СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект "Исторические личности в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ключевский отмечал историческую закономерность появления Александра Сергеевича Пушкина и его творчества, подготовленную усилиями двух эпох – Петра I и Екатерины II. Гений Пушкина способствовал повышению общего уровня и достоинства русского читающего общества. Цель творческого проекта – проследить, как описаны исторические личности в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект "Исторические личности в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»"»


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Департамент образования

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение «Школа № 44 с углублённым

изучением отдельных предметов»


603106 г. Нижний Новгород, улица Н.Сусловой, дом 5, корпус 3,

тел./факс (831) 468-52-83

e-mail: [email protected]


Творческий проект






Исторические личности

в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»








Выполнила:

Городнова Александра, ученица 6 «В»

Руководитель:

Романова Наталья Алексеевна,

учитель русского языка и литературы









Нижний Новгород

2020

Содержание


Введение


3


ГЛАВА 1. Личность автора


4


ГЛАВА 2. Образ Екатерины II в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина


6

ГЛАВА 3. Образ Петра III в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина


9

ГЛАВА 4. Образ Емельяна Пугачёва в «Капитанской дочке»

А.С. Пушкина


11

Заключение. Александр Сергеевич Пушкин как историк


14

Список используемых источников и литературы


19




























Введение

Ключевский отмечал историческую закономерность появления Александра Сергеевича Пушкина и его творчества, подготовленную усилиями двух эпох – Петра I и Екатерины II. Гений Пушкина способствовал повышению общего уровня и достоинства русского читающего общества. К каждому человеку были обращены слова гениального автора:

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам….

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва.

Начиная работу над творческим проектом, я поставила перед собой цель – проследить, как описаны исторические личности в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Задачи проекта: 1.Проанализировать, как Александр Сергеевич Пушкин создаёт образ Екатерины II в «Капитанской дочке». 2.Обратить внимание на образы Емельяна Пугачёва и Петра III в «Капитанской дочке» Александра Сергеевича Пушкина. 3.Сделать выводы, насколько тесно взаимосвязаны история и литература в «Капитанской дочке» Александра Сергеевича Пушкина.

Актуальность проекта заключается в необыкновенной популярности творчества А.С. Пушкина у современного читателя. Методы, использовавшиеся при решении задач: обзор литературных источников по теме и работа с базами данных компьютерной сети Internet, наблюдение, анализ стихотворений, обобщение. Теоретическая и практическая значимость проекта заключается в самостоятельном изучении «Капитанской дочки» А.С. Пушкина. Организация исследования: работа выполнена на базе МАОУ «Школа № 44 с углублённым изучением отдельных предметов», методики исследования: наблюдение, сопоставление, анализ текстов, теоретические методы.


ГЛАВА 1. Личность автора: Александр Сергеевич Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года (по старому стилю 26 мая) в Москве в дворянской помещичьей семье (отец его был майор в отставке) в день праздника Вознесения… Символично и место рождения поэта город Москва – самое сердце русской жизни, России. В тот же день у императора Павла родилась внучка, в честь которой во всех церквах шли молебны и гудели колокола. Так, по случайному совпадению день рождения русского гения был ознаменован всеобщим народным ликованием. Будущего поэта крестили 8 июня в церкви Богоявления в Елохове. Отец Пушкина Сергей Львович и мать Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, были дальними родственниками. Семья (кроме Александра были ещё дети Ольга и Лев) принадлежала к самой образованной части московского общества.

В 12 лет, получив начатки домашнего воспитания, Александр был отвезён учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 году учебное заведение – Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских царей.

Программа занятий в Лицее была обширной, но не столь глубоко продуманной. Воспитанники, однако, предназначались к высокой государственной карьере и имели права окончивших высшее учебное заведение.

Немногочисленность учащихся (29 человек), молодость ряда профессоров, гуманный характер их педагогических идей, ориентированный, по крайней мере, у лучшей части их, – на внимание и уважение к личности учеников, отсутствие телесных наказаний, дух чести и товарищества - всё это создавало особую атмосферу. Пушкин сохранил лицейскую дружбу и культ Лицея на всю жизнь. Лицеисты выпускали рукописные журналы и уделяли много внимания собственному литературному творчеству. «Начал я писать с 13-летнего возраста и печатать почти с того же времени», – вспоминал Пушкин впоследствии. Из этого выпуска трое друзей поэта стали участниками восстания против царя 14 декабря 1825 года.

В 1815 году Пушкин с триумфом прочёл на экзамене своё стихотворение «Воспоминание в Царском Селе» в присутствии знаменитого поэта Г. Р. Державина: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил». На выпускном акте в 1817 г. Пушкин также прочёл собственное стихотворение «Безверие».

Вскоре Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря. Общение его очень широкое: гусары, поэты, литературные общества «Арзамас» и «Зелёная лампа», театры, модные рестораны, дуэли – «слава Богу, не смертоносные», как сообщала Е. А. Карамзина своему брату Вяземскому, но Пушкин не растворялся в этой пестроте, он искал себя.

В мае 1829 года он посватался в Москве к юной красавице Наталии Николаевне Гончаровой. 18 августа 1833 года, получив официальное разрешение, поэт выехал в Казанскую и Оренбургскую губернии для собирания материалов о восстании Емельяна Пугачева в 1773-1775 годах. На обратном пути он заехал в Болдино, где оставался с 1 октября до середины ноября. Здесь он написал, используя научный исторический материал, собранный в петербургских архивах, а также во время только что оконченного путешествия, свою «Историю Пугачёва». Кроме неё, в Болдине были написаны поэмы «Анджело» и «Медный всадник», повесть «Пиковая дама», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», стихотворение «Осень», переводы баллад Мицкевича «Будрыс и его сыновья», «Воевода».

Последним крупным произведением Пушкина была повесть «Капитанская дочка» - «нечто вроде «Онегина» в прозе» (В.Г. Белинский). Это эпическое и психологическое, может быть, лучшее во всей прозе Пушкина произведение создавалось с 1833 года параллельно с «Историей Пугачёва» и было закончено в лицейскую годовщину 19 октября 1836 года.




ГЛАВА 2. Образ Екатерины II в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина

Образ Екатерины II в «Капитанской дочке» играет пусть и не главную, но значительную роль.

Желая защитить честь возлюбленного, Марья Ивановна Миронова приехала в Царское Село. Жена смотрителя рассказала ей, в котором часу государыня обыкновенно просыпалась, кушала кофей и прогуливалась. Когда Марья Ивановна прогуливалась по саду, утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Она проходила около прекрасного луга, когда белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит». Дама пристально посмотрела на девушку; а Марья Ивановна успела рассмотреть её внимательно.

Пушкин подробно описывает и внешний облик, и манеру поведения Екатерины II в «Капитанской дочке»: «Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую». Дама первая перервала молчание и подробно расспросила девушку о её родственниках и цели прибытия в Царское Село. Марья Ивановна смело заявила, что приехала «просить милости, а не правосудия», а дама, искренне выразив сочувствие, предложила посильную помощь.

Марья Ивановна заметила, что всё «в неизвестной даме невольно привлекало сердце и внушало доверенность», вынула из кармана сложенную бумагу и подала её незнакомой покровительнице. Она с жаром рассказала всё, что произошло на самом деле, а дама внимательно её выслушала.

Вскоре придворная карета остановилась у крыльца, и камер-лакей вошёл с объявлением, что государыня изволит к себе приглашать девицу Миронову. Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец, она предчувствовала решение её судьбы. Мысль увидеть императрицу лицом к лицу так страшила её, так что она с трудом могла держаться на ногах. Через минуту двери отворились, и она вошла в уборную государыни, которая ласково обратилась к ней.

Вдруг Марья Ивановна узнала в ней ту даму, с которой так откровенно изъяснялась она несколько минут тому назад, а государыня подозвала её и сказала с улыбкою: «Я рада, что могла сдержать своё слово и исполнить вашу просьбу. Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти к будущему свекру». Марья Ивановна приняла письмо дрожащею рукою и упала к ногам императрицы. Екатерина II отнеслась к Марье Мироновой благосклонно, она знала о заслугах капитана Миронова, поэтому проявила по отношению к ней искреннюю заботу и доброту, сказала: «Знаю, что вы не богаты, но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние». Обласкав бедную сироту, государыня её отпустила. В тот же день Марья Ивановна, не полюбопытствовав взглянуть на Петербург, вернулась в деревню.

Екатерина II Великая (1729 — 1796 гг.) Российская императрица. По происхождению немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская.

Отец будущей императрицы происходил из Ангальтского дома Пруссии. С детства она обучалась иностранным языкам, танцам, географии, богословию и прочим предметам. Софья-Августа получила превосходное домашнее образование.

Умная и честолюбивая девушка в 1745 году была выдана замуж за великого князя Петра Федоровича (впоследствии Петра III). Выбор в пользу Екатерины.

В 1762 году она свергла своего мужа и стала самодержавной управительницей государства. Фактически, она совершила бескровный дворцовый переворот. Беспринципная и гордая, она умела подбирать на службу нужных людей и располагать к себе. В своей политике она старалась подражать Петру I, активно осуществляя реформации.

Более 40 лет она оставалась Императрицей Всероссийской, приводя в жизнь те замыслы, которые не успел исполнить Петр Великий. При ней Россия стала могущественной державой. Екатерина расширила границы страны, подняла мощь армии и флота, увеличила численность населения, содействовала культурному развитию. Были, конечно, и минусы ее правления. Она ограничивала свободу и права крестьянского сословия, жестоко подавляла инакомыслие, поощряла, в основном, дворянство. Благодаря этой императрице, в России были основаны многие библиотеки, музеи и академии.

В ноябре 1796 года она перенесла инсульт, после которого уже не оправилась. Екатерина Алексеевна была похоронена в Петропавловском соборе.





















ГЛАВА 3. Образ Петра III в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина

Петр III начал своё правление с уничтожения «тайной канцелярии», дал вольность дворянам в 1762 году, помиловал многих людей, но это не расположило народ к императору. Его стремление реформировать церковь и возвращение всех отвоеванных у Пруссии земель в Семилетней войне сделали его предметом общенародного негодования. Екатерина II воспользовалась неприязнью к своему супругу, всё это время подготавливая переворот, ко дню которого за ее спиной была десятитысячная армия солдат и сторонники среди дворян, в том числе и братья Орловы, которые тайно привезли её в Санкт-Петербург и провозгласили императрицей, а Павла I наследником российской короны 9 июля 1762 года. На следующий день Петр III отрекся от престола.

Во время своего заключения в Ропше, он погиб при невыясненных обстоятельствах, по одной из версий – от удара по голове во время попойки, по другой – отравлен. Народу объявили, что он умер от «геморроидической колики». Это стало началом эпохи правления Екатерины II.

Емельян Пугачёв, выдававший себя за государя Петра Федоровича и часто вспоминавший Гришку Отрепьева, предлагает Гринёву: «Послужи мне верой и правдою, и я тебя пожалую и в фельдмаршалы и в князья». Гринёв даёт единственно возможный для него ответ: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Он признаёт силу и власть самозванца, который получил поддержку мятежного народа: «Голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо; казнишь – бог тебе судья; а я сказал тебе правду».

Пугачёв, который ценит смелость, честность и искренность, проявляет великодушие, когда говорит: «Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь». В этих словах сразу проявляется широкая натура Пугачёва, его любовь в воле и свободе выбора, которая должна быть у каждого человека..

Пётр III (Пётр Фёдорович, Карл Пётр Ульрих) (1728—1762), российский император (с 1761). Родился 21 февраля 1728 г. в городе Киле (Германия). Сын голштейн-готторпского герцога Карла Фридриха и Анны Петровны, дочери Петра I. Вступившая на престол императрица Елизавета Петровна назначила племянника своим наследником. Маленького принца привезли из Германии в Россию и начали воспитывать при русском дворе. Наставники и многие вельможи обращали внимание на его грубость, неотёсанность, плохое физическое развитие, ребячливость и крайнее упрямство. Пётр не полюбил свою новую родину, презирал русский народ и, хотя перешёл в православие, продолжал втайне держаться лютеранства. Эти качества не могли не сыграть в дальнейшем роковой роли. В 1745 г. Пётр вступил в брак с принцессой Ангальт-Цербстской Софьей Фредерикой (будущая императрица Екатерина II). Семейная жизнь не была счастливой, супруги не любили друг друга, и даже родившийся через девять лет сын (будущий император Павел I) не сблизил великокняжескую чету. Пётр открыто высказывал сомнения в том, что является его отцом, а взойдя на престол, отказывался признать Павла наследником.

















ГЛАВА 4 Образ Емельяна Пугачёва в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина

Автор подробно описывает Емельяна Пугачёва глазами Петра Гринёва: «Пугачёв на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого. Он часто обращался к человеку лет пятидесяти, называя его то графом, то Тимофеичем, а иногда величая его дядюшкою».

Манера поведения у Пугачёва достаточно демократическая: «Все обходились между собою как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю. Разговор шёл об утреннем приступе, об успехе возмущения и о будущих действиях. Каждый хвастал, предлагал свои мнения и свободно оспоривал Пугачева». Когда планы обсудили и объявили поход, Пугачёв предложил: «Затянем-ка на сон грядущий мою любимую песенку». В простонародной песне, распеваемой людьми, обреченными виселице, речь шла именно о ней. На Петра Гринёва она произвела сильное впечатление: «Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, – всё потрясало меня каким-то пиитическим ужасом».

Пушкин отмечает у Пугачёва выражение плутовства и насмешливости. Он умел веселиться с «непритворной весёлостию», что все начинали смеяться вместе с ним. Выдавая себя за великого государя, он принимает вид «важный и таинственный», а потом объясняет, что помиловал Гринёва за его добродетель, за то, что оказал услугу. Затем Емельян Пугачёв обещает: «То ли еще увидишь! Так ли ещё тебя пожалую, когда получу своё государство!».

Гринёва такие планы мошенника и его дерзость только забавляют, ведь признать бродягу государем был он не в состоянии. Когда чувство долга восторжествовало над человеческой слабостью, он отвечал Пугачеву: «Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышлёный: ты сам увидел бы, что я лукавствую».

А потом наступает момент, когда Пётр Гринёв, русский дворянин, который ещё вчера дрался против Пугачёва, неожиданно понимает, что счастье всей его жизни зависит от него. И всё же Гринёв надеется не только на пощаду, но даже на помощь, ведь самозванец может быть не только грозным, но и великодушным, а ещё он никогда не забывает добро.

По дороге Пугачёв интересуется, что говорят о нём в Оренбурге. Когда слышит, что сладить с ним трудновато, искренне радуется. Лицо его изображает довольное самолюбие, когда он заявляет: «Я воюю хоть куда». Гринёва же хвастливость разбойника лишь позабавила, а самозванец задумался и сказал: «Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою».

На предложение Гринёва отстать от таких опасных людей заблаговременно и прибегнуть к милосердию государыни, Пугачев горько усмехается и отвечает: «Поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать как начал. Как знать? Авось и удастся!». Он вспоминает Гришку Отрепьева, который сумел поцарствовать в Москве, а Пётр Гринёв задаёт вопрос: «А знаешь ты, чем он кончил? Его выбросили из окна, зарезали, сожгли, зарядили его пеплом пушку и выпалили!».

И тут Пугачёв с каким-то диким вдохновением рассказывает сказку, которую в детстве услышал от старой калмычки: «Однажды орёл спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсе только тридцать три года? Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!»

Гринёв, дворянин, сохранивший честь и достоинство, напоминает, что жить убийством и разбоем – это и значит клевать мертвечину». А потом оба они погружаются в свои размышления.

На протяжении всей повести «Капитанская дочка» Петр Андреевич Гринев предстает перед читателем очень храбрым и отважным воином. Он не хочет сражаться против своих, он ничего не боится, а поэтому, когда Емельян Пугачев завел разговор, то Гринев ответил, что на его стороне от не будет, а если и заставят, то все равно пойдет против Пугачева. Гринев отважно шел спасать Машу Миронову от обидчика, Швабрина, имея полное представление о том, что может быть схвачен и убит. Уверенно шел он к крепости, проявляя все свое мужество и отвагу.

На протяжении всего произведения Петр Андреевич Гринев меняется, взрослеет, он из несамостоятельного ребенка, который не мог сам завязать шнурки, превращается в настоящего мужчину, который может постоять за себя, может принимать решительные действия.


















Заключение. Александр Сергеевич Пушкин как историк

Преклоняясь перед Вольтером (1694-1778), Александр Сергеевич Пушкин писал: «Вольтер первый пошел по новой дороге и внес светильник философии в темные архивы истории». К этому стремился и сам поэт. Сохраняя бережное отношение к источнику, историк, считал Пушкин, должен осмыслить события, их результат для страны и её народа, их всемирное значение.

Великий историк В.О. Ключевский, которому принадлежит целый ряд статей о русской литературе и её исторической роли, особое значение придавал творчеству Пушкина, о котором писал: «Историк от бога, даже там, где не старался». Как исторический источник была оценена Ключевским поэма «Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни». По мнению Ключевского, Пушкин совершил «патриотический подвиг, он понял глубину русского народного мышления». Выросло «народное самосознание», «через поэзию Пушкина мы стали лучше понимать чужое и серьёзнее смотреть на своё. Мы стали понятнее и себе самим и чужим». Многие поэтические произведения Пушкина отражают его исторические взгляды. Вся концепция правового государства и особенно так называемой государственной школы исторической науки по существу высказана гением русской культуры. Какие задачи стояли перед правителями России? Из многих строф Пушкина вспомним одну из стихотворения «Деревня»:

Увижу ль, о, друзья, народ неугнетенный,

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли, наконец, прекрасная заря!

Это уже программа просвещенной конституционной монархии. Не случайно чрезвычайно высоко оценивал роль Пушкина как историка великий Ключевский. Перу историка Натана Эйдельмана принадлежит книга «Пушкин. История и современность в художественном сознании поэта». Это труд, полный уважения и восхищения результатами специальных усилий Пушкина по написанию исторических очерков и трудов, его кропотливой работы в архивах. По поводу исторического метода Пушкина Эйдельман неоднократно употребляет выражение Пушкина: «…Правды чистый свет!»

Пушкин соединяет в силу своей исключительности научный и художественный подход в анализе и оценке проблем. Это явление уникальное. Специального внимания заслуживает исторический труд Пушкина «История Пугачёвского бунта». Писатель был допущен в архивы, более того, он назначен «историографом» Отечества. Научная добросовестность Пушкина столь велика, что он лично едет на места восстания, встречается с современниками пугачёвщины. Сочинению сопутствует приложение: большой раздел источников по проблеме и беседы с очевидцами. До сих пор работа Пушкина является важнейшей в литературе о восстании Пугачёва. В ней показана необходимость многих перемен в стране. В частности, Пушкин приводит слова одного из генералов, подавлявшего крестьянскую войну, о том, что дело не в самозванце Пугачёве, а в труднейших условиях жизни народа.

В письме к своему цензору Бенкендорфу Пушкин писал в декабре 1833 года: «Я думал некогда написать исторический роман, относящийся к временам Пугачёва, но нашёл множество материалов и оставил вымысел и написал историю пугачёвщины… Не знаю, можно ли мне будет его напечатать, но смею надеяться, что сей исторический отрывок будет любопытен».

Наряду с талантом Пушкин обладал огромной добросовестностью в анализе исторических явлений. «История Пугачёва» (в редакции царя Николая I – «История Пугачёвского бунта») – это серьезный исторический труд, свыше 400 страниц. Это сочинение состоит из текста (8 глав и отдельно примечания к каждой главе), а также отдельной систематизации источников (около 100 страниц). Это как бы хрестоматия проблемы: указы и рескрипты, относящиеся к Пушкинскому бунту.

Специальный раздел составляли «Сказания современников», собранные Пушкиным. Осенью 1833 года автор специально ездил в район восстания, беседовал с некоторыми очевидцами, находил документы. Он изучал также «Следственное дело о Пугачёве». Пушкин посетил Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Оренбург, Яик, изучал провинциальные архивы, опрашивал старожилов, записывал фольклорные источники. О своем труде он писал: «В нем собрано все, что было обнародовано правительством касательно Пугачёва, и то, что показалось мне достоверным в иностранных писателях, говоривших о нём. Также имел я случай пользоваться некоторыми рукописями, преданиями и свидетельствами живых». «Я посетил места, – писал Пушкин, – где произошли главные события эпохи, мною описанной, поверяя мёртвые документы словами ещё живых, но уже престарелых «очевидцев» и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикой».

Во времена Пушкина следственные дела по Пугачёву и его сообщникам всё ещё оставались закрытыми, лишь в эпоху «великих реформ» историки получили свободу для работы с названными документами. Книга Пушкина продолжает оставаться важным вкладом в историографию проблемы.

После издания истории Пугачёва Пушкин обратился в январе 1835 года к царю с просьбой ознакомиться с секретными материалами о восстании, «если не для печати, то по крайней мере, для полноты моего труда, без того несовершенного и для успокоения моей исторической совести».

У Пушкина имелись различного рода замыслы по созданию трудов исторического характера. Удивительны подробные замечания Пушкина на «Песнь о полку Игореве», объёмны его конспекты этого источника ввиду намерения написать статью по этому поводу. В архиве Пушкина найден обширный конспект книги С. Крашенниникова «Описание Камчатки». И по этой проблеме он собирался высказать своё мнение со знанием дела. Известно, что Пушкин начинал писать историю России XVIII века, но оставил эту тему, понимая, что его оценки, в частности резкое осуждение личности Екатерины II, не будут опубликованы. Очень высоко оценивает труд Карамзина, считая, что он «есть первый наш историк…». Интерес к отечественной истории Пушкин считал обязательным для гражданина России. Пушкин не приукрашивает истории России. Он пишет о трагических её страницах, но принимает их как историю своей родины. В этом сказывается мудрость гения. Пушкин писал: «Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Коломбом».

Весьма значительной является точка зрения Пушкина о неравноправных отношениях России и Западной Европы. Необозримые равнины России поглотили силу монголов и остановили их на самом краю Европы …образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией..., но Европа в отношении к России всегда была столь же невежественна, как и неблагодарна».

В трагедии Пушкина «Борис Годунов», не допущенной при его жизни к изданию, одной из ведущих является тема «народ и царь». Боярин Шуйский называет народ «бессмысленной чернью» и «баснями питается она». Это мнение преобладало во времена Пушкина. Устами его предка, боярина Пушкина высказана совсем другая мысль: «Чем сильны мы?.. Не войском, нет, не польскою подмогой, а мнением, да! мнением народным». Это историческая концепция А.С. Пушкина.

Как известно, вместо приветствия царю Пушкин заканчивает пьесу вещими словами: «Народ безмолвствует». Эти слова вошли в историографию. Их много раз трактовали по-разному историки и публицисты: В.Г. Белинский, Н.К. Михайловский, и каждый по-своему был прав, но проблема остается острой и в наше время. Вспомним слова Николая Алексеевича Некрасова: «Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ». Пушкин считал народ важным фактором исторического процесса. Высказывания об исторической совести очень важны для Пушкина историка и источниковеда.

Большое внимание Пушкин уделял изучению роли Петра I в истории России. Ему посвящены поэмы «Полтава» и «Медный всадник», в которых содержатся восторженные оценки первого русского императора:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник.

Он, всеобъемлющий душой,

На троне вечный был работник.

Петр I – герой Полтавской битвы, победитель в Северной войне, реформатор, строитель новой столицы, пропагандист знаний и основатель Академии Наук. Но в том же «Медном всаднике» Пушкин показал страдания простых людей, по которым катком прошлись реформы. На примере судьбы Евгения, который грозно говорит: «Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!», видно, что автор явно сочувствует Евгению. Пушкин всей душой чувствовал, где добро и зло. Им была задумана историческая работа о Петре I, но личность императора была достаточно сложной и противоречивой, а времени у Пушкина на реализацию планов, увы, оставалось мало.

Исторические концепции Пушкина, его труды на ниве исторической науки были продиктованы «исторической совестью». Благодаря его гениальным произведениям, они стали широко известны. «Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни», стихотворные произведения, посвященные гражданственности, патриотизму, настойчивое желание внушить читателям и сильным мира сего недопустимость «самовластья», крепостного права имели большое значение. Роль Пушкина в отечественной историографии невозможно переоценить. Он проповедовал прогресс, отрицал схематизм в трактовке прошлого, пробуждал «чувства добрые». Великий поэт выступал за реформы, за ликвидацию крепостного права, за модернизацию России, повышение её роли на международной арене, но благие и провидческие советы не были услышаны.

Нельзя закончить освещение исторических взглядов Пушкина без его высказывания из «пропущенной» главы из «Капитанской дочки». «Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный, – писал Пушкин. – Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».

Эволюционное развитие, модернизация «почвенной», то есть исторически сложившейся цивилизации с учетом её особенностей – наиболее плодотворный путь совершенствования жизни народа и укрепления страны, считал Александр Сергеевич Пушкин.

Список используемых источников и литературы:

Книги:

1.А.С. Пушкин. Собрание сочинений в шести томах. Том 4. Библиотека «Огонёк», М., «Правда», 1969.


Электронные ресурсы:

1.ilibrary.ru›Капитанская дочка

2.librebook.me›Капитанская дочка

3.онлайн-читать.рф›пушкин-капитанская-дочка/

4.онлайн-читать.рф›пушкин-капитанская-дочка/

5.nice-books.ru›books/proza…kapitanskaya-dochka.html

6.lomonosov-fund.ru›enc/ru/encyclopedia:0137591

7.pushkinskij-dom.livejournal.com›423878.html

8.redstory.ru›education/rus_faces/102.html

9.ru.wikipedia.org›Пушкин, Александр Сергеевич

10.library.by›portalus/modules/rushistory/referat_…















Рецензия научного руководителя на проектную работу

Значительную роль в развитии исторической науки и в повышении общественного интереса к отечественной истории сыграл гений российской культуры Александр Сергеевич Пушкин. Во многом благодаря Пушкину назидательные трактаты историков, их следование стилю летописей и хроник уступили место критическому методу, философскому осмыслению процесса, оценке как положительных, так и негативных результатов правления царей и императоров.

Начиная работу над творческим проектом, Александра поставила перед собой цель – проследить, как описаны исторические личности в романе Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».

Задачи проекта:

1.Проанализировать, как Александр Сергеевич Пушкин создаёт образ Екатерины II в «Капитанской дочке».

2.Обратить внимание на образы Емельяна Пугачёва и Петра III в «Капитанской дочке» Александра Сергеевича Пушкина.

3.Сделать выводы, насколько тесно взаимосвязаны история и литература в замечательном произведении великого поэта.

Актуальность проекта заключается в необыкновенной популярности «Капитанской дочки» Пушкина у современного читателя.

Методы, использовавшиеся при решении задач: обзор литературных источников по теме и работа с базами данных компьютерной сети Internet, наблюдение, анализ стихотворений, обобщение.

Теоретическая и практическая значимость проекта заключается в самостоятельном изучении «Капитанской дочки» А.С. Пушкина.

Организация исследования: работа выполнена на базе МАОУ «Школа № 44 с углублённым изучением отдельных предметов», методики исследования: наблюдение, сопоставление, анализ текстов, теоретические методы.

Практическая применимость данного проекта возможна на занятиях по русской литературе, классных часах и внеклассных мероприятиях. Степень оригинальности текста в системе «Антиплагиат» составляет 55%. Качество оформления работы соответствует действующим правилам и стандартам.

Научный руководитель: Романова Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ «Школа № 44 с углублённым изучением отдельных предметов».

20.03.2020 Н.А. Романова

20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!