СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект по географии на тему " В мире редких географических профессий"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный творческий проект рассказывает о интересных и редких профессиях, связанных с географией.

Просмотр содержимого документа
«Проект Кейль Дарьи»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 п.Энергетик»

Новоорского района Оренбургской области







Номинация: «Моя профессия»

Тема: «В мире редких географических профессий»





















Выполнила: ученица 10 класса

МАОУ СОШ №2 п.Энергетик

Кейль Дарья Дмитриевна

Руководитель проекта: учитель

географии О.А.Гаврилова

Содержание:

Введение

3

Глава I. В мире профессий

5

1.1. Профессия - жизненный путь

5

1.2. Редкие географические профессии

9

Глава II. Практическая работа по выявлению профессиональных интересов старшеклассников редких географических профессий

22

2.1. Анализ таблицы

22

2.2. Презентация редких географических профессий


Заключение

23

Список использованных источников

24

Приложение 1. Год написания работы.

25

Приложение 2. Таблица-анкета

25

Приложение 3. Диаграмма

26

Приложение 4. Памятка

27

Приложение 5. Тезаурус

28



















Введение

Актуальность.

География -одна из фундаментальных наук, на которых держится познание окружающего мира. Профессии, связанные с географией, по моему мнению, очень интересны и важны, так как наша страна нуждается в высококвалифицированных кадрах.


Свою профессию в дальнейшем я хотела связать с географией. Считаю, что осознанный выбор профессии возможен тогда, когда он осуществляется при наличии знаний о профессии. К сожалению, мы мало информированы об огромном разнообразии специальностей в этой сфере.


На уроках географии мы слышим названия некоторых профессий: геолог, геодезист, метеоролог, топограф и др.

Работа таких людей очень необходима. Но географических профессий существует немало.


Работая над проектом, я хотела бы получить ответы на следующие вопросы: «Какие существуют редкие профессии в области географии? Насколько они престижны? В каких учебных заведениях их можно получить? Какими качествами должен обладать человек, выбравший ту или иную специальность?».


Кроме того, я хотела бы подготовить презентацию и познакомить с этими профессиями своих одноклассников.


Таким образом, целью проекта является обобщение информации о редких профессиях, связанных с географией.


Объект:

профессиональная сфера деятельности человека.


Предмет:

классификация редких профессий в области географии.




Задачи проекта:

1. Проанализировать научную литературу по теме проекта.

2. Изучить различные профессии в которых используются знания и законы географии.

3. Выявить профессиональные интересы старшеклассников, связанные с географией.

4. Подготовить презентацию редких географических профессий.


Гипотеза:

Выбор профессии будет наиболее осознанным, если мы получим подробную информацию о различных специальностях, связанных с географией, необходимых качествах личности специалистов, престиже профессии,

высших образовательных учреждениях.



Методы исследования:

  • анализ информации;

  • социологическое исследование;

  • интервьюирование;

  • обобщение и классификация информации;

  • анкетирование.





















Глава I. В мире профессий

1.1. Профессия - жизненный путь

Правильно выбранная профессия способствует достижению более высоких показателей в трудовой деятельности, лучшему эмоциональному настрою, осуществлению всех жизненных планов.

В последнее время появились новые способы накопления и переработки информации, большое число новых профессий и специальностей, Россия стремится к экономической интеграции. Поэтому сейчас наиболее актуальна проблема профориентационного информирования, консультирования, подбора, профессионального становления как комплексного процесса, направленного на подготовку старшеклассников к трудовой деятельности. На данном этапе развития российского общества возросла значимость разработки теории, методологии и технологии, системы развития у старшеклассников интереса к будущим профессиям средствами конкретных учебных дисциплин: географии, биологии, химии, физики.

Профессии естественнонаучной направленности на рынке труда реально востребованы в различных научных, производственных, сельскохозяйственных, коммерческих сферах. Специалисты в области естествознания востребованы и за рубежом.

Интерес к профессиям - это комплекс психических свойств и состояний, стимулирующих деятельность человека, однако следует подчеркнуть, что взаимосвязаны и взаимообусловлены характеристики устойчивости и интенсивности каждого из протекающих процессов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн).

Понятие «интерес старшеклассников к профессиям естественнонаучной направленности» определяется как положительное эмоциональное отношение к предмету, форма проявления познавательной потребности. развитие интереса к будущей профессии - важное социальное явление и основной мотив, оказывающий влияние на профессиональное становление старшеклассников. Интерес рассматривается как мотивация высшей формы регуляции психических процессов и движущаяся сила учебной деятельности, как один из элементов мотивационно-потребностной сферы он может способствовать усилению внимания к различным видам профессиональной деятельности, в том числе к профессиям естественнонаучной направленности.

Определены уровни устойчивого интереса к профессиям естественнонаучной направленности на основе географических знаний:

а) низкий уровень устойчивости характеризуется фрагментарностью, эпизодичностью восприятия той или иной профессии, при этом возрастные особенности не играют особой роли, наблюдается частая смена профессиональных взглядов, интереса;

б) средний уровень устойчивости характеризуется некоторым сочетанием яркости, престижности профессии, здесь определенную роль играют возрастные особенности, интерес может подвергаться корректировке;

в) высокий уровень устойчивости глубоко отражает слияние особенностей профессии, личностных качеств и жизненных перспектив, интересы к будущей профессии стабильны.

Одним из факторов педагогического воздействия на профориентацию являются возрастные особенности старшеклассников (Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн).

Старшеклассник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь, именно это создает совершенно новую социальную ситуацию развития. Перед ним возникает необходимость самоопределения, задача выбора своего профессионального пути осознается им первостепенной, жизненно важной. Выбор профессии становится психологической доминантой ситуации развития старших школьников, создавая у них своеобразную внутреннюю позицию. Таким образом, старший школьный возраст чувствителен для определения первоначальных профессиональных интересов.

Географические знания формируют в сознании старшеклассников научно-объективную картину родного края и всего мира и одновременно воспитывают его как личность, готовую к активной деятельности. Умения и навыки, сформированные на основе географических знаниях, предусматривают применение их в различных жизненных ситуациях. Географические знания являются важным компонентом многих профессий и специальностей, они рассматриваются как основа развития интереса старшеклассников в учебном процессе. Географические знания помогают старшекласснику знакомиться с профессиональной деятельностью человека, обеспечивают многие элементы профессионального кругозора через содержание прикладных задач, и создают педагогические предпосылки для развития, стабилизации интереса старшеклассников к профессиям естественнонаучной направленности.

Интересы к профессиям естественнонаучной направленности, умения и навыки сформированные на основе географических знаний, классифицированы по различным признакам: функциональному, характеру деятельности, научным принципам, лежащих в основе деятельности.

Географические знания направленные на развитие интереса к профессиям естественнонаучной направленности, обладают значительным потенциалом при выборе старшеклассниками будущей сферы деятельности.

Сейчас я учусь в 10 классе, буквально через два года мне предстоит поступление в университет, и уже сейчас я должна окончательно определиться со своей будущей профессией. Я задумалась: «Что же такое профессия?», «Для чего она нужна в жизни?». Я решила найти ответы на эти вопросы.

Профе́ссия - род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки. Как таковых профессий в доисторические времена (до начала создания оседлых поселений) не было.

Профессия – это очень важная часть жизни человека, и чем удачнее ты сделаешь выбор, тем больше достигнешь чего – либо, тем больше ощутишь себя успешным и счастливым. Ещё один из самых важных принципов выбора профессии – чтобы она тебе нравилась. Ведь работу, которую выполняешь с удовольствием, всегда делаешь легко, не испытывая усталости, и не замечаешь времени, которое на неё затрачено. Нет плохих профессий. Все профессии хороши! И прежде чем выбрать свою, человек должен знать, чего он хочет. Профессия должна быть не только высокооплачиваемой, но и творческой, интересной, и тогда успех тебе будет гарантирован. Конечно, в жизни не плохо бы найти «свою» профессию, ту, которая ближе к тебе, к твоей душе, чтобы не мучиться и не убиваться всю жизнь. Но зачастую мы выбираем не то, что нам хочется, а то, что приходится: несмотря на возможность выбора, мы смело идем за друзьями и тем самым несознательно губим свою жизнь. Я считаю, что нужно выбирать профессию не только сердцем, но и умом. Взвесить все «за» и «против». И главное, нужно выслушать знающих людей (родителей, учителей и т.д.), а потом принимать решение, от которого зависит вся твоя будущая жизнь. Каждый из нас задумывается, какой путь ему выбрать, с какой профессией связать свою жизнь. Для того чтобы правильно выбрать свою профессию, надо узнать о ней как можно больше. Профессия – очень важная часть жизни человека, и чем больше достигнуто в профессии, чем более удачно сделан выбор, тем больше будешь ощущать себя счастливым и успешным. Я уверенна, что сделаю правильный выбор.

Уже с ранних лет у деток возникают идеи о том, кем они хотят быть, когда вырастут. Некоторые хотят быть похожими на маму или папу и поэтому выбирают такие же профессии. А кто-то хочет обрести навыки для того, чтобы начать во взрослой жизни собственную деятельность. Каждый житель планеты в жизни стоит перед выбором. Сложным выбором в жизни человека является выбор профессии. Выбирать ее необходимо исходя из своих личных предпочтений и желаний. Есть много профессий. Каждая из них важна и нужна.

Я много думала: «Кем же мне стать?», я не знала с чем связать свою профессию. В школе мне нравились уроки географии. Я любила слушать учителя, мне было очень интересно. Я хотела узнавать больше и больше знаний о географии. Но учителем я быть не хотела, и решила узнать о других профессиях связанных с географией. Я любознательная и общительная, всегда добиваюсь поставленной цели. Я очень люблю путешествовать по миру, поэтому хочу чтобы моя профессия была связана с движением, с интересными событиями, с новыми знакомствами. Мне хочется исследовать океаны, новые земли, увидеть различных животных. Я ни хочу сидеть на одном месте, именно поэтому я хочу связать свою профессию с географией, так как я считаю что мне будет интересно работать в этой сфере. Мне хотелось выбрать редкую и интересную профессию, но для начала я должна была с ними ознакомиться.




















1.2. Редкие географические профессии

Вулкан — это окно в глубины Земли.

Извержение вулкана - бедствие для населения

и праздник для вулканологов.

Вулканолог[1] — специалист по вулканологии, занимающийся изучением вулканов.

Вулканология[2]- наука о причинах образования вулканов, их развитии, строении, составе продуктов извержений и закономерностях размещения на поверхности Земли. Профессия вулканолога овеяна духом романтики дальних экспедиций и стоит в одном ряду с такими интересными профессиями, как геолог, геофизик, океанолог. Профессия вулканолога требует особых знаний, физической выносливости и полной самоотдачи.

Особенности профессии:

Современная вулканология призвана изучать вулканы не только с целью прогнозирования их извержений, но и использования энергии вулканического тепла для нужд народного хозяйства.

Наблюдение за действующими вулканами ведется круглосуточно сейсмическими станциями, которые фиксируют вулканические землетрясения — предвестники грядущих извержений. С научными и практическими целями изучаются структуры древних потухших вулканов. Эти исследования позволяют представить условия на нашей планете в период ее формирования миллиарды лет назад. Изучение следов движения расплавленной лавы из жерла вулкана в земную кору позволяет понять принцип образования месторождений полезных ископаемых — меди, железа, цинка.

Неоценима помощь вулканологов в момент извержения вулкана: следя за направлением пеплового шлейфа, изучая его химический состав, они выдают прогнозы метеослужбам и авиадиспетчерам, корректирующим траектории полета самолетов. Это обеспечивает безопасность полётов местных, российских и международных авиалиний.

Вулканологи также изучают гейзеры — фонтанирующие источники горячей воды, которые территориально расположены, как правило, вблизи вулканов.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:

Несмотря на редкость профессии, вулканологи постоянно востребованы и пользуются спросом: на земле зарегистрировано более 1000 действующих вулканов. Как отметил профессор-вулканолог МГУ П. Плечов: «Миллиард лет вулканической деятельности на земле гарантирован».

В этой отрасли хорошо развито международное сотрудничество. Вулканологи всего мира объединенными усилиями изучают вулканы, совершенствуют методику и технологии исследований. Происходит постоянное общение и обмен опытом вулканологов всех стран мира на Всемирных вулканологических совещаниях.

В последние десятилетия стали возможны работы по грантам даже среди молодых специалистов-вулканологов.

Как правило, вулканы называют именами вулканологов, исследовавших их — вулкан Иванова, вулкан Кошелева, вулкан Попкова, гейзер Аверьевский. Есть реальная возможность увековечить своё имя в названии очередного вулкана или гейзера!

Минусы:

Высокая степень риска: изучение действующих вулканов проходит в условиях повышенной опасности - в окружении раскаленной лавы, удушливых газов и горячей пыли, постоянно подвергаясь опасности извержения. Для защиты вулканологи используют спецодежду - теплоизолирующую одежду и обувь, покрытую слоем алюминия или другого металла, отражающего тепло. На голову надевают защитные каски. Для защиты от ядовитых газов предназначены противогазы и газовые маски.

Важные качества:

· физическая выносливость;

· пространственное воображение;

· аналитический ум;

· наблюдательность;

· внимание;

· логическое мышление;

· эмоционально-волевая устойчивость;

· хороший слух и зрение

«Держись, геолог,

крепись, геолог

Ты ветру и солнцу брат!»

Геолог[3] — специалист по изучению состава и строения горных пород с целью поисков и разведки месторождений полезных ископаемых. В профессии геолога тесно сочетаются решение производственных задач и разработка теоретических проблем, изучение природных объектов и закономерностей и оценка возможностей практического их использования.

Геология[4](с греческого «geo» - земля и «logos» — учение) — комплекс наук о составе, строении земной коры и истории развития земли. Термин «геология» ввел норвежский ученый М. Эшольт в 1657 году. Соответственно, геолог — специалист по изучению состава и строения горных пород с целью поисков и разведки месторождений полезных ископаемых. В профессии геолога тесно сочетаются решение производственных задач и разработка теоретических проблем, изучение природных объектов и закономерностей и оценка возможностей практического их использования. Минеральные и энергетические ресурсы страны – основа экономики любого государства. Социально-экономическое значение труда геологов невероятно велико. Их героический и самоотверженный труд обеспечивает развитие экономики страны. Россия — богатейшая страна в мире, на территории которой в огромном количестве расположены месторождения самых разных полезных ископаемых.

Особенности профессии:

Конечная цель любой геологической работы — выявление и оценка месторождений полезных ископаемых, которые осуществляются в процессе съемки, поиска и разведки. Для этого предстоит решение следующих задач:

• проведение геолого-съемочных, поисковых работ на перспективных площадях;

• разведка и оценка выявленных месторождений на суше и в морских условиях;

• обеспечение геологического обслуживания горнодобывающих предприятий;

• установление мест заложения горных выработок и буровых скважин; • разработка планов горных работ и эксплуатационной разведки;

• изучение геологического строения месторождений;

• осуществление геологического контроля за горно-эксплуатационными и разведочными работами, состоянием разработки нефти и газа;

• обобщение геологического материала и результатов промысловых и геофизических исследований.

Плюсы и минусы профессии:

Плюсы профессии: работа нешаблонная, аналитическая и творческая; высокая оплата труда. В природе не бывает двух совершенно одинаковых месторождений. Поэтому геологу приходится учитывать многие факторы, по существу, проводить каждый раз научные исследования. Профессия геолога принадлежит к числу тех немногих профессий, которые считаются романтическими и имеет свои привлекательные стороны для людей разных интересов. Для любителей путешествий — романтика работы в таежных, полярных, пустынных, высокогорных условиях, возможность побывать в разных регионах России. Для любителей экстрима — полевые работы в трудных условиях на суше, на море и в воздухе: нестерпимая жара пустынь или морозы севера в десятки градусов, мириады комаров в тайге и в заболоченных районах требуют героической выносливости. Жизнь в палатке, ежедневные многокилометровые маршруты в течение всего полевого сезона дают возможность испытать себя на прочность. Минусы профессии: вахтовый метод — геологи на несколько недель уезжают в экспедицию, где работают в очень интенсивном режиме без выходных.Недостаток бытовых удобств, трудности походной жизни, ограниченный коллектив можно отнести к минусам профессии.

Важные качества:

• отличное здоровье и физическая выносливость;

• умение глобально мыслить;

• развитое логическое мышление;

• хорошо развитая память;

• аналитическое мышление;

• самостоятельность и гибкость мышления (способность изменять планы и способы решения задач в соответствии с меняющимися условиями);

• способность переносить длительное физическое и психическое напряжение в различных погодных условиях и в различной местности;

• умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке;

• высокий уровень концентрации внимания;

• способность работать в условиях ненормированного рабочего дня;

• оперативность (быстрое реагирование и принятие решения в различных ситуациях);

• наблюдательность;

• ответственность;

упорство;

• эмоционально-волевая устойчивость;

• способность прогнозирования;

• умение работать в команде.

Противопоказания для профессии геолога:

· заболевания сердца или нарушения артериального давления

· нервно–психические расстройства

· судороги,

· потери сознания

· употребление наркотиков

· зависимость от алкоголя

· некорректируемое снижение остроты зрения

· нарушение цветоразличения, бинокулярного зрения;

· расстройства слуха;

· вестибулярные расстройства,

· нарушение чувства равновесия

· расстройства координации движений

· дрожание рук

· расстройства речи

· боязнь высоты

· заболевания позвоночника, суставов или нижних конечностей

· заболевания органов пищеварения и выделения

· сахарный диабет

· выраженные физические недостатки.

«Геодезист - первопроходец -
Накормит первым комаров,
Пройдет пустыню, стерпит холод
И в поле рвется вновь и вновь.»

Геодезист[20] – специалист по составлению карт местности, проведению расчётов, необходимых для описания рельефа местности.

Особенности профессии:

Геодезия – наука об изучении и измерении земной поверхности, а также всей Земли как планеты в целом.
Геодезия связана с астрономией, геофизикой, космонавтикой, картографией и др., широко используется при проектировании и строительстве сооружений, судоходных каналов, дорог.

Основная задача геодезии – создание системы координат и построение опорных геодезических сетей, позволяющих определить положение точек на земной поверхности.
Геодезия делится на высшую геодезию, топографию и прикладные отрасли геодезии.
Геодезические работы обычно выполняются государственными службами. Международные геодезические исследования организуются и направляются Международной ассоциацией геодезии, действующей по инициативе и в рамках Международного геодезического и геофизического союза.
С помощью геодезии проекты зданий и сооружений переносятся с бумаги в натуру с миллиметровой точностью, рассчитываются объемы материалов, ведется контроль за соблюдением геометрических параметров конструкций.
Положение точки на земной поверхности определяется с помощью трех координат: широты, долготы  и высоты (например, средним уровнем моря).

Геодезические данные используются в картографии, навигации и т.д.
Геодезические измерения используются в сейсмологии и при изучении тектоники плит, а гравиметрическая съемка традиционно применяется геологами при поисках нефти и других полезных ископаемых.


Три уровня геодезических работ:

Первый уровень – плановая съемка на местности, т.е. определение положения точек на земной поверхности относительно местных опорных пунктов для составления топографических карт, необходимых при строительстве и составлении земельного кадастра.

Второй уровень – проведение съемок в масштабах страны. При этом площадь и форма поверхности определяются по отношению к глобальной опорной сети с учетом кривизны земной поверхности.

Третий уровень – глобальный. Это высшая геодезия, которая изучает фигуру планеты Земля, её гравитационное поле, определяет точки земной поверхности, используемые как ориентиры для построения геодезической сети, опорной для всех остальных видов геодезических работ.

Основные направления геодезии:

•    Высшая геодезия - изучает размеры Земли, ее гравитационное поле, осуществляет работы по переносу принятых в мире систем координат на территорию конкретного государства. Эта область также включает работы по исследованию движений земной коры – современных и произошедших много миллионов лет назад.
•    Инженерная геодезия – прикладное геодезическое направление. Инженерно-геодезические работы связаны с разработкой способов проведения геодезических измерений, проводимых в процессе эксплуатации различных инженерных сооружений, их проектирования и строительства. Именно инженерная геодезия как инструмент в руках грамотных специалистов позволяет выверять степень деформации сооружений, обеспечивать строительство конструкций в точном соответствии с проектом.
•    Топография – это научная дисциплина, в которой пересекаются геодезия и картография. К топографии относят геодезические работы, связанные с измерением геометрических характеристик объектов на поверхности Земли.
•    Космическая геодезия – получила свое развитие с того момента, как с Земли был запущен первый искусственный спутник. Эта область науки является прерогативой государства, измерения в космической геодезии производятся не только с территории нашей планеты, но и со спутников.
•    Маркшейдерское направление геодезии – отвечает за геодезические работы и измерения в недрах земли. Специалисты этой отрасли необходимы при любых подземных изысканий: сооружении тоннелей, прокладке метро, проведении геологоразведочных экспедиций.

Очень широкое применение получила инженерная геодезия. Геодезические работы в строительстве – обязательная и важнейшая часть процесса проектирования и возведения сооружений.
Также востребованы геодезические работы при землеустройстве. Они проводятся при подготовке любых проектов землеустройства, изменении и уточнении границ земельных участков, планировке земельных угодий в сельском хозяйстве и многих других случаях. Геодезия применяется в горном деле для расчета взрывных работ и объемов породы и пр.

Работа геодезиста состоит из двух этапов:

1.Специальные измерения при помощи геодезических приборов.
2.Обработка результатов с помощью математических и графических методов и составление карт (планов).
Для съёмки местности геодезист применяет нивелиры, теодолиты, дальномеры, компасы и пр.
В последнее время стали применяться специальные лазерные сканеры для сканирования местности. Эти приборы позволяют зафиксировать абсолютно все особенности рельефа, быстро получить трехмерную визуализацию даже труднодоступных объектов (мостов, эстакад, элементов надземных коммуникаций).

Рабочее место

Топографы, геодезисты-землемеры могут работать в Бюро технической инвентаризации (БТИ), сельскохозяйственных, сельских администрациях и пр. организациях, нуждающихся в съемках и замерах на конкретной местности.
Инженеры-геодезисты и топографы работают в компаниях,  занятых строительством и проведением коммуникаций, трасс нефте- и газопроводов, водоканалов, линий метрополитена.

Важные качества:

Технический склад ума, математические способности, внимательность.
Кроме того, очень важны закалка и хорошая физическая подготовка, т.к. много времени геодезист проводит в полевых условиях.

Знания и навыки:

Необходимо знать основы картографии и геодезии, разные методы съемок местности, математику, черчение, методы пользования инженерно-геодезическими и фотограмметрическими приборами.

«Мы геофизики, нам стужа - нипочем,

Мороз и ветер нам  - родные братья,

Энергия сердец  искристым бьет ключём,

И тундра принимает нас в объятья.»

Геофизик[6] исследует происхождение, эволюцию, строение, свойства Земли и процессы, происходящие в ней и её оболочках.

Особенности профессии:

Геофизика[7] — совокупность дисциплин, исследующих происхождение, эволюцию, строение, свойства и процессы (природные и техногенные) в Земле и её оболочках (атмосфере, гидросфере, литосфере и т.д.).

Геофизика связана с геологическими науками (особенно тектоникой, вулканологией, петрофизикой, а также геохимией), астрономией, математикой, физикой и многими техническими науками, физической географией и др.

Главные задачи современной геофизики: изучение и оценка природных ресурсов, охрана окружающей среды, прогноз погоды и стихийных бедствий, исследование Мирового океана, космические исследования, контроль за ядерными испытаниями. Освоение планеты невозможно без элементарных геофизических наблюдений — измерения расстояний, определения направлений на морях и океанах, описания и систематизации стихийных бедствий и т.д. В XVII-XIX вв. были открыты основные законы макроскопической физики. Тогда же появилось понимание необходимости глобальных наблюдений с помощью геофизических обсерваторий для глобальных наблюдений. В 60-х гг. ХХ в., с появлением ЭВМ, геофизики смогли автоматизировать обработку результатов наблюдений. А использование методов физики твёрдого тела и физики высоких давлений позволило перейти от проблемы внутреннего строения Земли к физике земных недр. Возможности геофизики возросли и благодаря космическим исследованиям. Возникла новая наука — сравнительное планетоведение, в которой геофизические методы играют определяющую роль. Проблемы, стоящие перед человечеством – поиск новых природных ресурсов, защита людей и природы в целом от стихийных бедствий и техногенных катастроф – делают геофизику одним из важнейших разделов современного естествознания. Крупные разделы геофизики: солнечно-земная физика, физика атмосферы, гидрофизика и физика «твёрдой» Земли, разведочная геофизика, промысловая геофизика и вычислительная геофизика. Солнечно-земная физика изучает явления и процессы в межпланетной и околоземной среде.

Физика атмосферы, изучающая атмосферные явления, под разделяется на метеорологию (изучает нижние слои атмосферы), и аэрономию (изучает верхние слои). Тепловое излучение и различные оптические эффекты атмосферы изучаются актинометрией и атмосферной оптикой. Учения об атмосферном электричестве, акустике и турбулентности выделяются в отдельные отрасли науки. Разведочная геофизика – раздел геофизики, занятый изучением глубинного строения земной коры, поисками и исследованием месторождений полезных ископаемых. Для этого она применяет гравиметрические, магнитные, электрические, сейсмические и

ядерно-физические методы. Специалисты в разведочной геофизике занимаются поиском полезных ископаемых (нефти, газа, руды и пр.) и подземных вод. Анализируя с помощью компьютера результаты измерений (сейсмических волн, гравитационных полей и пр.), геофизики выявляют месторождение полезных ископаемых; создают карты рельефа дна океана, структуры земной коры, соляных куполов и антиклинали, где аккумулируется нефть; определяют состав и генезис горных пород, толщину ледниковых покровов.

Важные качества:

Интерес к физике и географии, математические способности, аналитический склад ума. Измерения обычно приходится проводить в полевых условиях, поэтому требуется крепкое здоровье.

Знания и навыки:

Необходимы познания в области физики и географии, умение проводить измерения с помощью измерительных приборов и обрабатывать полученные результаты с помощью специальных компьютерных программ. Также необходимо уметь анализировать полученные данные в соответствии со своими исследованиями. Дополнительные особенности: Специалистов-геофизиков готовят университеты и геологоразведочные вузы. Иногда в эту профессию приходят работать люди с физико-математическим образованием. Выпускники геологоразведочных техникумов, обучавшиеся по этой специальности, могут работать геофизиками-техниками. Под руководством инженера они выполняют отдельные виды измерений и обрабатывают полученные материалы.

«Метеоролог – важный человек,
Он про погоду знает лучше всех,
Предупреждает нас, людей обычных,
Когда она вдруг станет непривычной!»

Метеоролог[10] - специалист по погоде, наблюдатель и исследователь атмосферных явлений.

Метеоролог – специалист по погоде, наблюдатель и исследователь атмосферных явлений. Особенности профессии

Метеорология[11] – наука о земной атмосфере и происходящих в ней явлениях. Во многих странах метеорологию называют физикой атмосферы, что в большей степени соответствует её сегодняшнему значению.

Метеорологи наблюдают за природными явлениями, анализируют их и составляют прогнозы. За разные уровни обработки информации отвечают разные специалисты: метеоролог и метеоролог-синоптик. Метеоролог (от греч. meteoros, атмосферные и небесные явления) занимается наблюдениями за погодой, собирая данные приборов. Проводит первичный анализ полученных данных.

Наблюдения за погодой проводятся на метеостанциях, которые могут находиться как в черте города, так и на очень большой удалённость от жилья. Дальнейшим анализом атмосферных явлений и составлением прогнозов занимаются синоптики. Синоптик (от греч. syoptikos – обозревающий всё вместе) – это метеоролог, специализирующийся на анализе атмосферных процессов и предсказаниях будущего состояния погоды. Если метеорологи занимаются наблюдением и первичным анализом, то основная задача синоптиков – составление прогнозов. Важнейшим элементом работы синоптика является синоптическая карта (в настоящее время, в основном, в электронном виде), то есть географическая карта, на которой отражено состояние погоды на сравнительно большой территории, что позволяет обозревать погоду одновременно на большом пространстве.

Важные качества:

Метеорологу необходимы аналитические способности, склонность к точным наукам. При работе на метеостанции необходимо крепкое здоровье, т.к. метеоприборы находятся под открытым небом.

«Выбирайся из глубин соленых, 
Расскажи, ну, что ты там видал. 
Может, встретил рыбок незнакомых, 
Может, клад пиратский отыскал?
Поделись со мною ты, дружище, 
Не скрывай свой бешеный восторг. 
Может, стану я немного чище, 
Коль узнаю тайну берегов»

Океанолог[13] – учёный, специализирующийся на изучении океана. В России понятие «океанография» обычно подразумевает тот же предмет, но без биологической составляющей.

Особенности профессии:

Океанология[14] – часть гидрологии. Океанология решает как сугубо научные, так и практические задачи: Совершенствование средств мореплавания, рыбного промысла, составление прогнозов погоды, добыча природных ископаемых, получение энергии океана и др. В океанологии есть сем основных направлений. Биологическая океанология (морская биология) – изучает растения и животных океанов и их экологические взаимодействия. Химическая океанология – изучает химию океана, химическое взаимодействие океана и материков. Геологическая океанография (морская геология) изучает геологию океанического дна, тектонику плит и т.д. Взаимодействие океана и атмосферы – направление, изучающее климатические процессы. Физическая океанология – изучает физические свойства морской воды (термодинамика, акустика, оптика), динамические процессы в океане (течения, волны, приливы, турбулентные движения), а также структуру вод в океане (водные массы) Техническая океанология – разработка приборов, используемые в океанологии; их применение в научных экспедициях и их ремонт. Промысловая океанология – прикладная дисциплина, изучающая распределение и поведение скоплений промысловых животных (рыб, моллюсков и пр).

Важные качества:

Необходимы исследовательские наклонности в сочетании интересом к природе и естественным наукам. Физическая выносливость, внимательность, хорошая память, логическое мышление.















Глава II. Практическая работа по выявлению профессиональных интересов старшеклассников редких географических профессий

2.2 Анализ таблицы

Работая с этим проектом, я заинтересовалась, интересны ли эти специальности старшеклассникам нашей школы. На уроке географии в 11 классе я провела анкетирование. Создала таблицу[Приложение 2.], в которую занесла редкие географические профессии, заинтересованноcть по возрастанию, значимость данной профессии, выбрали бы они эму профессию, если нет, то почему.

Проанализировав данные этой таблицы и создав диаграмму[Приложение 3.], я получила следующие результаты:

48% геолог;

20% геофизик;

10% океанолог;

9% метеоролог;

7% геодезист;

6% вулканолог;

Самыми интересными профессиями оказались: геолог, геофизик, океанолог- эти профессии в основном выбрали мальчики, потому что эти специальности требуют такие качества, как выносливость, логическое мышление, физическую подготовку.

А девочки в основном выбрали профессию метеоролога.

Из всего этого следует, что эти профессии интересны нашим выпускникам.

В конце моего выступления я подарила ребятам памятки[Приложение 4.] о географических профессиях. И уверенна, что многие наши старшеклассники выберут эти редкие, но очень интересные и полезные специальности.














Заключение.

География -одна из фундаментальных наук, на которых держится познание окружающего мира. Профессии, связанные с географией, по моему мнению, очень интересны и важны, так как наша страна нуждается в высококвалифицированных кадрах. Когда ты изучаешь географию – ты и метеоролог, и океанолог, и геолог, и геодезист, и вообще можешь представить себя на месте любого профессионала.

Работая над проектом, я получила ответы на следующие вопросы: «Какие существуют редкие профессии в области географии? Насколько они престижны? В каких учебных заведениях их можно получить? Какими качествами должен обладать человек, выбравший ту или иную специальность?».

Кроме того, я подготовила презентацию и познакомила с этими профессиями своих одноклассников и ребят из 11 класса. Возможно, я и многие выпускники нашей школы выберут эти редкие, но очень интересные и полезные специальности.





















Список использованных источников:

1. Вулканолог: http://www.profguide.ru/professions/vulkanolog.html [Электронный ресурс]

2. Вулканология: https://ru.wikipedia.org/wiki [Электронный ресурс]

3. Геолог: http://enjoy-job.ru/professions/geolog/ [Электронный ресурс]

4. Геология: https://ru.wikipedia.org/wiki [Электронный ресурс]

5. География: https://ru.wikipedia.org/wiki[Электронный ресурс]

6. Геофизик: http://www.profguide.ru/professions/geofizik.html [Электронный ресурс]

7. Геофизика: http://www.profguide.ru/professions/geofizik.html [Электронный ресурс]

8. Картография: https://ru.wikipedia.org/wiki [Электронный ресурс]

9. Левиева С.Н. Мир профессий. – М.: Просвещение, 2005. –316 с.

10. Метеоролог: http://www.profguide.ru/professions/view/?id [Электронный ресурс]

11. Метеорология: http://www.profguide.ru/professions/view/?id [Электронный ресурс]

12. Новиков В.И., Рассада А.Б. Основы геодезии и картографии. – Саратов: СГТУ, 2007. – 412 с.

13. Океанолог: http://www.profguide.ru/professions/Okeanolog.html [Электронный ресурс]

14. Океанология: http://www.profguide.ru/professions/Okeanolog.html [Электронный ресурс]

15. Пергаменщик Б.К. Геодезист. – М.: Геодезия, 2008.–346 с.

16. Профессия: http://www.profguide.ru/professions/ [Электронный ресурс]

17. Пчелов Е.В. В мире профессий. – М.: Русское слово, 2002. –280 с.

18. Радчук Д. Профессии, связанные с географией [Электронный ресурс] //Карьера. - М: 26.02.15. –URL : http://fb.ru/article/171273/professii-svyazannyie-s-geografiey -geolog-geodezist-i-ekolog (дата обращения: 18.10.2017).

19. Старых Л.К. В мире удивительных географических профессий //Учительский журнал. –2013. -No6. –С.36-38.

20. Геодезист. https://www.profguide.ru/professions/Geodezist.html [Электронный ресурс]













Приложение 1.

Год написания работы: 2018.

Приложение 2.

Профессия

Заинтересованность:

по возрастанию

Значимость: ДА/НЕТ

Выбрали бы вы эту профессию?

Да

Нет(почему?)

Вулканолог — специалист по вулканологии, занимающийся изучением вулканов.





Геолог - это специалист, который изучает участки геосферы, на предмет содержания в них полезных ископаемых.





Геодезист – это человек, основной специализацией которого является составление карт местности, проведение необходимых расчетов, требующихся для описания рельефа местности





Геофизик - это специалист, который исследует происхождение, эволюцию, строение, свойства Земли и процессы, происходящие в ней и её оболочках.





Метеоролог – это специалист, задачей которого является сбор и систематизирование сведений о процессах атмосферы, анализ полученной информации, а так же подготовка долгосрочных прогнозов.





Океанолог - это специалист, изучающий физические, химические и биологические процессы, протекающие в морях и океанах.







Приложение 3.





















Приложение 4.

Список и адреса вузов редких географический профессий России

Специальность

ВУЗ

Адрес

Вулканолог

Институт вулканологии и сейсмологии ДВО РАН в Петропавловске-Камчатском, Кафедры «Петрографии и вулканологии» в МГУ и СПбГУ.

индекс: 683006, г. Петропавловск-Камчатский, бульвар Пийпа, 9. Тел.: (4152) 20-20-52, 20-21-03. Факс: (4152) 29-79-82, 29-77-17

Геолог


Международная Академия Экспертизы и Оценки (Дистанционно)





Межрегиональная Академия промышленного и строительного комплекса (МАСПК)


индекс: 410033, г. Саратов, ул. Панфилова, д. 1. Обучение проводится дистанционно, в любом городе! Почта: info@маэо.рф. © Яндекс


индекс:129515

г.Москва,ул. Кондратюка, д.3,




Геодезист


Современная научно-технологическая академия (СНТА)

индекс:12500 г.Москва

Строение 1, Газетный пер., 3-5

Геофизик

Московский геологоразведочный техникум

Новосибирский геологоразведочный техникум и др.

Московский государственный Университет (МГУ) им. Ломоносова




Индекс:141631

Центральная ул., 12, п. Решетниково, Московская обл.,

ул. Семьи Шамшиных, 56, Новосибирск, Новосибирская обл., 630005


МоскваЛенинские горы, д. 1,
Ректор: Садовничий Виктор Антонович
Телефон: (495) 939-10-00     Факс: (495) 939-01-26     WWW: www.msu.ru     E-mail: [email protected]

Метеоролог

Московский государственный университет им. Ломоносова





Российский государственный гидрометеорологический университет


Казанский (Приволжский) федеральный университет

МоскваЛенинские горы, д. 1,
Ректор: Садовничий Виктор Антонович
Телефон: (495) 939-10-00     Факс: (495) 939-01-26     WWW: www.msu.ru     E-mail: [email protected]

Малоохтинский пр., 98, Санкт-Петербург, 195196


Казань

Океанолог

Российский государственный гидрометеорологический университет

Институт окружающей среды Дальневосточного государственного университета

Малоохтинский пр., 98, Санкт-Петербург, 195196


г.Владивостоке - Октябрьская улица, 27.



Приложение 5.

Тезаурус

Вулканолог — специалист по вулканологии, занимающийся изучением вулканов.

Вулканология - наука о причинах образования вулканов, их развитии, строении, составе продуктов извержений и закономерностях размещения на поверхности Земли.

Вулканоло́гия — наука, изучающая процессы и причины образования вулканов, их развитие, строение и состав продуктов извержения, изменение характера их деятельности, а также закономерности размещения вулканов на поверхности Земли.

Геолог - это специалист, который изучает участки геосферы, на предмет содержания в них полезных ископаемых.

Геоло́гия (от др.-греч. γῆ — Земля + λόγος — учение) — совокупность наук о строении Земли, её происхождении и развитии, основанная на изучении геологических процессов, вещественного состава...

Геогра́фия: объединенный под названием физическая география комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли. Основными объектами изучения географических наук являются геосферы...

Геодезист – это человек, основной специализацией которого является составление карт местности, проведение необходимых расчетов, требующихся для описания рельефа местности

Геофизик - это специалист, который исследует происхождение, эволюцию, строение, свойства Земли и процессы, происходящие в ней и её оболочках.

Геофи́зика (от др.-греч. γῆ — Земля + φύσις — природа) — комплекс наук, исследующих физическими методами строение Земли. Геофизика в широком смысле изучает физику твёрдой Земли (земную кору, мантию, жидкое внешнее и твёрдое внутреннее ядро), физику океанов, поверхностных вод суши (озёр, рек, льдов) и подземных вод, а также физику атмосферы (метеорологию, климатологию, аэрономию).

Картогра́фия — наука об исследовании, моделировании и отображении пространственного расположения, сочетания и взаимосвязи объектов, явлений природы и общества.

Метеоролог – это специалист, задачей которого является сбор и систематизирование сведений о процессах атмосферы, анализ полученной информации, а так же подготовка долгосрочных прогнозов.

Метеороло́гия — научно-прикладная область знания о строении и свойствах земной атмосферы и совершающихся в ней физико-химических процессах. Во многих странах метеорологию называют физикой атмосферы...

Океанолог - это специалист, изучающий физические, химические и биологические процессы, протекающие в морях и океанах, а также взаимодействие океана с атмосферой и материками.

Океаноло́гия или океаногра́фия изучает крупномасштабное взаимодействие океана и атмосферы и его длиннопериодную изменчивость.

Профе́ссия (лат. professio - от profiteor - объявляю своим делом) — род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретенных в ходе специальной подготовки


















Просмотр содержимого презентации
«Презентаиця»

Творческий проект по географии на тему:  « В мире редких географических профессий » Автор: ученица 10 класса МАОУ СОШ №2 п.Энергетик Кейль Дарья Куратор: учитель географии Гаврилова О.А

Творческий проект по географии на тему: « В мире редких географических профессий »

Автор: ученица 10 класса

МАОУ СОШ №2 п.Энергетик

Кейль Дарья

Куратор: учитель географии

Гаврилова О.А

Главная цель : обобщить информацию о географических профессиях и определить предпочтения в современном обществе. Задачи :

Главная цель : обобщить информацию о географических профессиях и определить предпочтения в современном обществе.

Задачи :

  • 1. Проанализировать научную литературу по теме проекта.
  • 2. Изучить различные профессии в которых используются знания и законы географии.
  • 3. Выявить профессиональные интересы старшеклассников, связанные с географией
Объект: профессиональная сфера деятельности человека.   Предмет: классификация редких профессий в области географии. Гипотеза:

Объект:

  • профессиональная сфера деятельности человека.

  Предмет:

  • классификация редких профессий в области географии.

Гипотеза:

  • Выбор профессии будет наиболее осознанным, если мы получим подробную информацию о различных специальностях, связанных с географией, необходимых качествах личности специалистов, престиже профессии, высших образовательных учреждениях.
Мир профессий и специальностей очень многообразен- насчитывается от 7 до 35 тысяч их наименований .

Мир профессий и специальностей очень многообразен- насчитывается от 7 до 35 тысяч их наименований .

Вулкан — это окно в глубины Земли.  Извержение вулкана - бедствие для населения  и праздник для вулканологов.   Вулканолог - специалист в области вулканологии.  Вулканология - наука о причинах образования вулканов, их развитии, строении, составе продуктов извержений и закономерностях размещения на поверхности Земли.

Вулкан — это окно в глубины Земли. Извержение вулкана - бедствие для населения и праздник для вулканологов.

Вулканолог - специалист в области вулканологии.

Вулканология - наука о причинах образования вулканов, их развитии, строении, составе продуктов извержений и закономерностях размещения на поверхности Земли.

Важные качества

Важные качества

  • физическая выносливость;
  • пространственное воображение;
  • аналитический ум;
  • наблюдательность;
  • внимание;
  • логическое мышление;
  • эмоционально-волевая устойчивость;
  • хороший слух и зрение
Геолог -— специалист по изучению состава и строения горных пород с целью поисков и разведки месторождений полезных ископаемых. Он находит и отмечает на карте месторождения полезных ископаемых, составляет

Геолог -— специалист по изучению состава и строения горных пород с целью поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.

Он находит и отмечает на карте месторождения полезных ископаемых, составляет "портрет" изучаемого района в виде схем, карт, планов и диаграмм. Работа геолога начинается с изучения и сопоставления горных пород, взятых с поверхности земли, со дна моря или из скважин, отбора образцов, их лабораторного исследования.

Важные качества:   отличное здоровье; • умение глобально мыслить; • развитое логическое мышление; • хорошо развитая память; • аналитическое мышление; • умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке; • высокий уровень концентрации внимания; • способность работать в условиях ненормированного рабочего дня; • оперативность; • наблюдательность; • упорство.

Важные качества:

  • отличное здоровье;

• умение глобально мыслить;

• развитое логическое мышление;

• хорошо развитая память;

• аналитическое мышление;

• умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке;

• высокий уровень концентрации внимания;

• способность работать в условиях ненормированного рабочего дня;

• оперативность;

• наблюдательность;

• упорство.

Геодезист  - занимается изучением территории с помощью измерений,  вычисления координат и составляют карты, которыми пользуются автомобилисты, строители и геологи. Такие специалисты принимают участие в различных инженерных и строительных работах, а также картографируют местность.

Геодезист

- занимается изучением территории с помощью измерений, вычисления координат и составляют карты, которыми пользуются автомобилисты, строители и геологи. Такие специалисты принимают участие в различных инженерных и строительных работах, а также картографируют местность.

  • Геодезия – наука об изучении и измерении земной поверхности, а также всей Земли как планеты в целом. Геодезия связана с астрономией, геофизикой, космонавтикой, картографией и др., широко используется при проектировании и строительстве сооружений, судоходных каналов, дорог.
  • Основная задача геодезии – создание системы координат и построение опорных геодезических сетей, позволяющих определить положение точек на земной поверхности.
Важные качества технический склад ума; математические способности; внимательность; Кроме того, очень важны закалка и хорошая физическая подготовка, т.к. много времени геодезист проводит в полевых условиях. Знания и навыки:

Важные качества

технический склад ума;

математические способности;

внимательность;

Кроме того, очень важны закалка и хорошая физическая подготовка, т.к. много времени геодезист проводит в полевых условиях.

Знания и навыки:

  • Необходимо знать основы картографии и геодезии, разные методы съемок местности, математику, черчение, методы пользования инженерно-геодезическими и фотограмметрическими приборами
Геофизик

Геофизик

  • Геофизик и исследует происхождение, эволюцию, строение, свойства Земли и процессы, происходящие в ней и её оболочках.
  • Геофизика — совокупность дисциплин, исследующих происхождение, эволюцию, строение, свойства и процессы (природные и техногенные) в Земле и её оболочках (атмосфере, гидросфере, литосфере и т.д.).
  • Геофизика связана с геологическими науками (особенно тектоникой, вулканологией, петрофизикой, а также геохимией), астрономией, математикой, физикой и многими техническими науками, физической географией и др.
Важные качества  Интерес к физике и географии, математические способности, аналитический склад ума.  Измерения обычно приходится проводить в полевых условиях, поэтому требуется крепкое здоровье. Знания и навыки: Необходимы познания в области физики и географии, умение проводить измерения с помощью измерительных приборов и обрабатывать полученные результаты с помощью специальных компьютерных программ. Также необходимо уметь анализировать полученные данные в соответствии со своими исследованиям и.

Важные качества

Интерес к физике и географии, математические способности, аналитический склад ума. Измерения обычно приходится проводить в полевых условиях, поэтому требуется крепкое здоровье.

  • Знания и навыки:

Необходимы познания в области физики и географии, умение проводить измерения с помощью измерительных приборов и обрабатывать полученные результаты с помощью специальных компьютерных программ. Также необходимо уметь анализировать полученные данные в соответствии со своими исследованиям и.

Метеоролог  – специалист по погоде, наблюдатель и исследователь атмосферных явлений.   Метеорология – наука о земной атмосфере и происходящих в ней явлениях. Во многих странах метеорологию называют физикой атмосферы, что в большей степени соответствует её сегодняшнему значению.  Метеорологи наблюдают за природными явлениями, анализируют их и составляют прогнозы.  За разные уровни обработки информации отвечают разные специалисты: метеоролог и метеоролог-синоптик.

Метеоролог

специалист по погоде, наблюдатель и исследователь атмосферных явлений.

Метеорология – наука о земной атмосфере и происходящих в ней явлениях. Во многих странах метеорологию называют физикой атмосферы, что в большей степени соответствует её сегодняшнему значению. Метеорологи наблюдают за природными явлениями, анализируют их и составляют прогнозы. За разные уровни обработки информации отвечают разные специалисты: метеоролог и метеоролог-синоптик.

Важные качества : 
  • Важные качества

Метеорологу необходимы

аналитические способности,

склонность к точным наукам.

При работе на метеостанции необходимо крепкое здоровье, т.к. метеоприборы находятся под открытым небом .

Океанолог  - учёный, специализирующийся на изучении океана. В России понятие «океанография» обычно подразумевает тот же предмет, но без биологической составляющей. Океанология – часть гидрологии. Океанология решает как сугубо научные, так и практические задачи:  Совершенствование средств мореплавания, рыбного промысла, составление прогнозов погоды, добыча природных ископаемых, получение энергии океана и др.

Океанолог

- учёный, специализирующийся на изучении океана.

В России понятие «океанография» обычно подразумевает тот же предмет, но без биологической составляющей.

Океанология – часть гидрологии. Океанология решает как сугубо научные, так и практические задачи:

Совершенствование средств мореплавания, рыбного промысла, составление прогнозов погоды, добыча природных ископаемых, получение энергии океана и др.

Важные качества :   Необходимы исследовательские наклонности в сочетании интересом к природе и естественным наукам. Физическая выносливость, внимательность, хорошая память, логическое мышление .

Важные качества :

Необходимы исследовательские наклонности в сочетании интересом к природе и естественным наукам. Физическая выносливость, внимательность, хорошая память, логическое мышление .

Анкетирование

Анкетирование

Географические профессии

Географические профессии

Памятка

Памятка

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!