324


Д. : один ученик решает на доске ,а остальные в тетрадях (Работают в группах, по карточкам)

У.: Запишите пример правильно.

Д.: 2076

Х 4

________

8304

5.Фронтальная проверка. У кого все правильно, молодцы.


VII.Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), результатов своей деятельности и всего класса.

У.: Чему вы должны были научиться?

Д.: Найти новый способ умножения многозначного числа на однозначное.

У.: Как выполняется новый способ умножения многозначного числа на однозначное?

Д.: так же, как умножение трехзначного числа на однозначное: сначала умножают единицы, потом десятки, сотни и т.д.

У.: Кто понял новую тему и может объяснить другому–возьмёт весёлого смайлика

- Тот, кто понял, но объяснить другому не может - равнодушного смайлика

- Тот, кому нужно ещё объяснение – грустного смайлика

Д.: Дети подходят к доске и берут смайлики настроения

Обсуждение.

У.: Все молодцы, по этой теме бы с вами еще будем работать и кто испытывает затруднение в решении, мы обязательно разберемся.

VIII Домашнее задание

Стр. 77 №336 , №337






ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Данный урок относится к теме: «Умножение многозначных чисел на однозначное». Это урок изучения нового материала. Он связан с предыдущими уроками, на которых дети учились умножать двухзначные и трехзначные числа на однозначное. Цели данного урока соответствуют его содержанию, уровню сформированности умений и навыков учеников, а также направлены на развитие уровня усвоения знаний (с репродуктивного до применения в знакомой и в новой ситуации). Структура урока позволяла использовать разные формы работы: фронтальную, в парах, самостоятельную, индивидуальную, групповую. В начале урока было повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»  и создания «ситуации успеха» в работе над новым материалом. Свою задачу видела в том, чтобы стимулировать, заинтересовать, вселять уверенность.
Особое внимание уделялось развитию познавательной сферы учащихся и благоприятному психологическому климату на уроке. Это проявлялось в развитии познавательных процессов на уроке, побуждение к активному усвоению знаний, развитие психических процессов (внимания, воображения, памяти, мышления), удовлетворения любознательности учащихся; создание ситуации успеха, оптимистического настроения в процессе деятельности учащихся, использование приемов воспитания у ребенка уверенности в своих возможностях. На уроке реализовывала принципы доступности, наглядности. В результате разворота логики учителя, дети приходят к нужной задаче. Добиваюсь, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу. Все этапы урока соблюдены. Проведен контроль. Учащиеся выполняют задание нового типа. Проверка проходит фронтально, ребята справились с заданием. Для осознания учащимися своей учебной деятельности проводилась рефлексия и самооценка результатов деятельности своей и всего класса. В конце урока класс соотносил поставленные цели и конечные результаты, и фиксировал степень их соответствия. Рефлексия началась с вопросов, помогающих учащимся оценить учебную деятельность, затем предлагалось выразить оценку учебной деятельности через выбор смайликов. Ребята с радостью оценили свою работу и осознание новой темы.    Фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. Вывод: урок поставленной цели достиг. Таким образом, системно-деятельностный подход в образовании даёт возможность «взращивать семена знаний» на основе поиска, творчества, общего продвижения в развитии. Учитель на уроке вместе с детьми учится, развивается, ставит себя на место ученика, старается понять его состояние, его чувства, его мысли. Именно такое сотрудничество ученика и учителя, сотрудничество, в ходе которого происходят дискуссии, совершаются хотя бы маленькие открытия, и делает процесс обучения действительно интересным, творческим, развивающим.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения [Текст] / Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.

  2. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Математика 1 часть, 4 класс Серия «Школа России» /М.: Просвещение, 2017



  1. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. [Текст] /М., 2010. С 4-22.



































ПРИЛОЖЕНИЕ 1
















































ПРИЛОЖЕНИЕ 2














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!