СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект "Крылатая женщина Марина Цветаева"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Библии, как и во всей христианской культурной традиции, крылья являются символом духовности, ведь они есть у ангелов, означают восхождение к божественному, преодоление мирского, суетного, человеческого. Цель творческого проекта – проанализировать образы, связанные с крыльями и полётом в стихотворениях Марины Цветаевой.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект "Крылатая женщина Марина Цветаева"»


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Департамент образования

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение «Школа № 44 с углублённым

изучением отдельных предметов»


603106 г. Нижний Новгород, улица Н.Сусловой, дом 5, корпус 3,

тел./факс (831) 468-52-83

e-mail: [email protected]


Творческий проект








Крылатая женщина Марина Цветаева








Выполнил: Чуклин Константин,

ученик 6 «А»

Руководитель:

Романова Наталья Алексеевна,

учитель русского языка и литературы








Нижний Новгород

2020


Содержание




Стр.

Введение

ГЛАВА 1 Личность автора. Марина Цветаева

ГЛАВА 2 Крылатая женщина Марина Цветаева

Заключение

Список используемых источников и литературы

Приложения

3

4

8

11

12

13





































Введение

Крылья – принадлежность многих сверхъестественных существ (ангелов, гениев, демонических существ, фей, воздушных духов) в ранних культурах древнего мира. Частичное заимствование облика у птиц означает обитание в небесной сфере, возвышение над человеческим миром благодаря лёгкости перьев.

В Библии, как и во всей христианской культурной традиции, крылья являются символом духовности (крылья есть у ангелов), означают восхождение к божественному, преодоление мирского, суетного, человеческого.

Приступая к работе над творческим проектом, я поставил перед собой цель – проанализировать образы, связанные с крыльями и полётом в стихотворениях Марины Цветаевой.

Задачи проекта:

1.Узнать о личности Марины Ивановны Цветаевой.

2.Внимательно прочитать выбранные для анализа стихотворения Марины Цветаевой.

3.Проанализировать образы, связанные с крыльями и полётом в стихотворениях Марины Цветаевой.

Актуальность проекта заключается в необыкновенной популярности лирики Марины Цветаевой и в том, что многие считают образ полёта и крыльев ключевым в поэзии.

Методы, использовавшиеся при решении задач: обзор литературных источников по теме и работа с базами данных компьютерной сети Internet, наблюдение, анализ стихотворений, обобщение.

Теоретическая и практическая значимость проекта заключается в самостоятельном изучении стихотворений Марины Цветаевой.

Личный вклад исследователя заключается в самостоятельном изучении образов, связанных с крыльями и полётом в стихотворениях Марины Цветаевой.

Организация исследования: работа выполнена на базе МАОУ «Школа № 44 с углублённым изучением отдельных предметов», методики исследования: наблюдение, сопоставление, анализ текстов, теоретические методы.














ГЛАВА 1 Личность автора. Марина Цветаева.

Марина Ивановна Цветаева (26 сентября 1892, Москва – 31 августа 1941, Елабуга) – русская поэтесса Серебряного века, прозаик, переводчица.

Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве. Сама Цветаева праздновала свой день рождения 9 октября, связывая его с днём поминовения апостола Иоанна Богослова по православному календарю, что отмечала в том числе в нескольких своих произведениях.

Её отец, Иван Владимирович, – профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед – стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. Мать, Мария Мейн, была пианисткой, ученицей Николая Рубинштейна. Бабушка М. И. Цветаевой по материнской линии – полька Мария Лукинична Бернацкая. У Марины были младшая сестра Анастасия, единокровные брат Андрей и сестра Валерия.

Ещё в шестилетнем возрасте Цветаева начала писать стихи, причём не только на русском, но и на французском и немецком языках. Огромное влияние на формирование её характера оказывала мать, которая мечтала видеть дочь музыкантом. От отца Цветаевой передалась любовь к античной мифологии, впоследствии отразившаяся в её стихах.

В 1901-1902 годах училась в Четвёртой женской гимназии. Осенью 1902 года из-за обнаруженного у М.А. Цветаевой туберкулёза вместе с семьёй уехала на Итальянскую Ривьеру, жила в Нерви близ Генуи. В 1903-1904 годах училась во французском пансионе сестёр Лаказ в Лозанне, в 1904-1905 годах – в пансионе сестёр Бринкман во Фрайбурге.

В конце лета 1905 года Цветаевы вернулись в Россию. Марина вместе с матерью и сестрой Анастасией жила в Ялте, где готовилась к поступлению в гимназию. Летом 1906 года И. В. Цветаев перевёз их в Тарусу, где 5 июля М.А. Цветаева скончалась.

В сентябре 1906 года Цветаева поступила пансионеркой в четвёртый класс женской гимназии им. В. П. фон Дервиз, из которой через полгода была исключена за свободомыслие и дерзость. Не прижилась она и в гимназии А.С. Алфёровой. В сентябре 1908 года поступила в шестой класс частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко, которую окончила через два года.

Летом 1909 года Цветаева предприняла первую самостоятельную поездку за границу. В Париже она записалась на летний университетский курс по старофранцузской литературе.

В сентябре-октябре 1910 года Цветаева напечатала в Товариществе типографии А. И. Мамонтова за свой счёт первый сборник стихов – «Вечерний альбом», в который включены в основном её школьные работы. Сборник посвящён памяти Марии Башкирцевой, что подчёркивает его «дневниковую» направленность. Её творчество привлекло внимание знаменитых поэтов: Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва. Зимой 1910-1911 годов Цветаева написала свою первую критическую статью «Волшебство в стихах Брюсова».

В конце 1910 года в Москве состоялось знакомство Цветаевой с поэтом и литературным критиком Максимилианом Волошиным. В следующем году она посещает знаменитый волошинский «Дом поэтов» в Крыму. Там же, в Коктебеле, в мае 1911 года Цветаева познакомилась с Сергеем Эфроном; 29 января 1912 года они обвенчались в церкви Рождества Христова. В сентябре того же года у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля). Последующие годы, вплоть до революции, семья неоднократно проводила лето в Крыму на даче Волошина. Впоследствии в эмиграции Цветаева вспоминала, что это было самым счастливым временем её жизни: «Коктебель 1911 год – счастливейший год моей жизни, никаким российским заревам не затмить того сияния», «Коктебель да чешские деревни – вот места моей души».

В феврале 1912 года вышел второй сборник Цветаевой – «Волшебный фонарь». В марте 1913 года выходит и третий – «Из двух книг».

11 мая 1922 года Цветаева с дочерью выехала из Москвы в Ригу, где сделала пересадку на берлинский поезд. После недолгого пребывания в Берлине три года жила в предместьях Праги. В Чехии написаны знаменитые «Поэма Горы» и «Поэма Конца», посвящённые Константину Родзевичу. В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. Там на Цветаеву сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого.

В мае 1926 года по инициативе Бориса Пастернака Цветаева начала переписываться с австрийским поэтом Райнером Мария Рильке, жившим тогда в Швейцарии. Эта переписка обрывается в конце того же года со смертью Рильке. В этот период Цветаева участвовала в издании журнала «Вёрсты» (Париж, 1926-1928), в котором публиковались некоторые её сочинения.

В течение всего времени, проведённого в эмиграции, не прекращалась переписка Цветаевой с Борисом Пастернаком.

Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы – «После России», включивший в себя стихотворения 1922-1925 годов. Позднее Цветаева пишет об этом так: «Моя неудача в эмиграции – в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху – там, туда, оттуда…». В 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому» (на смерть Владимира Маяковского), чьё самоубийство потрясло Цветаеву.

В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания, успехом пользовалась её проза, занявшая основное место в её творчестве 1930-х годов («Эмиграция делает меня прозаиком…»). В это время изданы «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938), воспоминания о Максимилиане Волошине («Живое о живом», 1933), Михаиле Кузмине («Нездешний вечер», 1936), Андрее Белом («Пленный дух», 1934).

Живя в Париже, Цветаева испытывала острую ностальгию по России, отразившуюся в её стихах. Несмотря на это, она противилась желанию мужа, который уже принял твёрдое решение вернуться в СССР. Его поддерживала дочь Цветаевой, Ариадна. В семье постоянно возникали споры на тему возвращения в Россию. Цветаева считала, что прежней России больше не существует и возвращаться некуда. Она писала в своих стихах: «Можно ли вернуться в дом, который – срыт?».

15 марта 1937 года в Москву выехала Ариадна, которая первая из семьи получила возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве.

В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью, жила на даче НКВД в Болшеве (ныне Мемориальный дом-музей М. И. Цветаевой). 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября – Эфрон. 16 октября 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян на Лубянке (по другим данным – в Орловском централе); Ариадна после пятнадцати лет заключения и ссылки реабилитирована в 1955 году.

В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами.

Война застала Цветаеву за переводами Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана. Восьмого августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию; восемнадцатого прибыла вместе с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме. В Чистополе, где в основном находились эвакуированные литераторы, Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление: «В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года». 28 августа она вернулась в Елабугу с намерением перебраться в Чистополь.

31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством. Марина Цветаева была похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На южной стороне кладбища, у каменной стены, где находится её затерявшееся последнее пристанище, в 1960 году сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, «между четырёх безвестных могил 1941 года» установила крест с надписью «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева». В 1970 году на этом месте было сооружено гранитное надгробие. Позднее, будучи уже в возрасте за 90, Анастасия Цветаева стала утверждать, что надгробие находится на точном месте захоронения сестры и все сомнения являются всего лишь домыслами. С начала 2000-х годов место расположения гранитного надгробия, обрамлённое плиткой и висячими цепями, по решению Союза писателей Татарстана именуется «официальной могилой М. И. Цветаевой».

В эмиграции Цветаева написала в рассказе «Хлыстовки»: «Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в наших местах земляника. Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уж нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловны шли к нам в Песочное, а мы к ним в Тарусу, поставили, с тарусской каменоломни, камень: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева». Также она говорила: «Здесь, во Франции, и тени моей не останется. Таруса, Коктебель, да чешские деревни – вот места души моей».

На высоком берегу Оки, в её любимом городе Таруса согласно воле Цветаевой установлен камень (тарусский доломит) с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».

Православие отпевание самоубийц запрещает, но разрешить его может в особом случае правящий епископ, и в 1990 году патриарх Алексий II дал благословение на отпевание Цветаевой. Основанием послужило прошение к патриарху группы верующих, включая сестру Анастасию Цветаеву и диакона Андрея Кураева. Отпевание состоялось в день пятидесятилетия кончины Марины Цветаевой в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот.

К 90-летию со дня рождения поэтессы астрономы Крымской астрофизической обсерватории Людмила Карачкина и Людмила Журавлёва назвали малую планету, открытую ими 14 октября 1982 года, (3511) Tsvetaeva.

В 1992 году стихотворение Марины Цветаевой «Моим стихам», написанное на стене одного из зданий в центре Лейдена (Нидерланды), открыло культурный проект «Wall poems». Любопытно, что последним, 101-м поэтом, чьи стихи сделали в Лейдене памятником, стал Федерико Гарсиа Лорка, чьими переводами Цветаева занималась в последние дни жизни.





























ГЛАВА 2 Крылатая женщина Марина Цветаева

Всем известно, что имя Марина морское. В стихотворении Марины Ивановны Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины» читаем строки: «Мне дело – измена, мне имя – Марина, я – бренная пена морская». Она в каждой своей строчке «серебрится и сверкает», возможно, поэтому её великие стихотворения так легко ложатся на музыку. В ней уже есть музыка, которая журчит, поёт и бьёт ключом.

Но когда я представляю себе Марину Цветаеву, крылатую женщину со страстной и мятущейся душой, то вспоминаю Нику Самофракийскую: вся она порыв и ветер, трепет души и взмах крыла. Ещё в юности Марина устремилась навстречу своей грозной эпохе, которая сметала всё на своём пути. Досталось сильно и ей, девочке из хорошей семьи, девочке с шести лет писавшей стихи, девушке, учившейся в Сорбонне. Жизнь Марины начиналась, как волшебная сказка, а закончилась, как древнегреческая трагедия.

Рассказывая про Цветаеву, всегда добавляю: «Это единственный человек, которого не стоит осуждать за самоубийство». Почему? Нужно просто узнать некоторые факты биографии великой женщины, душа которой дышала, пела, рвалась к любви и свету и жестоко страдала.

Марина Цветаева хотела «жить образцово и просто», но её неспокойная натура требовала борьбы, страстей и суровых испытаний. Вот только не слишком ли много таких испытаний выпало на долю одного человека?

В стихотворении «Рыцарь ангелоподобный» юная Марина признаётся, что у неё крылатая спина. Она желала стать «нежной, бешеной и шумной», именно такой и была. Как писала, так и жила. Душа этой женщины была не только крылатой, но мятежной и безумно страстной. Она сама ощущает внутри «жестокий мятеж» и гадает, откуда он. А ещё признаётся, что её «нрав бродяч и волосы пахнут ветром». Марина готова была бросить вызов всему миру. Стихотворения её звучат, как откровения, как исповедь:

Если душа родилась крылатой –
Что ей хоромы – и что ей хаты!
Что Чингис-Хан ей и что – Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца, неразрывно – слитых:
Голод голодных – и сытость сытых!

Никакие границы не могли сдержать Марину, но могли огорчить человеческое недопонимание, узость мышления и неспособность вырваться из тесных рамок своего обывательского мирка и увидеть мир огромный.

У неё душа птицы, крылатая душа. В стихотворении 1923 года Марина Ивановна так точно описывает свою душу, что мы можем её себе отчётливо и ясно представить:

Шестикрылая, ра-душная,
Между мнимыми – ниц! – сущая,
Не задушена вашими тушами
Ду-ша!

Каждой птице нужны ветер, простор и бездонное небо, поэтому в лирике Цветаевой часто возникает образ ветра, к которому героиня неоднократно обращается с такими словами:

Ветер, ветер, выметающий,
Заметающий следы!
Красной птицей залетающий
В белокаменные лбы.
Ветер у Марины Цветаевой – «первый вестник мятежу, висельник и ветреник»,
настоящая родственная душа. Озорной, неприкаянный и свободный, как она сама. Ветер у неё всегда рядом с крыльями, он им нужен, ведь крылья – это руки её, душа и способность к полёту. В стихотворении «Ветер звонок, ветер нищ» Цветаева признаётся:

Только ты, мой блудный брат,
Ото рта отводишь яд!

Размышляя о своём происхождении и бесприютной натуре, Марина Цветаева написала такие строки:

Какой-нибудь предок мой был – скрипач,
Наездник и вор при этом.
Не потому ли мой нрав бродяч
И волосы пахнут ветром!

Она вся пахнет ветром, горьковатой полынью и морем. Эта вольнолюбивая женщина много скиталась, любила, страдала и рвалась к своему ускользающему счастью. И скрипку упомянула тоже не случайно, ведь на ней играют не смычком, а сильными чувствами и страдающей душой.

Про птиц и их крылья Марина Цветаева пишет часто и проникновенно:

– Где лебеди? – А лебеди ушли.
– А вороны? – А вoроны – остались.
– Куда ушли? – Куда и журавли.
– Зачем ушли? – Чтоб крылья не достались.

Марина Ивановна всем нам «принесла серебряных два крыла», которые до сих пор трепещут в её стихотворениях и поэмах, не дают нам окончательно увязнуть в мещанской сытости и вещизме, напоминают, что в жизни есть полёт, взмах крыла и озорной ветер, свистящий в ушах.

Марина Цветаева безумно любила книги и неоднократно признавалась им в любви, но даже эти дорогие её сердцу создания она доверяет ветру, который сопровождал её в скитаниях и странствиях по миру. С ним она успела подружиться и почувствовать родственную связь:

Я эту книгу поручаю ветру
И встречным журавлям.

Крылья достаются не всем, а Марине Цветаевой достались. Если вы думаете, что душа её в аду – ошибаетесь. Она поднялась так высоко, что никакой ад ей уже не страшен. Она за гранью добра и зла, ада и рая, жизни и смерти, уже обрела бессмертие и вечный покой, как мастер, о котором всем нам рассказал Михаил Афанасьевич Булгаков. 

В стихотворении «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес» Марина Цветаева замечает, что на земле стоит «лишь одной ногой». Где же другая? Развевается и трепещет на ветру. Одной своей ногой, стоящей на земле, и руками, устремлёнными ввысь, Марина напоминает дерево, корни которого ушли в землю, в то время как ветви-руки стремятся к небесам.

Как все великие поэты, она была пророком и в декабре 1920 года предсказала свою смерть, отметив: «Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!». Она, как всегда, абсолютно права, потому что всё про себя знает и вполне объективно оценивает.

Среди бескрылых людей она нашла немногочисленных собратьев с крыльями. Например, Владимира Маяковского, которого называет «архангелом-тяжелоступом» и с удовольствием наблюдает, как он «оглоблей гребет – крылом архангела ломового».

Цветаева даже смерть рисует не мрачной и унылой, а искрящейся весельем, обращаясь к нам с призывом:

На солнце, на ветер, на вольный простор любовь уносите свою!

Так умеют жить, любить и умирать только крылатые люди. У неё крылья на спине, руки-крылья и крылатая душа. Вспомните шестикрылого серафима в «Пророке» Александра Сергеевича Пушкина. Взмах этих крыльев и дуновения ветра чувствуются в каждом творении этой трепетной и мятежной натуры, которую зовут Марина Ивановна Цветаева.

В одной книге как-то прочитала, что хорошо пишут мужчины и одержимые женщины. Марина Цветаева именно такая, по-настоящему одержимая. Надо только ясно понять, чем она одержима. На мой взгляд, полётом, поэтому ей и нужны крылья. Даже её самоубийство – это полёт, путь в бесконечность. Она, подобно Дедалу и Икару, поднялась слишком высоко и упала, опалив крылья.



















Заключение

Заканчивая работу над проектом, я пришёл к следующим выводам:

1.Когда представляю себе Марину Цветаеву, крылатую женщину со страстной и мятущейся душой, то вспоминаю Нику Самофракийскую: вся она порыв и ветер, трепет души и взмах крыла.

2.В стихотворении «Рыцарь ангелоподобный» юная Марина признаётся, что у неё крылатая спина. Она желала стать «нежной, бешеной и шумной», именно такой и была. Как писала, так и жила.

3.Никакие границы не могли сдержать Марину, ведь у неё душа птицы, крылатая душа.

4.Каждой птице нужны ветер, простор и бездонное небо, поэтому в лирике Цветаевой часто возникает образ ветра, к которому героиня неоднократно обращается. Ветер у Марины Цветаевой – «первый вестник мятежу, висельник и ветреник», настоящая родственная душа. Озорной, неприкаянный и свободный, как она сама. Ветер у неё всегда рядом с крыльями, он им нужен, ведь крылья – это руки её, душа и способность к полёту.

5. Эта вольнолюбивая женщина много скиталась, любила, страдала и рвалась к своему ускользающему счастью.

6.Марина Ивановна всем нам «принесла серебряных два крыла», которые до сих пор трепещут в её стихотворениях и поэмах, не дают нам окончательно увязнуть в мещанской сытости и вещизме, напоминают, что в жизни есть полёт, взмах крыла и озорной ветер.

7.Среди бескрылых людей она нашла немногочисленных собратьев с крыльями. Например, Владимира Маяковского, которого называет «архангелом-тяжелоступом» и с удовольствием наблюдает, как он «оглоблей гребёт – крылом архангела ломового».

8.У неё крылья на спине, руки-крылья и крылатая душа. Вспомните шестикрылого серафима в «Пророке» Александра Сергеевича Пушкина! Взмах этих крыльев и дуновения ветра чувствуются в каждом творении этой трепетной и мятежной натуры, которую зовут Марина Ивановна Цветаева.
















Список используемых источников и литературы:


Список литературы:

1.Великие поэты мира о любви и весне/Сборник. – М.: Астрель, 2012. – 254, [1] с.: ил. – (Стихи о любви).

2.Цветаева, М. И. Стихотворения. Поэмы/сост., вступ. ст. А. М. Туркова; примеч. А. А. Саакянц.  М.: Сов. Россия, 1988.  416 с.  (Поэтическая Россия).

3.Цветаева, М. И. Соч.: в 2 т./сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц. — Мн.: Нар. Асвета, 1988.  Т. 1: Стихотворения, Поэмы.  Т. 2: Проза.

4.Цветаева, М. И. Неизданное. Сводные тетради/подгот. текста, предисл. и примеч. Е. Б. Коркиной и И. Д. Шевеленко.  М.: Эллис Лак, 1997.  640 с.

5.Цветаева, М. И. Лирика/ил. В. Мишина.  СПб.: Вита Нова, 2006.  480 с.


Электронные ресурсы:

1.https://zabavnik.club/wp-content/uploads/Cvetaeva_kartinki_53_11055659.jpg

2.https://listim.com/upload/2018/11/8_6.jpg 3.https://i.pinimg.com/474x/3e/74/c2/3e74c2047f41d3c364e2b3ad9a52daee.jpg

4.https://i.pinimg.com/originals/04/f8/b1/04f8b18132dde499106c62583c02e66c.jpg

5.https://cdn.pixabay.com/photo/2019/04/12/09/02/fantasy-4121624__480.jpg

6.http://cityday.bnweb.studio/images/persons/cvetaeva_1.jpg

7.http://xn----8sbfkobckofaskby8kve.xn--p1ai/images/portraits/cvetaeva_marina.jpg

8.https://pbs.twimg.com/media/Do_bUTKUUAEO6c0.jpghttps://24smi.org/public/media/resize/800x-/celebrity/2016/10/27/vCLZCqUEoqDN_marina-tsvetaeva.jpg

9.http://galinaefimova.narod.ru/240_singapore01.jpg

10.https://interesnyefakty.org/wp-content/uploads/Foto-Marina-TSvetaeva-1914g.jpg

11.https://istihi.ru/content/images/essence/author/8/230.jpg 12.https://pbs.twimg.com/media/CuKqm92WgAApGgS.jpg

13.https://www.2do2go.ru/uploads/acb3a85694f3d3b94ea319530d9c5dc1.jpg 14.https://static.tildacdn.com/tild3265-3634-4731-a332-363236643165/__3_.jpg




















Приложение 1. Сборники стихов, поэмы, поэмы-сказки и драматические произведения М.И. Цветаевой.

Сборники стихов 1910 – «Вечерний альбом» 1912 – «Волшебный фонарь», вторая книга стихов 1922 – «Стихи к Блоку» (1916-1921), Изд. Огоньки, Берлин 1922 – «Конец Казановы», Изд. Созвездие, Москва 1920 – «Царь-девица» 1921 – «Вёрсты» 1921 – «Лебединый стан» 1922 – «Разлука» 1923 – «Ремесло» 1923 – «Психея. Романтика» 1924 – «Молодец» 1928 – «После России» Поэмы

1914 – «Чародей»

1921 – «На Красном Коне»

1924, 1939 – «Поэма Горы»

1924 –«Поэма Конца»

1925 – «Крысолов»

1926 – «С моря»

1926 – «Попытка комнаты»

1926 – «Поэма Лестницы»

1927 – « Новогоднее»

1927 – «Поэма Воздуха»

1928 – «Красный бычок»

1929 – «Перекоп»

1930 – «Сибирь»

Поэмы-сказки

1920 – «Царь-Девица»

1922– «Переулочки»

1922– «Мо́лодец»

Драматические произведения

1918 – «Червонный валет»

1918 – «Метель»

1918 – «Фортуна»

1918-1919 – «Приключение»

1919 – «Пьеса о Мэри» (не завершена)

1919 – «Каменный Ангел»

1919 – «Феникс »

1924 – «Ариадна »

1927 – «Федра»



Приложение 2. Стихотворения М.И. Цветаевой, выбранные для анализа.

Ветер звонок, ветер нищ…

Ветер звонок, ветер нищ,
Пахнет розами с кладбищ.
…ребёнок, рыцарь, хлыщ.
Пастор с книгою святою,
Всяк...красотою
Над беспутной сиротою.
Только ты, мой блудный брат,
Ото рта отводишь яд!
В беззаботный, скалозубый
Разговор и в ворот шубы
Прячешь розовые губы.

Ветер, ветер, выметающий...

Ветер, ветер, выметающий,

Заметающий следы!

Красной птицей залетающий

В белокаменные лбы.

Длинноногим псом ныряющий

Вдоль равнины овсяной.

– Ветер, голову теряющий

От юбчонки кружевной!

Пурпуровое поветрие,

Первый вестник мятежу,

Ветер - висельник и ветреник,

В кулачке тебя держу!

Полно баловать над кручами,

Головы сбивать снегам, -

Ты моей косынкой скрученный

По рукам и по ногам!

За твои дела острожные,

Расквитаемся с тобой,

Ветер, ветер в куртке кожаной,

С красной да во лбу звездой!

Где лебеди? А лебеди ушли…

– Где лебеди? А лебеди ушли.
А вороны? А вороны — остались.
Куда ушли? Куда и журавли.
Зачем ушли? Чтоб крылья не достались.

– А папа где? Спи, спи, за нами Сон,
Сон на степном коне сейчас приедет.
Куда возьмёт? На лебединый Дон.
Там у меня ты знаешь? белый лебедь…

Душа

Выше! Выше! Лови летчицу!
Не спросившись лозы — отческой
Нереидою по-лощется,
Нереидою в ла-зурь!
Лира! Лира! Хвалынь синяя!
Полыхание крыл в скинии!
Над мотыгами и спинами
Полыхание двух бурь!
Муза! Муза! Да как — смеешь ты?
Только узел фаты веющей!
Или ветер станиц шелестом
О страницы и, смыв, взмыл...
И покамест счета кипами,
И покамест сердца хрипами,
Закипание до кипени
Двух вспененных — крепись крыл.
Так, над вашей игрой крупною,
(Между трупами и куклами!)
Не общупана, не куплена,
Полыхая и пля-ша 
Шестикрылая, ра-душная,
Между мнимыми ниц! сущая,
Не задушена вашими тушами
Ду-ша!

Если душа родилась крылатой...

Если душа родилась крылатой

Что ей хоромы и что ей хаты!

Что Чингис-Хан ей и о Орда!

Два на миру у меня врага,

Два близнеца, неразрывно-слитых:

Голод голодных и сытость сытых!

Какой-нибудь предок мой был скрипач...

Какой-нибудь предок мой был скрипач,

Наездник и вор при этом.

Не потому ли мой нрав бродяч

И волосы пахнут ветром!

Не он ли, смуглый, крадет с арбы

Рукой моей абрикосы,

Виновник страстной моей судьбы,

Курчавый и горбоносый.

Дивясь на пахаря за сохой,

Вертел между губ шиповник.

Плохой товарищ он был,лихой

И ласковый был любовник!

Любитель трубки, луны и бус,

И всех молодых соседок...

Еще мне думается, что трус

Был мой желтоглазый предок.

Что, душу чёрту продав за грош,

Он в полночь не шел кладбищем!

Еще мне думается, что нож

Носил он за голенищем.

Что не однажды из-за угла

Он прыгал как кошка гибкий...

И почему-то я поняла,

Что он не играл на скрипке!

И было всё ему нипочем,

Как снег прошлогодний летом!

Таким мой предок был скрипачом.

Я стала таким поэтом.

Кто создан из камня, кто создан из глины...

Кто создан из камня, кто создан из глины,

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело измена, мне имя Марина,

Я бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти

Тем гроб и нагробные плиты...

– В купели морской крещена и в полете

Своем непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня - видишь кудри беспутные эти?

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной воскресаю!

Да здравствует пена веселая пена

Высокая пена морская!

Рыцарь ангелоподобный…

Рыцарь ангелоподобный
Долг! Небесный часовой!
Белый памятник надгробный
На моей груди живой.

За моей спиной крылатой
Вырастающий ключарь,
Еженощный соглядатай,
Ежеутренний звонарь.

Страсть, и юность, и гордыня
Все сдалось без мятежа,
Оттого что ты рабыне
Первый молвил: Госпожа!

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес моя колыбель, и могила лес,

Оттого что я на земле стою лишь одной ногой,

Оттого что я тебе спою как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,

У всех золотых знамен, у всех мечей,

Я ключи закину и псов прогоню с крыльца

Оттого что в земной ночи я вернее пса.

Я тебя отвоюю у всех других у той, одной,

Ты не будешь ничей жених, я ничьей женой,

И в последнем споре возьму тебя замолчи!

У того, с которым Иаков стоял в ночи.

Но пока тебе не скрещу на груди персты

О проклятие! у тебя остаешься ты:

Два крыла твои, нацеленные в эфир,

Оттого что мир твоя колыбель, и могила мир!







Рецензия научного руководителя на проектную работу

Приступая к работе над творческим проектом, Константин Чуклин поставил перед собой цель – проанализировать образы, связанные с крыльями и полётом в стихотворениях Марины Цветаевой.

Задачи проекта:

1.Узнать о личности Марины Ивановны Цветаевой.

2.Внимательно прочитать избранные для анализа стихотворения Марины Цветаевой.

3.Проанализировать образы, связанные с крыльями и полётом в стихотворениях Марины Цветаевой.

Актуальность проекта заключается в необыкновенной популярности лирики Марины Цветаевой и в том, что многие считают образ полёта и крыльев ключевым в поэзии.

Методы, использовавшиеся при решении задач: обзор литературных источников по теме и работа с базами данных компьютерной сети Internet, наблюдение, анализ стихотворений, обобщение.

Теоретическая и практическая значимость проекта заключается в самостоятельном изучении стихотворений Марины Цветаевой.

Личный вклад исследователя заключается в самостоятельном изучении образов, связанных с крыльями и полётом в стихотворениях Марины Цветаевой.

Организация исследования: работа выполнена на базе МАОУ «Школа № 44 с углублённым изучением отдельных предметов», методики исследования: наблюдение, сопоставление, анализ текстов, теоретические методы.

Заявленная тема проекта соответствует его содержанию. Ученик смог обосновать актуальность выбранной темы, правильно поставить цели и задачи, которым соответствуют полученные выводы.

Практическая применимость данного проекта возможна на занятиях по русской литературе, классных часах и внеклассных мероприятиях. Степень оригинальности текста в системе «Антиплагиат» составляет 57%. Качество оформления работы соответствует действующим правилам и стандартам.

Научный руководитель: Романова Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ «Школа № 44 с углублённым изучением отдельных предметов».

20.03.2020 Н.А. Романова

17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!