СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ Использование технологии Интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (ОПОРНАЯ СХЕМА-КОНСПЕКТ)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Опыт показывает, что если теоретический материал группируется в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объём изучаемого на уроке материала без перегрузки учащихся. Такой подход соответствует совре­менным психологическим рекомендациям, получившим подтверждение в много­численных экспериментах Л. В. Занкова,

В. В. Давыдова, Н. А. Менчинской и др., где была доказана эффективность «2-го вида обобщения» —  движения от абстрактного к конкретному, раннего сопоставления сходных понятий, а не изолированного изучения  каждого  из них.

Просмотр содержимого документа
«ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ Использование технологии Интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (ОПОРНАЯ СХЕМА-КОНСПЕКТ)»

1


НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛЕМПИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА СМУТКОВСКАЯ
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Использование технологии Интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (ОПОРНАЯ СХЕМА-КОНСПЕКТ)






















сп Лемпино 2007 год

ПЛАНЭтот электронный адрес защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

1.Аннотация.

2.Основная часть:

-обоснование избранной темы (проблема).

-цель.

задачи.

3.Реализация поставленных задач:

а) начало внедрения указанной технологии.

4.Классификационные параметры и принципы технологии.

5.Результаты творческой и инновационной деятельности:

а) аналитические таблицы.

7.Выводы.





























ОГЛАВЛЕНИЕ

1

Аннотация


2

ВВЕДЕНИЕ.. Обоснование избранной темы


3

Классификационные параметры технологии


4

Результаты учебной, творческой и инновационной деятельности



Выводы


6

Приложение 1а Основание для введения опорных материалов и их использования в учебном процессе


7

Приложение 2б ОСК 1 «Гласные буквы и гласные звуки»


8

9

Приложение 3в. Схема написания сочинения-рецензии (с образцом сочинения - рецензии)

Приложение 4. ОПОРНЫЕ СХЕМЫ – КОНСПЕКТЫ ПО РОМАНУ Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»


10

Приложение 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС М.А.БУЛГАКОВ. «МАСТЕР И МАРГАРИТА»


11

Приложение 6. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ЛИТЕРАТУРА В ИЗО НАРОДОВ СЕВЕРА»


12

Приложение 7. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. ТВОРЧЕСТВО ГЕННАДИЯ РАЙШЕВА»


13

Приложение 8. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ЮБИЛЕИ. «25 ЛЕТ

НЕФТЕЮГАНСКОМУ РАЙОНУ». «75 ЛЕТ ХМАО-ЮГРЕ».


14

Приложение 9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И

ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА ОСНОВЕ СХЕМНЫХ И ЗНАКОВЫХ МОДЕЛЕЙ


15

Приложение 10. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В

ФОРМЕ ЕГЭ


16

Приложение 11. НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ


17

Приложение 12. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ НА ОСНОВЕ СХЕМНЫХ И ЗНАКОВЫХ МОДЕЛЕЙ


18

Приложение 13. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ НА ОСНОВЕ СХЕМНЫХ И ЗНАКОВЫХ МОДЕЛЕЙ


19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


























АННОТАЦИЯ

1. Для обеспечения качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации по литературе и  русскому языку в форме и по  материалам ЕГЭ; организации работы по предмету в режиме эксперимента, мною, начиная с 2003 г., целенаправленно создавались условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала,  использовались эффективные образовательные технологии, позволяющие формировать у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции.

2. Для решения данной проблемы использовалась ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ СХЕМНЫХ И ЗНАКОВЫХ МОДЕЛЕЙ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (ОСК), разработанная Виктором Фёдоровичем Шаталовым.

































ВВЕДЕНИЕ

Обоснование избранной темы

Опыт показывает, что если теоретический материал группируется в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объём изучаемого на уроке материала без перегрузки учащихся. Такой подход соответствует совре­менным психологическим рекомендациям, получившим подтверждение в много­численных экспериментах Л. В. Занкова,

В. В. Давыдова, Н. А. Менчинской и др., где была доказана эффективность «2-го вида обобщения» — движения от абстрактного к конкретному, раннего сопоставления сходных понятий, а не изолированного изучения каждого из них.

В методической системе Виктора Федоровича Шаталова введение крупных блоков теоретиче­ского материала осуществляется с помощью так называемых опорных сигналов.

Поэтому в 2002—2003 уч. г., включившись в эксперимент по инновационной деятельности «Создание социокультурного комплекса как механизм возрождения национального самосознания школьников» и  введение Единого государственного экзамена, мною была поставлена

ЦЕЛЬ:

Создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие

ЗАДАЧИ:

1. Проработать научно – методическую литературу по выбранной технологии.

2.. Создать разработки отдельных тем и образцов дидактического материала, наглядных пособий, таблиц по выбранной технологии, а также:

а) создание учебно-методического комплекса «Сказки народов Севера» -5 класс;

создание учебно-методического комплекса «Фольклор и литература народов Севера» - 6 класс; методическая разработка «Устное народное творчество в изобразительном искусстве народов Севера»;

создание элективного курса в рамках предпрофильной подготовки.

3.Создать условия, способствующие участию детей во внеклассной работе по предмету:

участие в олимпиаде по литературе;

во «Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей научно-социальной программы «Шаг в будущее»;

в международной игре «Русский медвежонок»

4. Использовать при подготовке к итоговой аттестации эффективные образовательные технологии, позволяющие формировать у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции.

5. Отслеживать результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Реализовать поставленные задачи можно было:

1) при условии правильного выбора эффективной образовательной технологии, позволяющей в короткий срок организовать деятельность учащихся по изучению,  повторению и закреплению учебного материала;

2) при условии организации процесса подготовки к ЕГЭ (существенно отличающемуся от традиционного выпускного экзамена, как по форме, так и по содержанию) таким образом, чтобы подготовить всех учащихся?

Решить проблему подготовки учащихся к итоговой аттестации и внеклассной работе по предмету помогла

ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ СХЕМНЫХ И ЗНАКОВЫХ МОДЕЛЕЙ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (ОСК), разработанная Виктором Фёдоровичем Шаталовым.

1.Началось внедрение указанной технологии с 

-применения комплекта опорных схем-конспектов по литературе, разработанных учителем средней школы-интерната № 4 г. Воронежа в 1998 году Любимовым О.И;

-систематизации имеющегося методического и дидактического материала, разработки нового.

- применения тематических тестовых заданий, аналогичных тем, которые предлагаются в КИМах, разработанных Молоствовой  Е. П. в 2003 г. (Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Сызрань).

-в инновационной деятельности использовались принципы оформления материала в форме ОСК.

Положительные отзывы учащихся о преимуществах подобной формы подготовки к  итоговой аттестации и внеклассной работе по предмету, анализ результатов за последние 5 лет убедили меня в том, что работу следует организовывать,  используя указанную технологию.

В пользу технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала говорят её классификационные параметры, принципы и целевые ориентиры :

1) данная технология по категории обучаемых является массовой и рассчитана на всех учащихся;

2) по организационным формам эта технология может быть и традиционной классно-урочной, и групповой, и индивидуальной;

3) указанная технология дает возможность использовать многократное повторение с обязательным поэтапным контролем, предусматривающим:

а) выполнение тренировочных заданий, специально подобранных по данной теме или разделу;

б) самостоятельному составлению ОСК по отдельным темам, требующим дополнительное оформление собственной творческой деятельности.

в) выполнение обобщённых и типизированных заданий, представленных в тестах и заданиях творческого характера, специально взятых из различных пособий, рекомендованных министерством образования Российской Федерации и нацеленных на предупреждение характерных ошибок, допускаемых учащимися при выполнении соответствующих заданий на ЕГЭ.

В большей же степени эффективность использования данной технологии при подготовке к итоговой аттестации и внеклассной работе по предмету объясняется особенностями её содержания.

1.Материал вводится крупными дозами (что немаловажно при организации процесса подготовки к ЕГЭ, когда по программе на повторение какого-либо раздела русского языка отводится всего 1—2 ч.) (приложение 1 «Гласные буквы и гласные звуки»).

2. Учебный материал компонуется блоками, что существенно облегчает процесс восприятия и усвоения учебного материала. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «ОСК Первая любовь»).

3. Организация повторения учебного материала проектируется на качественно новом уровне с осуществлением всех видов контроля (у доски, письменный опрос, взаимоопрос и т. д.).

4. Учебный материал оформляется в виде опорных схем-конспектов (приложение 3 «Приставки пре- и при-».)

5. Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению или повторению единицы информации, а также введены знаки, привлекаемые для конкретизации абстрактного материала (буквы, цифры, шифры, слова). В опорных схемах-конспектах можно использовать дополнительные средства выражения: рисунки, геометрические фигуры, схемы, графики, чертежи, цвет. Такая подача материала способствует максимальной наглядности, систематизации знаний и интеграции изученного материала по отдельно взятой теме или разделу. (приложение 4 ОСК «АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ»)

6. Опорные схемы-конспекты являются удобным способом перевода теоретических знаний по предмету на конкретный языковой материал. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5 «ПРИСТАВКИ –ПРЕ И -ПРИ»)

6а. При объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов (приложение 6 ОСК «чик - щик»)

7. Схемы, таблицы, алгоритмы, использующиеся в опорных конспектах, развивают аналитические способности учащихся и являются хорошим средством активизации их зрительной памяти (приложение 7 ОСК «Мастер и Маргарита).

8. Особенности данной технологии легко усваиваются учащимися, и они сами, самостоятельно, начинают составлять схемы, алгоритмы, таблицы, помогающие усваивать и закреплять знания по любым учебным предметам (ПРИЛОЖЕНИЕ 8 ОСК «ЛЕСЕНКА -Е- или –И- В БЕЗУДАРНОМ ЛИЧНОМ ОКОНЧАНИИ ГЛАГОЛА»).

В процессе подготовки учащихся к ЕГЭ, ПРЕДМЕТНЫМ ОЛИМПИАДАМ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШАГ В БУДУЩЕЕ», лингвистической игре «РУССКИЙ МЕДВЕЖОНОК» выяснилось, что, используя технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала можно добиться «хороших» и «отличных» результатов.

При подготовке задания части «С» (ЕГЭ) по русскому языку (задания с развёрнутым ответом высокого уровня сложности) указанная технология позволила в 2007 году 75 % учащихся справиться с заданием, 50 % - набрали более 20 баллов.

Рекомендации по подготовке учащихся по выполнению задания из части «С», полученные на инструктаже «Курсов повышения квалификации педагогических работников Нефтеюганского района» (февраль 2007 г.), который проводила Лидия Алексеевна Попова, кандидат филологических наук, преподаватель ЮГОРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, позволили мне разработать опорный конспект, способный помочь учащимся написать сочинение-рецензию. Получившуюся схему я сначала апробировала на более сильных учащихся. По ней было составлено коллективное устное сочинение-рецензия, которое я включила в опорный конспект в качестве образца, дающего возможность усвоить алгоритм написания сочинения- рецензии учащимся, не владеющим коммуникативными навыками в достаточной степени.

ОСК «СТРУКТУРА ТЕКСТА»

(170 – 180 СЛОВ)

Введение

(1 абзац)

Авторская точка зрения

(2 абзац)

Собственная точка зрения

(3 абзац)

Заключение

(4 абзац)

1.Какой теме посвящен текст?

1.«Подняться» над текстом

(идея написания данного текста)

1.Согласны ли вы с утверждением автора (его позицией).

1.Заготовка - красивая фраза: «Место данной проблемы в ряду других общечеловеческих проблем»…

2.Доказать актуальность проблемы

(злободневность)

2.Чем, какими аргументами обосновывает автор свою позицию (свою точку зрения на выявленную проблему)

2.С чем не согласны, почему (корректная оценка)

2.Прокомментировать вывод автора.

30 – 40 слов

40 – 50 слов

50 – 60 слов

30 – 40 слов

Однако написание сочинения-рецензии продолжает оставаться неразрешимой проблемой для тех учащихся, которые, в силу разных причин и обстоятельств, так и не овладели таким основным коммуникативным умением и навыком, как умение ясно, логично выражать свои мысли в письменной форме при создании собственного высказывания (типа рецензии) на основе предложенного текста.

В дальнейшем при подготовке учащихся для выполнения задания части «С» планирую использовать ОСК «Рецензия», разработанную Молоствовой  Е. П. (приложение а).

Использование опорного конспекта позволило снять психологический страх у учеников перед заданием повышенного уровня сложности.

Результаты учебной, творческой и инновационной деятельности:

1.ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ: Средний тестовый балл в динамике

Русский язык в форме ЕГЭ 11класс

(учащиеся НР МОУ «Лемпинская нсош»)

Год

% успеваемости

% качества

Средний балл

2004

100

100

67

2006

100

-

44

2007

100

50

56

Литература 11класс (традиционная форма)

(учащиеся НР МОУ «Лемпинская нсош»)

Год

% успеваемости

% качества

Средний балл

2004

100

60

4,5

2006

100

100

4

2007

100

50

4

Соотношение результатов ЕГЭ по русскому языку в ХМАО и РФ

год

Россия

ХМАО

Нефтеюганский район

Лемпино

2004

49,9

51,1

53,9

67

2006

51,8

52,4

52,8

44

2007

-

-

-

56

Средний тестовый балл (по 5-тибальной системе) ЕГЭ по русскому языку

год

% учащихся

Отметка

2004

100

«4»

1006

100

«3»

2007

50

50

«3»

«4»


Средний балл (по 5-тибальной системе) по литературе (традиционная форма)

год

% учащихся

Отметка


2004

50

50

«4»

«5»


2006

100

«5»


2007

50

50

«4»

«5»


Сравнительный анализ результатов ЕГЭ по русскому языку и итоговой аттестации по литературе (традиционная форма) показал, что использование указанной технологии позволяет сохранять показатели обученности на стабильном уровне.

О результативности свидетельствует также  максимальное количество баллов на вступительных экзаменах в ЮГОРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (факультет журналистики) по русскому языку – 90 БАЛЛОВ И ЛИТЕРАТУРЕ – 90 БАЛЛОВ, полученное выпускницей 2006 — 2007 уч. г. ЯРЫГИНОЙ АННОЙ.

Поступление в ВУЗы

ГОД

БЮДЖЕТ

% УЧАЩИХСЯ

2004

50 %

100 %

2006

100 %

100 %

2007

50 %

100 %


2. Предпрофильная подготовка: создание УМК элективного курса «Учись писать грамотно», веду данный курс по выбору в 9-10 кл. I полугодие 2005-2006, 2006-2007 у.г.г.(100% успеваемость, 50% качество).


3. Внеклассная работа по предмету: подготовка учащихся к олимпиаде по литературе:

а) 2004 г.- Смородина Н.(сертификат участника районной предметной олимпиады),

б) 2007г. – Ярыгина А.(сертификат участника окружной предметной олимпиады).

в) участие во «Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей научно-социальной программы «Шаг в будущее»: 2003г.–«Диалектные слова и устное народное творчество жителей села Лемпино» (Родина О. 10 кл. победитель в номинации «Возрождение»,

2005г.- «Взаимосвязь блуждающего сюжета сказок народов мира с сюжетами сказок народов Севера» (Шуманская Е.6кл. победитель в номинации» Юный Эрудит»,

2006 г.- «Влияние средств массовой информации на формирование культуры речи школьников» (Шуманская Е. 7 кл. победитель в номинации «Практическая значимость»).

г) участие в международной игре «Русский медвежонок» 2003-2007 у.г.г. 46% учащихся от общего числа участников школы- учащиеся моих классов(средний балл-44), 2004 г. – Смородина Е. – 84 балла(2 место в рейтинге по округу).

д) творческие работы моих учащихся публиковались в газете «Югорское обозрение в 2005 г.


4.Научно-методическая работа:

а) с ноября 2005 года возглавляю МО «Школа педагога – экспериментатора»;

б) создание УМК «Сказки народов Севера»-5кл., «Фольклор и литература народов Севера»-6кл.;

в) основная тема самообразования «Преподавание литературы на основе схемных и знаковых моделей (Опорная схема-конспект)», разработка методических и дидактических материалов

по избранной теме (папки);

г) методическая разработка «Устное народное творчество в изобразительном искусстве народов Севера»;


д) районное МО учителей русского языка и литературы - август 2005г.- доклад «Итоги ЕГЭ по литературе», август 2006г. - доклад «Национально-региональный компонент содержания образования»;

е) с 20.11.2006г. по 30 12 2006г. была назначена наставником педагогической практики студентки 5 курса филологического факультета Тобольского государственного педагогического института им. Д.И. Менделеева Бобыревой Н.Е.

Выводы:

1)результаты и анализ ЕГЭ по русскому языку за 2006—2007 уч. г. подтвердили, что использование опорного конспекта в качестве одного из приёмов, позволяющего осуществлять подготовку к ЕГЭ  части «С», эффективно.

2)использование ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ СХЕМНЫХ И ЗНАКОВЫХ МОДЕЛЕЙ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (ОСК) при подготовке к итоговой аттестации, внеклассной работе по предмету, инновационной деятельности педагога, безусловно, даёт положительные результаты. А конкретные результаты учащихся являются одним из критериев оценки достижений учителя и его профессионального мастерства.;

3)но данная образовательная технология — это всего лишь один из многочисленных вариантов, позволяющий организовать учебный процесс с целью добиться высоких результатов, удовлетворяющих как учителя, так и ученика. Выбор же технологий, подходов, вариантов, способов, методов, которые можно использовать всегда остаётся за учителем.



















Приложение 1а

Основания для введения опорных материалов

и их использования в учебном процессе


Опыт показывает, что если теоретический материал группируется в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объём изучаемого на уроке материала без перегрузки учащихся. Такой подход соответствует совре­менным психологическим рекомендациям, получившим подтверждение в много­численных экспериментах Л. В. Занкова, В. В. Давыдова, Н. А. Менчинской и др., где была доказана эффективность «2-го вида обобщения» — движения от абстрактного к конкретному, раннего сопоставления сходных понятий, а не изолированного изучения каждого из них.

В методической системе Виктора Федоровича Шаталова введение крупных блоков теоретиче­ского материала осуществляется с помощью так называемых опорных сигналов.

Опорный сигнал по Шаталову — это «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную ранее и понятную информацию» Учит, газета. — 1 987. — 9 пр.). Под опорным конспектом понимается «система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов» (там же).

Обучение предполагает активную мыслительную деятельность учащихся. Они должны обладать навыками восприятия информации, соотнесения её с ранее усвоенной, выделения главного.

Увидеть большую тему в целостном виде без схематизированного краткого конспекта довольно трудно.

Схема-конспект представляет собой приём, облегчающий и восприятие темы, и её понимание. Известный советский историк Л. Н. Гумилёв писал: «Схема — целенаправленное обобщение материала: она позволяет обозреть суть предмета исследования, отбросить затемняющие мелочи. Схему усвоить легко—значит, остаются силы на то, чтобы продвинуться дальше, т, е. поставить гипотезы и организовать их проверку, Схема—это скелет работы, без которого она превращается в медузу или головоногого моллюска» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «ОСК Первая любовь») (Поиски вымышленного царства. — М., 1970. — С. 347—348). Роль такой схемы в методической системе В. Ф. Шаталова играет опорный конспект.

Опорные конспекты во многом сходны со школьными наглядными пособиями. Но в отличие от последних они содержат знаки, конкретизирующие содержание абстрактного теоретического материала: рисунки, ключевые слова, короткие фразы и т. д. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «ОСК ЛЕСЕНКА -Е- или –И- В БЕЗУДАРНОМ ЛИЧНОМ ОКОНЧАНИИ ГЛАГОЛА»)Одна из важнейших задач опорного сигнала— облегчение понимания новой информации и закрепление её в долговременной памяти. Возможность наглядно представить теоретические знания служит хорошей опорой для их осознания учащимися с образным мышлением, что особенно важно в школе, где явно преобладает словесное обучение. Систематизация и логичность представления учебного материала облегчают работу всех механизмов произвольной памяти.

Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: - слуховая,

- зрительная,

- двигательная.

И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. Это учитывается в методической системе

В. Ф. Шаталова.

При объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведе­нии опорных конспектов как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память.

Напомним, что в данной работе системно используется многократное вариа­тивное повторение (в том числе и на базе опорных сигналов), что обеспечивает сохранение учебной информации в долговременной памяти. Такое осмысленное запоминание является альтернативой механическому заучиванию, зубрёжке.


Разработка и составление опорных конспектов


Разработка и составление опорных конспектов проходит в три этапа:

1 этап - подбор фактического материала.


Этот этап работы играет большую роль в плане повышения профессионального мастерства, эрудиции учителя, позволяет ему глубже разобраться во внутрипредметных и межпредметных связях темы. Материал отбирается из разных источников: программы, вузовских и школьных учебников, справочной и методической литературы, периодических изданий и т. д.


2этап - генерализация материала.


Выделение ядра знаний, основных понятий. На этом этапе происходит обобщение содержания, «выжимка» отобранного материала, отбрасывание второстепенного, малосущественного (основные орфограммы, пунктограммы, правила, определения, формули-

ровки — эти наиболее важные фактические данные составят «ядро» знаний, которое должно храниться в долговременной памяти учащихся. Значительную часть этой суммы знаний должен составлять оперативный материал, необходимый в практиче­ской деятельности.

Материал, необходимый для сознательного усвоения данной темы в пределах курса русского языка (т.е. то, что часто используется для изучения той или иной темы, для реализации межпредметных связей), составляет основную оболочку «ядра». Остальной материал — это вспомогательная оболочка).

В опорный конспект прежде всего вводится материал «ядра», а затем, по необходимости — основной оболочки. Материал вспомогательной оболочки привле­кается редко (приложение 4 ОСК «-ЧИК- -ЩИК-»).

Заметим, что работа над содержанием оболочек предполагает расширение их и появление новых, «сопутствующих».

Выделяя «ядро», важно не перенасытить его, не пытаться всё перенести в опорный конспект. В словосочетании опорный конспект—не грамматическая, а своя логика. Главным здесь является понятие - опорный.

Особо нужно отметить, что применение в учебной работе опорных конспектов ни в коей мере не упрощает школьную программу, не сокращает её объём. В каждом опорном конспекте отражён весь учебный материал темы или раздела. А во многих случаях заложенная в нём информация выходит за пределы программы, что способствует обогащению теоретических знаний учащихся.

В. Ф. Шаталов видит основную задачу опорных конспектов в обеспечении логически последовательного раскрытия темы и при изложении материала учителем, и при подготовке учащихся к урокам, и при всех видах устных ответов. Опорные сигналы стимулируют развитие творческого мышления учащихся.


3 этап - кодирование материала.

Составление опорного конспекта.


В уже система­тизированном и сжатом материале необходимо выделить опорные сигналы, совокуп­ность которых и составит опорный конспект по теме. Он будет состоять из ключевых слов, аббревиатур, компактных записей определений и формулировок, графических сигналов, цифрового материала, стрелок, унифицированных условных обозна­чений

(ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ОСК «ГЛАСНЫЕ БУКВЫ И ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»). Далее определяются внутренние логические взаимосвязи, рассматриваются межпредметные связи. Важнейшим этапом работы является компоновка отдельных смысловых блоков. На их основе рождается первичный вариант опорного конспекта. Он должен пройти разноплановую проверку в учебной деятельности (желательно провести её в нескольких разных по ученическому составу классах).

Экспериментальная прокатка опорного конспекта подскажет варианты его перекомпоновки, перестройки отдельных частей, блоков, упрощения некоторых элементов, введения новых. И улучшенный вариант конспекта должен пройти последующую обкатку в учебном процессе, необходимую корректировку.


Опорный конспект — это по сути дела самовыражение личности того, кто данный конспект составляет. Его создание — сложная творческая задача, требующая глубокого знания материала, законов психологии, способности к обобщению и абстрагированию. Несомненно, что в разработке опорных конспектов должны участвовать учителя, учёные-языковеды, методисты, психологи, художники.


Принципы создания опорных конспектов.

Требования к ним


Опора, на сигнал — эквивалент смыслового значения. Этот принцип вытекает из общедидактического принципа наглядности в обучении, но не тождествен ему. Если наглядность в школьной практике используется вне определённой системы, то опорные конспекты в нашей методике являются постоянным и необходимым компонентом учебного процесса. Они играют значительную роль и при изложении материала, и при отработке учебных навыков и умений, и при повторении, и при контроле знаний учащихся.


Лаконичность - максимум закодированной информации при минимуме визуаль­ных печатных знаков — одно из основных требований к опорному конспекту.

Обратим внимание на то, что во многих наших конспектах вместо многоточия учащиеся при воспроизведении должны привести примеры. Эту локальную творче­скую работу тоже нужно учитывать при определении времени для воспроизведения опорных конспектов. В.Ф. Шаталов рекомендует различать визуальные печатные знаки — записанные в конспекте-образце — ирреальные печатные знаки — совокупность визуальных печатных знаков в конспекте и в локальной творческой работе. Так, в опорном конспекте по теме «Обращение» в 5-м классе визуальных знаков всего 65, а вот количество реальных печатных знаков можно лишь предположить, так как учащиеся приведут свои примеры предложений с обращениями).

Временной режим при воспроизведении опорных конспектов следует выдержи­вать строго: это один из приёмов борьбы со списыванием.

Некоторые опорные конспекты, насыщенные большим количеством печатных знаков (более 250), для облегчения работы учащихся можно воспроизводить по частям на нескольких уроках

(приложение 6 ОСК «АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ»)

Структурность. Автономность блоков.

Опорные конспекты, объединяющие несколько тем, содержат обычно от 3 до 5 тематических блоков. Их количество зависит от объёмности темы или раздела, но в любом случае не должно превышать 7.

Каждый из блоков представляет собой «микроконспект» по какой-то подтеме и может быть воспроизведён в отдельности (приложение 4. ОСК «Мастер и Маргарита).

Блоковая компоновка конспектов позволяет также очертить рамки устных ответов учащихся.

Удобство восприятия и воспроизведения.

Структура расположения блоков должна быть удобна и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки учителем. Несколько необычные формы некоторых блоков, графического располо­жения сигналов не должны создавать трудности для учащихся (приложение 7 оск «гласные буквы и гласные звуки».

Непохожесть опорных конспектов между собой.

Похожие друг на друга опорные конспекты трудно сохранить в памяти. Успешному запоминанию способствует разнообразие форм, структурирования, шрифтов и т. д. Однако возможен и такой вариант, когда группа конспектов по какому-либо разделу может иметь одну форму и именно этим отличаться от других.

Принцип акцента на основных смысловых элементах.

Основные смысловые элементы выделяются различной конфигурацией блоков, шрифтов, расположением слов, цветовой раскраской и т. д.

Принцип привычных стереотипов и ассоциаций.

Это один из наиболее трудно реализуемых (требует творческого начала, эрудиции, нестандартности мышления учителя) и один из самых важных принципов, так как способствует осмыслению и запоминанию. Так, в опорном конспекте по теме «Приставки пре- и при-» над первой приставкой мы надписали гордячка, а над второй — трусиха, что соответству­ет тому лексическому знамению, которое вносят эти приставки в слово. Такая ассоциация оживляет в памяти правило выбора написания букв е — и в приставках


«ГОРДЯЧКА» «ТРУСИХА»

ПРЕ - ПРИ-

Коллективное творчество учителей помогло бы обогатить и оживить строгие опорные конспекты, внести в них элементы занимательности.

Принцип занимательности, парадоксальности.

Он тесно связан с предыдущим принципом. Кроме материала, интересного своей ассоциативностью, в опорные конспекты следует вводить занимательный материал по орфографии, пунктуации, стилистике. Не нужно забывать о юморе. Например, в опорном конспекте по теме «Деепричастие» в нижнем блоке со сведениями о деепричастном обороте дописываем в качестве «антипримера», иллюстрирующего неправильное употребле­ние деепричастного оборота, фразу «Дровосек погоняет лошадку, весело мордой крутя».


Унификация обозначений.


Условные обозначения, которые применяются в конспектах, нужно постараться унифицировать. Это правило должно распростра­няться не только на опорные конспекты по какому-либо предмету, многие условные обозначения можно сделать унифицированными в конспектах и по другим предме­там. Это значительно облегчит их восприятие и запоминание.

Цветовое оформление.

Правильно раскрашенный конспект должен манить, привлекать, заострять внимание на главном, т. е. воздействовать на ученика своими эстетическими и психологическими качествами. С точки зрения психологического воздействия нужно помнить, что тёплые цвета (жёлтый, оранжевый, красный) на психику человека действуют возбуждающе. Поэтому при применении их в опорных конспектах необходимо соблюдать чувство меры. Красным цветом в наших опорных конспектах выделено самое главное (контрольные моменты).

Холодные тона (зелёный, голубой, синий) успокаивают. Именно поэтому зелёным цветом выделен теоретический материал, а в синий цвет окрашены примеры. В некоторых публикациях сделана попытка выделить цветом не только опорные сигналы, но и тематические блоки.

При таком подходе с помощью цвета материал дифференцируется по степени его значимости, что необычайно важно в плане обучения школьников навыкам выделения в тексте главного, генерализации знаний,

Шрифт.

Основными требованиями, предъявляемыми к шрифту, являются: чёткость, ясность, простота, гармония с цветовым решением опорного конспекта. Именно поэтому ещё раз следует напомнить о содружестве автора и художника.

Разнообразие опорных сигналов.

Опорные сигналы должны быть разнообразны­ми не только по форме, но и по содержанию. Разнообразие содержания, вкладывае­мого в опорные сигналы, позволяет разделить их на несколько групп.

1. Смысловые. Например: «Метафора — сходство». Этот сигнал дешифруется так: «Метафора — употребление слов в переносном значении на основе какого-либо сходства».

2. Вербальные (словесные).

3. Ассоциативные. Например, сигнал «трусиха — гордячка».

4. Аббревиатурные. Например: Б С П — бессоюзное сложное предложение.

5. Графические, [ ], (что). (сложноподчинённое предложение).

6. Орфографические,

ИШ

2 Ь

ЕШ

(это код написания мягкого снака в глаголах 2-го лица единственного числа

«Рус. яз. и лит. ...». 5,1990. )

7. Пунктуационные. «П,— а. — П».

Знаки препинания в предложении с прямой речью, разорванной словами автора.

8. Стилистические. Упоминавшийся «антипример»:

«Дровосек погоняет ло­шадку...»

9. Комбинированные. Содержат комбинацию элементов различных групп опорных сигналов.

Вариативность речевых образований.

Работая над каким-либо определением, некоторые учащиеся не мудрствуя лукаво заучивают его, не вникая в смысл. Вызубренные правила и формулировки, хотя и запоминаются (формально), в опера­тивную память не переходят и являются, по сути дела, мёртвым грузом, балластом,

Опорные сигналы предполагают осмысленные вариативные устные ответы. Чем больше вариантов речевых образований при дешифровке тех или иных опорных сигналов, тем богаче речь учащихся.

Принцип свёртывания и развёртывания информации.

Опорный конспект представляет собой свёрнутую в пружину схему знаний, готовую развернуться в объёмное знание. Двукратное изложение нового материала, домашняя подготовка к обязательному письменному воспроизведению опорного конспекта, письменное и устное воспроизведение, многократное вариативное повторение — это свое­образный ответ.1


___________________________________________________________________________________

1.Ю.С.Меженко старший научный сотрудник Донецкой лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР. (Русский язык и литература в СУЗ УССР № 5 1990г.)












Приложение 2б

ОСК 1. «Гласные буквы и гласные звуки»

Гласные буквы (10)

Гласные звуки (6)

1. Чистые гласные буквы: а о у э ы и

2. Йотированные гласные буквы: я ё ю е

[а о у э ы и]

2. Буквы  я ё ю  е

Обозначают 1 звук

[у] [’о] [а] [’э]


Обозначают 2 звука

[[]йу] [йо] [йа] [йэ]




1. В начале слова

яма — [йама] ёж — [йош]

юла — [йула] ель — [йел»]

2. После любой гласной буквы

синюю — [с’ин’уйу] хвоя — [хвайа]

красные — [красныйе] своё — [свайо]

3. После букв ъ, ъ

семья — [с’им’йа] съёмка [с’йомка]

вьюга — [в’йуга] съел — [с’йел]

4.Буквы ъ, ь звуков не обозначают!




Сочетания букв 

1) ья, ье, ьё, ью, ьи

2) ъя, ъе, ъё, ъю

1) семья — [с’им’йа] колье — [кал’йе] льёт — [л’йот]

вьюга — [в’йуга] соловьи — [салав’йи]

2) подъезд — [пад’йест] объём [аб’йом]

Изменения гласных звуков в речевом потоке

...3,2 предударные слоги

1-ый предударный слог

Ударный слог

Заударн. сл.

Гласные у  ы  и

[у]

[ы]

[и]

[у]

[ы]

[и]

у- [у]

ы — [ы]

и — [и]

[у]

[ы]

[и]





Примеры

кр[у]говой

б[ы]тие

кр[и]куны

кр[у]ги

поб[ы]вать

кр[и]чать

кр[у]г

б[ы]ть

кр[и]к

окр[у]г

не б[ы]л

окр[и]к

Гласные а  о  после твёрдых согласных

[а] или [ъ]

[а]

а — [а]

о — [а]

[а] или [ъ]

Звука [о] в безударном положении в русском языке нет!!!

Примеры

с[а]довод

в[а]давоз

с[а]довник

в[а]да

с[а]д

в[о]дный

с[а]довник

зав[а]дь



Гласные е, ё, я после мягких согласных

[и] или [ь]

[йи] или [йь]

[и], [йи]

е — [’е], [йе]

ё — [’о], [йо]

я — [«а], [йа]

[и] или [ь]

[йи] или [йь]

Примеры

к[р’и]ститель

[л’и]дяной

[п’и]тачок

к[р’и]щённый

[л’и]довый

[п’и]тёрка

к[р’е]ст

[л’о]д

[п’а]ть

крест-нак[р’и]ст

на[л’и]дь

--------------------

  1. Сочетания ЖИ, ШИ, ЦИ (ЦЫ)

Сочетания

букв

Сочетания звуков

Примеры

жи

[жы]

жир — [жы]р

ши

[шы]

шило — [шы]ло

ци (цы)

[цы]

цирк — [цы]рк, цыган — [цы]ган

  1. Изменения сочетаний ЖЕ, ШЕ, ЦЕ,

ЖЁ, ШЁ (ЖО, ШО) в безударной позиции

Под ударением

Примеры

Без ударения

Примеры

[жэ]

[жо]

жесть — [жэс’т»]

жёлтый — [жолтый]

[жы] или [ж ъ]

жестяной — [жыс’т’иной]

желтеть — [жылт’ет’]

[шэ]

[шо]

шерсть — [шэрс’т’]

шёлк- [шолк]

[шы] или [ш ъ]

шерстяной — [шырс’т’иной]

шелка — [шылка]

[цэ]

целый — [цэлый]

[цы] или [ц ъ]

целиком — [цыл’иком]

Примечание:

1. Звук [и] появляется только в двух словах после удвоенных согласных жж:

дрожжи — дро[ж’и], вожжи -во[ж’и]

2. В некоторых словах сочетания ЖА, ША в  1- ом  предударном слоге произносятся как сочетания [жы]: ло[шы]д [жы]кей.

7. Классификация согласных звуков по звонкости — глухости

Звонкие парные

[б в  г д ж з]



Глухие парные

[ п ф к т ш с]



Звонкие непарные


[й л м н р]


Глухие непарные



[ц х щ’ ч’]

8. Классификация согласных звуков по твёрдости — мягкости

Твёрдые парные

[б в  г  д  з  к  л  м  н  п  р  с  т  ф  х ]



Мягкие парные

[б’ в’ г’ д’ з’ к’ л’ м’ н’ п’ р’ с’ т’ ф’ х’]



Твёрдые непарные


[ж ш ц]


Мягкие непарные



[й щ’ ч’]

9. Отсутствие изменений по звонкости — глухости

Позиция согласного

Примеры

Перед гласным

Дама [тени — [т’эн’и] дома — [

Перед сонорным

(звонким непарным р, л, м, н, й)

срок — [срок] книга — [кн’ига]

плен — [пл’эн] бьёт — [б’йот]

Перед [в], [в’]

квота — [кв]ота свёкла — [с’в’о]кла

Звонкий перед звонким

где — [гд’]е здоровье — [зд]оровье

Глухой перед глухим

степь — [с’т’]епь школа — [шк]ола

  1. Изменения согласных звуков по звонкости — глухости

Позиция согласного

Процесс изменения

Примеры

В абсолютном конце слова

Оглушение парного звонкого согласного

дуб — [дуп]

луг — [лук]

клёв — [кл’оф]

код — [кот]

Звонкий парный согласный перед парным глухим

Оглушение парного

звонкого согласного

пряж←ка — [пр’ашка]

скольз←кий — [скол’ск’ий]

Глухой парный согласный перед парным звонким

Озвончение парного

глухого согласного

вок←зал —

[вагзал]

с←делать — [з’д’елат’]

  1. Изменения согласных по твёрдости — мягкости

Позиция согласного

Процесс изменения

Примеры

Перед буквой ь 

смягчение

конь — [кон]

польский — [пол’ск’ий]

Перед йотированными гласными буквами е, ё, ю, я, и

смягчение

пепел — [п’эп’ил]

синий — [с’ин’ий]

люк — [л’ук]

сплёл — [спл’ол]

Согласные к, н, р перед непарными мягкими

согласными [ч’ щ’]

смягчение

банщик — ба[н’щ’ик]

кончик — ко[н’ч’ик]

фонарщик — фона[р’щ’ик]

Согласные (чаще з, с, н, р) перед любым мягким согласным

смягчение

снег — [с’н’ек] здесь — [з’д’ес’]

враньё — вра[н’й’о]

Мягкий согласный перед твёрдым

отвердение

конский — [конс]кий

(ср: конь — [кон’])

дверной — две[рн]ой

(ср: — дверь — [д’в’ер’])

  1. Другие фонетические процессы

Фонетический процесс

Буквосочетания и звукосочетания

Примеры

Упрощение групп согласных, состоящих из 3—4 букв (звонких и глухих),

или выпадение согласного

вств — [ств]

стн — [с’н’]

рдц — [рц]

лнц — [нц]

здравствуй — здра[ств]уй

тростник — тра[с’н’]ик

сердце —

се[рц]е

солнце —

со[нц]е

Уподобление (ассимиляция) согласных по месту образования

сч — [щ’]

зч — [щ’]

сш — [шш]

сж — [жж]

зж — [жж]

счастье — [щ’]астье

грузчик — гру[щ’]ик

сшить — [шш]ить

сжал — [жж]ал

изжить — и[жж]ить

Уподобление зубного согласного Т  согласному Ц ( изменения сочетаний

— тся

— ться

в глагольных формах)

— тся — [ца]

— ться — [ца]

катится — кати[ца]

судиться — суди[ца]

Изменение сочетания — чт —

[шт]

чт —

[ч’т]

что — [шт]о чтобы — [шт]обы

нечто — не[ч’т]о

Сокращение групп одинаковых согласных

нн- [н]

сс — [с]

ванна — [вана]

трасса — [траса]

Приложение 3в

Схема написания сочинения-рецензии (с образцом сочинения-рецензии)

Структура сочинения — рецензии.

Обязательные элементы сочинения — рецензии (слова, словесные формулировки, выражения, рекомендации)

Текст сочинения-рецензии

в формате ЕГЭ —  2006

Часть I 

1. Тема.

Схема формулировки темы:

слова — подсказки + ключевые слова

Слова — подсказки: о роли, о значении, о влиянии,

об отношении

2. Проблема (комментарий).

a) Для комментария выбрать только одну проблему из текста.

b) Проблему определять только в рамках определённой, обозначенной темы.

c) Проблему обязательно подтверждать цитатами из текста.

3. Позиция автора по проблеме, выбранной для комментария.

a) Позицию автора определять только по проблеме, которую вы сами выбрали для комментария и по которой вы способны найти аргументы.

b) Позицию автора нельзя выражать словами, характеризующими тип речи:

  • рассуждает, размышляет (тип речи — рассуждение)

  • повествует, рассказывает (тип речи — повествование)

  • описывает, показывает (тип речи — описание)

с) Позиция автора считается не сформулированнойбез слов: «считает, утверждает, убеждён, (не) уверен, восклицает, восхищается, вопрошает, иронизирует, сомневается, высказывает недоверие, заставляет задуматься, осуждает, удивляется, призывает, сожалеет» и т. д.

ОБЯЗАТЕЛЬНО УПОТРЕБЛЯЙ УКАЗАННЫЕ СЛОВА!

а) Позицию автора обязательно следует подтвердить цитатами.

Часть II 

1. Формулировка собственного отношения к позиции автора по выбранной для комментария проблеме.Фразы, используемые для выражения

  • согласия

Нелья не согласиться с позицией автора, утверждающего, что... (убеждённого в том, что...и т. д.)

  • несогласия

Трудно согласиться с автором, призывающим к тому, чтобы...(сожалеющим о том, что...и т. д.)

  • частичного согласия

Моё отношение к позиции автора не однозначно. С одной стороны, я согласен с автором, считающего, что... С другой стороны, мне трудно понять автора, иронизирующего по поводу... и т. д. Примечание:

Можно использовать двусложную формулировку по следующей схеме:

слово, слово,

характеризующее + характеризующее

тип речи позицию автора

Автор, рассуждая (о ком —  то, о чём —  то), убеждает читателя в том, что...

Автор, рассказывая (о ком —  то, о чём —  то), выражает сомнение в том, что...

Автор, описывая (кого —  то, что —  то), иронизирует над...

  1. Аргументы

1. Аргументов должно быть 3 (три)

2. При формулировании аргумента можно использовать простейшую вопросно-ответную схему:

  • Что смотрел (видел, слышал, чувствовал, узнал, читал, чему был свидетелем и т. д.)?

  • О чём читал (услышал, узнал и т. д.)?

  • Чему научился (что определил для себя, к какому выводу пришёл и т. д.)?

3. Что следует относить к аргументам:

указание на фамилии, имена, отчества указание на место действия (географические наименования, названия стран, адрес и т. д.) указание на время действия (название эпох, указание на год, век, месяц и т. д.) отрывки из стихотворений пословицы, поговорки, афоризмы и т. д. притчи, легенды, сказания и т. д. названия ТV — каналов, радиопрограмм, телепередач, имена и фамилии ведущих, участников программ (то же самое для произведений литературы, искусства и т. д.)

(1.1.) Автор текста И. Васильев размышляет о влиянии моды и эгоизма на стремление человека «жить напоказ» и «иметь больше других».

(1.2.) В рамках обозначенной темы автора, в первую очередь, интересует нравственно — этическая проблема — проблема отношения человека к тому, что автор называет «жить напоказ» и «иметь больше других».

(1.3.) Автор осуждает в людях это стремление «жить напоказ», так как считает, что оно напрямую связано с жаждой накопительства, которая делает людей эгоистами, губит их души, обрекая на одиночество, которое, по мнению автора, «пострашнее уголовного наказания».

(2.1.) Моё отношение к позиции автора не однозначно. С одной стороны, я разделяю его точку зрения о людях, у 

которых, подобно продавщице из текста, на нечистых руках, «на восьми пальцах из десяти были надеты золотые украшения!» и которые не понимают, что это просто выглядит безвкусно и не совсем эстетично. С другой стороны, желание людей «иметь больше других», не обязательно делает их эгоистами.

(2.2.) История знает немало примеров людей, стремившихся «иметь больше других», но при этом не ставших эгоистами.

Лучшее доказательство тому — купец Павел Михайлович Третьяков, собиравший картины русских художников и поддерживавший их материально. Ещё при жизни Павел Михайлович завещал всю собранную коллекцию картин в дар городу Москве. Человека, чьим именем названа самая крупная картинная галерея России, вряд ли у кого повернётся язык назвать самодовольным эгоистом, «обособившимся от людей».

Не скажешь такого и про Савву Мамонтова. Богатый купец, живший в России в конце XIX — начале XX веков, хотел «иметь больше других». Однако каждый интересующийся историей русского театра знает, что на деньги этого человека было построено здание Малого театра в Москве. Эгоисту вряд ли понадобится строить театр и вкладывать свои средства, ничего не получая при этом лично для себя.

Кстати, и среди современных богатых людей можно встретить тех, кто продолжает традицию русского меценатства. У нашей семьи есть знакомый, который тоже живёт по принципу «иметь больше других», но это не мешает ему жертвовать значительные суммы на благотворительные цели. Наш знакомый — очень скромный человек и не любит афишировать эту сторону своей жизни, поэтому, по этическим соображениям, я не могу назвать его имя и фамилию.

Все эти факты, как мне кажется, говорят о том, что желание «иметь больше других» не всегда формирует у человека стремление замкнуться, отдалиться, обособиться от людей и не всегда способствует развитию такого человеческого качества, как эгоизм.


Примечание.

Работа по данной ОСК предполагает сформированность у учащихся таких коммуникативных умений и навыков, как умения и навыки осмысленного чтения, подразумевающего понимание и зрелость суждения при интерпретации текста. Без выполнения этого условия использование опорного конспекта не позволит ученику высокие баллы за сочинение-рецензию. Поэтому рекомендую сначала провести уроки, на которых будет формироваться умение определять и формулировать тему, проблему, позицию автора исходного текста, а также умение выражать собственное отношение к ним. Начать работу с данной схемой лучше сначала в классе, а затем можно рекомендовать учащимся постоянно использовать опорный конспект для выполнения заданий из части С при написаниисочинений-рецензий по текстам, взятым из КИМов.Образец сочинения-рецензии составлен учащимися 11 «А» класса ОУ СОШ № 4 г. Сызрани по тексту И. Васильева, взятому из пособия С. Ю. Ивановой. Иванова С. Ю. ЕГЭ —  2006. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: Тренировочные материалы — Самара: ООО «Офорт», 2006. — 88 с.










Список литературы



1

Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. 240с. (Серия «Системные основания образовательной технологии».)

2



Гузеев В.В.Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М.: Народное образование, 2001. 128с.

3



Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2005 – 368с.

4



Литература в школе № 6, 2004г. №3, 2005г.

5



Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике.-М., 2000.-368с.


6



Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. № 12, 7,9, 11 1990.

7



Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. № 4,5,6,8 1991.

8



Русский язык в школе. № 2,4,5 1997г.

9



Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка. 5,6,7 классы. – 2-е изд., дораб. – М.6 Школьная пресса, 2002г. (Приложение к журналу «Русская словесность»).

10



Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе:Практико-ориентированная монография/ Под редакцией Третьякова П.И. – М.: Новая школа, 2001. – 352с.





































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!