СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творчество Федора Ивановича Тютчева. Особенности философской поэзии (2 часа)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихсясновыми фактами биографии Тютчева, помочь проникнуться философской и нравственной глубиной его стихов, понять их художественное своеобразие

Просмотр содержимого документа
«Творчество Федора Ивановича Тютчева. Особенности философской поэзии (2 часа)»

Конспект урока.


  1. Предмет – литература

  2. Класс – 10 б

  3. Тема - Творчество Федора Ивановича Тютчева. Особенности философской поэзии (2 часа)

  4. Тема урока - «Писатель пушкинского поколения, поэт некрасовской эпохи».

  5. Общая дидактическая цель: развитие в процессе обучения способностей учеников к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационно насыщенной среде.

  6. Тип урока: изучение нового материала, предъявления новой информации («урок с мультимедийной поддержкой»).

  7. Цели урока:

    • Образовательная: познакомить учащихся с новыми, интересными фактами биографии Тютчева, неизвестными им ранее гранями лирики Тютчева, помочь проникнуться философской и нравственной глубиной его стихов, понять их художественное своеобразие.

Подчеркнуть, что внешне обычная жизнь Тютчева была полна драматизма, сложностей и неоднозначностей, что его внутренний мир полон раздумий о жизни, размышлений о тайнах бытия, что его поэзия  - это, прежде всего, поэзия мысли.

    • Развивающая: развитие творческих способностей учащихся путем интерпретации лирического произведения

    • Воспитательная: воспитание интереса к русской лирике путем пробуждения эмоций и внимания к слову.

8. Методы обучения:

Беседа, рассказ, экранная демонстрация, практическая работа, письменный и устный опрос, самоконтроль и самооценка.

9. ФОПД:

  • Индивидуальная

  • Парно-групповая

10. Средства обучения:

  • Ведущее средство – живое слово в сочетании с подачей текстовой информации с экрана

  • Демонстрация иллюстративного материала с помощью мультимедийной презентации

  • Учебная практика, предполагающая логическую обработку нового материала

  • Контрольное задание в качестве домашнего.


Целесообразность использования мультимедийной презентации.

На уроке используется мультимедийная презентация, которая поможет учащимся зафиксировать основные моменты лекции учителя по биографии поэта, даст возможность иметь тексты стихотворений и конкретные вопросы для их интерпретации. Так как учебник литературы для 10 класса (автор Лебедев), не содержит материалов о Тютчеве, нам представляется целесообразным использование презентации на уроке.

Первая часть урока – знакомство с биографией поэта- рассказ учителя и составление хронологической таблицы учащимися. Слайды 1-32 дают возможность записать основные положения лекции и ответить на проблемный вопрос (слайд 4)

Вторая часть урока – знакомство с особенностями пейзажно-философской лирики Тютчева и интерпретация стихотворения «Silentium». Слайды 33- помогают увидеть основные особенности этой темы. Слайды содержать вопросы для интерпретации, на которые учащиеся отвечают письменно.

Домашнее задание: сочинение «Интерпретация стихотворения «Silentium».


Ход урока.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оргмомент

Проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха.

Готовят рабочее место

Целеполагание и мотивация


1840-е годы историки литературы считают неудачными для русской поэзии. Но именно в это десятилетие начал раскрываться дар двух великих лириков – Фёдора Тютчева и Афанасия Фета. Парадоксальным образом читатели их как будто не замечали, их лирические стихи не вписывались в распространённое представление о том, каким должно быть “правильное” поэтическое сочинение. И лишь после того, как в самом авторитетном литературном журнале той поры – в «Современнике» появилась статья Николая Алексеевича Некрасова «Русские современные поэты» (1850), у читателей словно пелена спала с глаз.

Среди прочих Некрасов написал о выдающемся даровании Фёдора Тютчева.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с жизнью, творчеством этого великого русского поэта и постараемся понять его личность через его стихи

Слайд 1-4

Определяют цели урока, записывают тему.

Актуализация знаний и умений

Звучит романс на стихи Тютчева.

Вопросы для беседы:

Знаете ли вы этот романс?

Как вы думаете, любое ли стихотворение можно положить на музыку?

Знаете ли, чем достигается музыкальность стиха?

Можете ли назвать стихотворения?

Процитируйте известные вам строки (Например, «Люблю грозу в начале мая…» и другие)

Чему посвящены эти стихи?

Как вы думаете, какой человек мог написать такие произведения?

Вспомните особенности лирического произведения.

Отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Вспоминают известное о поэте

Изучение нового материала

Блок 1 Судьба поэта


Слайд 5

Фёдор Иванович Тютчев был всего на четыре года моложе Пушкина и начал свой путь в литературе очень рано.

И всё-таки Тютчев не стал поэтом пушкинской или хотя бы лермонтовской эпохи. Не только потому, что равнодушно относился к славе и почти никаких усилий для публикации своих сочинений не прилагал. Ведь даже если бы Тютчев усердно носил свои стихи по редакциям, ему всё равно пришлось бы долго стоять в “очереди” за успехом, за читательским откликом. Почему так вышло? Потому что у каждой литературной эпохи есть свои стилистические привычки, “стандарты” вкуса; творческое отклонение от этих стандартов иногда кажется художественной победой, а иногда – непоправимым поражением. (Современники вообще подчас бывают несправедливы в своих оценках.)

Тютчев оказался поэтом новой эпохи.

Слайд 6

Представление презентации учащихся о жизни Ф.И.Тютчева (опережающее домашнее задание)

Слайд 7-8

«Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые» - эти слова Тютчева зацитированы до ветхости – уж очень хотелось биографам поэта найти хоть что-нибудь роковое в его родословной, в характерах родителей, в обстоятельствах детства, отрочества, юности. Увы, ничего исключительного не нашлось.

Фёдор Иванович происходил из старинной дворянской семьи; его раннее детство прошло в усадьбе Овстуг Орловской губернии (ныне Брянская область). Первоначальное образование, как было принято в хороших семействах, было домашним; одним из первых наставников юного Тютчева стал поэт и переводчик Семён Егорович Раич. Благодаря этому уже двенадцати лет от роду Тютчев переводил Горация.

Слайд 9-10

Мать, урождённая графиня Толстая, души не чаяла в “Феденьке”. Вообще, ему повезло с семьёй, детство у него было по-настоящему счастливое и безмятежное; роскошные южнорусские пейзажи запали ему в самое сердце.

«Ребенок был чрезвычайно добросердечен, кроткого, ласкового нрава, все свойства и проявления его детской природы были скрашены какой-то особенно тонкой, изящной духовностью. Благодаря своим удивительным способностям учился он необыкновенно успешно» (И.С.Аксаков «Биография Федора Тютчева»).

Слайд11.

Затем семейство Тютчевых перебралось в Москву; Фёдор в качестве вольнослушателя посещал в университете лекции знаменитого профессора Алексея Фёдоровича Мерзлякова о русской словесности; жил частью в Москве, частью в подмосковном имении Троицкое.

В 1821-м он окончил Московский университет кандидатом и уехал в столицу империи, Петербург. Здесь молодой поэт приступил было к чиновной службе в Коллегии иностранных дел, но вскоре благодаря родственной протекции получил место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии. И в июле 1822-го отбыл в Мюнхен, где ему суждено было провести 22 года.

В Германии Тютчев общался с философом Фридрихом Шеллингом, особенно тесно – с Генрихом Гейне, которого именно он впервые перевёл на русский язык.

На самом деле Германия, с её философией, с её культурой обобщения, с её любовью к отвлечённым понятиям, была предельно близка убеждённому славянофилу Тютчеву. Он воспринял идеи немецких натурфилософов, убеждённых, что царство природы и царство духа (то есть человеческая история) друг другу родственны. И что искусство соединяет природу и историю.

Слайд 12.

Прочтение стихотворения.

- Какое известное вам стихотворение оно напоминает? Да, это «Сосна» в переводе Лермонтова, который тоже переводил и Гейне, и Гете, и Байрона.

Слайд 13-19

Сразу после первого приезда в столицу Баварии Мюнхен (1822) у него завязался бурный роман с Амалией Лерхенфельд, в замужестве баронессой Крюденер. Но уже в 1826-м он женился на Элеоноре Патерсон, урождённой графине Ботмер (она была вдовой русского дипломата). А в 1833-м у него вновь начался новый роковой роман – с Эрнестиной Дёрнберг, урождённой баронессой Пфеффель, вскорости овдовевшей.

В 1838-м умерла жена Тютчева – она не перенесла потрясения, пережитого во время морского путешествия вместе с тремя дочерьми из России в Германию. (Пароход «Николай I» загорелся и чудом избежал затопления.) Фёдор Иванович, узнав о смерти жены и детей, поседел за одну ночь, однако связь с Эрнестиной Дёрнберг не оборвал даже на время. За самовольную отлучку из туринского посольства (он отправился в Швейцарию, чтобы обвенчаться с возлюбленной) поэт-дипломат был в конце концов отчислен с государевой службы и лишён звания камергера.

Презентация «Здесь Тютчев жил»



Слайд 20

в 1836-м Пушкин поместил в двух номерах своего журнала «Современник» большую подборку из 24 тютчевских стихотворений.

Подборка была подписана инициалами Ф.Т. и озаглавлена «Стихи, присланные из Германии»; в неё входили шедевры, которые потом будут перепечатываться во всех хрестоматиях и антологиях русской классической поэзии: “Молчи, скрывайся и таи // И чувства и мечты свои – // Пускай в душевной глубине // Встают и заходят оне // Безмолвно, как звезды в ночи, – // Любуйся ими – и молчи…” («Silentium!», около 1830).

Слайд 21-22

Приехав на несколько месяцев в Россию (1843), Тютчев вёл переговоры о своём служебном будущем; переговоры завершились успехом – и в 1844-м он вернулся в отечество, получив место старшего цензора. (В 1858-м Тютчев станет председателем комитета иностранной цензуры.) Ему было возвращено звание камергера, Николай I с одобрением отзывался о тютчевской публицистике; Фёдор Иванович уповал на торжество славянской идеи, верил в близкое учреждение Великой греко-российской Восточной империи.

Слайд 23- 24

Но в 1850-м Тютчев вновь влюбился – в 24-летнюю Елену Денисьеву; она была классной дамой в Екатерининском институте, где воспитывались дочери поэта.

Слайд 25.

Тютчеву к тому времени исполнилось уже 47 лет, но, как вспоминают современники, “он сохранил ещё такую свежесть сердца и цельность чувств, такую способность к безрассудной, не помнящей себя и слепой ко всему окружающему любви”.

Слайд 26.

”. От внебрачного союза Тютчева и Денисьевой родились трое детей. Первую дочь тоже звали Елена.

Слайд 27.

Высказанная Некрасовым еще в 1850 году идея – о необходимости собрать стихотворения Тютчева и наконец-то издать их отдельной книгой – не осталась без отклика. За дело взялся И.С.Тургенев и появился первый сборник стихотворений, который вышел как приложение к журналу «Современник». Тургенев написал рецензию к сборнику: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию, ни мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления…»


Слайд 28.

Двусмысленность положения, однако, угнетала возлюбленную поэта; в конце концов у неё развилась чахотка, и в августе 1864-го Денисьева скончалась. Впав в отчаяние, Тютчев уехал за границу и соединился с прежней семьёй (благо формально развод с женой так и не был оформлен). Но сразу по возвращении из Женевы и Ниццы, весной 1865-го, он пережил одно за другим несколько страшных потрясений: умерли двое детей, прижитых им от Денисьевой, сын и дочь; вскоре после этого скончалась его мать; спустя некоторое время – сын Дмитрий, дочь Мария, брат Николай. Последние годы жизни Тютчева прошли под знаком бесконечных утрат...

После смерти Денисьевой Тютчев писал всё реже. Да и слава, поздно к нему пришедшая, недолго нежила его самолюбие. Второй тютчевский сборник, 1868 года, был встречен куда прохладнее, чем первый.

Слайд 29.

Старость донимала поэта; во время предсмертной болезни он обратился с покаянно-прощальным четверостишием к своей жене Эрнестине, которая сохранила ему верность вопреки всему:

Слайд 30-32

Через полгода после первого инсульта Эрнестина перевезла мужа из Петербурга в Царское Село, надеясь на «нескудеющую силу» духа поэта. Но чуда не произошло.

15 июля 1873 года поэт скончался. Похоронен в Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Из некролога: « Бессмертие любви и памяти обеспечено Ф.И.Тютчеву…»

Слайд 33

Поэт А.Апухтин написал стихотворение, посвященное памяти Тютчева.


Блок 2. Особенности лирики. Обучение интерпретации стихотворения.

Слайд 34

Понятие об интерпретации

-Чтобы интерпретировать стихотворение, необходимо знать основные особенности лирики того или иного поэта.

Познакомимся с особенностями стихов Тютчева

Слайд 35


Сообщение учащегося «Поэзия «чистого искусства»

Слайды 36-39

Особенности лирики Ф.И.Тютчева.

Философская лирика


Составляют хронологическую таблицу, записывают основные даты жизни поэта. Участвуют в беседе.


















Рассказ учащихся, сопровождаемый презентацией.


















































Сравнивают стихотворение с переводом Лермонтова























Рассказывают о жизни Тютчева в Германии с использованием презентации.















































































Читают наизусть стихотворение Апухтина




Записывают теоретические сведения в тетради


Закрепление материала (интерпретация стихотворения)

Слайд 40

Сообщение учащегося «История создания стихотворения»


Чтение стихотворения и разбор содержания

Выявление первичного понимания стихотворения и разбор непонятных слов

Слайды 41-43

Вопросы для анализа


Дается возможность обменяться мнениями и пополнить свои записи

Учитель корректируют ответы и дополняет.

Слайды 44

Выводы под запись в тетрадь


Записи в тетради.






Фронтально отвечают на вопрос






Работа в парах.


Коллективная взаимопроверка

Рефлексия

Слайды 3-4

Предлагается вернуться к списку, в котором перечисляются умения и навыки для реализации цели урока и проанализировать свою работу на уроке

  • К чему стремились?

  • Что узнали?

  • Какие проблемы остались нерешенными?

Участвуют в рефлексии

Домашнее задание

Слайд 44

Домашнее задание



ЗДЕСЬ ТЮТЧЕВ ЖИЛ..."

Прогулка с Тютчевым по Мюнхену


Материал к презентации


  • Слайд 2

Мюнхен был столицей баварского государства, которым управлял король. . В Мюнхене были аккредитованы посольства полутора десятков государств. После победы над Наполеоном российская миссия пользовалась высшим, приоритетным вниманием.

Несмотря на малое количество дела, которое будет у этого чиновника на первых порах его пребывания здесь, я всё же постараюсь, чтобы он не зря потерял время, столь драгоценное в его возрасте», - столь деликатный доклад писал российский посланник граф Иван Воронцов-Дашков в июле 1822 года министру Карлу Нессельроде по поводу прибытия 18-летнего Фёдора Тютчева в Мюнхен в качестве сверхштатного атташе. Здание российской миссии, которое приняло Тютчева в 1822 году, находилось на Герцогшпитальштрассе № 1139.

На здании открыли мемориальную плиту: „В этом доме в 1822-1837 и в 1839-1844 годах работал выдающийся поэт и дипломат Федор Иванович Тютчев".

  • Слайд 3

В 1829 году Тютчевы жили на Оттоштрассе, буквально в двух шагах от Каролиненплац. Каролиненплац - площадь в Максфорштадте, пригороде Макса, городском районе имени первого короля. В доме на Каролиненплац 1 у Тютчева от брака с Элеонорой родились три дочери.

18 октября 1833 года на Каролиненплац (напротив дома Тютчева) к двадцатой годовщине победы союзных войск под Лейпцигом был открыт, сооруженный по проекту архитектора Лео Кленце, 29-метровый бронзовый обелиск «Памяти павших 30 тысяч баварцев в походе на Россию в 1812 году».

  • Слайд 4

Тютчев любил мюнхенский Максфорштадт, а в Максфорштадте – Людвигштрассе. На Людвигштрассе проходили торжественные процессии.

27 октября 1842 года Тютчев въехал в свою последнюю мюнхенскую квартиру на Людвигштрассе 7.

Почти напротив дома находилась королевская библиотека.

  • Слайд 5

У Тютчева был ещё один адрес - старейший постоялый двор Мюнхена, известный ещё с 1440 года. Его посещали Гейне и Тютчев. Теперь там экзотическая пивная.

  • Слайд 6

Мюнхенские парки часто упоминаются в переписке Тютчева и его современников : «Настоящий мюнхенец знает, какая площадь олицетворяет портрет города, где объединены веселье и прохладное пиво, многоцветный покров прекрасных цветов в королевском саду и грациозная гирлянда башен». Так восторженно писать можно только об Одеонсплац. Мюнхенские парки часто упоминаются в переписке Тютчева и его современников.

«Достойны примечания аркады, идущие по западной и северной стороне площади (возле Королевского парка). В сих аркадах находятся большие фресковые картины важнейших событий из истории Баварии»

В 1862 году на Одеонсплац в день 76-х именин здравствующего экс-короля Людвига I Баварского был открыт ему бронзовый памятник.

  • Слайд 7

Тютчев, энтузиаст-путешественник, с восторгом встретил появление в Европе чуда технической революции XIX века. В его переписке многократны восхищения новым видом транспорта (письмо из Веймара от 10/22 сентября 1841 года): „Благодаря железным дорогам, часть которых уже завершена, все эти города (Лейпциг и Дрезден) приблизились друг к другу, как по волшебству". В другом письме (из Дрездена от 27 сентября 1841 года) Фёдор Иванович не устаёт восторгаться достижением цивилизации: «Надо согласиться, что пар - великий чародей, порою движенье так стремительно, так поглощающе, пространство так преодолено, сведено на нет, что трудно не поддаться чувству некоторой гордости».

В Мюнхене первый паровозный гудок был услышан 1 сентября 1839 года. Вокзал располагался на окраине города. „Железные дороги в соединении с хорошей погодой - истинное очарование". Тоже в октябрьском письме 1843 года из Мюнхена: „Из Берлина, благодаря железной дороге, мне потребовалось всего семь часов, чтобы приехать в Лейпциг, оттуда один час до Альтенбурга...». Время притупляло новизну дорожных ощущений, и Фёдор Иванович иногда брюзжит (письмо из Москвы от 8 августа 1846 года): «Как отвратительно пребывать трое суток в катящемся ящике! Так ясно тогда сознаешь, как ты глуп». Тютчев восхищался новым видом транспортной связи и понимал ее большое экономическое, политическое и даже нравственное значение в условиях российских просторов.

  • Слайд 8

Fasching - баварская масленица. Крестьяне празднуют в первые весенние оттепели расставание с голодной зимой. Традиционно соблюдение старинных языческих сценариев. В лицедействе танцев извечная борьба Добра со Злом. Весенним полевым работам мешает Ведьма-зима. Она хочет вернуть мороз и снегопады. Но это злодейство ей не удаётся: ничто не может остановить наступления весны. Молодой русский дипломат Фёдор Тютчев под впечатлением баварских празднеств написал стихи, которые сейчас знают все школьники России:

Зима не даром злится,

Прошла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Зима еще хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет,

И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая,

И, снегу захватя,

Пустила, убегая ,

В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала,

Ещё со времен бытности Тютчева и до нынешних дней в Мюнхене отмечают одно грандиозное осеннее празднество, именуемое Октоберфест. Это военный парад и конно-спортивные состязания. Производители продуктов питания стали одними из главных инвесторов Октоберфеста. Состязательность из области спорта постепенно перешла в область потребления, в основном вкуснейшего баварского пива. Празднество начинается грандиозным парадом десятков пивоваренных фирм пьющей Европы. Глава фирмы управляет колоссальной повозкой, запряженной восьмёркой тяжеловозов. На повозке десятки бочек с пивом, на которых восседают прекрасные дамы, раздающие кружки с пивом всем страждущим. Перед повозкой вышагивает оркестр и отряд охраны с оружием того времени, когда фирма была создана. Все одеты в старинные национальные костюмы. Длина парадной колонны - 8-10 километров.

  • Слайд 9

О страстном увлечении Тютчева театром упоминают многие близкие к Фёдору Ивановичу люди.

Талантливая сценическая игра будила его поэтическое воображение. Вместе с актером он входил в образ и потрясало его не актерское мастерство, которого он в этот момент уже не замечал, а само действо, участником которого он как бы становился. На мысль, изреченную со сцены, резонировали тончайшие струны его души. Истоки символизма в тютчевском творчестве следует искать во впечатлительном восприятии поэтом театрального искусства. Иван Гагарин, бывший сослуживец Тютчева, вспоминал после его кончины, что Фёдор Иванович относился к той категории людей, «которые так страстно любят театр, что готовы подвергать себя лишениям, обходиться даже без обеда, лишь бы только бывать в театре».

  • Слайд 10

Фёдор Иванович прожил за рубежом 22 года, дважды вступал в брак, оба раза с родовитыми аристократками-вдовами. Имена некоторых немецких родственников и друзей Тютчева сохранены в мемориале Мюнхена. В прогулках по сегодняшнему Мюнхену часто встречаются названия улиц, носящих имя родственников Тютчева, его друзей, приятелей, знакомцев. В 1898 году в мюнхенском районе Нойхаузен одна из улиц была названа фамилией младшего брата Элеоноры Тютчевой Максимилиана Ботмера (1816-1878). В топонимике Мюнхена щедро отображена эпоха Людвига I Баварского, время русского поэта

Фёдора Тютчева.

Здесь Тютчев жил... Грустил ли он

От Родины вдали?

Баварии привет-поклон

От Тютчевской земли

И вам, живущим здесь, привет

И низкий мой поклон.



Здесь жил, творил, любил Поэт,

И здесь был счастлив он.

И здесь от Овстуга вдали,

Он мне роднее стал.

Над Мюнхеном, куда б ни шли,

Дух Тютчева витал.

Владимир Гамолин, основатель и директор литературно-мемориального музея-усадьбы Ф.И. Тютчева в селе Овстуг Брянской области.

Мюнхен, октябрь 1998 года.



 






9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!