Министерство образования Республика Башкортостан
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с Прибельский муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан
Классный час по теме:
«Творческий путь
поэта – просветителя
Мифтахетдина Акмуллы»
Провела в 4 классе
учитель начальных классов, высшей категории
Шарифуллина Наталья Александровна
с. Прибельский, 2021
Содержание
Цели урока………………………………………………………………… 3
Оформление урока………………………………………………………... 4
Методические приемы…………………………………………………… 4
План урока………………………………………………………………… 4
Ход урока………………………………………………………………..5-17
Список использованной литературы…………………………………….18
Приложение……………………………………………………………19-21
Творческий путь поэта –просветителя
Мифтахетдина Акмуллы
Мои башкир,
учиться надо,
учиться…
М.Акмулла
Цели:
- раскрыть своеобразие личности и творчества Мифтахетдина Акмуллы, определить его роль в литературном процессе, его значение в развитии в истории и культуры Башкортостана;
- воспитывать у учащихся уважение к творчеству одержимости, прививать им мысль о необходимости бережного отношения к ранимой и беззащитной душе поэта;
- воспитывать чувство исторической Совести, исторической Памяти, способность воспринимать трагедию личности как свою собственную, пробуждать ненависть к рабской психологии, стремление к независимости личности.
Оформление:
- портрет Мифтахетдина Акмуллы
- сборник стихов Мифтахетдина Акмуллы
- компьютер, проектор и экран
Методические приемы:
Рассказ учителя
Сообщениеп учеников
Вырсзительное чткние
Коментарие учителя
Тесты
Подготовка к уроку:
- Заранее распределить между учащимися роли, раздать тексты для заучивания;
- подготовить выставку книг М. Акмуллы;
План урока:
Изучение нового материала
Выступление учащихся
Ход урока:
Изучение нового материала:
Учитель: Жизнь и творчество Мифтахетдина Акмуллы, выдающегося башкирского поэта-просветителя Х IХ века – это эпохальное в общественно-социальном смысле явление, которое оставило заметный след в духовной жизни народов.
...Пусть душа будет чистой.
Стремись к очищенью.
Нет без этого пользы в твоем просвещенье.
М. Акмулла
Выстрелами на дуэли были убиты Пушкин и Лермонтов, пробитое пулей перестало клокотать сердце поэта Грибоедова. Безумная жестокость оборвала жизнь Мифтахетдина Акмуллы. Сколько поэтов-просветителей преждевременно потеряла Россия! Как воскресить их? Как оживить? Живой водой воистину может стать наше прикосновение к их стихам, наша память о них. Только тогда расцветут «сады души» погибших поэтов, народных просветителей и удивят нас своей красотой и благородством. Не все поросло быльем!
Обнаруженные в 80—90-х годах учеными Башкортостана архивные документы дают возможность полно и достоверно представить его жизнь и творчество. По данным переписи населения («Ревизской сказки») от 15 марта 1834 года Мифтахетдин Акмулла родился 26 декабря 1831 года в башкирской деревне Туксанбай Куль-Илминской волости 12 башкирского кантона Оренбургской губернии (ныне Миякинского района РБ). Мифтахетдин Камалетдинович Акмулла — один из крупных поэтов-просветителей конца XIX века. Кроме башкир, своим поэтом его считают татары и казахи.
Мифтахетдин Акмулла — поистине народный поэт. Книга стихов поэта на его родном, башкирском, языке впервые была издана к 150-летнему юбилею лишь в 1981 году. Тем не менее, его стихи жили в устах народа. Даже в 60-90-е годы прошлого столетия в разных уголках с башкирским населением не только в районах самого Башкортостана, но и Курганской, Самарской, Саратовской, Челябинской, Оренбургской областей встречались десятки сэсэнов, знавшие наизусть многие стихи Акмуллы. Одним из них был его племянник из аула Туксанбай Хабетдин Бадретдинов (1891—1985), знавший наизусть практически все поэтическое наследие своего деда.
Выступление учащихся
Ученик (1). Остро чувствует поэт окружающую его социальную несправедливость. Ему ненавистны баи, он не устает гневно бичевать и обличать их. По образному сравнению поэта, ненасытность богачей похожа на мешок, в котором дно прогрызли мыши:
Почтенный твой начальник и мулла - дармоеды,
Черны их думы, жаден рот и губы хватки.
Поэт с тоской ждет прихода светлого дня для народных масс, он ищет и не находит ответа на угнетающий его вопрос:
Неужто в мире, правда, справедливость
Все так же будут попраны, растоптаны?
Придет ли к бедным людям радость,
Когда бессердечие и белая кость будут разрушены?
Ученик (2). Афористические стихи Акмуллы полны убийственного сарказма, когда он пишет о представителях религиозного духовенства:
Обманывает кто - муллой тех называем,
А настоящего муллу найти не просто.
Тот не мулла, кто сумным видом лжет,
Позоря тех, кто знаниями выше.
Ученик (3).
Но остроумного, всегда справедливого Акмуллу невзлюбили казахские баи и старшины. У него особенно не сложились отношения со старшиной Исянгильды Батышом, которому удалось поэта посадить в тюрьму. Об этом случае Акмулла рассказывал так: «Когда я жил в ауле Карасур, умерла старуха одного состоятельного казаха, и меня пригласили на кладбище для совершения погребального обряда. Когда я сидел возле могилы, подошел аульный старшина Исянгильды Батыш. Как только увидел меня, сказал такие слова: «Ой-бой, там, где трава, жиреет бык, где мертвец, жиреет мулла; смотрите на этого истяка, как он разжирел», и ткнул мне в живот палкой, которая была у него в руках. Я тоже не остался без ответа и сказал: «Правильно говорите, брат мой. Там, где падаль, жиреет собака, а если нет в степи мулл, подобных нам, то головы таких негодяев, как вы, грызут собаки». Так еще говоришь, вот увидишь, как я устрою, чтобы твою голову грызли собаки», — заорал тогда он.
После этого разговора Исянгильды Батыш донес исправнику, т.е. начальнику полиции, о том, что Мифтахетдин — башкир, вот уже несколько лет скрывается у казахов, уклоняясь от царской солдатской службы».
В годы кантонного управления в 1797— 1865 годах все башкиры должны были пройти 25-летнюю солдатскую службу, и уклонение или отказ от него наказывалось тюремным заключением. По доносу Исянгильды Батыша в 1867—1871 годах Мифтахетдин Акмулла просидел в тюрьме Троицка. Хотя поэт и был освобожден из тюрьмы, он должен был два с половиной года отбывать в арестантской роте. От этого наказания его спасли поклонники таланта поэта. Один из них Габидулла Зигангиров весной 1871 года обратился к царю Александру II с прошением, заплатил залог две тысячи рублей и взял Мифтахетдина Акмуллу на поруки. Так он окончательно вызволил поэта из арестантской роты. Произведения, написанные в тюрьме, входят в число лучших образцов его поэзии. Они свидетельствуют о духовной силе и неиссякаемом таланте поэта-узника. Даже в стихотворении о своей несчастной судьбе «Место мое - в тюрьме» поэт рисует свою жизнь не только на фоне тюремного быта, но и на фоне борьбы, идущей в обществе между правдой и ложью, добром и злом, верностью и предательством.
Место мое - в тюрьме
Привет вам посылает странник Акмулла,
Писавший правду для народа ваш мулла,
Привет степям -просторным от меня,
Осужденного по навету врагов
. Весь пожелтел я, глядючи в окно,
Душа моя терпенье потеряла.
Исангильды, Батуча был учителем
В ответ неблагодарность заслужил.
В печальных ду мах похудел я, высох,
Слова не достигают никого
. Тираны истязают мою душу,
Но странник терпением высок.
Я в руках воронов попал и опозорен,
К моей беде с вниманьем отнесись.
Как конь я пролететь мог над арыком,
Но оказался перед крутым обрывом.
Ученик (4). После выхода из тюрьмы в 1871 году 40-летний Акмулла спустя 13 лет вернулся в отцовский дом. Однако отец не принял своего сына Мифтахетдина, ставшего к тому времени известным поэтом Акмуллой, близко к себе. Между отцом и сыном возник разлад. Обиженный холодным отношением, Акмулла на добром коне отца в его отсутствии навсегда покинул родной дом. В такой обстановке появилось знаменитое письмо-послание поэта «Письмо к отцу», в котором он объяснил причины своего ухода. В письме есть такие строки:
Отец мой, слишком неприглядно дело твое, Мы приехали истосковавшись
по зову души, За тринадцать лет приехав лишь раз,
душа сломана, Теперь уж нам лучше умереть, чем жить.
Оставив отцовский дом, Акмулла жил в основном в башкирском Зауралье — в аулах Абзелиловского, Баймакского, Учалинского районов, где было очень много знакомых и друзей. Известно, например, что, освободившись из тюрьмы, он приехал в аул Суюндук современного Учалинского района к Камалу Ягафарову, с которым провел долгие годы заточения в Троицке. Зиму 1892 года он провёл в селе Темяс, посещая и соседние аулы по реке Сакмар. Однако особенно летом надолго он нигде не задерживался, а переезжал из аула в аул. Скитаясь среди башкир, учил детей грамоте, участвовал в поэтических состязаниях — айтыш.
В 1894 году по семейным делам он приехал в Уфу, встречался с выдающимся ученым и писателем Ризаитдином Фахретдиновым и поэтом-просветителем Мухаметсалимом Уметбаевым, с которым состязался в поэтической импровизации, и муфтием Духовного управления мусульман Мухамедьяром Султановым.
В образованном старайся, прежде чем держать в чести,
Его внешность с его сущностью быстрей соотнести:
Если скор он на расправу, если в действиях жесток он,
Плюнь на всю его ученость — с ним тебе не по пути.
Перевел Г. Шафиков.
Ученик (5). Трагической была и смерть Акмуллы. На своей телеге, загруженной книгами и столярными инструментами, 8 октября 1895 года он ехал из г. Троицка в Златоуст. Между Миасским заводом и деревней Сарсланово на него напали грабители и убили. Тело поэта погребено на миасском кладбище.
При жизни Акмуллы была выпущена в свет лишь одна его книга «Памяти Шигабутдина Марджани», которую издали в Казани в 1892 году. Через 12 лет в 1904 году, там же была опубликована вторая его книга - сборник стихотворений, написанных в Троицкой тюрьме. С тех пор произведения Акмуллы не печатались ни в Уфе, ни в Казани.
Впервые поэтический сборник Акмуллы вышел в Алма-Ате в 1935 году.
НАШ МИР
Мир многолик, а страсть у всех — одна:
К наживе наша жизнь устремлена.
Как лисы, мы ловчим, но, не насытясь,
Днем радости не знаем, ночью — сна.
О мир! Обманутых тобой не счесть,
К собачьим чувствам ты низводишь честь,
И мы живем во власти заблужденья,
Что призваны как можно больше съесть...
Пустой совет — живи, мол, не тужи, —
Пусть истина восстанет против лжи!
Коль твой отец родной кривит душою,
То правду и ему в глаза скажи!
Перевел М. Гафуров.
Ученик (6). В поэтическом воображении Акмуллы раньше всего возник образ самого известного просветителя его времени, Марджани Шигабутдина. Он выдвинул, обосновал, отстаивал в своих произведениях требования внести изменения в ислам: отказаться от религиозного фанатизма и бессмысленных обычаев, приспособить религию к современным условиям: призывал преподавать в школах, наряду с богословием, естественные и гуманитарные науки, обучать русскому языку, готовить полезных для общества людей. Марджани сам организовал первую школу с новой системой обучения и противопоставил ее схоластическим мектебам и медресе. Акмулла пишет:
Друзья, привет вам посылаю с просьбой:
Смотрите, Марджани – Полярная звезда,
Ее не будет, - в темноте ночной
С пути собьешься, потеряв дорогу.
Ученик (7). Мифтахетдин Акмулла и в искусстве, и в жизни стоял за всестороннее развитие личности и сам на практике стремился к этому. В стихах он говорил:
Хорошо, по мере сил, узнавать различные науки,
Встать в ряды самых ученых мужей.
Полезно получить знания не только через русский,
Но, если в силах, и через французский язык.
Инсценировка: «Акмулла и Исангельды-бай».
В ту пору, когда Акмулла жил, обучая детей, в 100 км от Троицка в деревне Карасу, кто-то позвал его прочитать заупокойную молитву. Акмулла пошел. Тогда известный богач из Кара- кыргызского аймака Исангильды сказал с усмешкой: «У нас есть пословица: «Где трава, там бык нагуливается, где мертвец - мулла жиреет». Посмотрите на этого муллу, как разжирел!». Акмулла ответил: «Точно подметили, на траве бык нагуливается, где мертвец - мулла жиреет, где судебная тяжба - жиреет начальник, а в степи, где нет таких мулл, как мы, ваши покаянные головы грызут собаки».
Высмеянный перед народом, Исангильды растерялся от злости и не нашелся, чем ответить.
Ученик (8). Акмулла, впервые после Салавата, обратился к своему народу со словами: «Мои башкиры», горячо призывая его к просвещению, к знаниям. Интонационный строй передает всю сложную гамму чувств поэта: боль и страдание, надежду и тревогу.
Вот одна из таких поэтических жемчужин:
Мои башкиры, учиться надо, учиться,
Много невежд среди нас, образованных мало.
Как боимся мы дикого медведя на Урале,
Так невежества, братья, надо бояться.
Вниманье свое обратите: в учебе - почет,
Напасти и беда идут от убогости.
Ученые люди без всяких святых чудес
Поднимутся в небо и по воде поплывут.
Мир станет ясным днем для ученых мужей,
Запретные вещи станут доступными
Захочешь высечь счастья, богатства родник,
Способ один - уменьем и знаньем владей.
К шести приплюсовать один – не будет десять,
Вспять стрелки повернув, ночь не станет днем.
Знанье - богатырь сильнее всяких львов,
Без них твой сон не обратится в явь.
ТЕСТ
1. Кого из крупнейших башкирских поэтов — просветителей конца XIX века считают своим поэтом татары и казахи?
а) Исянгильде Ватыша
б) Мифтахетдина Акмуллу
в) Шигабутдина Марджани
2. Что означает имя Акмулла?
а) Правдивый, чистый, учитель.
б) Религиозный деятель.
в) Общественный деятель.
3. Когда и где родился Мифтахетдин Акмулла?
а) 1831 год, Миякинский район, д.Туксанбаево.
б)1835 год, Оренбургская обл., Шарлыкский район.
в) 1839 год, г.Троицк.
4. Какому ученому-просветителю было посвящено одно из самых замечательных стихотворений Мифтахетдина Акмуллы?
а) Мухаметсалиму Уметбаеву.
б) Батучу Исянгильдину.
в) Шигабутдину Марджани.
5. Название Стихотворения, в котором Акмулла дает наказ башкирам?
а) "Башкиры мои, надо учиться"!
б) "Элегия в честь Шигабутдина Марджани".
в) "Пробуждение".
6. Как переводится слово «Насихаттар»?
а) Обращение. б) Наставление. в) Призыв.
7. Как увековечено имя Акмуллы в Башкортостане?;
а) Улица Акмуллы в г.Уфе.
б) Гврод Акмулла.
в) Музей Акмуллы.
8. Сколько наставлений дает Акмулла в стихотворении «Насихаттар»?
а) 5.; б) 7.; в) 9.
9. Сколько слогов содержит "стих Акмуллы"?
а) 8. б) 11. в) 26.
10.В каком году отмечается 180 - летие со дня рождения Мифтахетдина Акмуллы?
а) 2005г.; б) 2009г.; в) 20011г.
Литература
Сборник стихов М.Акмуллы.
Учитель Башкортостана № 9 2003 г. стр. 53 – 56
Культура Башкортостана. Учебник для 8 класса С.А.Галин, Г.С.Галина и другие.
А.И.Харисов Литературное наследие башкирского народа.