СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Творческий портрет великого композитора венской школы Вольфганга Амадея Моцарта»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как Моцарта усвоить нам,

Чтоб жизнь играла легким светом?

Не веря тягостным приметам,

Узреть проникновенный храм…

Как легок Моцарт, как глубок, -

Он весь от ясного начала,

В нем слово – то, что было Бог,

А в нас так мало слова, мало.

Александр Балтин.

Просмотр содержимого документа
««Творческий портрет великого композитора венской школы Вольфганга Амадея Моцарта»»













«Творческий портрет великого композитора

венской школы Вольфганга Амадея Моцарта»





































Оглавление



Стр.

Введение……………………………………………………………………………..3-4



Глава 1. Жизненный путь Вольфганга Амадея Моцарта……………………….5-7



Глава 2. Творчество Вольфганга Амадея Моцарта………………………….8-12



Глава 3. Последний год творческой деятельности ……………………………13-15



Заключение…………………………………………………………………………...16



Список литературы………………………………………………………………17-18



























Введение

Как Моцарта усвоить нам,

Чтоб жизнь играла легким светом?

Не веря тягостным приметам,

Узреть проникновенный храм…

Как легок Моцарт, как глубок, -

Он весь от ясного начала,

В нем слово – то, что было Бог,

А в нас так мало слова, мало.

Александр Балтин.

Актуальность темы реферата заключена в том, что история изучения музыки Моцарта насчитывает более двух веков. В музыке нет имени, перед которым человечество так благосклонно склонялось, так радовалось и умилялось. Моцарт – символ самой музыки...

Жизнь гениального австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта удивительна и необычна. Его яркий, щедрый талант, постоянное творческое горение дали совершенно поразительные, единственные в своем роде результаты. Моцарт прожил всего 36 лет. Несмотря на непрерывную концертную деятельность, начавшуюся с шестилетнего возраста, он создал за это время очень много произведений.

Моцартом написано около 50 симфоний, 19 опер, 68 духовных произведений, 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений. В своих симфониях, фантазиях, сонатах, камерных ансамблях, концертах раскрывает новый мир идей, мыслей и чувств, насыщает эти произведения новым драматическим содержанием, глубже и полнее, по сравнению со своими предшественниками и современниками, отражает действительность с ее жизненными коллизиями.

Имя Моцарта стало символом высшей музыкальной одаренности, творческой гениальности, единства красоты и жизненной правды. Непреходящую ценность моцартовских творений и огромную роль их духовной жизни человечества подчеркивают высказывания музыкантов, писателей, философов, ученых начиная с Й. Гайдна, Л. Бетховена, И.В. Гете, Э.Т.А. Гофмана и кончая А. Эйнштейном, Г. Чичериным и современными мастерами культуры. «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!» – эта меткая емкая характеристика принадлежит А.С. Пушкину («Моцарт и Сальери»). Преклонение перед «светозарным гением» выразил П. Чайковский в ряде своих музыкальных сочинений, в том числе в оркестровой сюите «Моцартиана» [13, с.69-70].

Творческая мысль сосредоточена на углубленном выражении душевного мира, на правдивом отображении многообразия реальной действительности. С одинаковой силой в музыке переданы ощущение полной жизни, радость бытия – и страдания человека. Скорбь нередко достигает трагизма, но преобладает ясный, гармоничный, жизнеутверждающий строй.























Глава 1. Жизненный путь Вольфганга Амадея Моцарта



Вольфганг Амадей Иоанн Хризостом Теофил Моцарт родился 27 января 1756 года в Австрии, старинном, красивом гористом городе Зальцбург на берегу реки Зальцах. В XVIII веке город считался центром музыкальной жизни. Жизнь гениального австрийского композитора удивительна и необычна. В историю музыки Моцарт вошел наряду с Гайдном и Бетховеном, как представитель так называемого «венского классицизма». Моцарт — австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист, дирижер, блестяще импровизировал.

П.И. Чайковский писал в одном из своих дневников: «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть наивысший, кульминационный пункт, которого красота достигала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, замирать от восторга, как он. В Моцарте я люблю все, ибо благодаря ему я узнал, что такое музыка».

Известный дипломат Г. Чичерин в книге «Моцарт» так описывал свое отношение к музыке Моцарта: «Для меня Моцарт был лучшим другом и товарищем всей жизни, я ее прожил с ним, самым сложным и тонким, самым синтетическим из всех композиторов, стоявшим на вышке мировой истории…»

Справедливо говорил замечательный русский музыкант А. Рубинштейн о музыке Моцарта как о лучезарном творчестве, «залитом светом», называя этого композитора «Гелиосом музыки». «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!» – писал он в своей книге «Музыка и ее представители» [6].

Феноменальные способности Вольфганга проявились очень рано. В три года Моцарт без труда подбирал по слуху мелодии и запоминал отдельные места музыкальных пьес, которые слышал. Ему было четыре года, когда отец, как бы затевая веселую игру, начал разучивать с ним на клавире некоторые менуэты и другие пьесы. В этом возрасте сочинил концерт для клавесина. За короткий срок он научился играть их с совершеннейшей чистотой и в строжайшем ритме. Вскоре в нем пробудилось стремление к самостоятельному творчеству. Пяти лет Вольфганг сочинял маленькие пьесы, которые проигрывал своему отцу с просьбой записать их на бумаге, сочинял менуэты. Свободно музицировал на скрипке, клавесине и органе. К шести годам маленький музыкант исполнял сложные виртуозные произведения, играл на клавире. В возрасте 9 лет он был автором 12 напечатанных сонат и нескольких симфоний. Родителям не приходилось упрашивать сына сесть за инструмент. Наоборот, они уговаривали его прекратить занятия, чтобы он не переутомился.
За это же время, незаметно даже для отца, мальчик овладел игрой на скрипке и органе. В 12 лет Моцарт в Вене написал свою первую оперу «Притворная простушка», а в 13 лет дирижировал торжественной мессой собственного сочинения и получил заказ от Миланского театра на новую оперу, а в 14 лет поставил в Милане эту оперу, которая называлась «Митридат, царь Понтийский» Опера ставилась более 20 раз при переполненном зале [8].

Ради забавы слушатели заставляли ребенка играть по клавишам закрытым полотенцем или платком, исполнять трудные пассажи одним пальцем. Любимым развлечением публики была проверка его тончайшего слуха. Вольфганг улавливал разницу между интервалами в одну восьмую тона, определял высоту звука, взятого на любом инструменте или звучащем предмете. Все это было очень утомительно, тем более что концерты в то время длились по четыре, пять часов [9].

Но, в отличие от Гайдна, вся жизнь которого почти не выходила за пределы австрийских владений, Моцарт с раннего детства начал посещать разные европейские страны. В январе 1762 года Вольфганг вместе с отцом и сестрой отправился в 3летнее артистическое путешествие по странам Европы, прославившее юного музыканта, в Мюнхен, Париж, Лондон, Амстердам, Вену, Женеву, а затем и во многие другие города Германии, Нидерландов, Швейцарии. Концертные поездки Моцартов продолжаются около 10 лет. Семья посещает Франкфурт, Брюссель. В 1763 году в Париже изданы первые сочинения Моцарта – четыре скрипичные сонаты [12]. 1769 год Моцарты провели в Зальцбурге, а в 1770-1772 трижды выезжали в Италию.

Следующая поездка в Вену летом 1773 была совершена, по-видимому, в надежде получить для Моцарта должность при императорском дворе. В Вене Моцарт написал шесть струнных квартетов, а по возвращении в Зальцбург –симфонии № 25 и № 29. Период с 1774 до середины 1777 Моцарт провел в Зальцбурге, где выполнял функции концертмейстера капеллы князя-архиепископа [6]. Среди сочинений этого времени – несколько месс, все скрипичные концерты, шесть фортепианных сонат, несколько оркестровых серенад и дивертисментов и первый из больших концертов Моцарта для фортепиано с оркестром (№ 9 по общепринятой нумерации).

В Лондоне малолетний Моцарт был объектом научных исследований, а в Голландии, где во время поста запрещалась музыка, для него было сделано исключение, так как в его даровании духовенство усматривало Божий перст.

В 1781 году Моцарт окончательно поселился в Вене. В 1783—1785 годах были созданы 6 знаменитых струнных квартетов, которые Моцарт посвятил Йозефу Гайдну, мастеру этого жанра, и которые тот принял с величайшим почтением [12].

В 1786 году была написана и поставлена опера «Свадьба Фигаро», автором либретто которой был Лоренцо да Понте. Она имела в Вене хороший прием, однако после нескольких представлений была снята и не ставилась до 1789 года, когда постановку возобновил Антонио Сальери, считавший «Свадьбу Фигаро» лучшей оперой Моцарта. Зато в Праге «Свадьба Фигаро» имела ошеломляющий успех, мелодии из нее распевали на улице и в трактирах. Благодаря этому успеху Моцарт получил новый заказ, на этот раз из Праги. В 1787 году увидела свет новая опера, созданная в содружестве с Да Понте, — «Дон Жуан» (Don Giovanni) [6].

Глава 2. Творчество Вольфганга Амадея Моцарта



Отличительной чертой творчества Моцарта является сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Уникальность его творчества состоит в том, что он не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, но и в каждом из них оставил произведения непреходящего значения. Для творчества Моцарта характерны жанровая многогранность, органическое сочетание австрийской народно-национальной основы музыки с особенностями других национальных музыкальных культур, единство глубокого идейного содержания и совершенной художественной формы.

Важнейшей особенностью художественного облика Моцарта является широта и многогранность его национально-культурных связей. При прочной и ясной австрийской музыкальной основе, которая сама по себе является многонациональной (сочетающей южнонемецкие, венгерские и славянские элементы), Моцарт воспринял то, что он слышал, видел, наблюдал в других странах. Музыка Моцарта, обнаруживающая множество связей с разными национальными культурами, везде и во всем она носит печать национальной принадлежности и творческой индивидуальности великого композитора [16].

Австрийская народная песенность – основа музыки Моцарта. Музыка Моцарта, как и Гайдна, своими корнями уходит в австрийскую народную песенность; но у Моцарта эти «связи с народнопесенными истоками», может быть, не столь прямые и непосредственные, как у Гайдна, сложнее и тоньше. Произведения Моцарта отличаются душевной чуткостью, поэтичностью, тонким изяществом, филигранной отточенностью [4].

Основой музыкального творчества для Моцарта была мелодия – ясная, простая и выразительная. «Сущность музыки – в мелодии», – писал он. Прекрасными выразительными мелодиями, близкими во многих случаях к народной песне, богаты не только оперы Моцарта, но и его лучшие инструментальные произведения [10].

Моцарт — один из величайших мелодистов. Так, в мелодике Моцарта много итальянских влияний. Можно услышать в ней и тонкие связи с французской музыкой, со славянскими музыкальными культурами [10]. Его мелодика сочетает черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены. Несмотря на то, что его произведения отличаются поэтичностью и тонким изяществом, в них часто встречаются мелодии мужественного характера, с большим драматическим пафосом и контрастными элементами.

Для многих мелодий Моцарта характерны изысканные хроматизмы, задержания при ясной мажорной или минорной ладовой основе и простоте гармонических функций [6]. Источник мелодического вдохновения Моцарта неиссякаем. Это многократно отмечали выдающиеся музыканты. Н. А. Римский-Корсаков писал в 1897 году своему другу, московскому музыкальному критику С. Н. Кругликову: «Чистая мелодия, шедшая от Моцарта через Шопена и Глинку, жива поныне и должна жить, без нее судьба музыки - декадентство» [15].

Важнейшая сфера его творчества — музыкальный театр. Творчество Моцарта составило эпоху в развитии оперы. Его оперы — целая эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Наряду с Глюком, он был величайшим реформатором жанра оперы, но в отличие от него, основой оперы считал музыку. Моцарт создал совершенно иной тип музыкальной драматургии, где оперная музыка находится в полном единстве с развитием сценического действия. Как следствие — в его операх нет однозначно положительных и отрицательных персонажей, характеры живые и многогранные, показаны взаимоотношения людей, их чувства и стремления. Моцарт освоил практически все современные ему оперные жанры [11].

В оперном творчестве Моцарта гениально подытожены все основные пути развития музыкально-драматического искусства во всех его жанровых разновидностях. В своих лучших операх он уничтожил грани, отделяющие «серьезную» оперу от бытовой комической, от так называемого «зингшпиля», создав произведения жизненно-правдивые, реалистические. Учитывая опыт Глюка, Моцарт создал свой тип героической драмы в «Идоменее», в «Свадьбе Фигаро». На базе оперы-буффа пришел к реалистической музыкальной комедии характеров. Зингшпиль Моцарт превратил в философскую сказку-притчу, проникнутую просветительскими идеями («Волшебная флейта»). Многоплановостью контрастов, необычным синтезом оперно-жанровых форм отличается драматургия оперы «Дон Жуан».

Ведущие жанры инструментальной музыки Моцарта — симфонии, камерные ансамбли, концерты, серенады, дивертисменты. Одно из значительных мест не только в творчестве самого композитора, но и в истории жанра занимают концерты для различных инструментов в сопровождении оркестра. Моцарт, кроме многочисленных духовных сочинений, и серенад для бытового музицирования в частных домах, написал большое количество сольных концертов. Громадной популярностью пользуются скрипичные концерты, поражающие смелостью, яркой образностью, красотой тематического материала, изяществом и стройностью формы [2]. Ориентируясь на достижения И. Гайдна, Моцарт разработал тип камерно - инструментального ансамбля, отличающийся утонченностью лирико-философской эмоции, развитым гомофонно-полифоническим складом, сложностью гармонии языка.

Фортепианная манера Моцарта отличается элегантностью, отчетливостью, тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента [1].

Большое внимание Моцарт уделял симфонической музыке. Симфонии Моцарта — важный этап в истории мирового симфонизма.

В течение лета 1788 года Моцарт написал последние три величайшие симфонии. Каждая из этих симфоний представляет собой индивидуальный, целостный, законченный художественный организм, обладающий собственными, ему присущими чертами выразительности; а все три симфонии вместе взятые характеризуют богатство и многообразие идейно-эмоционального и образного мира композитора, а также дают яркую и полную картину идей и чувствований своей эпохи. Последние симфонии проложили путь к симфонизму 19 века.

Симфония №39, Es-Dur (К. 543) обыкновенно так и называется – «романтическая симфония»; романтикам она была особенно дорога, они ее называли «лебединой песней [4].

Лирико-драматическая симфония №40, g-moll (КV. 550) – самая популярная из симфоний Моцарта – по своей задушевности и лирической взволнованности представляет собой уникальное явление в симфонической музыке XVIII века, поэма скорби – приобрела большую популярность благодаря необычайно искренней музыке, понятной самому широкому кругу слушателей. Эта трепетно-нежная мелодия напоминает высказывание человека, взволнованную человеческую речь, глубоко выразительная мелодия словно вырастает из интонаций горестных вздохов [11].

Наиболее крупная по масштабам монументальная симфония №41, C-Dur, «Юпитер» (KV 551), благодаря грандиозному финалу, демонстрирует поразительное полифоническое мастерство композитора, сочетает сонатную форму с тройной фугой. (Юпитер в древнеримской мифологии – бог-громовержец, повелитель богов, людей и природы, властелин всего сущего.) «Юпитер» – поэма экстаза, пророческого ясновидения, восторженности. Особенно в ней подчеркнута контрастность образов [11].

Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью [14].

Моцарт написал очень много музыки для детей. Почему Моцарт – «самый подходящий» композитор для малышей? Во многих странах мира, проводились исследования и ученые доказали что его светлая и добрая музыка оказывает положительное влияние на детскую психику, интеллект и творчество, потому что он с детства был гением от природы и стал композитором уже в 4 года. Это и внесло в его музыку чистое детское восприятие, которое подсознательно чувствуют все «почитатели» его творчества даже самые маленькие [10].

Каждое зрелое инструментальное произведение Моцарта любого жанра представляет собой вполне индивидуальный художественный организм со своим собственным, именно ему присущим обликом, обобщающим одновременно стилистические черты и музыки Моцарта и венского классицизма в целом.





















Глава 3. Последний год творческой деятельности



В творчестве Моцарта универсальное значение получила идея динамичной гармонии как принципа видения мира, способа художественного преобразования реальности. Отражение гармонической целостности бытия, ясность и красота сочетаются в музыке Моцарта с глубоким драматизмом. Возвышенное и обыденное, трагическое и комическое, величественное и грациозное, вечное и преходящее, общечеловеческое и индивидуально-неповторимое, национально-характерное предстают в сочинениях Моцарта в динамическом равновесии и единстве. В центре художественного мира Моцарта — человеческая личность, которую он раскрывает как лирик и одновременно как драматург, стремясь к художественному воссозданию объективной сущности человеческого характера. Драматургия Моцарта основана на раскрытии многоплановости контрастных музыкальных образов в процессе их взаимодействия [13].

Взволнованность и страстность так же характерны для музыки Моцарта, как и выдержка, воля, высокая организованность. Творческая мысль Моцарта сосредоточена на углубленном выражении душевного мира, на правдивом отображении многообразия реальной действительности. С одинаковой силой в музыке Моцарта переданы ощущение полноты жизни, радость бытия — и страдания человека, испытывающего гнет несправедливого социального строя и страстно стремящегося к счастью, к радости. Скорбь нередко достигает трагизма, но преобладает ясный, гармоничный, жизнеутверждающий строй [14].

Последними операми Моцарта стали «Так поступают все» (1790 год), «Милосердие Тита» (1791 год) и «Волшебная флейта» (1791 год). В опере «Так поступают все…» перед зрителем проходит забавная история о том, как женихи, желая испытать верность своих невест, делают вид, что уезжают, но тут же возвращаются переодетыми и неузнаваемыми; невесты же уступают, в конце концов, настойчивым ухаживаниям этих новых «кавалеров», тем самым подтверждая, что женщины все так поступают.

Лишь в начале 1790 года в Вене была поставлена новая опера «Так поступают все». А летом 1791 года по случаю коронования Леопольда II королем Чехии Моцарту была заказана опера «Милосердие Тита», но была принята холодно. В творчестве Моцарта эти оперы занимают второстепенное место.

Последняя опера Моцарта «Волшебная флейта» – одно из величайших его созданий. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта эта опера-сказка занимает особое место. Шиканедер, создавая либретто оперы, использовал поэму-сказку Виланда «Лулу». Извечная мудрость народной сказки утверждающей победу добра над злом, была близка убеждениям Моцарта. Он верил в способность человека совершенствоваться, в победу света и разума над душевным мраком и темными силами. Глубина мыслей и чувств не мешает искреннему, от души юмору. Действующие лица – не только сказочные персонажи, они наделены чертами окружавших композитора людей. Народность музыки неотделима от мастерства великого художника.

В символике оперы угадываются: доброжелательный намек на императрицу Марию-Терезию (образ Царицы ночи), император Иосиф II (Принц Тамино), Игнац фон Борн, известный идеолог австрийских масонов (жрец Зарастро), образ доброго и славного австрийского народа (Папагено и Папагена). Премьера «Волшебной флейты» состоялась незадолго до смерти.

Моцарт, как и большинство его современников, немало внимания уделял и духовной музыке. Еще до окончания оперы Моцарт получил заказ на Реквием. Давно уже испытывая недомогание, Моцарт воспринял этот заказ на заупокойную мессу как пророчество своей близкой смерти. С лихорадочной поспешностью принялся Моцарт за Реквием – свое последнее произведение, сочиняя его одновременно с «Волшебной флейтой». Реквием, написанный на традиционный латинский текст заупокойной мессы, состоит из 12 частей, содержание их — мольба о даровании покоя, спасении души и картины Страшного Суда, выходит за рамки богослужебного культа.

Композитору не удалось закончить Реквием: работу над этим великим произведением прервала смерть. В предчувствии близкой смерти Моцарт указал своему ученику Зюсмайеру, как докончить «Реквием». По его просьбе друзья, собравшиеся у него, исполнили то, что он успел написать сам. Когда раздались нежные и скорбные, идущие из глубины души звуки той части реквиема, что зовется «Лакримоза», т.е. «полная слеза», Моцарт разрыдался. Это произошло 4 декабря 1791 года.

5 декабря 1791 года примерно через час после полуночи, на тридцать шестом году жизни умер Моцарт. Для венцев смерть Моцарта прошла практически незаметно, однако в Праге при большом стечении народа (около 4000 человек) в память, о Моцарте спустя 9 дней после его смерти 120 музыкантов исполнили со специальными дополнениями написанный ещё в 1776 году «Реквием» Антонио Розетти.

В наше время была создана Рок-опера Моцарт (Mozart, l’opérarock) — французский мюзикл производства ДоваАттья и Альбера Коэна (DoveAttiaetAlbertCohen), посвященный истории жизни Вольфганга Амадея Моцарта. Этот мюзикл считается одним из самых коммерчески успешных проектов среди вышедших в 2009—2010 гг., с числом проданных билетов более 800 000. Этот спектакль посмотрели не только во Франции, но и в Бельгии, Швейцарии, Украине и в России (симфоническая версия LeConcert), Японии и Корее. 21 декабря 2010 года мюзикл был снят в 3D для показа в кинотеатрах Кореи. Моцарт является первым мюзиклом, который сняли в 3D.



Заключение



Среди величайших мастеров музыки Моцарт выделяется ранним рассветом мощного и всестороннего дарования, необычностью жизненной судьбы – от триумфов вундеркинда до тяжелой борьбы за существование и признание в зрелом возрасте, беспримерной смелостью художника, и, наконец, всеобъемлющим значением творчества, охватывающего почти все жанры музыки [14].

Моцарт – это молодость музыки, это вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии. Его музыка оказывает на людей самое сильное оздоровительное воздействие. Более того, музыкальные произведения этого композитора способны творить просто невероятные вещи в плане исцеления людей от огромного количества самых разнообразных недугов. Это доказывают многочисленные независимые исследования ученых, медиков и психологов всего мира.

В наши дни музыка Моцарта звучит в концертах, оперных театрах, по радио. Произведения Моцарта обязательны в программах музыкальных училищ, консерваторий, всесоюзных и международных конкурсов. О Моцарте пишут книги, статьи, стараясь раскрыть глубину и красоту его музыки, рассказать о его необычайном даровании, о его яркой, интересной и в то же время полной труда и огорчений жизни.











Список литературы

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: В 2-х кн.: Кн.1: Начальная школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 208 с. – (Классному руководителю).

2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: В 2-х кн.: Кн.2: Средняя школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 224 с. – (Классному руководителю).

3. Альшванг А.А. Венские классики: Гайдн, Моцарт, Бетховен. – М.: Госфилармония, 1945. – 59 с.

4. Григорович В.Б. Великие музыканты Западной Европы: И.С. Бах, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен. Хрестоматия для учащихся ст. классов / Сост. В.Б. Григорович. – М.: Просвещение, 1982. – С. 105-164.

5. Кулов С. Портреты зарубежных композиторов. – ООО.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – С. 11.

6. Левик Б.В. История зарубежной музыки: В 6 кн. Кн.2: Вторая половина XVIII века. Учебник для консерваторий. – 3-е изд. – М.: Музыка, 1974. – С. 159-274.

7. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: ТЕРРА, 1996. – 176 с. – (Русский дом).

8. Прохорова И.А. Музыкальная литература зарубежных стран: Учебник для 5-го класса дет. муз. шк. – М.: Музыка, 1973. – С. 43-64.

9. Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран: Для 5-го кл. ДМШ: Учебник. – Переизд. – М.: Музыка, 1995. – С. 35-53.

10. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К. Разумовская. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 176 с. – (Методика)

11. Рыцарева М.Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. – М.: Музыка, 1994. – С. 354.

12. Сорокотягин Д. Музыкальная литература в таблицах: полный курс обучения / Д. Сорокотягин. – Изд. 3-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 221,

[1] с.: ил. – (Учебное пособие для ДМШ).

13. Бах. Моцарт. Шопен. Шуман. Вагнер: биогр. повествования / сост., общ. ред. и послесл. Н.Ф. Болдырева. – Челябинск: Урал, 1995. – 461 с.

14. Большая советская энциклопедия: В 30 т.: Т.17. – М.: «Советская энциклопедия», 1974. – С. 69-70.

15. В.А. Моцарт // Музыкальное просвещение. – 2006. №2. – С. 36-40.

16. Кирнарская Д.К. Классическая музыка для всех: Западноевропейская музыка от григорианского пения до Моцарта. – М.: Слово / SLOVO, 1997. – 272 с.

17. Лебедева И. Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе «Моцарт» // Музыка в школе. 2008. – №1. – С. 3-11.

18. Луцкер П.В. , Сусидко И.П. Моцарт и его время. – М.: Классика-XXI, 2008. – 623 с.

19. Могилевская С. Моцарт (1756-1791) // Музыкальное просвещение. – 2006. – №2. – С. 45-46.

20. Улыбышев А.Д. Жизнеописание Моцарта // Музыкальная жизнь. – 2006. – №1. – С. 27-30.

21.Я познаю мир: Детская Энциклопедия: культура // автор-состав. Н. В.

Чудакова; под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.:АСТ, 1996. – С. 125-127.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!