СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект на тему: «Технологии обработки текстильных материалов. Изготовление мягкой развивающей книжки для детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В дошкольном возрасте ребёнок активно развивается и расширяет свой кругозор.Он с интересом изучает формы, цвета, окружающие предметы. У него появляется желание делать что-то самостоятельно. Именно для этого и создаются развивающие игрушки.

В этой работе мы познакомим  с изготовлением развивающей книжки для детей дошкольного возраста своими руками.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект на тему: «Технологии обработки текстильных материалов. Изготовление мягкой развивающей книжки для детей дошкольного возраста»»


РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Шахты Ростовской области

«Средняя общеобразовательная школа №37»

(МБОУ СОШ № 37 г. Шахты)

ИМЕНИ ЛЮДМИЛЫ КОНДРАТЬЕВОЙ

346 506 Россия, г. Шахты Ростовской области ул. Островского, 26, телефон (8636) 23- 52- 78; факс (8636) 23- 05-9




Творческий проект

на тему:

«Технологии обработки текстильных материалов. Изготовление мягкой развивающей книжки для детей дошкольного возраста»







Выполнила: Болотина Анна,

ученица 11 класса

Проверила: Бахмат Елена Анатольевна, учитель технологии







г. Шахты

2021г.

Оглавление.

  1. Введение

  2. Необходимость развития мелкой моторики

  3. Альтернативные варианты изготовления развивающей книжки

  4. Изготовление мягкой книжки

  5. Заключение

  6. Список используемых источников

  7. Приложение

































Введение.

Актуальность выбранной темы


Будучи ребёнком, когда мне задавали вопрос: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», я отвечала что хочу работать с детьми. Ведь это огромное удовольствие показывать и объяснять ребёнку что-то новое, видеть, что ему это интересно и вместе радоваться его новым достижениям.

В дошкольном возрасте ребёнок активно развивается и расширяет свой кругозор.Он с интересом изучает формы, цвета, окружающие предметы. У него появляется желание делать что-то самостоятельно. Именно для этого и создаются развивающие игрушки.

В своей работе я изготавливаю развивающую книжку. С раннего детства детей знакомят с книгой. Родители читают своим детям книги, показывают картинки. Взрослея, дети начинают сами изучать мир. Книга, особенно та, в которой можно что-то подвигать, прикрепить, изменить будет наиболее интересна ребёнку.

В современном мире развитых технологий дети почти с рождения умеют тыкать в экран пальчиком. Моя работа позволяет развить ребёнку логическое мышление и мелкую моторику. Даёт возможность не только смотреть на меняющиеся картинки, но и самому принимать участие в процессе.

Актуальность данной темы в том, что мы можем изготовить развивающую книжку, подходящую нам по всем выбранным параметрам. Объект исследования – развивающая книжка, её разновидности. Предмет исследования - процесс изготовления развивающей книжки из фетра.

Гипотеза - если я изготовлю книжку своими руками, будет ли оно по качеству не хуже сшитого профессионалами и будет ли по себестоимости ниже, чем из магазин


Обоснование выбора проекта

Для успешного выполнения проекта я поставила перед собой цель, которую должна достичь во время своей работы

Цель: Изготовить мягкую развивающую книжку. Доказать необходимость развития мелкой моторики ребёнка дошкольного возраста.

Задачи:

1) Узнать историю мягкой развивающей книги.

2) Исследовать, какие виды развивающих книг бывают.

3) Узнать технологическую последовательность изготовления книги. Научиться делать швы (соединительные стачные, настрочные, обтачные и т.д.)

5) Провести сравнительный анализ покупной книги и изготовленной мной.

6) Представить свою книгу.

7) Собрать в систему собранный материал для проекта.



Историческая справка

Необходимость развития мелкой моторики.

Уже в девятнадцатом веке учёными-биологами была открыта связь умственных и творческих способностей человека с развитием умения воспроизводить точные движения пальцами и кистью рук (мелкой моторики). Впоследствии было установлено, что формирование речи у маленького ребёнка неотделимо от умения правильно повторять небольшие движения руками. Уроки письма и рисования, игра на музыкальных инструментах, развитие памяти, внимания и мышления, хорошая координация движений — всё это связано с развитием мелкой моторики. Кроме того, фаланги пальцев — основные инструменты трудовой деятельности представителей ряда профессий. Всё перечисленное указывает на необходимость уделять большое внимание этому вопросу при организации дошкольного обучения.

Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь.Развитие речи и интеллекта тесно связанно с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка. Развитие ловкости пальчиков нужно не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но и в первую очередь для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков.

Поглаживания, похлопывания и разминания пальчиков, активизируют нервные окончания на ладошке, что автоматически ведёт к стимулированию работы речевого центра. Развитие мелкой моторики у детей может происходить только в раннем возрасте. В течение времени, влияние двигательного центра на речевой ослабевает. Именно поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше.

Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Формирование и совершенствование тонкой моторики пальцев рук ребёнка усложняет строение мозга, развивает психику, речевые и интеллектуальные способности, способствует становлению личности дошкольника.

Задачи занятий:

  • Развитие умения ребёнка производить точные движения кистью и пальцами рук.

  • Развитие тактильной чувствительности рук.

  • Формирование способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

  • Развитие речи, улучшение произношения звуков.

  • Развитие мышления, воображения, ориентировки в пространстве, памяти, внимания.

  • Овладение жизненно важными умениями, бытовыми навыками.

  • Подготовка руки к письму.

  • Снятие психоэмоционального напряжения.





Анализ и синтез идей.

Альтернативные варианты проекта

Мягкая развивающая книга.

В раннем возрасте у детей высокая потребность в тактильных ощущениях. Такого активного взаимодействия не выдерживают книги из обычной бумаги — они быстро рвутся и могут поранить краями. Поэтому для детей самого младшего возраста, книги делают из толстого картона со скругленными краями. Эти книжки безопасны, но на ощупь они все одинаковы. Повысить интерес ребенка к взаимодействию с книгой можно, используя текстильные материалы, как основной материал для создания книги. С книжечкой, у которой листы изготовлены из ткани, можно играть как с игрушкой, что невозможно делать с бумажным или картонным экземпляром.

В промышленных масштабах мягкие тканевые книжки не производятся.

В большинстве своем, содержательной частью изготовленных книжек становятся различные тематические страницы. Например, разместить цифры на липучках в правильном порядке; завязать шнурки на миниатюрных ботиночках; открыть окна домика и посмотреть, кто там живет; поместить фрукты на деревья.

Особенности мягких книжек

Стоит сделать очень важное замечание: мягкая книжка займет внимание ребенка лишь немногим больше, чем обычная картонная. Речь идет именно о времени. Разумеется, опыта и знаний от контакта с такой книгой малыш получит гораздо больше. Тем не менее, уже через пару месяцев она ему уже будет абсолютно неинтересной.

Стоит постоянно думать об этом, перечисляя особенности мягких книжек. А вот и они.

Высокая стоимость. Мягкая книжка — штучная работа, работа затратная и длительная. Выполнение на заказ будет стоить недешево.

Если у вас есть достаточно свободного времени, сделайте книжку сами (чаще всего так и делают). Вам будет проще «читать» собственноручно «написанную» книгу. Потому что, настоящая...

Индивидуальность мягкой книжки — это не имя вашего ребенка на обложке книжки. Индивидуальность заключается в способе подачи обучающего материала, наиболее понятным, именно вашему малышу, образом. Примеры (вещи), содержащиеся в книге, должны быть взяты из ближайшего его окружения. В таком случае, рассматривая книгу, вы сможете буквально указывать пальцем на прообразы книжных героев (объектов). Прекрасно если у вас есть такая возможность, так как...

Мягкую книжку нужно уметь читать. Хоть она и называется книжкой, но в ней нет напечатанного текста. Текст нужно каждый раз воспроизводить, опираясь на иллюстрации книги. Если книга изготовлена не вами, изображенное в книге, может показаться не очевидным для вас самих. «Прочтите» её несколько раз совместно, а затем спокойно отдайте на самостоятельное изучение. Не беспокойтесь...

Мягкая книжка выдерживает самое изощренное обращение. Посмотрите, что обычно происходит с картонными книжками: уголки погрызены, страницы надорваны или оторваны вовсе. Если вы заметите подобное (заметьте, вполне естественное для ребенка) обращение с книгой, скорее всего, попытаетесь остановить малыша. А что с мягкой книжкой? — Её можно свободно скручивать, растягивать, мять, мочить, а значит и стирать, сушить, гладить. Когда книжка станет ненужной, можно постирать её и передать другой семье.

Мягкие развивающие и обучающие книжечки отличный материал для работы с детьми от года до школьного возраста. Они с успехом могут быть использованы и в детских дошкольных учреждениях. А, учитывая все вышеперечисленные особенности, нам кажется, что именное в подобных учреждениях затраты на создание мягких книжек становятся полностью оправданными.

Перед тем, как разработать макет своей мягкой развивающей книжки, я посмотрела множество вариантов и идей (Рис.1), но мне нужно было выбрать тот, который я смогу изготовить.



Требование к изделию

Критерии, которым должно соответствовать мое изделие


Изделие должно быть:

  • функциональным (использоваться по назначению);

  • эстетичным ;

  • эргономичным (удобным в использовании);

  • экономичным (стоимость не выше аналогов в торговой сети);

  • технологичным (доступным для изготовления);

  • экологичным (безопасным для здоровья детей и окружающих).



Охрана труда

Организация рабочего места



Каждая рукодельница рано или поздно сталкивается с вопросом организации своего рабочего места.

  • Большое влияние на самочувствие работающих и на качество их работы оказывает правильная посадка.

  • Неправильное расположение корпуса учащихся вызывает у них преждевременную усталость, снижение работоспособности, а также способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости т т.д.

  • До начала работы приготовьте всё необходимое и аккуратно разложите на рабочем месте, чтобы потом не отвлекаться на поиски забытых инструментов.

  • Иголки и булавки должны находиться в игольнице.

  • Ножницы должны лежать справа от работающего с сомкнутыми лезвиями и колечками к нему. Передавать ножницы нужно колечками вперёд с сомкнутыми лезвиями.

  • Нитку отмеряют «по локотку», обмотав один раз руку от ладошки до локтя: она не должна быть слишком длинной или слишком короткой. От катушки нитку отрезают ножницами наискосок – так легче вдеть её в иголку.

  • Если материал жёсткий или многослойный, для проталкивания иглы нужно использовать напёрсток.

  • Работая, держите спину прямо, а изделие и рабочий инструмент не подносите близко к глазам. Не забывайте отдыхать во время работы, не утомляйтесь.

  • Не старайтесь сделать всю работу за один раз – это не получается даже у мастериц. Учитесь правильно планировать своё рабочее время.


Посадка при выполнении ручных работ считается правильной, когда соблюдаются следующие условия:

1. Обрабатываемые детали хорошо видны, свет падает с левой стороны или, в крайнем случае, прямо.

2. Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение. Не следует закладывать ногу за ногу, т.к. неправильное положение ног вызывает преждевременную усталость.

3. Корпус нужно держать прямо или слегка наклонить вперёд. Голову тоже слегка наклонить вперёд. Нельзя опираться грудью на стол.

4. Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10 см. При работе не следует ставить локти на стол.

5. Расстояние от глаз до обрабатываемой детали должно быть 25-35 см.

6. В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно). После окончания работы нужно тщательно убрать рабочее место: детали, изделие, инструменты и приспособления – в отведённые места хранения, различный мусор в мусоросборник.

Техника безопасности при работе с ножницами

1. Не держи ножницы концами вверх.

2. Не работай с ножницами с ослабленными шарнирами креплений.

3. Не режь ножницами на ходу. 4. Не подходи к товарищу во время резания.

5. Не оставляй ножницы в открытом виде. 6. Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами вперед.

7. Клади ножницы на стол так, чтобы они не свешивались за край стола.





ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП

Изготовление мягкой книжки

  1. Выбор материалов.

В своей работе я использовала экологически чистые материалы, которые будут безопасны для ребёнка. Такие как: хлопчатобумажная ткань, дублированная нетканой клеевой; фетр (не требует обработки среза, не осыпается, держит форму); пуговицы; тесьма; кнопки; акриловая пряжа; армированные нити для прочной строчки.

  1. Изготовление эскиза книги.

    1. Титульный лист включает в себя название книги и фигурку человечка, упрощённую для простоты изготовления и восприятия ребёнком форм. Она поделена на основные части: голова, туловище, ноги. Каждая часть имеет вид крепления: голова крепится к странице на липучку, а туловище и ноги на пуговицы. (Смотрите приложение 1.)

    2. Первый разворот. Выбрана морская среда. На разворот прикрепляются корабль и млекопитающие, живущие в воде (кит и дельфин). Животных можно убрать в карман в виде волны. (Смотрите приложение 2.)

    3. Второй разворотвключает в себя автомобиль, который передвигается по шнуру, закреплённому между изображениями двух деревьев. На деревья при помощи крючков и петелек прикрепляются груши и яблоки. (Смотрите приложение 3.)

    4. Третий разворот. Выбрана воздушная среда. На разворот при помощи кнопок прикрепляется фигурка самолёта. Также разворот содержит карман, в виде облака, в который можно положить сменные детали, прикрепляющиеся на липучку в виде солнца, птиц, полумесяца и звёзд.(Смотрите приложение 4.)

    5. Обложка включает в себя фигурку ракеты, поделенную на такие простые фигуры, как прямоугольники и треугольники. Части данной фигуры прикрепляются на страницу при помощи липучки и пуговиц. (Смотрите приложение 5.)

Технологическая последовательность изготовления мягкой развивающей книжки:

Для изготовления мягкой книжки я использовала бытовую швейную машинку «Brother», ножницы и сантиметровую ленту.

После выбора материалов и изготовления эскиза приступила к изготовлению выкроек, по заранее приготовленным шаблонам.

В процессе сборки я столкнулась с некоторыми трудностями. Такими как отсутствие оборудования для прибивания кнопок; разворот с машинкой пришлось доработать кармашком в виде облачка, чтобы при дальнейшем использовании книги не потерялись маленькие детали в виде яблок и груш.

Пошаговую инструкцию по изготовлению мягкой развивающей книжки для мальчика дошкольного возраста смотрите в приложении 6.

  1. Варианты исполнения книг. Данный вариант книги предназначен для мальчика. В процессе игры он может изучить виды транспорта, цвета, фигуры, развить мелкую моторику. (Смотрите приложение 7.) Для девочки можно выбрать сюжетную линию жизни куколки из фетра. Её будет необходимо одеть в разнообразные наряды, покормить и положить спать. Ребёнок во время игры изучает формы, цвета, продукты питания и также развивает мелкую моторику.





Экономическое обоснование

Т.к. изготовление мягкой книжки на заказ будет стоить довольно дорого, то целесообразней выполнить данную работу самостоятельно.

Ведь помимо материалов, использованных в работе (смотрите приложение 8), вам придётся заплатить за работу, что в 2, а то и в 3 раза увеличит цену книги.

Поэтому в своей работе мы старались использовать недорогие материалы и сами изготовили мягкую развивающую книжку.

Экологическое обоснование

Изготовление мягкой книжки – это экологически чистое производство:

1) Рациональное использование природных ресурсов – при раскрое ткани выпады ткани были минимальны.

2)Правильное использование инструментов, швейной машины во время работы не принесли вреда ни моему здоровью, ни окружающим меня людям.

3)Использованные для шитья экологически безопасные ткани обладают хорошими санитарно – гигиеническими свойствами, не выделяют в атмосферу вредных веществ.

4)Дальнейшее использование платья также не повлечёт за собой опасных изменений в окружающей среде и жизнедеятельности человека.

Вывод: моё платье соответствует всем перечисленным критериям.



Заключение

В дошкольном возрасте ребёнок активно развивается и расширяет свой кругозор. Он с интересом изучает формы, цвета, окружающие предметы. У него появляется желание делать что-то самостоятельно. Именно для этого и создаются развивающие игрушки.

Играя с мягкой развивающей книжкой, ребёнок развивает мелкую моторику, прикрепляя детали на кнопки, пуговицы или крючки. Он проявляет самостоятельность и с удовольствием познаёт окружающий мир.

Самостоятельно придумав и изготовив мягкую книжку, я пришла к выводу, что это очень трудоёмкий процесс, который занимает много времени. Кропотливость данной работы заключается в изготовлении мелких деталей, которые необходимы в данной книге. Однако плюсом самостоятельного изготовления книжки является то, что не все материалы необходимо покупать, а можно использовать остатки пуговиц, лент, ткани и т.д.

Мне понравилась работа над книгой, т.к. я сама с удовольствием продумывала детали и развороты книги, погружаясь в процесс. Придумывать задания и способы развития мелкой моторики ребёнка в игровой форме – это очень интересный и занимательный процесс.

Я была очень рада, когда у меня появился благодарный читатель. Вместе с братом мы с интересом погрузились в мир этой мягкой развивающей книжки и с удовольствием играли с ней.

















Список используемых источников.

https://biouroki.ru/material/metodika/books-1.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/09/18/konsultatsatsiya-o-neobhodimosti-razvitiya-melkoy-motoriki-ruk-u-0

https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-tema-o-neobhodimosti-razvitiya-melkoy-motoriki-ruk-3300367.html

https://melkie.net/rannee-razvitie/razvitie-melkoy-motoriki-u-doshkolnikov.html





















Приложение.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.



Приложение 4.











Приложение 5.

Приложение 6.

Наименование операций

Графическое изображение

Инструменты и приспособления

1

Выкроили из хлопчатобумажной и клеевой ткани прямоугольники размером 22×42 см

Ткань, клеевая, мел, ножницы, сантиметровая лента.

2

Продублировали клеевой

Ткань, клеевая, утюг.

3

Вырезали детали из фетра

Фетр, шаблоны деталей, мел, ножницы,.

4

Изготовили штурвал из ниток и зубочисток

Зубочистки, акриловые нити двух цветов, клей, ножницы.

5

Пришили пуговицы, прибили кнопки

Пуговицы, кнопки, нити, игла, ножницы.

6

Нашили ленту вельпро на фетр и основу

Лента вельпро, нити, ножницы, швейная машинка.

7

Пришили крючки и петли

Крючки, петли, нити, игла, ножницы.

8

Вырезали и обтачали заготовки волн и облака из хлопчатобумажной ткани

Ткань, шаблоны деталей, мел, ножницы, нити, швейная машинка.

9

Настрочили на волны тесьму

Заготовка волн из ткани, тесьма, нити, ножницы, швейная машинка.

10

Настрочили заготовки на основные детали

Заготовки из ткани, нити, ножницы, швейная машинка.

11

Обтачали страницы, вставляя в нужных местах тесьму для завязок, вывернули страницы

Заготовки страниц, тесьма, нити, ножницы, швейная машинка.

12

Соединили страницы книжки

Заготовки страниц, нити, ножницы, швейная машинка.



Приложение 7.





Приложение 8.

Материал

Количество

Цена

Стоимость

Хлопчатобумажная ткань ( ширина 90см)

0.5 м

90 р.

45 р.

Клеевая

0,5 м

200 р.

100 р.

Кнопка с установкой

2 шт.

50 р.

100 р.

Нитки

1 к.

25 р.

25 р.

Пуговицы

4 шт.

8 р.

32 р.

Тесьма

1,20 м

25 р.

30 р.

Тесьма (0,5 см)

0,7 м

20 р.

14 р.

Фетр

2 шт.

50 р.

100 р.

Лента велькро

10 см

30 р.

3 р.

Бусины, цветы из кожи

-

-

-

Итого:



449 р.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!