СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект по технологии. "Искусство росписи по ткани".Олимпиадная работа.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческий проект по технологии. "Искусство росписи по ткани".Олимпиадная работа.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект по технологии. "Искусство росписи по ткани".Олимпиадная работа.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №159»















Творческий проект по технологии

Панно в технике роспись по ткани





Выполнила:

Ученица 8 класса

Смирнова Ксения Виниаминовна

учитель:

Гатиятуллина Наталья Николаевна

















Казань

2017-2018 учебный год

Содержание

  1. Обоснование выбора темы 3стр.

  2. Цели, задачи проекта. План работы 4стр.

  3. Историческая справка 4-5 стр.

  4. Технология выполнения батика 6-8 стр.

  5. Дизайн-спецификация 8стр.

  6. Технические требования 9 стр.

  7. Таблица необходимых материалов 9 стр.

  8. Таблица необходимых инструментов 9 стр.

  9. Технологическая карта 10стр.

  10. Правила техники безопасности 11 стр.

  11. Санитарно-гигиенические требования 11 стр.

  12. Экономическое обоснование проекта 11-12 стр.

  13. Экологическая оценка проекта 12 стр.

  14. Самооценка. Реклама 13стр.

  15. Заключение13 стр.

  16. Источники информации 14 стр.




























Обоснование выбора темы. Идея проекта.

В прошлом учебном году на уроках технологии я познакомилась с технологией выполнения росписи по ткани. Мой батик даже был отмечен призовым местом на республиканском конкурсе , поэтому техника, в которой я буду разрабатывать творческий проект для меня была ясна.

Сфера применения тканей, расписанных ручным способом так же безгранична, как неограничен полет человеческой фантазии. Пластика и фактура текстиля, бесконечные и неповторяемые комбинации узоров и рисунков, сочетания различных способов нанесения краски на ткань позволяют использовать батик в самых различных видах дизайна: от одежды до интерьера.

Батик традиционно много используется в элементах одежды. Платки, косынки, шали, шарфы, галстуки, купоны на платья из ткани ручной росписи хорошо известны, популярны и вне веяний моды престижны, так как каждое такое изделие существует только в одном экземпляре.

Техника холодного батика отличается лаконичностью стиля, позволяет художнику “прорисовать” мелкие детали, применить различные приемы живописи, например, акварели. Поэтому так легки и изящны картины на шелке. Картины-батик прекрасно вписываются в любой дизайн помещений. Техника исполнения, разнообразие сюжетов неисчерпаемо. Есть еще одно преимущество – размеры композиций могут быть самыми различными, а это означает, что их можно использовать в виде различных драпировок

Батик позволяет дизайнеру интерьера объединить все детали в одной стилистике. Все текстильные элементы декора: панно, обивка мягкой мебели, настенные панели, декоративные подушки, пуфики, скатерти, шторы – все будут подчинены одной идее, единому стилю. Батик прекрасно гармонирует как с естественными, так и с современными ультрамодными материалами, то есть его можно использовать в дизайне помещений от этнического стиля до Hi-Tech .

Горячий батик хорошо “ложится” на хлопковый текстиль, который незаменим в повседневной жизни. Салфетки, скатерти, покрывала, абажуры из батика – это те приятные мелочи, которые наполняют любую комнату уютом и делают ее неповторимой, будь это номер в отеле, зал ресторана, столовая или спальня в наших домах. Открытки-батик, картины-батик, шкатулки, обтянутые тканью-батик, несут в себе эластичность, пластику и тепло текстиля, радуют глаз необычностью, неповторимостью, именно поэтому они могут стать прекрасным подарком. Незабываемым и дорогим. Словом, идей – огромное количество!








Цель проекта

- Продолжить овладение техникой росписи по ткани.

- Выполнить панно «Натюрморт».


Задачи проекта

- Углубить знания и умения, навыки в технике росписи по ткани

- Развивать творческую инициативу, художественный вкус, творческое отношение к делу.

- Разработать и описать технологию изготовления панно в соответствии с требованиями к творческому проекту



План работы

  1. Определить проблему, которая решается в ходе проектирования.

  2. Собрать информацию по теме проекта в книгах, журналах, Интернете

  3. Подготовить техническое задание, содержащее основные требования к проектируемому изделию.

  4. Подготовить все материалы и инструменты, необходимые для выполнения работы.

  5. Продумать организацию рабочего места и охрану труда.

  6. Разработать конструкторско-технологический метод.

  7. Изготовить панно с соблюдением правил техники безопасности.

  8. Составить отчет, соответствующий всем требованиям.

  9. Защитить проект, используя мультимедийную презентацию.

История батика

Batik- индонезийское слово.Tik означает “точка" или “капля", Ба - ткань.Ambatik- рисовать, покрывать каплями, штриховать. В расхожем употреблении батиком называют ткань, расписанную вручную Батик — способ окрашивания тканей, основанный на применении резерва, специального вещества, не пропускающего краску. По классической методике после того, как на ткани сделан рисунок резервом, а свободные участки прокрашены, резерв снимается, и на его месте остается затейливый узор.

Искусство росписи ткани с помощью резервирования зародилось свыше 2000 лет назад. Несмотря на то, что оно издавна практиковалось в Китае, Японии, Индии, странах Ближнего Востока и Индии, его родиной считают Индонезию. В дословном переводе с яванского "батик" — рисование воском. Как правило, для яванского батика использовались хлопковые ткани.

Именно на Яве искусство росписи ткани достигло высочайшего технологического уровня и изысканности. Индонезийский классический батик малоцветен. В колорите присутствовали цвета слоновой кости, все оттенки коричневого и наиболее яркая краска — индиго-синий. Рецепты изготовления синей краски и самих рисунков были величайшей тайной каждой семьи мастеров. Рисунки определяли также и кастовую принадлежность: никто не имел права повторить царские и королевские орнаменты. В приданом каждой девушки были обязательны вещи, выполненные в технике батика — одежда, красочная материя для обрядов и церемоний, занавеси и разнообразные настенные панно с бытовыми и мифологическими сюжетами, изображениями покровителей дома.

Путь подготовки ткани для росписи был многоступенчатым: вымачивание, отбеливание, затем кипячение. Сам процесс, состоящий из следующих одна за другой операций: покрытие горячим воском — крашение — сушка, повторяющихся для каждого цвета, отличался сложностью и длительностью, требовал мастерства и терпения. На создание одного произведения уходили долгие месяцы, а иногда и годы.

В Европе батик начали применять при изготовлении декоративных тканей с первой половины 19 века, причем пионерами в этом деле стали вездесущие голландцы, а методичные немцы впервые поставили производство на поток.

В России батик появился в 20-е годы. Русские художники не опирались на какую-либо традицию, так как не знали истоков. Образовались артели по производству платков, шалей, штор. В 30-е годы были изданы учебники, пособия, организовалось несколько фабрик. Древнее и удивительно многообразное искусство сейчас занимает достойное место среди других видов декоративного искусства.

Современный батик отличается многообразием приемов . Наряду с традиционным, «горячим» методом резервирования воском, распространен «холодный» метод, в котором в качестве резерва используется гутта, смесь каучука и бензина. Применение акриловых красителей сделало батик гораздо более доступным и вызвало растущий интерес к этой технике, по своим изобразительным возможностям приближающейся к акварели, и вдобавок еще и очень практичной .

Чувство трепета охватывает любого художника, когда он касается кистью шелка. Шелк с легкостью и благодарностью принимает краску, образуя причудливые узоры и необыкновенные переливы. Мастер попадает в волшебный мир фантазии и начинает творить чудеса. Мягкость шелка, переливающиеся краски, разнообразие средств для росписи не может не увлечь настоящего художника. Восхитительный авторский наряд, платок или шарф, декоративное панно, элегантная открытка - вещи, несущие радость и тепло создателю и обладателю.

Все больше людей выбирают батик в качестве хобби или профессии


Технология выполнения батика.

Всего существует несколько видов батика. Основные - горячий и холодный. Они отличаются способом резервирования ткани, впрочем, и сами работы между собой отличаются. Так, холодному батику свойственна четкость контуров и форм, горячий же батик характерен тонкими трещинками, хаотично бегущими по ткани.


Горячий батик.

Для резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Ткань, обработанная воском, не поглощает краску, а также ограничивают ее распространение. Слово “горячий” в названии методики использовано не просто так — ведь художник при создании своей работы использует именно горячий, расплавленный воск. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется.

Дефекты и эффекты в горячем батике.

Случается, что резерв проливается на ткань или попадает на нее небольшими брызгами. Пятна маскируют, превращая их в элементы рисунка.
Кстати, такой досадный промах может служить и декоративным эффектом. Брызги не должны быть слишком крупными, поэтому часть состава с кисти надо смахнуть обратно в банку. Ударяют по ручке кисти так, чтобы брызги падали в нужном направлении. Все вокруг лучше прикрыть хотя бы газетой, чтобы спасти от брызг.

На батиках бывает характерный декоративный эффект – кракелюры или кракле. Они образуются при крашении, когда краска заполняет трещинки, образовавшиеся в хрупком резерве.

В традиционном батике кракелюры считались браком, но они очень понравились европейцам, и с тех пор художники часто используют этот прием.

Холодный батик.

Преимущественно холодный батик используется при нанесении краски на шелк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используются резервы в тюбиках, которые оснащены

Свободная роспись.

В свободной росписи способность краски растекаться в той или иной степени используется как художественный приём. При этом способе максимально проявляется индивидуальность художника. Владеют этим способом люди подготовленные.

Сухой батик.

Производится по обработанной солевым раствором поверхности. В роли резерва выступает концентрированная тушь, а свободная кистевая роспись производится густыми красками. В результате получаем сочетание графических линий контура и свободную роспись в пределах этих линий

Узелковый батик.

Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает "обвяжи-окрась".

Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду.

В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит "пробел, пятно". На Суматре ткани дополняют вышивкой бисером, в Индии - бусинами, в Африке - вышивкой, жемчужинами и раковинами. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки.

Создание рисунка способом прошивания ткани - более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик.

В Европе узелковое крашение стало известным в начале XX века, оно использовалось в одежде и интерьере: для покрывал, занавесей. В 70-е годы возрождение интереса к Востоку вновь сделало узелковую технику модной, она широко применялась для украшения одежды в стили хиппи.


Я попробовала расписывать ткани всеми способами, перечисленными выше, и остановилась на холодном батике. Мне нравится свободная роспись с предварительной грунтовкой ткани раствором поваренной соли, иногда прибегаю к узелковой росписи. Не обязательно быть профессиональным художником, чтобы овладеть техникой батика. Произведения искусства, фотографии, собственные творения могут лечь в основу вашей работы. Для этого их нужно скопировать на ткань и расписать.

Традиционно для батика используют: шелк, вуаль, шифон, крепдешин, хлопок, лён.Любую ткань перед росписью необходимо постирать, чтобы удалить из нового материала пропитку (аппрет), делающую ткань более жёсткой и непроницаемой для краски. Затем погладить с изнанки, когда ткань ещё слегка влажная.

Расписывается ткань в натянутом виде на раму или пяльцы .Ткань должна быть натянута достаточно сильно, чтобы, намокнув от краски, она не провисала. Но не переусердствуйте: если натянуть шёлк слишком сильно, он порвётся вокруг кнопок. Очень важно не перекосить ткань, натягивая её строго по долевой нитке, чтобы рисунок не исказился. Прежде чем накалывать на раму шёлк, заклейте её скотчем, чтобы не испачкать раму краской. Для натяжения ткани в специальных магазинах продаются рамы различных размеров и кнопки - трезубцы, канцелярские кнопки оставляют на ткани дырочки.

Карандашом переведите рисунок на ткань. Лучше всего приобрести карандаш-фантом, при стирке он исчезает. Чтобы краски не расплывались по ткани, по контуру рисунка наносится резервирующий состав специальными стеклянными трубочками.

О работе со стеклянной трубочкой.

Опустите конец трубочки в баночку с контуром и через противоположный конец втяните ртом состав. Заполните трубочку наполовину, затем оботрите её бумажной салфеткой, держа загнутым концом вверх.

Линию контура проводите быстро и уверенно, так как, при отрыве в местах более замедленного движения могут образовываться капли .Контур обязательно должен быть замкнутым, иначе при росписи краска перетечёт на соседний участок. По окончании нанесения контура, трубочку промойте в бензине.

Контур (резерв), нанесённый на ткань, должен сохнуть в течение 1-2 часов.

Теперь можно перейти к самой интересной работе - росписи ткани красками внутри контурных линий. В холодном батике краски наносятся кистью или губкой.

Фрагмент зарезервированного участка внутри замкнутой контурной смочить, нанести краски от центра зарезервированного участка к линии контура. Раскрашивание нужно начинать со светлых тонов. Количество цветов не ограничено, всё зависит от вашей фантазии. Работу проводить аккуратно, не торопясь, переходя от фрагмента к фрагменту.

Закончив роспись ткани, необходимо её высушить. Хочу предостеречь от сушки феном готового батика, результат может быть непредсказуем! Уже имея определённый опыт, вы будете знать, какой будет результат при сушке феном той или иной расписанной вами ткани. Затем необходимо зафиксировать рисунок с изнанки утюгом. При температуре глажения данной ткани в течение 3-5 минут.

Лучше покупать краски, фиксируемые утюгом, фиксировать краски паром в домашних условиях, процедура не из лёгких. При покупке красок для батика обратите внимание на то, чтобы на баночке была инструкция по применению, в частности, в ней должно быть отражено каким образом фиксируется краска на ткани. При пользовании красками чётко следуйте инструкции.


Дизайн-спецификация

Наименование изделия: панно-«Натюрморт»

Конечный потребитель: внутреннее помещение школы.

Допустимые пределы стоимости: 500 рублей. Единичный экземпляр.

Человеческий фактор:

- изделие должно способствовать развитию эстетического вкуса, расширять кругозор.

Материалы и инструменты: ткань, бумага, набор для холодного батика, подрамники, багетные рамки, соль разного помола, кисти беличьи, карандаши, исчезающий карандаш, ножницы, кнопки, мебельный стиплер, утюг, гладильная доска.

Метод изготовления холодный батик.

Техника безопасности: при работе с холодным резервом, ножницами, утюгом.

Моральные ценности:

-изделие и технология его изготовления не должны наносить вред окружающей среде и человеку;

-изделие должно быть эстетичным.

Результаты проекта:

-выполнение качественного изделия,

-совершенствование ранее полученных знаний, умений и навыков



Технические требования к изделию


Панно должно удовлетворять всем требованиям техники росписи по ткани,

выполнено эстетично и аккуратно.

Цветовая гамма должна гармонировать с колористикой места размещения.

Картина должна стать декоративным украшением «уголка» школы.


Необходимые материалы


№ п/п

Наименование материалов

Количество

1

Ткань

100х150

2

Набор для холодного батика (5 цветов, резерв, трубочка)

1

3

Бумага (для эскиза, для линейного рисунка в натуральную величину)

А4, А2-2 листа

4

Подрамники

1

8

Соль разного помола

немного


Необходимые инструменты


№ п/п

Наименование материалов

Количество

1

Ножницы

1 шт.

2

Кисти беличьи

2- №7, №3

3

Карандаши

1-ТМ, 1-М

4

Утюг, гладильная доска

1 набор

5

Кнопки

75 штук

6

Мебельный стиплер

1



Технологическая карта выполнения

панно в технике холодного батика

№ п/п

Выполняемая операция

Инструменты и приспособления

1

Разработать эскиз панно

Бумага, карандаш, ластик, акварельные краски, кисть

2

Увеличить эскиз до натуральной величины на листах бумаги

Карандаш, фломастер (чёрный)

3

Рисунок четко перевести на ткань, учитывая зеркальное изображение на двух панно


«Исчезающий» карандаш

4

Ткань с линейным рисунком закрепить на подрамниках кнопками

3 подрамника, кнопки

5

Нанести резервирующий состав на ткань по линии рисунка, аккуратно замыкая контуры фрагментов изображения

Дождаться полного высыхания резерва

Резервирующий состав для холодного батика, стеклянная трубочка для нанесения резерва.

6

Выполнить роспись в соответствии с эскизом

Дать росписи высохнуть


Анилиновые красители, беличьи кисти, соль для эффектов.

7

Закрепить изображение , проутюжив негорячим утюгом через бумагу.

Утюг, гладильная доска, тонкая бумага.


Правила техники безопасности при выполнении росписи


  1. При натягивании ткани на подрамник следует соблюдать технику безопасности при работе с молотком и колюще-режущими инструментами.

  2. При использовании для обтягивания подрамника тканью стиплера не держите ткань руками рядом с выходом скрепок из пистолета, не работайте неисправным инструментом.

  3. Резерв для батика, бензин для промывания трубочек – горючие материалы. Открытый огонь исключить!

  4. Не готовьте резерв самостоятельно. При нагревании смесь становится взрывоопасной.

  5. Некоторые виды резерва испаряют вредные пары. Заниматься батиком следует в хорошо проветриваемом помещении.


Правила техники безопасности при работе ножницами

  1. Ножницы хранить в определенном месте в подставке или рабочей коробке.

  2. Ножницы класть согнутыми лезвиями от работающего.

  3. Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия.

  4. Ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены.

При работе с утюгом

  1. Не оставляйте включенный электроутюг в сети без присмотра.

  2. Включайте и выключайте утюг сухими руками.

  3. Ставьте утюг на асбестовую, мраморную или керамическую подставку.

  4. Следите за нормальной работой утюга, обо всех неисправностях сообщайте учителю.

  5. Следите за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.

  6. Отключайте утюг только за вилку.

  7. В помещениях с бетонными полами во время утюжки обязательно стойте на резиновом коврике.


Санитарно-гигиенические требования.

  1. Перед началом работы необходимо вымыть руки

  2. Источник света должен находиться слева или спереди

  3. Для удобства и надежности все принадлежности для работы нужно размещать на плоской и чистой поверхности.

  4. Выполняя роспись, необходимо защищать рабочую поверхность от попадания используемых материалов.

  5. Каждые 1 – 1,5 ч глазам необходим 30 мин. перерыв и расслабление

  6. Для сохранения здоровья во время работы полезно делать разминку для рук и спины.

  7. По окончании работы все инструменты необходимо почистить и убрать в отведенное место хранения.

Расчет себестоимости изделия.


Затраты на этот вид рукоделия во многом зависят от качества материалов. Начинающие могут использовать самые дешёвые ткани и красители. Позже можно покупать более дорогие материалы.

Затраты на электроэнергию не учитываем, т.к. работы проводились в дневное время.


Использ. материал

Цена (руб.)

Расход

Затраты (руб.)

1

Ткань -синтетический шелк

50 руб/м при ширине 150 см

100см

50руб.

2

Красители, резерв

300руб. (набор)

1\10 часть

30 руб.

3

Рамка

Изготовлены в школьной мастерской

3 шт.

0руб.

4

Кисти

Куплены давно

2шт.

0 руб.

5

Кнопки (100 шт.)

50 руб.

75 шт.

37 руб.50коп.


Сп = Мз + Роп, где

Сп - полная себестоимость;

Мз - материальные затраты;
Р
оп - стоимость самой работы.

Мз = 50+30+37.50=117.50

Сп = =117.50 руб.


Экологическая экспертиза.

Технология выполнения росписи по ткани не оказывает отрицательного воздействия на окружающую среду. При изготовлении изделия были использованы экологически чистые материалы.

Технология выполнения росписи по ткани не оказывает отрицательного влияния на здоровье человека, однако при нанесении холодного резерва, содержащего бензин, необходимо проветривать помещение, запрещено использовать открытый огонь.

Техника росписи по ткани не представляет особой сложности в выполнении, но требует внимательности и аккуратности.



Самооценка.

Весь процесс создания панно доставил мне огромное удовольствие. Работа выполнена аккуратно, обладает определёнными художественными достоинствами, соответствует моему замыслу.

Цветовая гамма панно гармонирует с цветом стен, являясь его декоративным украшением.

Изделие соответствует предъявляемым требованиям: эстетически оформлено; материал оптимально подобран, экологичен и гигиеничен. Данная работа дала возможность выразить себя, проявить творческую фантазию. В ходе работы над изделием трудностей я не испытывала, обрела новые и углубила уже имевшиеся знания и умения в технике росписи по ткани.

Поставленные цели проекта выполнены в полной мере.


Реклама изделия


Живые цветы прекрасны, но они неспособны долгое время радовать нас, а бабочки порхают только летом.

Хотите сделать оригинальный подарок, удивить человека и сделать ему приятное – подарите эти необычные цветы и бабочек, которые всегда будут с ним.

Моя композиция, выполненная в технике гута- это интересное хобби, которое не только поможет скоротать время, но и подарит радость вам и вашим близким, а так же может принести вам дополнительный доход,- цветочные композиции в доме дарят гармонию и уют

Заключение.

Существует красивая легенда о том, как появился батик. Давным-давно жил на свете один Мастер. Он очень любил природу, и каждое утро выходил из дома, поднимался на вершину холма и смотрел на раскинувшуюся под ногами тропическую долину. Так он сидел целый день и любовался диковинными цветами, яркими бабочками и переплетением лиан. А вечером возвращался домой.

Однажды Мастер захотел запечатлеть всю красоту, которую он видел, но под рукой не оказалось ни холста, ни бумаги. Тогда Мастер снял свой шёлковый плащ и нарисовал картину на нём.

Так и родился один из необычных видов рукоделия – батик.

Батик действительно во многом связан с изобразительным искусством. Тот, кто хочет им заниматься, должен учиться рисовать. Необходимо обладать умением графического рисунка (для работы резервом), живописными навыками (для работы красителями). Но самое главное необходимо владеть основами композиции. Без этого не создашь оригинальный эскиз будущего изделия. Некоторыми знаниями, умениями и навыками я владею, сама же технология росписи по ткани, её приёмы доступны каждому.

Когда начинала работу, мне казалось, что она займет много времени и будет очень кропотлива. Но все трудности в изготовлении были сразу забыты, увидев, что все у меня всё получается. Проанализировав выполненную работу, я сделала вывод, что вещь, сделанная своими руками дороже, чем купленная в магазине, потому что в нее вложены мои любовь и умения.




Источники информации


  1. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.- М.: Просвещение, 2007.

  2. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей.

  3. Давыдова Ю. Роспись по шёлку.

  4. Давыдов С. Батик: техника, приемы.- М.: Аст-Пресс книга, 2008.

  5. Скребцова Т.О., Дальниченко Л.А. Шелковые картины в технике холодного батика. Ростов на Дону.: Феникс, 2007.

  6. Капустин В.С. – «Проекты по технологии», М., «Вента- Граф», 2000

  7. Эм.А. Батик. Постигаем шаг за шагом. Минск «Харвест» 2008 год.

  8. Шитье и рукоделие. Энциклопедия.- М.: Просвещение , 1994.

  9. 5. Интернет ресурсы:

  10. http://batikstyle.ru/

  11. http://www.batik-design.ru/

  12. http://www.kam.ru/batik__materialy_dlia_batika__2506

  13. http://baticworld.ru/materials.html

  14. http://www.narodko.ru/article/bati/ctudying/

15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!