СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Творческий педагог-творческие дети: применение интерактивных форм работы с педагогами"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессия педагога – одна из наиболее энергозатратных. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Заботясь о здоровье подрастающего поколения, мы – педагоги зачастую забываем о своём здоровье. А ведь здоровье педагога необходимо не только для его профессионального долголетия, но и здоровья детей, наших воспитанников. Ведь здоровый педагог – здоровый ребенок!

Просмотр содержимого документа
«"Творческий педагог-творческие дети: применение интерактивных форм работы с педагогами"»

«ТВОРЧЕСКИЙ ПЕДАГОГ – ТВОРЧЕСКИЕ ДЕТИ: ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ»

Я рада видеть вас, ваши улыбки. От них становится светлее и теплее. Давайте начнем нашу работу с радостью, добротою.

Я предлагаю всем встать у своих мест. Давайте разотрем свои руки сильно-сильно и приложим их к своим щекам. Ощущаете тепло? Вот пусть это тепло между вами и другими людьми никогда не угаснет. Хорошего вам настроения.

Профессия педагога – одна из наиболее энергозатратных. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Заботясь о здоровье подрастающего поколения, мы – педагоги зачастую забываем о своём здоровье. А ведь здоровье педагога необходимо не только для его профессионального долголетия, но и здоровья детей, наших воспитанников. Ведь здоровый педагог – здоровый ребенок!

Квик-настройка

Важным компонентом здоровья является правильный психологический настрой. Как же правильно себя настроить? В своей повседневной и профессиональной жизни можно воспользоваться таким интерактивным методом, как квик-настройка.

Слово «quick» - в переводе с английского языка означает «быстрый, проворный, живой». Понятие заимствовано из сферы компьютерного программирования. В нашем случае, это метод настроя педагогов на успешную работу и сохранение, укрепление психологического здоровья. То есть это позитивные утверждения, которые улучшают настроение, делают нас счастливее и увереннее в себе. Ведь наши мысли материальны. И это действительно работает.

В самом начале мы с вами познакомились и продемонстрировали эти настройки (приветствие и обмен теплом).

Настройки могут применяться в разных моментах и сферах жизни:

- для позитивного настроя на новый день;

- в профессиональной деятельности, для настроя себя или воспитанников на плодотворную работу;

- для укрепления и сохранения здоровья;

- от усталости;

- и даже для похудения.

Предлагаю испробовать данный метод на себе.

Квик-настройка в действии. Приглашаю выйти 4 желающих для апробации квик-настроек.

Участникам раздаются карточки с квик-настройками. Каждый по очереди произносит их.

  1. Я с любовью выполняю свою работу, и она приносит мне столько денег, сколько пожелаю.

  2. Я здорова, и мое здоровье крепнет с каждым днем. Я полна сил, мне легко двигаться, дышать, радоваться жизни. Чем больше энергии трачу, тем больше ее становится, ее достаточно для реализации всех моих планов и мечтаний.

  3. Мой вес – идеальный! Моя фигура вызывает восхищение! Я люблю себя и свой идеальный вес! Я излучаю молодость, здоровье и красоту!

  4. Я рада видеть всех здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться, не обижать и не обижаться. Будем радоваться друг другу.




Методическая работа - важный компонент образовательной деятельности, направлена на непрерывное обновление образовательного процесса, повышение мастерства педагогов. Большинство педагогов испытывают трудности в овладении новыми технологиями, обнаруживают неспособность работать в режиме профессионального саморазвития. Поэтому особое внимание уделяется поиску новых форм в методической работе с педагогическими кадрами.

Для повышения профессиональной компетентности педагогических работников, их уровня самостоятельности и активности в работе на педсоветах, семинарах, заинтересованности в участии в профессиональных конкурсах различного уровня, в МКУДО «ДДЮТ» наряду с традиционными формами методической работы, используются интерактивные формы и методы.

Что такое интерактивность? Это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем – либо (человеком).

Интерактивные формы работы позволяют внедрить в образовательный процесс эффективное общение, что предполагает вовлечение педагогов в обучение в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя.

Интерактивные формы работы позволяют:

- создать условия для активной познавательной деятельности каждого педагога;

- повысить уровень мотивации, активности и творчества;

- способствовать установлению отношений сотрудничества между коллегами;

- формировать организаторские способности и навыки общения;

- вырабатывать умение принимать нестандартные решения;

- анализировать и оценивать свои действия, уровень собственной компетентности.

Такие формы работы интересны, они вносят в образовательный процесс свежие мысли, новые идеи, способствуют сплочению коллектива, имеют значительные преимущества перед традиционными формами работы. Их оригинальность, новизна вызывают интерес, использование игровых методов помогает снять субъективные барьеры в общении (опасения ошибиться, принять неправильное решение и т.д.).

Традиционное обучение более ориентировано на правильный ответ, и по своей сути является формой передачи информации и усвоения знаний. Зато интерактивные формы ориентированы на вопрос и поиск ответа. Они охватывают весь потенциал педагога: уровень и объем его компетентности (социальной, эмоциональной и интеллектуальной), самостоятельность, способность к принятию решений.

Итак, достичь нужного уровня подготовки педагогов возможно при использовании современных технологий, построенных на интерактивных формах работы, развивающие творческие и исследовательские навыки. Знания, приобретенные в опыте, легко применять на практике.

Существует своеобразный банк интерактивных форм и методов работы с педагогами. Несмотря на их разнообразие, каждая из форм наиболее эффективна при определенных условиях организации образовательного процесса, при выполнении определенных функций.

Большинство интерактивных форм и методов работы с педагогами могут использоваться как самостоятельное мероприятие, так и являться необходимым элементом других.

Например, дискуссия — это и самостоятельный метод, и часть «круглого стола».

Наиболее эффективными интерактивными формами работы с педагогами являются:

Дискуссия - коллективное обсуждение какого-то сложного вопроса, это обсуждение-спор, столкновение разных точек зрения, позиций, подходов. Методика проведения дискуссии: заранее готовится литература в соответствии с темой, оформляется помещение, участники знакомятся с темой. Во время подготовки могут быть созданы творческие группы, которые предлагают свою программу, позицию. В конце дискуссии формулируется единственное коллективное решение проблемы или рекомендации.
Вопросов должно быть не более пяти. Чтобы исчерпать самую главную проблему дискуссии, формулировать ее следует так, чтобы была возможность высказать разные взгляды на нее. При этом очень важна роль ведущего: он должен уметь ясно и четко обосновывать выбор темы, которая обсуждается, заинтересовать аудиторию, заставить ее думать.

Диспут от латинского (disputare) – рассуждать, разбирать, спорить. Диспутом обычно называют публичную дискуссию, специально организованную для определенной аудитории.

Как интерактивная форма работы это могут быть столкновения идей, мнений, точек зрения, дебаты после доклада. Как правило, оппоненты определяются заранее.

Семинар - самая распространенная форма работы с педагогами. Цель - совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов в соответствии с современными научными достижениями в области образования.

Тренинг – интерактивная форма методической работы, направленная на получение знаний, умений, навыков, коррекцию установок для успешного решения учебно-воспитательных задач. Во время тренинга совершенствуются умения выступать перед аудиторией, вести деловой разговор, правильно вести себя в конфликтных ситуациях.

Методические посиделки – интерактивная форма методической работы, которая помогает создать благоприятный психологический климат в коллективе педагогов. Предлагаются вопросы для обсуждения, тема объявляется заранее, чтобы все имели возможность подготовиться. Активное обсуждение проблемы чаще всего происходит в непринужденной атмосфере за чашкой кофе.

Методический ринг проводится следующим образом. Два оппонента заранее готовятся к обсуждению двух вопросов. Каждый оппонент имеет группу поддержки. Жюри оценивает уровень защиты каждого взгляда на определенный вопрос, потом все вместе подводят "итоги". Чтобы снять психологическое напряжение, следует заранее продумать, чем заполнить паузу (педагогические ситуации, игровые задания и т.д.).

Педагогические турниры. Начинать подготовку к проведению этой формы методической работы нужно заранее, хотя бы за месяц. Избираются ведущий и жюри. Участникам сообщают домашнее задание. Затем выбирают капитанов и прорабатывают литературу по теме турнира, обдумывают выполнения домашнего задания. Кроме того, предусматривается ряд вопросов, ситуаций, задач, неизвестных команде, которые предстоит решить в ходе турнира.

Проблемный стол как интерактивная форма работы способствует развитию у педагогов стремления к самообразованию, расширение и углубление знаний. Заранее готовятся вопросы для обсуждения, список рекомендуемой литературы, комплектуются творческие микрогруппы, создается пресс-центр, который после окончания подводит итоги, предлагает рекомендации и выпускает методический бюллетень "Опыт. Проблемы. Предложения».

«Круглый стол» признан учеными как одна из эффективных интерактивных форм обучения взрослых. В заседании «круглого стола» принимают участие различные специалисты. Слушателям заранее предлагают темы сообщений, которые будут комментировать приглашенные специалисты; предполагается активное участие педагогов в обсуждении проблемы. Вопросы к приглашенным специалистам формулируются заранее.

Педагогический аукцион направлен на активный обмен новыми идеями, мыслями, педагогическими находками; защиту или пропаганду. На аукционе целесообразно представить идею или проблему, которая больше всего волнует педагогов и в отношении которой существует много разных мнений.

Мозговой штурм способствует развитию творческого мышления и в целом повышает уровень педагогического мастерства. Это быстрое, решительное наступление в игре, цель которого - групповое решение проблемы. Эту форму удобно использовать при обсуждении сложных проблем. Первоочередной задачей группы является поиск новых альтернативных вариантов решения проблемной ситуации.

Банк идей - коллективное проектирование новых идей для решения практических проблем, которые нельзя решить традиционным способом.

Бюро педагогических находок призвано дать педагогам информацию о лучших достижениях в области образования.

Интерактивные формы и методы методической работы вызывают наибольший интерес и являются наиболее эффективными в развитии творческой активности педагогов, побуждают их и мотивируют к освоению инновационных технологий, к поиску новых подходов и методов в образовательной деятельности детей.

К решению проблем больших и малых, серьезных и не очень необходимо подходить с разных точек зрения - творчески. Предлагаю вам поучиться искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднять свой профессиональный уровень.


Прослушайте притчу Константина Ушинского «2 плуга». (включить запись).

В сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал: - Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Откуда у тебя это великолепие? Должно быть равноправие! Второй плуг усмехнулся и сказал: - Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь!

Запишите вывод. (Заслушать несколько вариантов).

Уверена, что и нам тоже некогда и незачем ржаветь, к тому же современный ритм жизни требует от нас непрерывного профессионального роста.

С целью непрерывного повышения компетентности педагогов дополнительного образования методическая служба ДДЮТ старается постоянно включать в методические мероприятия интерактивные формы и методы работы с педагогами, так как они повышают эффективность их проведения, формируют потребность в профессиональном саморазвитии педагогов. Методическая служба старается обновлять Банк новыми интерактивными методами и мотивировать педагогов на использование интерактивных форм и методов в работе с учащимися при организации образовательной деятельности.

Предлагаю, несколько интерактивных методов работы применить на деле.

Обращаясь к теме выступления, можно выделить опорное слово - «творчество». В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». (В. А. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности).

Действительно, результат деятельности педагога не измерить общепринятыми мерками, результат нашей деятельности – создание ценностей. Неповторимы дети, обстоятельства, личность самого педагога, и каждое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Педагог по определению не может быть не творческим!

«Творчество». Слово такое знакомое и всегда такое новое. В нем столько граней, столько идей, планов и радости новых открытий. Наше время – время контрастов.  С одной стороны, жизнь -  шаблонные действия, ритуалы и правила. Рутина заставляет плыть по течению, действовать по пути наименьшего сопротивления - это все подавляет стремление к творчеству. С другой стороны, наше время – время перемен.  Оно задает высокую планку успешному человеку, это и 

  • способность быстро анализировать ситуацию,

  • находить нестандартные и нестереотипные способы решения проблем,

  • умение видеть вещи в новом, необычном ракурсе, 

  • оригинально взаимодействовать с постоянно меняющимися условиями окружающего мира.

Коллеги, предлагаю вам легкую «интеллектуальную разминку». У каждой группы (педагоги разбиты на команды предварительно, в соответствии с этим – рассадка в кабинете) на столе находится карточка со словом «творчество» (карточки со словом «творчество», крупноформатные) Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «творчество»? Напишите слова/словосочетания, которые начинаются с букв ключевого слова, при этом они могут представлять любую часть речи.

  • Т – талант, терпение

  • В - восторг, великолепие

  • О - оригинальность, организованность

  • Р - развитие, результат, развития интуиция

  • Ч - чувство меры, чувство прекрасного, чрезмерная увлеченность

  • Е - единство…

  • С - стремление, сотрудничество, судьба, счастливый случай, соперничество, совершенствование, скорость, способность

  • Т- труд, тандем

  • В - вспышка

  • О - осведомленность, откровенность

(т- труд, терпение, толерантность; в- вдохновение, воображение, восхищение, воспитанность, вежливость, вера; о- оригинальность, одарённость, организованность; р- развитие, разум, радость, разнообразие, речь, результативность, работоспособность, решительность; ч- чувство новизны, чистота, чувство юмора, чёткость, человеколюбие, честность; е- единство целей и действий, естественность; с- сотворчество, созидание, солидарность, счастье, старание, свобода, совесть, стимул, сочувствие, свобода выбора, смелость, справедливость, старательность, самосовершенствование; т- талант, творчество, трудолюбие; в- время, варьирование, виртуозность, внимание, восторг, воля, вариативность, важность, великолепие; о- опыт, озарение, общение, одарённость, образованность, открытие, очарование.)

Ну что ж, очень интересный ассоциативный ряд у нас получился.

Как часто дети бывают непредсказуемы. Как часто педагогу бывает нужно терпение, находчивость, педагогический талант, чтобы выйти из затруднительного положения на занятии, чтобы быть «на высоте». С этой целью предлагаю принять участие в игре-тренинге «Педагогические ситуации» (конверты с ситуациями, альбомные листы, маркеры), (цель – узнать вашу точку зрения по рассматриваемому аспекту, определить уровень умений принимать правильные с точки зрения психологии и педагогики решения).

Листочки с записями педагогических ситуаций вложены в конверты. Я предлагаю каждой группе выбрать по конверту, прочитать предложенные ситуации, подумать и обсудить в группе, а затем предложить вариант решения.

  1. Представьте ситуацию. Вы разработали и провели интересное, на ваш взгляд, воспитательное мероприятие/учебное занятие, на котором присутствовал директор, завуч и учителя.. Вы остались довольны собой, детям понравилось. При анализе вашей работы сказали, что ваше мероприятие не понравилось, что дети много шумели, выполняя задания, ходили по классу и т.д. Как вы поступите, если вам придется снова дать открытое творческое занятие?

  2. Представьте следующую ситуацию: администрация предложила вам выступить на педсовете и поделиться своими находками с коллегами. После педсовета к вам подошли старшие коллеги и сказали: «Не рано ли вам делиться опытом?» Согласитесь ли вы выступить в следующий раз? Как вы поступите?

  3. Представьте себе следующую ситуацию: вы разработали урок в нетрадиционной форме с применением современных педагогических и информационных технологий, но после его проведения поняли, что многое не получилось, что некоторые ваши задумки оказались неэффективными. Будете ли вы экспериментировать в следующий раз?

  4. Вам предстоит провести открытое занятие, на котором будут присутствовать директор, завуч, коллеги. Будете ли вы стремится разработать что-то новое или воспользуетесь готовыми методическими разработками?

Данный тренинг помог сформулировать варианты решения, подумать над вашим эмоциональным настроем и принятием той или иной ситуации.

Подводя итог нашей встречи, предлагаю обобщить представления о своих творческих способностях и найти творческое начало.

Сформулируйте несколько рекомендаций, которые позволят сделать более творческой собственную жизнь, запишите их.

Упражнение «Творческая жизнь». Цель: обобщить представление участников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало. Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них ( т.е не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т.п). Пример:

1. Регулярно выполнять физические упражнения;

2. Овладеть техникой медитации и релаксации.

3. Ведите дневник, пишите рассказы, стихи, песни записывайте умные мысли.

Делая вывод вышесказанного и проведенного, следует отметить, что грамотно построенная система интерактивных форм и методов работы с педагогическими кадрами приведет к повышению уровня профессиональной компетенции и сплотит педагогический коллектив.

Рефлексия.

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность формировать личность:

  • любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;

  • умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;

  • уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;

  • доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;

  • готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.











Все в твоих руках”

  • Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:

  • Большой – для меня было важным и интересным…

  • Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…

  • Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…

  • Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

  • Мизинец – для меня было недостаточно

ПРИЛОЖЕНИЕ (РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ)

«Кредо творческих педагогов»:

- Мы имеем творческий потенциал

- Мы хотим реализовать его

- Мы уверены, что у нас всё получится

- Мы склонны рисковать

- Мы умеем видеть проблему и возможности её преодоления

- Мы имеем критическое и гибкое мышление

- Мы в поиске

- Мы воспитываем творческих людей!


Памятка «рецепт приготовления хорошего занятия, мероприятия»

Ну и напоследок поделюсь с вами рецептом приготовления хорошего мероприятия. Возьмите дюжину самых лучших и полновесных эмоций. Тщательно отберите только те, которые лишены разочарований и злости. После того, как вы отобрали, разделите эмоции на части. И обязательно пойте!

Непременно добавьте в каждое свое мероприятие:

• 12 порций мудрости,

• 11 порций терпения,

• 10 порций храбрости,

• 9 порций работоспособности,

• 8 порций оптимизма,

• 7 порций преданности своёму делу,

• 6 порций вольнодумия и свободомыслия,

• 5 порций доброты,

• 4 порции отдыха и заботы о здоровье,

• 3 порции юмора,

• 2 порции такта,

• 1 порцию веры в каждого своего ученика.

Для того чтобы придать остроты и сладости вашему мероприятию, добавьте в него ложечку хорошего настроения, щепотку безрассудства, по вкусу развлечения, обязательно добавьте игры и обильно посыпьте все хорошим добрым юмором. А теперь налейте любовь к детям и взбейте все энергичными движениями, не допуская застоя. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте все блюдо улыбками, изюминками и веточками радости. Перед подачей мероприятие сервируется спокойствием, самоотверженностью и профессионализмом.

Следуйте четко этому рецепту, в точности соблюдая ингредиенты блюда, при подготовке каждого своего мероприятия. Приятного вам аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к своему труду и творчеству!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!