СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект "Рисуй легко"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект "Рисуй легко"»


Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район


Муниципальная научно-практическая конференция «Золотое перо»


Секция: Социально-гуманитарная.


Дисциплина: Культурология.








«Рисуй легко»









Хвостова Елизавета Александровна

ТМК ОУ «Дудинская средняя школа №5»

10 «А» класс

01.10.2002 г.

Голубь Диана Дмитриевна

ТМК ОУ «Дудинская средняя школа №5»

10 «А» класс

09.09.2003 г.


Нефедова Галина Александровна

ТМК ОУ «Дудинская средняя школа №5»

Учитель изобразительного искусства

+7-913-506-33-86

















Г. Дудинка, 2020


Содержание


Введение…………………………………………………………………..……….…………3



Основная часть…………………………………………….…………………………………4


Заключение………………………………………………...…………………………..…..…7



Список литературных источников……………………….…..…………...………………..8



Приложения………………………………………………………………………………....9























Введение



Можно ли научиться рисовать так, как делают это знаменитые художники?Многие люди, независимо от возраста, имеют мнение, что рисовать может только тот, кому природа дала талант. Попробовав несколько раз срисовать какие-то картины и глядя на результат, многие твердят «Я никогда не научусь рисовать, у меня нет таланта!», «Мне не дано, я в этом не силен!». Эти убеждения ложные. Ведь чтобы создавать художественные шедевры, в первую очередь нужна практика. Заниматься рисованием может каждый, независимо от возраста, от умений и способностей. Получается так, что имея большое желание рисовать, люди сталкиваются с первыми сложностями, ошибкамии бросают заниматься творчеством, не найдя решения для своих проблем. А может этим самым пропадает талант века?

Эту проблему в мире уже изучали, в интернете есть статьи и разработки по этой теме[1,4,5]. Но это общие исследования, а хочется решить проблему на уровне нашего города.

Для решения проблемы было решено изучить, почему люди не верят в свои творческие способности, какие ошибки в рисовании они совершают, и устранить их, создав иллюстрированный буклет «Рисуй легко!».

Для решения задач мы использовали разнообразные методы и приемы. Например: работа с литературными источниками, проведение опроса и анкетирования, анализ по данной теме, систематизирование полученных сведений.

Цель проекта: Выявить основные ошибки начинающих художников и устранить ихдля преодоления у художника низкой творческой самооценки.

Поставленную цель можно достигнуть за счет последовательного решения следующих задач:

  1. Найти распространенные ошибки в рисовании.

  2. Классифицировать ошибки.

  3. Найти способ исправления ошибок.

  4. Создать буклет «Рисуй легко»

Гипотеза: Если выявить основные ошибки, которые совершают начинающие художники и найти способ их устранения, то у художника повысится вера в свои способности и творческая самооценка.

Объект исследования: основы изобразительного искусства.

Предмет исследования: распространенные художественные ошибки.

Теоретическая значимость: проведенная работа поможет расширить знания о главныхошибках начинающего художника.

Практическая значимость: изученный материал может быть использован при создании иллюстраций, словарей, памяток.

Вся работа была распланирована на 5 месяцев и разделена на 3 этапа:


Номер этапа

Название этапа

Даты

Проделанная работа

I этап

Теоретический

Сентябрь-октябрь 2019

На этом этапе была изучена необходимая литература, проведен опрос среди учеников, анкетирование среди педагогов.

II этап

Практический

Ноябрь- декабрь 2019

На этом этапе был определен текст и иллюстрации будущего буклета.

III этап

Заключительный

Январь 2020

На этом этапе был систематизирован и оформлен в проектную папку весь имеющийся материал.


Нужно отметить, что начать рисовать никогда не поздно. Есть множество талантливых художников, которые впервые взяли кисти в руки уже в зрелом возрасте. Например, художница Анна Мозес взяла кисть в 67 лет, а позже начала выставлять свои картины в галереях по всему миру [2].

Уинстон Черчилль, британский политический деятель, пребывал в шаге от депрессии, когда покидал кабинет министров в 1915 году. Именно в этот момент своей жизни, чтобы отвлечься, он попробовал написать пейзаж и у него неплохо получилось. Живопись помогла отвлечься от проблем и стала его страстным увлечением, хотя на тот момент Уинстону был 41 год [2].

Такие художники, как М.А. Врубель, В.И. Суриков, начали обучаться рисунку и живописи, будучи уже взрослыми людьми. Это не помешало им стать известными мастерами в русском искусстве. Сталкивались ли они с трудностями, когда начали рисовать? Конечно! Но преодоление этих трудностей воспитало в художниках волю и трудолюбие [1].

Психологи утверждают, что рисование - это профилактика слабоумия и заболеваний мозга. Создавая рисунки на определенную тематику, человек способен выплеснуть негатив, переключиться на позитивное и умиротворенное восприятие мира. Благодаря лечебному эффекту, который оказывает рисование, появилось такое распространенное направление как «Арт-терапия». В книжных магазинах мы часто можем увидеть раскраски более сложного уровня, с множеством мелких деталей – это пример Арт-терапии [3].

Многие люди восхищаются талантами других, в том числе и художественными. Некоторые, восхитившись, ставят художника себе в пример и стараются достичь такого же уровня рисования, а иногда и уровня выше. У некоторых это получается, а вот большинство, сделав пару неудачных попыток, убирают кисти и карандаши на самую темную полку своего шкафа [3].

Для подтверждения существования проблемы, мы провели опрос среди учащихся 5-11 классов Дудинской средней школы №5. Участникам было показано несколько картин, после чего они ответили на следующие вопросы: «Вызывают ли у вас восхищение эти картины и хотели ли бы вы рисовать так же?», «Верите ли вы, что сможете создать такие же картины и если нет, то почему?» (приложение 1).

87% учащихся были восхищены показанными картинами и ответили что хотели бы научиться рисовать так же. 73% указали, что они не смогли бы научиться рисовать также, как на представленных картинах. Таким образом мы убедились в актуальности нашего проекта и присутствии проблемы.

На первом месте оказался ответ «Потому-что я плохо рисую» (51%), на втором месте ответ «Я совершаю ошибки в рисовании» (28%), на третьем месте ответ «Не занимаюсь рисованием» (21%). Результаты опроса показали, что большинство учащихся не верят в то, что когда-нибудь смогут рисовать как профессиональные художники, и главная причина в этом –сомнение в своих творческих способностях из-за совершения ошибок.

Для устранения проблемы, было решено найти и классифицировать самые распространенные художественные ошибки. Были изучены интернет-статьи по теме, также в решении этого вопроса нам помогли преподаватели изобразительного искусства разных школ города[1,4,5]. Были проведены беседы с учителями Дудинских средних школ №1,2,3,4,5,7, преподавателем школы искусств им Б.Н. Молчанова (приложение 2).

Педагогам были заданы следующие вопросы: «Какие ошибки, по вашему мнению, совершают начинающие художники и как бы вы посоветовали их решить?», «С какими ошибками сталкивались вы в начале творческого пути?», «Можно ли научиться рисовать в любом возрасте, без посещения художественной школы?», и «Как часто вы рисуете?».

Изучив полученные результаты, мы пришли к выводу, что ошибки, которые совершают начинающие художники и пути их решения, можно классифицировать следующим образом:

  1. Ошибки, связанные с построением рисунка. В эту группу вошли такое ошибки, как неудачная композиция, излишняя прорисовка деталей в самом начале рисунка, недоработка фона, боязнь накладывать предметы друг на друга.

  2. Ошибки, связанные с техникой рисования. Для этой группы характерны следующие ошибки – использование линейки и циркуля, слишком сильный нажим на карандаш, обводка предметов одинаковой линией, отсутствие средств художественной выразительности.

  3. Ошибки, связанные с самооценкой. Очень часто художники в начале пути ставят себе непосильные задачи – берут для копирования очень сложные рисунки, не могут их срисовать. Очень эмоционально реагируют на критику, относящуюся к их творчеству, неуверенны в своих силах.

Определив распространенные ошибки и найдя путь их решения, перед нами встала следующая задача – как донести это до начинающих художников? В каком формате?

Мы выявили несколько способов:

  1. Проведение беседы с привлечением педагогов.

  2. Создание буклета, в котором отражены главные ошибки и способы их решения.

  3. Организация художественного мастер-класса с привлечением художника.

Проанализировав эти способы, мы сделали вывод, что наиболее выгодным является способ №2, так как он охватит больше людей в разные периоды времени и займет минимум затрат.

Формат буклета был выбран потому, что его можно распространить в печатном и электроном виде. В нем можно собрать нужную информацию, мотивационные фразы, изображения – и все это будет выглядеть гармонично. Человек предпочитает краткий текст развернутым статьям, а если текст будет дополнен изображениями и лаконичным дизайном –то читатель неосознанно заинтересуется информацией и прочтет ее.В буклете было решено использовать полученную информацию об ошибках и пути их решения от педагогов, проиллюстрировав некоторые из ошибок для наглядного примера, использовать мотивационные истории, для повышения творческой самооценки у художников (приложение 3).

Изображения для буклета и художественное оформление было создано нами с помощью графического планшета. Такой способ был выбран по причине удобства совместимости рисунка и текста. Создание рисунков нами, а не профессиональными художниками, стало плюсом буклета, так как это еще один мотивационный шаг для начинающих художников – увидеть в буклете работы школьника. Чтобы усилить мотивацию к рисованию, в буклет были добавлены мотивационные фразы и факты, относящиеся к творческой деятельности. Для буклета была выбрана светлая цветовая гамма буклета, дизайн без излишеств.После окончания работы над буклетом, файл был распечатан и распространен среди школьников. Также буклет, в электронном виде, был загружен в социальную сеть «Вконтакте», «Instagram» (приложение 4).

После создания буклета, был проведен опрос среди учеников, опрашиваемых в начале проекта. Участникам были показаны прошлые картины и заданы следующие вопросы: «Верите ли вы, что сможете создать подобные картины и добиться успехов в рисовании?», «Помогли ли мы вам найти пути исправления ваших художественных ошибок?»(приложение 5).

94% участников опроса ответили что буклет «Рисуй легко!» им помог, они узнали для себя новые решения их художественных ошибок, а 87% учащихся ответили, что они смогли бы создать такие же картины и добиться творческих успехов.

Это доказывает, что гипотеза подтвердилась. Выявив основные художественные ошибки и найдя способ их устранения, у начинающих художников повысилась вера в свои художественные способности и творческая самооценка.



Заключение.

Целью исследовательского проекта было выявить основные ошибки начинающих художников и устранить их для преодоления у художника низкой творческой самооценки.Задачи, поставленные для достижения цели, были реализованы (приложение 6).

В ходе работы мы:

- Нашли распространенные ошибки в рисовании, изучив литературные источники и проведя анкетирование среди учителей изобразительного искусства.

- Классифицировали изученные ошибки по трем группам. Ошибки были классифицированы на три группы: связанные с построением рисунка, техникой рисования и самооценкой художника.

- Нашли варианты способов устранения ошибок. Такими вариантами стали: проведение мастер-класса, проведение беседы и создание буклета. Мы остановились на последнем варианте.

- Создали иллюстрированный буклет «Рисуй легко», в котором рассказали о том, как решить самые распространенные художественные ошибки и вернуть веру в творческие способности.



Списоклитературных источников:


  1. http://gavrilovart.ru/lessons/sovety/34-vzr - статья «Можно ли научиться рисовать?». Автор Денис Гаврилов.

  2. https://kreativity.ru/cms/blog/post/219544- статья «Можно ли научиться рисовать взрослому человеку?». Автор Виктория Соболевская.

  3. http://www.ug.ru/archive/76990 - статья «О пользе рисования». Автор Елена Матюнина. Независимое педагогическое издание «Учительская газета».

  4. https://artshelter.info/uroki/raznoe/oshibki-nachinayushhix-xudozhnikov-i-kak-ix-ispravit.html - статья «10 ошибок начинающего художника и как их исправить». Автор Моника Загробелна.

  5. https://naydisebya.ru/10-oshibok-nachinayushhego-hudozhnika - статья «10 основных ошибок начинающего художника». Автор: школа рисования «Найди себя».

















Приложение 1


Результаты опроса «Я и рисование»
















Приложение 2


Результаты анкетирования с преподавателями изобразительного искусства





Приложение 3


Иллюстрированный буклет «Рисуй легко!»






Приложение 4


Публикация буклета «Рисуй легко!» на сайтах

www.instagram.com и www.vkontakte.ru




Приложение 5


Результаты опроса «Я и рисование 2»



















Приложение 6

Этап

Задачи

Действия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственный

Теоретический

  1. Выбор темы; обоснование актуальности темы; формулировка цели и задач.

Выбрать тему, обосновать актуальность темы, поставить цель и задачи.

Сентябрь-октябрь 2019 г.



Введение проектной работы



Хвостова Елизавета

Голубь Диана


Руководитель

Нефедова Галина Александровна

  1. Проведение опроса «Я и рисование»


Провести опрос среди учащихся 5-11 классов.


Данные опроса



Голубь Диана


  1. Проведение беседы-анкетирования

Провести анкетирование среди учителей

Данные анкетирования

Хвостова Елизавета

  1. Обзор источников информации, создание теоретической части проектной работы.

Изучить источники информации.


Теоретическая часть проектной работы


Список литературы


Хвостова Елизавета

Голубь Диана


Практический

  1. Создание текстовой части буклета.

Сформировать текст буклета (мотивационные фразы и фразы-помощники, факты).


Ноябрь-декабрь 2019 г.









Октябрь 2016 г.


Перечень основных ошибок и способы их устранения.

Голубь Диана


Перечень мотивационных фактов.

Хвостова Елизавета

  1. Создание иллюстративной части буклета.

Нарисовать иллюстрации для буклета, оформление обложки.

Иллюстрации для буклета.


Хвостова Елизавета

Обложка буклета.

Голубь Диана

Заключительный






  1. Систематизация собранного материала.

Оформить материал в проектную папку.

Январь 2020 г.


Фото-отчет


Приложение


Руководитель

Нефедова Галина Александровна

  1. Формулировка выводов, подведение итогов. Самооценка.


Подвести итоги работы, сформулировать самооценку.

Заключение исследования


Проектная папка

Хвостова Елизавета

Голубь Диана


Руководитель

Нефедова Галина Александровна



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!