Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
(МАОУ ДПО ИПК)
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Системно-деятельностный подход на уроке математике
«Умножение многозначных чисел на однозначное»
(УМК «Школа России», 3 класс)
Выполнил: Падилова Ольга Ивановна
учитель начальных классов
МБОУ «ООШ №16»
Новокузнецк, 2018 г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………3
Урок математики в системно-деятельностном подходе………………………4
Заключение ………………………………………………………………………8
Список литература………………………………………………………..………9
Приложение 1….…………………………………………………………………10
Приложение 2….…………………………………………………………………11
ВВЕДЕНИЕ
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Одним из важных этапов на уроке считаю этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Может быть, это самый главный этап урока. Дети должны удивиться, пойти вперёд, а, столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть в начале урока и на любом этапе урока. Системно-деятельностный подход предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу.
В данной итоговой работе мной разработан проект урока математики в системно-деятельностном подходе по программе «Школа России», автор М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова.
Тема урока: «Умножение многозначных чисел на однозначное», 3 класс.
Тип урока: открытие нового знания.
Методы обучения: наглядный, словесный, исследовательский, проблемно-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Средства обучения: школьная доска, опорные листы, индивидуальные карточки по теме урока, учебник.
Цели:
Формирования представления о способе умножения многозначного числа на однозначное.
Развивать мышление, познавательную активность. умение сравнивать, обобщать, классифицировать. делать выводы;
Воспитание интереса к предмету, показать значимость изучаемой темы
Ход урока
I.Организационный момент.
У.: Прозвенел урок, мы начинаем наш урок! Сегодня на уроке вам предстоит сделать ещё одно математическое открытие. Это удастся тому, кто будет очень внимательным и старательным.
Д.: Самостоятельно организовывают своё рабочее место
II. Актуализация опорных знаний.
1. Фронтальная работа
У.: Прочитайте числа, записанные на доске:
85, 6, 4, 215, 5075, 3, 20769, 5, 381263, 2
Назовите их в порядке возрастания, в какие группы можно распределить данные числа?
Д.: 2, 3 , 4, 5, 6, 85, 215, 5075, 20769
Чётные- нечётные; однозначные–многозначные
У.: В группе многозначных
чисел какие подгруппы можно выделить?
Д.: С нулём в одном из разрядов
У.: Что обозначают нули в записи этих чисел? 5075, 20769
Д.: сотни, единицы тысяч
У.: Составьте и запишите выражения на нахождение произведения, используя однозначное число и многозначное
Д.: Дети предлагают различные выражения. Например:
85х4 20769х6
215х5 381203х2
5075х3
У.: Назовите компоненты при умножении
Д.: первый множитель, второй множитель, произведение
У.: - Какие из этих выражений вы можете быстро вычислить?
Д.: 85х4 215х5
85х4=(80+5)х4=80х4+5х4=340 (Решают в тетради)
215х6=(200+10+5)х6=200х6+10х6+5х6=1290
85 215
Х 4 Х 6
_______ ____
340 1290
2. Индивидуальная работа
Д.: Самостоятельно решают в тетрадях, два ученика у доски.
3. Фронтальная проверка
У.: У всех ли получилось такая же запись, как на доске?
Д.: Ответы детей, обсуждение
У.: Молодцы! Какие знания вам помогли?
Д.: разрядный состав числа, правило умножения суммы на число, таблица умножения. Умножение двухзначного и трехзначного числа на однозначное.
III. Обозначение разрыва в знаниях учащихся. Формулирование учебной задачи
1. Фронтальная работа
У.: Попробуем вместе решить остальные выражения 5075х3. Как можно его вычислить?
Д.: Используя правило умножения суммы на число
5075 х 3=(5000+70+5) х3=5000 х 3+70 х3+5х3
У.: Как можно и короче написать и решить данный пример?
Д.: Ответы детей. Возникает проблема.
У.: Кто может сформулировать название темы урока?
Д.: Умножение многозначного числа на однозначное
Учитель записывает тему урока на доске
У.: Еще раз прочитайте тему и подумайте какие задачи перед нами стоят?
Учебная задача
Д.: Найти новый способ умножения многозначного числа на однозначное.
IV Физминутка
V Открытие нового знания
Вы знаете этот способ?
Нет
Давайте обратимся к учебнику. Открываем учебники на с.77, читаем самостоятельно правило.
1. Работа в парах
У.: Составьте общий алгоритм умножения на однозначное число в столбик, обсудите с учеником, сидящим рядом.
Готовый алгоритм, учитель вывешивает на доску
- Записать первый множитель
- записать второй множитель под разрядом единиц первого множителя
- умножить второй множитель на
каждую цифру в записи первого множителя
- прочитать полученное произведение
2.Фронтальная проверка
У.: Подымите руку у кого нет ошибок, молодцы!
Подымите руку у кого есть ошибки, объясните в чем ваша ошибка и исправьте.
3.Фронтальная работа
5075 х 3=(5000+70+5) х3=5000 х 3+70 х3+5х3
записать в столбик (один из учеников комментирует, записывая на доске, остальные в тетрадях)
5075
Х 3
_______
15225
У.: Сравните свои записи с записью на доске. Как быстрее было считать? Для чего нужна такая запись?
Д.: В столбик. Для быстроты счёта
У.: Можно ли использовать этот алгоритм при умножении пятизначного, шестизначного числа и т. д. на однозначное?
Д.: Да
У.: - Запишите оставшиеся примеры и вычислите.
4.Индивидуальная работа
Самостоятельно решают в тетрадях, один учащийся на доске.
5.Фронтальная проверка
Учащийся комментирует полученные записи, дети сверяют, высказываются если не согласны.
6.Самооценка.
У.: Подымите руку у кого нет ошибок, молодцы! Поставьте на полях «+»
Подымите руку у кого есть ошибки, объясните в чем ваша ошибка и исправьте. Поставьте «-»
VI Закрепление изученного.
У.: .Учебник стр.77 №333- выполнить умножение
Д.: Записывают примеры в столбик в тетрадь
5124 х 2
381263 х 2
1. Взаимопроверка
У.: Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. Если все правильно ставим «+», если есть ошибки, за каждую ошибку «-». Обсудите между собой, если не согласны с оценкой.
Все ли согласны со своими оценками если нет, давайте обсудим.
У.: стр.78 №341 – выполнить умножение
Д.: Дети работают самостоятельно, один ученик работает у доски.
2. Самопроверка с доски
Если все правильно ставим «+», если есть ошибки, за каждую ошибку «-», обратите внимание на то, в чем вы ошиблись.
3.Контроль и оценка знаний.
Учитель выдает карточки с заданием каждому ученику (3 варианта)
Д.: Решают примеры на карточках (Дети работают самостоятельно)
Самопроверка с доски, сдают карточки учителю.
У.: У кого задание вызвало затруднение и в чем?
Д.: Ответы детей
У.: Кто все решил правильно? Молодцы!
4. Групповая работа
Ловушка. Игра «Найди ошибку».
( у каждой группы набор примеров)
2076 2076 2076
Х 4 Х 4 Х 4
_______ ____ ______
8286 8704 8324
Д. : один ученик решает на доске ,а остальные в тетрадях (Работают в группах, по карточкам)
У.: Запишите пример правильно.
Д.: 2076
Х 4
________
8304
5.Фронтальная проверка. У кого все правильно, молодцы.
VII.Рефлексия
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), результатов своей деятельности и всего класса.
У.: Чему вы должны были научиться?
Д.: Найти новый способ умножения многозначного числа на однозначное.
У.: Как выполняется новый способ умножения многозначного числа на однозначное?
Д.: так же, как умножение трехзначного числа на однозначное: сначала умножают единицы, потом десятки, сотни и т.д.
У.: Кто понял новую тему и может объяснить другому–возьмёт весёлого смайлика
- Тот, кто понял, но объяснить другому не может - равнодушного смайлика
- Тот, кому нужно ещё объяснение – грустного смайлика
Д.: Дети подходят к доске и берут смайлики настроения
Обсуждение.
У.: Все молодцы, по этой теме бы с вами еще будем работать и кто испытывает затруднение в решении, мы обязательно разберемся.
VIII Домашнее задание
Стр. 77 №336 , №337
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данный урок относится к теме: «Умножение многозначных чисел на однозначное». Это урок изучения нового материала. Он связан с предыдущими уроками, на которых дети учились умножать двухзначные и трехзначные числа на однозначное. Цели данного урока соответствуют его содержанию, уровню сформированности умений и навыков учеников, а также направлены на развитие уровня усвоения знаний (с репродуктивного до применения в знакомой и в новой ситуации). Структура урока позволяла использовать разные формы работы: фронтальную, в парах, самостоятельную, индивидуальную, групповую. В начале урока было повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и создания «ситуации успеха» в работе над новым материалом. Свою задачу видела в том, чтобы стимулировать, заинтересовать, вселять уверенность.
Особое внимание уделялось развитию познавательной сферы учащихся и благоприятному психологическому климату на уроке. Это проявлялось в развитии познавательных процессов на уроке, побуждение к активному усвоению знаний, развитие психических процессов (внимания, воображения, памяти, мышления), удовлетворения любознательности учащихся; создание ситуации успеха, оптимистического настроения в процессе деятельности учащихся, использование приемов воспитания у ребенка уверенности в своих возможностях. На уроке реализовывала принципы доступности, наглядности. В результате разворота логики учителя, дети приходят к нужной задаче. Добиваюсь, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу. Все этапы урока соблюдены. Проведен контроль. Учащиеся выполняют задание нового типа. Проверка проходит фронтально, ребята справились с заданием. Для осознания учащимися своей учебной деятельности проводилась рефлексия и самооценка результатов деятельности своей и всего класса. В конце урока класс соотносил поставленные цели и конечные результаты, и фиксировал степень их соответствия. Рефлексия началась с вопросов, помогающих учащимся оценить учебную деятельность, затем предлагалось выразить оценку учебной деятельности через выбор смайликов. Ребята с радостью оценили свою работу и осознание новой темы. Фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. Вывод: урок поставленной цели достиг. Таким образом, системно-деятельностный подход в образовании даёт возможность «взращивать семена знаний» на основе поиска, творчества, общего продвижения в развитии. Учитель на уроке вместе с детьми учится, развивается, ставит себя на место ученика, старается понять его состояние, его чувства, его мысли. Именно такое сотрудничество ученика и учителя, сотрудничество, в ходе которого происходят дискуссии, совершаются хотя бы маленькие открытия, и делает процесс обучения действительно интересным, творческим, развивающим.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения [Текст] / Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.
М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Математика 1 часть, 4 класс Серия «Школа России» /М.: Просвещение, 2017
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. [Текст] /М., 2010. С 4-22.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2