СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческие задания по теме «Существительное» по учебнику «Русский язык» под ред. Е. А. Быстровой для 5 класса. – Москва, «Русское слово», составленные по текстам, энциклопедий, справочников, словарей.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка творческих заданий для учащихся при изучении части речи "Существительное" по учебнику "Русский язык" под. ред. Е. А. Быстровой для 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Творческие задания по теме «Существительное» по учебнику «Русский язык» под ред. Е. А. Быстровой для 5 класса. – Москва, «Русское слово», составленные по текстам, энциклопедий, справочников, словарей.»







Творческие задания по теме «Существительное»

по учебнику «Русский язык» под ред. Е.А. Быстровой для 5 класса. – Москва, «Русское слово», составленные по текстам, энциклопедий, справочников, словарей



































Творческие задания по теме «Существительное»


  1. §15 Что обозначает существительное?

  2. §16 Правописание суффиксов существительных-чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а))

  3. §17 Правописание суффиксов существительных-ек-, -ик-

  4. §18 Правописание не с именем существительным 

  5. §19 Имена существительные одушевленные и неодушевленные

  6. §20 Имена существительные нарицательные и собственные 

  7. §21 Род имен существительных  

  8. §22 Имена существительные общего рода

  9. §23 Род несклоняемых имен существительных

  10. §24 Склонение имен существительных

  11. §25 Число имен существительных 

  12. §26 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

  13. §27 Морфологический разбор имени существительного

  14. Культура речи
























  1. Что обозначает существительное?


  1. Подберите высказывания российских лингвистов о существительном и напишите, как вы их понимаете.


Эталон


«Имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним». (В. Г. Ветвицкий)


В своём образном высказывании известный лингвист В. Г. Ветвицкий довольно точно передал то значение, которое имеет имя существительное в русском языке. Я полностью согласен с этим высказыванием, поскольку имя существительное играет важнейшую роль в любом предложении, а, следовательно, и в любом повествовании. И если сравнивать какой-либо имеющий смысл рассказ со своеобразным языковым оркестром, то эта часть речи всегда задает тон повествованию и управляет другими частями речи, как музыкантами во время концерта. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что имя существительное играет главную роль в грамматике русского языка, а все остальные части реши лишь дополняют его и разнообразят его смысловую нагрузку.


«Имя существительное - хлеб языка». (Л. В. Успенский).


Высказывание известного филолога Л.В. Успенского я понимаю так. Хлеб – это основная пища, без хлеба нет жизни. Имя существительное, как и хлеб, дает пищу всем словам и является, по сути, основой языка. В русском языке на каждые 100 слов приходится около 40 существительных! Как невозможно представить нашу жизнь без хлеба, так невозможно представить русский язык без имен существительных.


  1. Подберите одно из стихотворений А. Блока и определите: какую роль играет имя существительное в стихотворении? Подсчитайте, из скольких слов состоит стихотворение.



Эталон


А. Блок

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -

Все будет так. Исхода нет.


Умрешь - начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

https://rustih.ru/



В тексте слов: 34

Существительных: 14

Прилагательные: 3

Глаголов: 5

Наречия: 6

Местоимений: -

Предлогов: -

Частиц: 1

Союзов: 5




  1. Правописание суффиксов существительных-чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а))


  1. Выпишите название профессий из «Толкового словаря русского языка С. И. Ожёгова и Н. Ю. Шведова (Издательство ИТИ Технологии, 2005г.)  для проверки орфограммы: правописание суффиксов существительных-чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а).


Эталон


Аварийщик, банщик, вертолётчик, грузчик, переплётчик, сварщик, часовщик, фасовщик, кровельщик, смазчик, копировщик, сортировщик, экскаваторщик, лётчик, текстильщик,

  1. Составьте небольшой текст на изучаемую орфограмму «Правописание суффиксов существительных-чик-, -щик-» на тему профессии.


Эталон


В мире есть очень много профессий, и у каждого своё значение. Например, каменщик он строительный рабочий, специалист занимающийся возведением или ремонтом каменных конструкций. Макетчик-мастер по созданию макетов существующих или планирующихся строений, конструкций. Кладовщик это сотрудник складского хозяйства, подчиняющийся непосредственно начальнику или заведующему складом и выполняющий большинство складских операций.



  1. Правописание суффиксов существительных-ек-, -ик-


  1. Выпишите слова из «Русского орфографического словаря» В.В. Лопатина (Москва, Издательство Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова, 2005 год) для проверки орфограммы: правописание суффиксов существительных-ек-, -ик- для проверки соседа по парте.


Эталон:


Барашек, веничек, ларёчек, ботиночек, орешек, листик, холмик, столик, кубик, мостик.


  1. Выпишите 10 слов из «Русского орфографического словаря» В. В. Лопатина (Москва, Издательство Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова, 2005 год) и с помощью суффикса –ек-, -ик- образуйте слова с уменьшительно- ласкательным значением и запишите их в такой последовательности: а) с суффиксом –ек-, б) с суффиксом –ик-, в) с суффиксом –чик-. Подчеркните слова при образовании которых происходит чередование согласных г//ж, к//ч, х//ш, ц//ч.


Эталон


а) Щенокщеночек

Орех орешек

Платок – платочек

Мешок – мешочек

Карман – кармашек

Овраг овражек


б) Бант – бантик

Холм – холмик

Мяч – мячик

Дождь – дождик


в) Шкаф - шкафчик

Огурецогурчик

Птенец - птенчик

Кирпич – кирпичик

Графин – графинчик



  1. Правописание не с именем существительным


1. Проведите исследование словаря В.И. Даля «Пословицы русского народа» (Издательство Азбука, 2007 г.). Выпишите пословицы и поговорки и объясните правописание НЕ с существительными.



Эталон


Кнут (плеть) не мука, а вперёд наука.

Не земля родит (кормит), а нивка (т.е. обработанная земля).

Не гонкой волка бьют, уловкой.

Не работа дорога, умение.

Не место красит человека, а человек место.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Не всё ненастье – проглянет и красно солнышко.

Невеличка капля, а камень долбит.

Знайка дорожкой бежит, незнайка на печке лежит.

Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.


НЕ с существительными пишется слитно в следующих случаях:

· если слов не употребляется без НЕ: невежда, невежа, неверие, невзгоды, недотёпа;

· если слов можно заменить синонимом без НЕ: недруг (враг), неправда (ложь), несчастье (беда);

НЕ с существительными пишется раздельно в следующих случаях:

· если есть или подразумевается противопоставление: не осторожность, а трусость; нет, это не отчаяние.


2. Подберите тексты из «Словаря афоризмов русских писателей» (Москва, издательство «Русский язык—Медиа», 2015 г.). Выпишите существительные и распределите их в следующую таблицу: НЕ с существительными пишется слитно, НЕ с существительными пишется раздельно.


Эталон


1. «И волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе» (А. С. Пушкин)

2. «О край дождей и непогоды, кочующая тишина…» (С. Есенин)

3. «Не преступление любить несколько раз в жизни и не заслуга любить только один раз: упрекать себя за первое и хвастать вторым- равно нелепо.» (Белинский В. Г.)

4. «Подметить ошибку в деле - ещё не значит доказать неправильность самого дела.» (Белинский В. Г.)

5. «Страж чистоты языка – не академия, не грамматика, а дух народа.» (Белинский В.Г.)

6. «Школа несчастья есть самая лучшая школа.» (Белинский В. Г.).

7. «Не казнь страшна, а приготовления к ней.» ( Гончаров И. А.)

8. «Ненависть очень легко даётся.» (Горький М. )

9. «Живой человек носит в своём сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветёт его здоровьем, блаженствует его счастьем вне собственных, своих личных обстоятельств.» (Белинский В. Г.).

10. «Уж не оттого ли люди истязают детей…, что их так трудно воспитывать, а сечь так легко? Не мстим ли мы наказанием за нашу неспособность?» (Герцен А. И.)



НЕ пишется слитно

НЕ пишется раздельно

недруг

непогоды

неправильность

несчастья

ненависть

неспособность

не преступление

не академия

не грамматика

не казнь


  1. Имена существительные одушевленные и неодушевленные



  1. Подбери текст из энциклопедии «Всё о животных от А до Я» Ф. Джона ( И. Горелик. Москва, издательство Махаон 1999 год.). Подчеркните существительные одушевленные одной чертой и неодушевленные двумя чертами.

Эталон

Белый медведь.

Белые медведи обитают в районах вечных льдов Арктики, где они охотятся и растят детёнышей. Белая шерсть делает медведей практически незаметными на снегу. Охотятся они в основном на тюленей, но очень любят полакомиться рыбой. Это единственный вид медведей, не впадающий в спячку.

У белых медведей жёсткая густая шерсть и толстый слой жира, защищающий их от переохлаждения, когда температура падает до 30 градусов и ниже. Белые медведи прекрасно плавают. Им частенько приходится лавировать рядом с плавающим айсбергом.

Иногда они заплывают на много километров в открытое море, загребая большими, поросшими шерстью лапами. Белый медведь заправский рыбак, подстерегает тюленя у лунки во льду. Когда тюлень всплывает, чтобы глотнуть воздух, медведь хватает его, убивает и съедает.

Белые медведи живут поодиночке и встречаются только весной, отправляясь на юг для спаривания. Они доходят лишь до устья реки Амур в России и до пролива Святого Лаврентия в Канаде.

Самка белого медведя весит до 800 килограммов. В начале декабря у белых медведей рождаются детёныши, которые не выходят наружу до весны, оставаясь с матерью в берлоге.



2. Выпишите 10 слов неодушевлённых существительных из «Толкового словаря русского языка С. И. Ожёгова и Н. Ю. Шведова (Издательство ИТИ Технологии, 2005г.) и «превратите» неодушевлённые существительные в одушевлённые с помощью суффиксов –ёр (-ер), -ач, -ист.

Эталон


Авантюра – авантюрист

Автомобиль - автомобилист

Бадминтон – бадминтонист

Велосипед - велосипедист

Журнал - журналист

Комбайн – комбайнёр

Скрипка – скрипач

Сила - силач

Цирк – циркач

Шахта – шахтёр



  1. Имена существительные нарицательные и собственные



  1. Подберите отрывок из текста из детской энциклопедии «Энциклопедия для детей» Т.12 Россия: физическая география, издательский центр «Аванта +», Москва,1999 г.) Выпишите собственные имена существительные и укажите, что они называют.

Эталон



Климат



Природа России известна суровым климатом, и прежде всего долгой морозной зимой. Жители Лондона, в парках которого растут пальмы под открытым небом, или Германии, где на берегах Рейна выращивают виноград, с трудом представляют себе, как можно жить в условиях, когда 4-5 (а кое-где и 9-10) месяцев в году лежит снег. Правда в Антарктиде, Гренландии, в высоких горах ещё холоднее, но там практически никто и не живёт постоянно.



Россия, Германия – страна.

Рейн – река.

Лондон – город.

Гренландия - крупнейший остров на территории Арктики.

Антарктида - материк в Антарктике.



  1. Выпишите из «Толкового словаря русского языка С.И. Ожёгова и Н.Ю. Шведова (Издательство ИТИ Технологии, 2005г.) слова существительные обозначающие названия однородных предметов и назовите их одним общим словом, нарицательным существительным.


Эталон


Апельсин, айва, банан, груша, яблоко – фрукты.

Аварийщик, банщик, вертолётчик, грузчик, переплётчик – профессии.

Диван, комод, кровать, стул, парта, шкаф – мебель.



  1. Род имен существительных



  1. Подберите отрывок из текста из детской энциклопедии «Энциклопедия для детей» Т.12 Россия: физическая география, издательский центр «Аванта +» , Москва,1999 г.) . Выпишите существительные и определите их род. Для определения рода поставьте слово в именительный падеж единственного числа, и определить род.





Эталон


Водохранилища России


Сила бегущей воды использовалась на Руси издавна. Упоминания о водяных мельницах встречаются в летописях начиная со времён Киевской Руси. Такая мельница представляла собой запруду на реке или ручье с установленным на ней колесом. Од давлением воды колесо медленно вращалось, приводя в движения жернова. Пруды при мельницах – родоначальники современных водохранилищ, а водяные колёса – «предки» громадных турбин гидроэлектростанций.



Существительные

женского рода

Существительные

мужского рода

Существительные

среднего рода

Сила

Вода

Мельница

Летопись

Запруда

Турбина

Гидроэлектростанция

Русь

Россия

Ручей

Жёрнов

Пруд

Родоначальник

Предок

Упоминание

Колесо

Давление

Водохранилище



  1. Подберите для проверки соседа по парте слова существительные из «Толкового словаря русского языка С.И. Ожёгова и Н.Ю. Шведова (Издательство ИТИ Технологии, 2005г.) и впишите их в таблицу.











Эталон



Ь знак после шипящих на конце существительных

Пишется

Не пишется

ж.р., ед.ч., им. п.

м.р., ед.ч., им.п.

ж.р., мн.ч., род.п

Вещь

Мышь

Ночь

Рожь

Мяч

Лещ

Нож

Ковш

Туч

Рощ

Луж

Крыш





  1. Имена существительные общего рода



  1. Подберите стихотворения из детской поэзии, в которых используются существительные общего рода, и выделите их.



Эталон



Крошка сын

к отцу пришел,

и спросила кроха:

– Что такое

Хорошо

и что такое

плохо? (В. Маяковский, «Что такое хорошо и что такое плохо?).



Ты один не умывался

И грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

И чулки и башмаки (К. Чуковский, «Мойдодыр»).





Галю вычеркнут из списка!

Все сказали ей в глаза:

– Ты, во-первых, эгоистка,

Во-вторых, ты егоза (А. Барто, «Выборы»).





Шестьсот гусей на тридцать

Помножить я не мог.

«Петров, не будь тупицей!» –

Сказал мне педагог (А. Барто, «Ярлычок»).



Только раки-забияки

Не боятся бою-драки;

Хоть и пятятся назад,

Но усами шевелят

И кричат великану усатому (К. Чуковский, «Тараканище»).



Купили в магазине

Резиновую Зину,

Резиновую Зину

В корзинке принесли.

Она была разиней,

Резиновая Зина,

Упала из корзины,

Измазалась в грязи (А. Барто, «Резиновая Зина»).

https://rustih.ru/



  1. Подберите для проверки соседа по парте 5 толкований слов существительных общего рода из «Толкового словаря русского языка С.И. Ожёгова и Н.Ю. Шведова (Издательство ИТИ Технологии, 2005г.) .



Эталон



  1. ЗЛЮКА м. и ж (разг.). Тот, кто постоянно злится из-за плохого характера.

  2. НЕВЕЖДА м. и ж. Малообразованный человек, а также человек, несведущий в какой-нибудь области.

  3. ЗАДИРА м. и ж. (разг.). Человек, который затевает ссоры, драки, забияка.

  4. ЧИСТЮЛЯ м. и ж. (разг.). Любитель чистоты, крайне аккуратный человек.

  5. УМНИЦА м. и ж. (разг.). Умный, способный человек.





  1. Род несклоняемых имен существительных



  1. Выпишите из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля (Москва, издательство «Терра – книжный клуб», том 2 И – О, том 3 П, 1998 г., 812 с.) несклоняемые существительные.



Эталон



Метро, кино, пальто, кашне, кенгуру, жалюзи, маэстро, пианино, эскимо, авеню.



  1. Подберите и выпишите из книги И. Л. Расуловой «Грамматика в стихах» (https://stihi.ru/) стихотворение с несклоняемыми существительными и подчеркните их.





Эталон



Летний отпуск в зоопарке



По широкому шоссе

Едет в «Волге» ШИМПАНЗЕ.

А на крыше «Вольво»

Развалился вольно,

Ноги свесив на капот,

Настоящий бегемот.

Посмотрите, дети:

ГРИЗЛИ на мопеде.

А в каретах ПОНИ,

И везут их кони.

От такой картины

Шмель влез в паутину.

У КОЛИБРИ-крошки

Задрожали ножки.

Полетела к МАНГО,

Станцевала ТАНГО

С комаром на ветке,

Кавалером редким.

Напились нектару,

И набрали в тару.

АВОКАДО на пути –

Невозможно обойти.

Напитались соком,

Дали и сорокам.

В полдень, в самую жару,

Пробежала КЕНГУРУ,

С лёгкою корзиной

Мчалась к магазину.

Что случилось в зоопарке?

День сегодня, видно, жаркий?

Все открыты двери,

Разбежались звери.

– Объясните поскорей.

– Летний отпуск у зверей!





2.

К ботаническому саду

Звери топают отрядом.

Не спускаются в МЕТРО,

Им идти недалеко.

Шествуют в САБО макаки,

Их береты в алых маках.

Посмотрите: КАКАДУ

В пёстреньких КАШНЕ идут!

Ждёт зверей КАФЕ в саду,

По БЕЗЕ там всем дадут.

Будет КОФЕ и КАКАО,

Фруктов, КРЕМ-БРЮЛЕ немало.

В тёмно-синем лимузине

Две пантеры подкатили.

На ТАКСИ приехал – вот! –

Камышовый дикий кот.

Все бегут смотреть КИНО

О стране своей родной.

Прокрутили фильмы лихо,

Но сидят зверята тихо...

И ещё бы посмотрели,

Да пора уже в постели.

Завтра всех директор хочет

Повезти в дендрарий в СОЧИ.



  1. Склонение имен существительных



  1. Подберите тексты из «Словаря афоризмов русских писателей» (Москва, издательство «Русский язык—Медиа», 2015 г.). Определите склонение имён существительных и впишите их в таблицу.



Эталон



  1. «Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются — и старые, и малые.» (В.Г. Белинский)

  2. «Отчизны голос — голос лучшей музы.» (П. Беранже)

  3. «Любовь к отечеству должна выходить из любви к человечеству, как частное из общего.» (В. Г. Белинский)

  4. «В ячейке семейной зарождается любовь к Родине.» (Ф. Бэкон)

  5. "Материнство облагораживает женщину, когда она отказывается от всего, отрекается, жертвует всем ради ребенка." (Я.Корчак)



1-е склонение

2- е склонение

3-е склонение

Книга

Отчизна

Муза

Ячейка

Родина

Женщина


Голос

Отечество

Человечество

Материнство

Ребенок



Жизнь

Любовь



  1. Проведите исследование словаря В.И. Даля «Пословицы русского народа» (Издательство Азбука, 2007 г.). Выпишите пословицы и поговорки. Определите склонение имён существительных и впишите их в таблицу.



Эталон



  1. Грозит мышь кошке, да из норы.

  2. Всякая работа мастера хвалит.

  3. Работа веселит сердце человека.

  4. От безделья собака на ветер лает.

  5. Гроза бьёт по высокому дереву.

  6. Лучше горькая правда друга, чем сладкая ложь.



1-е склонение

2- е склонение

3-е склонение

Кошка

Нора

Работа

Собака

Гроза

Правда

Мастер

Сердце

Человек

Безделье

Ветер

Дерево

Друг

Мышь

Ложь



  1. Число имен существительных



  1. Проведите исследование словаря В.И. Даля «Пословицы русского народа» (Издательство Азбука, 2007 г. ). Выпишите из словаря 10 пословиц и поговорок и выделите в них существительные единственного числа одной чертой, а множественного числа двойной чертой.



Эталон



У кого в руках, у того и в устах.

Это еще вилами на воде писано.

Живой пес лучше мертвого льва.

Сосед спать не дает: хорошо живет.

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

Крепкую дружбу и водой не разольёшь.

Настоящий друг познаётся в беде.

Нет друга, так ищи, а нашёл — береги.

В настоящей дружбе так — сам пропадай, а друга из беды выручай.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.



  1. Выпишите 5 слов существительных, имеющих только форму единственного числа и 5 слов существительных имеющих только форму множественного числа из «Толкового словаря русского языка С.И. Ожёгова и Н.Ю. Шведова (Издательство ИТИ Технологии, 2005г.)



Эталон


Нефть, храбрость, человечество, сметана, шерсть.

Дрожжи, макароны, ножницы, очки, качели




  1. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных



  1. Выпишите из словаря В.И. Даля «Пословицы русского народа» (Издательство Азбука, 2007 г. ). 5 пословиц и поговорок. По окончанию существительных определите склонение и падеж.



Эталон

  1. На безрыбье (2 скл., п.п.) и рак рыба.

  2. Птичке (1 скл., д.п.) ветка дороже золотой клетки. (1 скл., р.п.)

  3. Злой плачет от зависти. (3 скл., р.п.)

  4. При солнышке (2 скл., п.п.) тепло, при матери (3 скл., п.п.) добро.

  5. Делу время, потехе (1 скл. , д.п.) час.



  1. Проведите исследование Фразеологического словаря современного русского языка Ю.А Лирионовой (Москва, издательство Аделант, 2014 г.) . Выпишите фразеологизмы и распределите их в таблицу.

Эталон



После шипящих и ц в окончаниях существительных под ударением

пишется о

Без ударения в окончаниях существительных пишется е

Лицом к лицу

Жизнь бьёт ключом

Плечом к плечу

С тяжёлым сердцем

Пальцем не пошевельнёт

Как свои пять пальцев



  1. Морфологический разбор имени существительного

  1. Учитель попросил Петю подобрать текст из детской энциклопедии «Энциклопедия для детей» Т.12 Россия: физическая география, издательский центр «Аванта +» , Москва,1999 г.) . и для выполнения морфологического разбора выписать 2существительных на выбор.



Эталон



Моря трёх океанов

Моря для России и её жителей с давних пор имели большое значение и не были чем- то отвлечённым. Достаточно обратиться к фольклору – по морю плавают сказочные герои, о нём слагаются песни и легенды.

Древние Русиче, не в пример другим обитателям глубинных частей материков, были знакомы с морями не понаслышке. Подолгу путешествовали они по широким рекам, а затем по бескрайним морям – к неведомым манящим заморским странам, чтобы возвратиться оттуда с диковинным товаром и новым впечатлением. Унаследовали эту страсть к дальним водным просторам и потомки русских первопроходцев, которые обжили берега морей трёх океанов, основали там города и пристани и превратили Россию в могучую морскую державу.



Моря для России и её жителей с давних пор имели большое значение и не были чем- то отвлечённым.



Моря

  1. (что?) Моря́ — имя сущ., обозначает предмет .

  2. Начальная форма – море

  3. Морфологические признаки:

пост.: нарицательное, неодушевленное, средний род, 2-е склонение.

непост.: употреблено в форме мн. ч., им. п.

  1. В предложении является подлежащим: (что?) Моря.


Унаследовали эту страсть к дальним водным просторам и потомки русских первопроходцев, которые обжили берега морей трёх океанов, основали там города и пристани и превратили Россию в могучую морскую державу.



Города

  1. (что?) Города — имя сущ., обозначает предмет .

  2. Начальная форма – город

  3. Морфологические признаки:

пост.: нарицательное, неодушевленное, мужской род, 2-е склонение.

непост.: употреблено в форме мн. ч., им. п.

  1. В предложении является дополнением: основали там (что?) города.



  1. Сосед Пети по парте для морфологического разбора выбрал существительное из 4 предложения. Проанализируйте его работу. Исправьте ошибки, если он допустил. Справился ли он с заданием?



Эталон

Подолгу путешествовали они по широким рекам, а затем по бескрайним морям – к неведомым манящим заморским странам, чтобы возвратиться оттуда с диковинным товаром и новым впечатлением.

по рекам

1. (по чему?) по рекам — имя сущ., обозначает предмет .

2. Начальная форма – реки

3. Морфологические признаки:

пост.: нарицательное, неодушевленное, женский род, 1-е склонение.

непост.: употреблено в форме мн. ч., тв. п.

4. В предложении является дополнением: путешествовали по (чему?) рекам.

Сосед Пети по парте частично справился с заданием. Допустил ошибку в определении начальной формы существительного. Начальная форма существительного – река. Также допущена ошибка в определении падежа имени существительного. У существительного по рекам дательный падеж.



  1. Культура речи сочинение-рассуждение

  1. Представьте, вас попросили быть экскурсоводом по достопримечательностям Казани. Подготовьте экскурсию к памятнику Башня Сююмбике, используя существительные в речи.



План экскурсии:

1. Башня Сююмбике.

2. История строительства.

3. Царица Сююмбике.

4. Легенда башни.



Эталон



Здравствуйте, дорогие друзья. Меня зовут Александра. И сегодня я ваш экскурсовод.

В России есть своя падающая башня и находится она в столице Татарстана. Это - дозорная башня Сююмбике. Шпиль сооружения отклоняется от вертикали на 1,98 метров. Историки до сих пор спорят о периоде строительства, сходясь во мнении, что она была возведена между 1645-1650 годами. Башня находится в северной части территории Казанского Кремля. Общая высота постройки - 58 метров.

Башня представляет собой уникальный симбиоз татарской и русской архитектуры XIV-XVII веков. Конструкция напоминает Боровицкую и Спасскую башни Московского Кремля, но с восточными элементами. Они проявляются в шпиле, сквозных воротах, полуовальных окнах и изящных полуколоннах с фасадной стороны. Аналогичную архитектуру столичные гости Татарстана могут увидеть ещё в Москве на Казанском вокзале, который архитектор Щусев построил в точном соответствии с падающей башней.

Фундаментом башни стали дубовые сваи, которые с течением веков опустились на глубину свыше 2 метров. Стены возведены из кирпича на известковом растворе, а грани украшают кирпичные валики. Строение насчитывает 7 ярусов, первые 3 из которых квадратные, а остальные восьмиугольники.

В разновысотных «кубах» первых ярусов устроены гульбища, характерные для русской архитектуры. «Глазницы» гульбищ использовали для осмотра прилегающей территории.

Следующие 2 яруса - «восьмерки» - построены так неспроста: во-первых, при такой кладке из одинакового количества материалов здание строится в высоту на 20% больше, во-вторых, оно менее подвержено влиянию ветров, неизменно присутствующих на высоте.

Далее возведен конусообразный ярус, на котором размещена дозорная вышка.

Венчает всю эту сложную конструкцию зелёный шпиль, на котором красуется мусульманский полумесяц.

Если с архитектурой все чётко и ясно, то история строительства вызывает у учёных много вопросов. Это вызвано тем, что во время взятия города летописи времён Казанского ханства были безвозвратно утеряны, а более поздние документы сгорели в 1701 году во время пожара Москвы. Доподлинно установлено лишь то, что во времена правления Петра I башня уже была на плане города 1717 года. Таким образом, установлена верхняя граница возраста строения. Существует несколько теорий относительно времени строительства:

До 1552 года в период ханства на месте строения стояла другая дозорная башня, которая была достроена и несколько изменена.

Между 1645—1650 гг. - на основе археологических исследований слоев почвы.

Между 1694—1718 гг. согласно анализу картографических данных и характерных элементов Московского барокко.

Благодаря учёному-путешественнику Адаму Олеариусу можно также очертить нижнюю границу предполагаемой даты постройки 1638 годом. В тот год он посещал Казань и делал зарисовки столицы, на которых похожих строений не обнаружено.

История строительства полна загадок: официально неизвестно кто, когда и по чьему приказу возвел строение, но ещё больше тайн скрывает название.

За всю историю Казанского ханства во главе государства единожды стояла женщина - царица-регентша Сююк, вынужденная править за своего малолетнего сына после смерти мужа. Династия царицы, как и ее биография, была достойной - так, ее прапрапрадедом был основатель Ногайской Орды Едигей, отцом - ногайский бий Юсуф. Замуж Сююк выходила трижды, и все ее мужья были правителями Казанского ханства.

Царствование Сююк запомнилось народу отменой ряда налогов для торговцев, крестьян и ремесленников. В благодарность за облегчение налогового бремени ее прозвали "любимой госпожой", в переводе с татарского - Сююмбике. А ее именем назвали не только дозорное строение Кремля, но и множество улиц в различных городах и селах. Впрочем, такая история не столь поэтична, легенда - интереснее.

Со зданием связано множество легенд и историй:

История первая. Царь Иван IV Грозный прослышал о красоте казанской регентши и решил жениться на ней. Царица была против и тогда царь пригрозил сровнять ханство с землей, а всех жителей убить. Сююмбике согласилась ради своего народа, но в свадебную ночь сбросилась вниз с нового строения и погибла.

История вторая. Башня была возведена после взятия Казани в 1552 году по указу Ивана Грозного, но по просьбе татарской царицы. На её строительство ушло семь дней, по ярусу на каждый, и после окончания строительства царица захваченного ханства сбросилась с нее вниз.

История третья. Сооружение было построено по приказу Сююк в память о её втором погибшем муже Сафа-Гирее.

Правда, однако, оказалась намного печальнее. После взятия Казани Иваном IV Грозным, мурзы откупились казной, царевной и её сыном, которых перевезли в Российскую Империю и крестили. Женой русского царя Сююк не стала. Впрочем, оттого совсем не уменьшается красота и загадочность падающего строения. Не меньший интерес у архитекторов и учёных вызывает причина наклона строения. На основе проведенных исследований предполагают, что наклоняться в восточную сторону строение стало из-за элементарной ошибки в ходе строительства почти сразу же после его окончания.

Обнаружили наклон и предприняли меры только в 1930 году. Жёсткий каркас, элементы которого можно заметить на первом ярусе, остановил падение и помог сохранить объект культурного наследия РФ в первозданном виде, чтобы Вы смогли лично полюбоваться его великолепием.

Теперь вы можете сфотографироваться на её фоне, на территории Казанского Кремля. Красивое архитектурное сооружение восхищает туристов не только днём, но и ночью, когда загорается ярким светом при помощи мощных прожекторов. На территории Кремля можно купить сувениры с изображением одной из главных достопримечательностей столицы Татарстана.

Итак, наша экскурсия подошла к концу. Спасибо всем за внимание.



  1. Напишите сочинение на тему Казань - мой любимый город.



Эталон



Я живу в одном из самых древних городов России. Казань основали больше 1000 лет назад, и вся история города тесно переплетена с историей России. Сначала это была крепость, защищавшая границы Золотой Орды и важный пункт на торговых путях в Азию. Потом возникло Казанское ханство, воевавшее с Московским княжеством. И наконец, Иван Грозный ввел Казань в состав Российского государства.

Сейчас Казань в первой десятке самых крупных городов России. Здесь очень развита промышленность и несколько крупных химических предприятий, которые дают работу местным жителям.

В Казани есть метро, признанное самым благоустроенным в России, не считая, конечно московского метрополитена.

Так как Казань — столица республики Татарстан, то здесь сосредоточены и главные образовательные и культурные ресурсы региона. В городе несколько Федеральных Университетов и филиалов крупных ВУЗов. Это дает возможность людям не уезжать на учебу в другие города, а получать хорошее высшее образование и в дальнейшем работу тут же, в городе. Я тоже, когда закончу обучение в школе, буду поступать в Приволжский Казанский университет.

Древняя история города обусловливает наличие множества интереснейших достопримечательностей, на которые приезжают посмотреть тысячи туристов со всего мира. А наш Казанский Кремль даже находится под защитой ЮНЕСКО.

У нас также много театров, музеев, памятников старины, есть Национальная Библиотека — одна из крупнейших в России.

Поскольку в городе есть крупные предприятия нефтехимии, то имеются также и научные организации, которые поддерживают развитие этих предприятий на высоком уровне. И многие выпускники ВУЗов идут в Большую Науку, чтобы развивать экономику страны.

В Казани очень развит спорт. Есть хоккейный клуб «Ак Барс», проводилось много крупных спортивных событий: Кубок Конфедераций, Летняя Универсиада, Чемпионат мира по фехтованию и другие. Когда была Универсиада город был просто переполнен позитивными студентами и было очень весело посещать всякие мероприятия.

Мой город гордится тем, что в нем жили многие известные люди, оказавшие много влияния на российскую историю и культуру: Державин, Лобачевский, Шаляпин, Филатов, Ершов и другие. Я тоже горжусь, что тоже здесь живу. Мне нравится чувствовать сопричастность к таким прославленным людям, которые когда-то ходили по тем же улицам, что и я.

Я живу в Приволжском районе и любимое место прогулок с моими друзьями — озера Кабан. Там очень красивые набережные, скверы и можно покататься на лодках. А еще на озерах живут разные птицы и даже дикие лебеди, которых можно кормить хлебом. Там мы часто катаемся на велосипедах или роликах.

Я очень люблю Казань и даже когда вырасту, скорее всего, не уеду отсюда, а буду жить здесь.









































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!