Творческий проект «Волшебный мир сказки»
(подготовительная группа компенсирующей направленности с ОНР)
«Сказка – это зернышко,
из которого прорастёт
эмоциональная оценка
ребенком жизненных явлений»
В.А. Сухомлинский
Актуальность проекта: Сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.
При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
Развитие речи посредством сказкотерапии будет способствовать развитию активной, правильной, эмоционально насыщенной речи дошкольника.
Проект «Волшебный мир сказки» стал одним из важнейших компонентов в организации непрерывной образовательной деятельности в нашей группе. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт.
Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
Гипотеза: организация логопедической работы с дошкольниками посредством театрализованной деятельности будет способствовать развитию активной, правильной, эмоционально насыщенной речи дошкольника.
Цель:
Внедрение в логопедическую работу театрализованной игры, как средства всестороннего развития речи детей.Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства; развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально- отзывчивой, социально- компетентной и развивающейся личности.
Задачи проекта:
1.Коррекционно–образовательные:
учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли.
2. Коррекционно–развивающие:
развивать традиции семейного чтения.
3. Коррекционно–воспитательные:
создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
Тип проекта: творческий, ролево — игровой, групповой.
По времени проведения: средней продолжительности
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, учитель-логопед, родители.
Ожидаемые результаты проекта:
У детей:
Автоматизация поставленных звуков в самостоятельной речи;
совершенствование звуковой стороны речи;
успешное овладение грамотной и связной речью;
овладение навыками выразительной, правильной речи;
развитие творческого потенциала, культуры речи, познавательной активности ребенка через сказку (театрализованную деятельность);
усиление интереса к занятиям.
У родителей:
Участие вместе с детьми в составлении логопедических сказок
активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ с позиции сотрудничества
повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
У педагогов:
Срок реализации проекта: (4 неделя апреля – май)
Пути реализации проекта
Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
Организация выставки поделок, рисунков.
Изготовление декораций к сказкам, атрибутов.
Методы реализации проекта
1.Наглядно-действенный метод:
- рассматривание книжных иллюстраций;
- проведение дидактических, подвижных игр;
- чтение педагогом художественной литературы;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
2.Словесно-образный метод:
- чтение сказок с последующей драматизацией;
- консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции.
- беседы;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр;
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
3.Практический метод:
- автоматизация звуков в самостоятельной речи
- организация продуктивной деятельности: сочинение сказок, рисование иллюстраций к сказкам;
- изготовление персонажей к сказкам для настольного театра;
- оформление выставки по рисункам детей.
Схема реализации проекта в подготовительной к школе группе
для детей с ОНР.
Этап реализации проекта | Неделя | Деятельность учителя-логопеда и инструктора по ф/к | Деятельность воспитателей | Деятельность родителей | Деятельность детей |
1этап Постановка проблемы | 4неделя апреля | 1. Беседас родителями «Знакомство с проектом»
2. Проведение эстафет на тему сказки: - пронеси перо жар птицы; -посади денежное дерево для Буратино; -скачки на коньке Горбунке; -полёт на метле Бабы Яги; | 1. Беседа «Что такое сказки? Какие бывают сказки?» 2.Развитие словарного запаса по теме «Герои сказок» 3.Сюжетно-ролевая игра «Мы идём в театр» | 1. Беседа со своими детьми «Вспомним сказки» | 1.Посещение театра (спектакля) с родителями. 2. Поделиться впечатлениями с детьми о посещении театра. |
2 этап Организация работы над проектом | 1неделя мая | 1.Беседа на тему «Русские народные сказки»: Какие вы сказки знаете? Чему учат народные сказки? И т.д.
2.Проведение подвижных игр - «Гуси-лебеди» - «Золотая рыбка» - «Волк и семеро козлят» - «Морские фигуры сказки Русалочка» | 1.Чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Крошечка–Хаврошечка», «Заюшкина избушка»… | 1. Чтение русских народных сказок своим детям. 2.Посещение концертов народной самодеятельности, народных гуляний. | 1. Рассматривание иллюстраций к прочитанным русским народным сказкам. |
| 2 неделя мая | 2.Оформление книжного уголка. 3.Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях. 4.Пересказ сказки «Теремок» от лица героев 5.Игра-драматизация по сказке «Семеро козлят» с творческим заданием : изменить концовку сказки. | 2.Рассматривание иллюстраций к русским сказкам. Выделение главных героев, определение характеров сказочных героев. 3. Проигрывание театральных этюдов «Кот, петух и лиса», «Злой волк и трусливый заяц», игра-пантомима «Угадай – кто я?» 4.Организация выставки рисунков « Мой любимый герой сказки». | 2.Изготовление поделок из пластилина по мотивам русских сказок. 3.Составить совместное с детьми словесное описание любого сказочного героя из народной сказки. | Рисование сказочных героев к русским народным сказкам 3.Просмотр мультфильмов по мотивам русских сказок. |
3 этап Реализация проекта | 3неделя мая | 1. Повторное чтение сказки «Теремок». Распределение ролей к спектаклю. 2. Проигрывание отдельных сцен и диалогов к спектаклю. 3. Подвижные игры с тематикой сказки. | 1. Обсуждение характеров героев сказки «Теремок», «Кот, петух и лиса». 2.НОД составление описательного рассказа. Описать героев сказок. 3.Посещение библиотеки, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке. | 1. Изготовление масок и атрибутов к спектаклю. 2. Участие в спектакле в качестве второстепенных героев. 3. Разучивание текста к роли со своими детьми. | 1. Посильное участие в изготовлении масок и атрибутов к спектаклю. 2. Рисование «своего» героя сказки. |
4 этап Показ спектакля | 4 неделя мая | Показ спектакля для детей группы ЗПР
Викторина для детей «Мы любим наши сказки» |
Этапы проекта
I этап- теоретический:
определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
определение целей и задач проекта;
составление плана-схемы проекта;
обсуждение проекта с воспитателем, учителем-логопедом.
II этап- подготовительный:
разработка проекта;
подбор методической литературы, иллюстрированного материала;
подбор материала, пособий, атрибутов для дидактической, игровой, театрализованной деятельности, для коррекционной работы;
подбор музыкальных произведений;
составление перспективного плана мероприятий;
проведение предварительной работы с родителями;
подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
III этап- практический:
IV этап- заключительный:
презентация проекта в виде инсценировки сказки;
подведение итогов реализации проекта;
анализ ожидаемого результата.
Дидактические игры
«Коробочка добрых дел».
Цель: Формирование чуткого, доброжелательного отношения к товарищам, побуждение детей к нравственным поступкам; воспитание чувства уважения к людям, доброжелательности, желания совершать добрые поступки.
«Цветик — семицветик».
Цель: Обучение ребенка осознованию своих желаний, пониманию того, что у других есть желания и они могут быть разными, непохожими на желания ребенка; обучение считаться с желаниями другого человека, внимательно и уважительно относиться к нему.
«Сочиняем сказку».
Цель: Развитие творческого воображения, обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
«Разноцветные сказки».
Цель: Развитие творческого воображения, развитие и совершенствование коммуникативных навыков, развитие произвольности и самоконтроля.
«Радужные сказки».
Цель: Развитие творческого воображения, развитие и совершенствование коммуникативных навыков, развитие произвольности и самоконтроля.
«Цветок сказки».
Цель: Развитие творческого воображения.
«Добрый-злой»
Цель: Обучение дифференцированию понятий «добро», «зло».
Метод Триза «Что бы произошло, если бы Медведь не встретил зверей из теремка…», «Если бы кот не пришёл на помощь…».
Пословицы и поговорки:
Сделай добро, не прося ничего в замен.
Добро побеждает зло.
Доброе дело и в воде не тонет.
Доброго держись, а от худого удались.
Жизнь дана на добрые дела.
Зависть и злоба не приносят счастья в дом.
Результат проекта: В процессе проекта по решению проблемы у детей сформировалось нравственное сознание и поведение. Дети получили знания об эмоциональном мире человека и способы управления им, проявили творческий подход в продуктивных видах деятельности. Работа помогла в развитии коммуникативных навыков детей. Родители воспитанников, с интересом, заботой и ответственностью подошли к вопросам воспитания, развития детей. Благодаря сотрудничеству и совместному творчеству воспитателей, детей и родителей, удалось достичь намеченной цели.
Таким образом, осуществляя работу по проекту удалось:
обобщить представления детей о доброте и эмоциональных переживаниях, которые соответствуют этому понятию;
обогатить опыт детей выражать свои эмоции, понимать состояния других людей;
создать благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе;
наладить дружеские отношения между детьми.
Значимость проекта заключается в следующем:
он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
является методом, идущим от индивидуальных особенностей детей;
метод, который выводит педагогический процесс из стен учреждения в окружающий мир и социальную среду.
Считаю, апробированный мной опыт работы можно использовать для решения проблем в развитии эмоциональной сфере детей, а также для формирования коммуникативных навыков общения дошкольников.
В этом мире огромном, в котором живем я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу, как звезды светить.
Литература
Под. ред. Сакович Н.А. «Практика сказкотерапии». Сборник сказок, игр и терапевтических программ. — СПб.: Речь, 2005.
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников (Пособие для воспитателя детского сада) Под редакцией А.М. Виноградовой – М, 1980.
Шорохова О.А. «Играем в сказку». Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. – М.: ТЦ Сфера, 2009, 2-е изд.
Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
Интернет ресурсы.
В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети, библиотекарь) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Групповая библиотечка пополнилась новыми книгами сказок.
Знакомство со сказкой (книжный уголок группы) Выставка рисунков «Герои сказок»
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/12/s_5b20286b3c23d/916568_1.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/12/s_5b20286b3c23d/916568_2.jpeg)
Показ сказки «Теремок» для детей группы ЗПР
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/12/s_5b20286b3c23d/916568_3.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/12/s_5b20286b3c23d/916568_4.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/12/s_5b20286b3c23d/916568_5.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/12/s_5b20286b3c23d/916568_6.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/12/s_5b20286b3c23d/916568_7.jpeg)
Игра-драматизация по сказке «Семеро козлят» с творческим заданием: изменить концовку сказки.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/12/s_5b20286b3c23d/916568_8.jpeg)
Проведение игры «Сочиняем сказку» (инд-е занятия)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/12/s_5b20286b3c23d/916568_9.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/12/s_5b20286b3c23d/916568_10.png)
Драматизация сказки «Кот, петух и лиса»
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/12/s_5b20286b3c23d/916568_11.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/12/s_5b20286b3c23d/916568_12.png)
Отчёт о реализации
Творческого проекта «Волшебный мир сказки»
(подготовительная группа компенсирующей направленности с ОНР)
Цель:
Внедрение в логопедическую работу театрализованной игры, как средства всестороннего развития речи детей. Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства; развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально- отзывчивой, социально- компетентной и развивающейся личности.
Задачи проекта:
1. Коррекционно–образовательные:
учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли.
2. Коррекционно–развивающие:
развивать традиции семейного чтения.
3. Коррекционно–воспитательные:
создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
Тип проекта: творческий, ролево — игровой, групповой.
По времени проведения: средней продолжительности
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, учитель-логопед, родители.
Реализация проекта началась с моделирования ситуации, позволяющую выявить проблему: в детский сад пришло письмо-просьба от лесных жителей. После прочтения дети высказали свои предположения о том, как помочь лесным зверушкам. Было разработано решение проблемы: нужно найти сказки, где одними из персонажей являются животные. В уголке для родителей была размещена информация о проекте. В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Дети на подготовительном и практическом этапах реализации проекта входили в проблему, вживались в игровую ситуацию, принимали задачи и цели, дополняли. Дети вовлекались в решение проблемы «Чему нас учат сказки?» через игровую ситуацию и дидактические игры, что способствует возникновению мотивации к творческой деятельности; ознакомились с литературой по теме «Воспитание сказкой». Оформили книжный уголок. Пересказывали сказку «Теремок» от лица героев. Разучили присказки, поговорки, пословицы о сказках, сказочных героях. На основном (практическом) этапе были проведены игры «Сочиняем сказку»,«Добрый-злой» (метод триза «Что бы произошло, если бы Медведь не встретил зверей из теремка…», «Если бы кот не пришёл на помощь…».), беседы с детьми: «Что такое сказки? Какие бывают сказки?» «Какие вы сказки знаете?», «Чему учат народные сказки?». На индивидуальных занятиях по автоматизации звуков проводилась игра-драматизация по сказке «Волк и семеро козлят», «У ёжика в гостях» с творческим заданием: изменить или придумать концовку сказки.
Учитель-логопед: И.П. Бова
Отчёт о реализации
Творческого проекта «Волшебный мир сказки»
(подготовительная группа компенсирующей направленности с ОНР)
В процессе подготовки к реализации проекта мною были поставлены следующие задачи:
- Обучить детей новым подвижным играм;
- Разучить эстафеты по тематике сказок;
- Закрепить результаты полученных навыков и знаний;
- Привить любовь к ЗОЖ и привычке заниматься спортом.
В ходе реализации проекта мы совместно с педагогами и ребятами организовали и провели подвижные игры с использованием атрибутов сказок:
- «Гуси-лебеди»
- «Золотая рыбка»
- «Волк и семеро козлят»
- «Морские фигуры сказки Русалочка»
Проведены тематические эстафеты на тему сказок:
- пронеси перо жар птицы;
-посади денежное дерево для Буратино;
-скачки на коньке Горбунке;
-полёт на метле Бабы Яги;
Для закрепления знаний детей о сказках, мною проведена викторина «Мы любим наши сказки».
В итоге реализации проекта нам удалось выполнить поставленные цели и задачи. Ребята закрепили полученные навыки и умения по физическому развитию. Получили массу положительных эмоций.
Инструктор по ф/к Ерешко О.С.
Фото отчет о реализации проекта с детьми подготовительной
логопедической группы №07 «Волшебный мир сказок»![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/12/s_5b20286b3c23d/916568_13.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/12/s_5b20286b3c23d/916568_14.jpeg)
Эстафеты на тему сказок
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/12/s_5b20286b3c23d/916568_15.jpeg)
п/и: «Гуси-гуси»
п/и: «Золотая рыбка»
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/12/s_5b20286b3c23d/916568_16.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/12/s_5b20286b3c23d/916568_17.jpeg)
Итоговая викторина по сказкам
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/12/s_5b20286b3c23d/916568_18.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/12/s_5b20286b3c23d/916568_19.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/12/s_5b20286b3c23d/916568_20.jpeg)
Отчёт
о реализации
Творческого проекта «Волшебный мир сказки»
(подготовительная группа компенсирующей направленности с ОНР)
Цель:
Внедрение в логопедическую работу театрализованной игры, как средства всестороннего развития речи детей. Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства; развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально- отзывчивой, социально- компетентной и развивающейся личности.
Задачи проекта:
1. Коррекционно–образовательные: учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли.
2. Коррекционно–развивающие: развивать традиции семейного чтения.
3. Коррекционно–воспитательные: создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
Тип проекта: творческий, ролево — игровой, групповой.
По времени проведения: средней продолжительности.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, учитель-логопед, родители.
Реализация проекта началась с моделирования ситуации, позволяющую выявить проблему: в детский сад пришло письмо-просьба от лесных жителей. После прочтения дети высказали свои предположения о том, как помочь лесным зверушкам. Было разработано решение проблемы: нужно найти сказки, где одними из персонажей являются животные. В уголке для родителей была размещена информация о проекте. В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций.
Дети на подготовительном и практическом этапах реализации проекта входили в проблему, вживались в игровую ситуацию, принимали задачи и цели, дополняли. Дети вовлекались в решение проблемы «Чему нас учат сказки?» через игровую ситуацию и дидактические игры, что способствует возникновению мотивации к творческой деятельности; ознакомились с литературой по теме «Воспитание сказкой». Оформили книжный уголок. Пересказывали сказку «Теремок» от лица героев. Разучили присказки, поговорки, пословицы о сказках, сказочных героях.
На основном (практическом) этапе были проведены игры: «Сочиняем сказку», «Добрый-злой» (метод триза «Что бы произошло, если бы Медведь не встретил зверей из теремка…», «Если бы кот не пришёл на помощь…».), «Коробочка добрых дел», «Цветик — семицветик», «Разноцветные сказки», «Радужные сказки», «Цветок сказки», а также сюжетно-ролевая игра «Мы идём в театр».
Беседы с детьми: «Что такое сказки? Какие бывают сказки?» «Какие вы сказки знаете?», «Чему учат народные сказки?». Чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Крошечка–Хаврошечка», «Заюшкина избушка»…
Рассматривание иллюстраций к русским сказкам. Выделение главных героев, определение характеров сказочных героев.
Проигрывание театральных этюдов «Кот, петух и лиса», «Злой волк и трусливый заяц», игра-пантомима «Угадай – кто я?»
Организация выставки рисунков « Мой любимый герой сказки».
Посещение библиотеки, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке.
На индивидуальных занятиях по автоматизации звуков проводилась игра-драматизация по сказке «Волк и семеро козлят», «У ёжика в гостях» с творческим заданием: изменить или придумать концовку сказки.
На заключительном этапе была инсценировка сказки «Теремок» для детей группы ЗПР.
Результат проекта:
В процессе проекта по решению проблемы у детей сформировалось нравственное сознание и поведение. Дети получили знания об эмоциональном мире человека и способы управления им, проявили творческий подход в продуктивных видах деятельности. Работа помогла в развитии коммуникативных навыков детей. Родители воспитанников, с интересом, заботой и ответственностью подошли к вопросам воспитания, развития детей. Благодаря сотрудничеству и совместному творчеству воспитателей, детей и родителей, удалось достичь намеченной цели.
Таким образом, осуществляя работу по проекту, удалось: обобщить представления детей о доброте и эмоциональных переживаниях, которые соответствуют этому понятию; обогатить опыт детей выражать свои эмоции, понимать состояния других людей; создать благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе; наладить дружеские отношения между детьми.