Муниципальное казенное образовательное учреждение
Березовская СОШ
Подгоренского муниципального района
Воронежской области
Творческий проект
Изготовление изделия в технике пропильной резьбы
полочка «Оригинальная»
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/15/s_5c14d7fbcda1b/1027443_1.jpeg)
Выполнил:
ученик 9 класса
Юршин Олег
Руководитель:
учитель технологии 1 к к
Ваулин С. Д.
пос. Красный Восход
2018 г.
Оглавление стр.
1. Выбор и обоснование проекта……………………………… 2
2. Требования, предъявляемые к изделию……………………. 2
3.Краткая история резьбы……………………………………… 2
4.Анкетирование потенциальных пользователей…………….. 3
5.Выбор лучшей идеи…………………………………………... 3
6.Количественная оценка лучшей идеи……………………….. 4
7.Технологическая карта……………………………………….. 5
8. Техника безопасности при выполнении работ.…………….. 6
9.Материальные затраты на изготовление
полочки «Оригинальная»……………………………………… 7
10.Вывод. Заключение. Оценка изделия……………………… 7
11.Реклама……………………………………………………… 9
12.Литература…………………………………………………… 10
Выбор и обоснование проекта.
Квартира, в которой мы живём, работаем и отдыхаем, должна быть удобной, уютной и, конечно, красивой. Чтобы достигнуть этого, вовсе нет необходимости затрачивать большие средства. Для этого необходимо многое сделать своими руками.
Главное в этом проекте то, что изделие можно сделать самостоятельно. При выборе данного проекта были учтены следующие моменты.
В процессе изготовления этой полки используются приобретённые знания, умения и навыки в области технологии.
Изготовление полки способствует закреплению ранее изученного материала.
Оснащение учебных мастерских позволяет выполнить этот проект, данная работа не опасна. В процессе выполнения можно ознакомиться с технологией оформления интерьера, приобрести навыки по ремонту мебели. Изготовив такую полку, можно внести личный вклад в оформление квартиры, сделав приятный подарок своим родителям.
При изготовлении полки требуется соблюдать точность и аккуратность.
Требования, предъявляемые к изделию.
1.Технологичность (легкость и простота изготовления).
2. Экономичность.
3.Эргономичность- изготовление изделия которое обслуживалось бы человеком с наименьшими затратами энергии и движений, было бы удобным в использовании.
4.Безопасность- создание и эксплуатация изделия без нарушения жизнедеятельности человека.
5. Экологичность - изготовление и эксплуатация изделий без существенных изменений в окружающей среде.
Краткая история резьбы.
Пропильная деревянная резьба широкое распространение в народном искусстве получила в XIX веке. Благодаря распространению выпуска тонких фабричных пиловочных досок, используемых для отделочных работ. Процесс выполнения пропильной резьбы включает следующие операции: подготовка доски, нанесение шаблона, прорезание или высверливание отверстий, черновой пропил контура резьбы, обработка контура начисто, проработка рельефа и зачистка поверхности.
До сих пор в русских селах и деревнях, а также небольших провинциальных городках можно увидеть старинные дома с кружевным деревянным убранством, сохранившимся еще с прошлого века. Пропильная резьба или пропиловка — это узорная сквозная резьба по дереву, основанная на плоскостном сквозном орнаменте с зооморфными и растительными элементами. В cлучае закрепления ажурной резьбы на плоскостях входных калиток, ворот и др., такая резьба называется пропильно-накладной, независимо от способа ее крепления.
Широкое распространение пропильной резьбы в народном искусстве связано с развитием в XIX веке лесопромышленности, благодаря чему стали выпускаться более тонкие и дешевые пиловочные доски, идущие на отделочные работы. Процесс выполнения пропильной резьбы включает следующие операции: подготовка доски, нанесение шаблона, прорезание или высверливание отверстий, черновой пропил контура резьбы, обработка контура начисто, проработка рельефа и зачистка поверхности.
Анкетирование потенциальных пользователей:
Анкетирование показало, что наиболее важными характеристиками предлагаемого изделия являются следующие:
Удобство в использовании (форма, размер).
Качество рабочей поверхности.
Долговечность.
Гигиеничность.
Экологическая безопасность.
Красивый внешний вид.
Удобство хранения.
Индивидуальность изделия.
Выбор лучшей идеи.
Вариант 1 | Вариант 2 |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/15/s_5c14d7fbcda1b/1027443_2.jpeg) | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/15/s_5c14d7fbcda1b/1027443_3.jpeg) |
Вариант 3 | Вариант 4 |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/15/s_5c14d7fbcda1b/1027443_4.jpeg) | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/15/s_5c14d7fbcda1b/1027443_5.jpeg) |
Вариант 5 | Вариант 6 |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/15/s_5c14d7fbcda1b/1027443_6.jpeg) | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/15/s_5c14d7fbcda1b/1027443_1.jpeg) |
Все дизайн решения – плод компромисса между 5 критериями:
формой;
назначением;
используемыми материалами;
способом изготовления;
стоимостью изготовления, последствиями для окружающей среды и социальными последствиями.
Количественная оценка лучшей идеи (в баллах).
Каждая идея оценивается по пятибалльной шкале.
Критерии оценки | Варианты изделия |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Форма | 4 | 3 | 5 | 3 | 4 | 5 |
Назначение | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 |
Материал | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 |
Способ изготовления, экологичность | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 |
Лучшая идея (в баллах) | 16 | 17 | 18 | 16 | 16 | 19 |
Количественный анализ показал преимущество идеи варианта №6.
Исходя из вариантов анализа, выбираем шестой вариант дизайна полочки.
Технический рисунок
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/15/s_5c14d7fbcda1b/1027443_8.jpeg)
Технологическая карта на изготовление изделия полочка «Оригинальная».
№ п/п | Последовательность выполнения работы. | Графическое изображение. | Инструменты, приспособления. |
1 | Выбрать и выпилить заготовку. | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/15/s_5c14d7fbcda1b/1027443_9.jpeg) | Линейка, карандаш, столярная ножовка, столярный верстак. |
2 | Разметить и выпилить кронштейн. | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/15/s_5c14d7fbcda1b/1027443_10.png) | Столярный верстак, лобзик, наждачная бумага, калька, карандаш, линейка, ручная дрель. |
3 | Разметить и выпилить верхнюю полку.
| ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/15/s_5c14d7fbcda1b/1027443_11.png) | Столярный верстак, лобзик, наждачная бумага, калька, карандаш, линейка, ручная дрель. |
4 | Разметить и выпилить нижнюю полку. | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/15/s_5c14d7fbcda1b/1027443_12.png) | Столярный верстак, лобзик, наждачная бумага, калька, карандаш, линейка, ручная дрель. |
5 | Разметить и выпилить заднюю стенку (копию с правой половины задней стенки совместить по пунктиру и рисунку для получения левой половины). | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/15/s_5c14d7fbcda1b/1027443_13.png) | Столярный верстак, лобзик, наждачная бумага, калька, карандаш, линейка, ручная дрель. |
6 | Разметить и выпилить по наружному контуру подложку задней стенки. | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/15/s_5c14d7fbcda1b/1027443_14.jpeg) | Столярный верстак, лобзик, наждачная бумага, калька, карандаш, линейка, ручная дрель. |
7 | Сборка готового изделия. Заключительная отделка изделия. | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/15/s_5c14d7fbcda1b/1027443_1.jpeg) | Морилка водная, лак, кисти, клей. |
Техника безопасности при выполнении работ.
1.При пилении древесины:
пользуйся упорами и направителями;
не держи левую руку близко к полотну пилы;
не сдувай опилки, сметай их щёткой-смёткой.
2.При работе ручной дрелью:
правильно установи сверло;
надёжно закрепи деталь;
плавно и равномерно подавай сверло;
заканчивая сверление, ослабляй нажим на сверло.
3.Выполняя лакокрасочные работы:
не держи долго открытыми банки с красками;
при работе не подноси краски к лицу;
работу выполняй в хорошо проветриваемом помещении;
используй защитные средства: перчатки, респиратор;
после завершения работы вымой руки с мылом.
4.При выполнении сборочных работ:
используй инструменты по назначению;
не клади в карманы острые предметы;
не бери в рот гвозди, шурупы.
Материальные затраты на изготовление полочки «Оригинальная».
Вывод. Заключение. Оценка изделия.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/15/s_5c14d7fbcda1b/1027443_16.jpeg)
При выполнении проекта были использованы сведения из разделов таких предметов, как технология, черчение, физика, математика. Довольно часто в проектах предлагают варианты, которые могут служить темой другого проекта. Данное изделие, я предлагаю в качестве альтернативного варианта подобного рода изделий.
Работа над проектом была полезной и увлекательной. Использованы навыки и умения, полученные с пятого класса при изучении разделов технологии, они закрепляют полученный опыт работы над изделием, прививают художественный вкус, способствуют общему развитию, доставляют много положительных эмоций. Данное изделие служит в качестве полезной вещи в моей практической деятельности. Приобретённая определенная подготовка является моим активом в конструкторской деятельности, а также оформленные изделия ручной работы всегда привлекают людей с художественным вкусом.
В любой работе над изделием всегда можно определить положительные и отрицательные стороны.
Положительные стороны проекта:
1. Цель достигнута.
2. Материалы доступны.
3. Технология изготовления посильна.
4. Вписывается в круг потребностей, предъявленных к данному проекту.
5. Изделие гораздо дешевле, чем на рынке или в магазине.
6. Полученный опыт изготовления изделия пригодится в будущем.
7. Авторское решение в выборе формы и придании оригинальности изделию.
8. Можно будет легко починить изделие в случае поломки.
9. Не требуется инструкции по его применению.
Отрицательные стороны проекта:
1. Могут быть проблемы, связанные с габаритными размерами изделия.
2. Могут быть проблемы в процессе изготовления, так как используется инструменты с режущими или колющими концами.
3. Создаются определенные трудности в сборке, подгонке и отделке изделия.
4. В технологии изготовления есть проблемы, связанные с необходимостью постоянного удержания внимания и соблюдения аккуратности.
Реклама.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/15/s_5c14d7fbcda1b/1027443_17.jpeg)
Литература.
1. Тищенко, А. Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2016.
2. Тищенко, А. Т. Технология. Индустриальные технологии: 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2017.
3.Тищенко, А. Т. Технология. Индустриальные технологии: 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2017.
4.Технология: 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Матяш Н.В., Электов, В. Д. Симоненко, А. А. и др. – М. : Вентана-Граф, 2018.
5.Альбом по выпиливанию 1990г.
http://sdelajrukami.ru/wp-content/uploads/2017/06/Polki-svoimi-rukami-47.jpg
http://sdelajrukami.ru/wp-content/uploads/2017/06/maxresdefault-3.jpg http://sdelajrukami.ru/wp-content/uploads/2017/06/Polki-svoimi-rukami-6.jpg http://sdelajrukami.ru/wp-content/uploads/2017/06/Polki-svoimi-rukami-27.jpg http://sdelajrukami.ru/wp-content/uploads/2017/06/Polki-svoimi-rukami-56.jpg https://infourok.ru/tvorcheskiy-proekt-po-tehnologiimalchiki-800763.html
10