Сатиева Р.Н., МБОУ СОШ№4, г. Бирск, Башкортостан.
Творческий подход учителя
к формированию толерантности на занятиях изобразительной деятельности
Проблема толерантности на сегодняшний лень является одной из самых актуальных в России - стране многонациональной и многоконфессиональной,
Многие исследователи рассматривают толерантность как ценностную установку или подчеркивают се связь с ценностями по отношению к самому себе и другим людям. В основе готовности к межличностной толерантности находится представление о самоценности и ценности другого человека, придание позитивного значения уникальности своей и партнера по общению.
Как отмечает К. Роджерс, «помогающие отношения не только свободны от ценностей, но совсем наоборот. Представляется, что наиболее эффективные помогающие отношения, в первую очередь, отмечены одной ценностью: каждый человек имеет достоинство и ценен именно в силу своей отдельности и уникальности » (1).
Сегодня все большее распространение в детской, особенно в подростковой среде, получает недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через СМИ, социальное окружение детей вес чаще проникает и в школу.
Дети и подростки (тогда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств, не представляют, как можно поступить по-другому. В связи с этим, важно отработать и закрепить у подростков навыки межличностного общения, научить их приемам саморегуляции, развить умение владеть собой в различной среде, находить выход из проблемных ситуаций социально приемлемыми способами.
В рамках занятий изобразительной деятельностью, существенное значение имеет сплоченность коллектива, умение сотрудничать, сопереживать. Само изобразительное искусство построено на принципе эмоционального отклика но отношению к воспринимаемому. В связи с этим, образовательный процесс требует от педагога умения формировать у детей позитивное толерантное отношение, а особенно, в подростковом возрасте. Эти условия послужили основанием применения элементов арт-терапии на уроках изобразительного искусства. С нашей точки зрения, это позволит решить проблему интолерантности подростков, а также будет способствовать еще большей заинтересованности детей к урокам изобразительного искусства.
Арт-терапия как направление, связанное с воздействием разных средств искусства на человека, используется как самостоятельно, гак и в сочетании с педагогическими и другими средствами. В последние годы арт-терапия все больше включается в коррекционно-развивающий процесс.
Коррекционно-развиваюшие занятия с элементами арт-терапии как форма повышения толерантности, развития эмпатии и профилактики агрессивного поведения, могут научить подростков не только навыкам продуктивного общения, но и навыкам эффективного слушания других, понимания, сочувствия, самостоятельности, свободы в решении поставленных задач.
Наиболее актуальными в подростковых классах являются формы совместной работы, позволяющие общаться в процессе деятельности. Общение подростков, в ходе изобразительного творчества, обретает новый характер - формирует межличностную толерантность. Совместная деятельность определенным образом заставляет ребят сотрудничать, искать точки соприкосновения. Эта форма деятельности заставляет их четко формулировать мысли и излагать их доступно для других; подростки развивают логическое мышление, позволяют обосновывать свою идею, защищать проект и результат работы (2). Формируется и закрепляется внутренняя установка через открытие и себе и других положительных сильных сторон характера, т.е. качеств, навыков, умений, которые дают чувство внутренней устойчивости и доверия, развивается рефлексия. Такая деятельность позволяет подростку проявить себя с лучшей стороны, испытать успех, быть высоко оцененным окружающими.
Цель занятий - способствовать развитию самовыражения и самопознания ребенка через искусство; развитию способностей к конструктивным действиям с учетом реальностей окружающею мира.
Важнейшим принципом совместной работы является безусловное принятие и одобрение всех продуктов творческой деятельности каждого ребенка, независимо от их содержания, формы и качества исполнения.
В ходе проводимых занятий подросткам была предоставлена возможность испытать свой успех, ощутить полезность своего вклада в общую работу, быть высоко оцененными окружающими сверстниками. В процессе совместном деятельности, дети старались проявлять себя с лучшей стороны, учились развивать чувство взаимной поддержки. Подростки учились устанавливать контакт, взаимодействовать со сверстниками на равных, принимая взгляды, ценности другого, проявлять толерантность в межличностном общении.
После проведения коррекционно-развивающих занятий с элементами арт-терапии, по полученным результатам был произведен срез, для проверки эффективности данных занятий. В группе подростков младшего возраста, в которой проводилось исследование, наблюдается повышение уровня коммуникативных способностей, сформированность адекватной самооценки, проявление межличностной толерантности в общении с окружающими, повышение уровня сплоченности ученического коллектива (Тэмп= 0,45; следовательно Р
Таким образом, целенаправленно проведенные занятия с элементами арт-терапии, способствуют повышению уровня групповой сплоченности учащихся, формированию межличностной толерантности в ученическом коллективе.
Литература:
1. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного
творчества. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 176 с., 16 с.
ил.: ил. (Б-ка учителя изобразительной деятельности).
2. Рудякова О. В. Использование арт-терапевтических техник в
работе с подросткам.// Школьный психолог. - 2006.- № 9.- С. 14.
Психологическая коррекция перцептивной сферы обшения в
диаде «Воспитатель - ребенок». Метод, пособ. для студ. психолог, и
коррекцион. факультетов. Автор-составитель О.В.Улыбина. Бирск.,
Бирский гос. пед. институт. 2002. - 96 с.