2 | Формулирование темы | 5 мин | Подведение к теме урока, путем фронтального опроса, после прочтения стихотворения Эли Куклиной «Наш язык и скромен и богат». | Ребята, послушайте стихотворение Эли Куклиной из журнала «Пионер» (слайд 1): Наш язык и скромен, и богат, В каждом слове скрыт чудесный клад. Слово «высоко» произнеси – И представишь сразу неба синь. Вспомнится слово «светло», И увидишь – солнышко взошло. Если скажешь ты: «Темно», Сразу вечер постучит в окно. Если скажешь «ароматно» ты, Сразу вспомнишь ландыша цветы. Ну, а если скажешь ты «красиво», Пред тобою – сразу вся Россия! - Какие слова привлекли внимание юной поэтессы? - На какой особенности этих слов акцентируется внимание в стихотворении? - Как образованы данные наречия? - Назовите другие наречия образованные от прилагательных. Сделайте вывод. - Какую часть речи легко спутать с наречиями? - Так о чем мы сегодня будем говорить? - Сформулируйте тему урока. Какова цель урока? | Учащиеся слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы. Формулируют тему и цель урока. - Высоко, светло, темно, ароматно, красиво. - Это наречия. - Эти наречия образованы от прилагательных с помощью суффикса -о. - Скоро, далеко, медленно, тихо, мало, широко и т.д. - Таких слов очень много, поскольку в русском языке много прилагательных, а от любого качественного прилагательного можно образовать наречие на -о(-е). - Слова категории состояния. - О наречиях и словах категории состояния. |
3 | Основной этап урока. Экскурс в историю. Практика. | 3 мин. 25 мин. | Рассказ учителя. Соревнование между командами. | «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной…» М. Горький (слайд 2). - Наречие молодо, но ни перед кем не склоняется, не изменяется. У него нет окончания. Наречие любит командовать, указывать глаголу, как ему поступить. Оно дружит со многими частями речи. Наречия возникли в языке позже других слов. Они нередко восстанавливают историю давно забытого слова, помогают понять, что язык постоянно изменяется, в нем происходят процессы отмирания одних слов и рождение других. - Поговорим о происхождении наречий (слайд 3 – 6): - От чего образуются наречия? Наречие образуется от существительных: Низ - вниз Круг - вокруг Волчок - волчком Весна - весной От прилагательных: Тяжёлый - тяжело Досрочный - досрочно Новый - снова Далёкий - далеко От числительных: Второй - во-вторых Один - однажды Пятеро - впятером Два - надвое От глаголов: Молчать - молчком Догонять - вдогонку Прикусить - вприкуску Лежать - лёжа - Но есть и наречия, пришедшие к нам из давних времён (7 – 9): Знать назубок Знать очень хорошо, наизусть. Было время, когда слова “знать на зубок”, “проверить на зубок” понимались почти буквально: поговорка возникла от обычая проверять надкусом подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Возьмёшь монету в рот, прикусишь её зубами, и, если не осталось на ней вмятины, значит, она подлинная, не поддельная. Дотла Наречие «дотла» образовалось от сочетания «до тла», т.е. до дна, до основания: в древнерусском языке тлом назывался пол, а также дно и основание. Соответственно, «тла» – это форма родительного падежа единственного числа существительного «тло». С развитием языка слово «тло» стало рассматриваться как устаревшее и вскоре вовсе вышло из употребления. Настежь Иногда бывает необходимо, чтобы створки дверей или ворот не захлопывались, - например, когда вносишь в дом что-нибудь громоздкое или заводишь на двор телегу с сеном. Крестьяне это хорошо понимали. И, чтобы работать в таких случаях было сподручнее, в старину створки раскрытых ворот закрепляли, накидывая веревочную петлю на специально вбитую в землю палку. Называлась она - стежь. И все то, что было распахнуто на стежь, не захлопывалось. - Слова способны поведать о том, как жили люди сотни лет назад. С помощью слов можно узнать, как понимали мир наши предки. Человек исчезал, но слово, им созданное, осталось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка, которой пользуемся мы с вами. - Сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание на знание теоретического материала о наречии (слайд 10): Наречие – это (неизменяемая) часть речи. У наречия не бывает (окончания). В предложении наречие чаще всего является (обстоятельством). Наречия делятся на разряды (образа и способа действия, меры и степени, места времени, причины, цели). Наречие имеет простую (сравнительную) и сложную (сравнительную) степени. Также наречия имеет (превосходную) степень. - Ребята, давайте вспомним, как образуются степени сравнения наречий (слайд 11). - А теперь выполним задание. Образуйте простую сравнительную степень, сложную сравнительную степень и превосходную степень наречий (карточки): 1 команда. Активно, весело, вдруг, мудро, послушно, дружески, логично, смело, вежливо. 2 команда. Жестко, красиво, умно, громко, сослепу, старательно, оригинально, мастерски, далеко. 3 команда. Тихо, быстро, грамотно, кратко, поневоле, удивительно, удачно, немного, шустро. - А теперь откройте учебник на стр. 153. Вспомним словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов. - Следующее задание. Образуйте по одному наречию, образование которого соответствует указанной модели (карточки): 1 команда. В___, на___о, на___у, на___е, за___, до___а, за___о. 2 команда. ___ами, ___о, на___, в___и, ___ом, из___а, ни___. 3 команда. ___е, ___ой, в___е, в___о, не___, от___, под___. Физминутка: Поднять руки высоко вверх, опустить вниз, повернуться направо, посмотреть влево, чуть-чуть попрыгать, сделать уверенно 3 приседания, сесть спокойно. - Игра с сигнальными карточками. Я буду называть разные части речи, вы поднимаете соответствующую карточку (зеленая – наречие, красная – другая часть речи): небо, высоко, дом, легко, плед, наверху, тот, наружу, который, далеко, укрылся, птица, восхищенно, пузырек, я, попусту, дождливый, никто, первоначальный, нечто, солнце, нечего, понемногу, постой, никогда. - Вспомним, что такое СКС. - Определить части речи выделенных слов в предложениях (слайд 12 - 14) 1) Кто-то вышел и ТИХО у забора стал пробираться в нашу сторону, к погребу. (Коковин Е.) 2) Всё было ТИХО и мёртво. (Авдеев М.) 3) Снова ТИХО в вечереющих зарослях. (Федосеев Г.) 4) Путники свернули с дороги к ТИХО журчавшему ручейку. (Павлов Н.) 1) Щенок дрожал, хотя было совсем ТЕПЛО. (Коковин Е.) 2) В юрте ярко горел огонь, распространяя свет и ТЕПЛО. (Арсеньев В.) 3) На ней [Шурочке] было белое гладкое платье с красными цветами за поясом, с правого бока; те же цветы ярко и ТЕПЛО краснели в её волосах. (Куприн А.) 4) Гинзбург ТЕПЛО простился с Мишей. (Беляев А.) 1) Крестовников держался СПОКОЙНО, словно подрывать лавины было для него привычным делом. (Кубанский Г.) 2) В полумраке комнаты было СПОКОЙНО, уютно. (Кубанский Г.) 3) Дым от костра поднимался СПОКОЙНО кверху. (Арсеньев В.) 4) Море было сравнительно СПОКОЙНО, только короткие порывы ветра неожиданно набегали то спереди, то сзади и мешали грести. (Арсеньев В.) 1) В конце своей улицы Васёк увидел тетку. Она, суетливо и НЕЛОВКО обходя лужи, шла вдоль забора, придерживая обеими руками концы полушалка. (Осеева В.) 2) Дед НЕЛОВКО, боком присел на нары и замер, боясь пошевелиться. (Осеева В.) 3) Когда на эстраду вышел Леонид Николаевич и НЕЛОВКО поклонился, гром аплодисментов рассыпался по зале. (Гарин-Михайловский Н.) 4) Мне было НЕЛОВКО перед Костей: ведь это я уговорил его искать клад.(Коковин Е.) 1) За дальностью расстояния волн не было видно, и только по белой кайме у берега можно было догадаться, что море НЕСПОКОЙНО. (Арсеньев В.) 2) Вечером собаки вели себя НЕСПОКОЙНО. (Арсеньев В.) 3) В городе было НЕСПОКОЙНО. (Павлов Н.) 4) Дженни НЕСПОКОЙНО спалось остаток ночи. (Выгодская Э.) 6. Укажите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. 1) РАДОСТНО и ясно завтра будет утро. (Ахматова А.) 2) Однажды под окном на раките РАДОСТНО засвиристел скворец. (Носов Е.) 3) Иностранец РАДОСТНО закивал головой. (Рыбаков А.) 4) Сомнения улетучивались, на сердце снова становилось ясно и РАДОСТНО. (Воскресенская З.) - Молодцы, ребята! Наше соревнование подошло к концу. А пока жюри подводит итоги, послушайте про интересные наречия «Где? Куда? Когда?» и «История одного почему» Жюри подводит итоги. Озвучивают результаты, «награждение» учащихся (команда победителей получает пятерки за урок, команда, занявшая второе место – четверки). | Учащиеся слушают учителя. Работают в группах. |